7days.ru Полная версия сайта

Анастасия Приходько. Строптивая

«Меладзе рванул дверь, схватил за шкирку, как котенка: «Ты не дослушала! Кто тебе разрешил уйти?!»

Константин Меладзе и Анастасия Приходько
Фото: ИТАР-ТАСС, Павел Щелканцев
Читать на сайте 7days.ru

Я выскочила с репетиции, сижу в машине, плачу. Меладзе рванул дверь, схватил за шкирку, как котенка: «Ты не дослушала! Кто тебе разрешил уйти?!» Кричу: «Не трогайте меня!» Терпеть издевательства у меня уже не было сил.

Точно знаю, в какой момент для меня петь стало не просто желанием, а целью и смыслом жизни. Потому что отчетливо ответила себе на вопрос: для чего? Зачем мне надо петь? Это произошло, когда украинская певица Руслана выиграла «Евровидение». В одночасье она стала национальной героиней, ведь благодаря ее победе наша страна станет хозяйкой юбилейного пятидесятого конкурса!

Но дело не в том, что захотелось примерить ее лавры, — вовсе нет. Я помню свой восторг, слезы радости — за нее, за Украину. Человек ничего не делает для меня лично, даже не подозревает о моем существовании, а я сижу счастливая, радуюсь. Как же это классно! И сказала маме: вот чего я хочу. Петь так, чтобы нести людям радость. Хочу, чтобы они чаще улыбались, становились счастливее. Мне было уже семнадцать.

А первый мой выход на сцену случился в четыре года. Мама привела меня в красивом новом платье в школу к брату, вокруг цветы, воздушные шарики — праздник. Концерт все не начинался, и я, высвободив свою ладошку из маминой руки, вперевалочку взобралась на сцену, встала посередине и затянула: «Атас, эх, веселей, рабочий класс» — хит «Любэ» того периода.

Никогда не страдала от отсутствия папы, отцом был дедушка
Фото: Из архива А. Приходько

Раззадоренная всеобщим веселым смехом и аплодисментами, без паузы перешла на «Балалайку-заразу» — в общем, остановить было сложно.

Не знаю, тогда это началось или я с этим родилась, но мне нравилось привлекать к себе внимание любыми способами. Энергия била через край, как маленький тайфунчик, я успевала охватить все, что попадало в поле зрения. Понравилось танцевать — пошла учиться танцам, услышала флейту — пошла в музыкальную школу. Поиграла токкаты, фуги Баха, чувствую — не прет меня флейта. Помешалась на Ванессе Мэй и прямо захотела-захотела стать скрипачкой, уговорила маму, она достала где-то денег и купила скрипку. Мне необходимы перемены, необходимо пробовать себя в чем-то еще и еще. Поучилась в художественной, музыкальной и общеобразовательной школах, откуда меня выгоняли, а если не выгоняли, то только потому, что успевала уйти сама.

Мне надо все и сразу, но я не очень прилежная и весьма строптивая ученица.

Когда, наконец определившись с выбором, я поняла, что хочу быть только певицей, освоила еще фортепиано и гитару. Зато, таким образом, меня совершенно обошли стороной опасные уличные соблазны. А при моем упорном стремлении к свободе и авантюрном любопытстве там могло произойти со мной и самое плохое. Что по сравнению с миновавшими бедами безобидные шалости вроде подпаленных штор в школе?! Подобные эксцессы случались как протест против излишнего давления или других педагогических косяков. У меня почти патологически обостренное восприятие несправедливости: малейшее ее проявление вызывало немедленный рефлекторный ответ.

Всегда была на стороне слабых, тех, кого обижали, — против тех, кто был равен, а то и выше по силе, авторитетности, положению.

Я, как Фигаро, поспевала везде. «Алло, мама. Я сегодня не приеду!» — «А ты где?» — «Да в Харькове!» — «Как ты там оказалась?!» Вот такое со мной случалось постоянно — куда, зачем? — ну не сиделось на месте. Это, конечно, когда уже стала взрослой. В общем, меня было много и я была лидером, всегда на виду (к чему стремилась!), и потому мои озорные выходки замечались особо. Поэтому, собственно, и выгоняли. Мама всегда говорила, что наверху что-то перепутали, мне надо было мальчиком родиться, а брату — девочкой: он спокойный, уравновешенный, книжки любит читать, а я — шашки наголо!

Папа наш, тот, кто родил, выпить любил больше, чем жену и детей.

Моя мама — классный журналист. На фото она (слева) с подругой
Фото: Из архива А. Приходько

А маме мы были дороже всего, она подхватила нас, мал мала меньше (обоим по два: мне — месяца, брату — года), в охапку и ушла от него.

Мама не любила говорить о бывшем муже, и я о нем мало что знаю. Ей было тяжело, а я не только нисколечко не страдала, даже не замечала его отсутствия, потому что отцом нам стал дед. Замечательным, самым лучшим в мире. Он — заслуженный журналист Украины — не задумываясь бросил работу, чтобы воспитывать внуков и дать возможность работать дочери. Мама — тоже журналист, театральный критик, трудилась на ведущем телеканале «Интер», с заработками проблем не было. Так что мамины руки нас кормили, бабушкины ласкали, дедушкины наставляли.

Как мы любили День Победы!

Самый дорогой подарок в жизни — оранжевый шарф. Знаю, через какое «не могу», через какую боль вывязывала мама каждую петелечку
Фото: Павел Щелканцев

С вечера мама доставала дедушкин китель с орденами, начищала, наглаживала, и начиналась всякий раз одна и та же история. Дед, дошедший до Берлина и расписавшийся на стене Рейхстага, очень стеснялся его надевать, сопротивлялся, мы настаивали, в конце концов он сдавался под нашим дружным натиском. И мы с братом, едва поспевая за широким дедовым шагом, то и дело бросая восхищенные взгляды на сверкающие на солнце медали, едва не лопающиеся от гордости за него — героя, взявшись за руки, шли к Вечному огню. По дороге покупали охапку красных гвоздик и радостно раздавали их ветеранам.

Потом у мамы появился муж. Все друг друга любили, нам не было тесно в большой четырехкомнатной квартире в центре Киева.

Никто и никогда не сможет сказать, что Анастасия Приходько получила что-то через постель. Близко до себя никого не допускала. Это табу
Фото: Павел Щелканцев

Для меня появление отчима ничего не меняло: у мамы — муж, у меня — дед. Он был главой нашей дружной семьи, стержнем, на котором все держалось, во­круг которого все крутилось и функционировало. Он всегда защищал и принимал мою сторону, хотя никто меня особо и не ругал, ни в чем не ограничивал, получала все, что хотела, ни в чем не знала отказа, потому такая и выросла — избалованная любовью, своенравная.

Любовь ведь проявляется в мелочах, сейчас их и не вспомнишь, но это дает такое необходимое, ни с чем не сравнимое ощущение защищенности! Я знала: у меня есть дед, что бы ни случилось — он поможет. Но вдруг все кончилось. Дед заболел, у него нашли рак. Помню, как мама привезла меня в больницу, странно было видеть деда больным и слабым, оказалось, не понимая этого (мама скрывала правду и от него, и от нас), мы тогда простились.

Дед впал в кому, и его не стало. Мне было всего десять лет, этот страшный факт не вмещался в сознание, тем более что мама не взяла нас с братом на похороны, решив, что правильнее, если мы будем помнить его живым.

Это была такая потеря для семьи, которую невозможно передать никакими словами. После смерти деда у нас в ­доме стали происходить мистические вещи: вдруг одна за другой перегорали лампочки, ломались электроприборы, отваливались дверцы шкафов, кусками отклеивались обои. Потихоньку начало разрушаться все. Мы лишились внутренней опоры. Брат совсем замкнулся в себе, периодами он лежал как беспозвоночный, ничего не хотел. Во мне что-то тоже здорово надломилось, но внешне я быстро собралась, поняв, что семья нуждается в поддержке, а не в моих слезах, засунула их поглубже и повзрослела раньше времени.

Детство кончилось.

Мама и бабушка обе работали. Пытались взять нам няню, но та заставляла есть отвратительный суп с клецками и ходить в тапочках, мы с братом объявили ей войну и довольно быстро выжили из дома. Не привыкли к тому, чтобы нас принуждали, так уж в семье было заведено: все больше пряником воспитывать, кнутом ничего хорошего не добьешься — няня этого не поняла. Для меня невыносимо надевать тапочки и по сей день. Я себя лучше ощущаю, когда чувствую землю ногами. Все-таки Телец, его стихия — земля. Иногда даже на концертах, особенно ответственных, — пою босая. Нервничаю перед началом, боюсь так, что у меня прямо трусится все, а сбрасываю туфли — сразу становится легче, спокойнее, я тогда полностью раскрываюсь.

Всегда ходила одетая как мальчишка: в джинсах, ни грамма макияжа, вместо расчески — пятерня и небрежно завернутый в «дулю» хвост
Фото: Павел Щелканцев

Такой вот закидон.

В школу стала ходить сама, вернее ездила одиннадцать остановок, потом шла через парк, переходила железную дорогу. Было жутковато, но эти страхи оставались при мне: назвался груздем — не бойся, лезь. Я как-то очень отчетливо поняла, что защитить меня больше некому, и раньше была не промах, а теперь такие шипы отрастила, тронешь — не обрадуешься. Потом из музыкальной школы типа московской «Гнесинки» я перешла в обычную, а там совсем иная тусовка: семечки, пиво, сигареты — тяжело поначалу было привыкать к новой атмосфере. Меня, вроде как богему, пытались гнобить, но быстро зубки пообломали: в обиду я не давала ни себя, ни других, будь то любая разборка или даже драка. В результате начали бояться, а потом и уважать.

Жизнь как-то продолжалась, но та пустота, которая образовалась во мне после смерти деда, так и осталась незаполненной. В день его рождения и смерти и, как обычно, Девятого мая мама всегда достает дедов пиджак, чистит, натирает до блеска ордена, вешает на спинку стула, где обычно сидел он, — и плачет. Плачу и я, но так, что никто не видит, и даже сейчас, когда рассказываю об этом, ком в горле. Кстати, и плакать-то я научилась, мне кажется, только когда деда не стало. Мир будто обернулся другой стороной. Все пошло не так.

Однажды мы с мамой и братом поехали на дачу и попали в аварию, машина перевернулась и улетела в кювет. У водителя и брата — ни царапины, у меня что-то с ногами, допрыгала до мамы как куз­нечик. Она лежит без сознания, в крови вся. Такой ужас охватил: вдруг еще и мама умрет, мне этого не пережить!

Только в «скорой» себя в зеркало увидела — а у меня лица нет! — вот буквально, одни глаза перепуганные видны. Пока автомобиль крутило, всю кожу снесло о ткань переднего сиденья. Жуть, смотреть страшно, одна сплошная ссадина. Ну, думаю, фиг с ним, пластику сделаю, лишь бы с мамой все обошлось. У нее оказались переломаны ноги, руки, пострадала спина, сразу отправили в операционную. С лицом моим тоже что-то сделали, потихоньку все зажило, вроде и не было ничего.

С этого момента жизнь снова сделала крутой вираж. Собирали мамину руку по кусочкам, сшивали нервы, рука сломалась снова, сделали вторую операцию, потом третью. Потом ставили аппарат Илизарова, потом начались проблемы с ногой, в итоге у нее развернулся таз — и мама слегла. Считая себя обузой, она по­грузилась в страшную депрессию, думала обо всех тех ужасных вещах, о которых люди думают, когда находятся в таком положении.

Она была слабой и беспомощной, словно ребенок, и мы как бы поме­нялись ролями: я стала ей ­матерью — сильной, заботливой, терпеливой. Когда-нибудь такой перевертыш происходит со всеми детьми и роди­телями, со мной это случилось в шестнадцать. Я непрестанно внушала маме, что все наладится, она поправится, а перед сном в своей комнате плакала, плакала, плакала — от жалости, от усталости, от того, что сама не верила своим словам. Мама спрашивает утром:

— Что ты такая отекшая?

Я как ни в чем не бывало:

— Так полночи ж телевизор смотрела и чайком баловалась, представляешь, столько воды выпила?!

Два долгих и мучительных года ушло на восстановление маминого здоровья, двенадцать операций пришлось пережить.

Низкий поклон Константину Меладзе, что не взял в группу. Осталась бы бывшей солисткой «ВИА Гры». А так — просто Анастасия Приходько
Фото: ИТАР-ТАСС

Водитель, виновник аварии, устранился от участия в оплате лечения после второй операции, ведь мама, рассчитывая на его поря­дочность, отказалась от официальных претензий. Отчим тоже как-то бочком-бочком испарился: зачем ему больная женщина? А через некоторое время у него внезапно оста­новилось сердце, в тридцать четыре года. Это было уже когда мама начала подниматься. Наглотавшись обезболивающих, она пришла к свекрови проститься с мужем, ну и я, конечно, вместе с ней, все же он много лет с нами прожил, вроде любил меня. Кстати, я тогда поняла, как права была мама, не допустив нас с братом к умершему деду. Самое страшное было видеть, как человека заворачивают в простыню и тащат кульком в труповозку...

У меня эта картина на всю жизнь осталась перед глазами.

В тот период я словно в ­какое-то мистическое кольцо попала: смерть настойчиво стала напоминать о себе. Похоронили отчима, помянули на девять дней, вдруг умирает моя подруга, опять похороны, девять дней, уже сорок дней у отчима. И умирает бабушкина подруга, снова похороны, девять дней, там — сорок — и по кругу, по кругу... И я везде хожу: девять, сорок, год... Всюду только потери, слезы, страдания. Мысли о смерти не покидали. Одно в мозгу зацементировалось отчетливо после опыта всех поминок: умер человек и все твердят о нем только хорошее, ну прямо не было на земле никого лучше, чем покойный N. А ведь при жизни этого не говорили, а может, даже говорили противоположное?

Интересно, а что обо мне скажут, когда умру?

Наверное, почти закономерно, что именно в этот момент круговорота смертей и поминок, в одну из ночей, поплакав по обыкновению в подушку, я в совершенном отчаянии отправилась на мост со вполне очевидным намерением прекратить страдания и прыгнуть вниз. Не учла с горячей головы, что зима на дворе, постояла часок на мосту, посмотрела на лед внизу... остыла, промерзла и пошла домой — жить дальше.

Но это я забежала вперед. А тогда, после ухода отчима, стало ясно: нужно помогать семье. Какие у нас доходы — только бабушкина зарплата и пенсия. Ухаживая за мамой, учась в школе и музыкальном училище, я пошла еще работать официанткой — днем в кафе, ночью в клубе. Все, что можно было завалить по учебе, завалила, двенадцать раз моя фамилия стояла в списках на отчисление из училища.

За нашим телероманом с Димой Бикбаевым ничего, кроме фантазии, не было, разве что взаимная ненависть
Фото: ИТАР-ТАСС

Так кто-то из моих «добросердечных» сокурсниц еще и салатовым фломастером ее подчеркивал: вот, мол, любуйся. Но мы гордые: плакаться, умолять, просить к себе особого отношения не умеем, несмотря на то, что кручусь как белка в колесе — когда учить-то?! А эти зубрилки даже списать не дадут. Кое-как с грехом пополам что-то подготовлю, выйду отвечать — нет, они с толку сбивают, руки свои тянут, мол, лучше тему знают. Ну и врежу им по первое число — за «солидарность». Уж такая я: если не нравится, как человек себя проявляет, если он мне не по душе, не стану юлить и общаться с ним как ни в чем не бывало.

Слава богу, преподаватели — люди взрослые, разглядели, что прячу за боевыми латами и забралом израненное нутро и тоску в глазах.

Прониклись, пошли навстречу, в результате я только экзамены приходила сдавать, все мне проставили, диплом и аттестат получила.

С работой тоже было не гладко, выгоняли регулярно. У меня же характер! Пусть только попробуют какие-нибудь отморозки вот так пальцами щелкнуть: мол, подавай, или, не дай бог, руку протянуть пониже талии — все, мама не горюй, пожалеют, что на свет родились! Как следствие — позовите менеджера! Тот мне:

— Нахамила — увольняем, зарплату не получишь!

При всей нашей нужде я никогда не боролась за день­ги, посылала и его:

— Зарплата? Это вам на чай!

И уходила красиво, с гордо поднятой головой. Никто даже не догадывался, что я могу до слез переживать — да нет, не за себя, не за деньги! — что погорячилась, обидела грубым словом. Так всегда со мной: ляпну не сдержавшись (может, и по делу), потом места себе не нахожу. Ни в коем случае не хочу, чтобы кто-то на меня обиду таил, чтобы зло от меня исходило.

Мама, слава богу, потихоньку восстанавливалась, опять пошла на работу: экспертом от министерства культуры, новые фильмы просматривала — какие пускать в прокат, какие нет. А еще сценарии для документальных фильмов писала и преподавала в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения — она у меня кандидат искусствоведения. А бабушка — классный театральный критик, трудилась в журнале «Театр», все время ездила по театрам Украины, России, Франции.

Тут как раз случилась «оранжевая революция», мы с братом бегали на митинги каждый день, возвращались промерзшие, как мама говорит, синенькие.

Брату даже медаль потом дали за стойкость. Меня часто спрашивают: «Какие подарки для вас самые дорогие?» — имея в виду, как обычно, злато-серебро. Так вот, самый для меня дорогой подарок — оранжевый шарф. Мама связала и мне, и брату своими только-только зашевелившимися, едва гнущимися пальцами, чтобы ее «гавроши» не мерзли на баррикадах. Этот шарфик и есть для меня редчайший бриллиант самой чистой воды! Потому что я знаю, чего маме это стоило, через какое «не могу», через какую боль вывязывала она каждую петелечку.

Я достигла того, к чему стремилась, получив первое место в проекте, но сон, начавшийся с «Фабрики звезд», стал самым страшным в жизни
Фото: PersonaStars.com

В общем, она возвращалась к жизни, вздохнув облегченно, и я — тоже. Пришла пора вспомнить, что я ж не просто так пошла на отделение народного вокала, а потому что решила стать певицей. Мама, конечно, спускала меня с небес на землю, напомнив, что необходимых на раскрутку денег у нас нет, так что, мол, по одежке надо протягивать ножки. А я подумала — справимся.

Точно знала, что никаких папиков-спонсоров не будет, никто и никогда не сможет сказать, что Анастасия Приходько получила что-то через постель, — это табу. И вообще в этом смысле я была очень строга, при том что на синий чулок совсем не походила, но близко до себя никого не допускала.

Надо иметь в виду, что события последних лет не могли пройти бесследно. Когда начались наши большие и маленькие трагедии: смерти, болезни, уход отчима, без­денежье — казалось, что я выхожу на улицу и все на меня смотрят, видят мои заплаканные глаза и жалеют.

А мне не хотелось, чтоб жалели. Если в детстве я стремилась привлечь к себе внимание, то теперь хотелось стать невидимкой, чтобы перестали замечать совсем. На этом пути боли и мучений я растеряла уверенность в себе. Хотя во внешних проявлениях все еще оставалась такой же бойкой и норовистой пацанкой, внутри у меня уже поселился другой человек — мягкий, ранимый, страдающий. Возможно, он всегда там был, но считая это слабостью, я тщательно скрывала его в себе. Мне до сих пор комфортно, когда не привлекаю внимания. Но иногда подходят:

— Простите, вы так похожи на певицу Анастасию Приходько...

Отвечаю:

— Мне это часто говорят, я ее фанатка и просто под нее кошу.

Так же четко и сразу решила: ни полуголой, ни в блестках, ни в перьях петь не стану, краситься сильно тоже — придумаю свой стиль. Так появился пресловутый черный цвет Анастасии Приходько. Честно говоря, это в основном сценический образ, по жизни всегда ходила как мальчишка — в джинсах, свитере, ни грамма макияжа, вместо расчески — пятерня и небрежно завернутый на затылке в «дулю» хвост. И дружила в основном с мальчишками, у меня почти не было подруг. Но на какие-то концерты и кастинги, которые с определенного момента стали постоянной составляющей моей жизни, меня одевала бабушка — в платья и юбочки, но почти по-пуритански, никаких мини, декольте и открытого живота.

И что в итоге?

«Фабричные» цветочки вызрели в невиданный урожай волчьих ягодок, когда Приходько прошла отборочный тур на «Евровидение»
Фото: PersonaStars.com

Хожу — и с каждым кастингом расстраиваюсь все больше. Не ту радость я ждала, которую получаю взамен. Не понимаю, в чем дело, мне давно и часто говорили, что петь — это мое, что слух уникальный, диапазон большой, редкий. Видела же на концертах, что получается, людям нравится, они радуются. Помню, как за выступление в резиденции Кучмы получила свой первый оранжевый гонорар — килограмм мандаринок, а наш мэр Омельченко подарил мне часы после концерта в городской администрации.

Но не срастается. Как ни приду на кастинг, везде: «Ты что, в оперу поступаешь? А танцевать умеешь?» Вот как только про танцы говорят, сразу разворачиваюсь и ухожу. Был у меня горький опыт, когда меня в «ВИА Гру» не взяли.

Я во время просмотра старательно пыталась прятаться за спинами других претенденток, но класс-то был балетный — зеркала кругом, вот уж там посмеялись надо мной. Ну не мой конек танцы, не пластичный я человек. А когда петь начали, все давай подлизываться, чесать песни Меладзе. Я решила: нет, даже если меня не возьмут, то хоть запомнят — и исполнила русскую колыбельную, мама мне ее пела. О чем думала? Где — «ВИА Гра» и где — русская народная песня?!

Этот кастинг транслируется по телевидению, и я вдруг становлюсь победителем первой недели, второй, третьей. Но в конце получаю только приз зрительских симпатий и поездку на международный конкурс в Болгарию. Тогда это был удар, а теперь говорю: низкий поклон Константину Меладзе и его команде, что На всю жизнь осталась бы бывшей солисткой «ВИА Гры».

А так я — просто Анастасия Приходько.

В Болгарию съездила, спела, настолько эмоционально сильная была песня, что у меня слезы текли. Люди в зале встали, аплодировали и — бац! — третье место. Нет, думаю, со мной этот номер не пройдет. Иду в соседнюю гостиницу, где живет жюри, стучусь:

— Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, причину — почему выиграла не я? Очень интересно знать.

Мне отвечают:

— Артист не имеет права плакать на сцене! Кому это нужно?!

— Ах так, тогда покупайте мне билет, уезжаю.

На «Евровидении-2009»
Фото: PersonaStars.com

— Нет, вы должны остаться на афтепати.

Мама меня по телефону успокоила: мол, третье — не последнее. Осталась. На афтепати попросили спеть — меня, не победителей! — и сорок минут не отпускали, я пела а капелла все песни, которые знала. И как люди хлопали, как радовались! Вот оно, думаю, — плевать на жюри!

Возвращаюсь в Киев, вся в рефлексиях, нахлебником быть не могу, думаю: компьютерные технологии — это перспективно, поэтому втихаря поступаю в университет. Пришла, увидела свой курс: милые очкарики, компьютерные фанаты, уткнувшись в мониторы, стучат по клавам, с ходу стало ясно — холостой выстрел. Раскололась дома, посмеялись надо мной. Ну, надо ж было куда-то ходить, тусовалась в студенческом кафе, пирожки трескала и заводила друзей с других факультетов.

С первого же курса меня отчислили, так я назло еще и восстановилась.

Параллельно не оставляю попыток приблизиться к звездам, иду на кастинг «Фабрики звезд-6» Виктора Дробыша. С первого тура мне объявляют, что у меня нет слуха. Прихожу домой, слетаю с катушек: «Мама, финиш, больше петь не буду!» Она утешает: мол, не все сразу. Но это ж парадокс! Почему обычные люди, которые меня слушают, восторгаются моим голосом, а представители шоу-бизнеса не находят элементарного слуха, уж не говорю об умении петь? В общем, прокричалась и успокоилась.

В этот период случилась единственная за всю жизнь наша серьезная ссора с мамой. Она решила выйти замуж. Я — на дыбы: «Как? Опять? На те же грабли?

Какая еще любовь-морковь в таком-то возрасте?!» Казалось, что тот перевертыш, когда я стала воспринимать ее как ребенка, давал мне право решающего голоса. Знаете, как у мамаш: я над ней дрожала, кормила, выхаживала, берегла, словно зеницу ока, а теперь — выньте да положьте на блюдечке с голубой каемочкой какому-то чужому мужику! Заявила, что не желаю ее ни с кем делить, и ушла из дому. Пару дней ночевала у друга, потом тайком от охраны спала на партах в универе, мыться утром ходила в общагу, позже на официантские деньги квартиру снимала посуточно. Месяц так промыкалась, мама нашла меня в студенческой столовке, говорит: «Пойми, тяжело быть одинокой женщиной, я его люблю, он меня тоже. Если можешь — прими». Обнялись, поплакали, и закончилась моя жизнь на улице.

Однажды прихожу в свой университет просто с друзьями пообщаться, меня уж давно отчислили. И — опа! — вижу объявление, приглашение на кастинг «Фабрики звезд-7» Константина Меладзе. Смотрю на него и думаю: не зря же ты здесь висишь и не зря я тебя увидела. Идти или не идти — вот в чем вопрос. Постановила так: если на этот раз не попаду, то, во-первых, больше петь не буду, во-вторых, переклею обои, в-третьих, ­начну жизнь с чистого листа.

Стою в длинной очереди желающих стать звездами, и мне уже стыдно: кажется, что я унижаюсь. С учетом предыдущих неудач уверенность в себе — на нуле. А уж потом и вовсе на минус пошла, как только стали подъезжать разнаряженные девицы с оголенными ножками из-под супермини-юбок, нарощенными волосами и ногтями всех цветов. И тут я — мышь серая в черной майке-борцовке, классической удлиненной плиссированной юбке, с вечной «дулей» на затылке.

Узнав про свое одиннадцатое место, я ревела белугой. Приводил меня в чувство доктор Курпатов
Фото: PersonaStars.com

Достаю зеркало, смотрю на себя: вот, думаю, дура, хоть бы накрасилась.

И тут увидела — ба! — все музучилище здесь, весь мой вокальный поток. Вот спасибо им большое: все во мне встрепенулось, всколыхнулось и как по военному горну проснулся былой боевой дух! Ну, думаю, зубрилки, — фигушки кто из вас попадет на «Фабрику», возьмут Приходько! Сейчас я вам докажу!

И доказала! Не знаю уж, что да как, какие небесные винтики-шпунтики с шестеренками наконец совпали, но я прошла все туры в Киеве, пригласили в Москву. Вернулась домой, говорю: «Либо я в бреду, либо действительно еду в столицу». У мамы — бряк блины на пол. Прошли три тура в Москве, вышел Аксюта: «Спасибо всем, тем, кто пройдет, — позвонят».

Уже в Киеве звонит Меладзе: «Поздравляю, Настя, вы стали участником проекта «Фабрика звезд». Ё-мое, думаю, с самим Костей уже разговариваю! Я как-то даже не особо радовалась, потому что не верилось: неужели случилось наконец, неужели — со мной?

Потом Меладзе позвал на студию, и я присутствовала при рождении песни «Невесомо», которую Таня Богачева позже исполняла на «Фабрике», он просил напеть мне ее то так, то по-другому. Однажды даже была у Кости дома. Призналась ему, как рада, что попала в проект. Он сел за фортепиано, сыграл, я попела. Все думала: не сон ли это? Ущипните меня!

Но несмотря на то, что я достигла того, к чему стремилась, получив в результате первое место в этом проекте, сон, начавшийся с «Фабрики звезд» и завершившийся «Евровидением», оказался самым страшным в моей жизни.

Все закрутилось на два года так плотно, будто меня и в самом деле поместили на реальный безостановочный конвейер.

Атмосфера «фабричного» дома, где прожи­вали на виду у всей страны участники, была не по мне. Здесь нормой считались сплетни, ложь, подсиживания, интриги. Мне было противно, и я не скрывала этого. Мою прямоту и открытость сочли неадекватной первобытной дикостью. В общем, несмотря на длительное и тесное совместное пребывание — «фабриканты» еще год вынуждены были жить вместе, ездили чесом с концертами, — друзьями мы не стали. Как правило, я сидела одна, в наушниках — в стороне от всех. Единственным и настоящим другом в Москве, на пути от «Фабрики» до «Евровидения», стал Игорь Синельщиков, замечательный человек, он работал администратором на проекте, я за многое ему благодарна.

Он стал моей отдушиной, всегда поддерживал, ободрял, только к нему я могла обратиться за помощью, спросить совета. Ведь было очень тяжело, потому что взаперти, потому что в гордом одиночестве, вдали от родных. Всех родители посещали, а я и здесь отличилась, строго-настрого запретив маме приезжать. Знала, что как только за ней закроется дверь, не выдержу и брошусь прочь из этого дома.

Наши конфликты организаторов не пугали, их еще и инсценировали, подогревая зрительские страсти. Вот и нам с Димой Бикбаевым нужно было разыграть некий сюжет, ну и придумали, что я в сердцах разбиваю стакан, ухожу, а он меня догоняет, утешает, читает стихи, и прочую дребедень.

Время умирать. Может, после смерти найдут, что про меня хорошего сказать?! Я написала записку, пошла в ванную и открыла кран
Фото: Павел Щелканцев

Я, как договаривались, бью вдребезги несчастный стакан, выскакиваю, жду — никого нет. Ничего не пойму, как-то все не по сценарию, возвращаюсь посмотреть, в чем заминка. Стоит Костя Меладзе, вокруг него «фабриканты». Корнелия Манго, Дакота, Юля Паршута бузят: мол, Приходько с ума сошла, стекла бьет, посмотрите, что она наделала, ее надо выгнать. Я, смеясь, объясняю, что это же инсценировка, нам все придумали. И тут Дима вдруг говорит: «Настя, ты же это сейчас по ходу сочинила! У тебя с головой все в порядке?»

Я так и села, с такой откровенной и немотивированной человеческой подлостью столкнулась впервые в жизни. С ужасом понимаю, что о нашей договоренности знал еще только администратор, а что если и он туда же? Ору: «Открывайте дом, я с вами жить не буду!»

Началась такая реальная разборка, онлайн-трансляцию тут же выключили.

Но вопреки моим опасениям админи­стратор оказался нормальным человеком, рассказал, что это была его задумка. Правда восторжествовала, и Диму выгнали. Потом вернули, он публично на коленях у меня прощения просил, а я — публично простила. Но только на ка­меру. Так что за нашим телероманом изначально ничего, кроме «фабричной» фантазии, не было, разве что взаимная ненависть. Мне двух дней хватило понять, что он за человек: кто популярен, к тому и прилипает как банный лист. У нас и до этого стакана куча инцидентов случалась. Так что когда он рассказывал журналистам, как Настя прекрасна, мне было смешно: знала, что на самом деле он обо мне думает не лучше, чем я о нем. Намутили, в общем, народ развлечь: вроде он — красавец, мечта малолеток, а я — эпатаж и у нас роман.

Но так или иначе, именно в этот период дали всходы те «фабричные» цветочки, которые вызрели позже в невиданный урожай волчьих ягодок, когда Анастасия Приходько прошла отборочный тур на «Евровидение».

Боже!

Я даже не помню: была ли в тот момент радость от того, что случилось невероятное и не чаянное уже чудо, сбылась моя мечта? Если и была, то она потонула в громогласном и брехливом лае, который понесся нескончаемым потоком отовсюду в мой адрес. Хотелось заткнуть уши, перестать слышать, видеть, воспринимать. Сколько нового и неожиданного я узнавала о себе ежедневно из всевозможных средств массовой, с позволения сказать, информации. Чего только мне не инкриминировали! Я была виновата в том, что за Россию будет выступать украинская певица, и в том, что буду петь такую, а не другую песню, ­будто это я решала!

«Приходько настаивает на том, чтобы петь на украинском языке», — писали газеты. Да кто меня спрашивал?! Ясно, что была мелкой картой в какой-то политической или коммерческой игре. Но тогда сильно переживала. Меня представляли злобной мегерой, с которой невозможно общаться, обвинили в национализме, расизме и фашизме. Кого-то где-то послушали, фразу мою из контекста выдернули, переиначили, наизнанку вывернули, что-то недопоняли, придумали — все для фальшивого «желтого» фарша сгодится. Ну, чушь, слякоть и грязь!

Какой я националист, если у меня из друзей интернационал можно создавать: армяне, грузины, абхазы, болгары. Когда «фабричные» коллеги бросали мне что-нибудь типа «хохляндия» или «сало приехало», как вы думаете, я — с моим характером — могла промолчать?

Неожиданно Меладзе пригласил меня принять участие в концерте его брата Валеры в Одессе
Фото: PersonaStars.com

Никогда и никому не давала спуску! Да мало ли что друг другу не наговорят люди сгоряча, днями и ночами находясь бок о бок в замкнутом пространстве? Из этого следует делать далеко идущие бредовые выводы на идеологической подкладке?

Нашли расиста! У нас на даче был соседский мальчик, маленький мулат, его мама бросила, оставила на дедушку с бабушкой, они бедно жили. Помню, как его обижали, а я бабулю свою просила: «Можно мы Антошу к себе заберем, покупаем, оденем, накормим?» «Покупаем» значит «искупаем», ну вот у нас так говорят. Что-то, видно, я подобное рассказывала на наших «фабричных» междусобойчиках, вытащили в заголовки: «Анастасия Приходько: черных надо покупать!»

Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно...

Ну, а уж про фашизм даже и говорить не хочу — какие жуткие вещи, фразы мне приписывались. Сейчас вот произнесу — вытащат, вывернут и куда им надо вставят. Откуда что берется — не знаю. Знаю, что я как-то посадила «фабрикантов» Таню Богачеву и Егора Иващенко свои любимые фильмы «В бой идут одни старики» и «А зори здесь тихие...» смотреть — выяснилось, что они их не видели. Я им по ходу про войну рассказывала то, что слышала от деда. Они потом сидели и плакали, так же как и я, когда эти картины смотрю и деда вспоминаю.

Конечно, меня утешали: мол, перед «Евровидением» всегда так. Но мне-то от этого не легче! Никак не могла понять: за что меня ненавидят, что я сделала?

Все эти люди на телевизионных сборах, та же Лада Дэнс: ни я ее не знаю лично, ни она меня, никогда не говорила со мной, а тут: давайте обсудим Приходько! Смотрю и никак в толк взять не могу. И вот это все несется, несется, во мне все кипит, кипит, и нет сил одной бороться, и я уже ничего не хочу.

А Костя при этом еще постоянно мной недоволен, все ему во мне не нравится: пою не так, двигаюсь не так, одеваюсь не так, в интервью сказала не так. Все — не так. И это вместо того, чтобы поддержать. А я к тому времени уже сидела на сильных успокоительных. И вот раз забыла их дома, хочу скорей уйти, он не отпускает, кричит на меня. Я в ответ:

— Что вы все время орете, что я вам сделала плохого? — выскочила с репетиции, сижу в машине, плачу.

Меладзе рванул дверь, схватил за шкирку, как котенка:

— Ты не дослушала!

Мой муж Нурик, первая и единственная любовь
Фото: PersonaStars.com

Кто тебе разрешил уйти?!

Я кричу:

— Не трогайте меня!

В общем, терпеть это всеобщее издевательство уже не было сил. Доктор Курпатов, золото, а не человек, единственный, кто меня поддерживал и подбадривал, говорит:

— Потерпи, немного осталось, ты же не можешь ничего изменить.

Отвечаю:

— Представьте, сейчас из вашего кабинета — прямо на Киевский вокзал, покупаю билет — и поминай как звали.

И все.

Если раньше меня везде сопровождала охрана, что страшно напрягало и раздражало, то теперь просто заперли на ключ и поставили у дверей конвойного. Как в тюрьме. И никто, заметьте, передачки не носит. Сама топай под охраной в магазин за продуктами, сама готовь. Выдавали по тысяче рублей на два дня, особо не разгуляешься, в итоге к конкурсу на макаронах и бутербродах я серьезно прибавила в весе.

К моменту моего выступления меня уже настолько загнобили... Я пребывала в убеждении, что ни на что не способна — в общем, полное г... Мне на сцену выходить, а у меня состояние предсмертной агонии, сил нет никаких, хоть на четвереньках ползи на эту сцену, деваться-то некуда. Не хотелось уже ничего, я-то думала — это будет радость, та, которую я ощутила тогда, с победой Русланы...

Помню только: прозвучало «Russia» — и тишина...

У меня было ощущение, что стою в стеклянном кубе, пою только для себя, не слышу людей, которые кричат в поддержку. Зал будто пустой, никто не смотрит, показалось даже в какой-то момент, что меня из эфира вырезали... Когда я закончила, Костя впервые сказал: «Молодец!»

Потом, узнав результат голосования, я была одиннадцатой, рыдала в гримерке белугой. Андрей Владимирович Курпатов меня в чувство приводил. Шестнадцатого мая состоялся конкурс, а семнадцатого Константин Меладзе объявил, что перестает работать со мной. Вот это особенно приятно слышать молодой певице!

Было очень обидно, не понимала: за что? Я ведь очень благодарна была ему за все, что он для меня делал. И очень сильно любила Костю. Очень. Я потянулась к нему, привязалась, доверилась. Относилась к Меладзе как к папе, которого у меня никогда не было...

Приехала домой, мама обняла и сказала: «Я так рада за тебя» — и впервые за несколько месяцев я на минуточку испытала состояние счастья. После московской сухомятки меня ждал накрытый моими самыми любимыми блюдами стол: печеная картошка, селедка, колбаски, домашние соленья, куличок с черносливом. Мы сидели всей семьей, потом долго рассказывала маме — не то, что вам сейчас, только самое хорошее. Она ведь тоже натерпелась из-за меня, читала всю эту грязь. Писали же, что у Насти Приходько сложные отношения с матерью, мол, дочь ее обвиняет в том, что у нее было много мужчин, и маме даже пришлось оправдываться в каких-то интервью.

Анастасия Приходько
Фото: Павел Щелканцев

Давно мы так по душам не разговаривали, по­плакали, посмеялись, и я ушла на свою съемную квартиру. Опять в себя.

Осталась снова наедине со своими мыслями, воспоминаниями. Ведь я поставила себе цель — петь, чтобы приносить людям радость и счастье. А что в итоге связано с именем Анастасии Приходько? Грязь, мерзость, клевета.

«Жить больше не для чего, время умирать», — с неведомо откуда взявшимся спокойствием констатировала я. Зашла в ванную, открыла кран, несколько секунд смотрела, как набирается вода, и добавила любимой пенки с ванильным ароматом. Еще нужна записка... Написала: мол, всех прощаю и вы меня простите, если кого обидела, задела, в общем, если что не так.

«Может, после смерти найдут, что про меня хорошего сказать?!» — и давай кромсать ножом по руке — щух-щух... Кровища хлещет, опустила руку в воду, наблюдаю, как пена розовеет, кровь течет, а я лежу... Подняла глаза к потолку, губы как-то сами туда, наверх, почти беззвучно прошептали: «Прости меня...» И вдруг, как в том анекдоте: ё-мое, утюг не выключила! Так и я: «Ё-мое, знаю, что могу еще сделать! Мужа найти и ребенка родить!» Выскочила из ванной как ошпаренная, перемотала руку. А потом купила соку и села как ни в чем не бывало телевизор смотреть.

Все, что случилось после, могли сотворить только высшие силы. Мама как-то спросила, кто был моей первой любовью. Я ответила — муж. Он моя первая и единственная любовь. Дай Бог, чтоб и последняя! Встретила я его по иронии судьбы благодаря тому, что позвонил Костя Меладзе и пригласил меня принять участие в концерте его брата Валеры в Одессе.

Позвала своих армянских друзей, и мы на машине туда отправились. Рука еще перебинтована, Костя спрашивает:

— Что такое?

— А-а, — машу, — пустяки, вывих.

Правду сказала, вот уж действительно — вывих. Там же во время концерта Костя вдруг говорит: «На самом деле ты очень хороший человек, Настюша!» У меня аж закипело все внутри: издевается он надо мной, что ли?! Сама себя осадила — это все уже в прошлом, у меня новая жизнь.

И новая жизнь не замедлила явиться в тот же день, двадцать девятого мая 2009 года. Мы сидели в ресторане с друзьями-армянами, и вошел Нурик, он был с ними знаком.

Я за голову схватилась — в прямом смысле. За день до этого, решив начать новую жизнь, постриглась практически наголо. Ну, думаю, дура, где ж мои волосы, как бы вы были сейчас нужны! Сижу с этим ежиком на голове, ситуацию никак не исправишь, а вокруг Нурика — он красивый такой — цокалки местные бегают туда-сюда, туда-сюда. Ну, а я и с волосами никогда не вела себя как девочка — ноль кокетства и жеманства.

Вернулись в Киев, звонок: «Привет, это Нурик. Буду через двадцать минут, собирайся». Надо же — удивляюсь, — телефон мой раздобыл, значит, не все потеряно. Ринулась искать в закромах какое-никакое платье, а когда оно у меня было-то?! Все перевернула: нашла и платье, и туфли — колготок нет! Обойдусь. Флакон духов, по-моему, на себя вылила. Ежик свой и так, и сяк пробовала вспушить — обхохочешься.

Наша семья: Нурик, Чипи и я
Фото: Из архива А. Приходько

Поехали мы с ним в компании общих друзей в боулинг — а я, значит, в платье и туфельках, очень к месту. Но упорно продолжаю играть необычную для меня роль ­барышни, ресничками хлоп-хлоп... Друзья мои в шоке: мол, кончай, Настя — это вообще не твое. А Настя влюбилась по уши и продолжает вести себя как все влюбленные, по-идиотски. В общем, спалилась я.

На следующий день уже в гости пришел сам: без цветов, без конфет, без шампанского — никогда цветов мне не дарил. Стол накрыла, это мое самое любимое — готовить, я так расслабляюсь. Сидим. «Можно я тебя поцелую?» — он еще и спрашивает! Вечером ушел, никакого интима, романтик-шромантик. Так прошел месяц.

Однажды Нурик приехал ко мне, ходит по квартире, собирает мои вещи — молча.

Все вещи собрал до единой: зубную пасту, шампуни — все. Думаю: ё-мое, что это будет? Сели в машину, все вокзалы, ­аэропорты миновали, едем дальше, в темный лес — буквально. У меня всякие мысли в голову лезут — человека месяц знаю. Спрашиваю, ответ один: «Сюрприз». Остановились: глухо, темно, вижу — ­впереди огро-о-о-омный дом, о-о-о-огромный двор и два огромных алабая. Я уже паникую. Калитку открыла девушка: «Познакомься, моя сестра». Та улыбнулась: «Лилиана» — и я вдруг понимаю, что пришла домой. Бросили вещи, пошли в другой дом — в том же дворе. А там все меня ждут с распростертыми объятиями: тети, дяди, сестры, братья, племянники и бабушка. Стол накрыт — хачапури, сациви, мамалыга, пхали — в жизни ничего такого не ела. А я — в спортивных штанах, с едва отросшим ежиком.

Сижу, думаю: где моя мама, когда она мне так нужна?! В общем, украли меня, так это у абхазов называется. Стали мы жить вместе в его доме, в пригороде Киева, как муж и жена. С мамой я созванивалась, но ничего не объясняла — где я, с кем. Не знаю почему: может, сглазить боялась?

Через месяц забеременела, родня вся плакала, и Нурик тоже. Тут уж куда деваться, звоню домой, говорю: «Мама, я беременна». Только тогда ей все рассказала, потом и с мужем познакомила. Вот к ней он с положенным набором пришел, с цветами и шампанским, но слинял через полчаса, мол, дела. Он, конечно, занятой человек, бизнес у него свой, но сбежал, потому что робел перед тещей. Как я была счастлива, что люблю и он меня любит! Что мы вместе ждем самое большое в жизни чудо — рождение нашего ребенка!

Рожать я явилась в роддом на неделю раньше, токсикоз был страшный, не было уже сил терпеть: «Все, доктор, не могу больше. Делайте что хотите, отсюда не уйду». Партнерские роды в итоге у меня получились с мамой, потому что Нурик в ужасе сбежал и смолил во дворе сигарету за сигаретой. Десять часов под окнами вся Абхазия, по-моему, рожала вместе со мной, машин восемь стояло в ожидании. Мама за меня отказалась от кесарева, от всяческой анестезии, иначе, говорит, не проникнешься до конца, не будет связи с ребенком, сама должна весь путь пройти.

Ну надо — так надо. Маму послушалась, с врачами спорю. Она кричит из-за двери: «Настя, не перечь врачам!» Я ей что-то ору в ответ. Смешно, наверное, было со стороны наблюдать. И вот когда ­Наночку мне дали, посмотрела на нее и чуть не умерла от счастья! Какое там «Евровидение», какая там «Фабрика», катись оно все куда подальше.

Полгода мы не жили вместе, но я все время его ждала, никто другой для меня не существовал. Он пришел, в новогоднюю ночь. Как домой...
Фото: Из архива А. Приходько

Вот оно — то главное, что надо было сделать, ради чего надо жить. Крышу у меня снесло конкретно.

И слышу на улице — бабах! Стрельба, гульба, лезгинка — хач, хач, хач, асса! В окно выглядываю: все орут, кричат мне, рожки с вином поднимают. Милицию вызвали в результате. Муж неделю радовался — то в Киеве, то в Одессе, то вообще не знали где, потеряли его. Еле разыскали — жену с ребенком из роддома забрать.

До четырех месяцев с дочей сама сидела, не спала по ночам, боялась пропустить ее пробуждение. Когда Наночка просыпалась, брала ее на руки и шептала на ушко: «Чипи-чипи-чемпион. Ты будешь чемпион». И вот до сих пор мы все ее называем Чемпион, Чипи, это ее второе имя.

Потом взяли няню, а я стала потихоньку возвращаться на сцену. Потому что поняла: для меня жить — значит петь.

Конечно, не обошлось без проблем в нашей семейной жизни. Я без отца выросла, для меня мужчина вообще был величиной переменной, то он есть, а то его — раз! — и нет. Слушаться и подчиняться никогда не умела, конечно, в кавказской семье и с кавказ­ским мужчиной такой номер не пройдет. И в какой-то момент взбрыкнула, забрала Нану и к маме уехала. Полгода мы не жили вместе. Но я все время его ждала, никто другой для меня не существовал. И он пришел, в новогоднюю ночь. Как домой, без звонка и с подарками. Сели, поговорили, решили все начать заново. За это время я многое пересмотрела, учусь менять себя, подстраиваться.

А еще я решила жить с мамой. Ребенку нужна бабушка, а мне все еще нужна мама.

Ее советы, ее пироги и просто ее голос. Почему я об этом говорю? Просто сейчас мы с ней прошли очередное испытание: я заставила маму согласиться на операцию по замене тазобедренного сустава. Для этого отдала все свои заработки, ведь она так хотела повести малышку в зоопарк, а ходить практически не могла. Теперь мама уже бродит тихонько по квартире, жарит Чемпиону оладушки и строит планы на лето. Она у меня сильная, я рада, что у нас с ней нашлось мужество это пережить. А я наконец-то приняла ее замужество. Георгий с первых послеоперационных дней носится с ней как с самым великим сокровищем. Я счастлива, что и я, и моя мама любимы. И теперь могу отдать всю себя работе.

В Москву после «Евровидения» приехала впервые через два года, прошлой осенью, меня пригласили выступить в День города в «Лужниках».

Теперь у меня другие приоритеты. Главное — моя дочь и мой муж, с которыми я хочу прожить вместе всю жизнь. Как бы она ни сложилась
Фото: Павел Щелканцев

Я ужасно боялась, ноги-руки тряслись: как примут? Все прошло замечательно. Потом был концерт в Доме Музыки. Словом, Анастасия Приходько возвращается. Не знаю, получится или нет. Надо еще много кому и чего доказать, это важно. Но приоритеты теперь у меня все-таки другие. Главное — дочь и муж, с которым я хочу прожить вместе всю свою жизнь. Как бы она ни сложилась.

Записала Залина Дзеранова

Редакция благодарит за помощь в организации съемки салон французской мебели Roche Bobois.

Подпишись на наш канал в Telegram