7days.ru Полная версия сайта

Иван Краско. Врать — последнее дело

«Наиболее пронзительным чувство было к Наталии — в силу возраста, наверное. Шутка ли, сорок семь лет разницы».

Иван Краско
Фото: Олег Зотов
Читать на сайте 7days.ru

В моих взаимоотношениях с женщинами главное — любовь. Наиболее пронзительным это чувство было к Наталии — в силу возраста, наверное. Шутка ли, сорок семь лет разницы. А тут еще Ванька с Федькой родились...

С лучилось это в 2001 году, в самом конце. Выхожу со сцены — стоит девушка. Красивая, молодая. Реквизиторы сразу заметили, как я за нее взглядом зацепился. Спрашивают:

— Иван Иванович, вы не знакомы? Это наш новый работник, Наталия Николаевна.

— Что?

Так прямо и зовут? — намекаю на Гончарову, жену Пушкина.

— Представьте себе, Иван Иванович, — это уже она отвечает.

Я сразу приосанился, понял, что меня как артиста знает.

— Интересно, — говорю, — может, вы и к поэзии какое-нибудь отношение имеете?

— Стихи пишу. А еще живу на Мойке, 112.

У нас в Петербурге созвучный адрес Мойка, 12 каждый знает — музей-квартира великого Александра Сергеевича.

— Недостает только самого Пушкина, — замечаю как бы между прочим.

И получаю прямо под дых:

— Почему же?

И Пушкин есть — так нашего черного кота зовут.

Все эти совпадения подействовали на меня завораживающе. Не могла столь удивительная девушка встретиться мне просто так. Она стала моей женой и сделала главное дело своей жизни. Во всяком случае, я так считаю. Всегда говорю Наташе: «Самая моя большая благодарность тебе за сыновей — Ваню и Федю». Что за любовь, если потом нет ребенка? Пустое времяпрепровождение.

Наталия Николаевна теперь отрицает, что было между нами сильное чувство, а я возражаю, по-моему, весьма обоснованно: «Милая моя, посмотри на наших ребятишек. Это дети любви, тут уж никуда не денешься.

Иван Краско в молодости
Фото: Из архива И. Краско

Конечно, ты меня любила. Почти десять лет мы прожили, прежде чем стала оглядываться по сторонам и увидела, что есть достойные люди и помоложе меня».

Как бы там ни было, к Ване и Феде она относится свято, поэтому пока не могу ей изменить, хотя с момента нашего расставания прошел уже год. С кем изменять-то? После Наталии другие женщины мне не кажутся привлекательными.

Хотя кто знает, как жизнь повернется? Да и любовь на возраст не смотрит. Сейчас вот играю в спектакле «Эрос», где у влюбленных разница в пятьдесят пять лет. Режиссер как-то пошутил, что ставит биографию Ивана Ивановича. В чем-то он прав, наверное: я как никто понимаю чувства героя пьесы.

Убежден, что актер обязан знать и понимать, что происходит в жизни, и объяснять это людям. Ненавижу спектакли, где зрителю задницу голую показывают или устраивают на сцене какую-нибудь разлюли-малину. И не желаю в них участвовать. Недавно предложили — отказался. Французская комедия положений с переодеваниями, со всякими штучками-дрючками. «Не могу, — говорю, — ребята. Я не в том возрасте. Зачем мне себя коверкать?»

Мое стремление к правде жизни и упорство — от бабы Поли, которая меня вырастила. Мама умерла, когда мне было десять месяцев. Муха какая-то ее укусила, место укуса воспалилось, а она пошла в баню и получила заражение крови. В больнице ей предложили руку отнять, сказали — единственный способ остаться в живых. Отказалась: «К чему мне такая жизнь — с пьяницей-мужем да без руки. У меня еще Ваня грудной».

Не пошла на операцию и погибла.

Папа запил пуще прежнего, он ее очень любил. Правда, пытался завести нам мачеху, которую мы звали «она». Братья подсаживали меня в окно посмотреть:

— Она дома?

А я им отвечал:

— Оны нету.

Пять лет мне было, когда отец тоже умер. От водки и горя.

Троих сирот, в том числе и меня, взяла папина мама — баба Поля. Старшего Володю — мамина, баба Даша. До шестнадцати лет я был Бахваловым. Потом с войны вернулся мамин брат и усыновил меня. Так я стал носить фамилию мамы — Краско.

В детстве часто размышлял: почему у всех мамы есть, а у меня нет?

Даже иногда думал, что мама плохая. Как она могла нас оставить? Повзрослев, я ее простил.

Жили мы в Вартемяках, это под Питером, бывшее имение графа Шувалова. Лучше места для меня в мире нет.

Дед Афанасий Данилович, муж бабы Поли, умер, когда я маленьким был. Озорник тот еще. Любил, выпивши, выйти на площадь перед сельмагом и размахивать оглоблей: «Ну, кто смелый? Подходи».

Раз я подслушал историю, которую баба Поля рассказывала соседке: «Мой Афоня, бывало, как запьет, ничем не удержишь. Однажды на карачках приполз.

С товарищами-сослуживцами, я — второй слева
Фото: Из архива И. Краско

Кричит:

— Поля, любимая!

А что толку от той любви? Надоело мне его пьянство, я возьми да и швырни ему шестерых наших детей. Один еще совсем маленький, не ходил.

— Пей с ними! Мне тоже пора погулять.

Так он меня за ноги хватал:

— Поля, не уходи. Не буду больше.

И ведь угомонился. Меру стал знать. А когда праздник или что, почему бы и вместе не посидеть?»

Деда уже не стало, когда нас пришли раскулачивать.

— Пелагея Алексеевна, что поделаешь? Знаем мы, что ты не кулачка, — пряча глаза, говорили уполномоченные.

— А чего ж вы только корову-кормилицу забираете?

— спросила баба Поля и выставила нас с братьями вперед. — И их с собой берите.

— Пелагея Алексеевна, да ты с ума сошла!

— А вы не сошли с ума?!

И ушли уполномоченные ни с чем, и корову оставили.

Я бабушке с шести лет во всем помогал. Умею и огород вскопать, и картошку сажать, и окучивать. От серпа, которым сено на зиму запасали, у меня до сих пор шрам — отфигачил себе кусок ладошки.

Старший брат Володя, тот, что у бабы Даши жил, окончил дорожный техникум в Новгороде.

В 1941 году двадцать первого июня получил диплом, а двадцать второго — война. Его сразу мобилизовали, отправили в Томск, в артиллерийское училище. Там ему дали звание лейтенанта, и он был направлен в Сталинград, где начался штурм. В первый же день его убили. Нам прислали весточку: мол, внук ваш и брат — герой.

Баба Поля знала, когда Володя погиб, хотя похоронка пришла только через полгода.

К дому прилетел дятел и стал долбить скворечник на березе. Я схватил рогатку:

— Смотри, какая птица красивая!

А баба Поля мне по рукам:

— Ванюшка, нельзя!

На сцене учебного театра в спектакле «Кремлевские куранты»
Фото: Из архива И. Краско

— Почему? Я чучело сделаю.

— Он нам горе принес.

Я в глаза ее заглянул и понял: не шутит.

— Какое такое горе?

— Не знаю пока, Ванюшка, — и зарыдала.

Тут уж мне не до рогатки стало. А дятел посмотрел-посмотрел на нас и улетел в лес.

Володя очень меня баловал как самого маленького, гостинцы из Новгорода привозил, рисунки всякие смешные. Когда похоронку принесли, я ее прочитал и — в рев. И подзатыльник получил. Не понял, обиделся:

— А теперь-то за что?

— Раньше, милый, надо было плакать, — ответила баба Поля.

— Когда?

— Когда дятел прилетал.

Баба Поля знала и верила в народные приметы, могла заговорить болячку, например ячмень. Утром в школу собираюсь, а она в глаза заглядывает: помогло ли?

«Бабуля, совсем не болит! Да и нет его!»

Я, дурак, не запомнил заговора. Что-то вроде: «Ой, пришли страсти-напасти. Ванюшку моего хотят взять. Ничего у вас не выйдет». Она меня заставляла по стенке, гладкой сосновой, безымянным пальцем водить вокруг сучка. Я старался не сбиться и поэтому слов не заучил. А жаль, может, на своих мальчишках испробовал бы.

Рос я послушным, в отличниках ходил и всегда старался все честно сделать, чтобы перед бабой Полей не стыдно было.

Каждый год получал похвальные грамоты. Один раз еще и премию — рубашку новую. Баба Поля рыдала от счастья: «Вот растет кормилец, умница мой!»

Я и читать любил, и фильмы смотреть в клубе. Тогда показывали «Чапаева», «Щорса», «Александра Пархоменко», «Джульбарса», «Границу на замке». Помню, смотрел и думал: «Чапаева я бы не сыграл. А Петьку точно смог бы».

Потом мелкоте, которую в клуб не пускали, фильмы в лицах пересказывал. Так у меня появились первые зрители. При взрослых я этого никогда не делал, стеснялся. Засмеют в деревне: «Артист нашелся, видали!» В 1943 году призвали Николая, он стал разведчиком, прошел войну до конца, а на гражданке, как ни печально, повторил папину судьбу.

В стрессовых ситуациях привык прикладываться к бутылке. Увлекся и умер от водочки в 1964-м.

Еще один брат, Вася, тоже захотел с немцами воевать. В армию его не взяли — маленький еще, но он все равно убежал на фронт и стал сыном полка. В мирной жизни из смышленого и бесшабашного парня получился отличный автослесарь.

Остался у бабы Поли я один.

— До конца войны тебя доведу и помру, — говорила она.

— Откуда знаешь?

— Мне сон приснился. Наша Керина гора, — недалеко от деревни горушка, на ней еще при Петре Первом стояла сторожевая вышка, — будто карабкаюсь, карабкаюсь из последних сил.

Нет ни одной фотографии, где мы с Кирой вдвоем. Она верила: если супруги снялись вместе, значит, в жизни будут врозь
Фото: Из архива И. Краско

Уж, думаю, не залезть. А характер-то — упорный. Нет, думаю, залезу. И залезла. Села на верхушке и проснулась.

— А почему ты умрешь-то?

— Объясняю же тебе, задумала так: до конца войны Ванюшку доведу. Вот мне Бог и подсказал, что доживу.

Девятого мая наступил день Победы, а двадцатого мая баба Поля умерла.

За мной приехал вернувшийся с фронта мамин брат, Иван Иванович Краско. Первым делом спросил:

— Как учишься?

— Хорошо. Почти отлично.

— Тебе прямой путь — учиться дальше. У меня друзья по авиации есть. Я разузнаю у них насчет училища. Тебя там посадят в центрифугу и раскрутят, чтобы вестибулярный аппарат проверить.

Я не знал ничего ни про вестибулярный аппарат, ни про центрифугу. Понял только, что будут крутить.

— Нет. Не надо. Меня на качелях тошнит.

— Может, тогда в Нахимовское?

— Моряком? А вот это очень интересно!

Батя, так я стал звать дядю, разузнал и говорит:

— В Нахимовское берут только детей погибших моряков, так что ты пойдешь в подготовительное.

Программа та же самая.

На вступительных экзаменах я получил пятерки по русскому языку, литературе и истории, а по химии двойку. На мандатную комиссию пришел грустный. Начальник училища Николай Юрьевич Авраамов удивился:

— Почему у тебя такие странные отметки, Ваня?

— Химию я не знаю, — честно ответил я. — У нас ее преподавала учительница географии.

Офицеры все: ха-ха-ха.

— А что у тебя с обувью?

Перед поступлением сшили мне белый морской костюм и купили замечательные ботинки, на которые положили глаз два курсанта.

С моими детьми Андреем и Юлей и любимой внучкой Ксюшей
Фото: Из архива И. Краско

Они мне дали записку со своими фамилиями и сказали:

— Слушай, кореш, нам в увольнение идти, а на ногах, сам видишь, подошва, шнурком подвязанная.

Я не жадный, отдал им ботинки и предстал перед экзаменационной комиссией в опорках.

Замполит Комиссаров прочитал записку и заявил:

— Нет у нас таких, выдуманные фамилии. Эх ты, Ваня-губошлеп.

И опять все хохочут.

Николай Юрьевич прекратил этот смех:

— Товарищи, я думаю, возьмем Ваню.

По всему видать, он человек добрый. А с химией поможем.

Все закивали.

— Иди, сынок, в баталерку, тебе там теперь новые «корочки» выдадут.

Когда я рассказал дома о своем поступлении, батя даже прослезился: «В хорошие руки попал!»

Это правда. Нисколько не жалею, что восемь лет отдал флоту: три года учился в Ленинградском военно-морском подготовительном училище, четыре в Первом Балтийском высшем, плюс еще год службы. Где бы я еще прошел такую жизненную школу?!

Занимался военно-морским делом с удовольствием, но тяга к искусству, видимо, в душе жила. Однажды попросил библиотекаршу: «Очень хочу какие-нибудь мемуары почитать про театр.

Может, есть в библиотеке?»

Она протянула мне фолиант в голубом переплете. Раскрыл его и не мог оторваться. Почему-то сразу стали понятными и близкими все эти истории о встрече Станиславского и Немировича-Данченко в «Славянском базаре» в 1897-м, о зарождении МХАТа, о жизни актера на сцене.

Сдавая одну книжку, немедленно требовал другую. Так я проглотил «Режиссерские уроки Станиславского» Николая Горчакова, мемуары Вахтангова, воспоминания других великих театральных деятелей.

Мне вдруг стали абсолютно неинтересны экзамены по баллистике, теории стрельбы и минному делу. Вспомнил строки о праздности военной службы из «Войны и мира» Толстого и впервые всерьез задумался: «Зачем мне это?

Почему я здесь?»

А за полгода до выпуска, мичманом уже, пришел в кружок художественного слова, который у нас в училище вел мичман Ефрем Владимирович Язовицкий. Мосластый, высокий, с густыми, как у Брежнева, бровями, он очень сурово встретил меня:

— С первокурсниками я могу работать четыре года. И в этом будет какой-то прок. А вам зачем? Вы без пяти минут на флоте.

— Не знаю. Просто хочу.

— Запретить не могу. Если хотите, пройдите отбор на общих основаниях. Выучите басню, через три дня приходите.

Три дня зубрил «Мартышку и очки» Крылова и сам себе нравился.

Иван Краско
Фото: Олег Зотов

Тогда по радио часто выступал Народный артист СССР Иван Любезнов с «побасенками». Помню, слушал его и думал: «Лучше тебя буду!» Пришел в кружок очень собой довольный, а Ефрем Владимирович показал на сидящих в аудитории двадцать салажат и сказал:

— Вот ваша комиссия.

Под их скептическими взглядами я сразу впал в ступор.

— Не получается, — говорю, еле дотянув до середины.

Салажата гогочут, довольные.

— Сразу ни у кого не получается, — наставительно заметил Язовицкий. — Заниматься надо, милый, и не один год. Нет смысла вам ко мне ходить.

— Понимаете, дома-то у меня получалось.

Парни опять в хохот: дома у всех получается.

— Небось, мама, бабушка аплодируют, вы у них гений?

— Нет у меня бабушки уже, и мамы нет.

Они все замолчали. Язовицкий вдруг говорит:

— Ну-ка, освободите помещение.

Выгнал первокурсников, запер дверь на ключ, отвернулся к окошку:

— Читай!

Я стою, молчу, дрожь бьет. Рубикон какой-то, честное слово. А он: — Читай!

Моряк ты или не моряк?

Тут я вдруг успокоился, глаза закрыл, и как внутри эту басню слышал, так ему всю и выложил. Стою, боюсь глаза открыть. Лапища на плечо легла, я взглянул — это он, плачет, что ли? У него слезы в глазах!

— Сынок, не знаю, что ты будешь делать на флоте, но без театра тебе не жить.

И после этих его слов мы, два мужика, двадцать минут рыдали: я — от счастья, а он, наверное, от того, что грех на душу не взял, не загубил талант на корню.

В тот момент и начался артист Иван Краско. Дальше все было как по писаному. Диплом училища я получил с отличием. И отправился служить на Дунайскую флотилию. Командовали нами речники, военного образования не имевшие, получившие свои посты во время войны.

Внушал Андрюхе «Ты всех подводишь». Трезвый он это понимал, а как только вожжа под хвост, так известная русская беда с пути его сбивала
Фото: PhotoXpress.ru

Мне очень не понравилось, как они кричат на матросов, и я тут же высказал им все, что думаю по этому поводу. «Да ты кто такой?! — услышал в ответ. — Мы тебя сгноим!»

Не стал я на них жаловаться, просто подал рапорт: мол, прошу уволить меня из рядов Вооруженных сил, потому что на гражданке больше пользы родине принесу.

«Что это еще за новости? — спросил капитан первого ранга Румянцев. — Мне доложили, что у вас диплом с отличием. Вы самый-самый. У нас бардак, вам службу возрождать. В чем дело? С командиром конфликт? Да он же дурак! — берет мой рапорт, рвет его и — в корзинку, я и сказать ничего не успел. — Иди, сынок, служи, не обращай внимания на дураков».

Не получилось у меня по-быстрому распрощаться с военной службой.

Но я ж в бабу Полю, упорный. Через пару недель второй рапорт написал. Румянцев удивился:

— Да, ты настырный. Куда пойдешь на гражданке?

Не говорить же ему, что в артисты:

— В учителя. Русский язык и литературу преподавать.

— В таком случае я тебя определяю на артиллерийские курсы, где из матросов делают офицеров. Им надо быть грамотными, ты и артиллерийское дело знаешь, а заодно литературу им преподашь.

Рвет рапорт и бросает в корзину. Так повторялось пять раз.

Хитрый мужик, и все лаской действовал.

Выйти на гражданку мне помог Жуков, великий маршал Победы. Он не любил флот и сказал: «Зачем мы держим на Дунае флотилию? У нас здесь дружественные соседи, страны социалистического содружества — Венгрия, Болгария, Чехословакия. Давайте сокращать, к чертовой матери». И вот приходит приказ: сократить. А как выгонишь людей, которые здесь отродясь живут, имеют латифундии на берегу Дуная в курортном районе Измаил. Конечно, тут же вспомнили: «Ух, елки-палки, Краско же сам хочет!»

Так и получилось, что в советское время я ушел с офицерской должности без всякого наказания. Судьба — никуда не денешься. Но в театральный поступил не сразу. Прошел по Моховой, посмотрел на развязных парней и девушек, которым все трын-трава.

«Куда я со своими военными замашками?» — думаю. У меня или обе руки по швам, или одна за спиной, а вторая между пуговиц френча. Так на флоте принято. Кроме кителя никакой другой одежды нет. Погоны снял и так в нем и ходил. Вместо театрального попал на вечернее отделение филфака университета.

Зашел посмотреть расписание, а на доске объявлений листок: «Прием в драматический кружок». «Драма» знаменитая — Игорь Горбачев и Сергей Юрский из нее вышли. И я прямиком в эту «Драму». Все три года, что учился на филфаке, ее посещал.

Через два года все же пошел поступать в театральный. Завернули, даже слушать не стали: — Сколько лет?

— Двадцать шесть будет.

— Чего?

Иван Краско
Фото: Олнг Зотов

Закройте дверь с той стороны.

Другие абитуриенты спрашивают:

— Почему так быстро?

— Сказали, что старый.

— Вот дураки! А ты чего? Сказал бы: имею полное право.

Ну, в общем, научили. Через год я так и сделал — прямо с порога заявил Рубену Агамирзяну, с которым потом четверть века работал в Театре имени Комиссаржевской:

— Несмотря на преклонный возраст, согласно Конституции Союза ССР имею право поступать даже в ваш великий творческий вуз.

— Ни хрена себе, какой явился!

Ну-ка, садись.

Я ему все как на духу рассказал, как меня в прошлом году выставили.

— Ара, — обращается Рубен Сергеевич к помощнице, замечательной Ариадне Николаевне Кузнецовой, — кто в прошлом году набирал курс?

— Авербух и Петровых.

— Хорошие фамилии, — говорит Агамирзян. — Знаешь, как их студентов называют? Курс авербухнутых и петровывернутых, ха-ха-ха.

Мы посмеялись, потом я ему почитал чего-то. Спеть ничего не смог, не умею до сих пор, ну, разве что «Подмосковные вечера».

— Со слухом неважно, но этому научишься. Возраст — палки в твоих колесах. Представь, приходят ко мне двое: один — ты, а второй — со школьной скамьи. Данные одинаковые. Кого возьму?

— Меня.

— Не угадал. Школьника. Из него я могу лепить по образу и подобию своему, а ты, милый, уже Конституцию знаешь, с тобой будет нелегко. Но так и быть, попробуй.

В приемной комиссии, когда я, дрожа, вошел в аудиторию, за столом, накрытым красной скатертью, сидели Скоробогатов, Меркурьев, Толубеев, Черкасов. Эти не преподавали, но пришли любопытства ради посмотреть. И тут я успокоился совершенно. Они же профессионалы, настоящие артисты, сразу увидят, стоит или нет мне этим заниматься, и врать не будут.

Вдруг слышу:

— О-о, с корабля на бал! — Борис Вульфович Зон, набиравший курс, держит мою папочку. Все сразу зашумели:

— Что такое?

— Да вот, Иван Иванович — командир корабля, прошу любить и жаловать.

Уже потом выяснилось, что Зон собрался с курсом ставить пьесу Крона «Офицер флота». И такой человек, как я, который про флот знает, как раз ему нужен. Так я попал в театральный институт: на ура. И ни одной четверки у меня за все годы не было, учился как проклятый, получал Ленинскую стипендию. Когда путь твой не придуманный, а рожденный из призвания, все в конечном итоге становится на свои места.

Станиславский говорил: научить нельзя, научиться можно. Поэтому если у тебя есть тяга, не скрывай ее, добивайся. Можешь пять раз поступать в театральный институт, но если ты без этого жить не можешь, будешь артистом. А некоторые, между прочим, и без театрального образования нашли свою дорогу. Например Иннокентий Смоктуновский и Кирилл Лавров.

Еще на последнем курсе военно-морского училища я женился на Катеньке, Екатерине Ивановне. Мы с ней давно были знакомы, поскольку она была моей дальней родственницей. Все у нас с Катериной было хорошо, пока, учась еще на филфаке, не сказал ей, что хочу поступать в театральный. Она сразу доложилась теще.

— Что?! Добро бы еще офицером был! А то выбрал себе проклятую профессию, б...скую.

Катя мамы своей ослушаться не могла и, видимо, наученная ею, заявила:

— Или мы, или театр.

А у нас уже Галчонок родилась — девчоночка, дочка моя старшая.

Я удивился: как же так, вроде любимая женщина, почему же она простых вещей не понимает? Как можно сказать человеку: или я, или профессия? Попросил:

— Кать, извини, собери мой чемодан. Мне ничего не надо, только из белья чего-нибудь.

И ушел. Вернулся к бате. Галочку я не часто, но навещал, мы и сейчас общаемся, хотя было время — она со мной видеться не хотела. А все после одного случая. Пришел я как-то проведать внучек Ксюшу и Лизу.

Стал им сказку читать. Надо сказать, что по настоянию Володи — второго Катиного мужа — велено было хранить в секрете, что я девочкам родной дед. И вдруг одна говорит:

— А я тебя знаю.

— Откуда?

— По телевизору видела. Как твоя фамилия?

— Краско.

— И у бабушки фамилия Краско.

Разоблачили, в общем. Володя услышал наш разговор и тут же заявил:

— Ну вот, пришел тут мозги засорять детям.

«Наташ, выходи за меня замуж. — С ума сошли? Возраст-то у вас какой. — И что? Еще есть порох, разница может и не сказаться...»
Фото: Из архива И. Краско

Это я еще помягче выразился. Проводил он такую мысль: мол, занимаешься воспитанием, а тут приходят некоторые на все готовое.

— Понял, правда ваша...

А что тут еще скажешь?.. Перестал посещать. Кате я все объяснил, но Галке она мою позицию растолковать не сумела. Дочка же нашего разговора с отчимом не слышала, меня не поняла и очень обиделась. Помирились с ней только прошлым летом. Может, я и не прав был? Мало ли кто что сказал? Надо было все равно приходить к ним, раз я отец и дед.

После развода с Катериной стал я холостым. Но не надолго. В университете на одной из лекций дверь аудитории приоткрылась: тук-тук — и вошла незнакомая девчушка. Опоздала.

— Извините, — говорит.

— Иди сюда, — показал ей на свободное место рядом с собой.

Она посмотрела недоверчиво, но все-таки села.

— Отступи полстраницы, слушай и записывай.

— Что это вы мною командуете?

— Делай, что тебе говорят.

Понравилась мне девчушка. Стала впоследствии мамой Андрюши Краско. Андрюха эту историю очень любил: «Ну, па, ты даешь, надо же, как маму приструнил!»

Так я же командир, не просто так. С Кирой Васильевной мы сорок с небольшим лет прожили душа в душу.

Она статью, женственностью напоминала маму мою, Настю, как я ее помнил по фотографиям. Вторая моя теща — Кирина мама Мария Александровна — оказалась великим человеком. Она трудилась главным бухгалтером на мельнице имени Ленина. Всю блокаду отработала и, падая в голодные обмороки, ни разу не принесла домой даже горстки муки. Такой честный человек. Когда я решил уйти с филфака и поступать в театральный, Кира уже была с животиком. «Как же, ребята, вы теперь будете с ребенком? Подождали бы!» — говорили знакомые и родня. Только не Мария Александровна: «Здесь я буду решать. Никаких разгрузочных работ по ночам, как вы изволили мне сказать, господин абитуриент. Будете учиться».

«Человек столько к этому шел! — сказала она моим родным. — Вы что, не понимаете? Для него это главное дело жизни!»

Содержание семьи на время моей учебы она взяла на себя, за что ей низкий поклон.

Я всегда у нее был прав, а дочка виновата. Вот какая это была теща.

Когда в 1957 году родился Андрей, я только поступил в театральное. Мне было не до него, если честно. Пропустил я сына, и воспитание он получил инфантильное, женское. Растили его мама и бабушка, тряслись над ребенком: Андрюшенька, Андрюшенька... Кира с университетским дипломом пошла воспитательницей в детский сад, чтобы Андрюшеньку одного не бросать. В первом классе бегала во время большой переменки в школу Андрюшеньке штанишки расстегнуть, чтобы он пописал. Я, когда узнал, хохотал: «Кого вы воспитываете? Мне мужик нужен».

Но сам-то ничего не делал, занят был в театре.

Виноват.

«Андрюшку пропустил, ну и ладно», — думал. Через девять лет родилась у нас с Кирой дочка Юля, и тут уж я оторвался по полной. Как взял в роддоме на руки, так и не спускал. При выписке тогда паника началась: а где ребенок-то? «Так мужчина забрал, отец, наверное. Он мне вот деньги сунул», — оправдывалась перепуганная нянечка.

А роддом был на нашей же улице. Я ее домой и понес. За мной погоня. Кричат под окнами:

— Иван, ты дома?!

Я взбешенный выбежал: — Тише!

С ума сошли, так орете? Здесь человек спит.

У Юленьки оказалась врожденная кривошея, надо было оперировать. Ей исполнилось пять, когда врачи сказали: можно. Прооперировали и заковали в гипсовый скафандр. В отпуске на даче целый месяц носил ее на руках. Соседи говорили: «Сумасшедший отец». Я ее безумно любил, девчонка же. Когда повзрослела, думал: ну все, насладился родительским чувством, отвел душу. Но Юля родила Ксюшу, и во мне снова забурлили отцовские инстинкты. До сих пор мы с Ксюшенькой лучшие друзья, хоть и живет внучка с мамой в Польше, где Юля директорствует в торговой фирме.

А Андрюшка так и рос Илюшей Обломовым, но очень много читал. К моей профессии относился снисходительно. Лет в десять даже посмеялся надо мной.

«Ты, милая моя, благотворно на Ивана влияешь, он расцвел», — сказал обвенчавший нас отец Константин
Фото: Из архива И. Краско

В телевизионном спектакле по Виктору Голявкину «Рисунки на асфальте» я играл фронтовика, учителя рисования, принесшего с войны в себе осколок. В конце герой умирает. Спектакль шел в прямом эфире. Говорю сыну: «Андрюш, для тебя специально еду играть. Посмотри».

— Понравилось? — спрашиваю вернувшись.

— Понра-а-авилось, — отвечает с растяжечкой, он флегматичный был.

— Стоп-стоп. Думаешь одно, говоришь другое, а актеры подтексты понимают. В чем дело?

— Смешная у тебя работа.

— Почему это?

— Помер, а сам домой пришел.

Работа моя и в самом деле сначала была не слишком серьезная. После окончания театрального меня взял к себе Товстоногов. Казалось бы, удача! О чем еще можно мечтать начинающему артисту? Но взять-то меня взяли, а играть не давали. Пробиться сквозь ряды именитых и заслуженных в БДТ оказалось невозможно. На собрании труппы встал и рубанул с плеча правду-матку, как она есть: мол, не дают дорогу молодым. Товстоногов взбеленился. Из Ванечки я превратился в «уважаемого докладчика».

«Раскатал губу, — сказала мне Зинаида Шарко. — Наша «золотая дюжина» будет зубами держаться за репертуар, пока жива».

Подсчитал — и правда, дюжина: Луспекаев, Стржельчик, Копелян, Лебедев, Доронина, Басилашвили, Юрский и т.

д. Конечно, годы, проведенные в БДТ, я называю своей театральной академией, но вечным студентом оставаться все же не захотел. И ушел, обретя свой дом в Театре имени Комиссаржевской, где служу уже более сорока пяти лет.

Не думал никогда, что сын пойдет по моим стопам. И вдруг оканчивает наш мальчик десятый класс и заявляет: «Хочу в театральный».

— О! Папа поможет, — говорит мама Кира.

Она, конечно, надеялась, что я пойду, поговорю с тем, кто набирает курс. Но я категорически отказался:

— Этого вы от меня не дождетесь! Артистами по блату не становятся. Сам будешь поступать как миленький. Что выбрал из прозы?

— Андрей Платонов.

«Сокровенный человек».

— За выбор уже пятерка.

Велел сыну выучить страницу за три дня.

Через пять дней смотрю, опять книжку открывает.

— Как, еще не выучил?! Вон отсюда, бездарь!

Мама в истерику:

— Ай-я-яй, разве можно так с ребенком?!

— В нашем деле фанатизм нужен. Прекрасный и безответный — уж я-то знаю.

Набирал курс Игорь Петрович Владимиров, с которым мы близко были знакомы. Он даже не спросил у Андрюшки: «Ты что, Ванин сын, что ли?» Сказал: материал сырой, не надо нам таких. Возникла проблема, куда девать парня. Тут уж я попросил директора «Комиссаржевки» взять Андрюшку монтировщиком. И сын, как устроился, поехал на гастроли Киев—Минск—Одесса.

— Андрюш, можешь жить со мной, — говорю. — Я как-никак ведущий артист театра, условия получше, чем у работников сцены.

— Нет, пап, меня ребята засмеют.

И стал он жить с ребятами. А что у них, у монтеров? Портвешок! Разобрали декорации и — за стакан, да и во время спектакля глушили почем зря. И парня моего втянули, а он, видно, предрасположен был в силу наследственности.

Дед его и дядя сгинули от этой заразы.

Он так потом и говорил: «А я, пап, в дядю Колю». Оправдание-то всегда найдется. Геннадий Опорков, главный режиссер Театра имени Ленинского комсомола, у которого потом работал Андрюшка, встретил меня как-то и говорит:

— Слушай, Вань, Андрюха пьет. Знаешь?

— Знаю.

— Он на репетиции опаздывает. Боюсь, сорвет спектакль. Что мне делать?

— Гони. Ты художественный руководитель, хозяин театра или кто? — моими устами словно говорила незабвенная баба Поля. — Чего ты будешь с ним церемониться, чем он отличается от всех?

Мне было семьдесят два, когда родился Ванька (слева). А через полтора года появился на свет Федька
Фото: Олег Зотов

Ничем. Так ему и скажи. А я в свою очередь ему выдам.

Внушал Андрюхе: «Сын, я, бывает, тоже выпиваю, но только для здоровья и удовольствия. И никогда в день спектакля. Силы ведь уходят. Ты всех подводишь».

Трезвый он это понимал, а как только вожжа под хвост, так беда эта русская с пути его сбивала. Я тут недавно снимался с Сашкой Домогаровым. Расстроился: он тоже после съемок позволяет себе. Я ему сказал напрямую все, что думаю.

— Дядя Ваня, я постараюсь, — пообещал он.

— Сань, у меня перед глазами пример Андрюхин. Ты же с ним был знаком. Он ушел в сорок девять лет. Куда это годится?

Короче, настигла беда Андрюшу. Поэтому когда ко мне после его смерти стали обращаться, чтобы подал жалобу на одесских врачей, которые его якобы не спасли, я ответил: «Вы что, с ума сошли?» Андрей сам надорвал здоровье, нечего на других пенять. И работал чересчур много, ни от чего не отказывался. У него были задатки режиссера. Если бы не скорый конец, он бы замечательно себя проявил. Андрюша хотел всех нас обеспечить: дачу стал строить, машину хорошую купил, помогал и детям своим — Ване и Кирюше, и нам, родителям. После его смерти я узнал, что есть еще и доченька Алиса. Ее родила Андрею Каролина Попова, с которой он прожил в гражданском браке три года. Не знаю, почему он скрывал, может, считал, что внебрачный ребенок повредит его актерской репутации?

Я никогда не вмешивался в личную жизнь сына, не обсуждал, с кем ему быть.

Один лишь раз поговорили на эти темы, когда он узнал, что у меня в театре роман. «Тебе-то что объяснять? — сказал я. — Ты-то менее разборчив в связях, чем папа».

Была у него история. Раз Кира объявила сыну, явившемуся пьяным: «Ты в таком виде дома не появляйся». Поэтому Андрюха должен был искать себе жилье, ночевал у подруг на Пушкинской, 10, где водилось известное в Питере население — деятели андеграундной культуры. Там его возлюбленная однажды даже ножом пырнула из ревности. Лезвие проткнуло легкое, задело артерию. К счастью, «скорая» подоспела вовремя. Сына прооперировали и спасли, несмотря на то что во время операции у него была клиническая смерть.

Естественно, после такого Андрюхе ответить мне было нечего.

«У папы случился роман», — так он потом прокомментировал этот эпизод моей жизни. Кира Васильевна была потрясена, тяжело переживала. Что там говорить, все мы не без греха. Тем более в нашей среде считается, что это вроде как небольшой грех. Меня раскрепостил в «мужском» смысле Паша Луспекаев. Однажды мы с ним гуляли, познакомились с девушками.

— Эта моя, та — твоя, — говорит.

— Я без любви не могу, скотское это дело.

— Ванюшка, ты что! — возмутился Луспекаев. — Если ты себя в этом смысле будешь сдерживать, артист в тебе умрет!

Я стал думать над этими его словами и понял, что, похоже, Паша прав. Любовь повышает жизненный тонус.

Ощутил это на себе. Не один раз, грешен.

Нашлись «доброжелатели» из числа подружек Киры Васильевны, которых я не жаловал, позвонили, сказали ей. Но уходить от жены я никогда не собирался. Это неправда. Мы прожили жизнь очень хорошо, и дети у нас на зависть. Кира Васильевна незадолго до смерти спросила:

— Ваня, почему ж ты все-таки не ушел?

— Да все равно ты лучше всех.

Она положила мне голову на плечо, и я это принял как прощение с ее стороны.

Конечно, мы с Андрюхой приложили руку к маминой смерти. Когда Кира умерла, мы по-мужски посидели и признались в этом друг другу.

Иван Краско
Фото: Олег Зотов

Кира Васильевна была на пять лет меня младше. А ушла раньше срока. Чисто русское свойство — к докторам не обращаться. Что-то по телевизору услышала, что-то от подруг. Вот и проглядели болезнь поджелудочной. Болевой шок во время приступа оказался такой силы, что сердце остановилось. Она бежала за Ксюшей в школу да не добежала, ткнулась в снег и мгновенно умерла. Я дома их ждал, вернувшись после записи на радио. Нет и нет. Тут звонок из школы: «За Ксюшей никто не пришел, можно мы ее привезем?» Искали мы Киру Васильевну повсюду, а поздно вечером позвонил Андрей:

— Папа, я нашел.

— Где?!

— Все, папа, до похорон не надо тебе вмешиваться. Я все сделаю.

Оберегал меня сын. В этом смысле он был железный мужик, на которого можно положиться.

Три года после смерти Киры Васильевны я куковал один, с каждым днем теряя интерес к жизни. Пока в семьдесят один не встретил двадцатичетырехлетнюю Наталию Николаевну. В моих взаимоотношениях с женщинами главное — любовь. Самым пронзительным было чувство к Наталии, в силу возраста, наверное. Шутка ли, сорок семь лет разницы.

Период ухаживаний длился довольно долго. Встречая кроткую, скромную Наталию в театре, я всякий раз с нею заговаривал. Мы писали друг другу письма, она стихи мне свои показывала. В общем, все красиво и романтично. Потом поехали на гастроли в Омск. Ходили пешком из театра в общежитие, в которое нас определили, по огромному мосту через Иртыш.

Стихи ей читал, охмурял как надо.

До Наталии у меня еще одна подружка была — Даша. Должен признаться, я женолюб. Обожаю прекрасный пол. «Дарья отказалась замуж за меня выходить», — рассказывал я Наташе. И что же она ответила? «О! Не ведает девушка, что творит». Значит, у самой были мысли, что можно выйти за Ивана Ивановича! «Не все потеряно!» — подумал я.

Мишке Боярскому, соседу по даче, и Кириллу Ласкари, ныне покойному, царство ему небесное, сказал:

— Мужики, я влюбился.

Они оба:

— Ой-ё... Иван, как мы тебе завидуем!

Все были потрясены: о-па, какую Краско невесту нашел! Шум в городе поднялся ого-го-го! У меня есть закадычный «друг» — терпеть не могу этого человека, который руководит театром «Русская антреприза» имени Андрея Миронова — Рудольф Фурманов. Он, когда встретил нас с Наталией первый раз, говорит:

— Это твоя внучка?

Я ему чуть в морду не дал. Еле сдержался.

— Не лезь, не твое дело.

Юля, дочка, конечно, была расстроена, но она так уважает папу, что никогда не выскажет мне неодобрения.

Знакомые часто спрашивали: «Неужели никто не посягал на Наташку в театре? Не приставал?» Пусть бы попробовали!

Я ревновал ее страшно, взгляды ловил, чуть что — готов был драться. Сразу всех и отшил! Молодые парни в театре обходили Наталию стороной: «Куда нам против дяди Вани».

Не вдруг она меня к себе домой пустила. Я ее сначала провожал от театра до остановки. Потом она разрешила ехать с ней до площади Труда, на которой выходила. И лишь спустя время позволила проводить до дома. Но дальше порога все равно — нет. А я уж успел предложение сделать: чего долго думать, когда у меня крылья выросли, я снова жить начал. Говорю ей:

— Наташ, выходи за меня замуж.

— С ума сошли? Возраст-то у вас какой.

— И что? У меня еще есть порох, так что разница может и не сказаться.

Она — ни в какую.

Наконец я не выдержал: «Ну ладно, хватит, давай показывай свою маму».

Папа Наташин, Николай Игнатьевич, умер еще до нашей с ней встречи. Я его не знал, но по всем статьям это был очень хороший человек, следователь.

«А я тут при чем? Она взрослая, сама должна решить», — сказала моя будущая теща, когда попросил ее повлиять на дочь.

На предложение выйти замуж Наталия ответила отрицательно, я вроде бы отстал, потом возьми да и спроси:

— Как ты, Наталия, относишься к венчанию?

Ответ был совершенно недвусмысленный:

— Разве можно иначе?

Тут уж я взял ее за руку и привел в церковь к отцу Константину венчаться.

Федя стойко переносит перемены в нашей жизни, звонит каждый день. А Ваня начал плохо себя вести, заявил: «Я к папе жить пойду»
Фото: Олег Зотов

Она потом говорила: «И ахнуть не успела! Иван Иванович меня подавил. Как гипноз какой-то, себя не помню». А я так думаю, сильно в ней было желание доказать, чего она стоит, тому, кто раньше с нею жил. Нелады были у моей Натальюшки в прежних отношениях с одним молодым человеком. Но это мои измышления. Даже если Наталия скажет «Какое вы имели право?», я отвечу, что так мне кажется, что же мне делать-то?

Батюшка поверил, что мы распишемся, и провел обряд. Только после этого пошли в ЗАГС.

«Ты, милая моя, благотворно на Ивана влияешь, он расцвел», — сказал отец Константин Наталии.

Я действительно возродился.

Один знакомый, заглянув ко мне в гримерку, увидел нас вместе и поинтересовался:

— Это твоя новая пассия?

— Жена.

— Милая моя, — тут же полез он с советами, — учтите, у него без детей не обходится.

— Это наше дело, — ответила Наталия.

Через год в разговоре я почему-то назвал ее «мать». Она говорит: «Откуда вы знаете?»

А я, видно, почувствовал. Или, может, очень хотел. И в семьдесят два года родили мы Ваньку. Еще через полтора года — Федьку.

Рождение детей — это окрыление. Это гораздо выше, чем супружеская верность, целомудреннее и сильнее.

Когда Лариса Луппиан, жена Боярского, увидела маленького Ваньку, сказала:

— Ой, Мишка меня убьет.

— Так чего ты? Заводи ребенка!

— Поздно, Ваня, боимся.

Теща моя души не чает в своих внуках. И сестра ее, когда нам с Наташкой надо было, приезжала и помогала с ребятишками.

Однажды я попросил сделать для родственниц два хороших места на спектакль.

— Кого записать, Иван Иванович? — спрашивает администратор Миша Оганесян.

— Теща моя, Наташкина мама, и ее сестра.

А лучше запиши: две тещи.

— Ни хрена себе, — говорит Мишка, — некоторые даже слово «теща» выговорить не могут, а у Ивана Ивановича их целых две, да еще он просит для них хорошие места. Где ж это видано?

Когда Наташа забеременела, коллеги затаились и ждали. А когда мы Ваню в первый раз принесли в театр, прибежали смотреть.

И кто-то произнес с сожалением: «Надо же, Краско...» А вы чего ждали? Никуда не денешься, оба сына похожи на папу.

Наташку знакомые подначивали: — Чего мужики-то одни?

Может, еще и доченьку?

Она вроде бы в шутку ответила:

— Вот будет Ивану Ивановичу восемьдесят, тогда решим.

А потом фигушки — не захотела. Я вот думаю: почему она стала искать кого-то на стороне? Наверное, испугалась за меня. Есть такой термин: «рафаэлева смерть». Биографы великого художника утверждают, что он умер во время любви. Может, боялась, что меня постигнет та же участь?

Тут как раз на одном из интернет-сайтов обнаружился ее старый знакомый, стал письма писать, и начался у моей Наталии внутренний раздрай. Взбунтовалась она и не захотела совместного ночевания. Что такое? Претензии по этой части? Вроде бы я как мужик еще не кончился.

— Давай-ка, мать, поговорим с тобой, — сказал.

Иван Краско
Фото: Олег Зотов

— По-моему, ты совсем изовралась. Нужно поставить точки над i.

— Да, папа, я тоже мучаюсь. Врать и изменять вам не хочу. Признаюсь, я влюбилась и не хочу больше жить с вами.

Она меня на «вы» всегда называла. Сначала вроде как игра. Думал, привыкнет, на «ты» перейдет, но нет, не стала. Так и зовет по старорусскому обычаю.

— А как же дети?

— Вы же позволите мне их воспитывать, если мы не будем больше жить вместе?

Ну что ты тут поделаешь? Мама, конечно, для ребенка главное...

— Вот тебе мой паспорт, иди оформляй развод.

Меня вызвали, спросили:

— Иван Иванович, вы не возражаете?

— Нет.

Все, что Наташа говорит, делайте.

Признавалась ли мне Наталия в любви? Я могу сколько угодно говорить «да», а она скажет «нет». Но я же видел все признаки ее искреннего отношения. И венчание ее ко мне расположило. Это серьезно и красиво. Поначалу была в Наталии религиозность, а сейчас я ее не замечаю. Но иногда теперь уже бывшая жена на меня так смотрит, будто все еще понять пытается: что я за мужик-то? С квартирой нашей мы сразу разобрались.

Она спросила:

— Скандал будет?

— Зачем? — отвечаю. — Какой смысл? Насильно мил не будешь.

Я сейчас, между прочим, у тещи живу. Как сыр в масле катаюсь: и мама Наташина за мной ухаживает, и сестра ее младшая Женечка. Племяшка Дашенька, как приду с работы, бежит навстречу: «Дядя Ваня, дядя Ваня!» Господи, у меня вся усталость пропадает. Без Ваньки с Федькой-то скучаю. Федя стойко переносит перемены в нашей жизни, звонит каждый день. А Ваня начал плохо себя вести, когда же его ругать стали, заявил: «Я к папе жить пойду».
Мальчишки живут с мамой и Андрюшей этим, найденным через Интернет, в нашей квартире. Наташа выписала его из белорусского Полоцка, перевезла в Петербург.

А что, я им буду мешать жить, что ли?

Только спросил мальчишек:

— Как вам Андрюша?

— Нормально!

— Ну и дай бог...

По выходным пацаны приезжают ко мне на дачу, мы с ними ловим рыбу, мастерим что-нибудь. Я их очень люблю. А как не любить, если умом понимаешь, что они наше будущее. Надо все хорошее им оставить. Не учить их дряни всякой, пакостям.

За вранье — наказываю. Чтобы не дай бог! Еще баба Поля говорила: «Ванюшка, врать — последнее дело». У детей это называется пофантазировать. Какие я от бабы Поли получал затрещины за подобные фантазии!

Признаю, это пошло мне на пользу. Поэтому мальчишек своих могу шлепнуть пониже спины. Но что самое интересное — не обижаются. Вот Ванька собирается заплакать, а я говорю:

— Знаешь причину своего горя?

— Не-а.

— Тебе сейчас стыдно и обидно. А в душе ты понимаешь, что я прав.

Через некоторое время он уже ко мне ластится больше, чем к маме.

Теща меня однажды спрашивает:

— Иван Иванович, вы не слишком сурово с ними?

— А вы видели вчера по телевизору, как львица львенка шлепнула?

— При чем тут это?

— Природа, — отвечаю. — Львенок раз сунулся, она на него только взглянула. Второй раз лапой отвела. А на третий раз — шмяк. Только потакать, ласкать, лизать ребенка нельзя, из него проку не будет.

Вот такие дела. А что дальше ждет, посмотрим. Мне тут нагадал один. Взялся руку пожимать, а потом перевернул ладонью вверх и ахнул: «Девяносто два года!»

Сказал и ушел. А для меня это не пустые слова, хочется верить, что так и будет.

Надо набраться терпения.

Редакция благодарит за помощь в организации съемки отель «Астория», Санкт-Петербург.

Подпишись на наш канал в Telegram