7days.ru Полная версия сайта

Сергей Марков. Рожденный восьмого марта

«Ты знаешь, что меня от петли спасло? — спросил Матвеев. — Женщина. Все, что в нас есть красивого...»

Евгений Матвеев
Фото: ИТАР-ТАСС
Читать на сайте 7days.ru

«Ты знаешь, что меня от петли спасло? — спросил Матвеев. — Женщина. Все, что в нас есть красивого, доброго, человечного, — от нее. Ради нее».

Отметив день рождения продолжительно и напористо, как было принято во времена безвременья, ранним августовским утром я обнаружил себя в долине реки Сетунь неподалеку от «Мосфильма». «Да ведь где-то здесь мой режиссер проживает!» — осенило меня, и я попытался сориентироваться на местности.

— Что случилось? — открыв дверь, изумленно спросил Евгений Матвеев.

— Что с тобой?

— Со мной? — нагло икнул я, с нежностью приподнимая спортивную сумку, в которой покоилась початая бутыль самогона. — Со мной продукт высокой степени очистки. Космонавты на Икше гонят, у нас с ними дача по соседству. Вы же сказали, что имеете желание, Евгений Семенович...

— С ума сошел? — озираясь в глубь квартиры, прошептал Народный артист СССР.

Мы прошли на кухню, Матвеев, высокий, худой, в олимпийском костюме с надписью «СССР» на спине, все качал головой, явно сожалея о том, что выбрал себе такого непутевого сценариста.

— Я ж не пью с утра, — прошептал, плотно закрыв за нами дверь.

— Тихо, Лида спит.

— А у нас повод есть, — возразил я с горячностью, — название фильму другое придумал: не «Свора», а «Чаша терпения». Подойдет?

Матвеев стал жарить яичницу, рассказывая полушепотом через плечо, как именно этой вот сковородой с такой же яичницей — с салом, луком, помидорами — встретила его Лидуся, когда он ушел к другой, но все-таки вернулся однажды утром.

Мы выпили. Проснулась, вышла на кухню Лидия Алексеевна.

— Что так спозаранок? — удивилась, увидев меня.

— Бессонница, муки творчества, — я почти уткнулся в тарелку похмельно пылающей физиономией.

— Давай-ка доедай и пройдемся, — предложил Матвеев, сверкнув оком, когда жена удалилась в ванную.

С Евгением Семеновичем мы познакомились на картине «Чаша терпения»
Фото: Из личного архива С. Маркова

— Есть о чем потолковать. По сценарию.

Мы уже около месяца работали над фильмом и готовы были расплеваться.

Раздался звонок в дверь: почтальонша. Принесла кипу писем. «Москва, народному артисту Матвееву», — прочитал я адрес на одном из конвертов.

— Как же они доходят?!

— На Главпочтамте уже привыкли, сразу к нам переправляют. Если бы вы знали, что на Восьмое марта делается! — уходя, рассмеялась почтальонша.

Подождав, пока Матвеев в кабинете разберет очередную порцию почты, я спросил, а что же такое делается на Восьмое марта?

Он ответил, слегка смутившись:

— У меня восьмого день рождения. Если интересно, возьми полистай, а я пару звонков сделаю.

Пока он разговаривал по поводу установки телефона какому-то фронтовику-инвалиду из Перми и доставки пенсии на дом старушке в Люберцах, я взял пачку корреспонденции. В письмах, открытках и телеграммах из Калининграда и Самарканда, Норильска и Хабаровска, Тбилиси и Магадана, из поселков городского типа и колоний строгого режима поздравляли с днем рождения, желали здоровья и о чем только не просили: помочь газ в дом провести, крышу перекрыть, в детский садик ребенка устроить, любимого вернуть, посодействовать в условно-досрочном освобождении и даже стать крестным отцом...

К Матвееву обращались как к очень близкому человеку, который обязательно откликнется, поможет, не подозревая, в каком жутком положении он сам находился в эту пору — после V съезда кинематографистов СССР, где перестраивающиеся предали анафеме мастеров экрана и провозгласили наступление эры свободы, демократии и вседозволенности.

В пору крушения, как ему казалось, всего и вся, когда Евгений Семенович был на грани самоубийства. Мечущийся в своем тесном кабинетике в панельном доме у мифической речушки Сетунь недалеко от Мосфильмовской, Матвеев был похож на ссутулившегося, поседевшего, с потухшими глазами Гамлета, которого предали не только Розенкранц и Гильденстерн, но и друг Горацио, и даже тень отца.

Матвеев в роли Макара Нагульнова в «Поднятой целине»
Фото: РИА-Новости

Я, журналист и начинающий сценарист, впервые столкнулся с такой силы отчаянием и безысходностью одиночества — одиночества всей стране известного, поистине народного артиста. И впервые по-настоящему задумался над тем, в каком жестоком и неблагодарном мире мы живем.

А ведь уже немало повидал: как корреспондент журнала «Человек и закон» ездил по лагерям и тюрьмам, записывал исповеди заключенных. Одна из них, и познакомившая нас с Матвеевым, меня просто перевернула. Это был рассказ егеря, который не стал обслуживать районное начальство, любившее поохотиться с вертолета с помощью «калашниковых». Его за это наказали: сожгли дом, избили до полусмерти и распяли на дереве. Егерь не успокоился, тогда на него повесили несколько преступлений, приговорив к двенадцати годам лишения свободы.

Я написал сценарий об этом и отвез его на «Мосфильм».

Через какое-то время прихожу вечером домой, а домашние говорят, что звонили от Матвеева, просили перезвонить ему лично, оставили номер телефона. Было уже около полуночи, но я от волнения не мог ждать. Трубку взяли неожиданно быстро. Показалось, Матвеев сидел у аппарата и ждал звонка от кого угодно...

Быть может, Евгений Семенович немного выпил, потому что тот ночной разговор вовсе не вязался и не клеился с образом, знакомым по фильмам. Он говорил мне, совершенно незнакомому человеку, что устал, что все надоело, что всю жизнь, сколько себя помнил, просыпался утром с радостью, с желанием, восторгом, а теперь просыпаться не хочется. Что если бы не семья, не Лидочка, ушел бы, совсем ушел, притом не просто, а к чертовой матери...

— Сценарий прочитал, — сказал напоследок Матвеев.

— Конечно, это не совсем то, верней совсем не то, чего хотелось бы.

— Так за чем же дело стало? — обиделся я.

— Завтра жду на студии. Потолкуе...кха-кхак-к... — зайдясь в кашле, он бросил трубку.

Впервые я увидел Матвеева в «Поднятой целине» — и как подавляющее большинство советских граждан, был потрясен. Его пронзительного, какого-то эллинского по масштабу и непосредственности, чистоте восприятия мира Макара Нагульнова я и вспоминал, ожидая Евгения Семеновича в одном из пустынных коридоров «Мосфильма», где явно проглядывались следы запустения.

«Это было что-то невероятное, сводящее с ума. Не знал, как жить дальше, выхода не видел. С крыши думал сброситься или с моста…»
Фото: РИА-Новости

Мимо пробегал Саша Блюмин, ассистент режиссера картины «Здравствуй, мальчик Бананан!» (рабочее название «Ассы», которую Сергей Соловьев как раз на чинал снимать). «Ты что, офигел, старичок?! — воскликнул Блюмин, узнав, зачем я явился на «Мосфильм». — С Матвеевым работать — это клеймо! Застойник. То ли дело у нас: Гребенщиков с «Аквариумом», Виктор Цой с «Кино», Африка, Говорухин с Таней Друбич! — похвалился Блюмин. — А ты — Матвеев! Да это даже не вчерашний, а позавчерашний день. Макар Нагульнов! Он же Брежнева играл!»

Тут появился Евгений Семенович — в очках с массивной оправой, высокий, сутуловатый. Крепко пожал мне руку сильной костистой ладонью. Мы вошли в какую-то комнату, сели друг против друга по обе стороны стола.

— Прочитал сценарий, — сказал Матвеев, из-под густых с проседью бровей глядя на меня как Нагульнов на деда Щукаря.

— Это не то, о чем я бы хотел сделать картину.

— Да? — пробормотал я, вставая. — Тогда извините.

— Верней, почти о том, — остановил меня жестом Матвеев. — А откуда такой сюжет?

Я объяснил, что это реальная история, и пересказал еще несколько, услышанных в тюрьмах, не нагнетая ужасов, но и не ретушируя.

— Да-а... — произнес Матвеев. — Что делается в стране, а?! Так ему надо помочь, тому егерю?.. Но тут у тебя не герой главное, а ужасы чернухи, разврата!

Я такую картину снимать не буду!

— При всем желании заставить вас не смог бы, — вновь засобирался я.

Матвеев посмотрел на меня тяжелым взглядом.

— Ну да ладно. Другого материала все равно нет. Попробуем довести до ума.

Мы стали встречаться на студии и у него дома, проходили эпизод за эпизодом — и все меньше понимали друг друга. Например он чуть не убил меня пепельницей, когда я сообщил, что его любимый режиссер Лукино Висконти — гомосексуалист.

— Знаешь, — сказал он после очередной моей «просветительской» реплики, резко отодвинув сценарий и устремившись взглядом через окно мосфильмовского корпуса в небо.

— Удавиться от всего этого хочется.

— От моего сценария?

— Да при чем здесь твой сценарий!..

Так, мирясь и ссорясь, дожили мы с ним до того раннего утра, когда я появился у двери квартиры Матвеева с четвертью самогона. Улучив момент и выпив еще первача из кофейной чашечки, закусив луковицей и печеньем, Матвеев сказал Лидии Алексеевне, что сходит за хлебом и немного прогуляется, чтобы обсудить кое-какие сцены.

— Спустимся к реке, — предложил он мне, выйдя из подъезда и засовывая в карман авоську. — Знаешь, иногда так реки не хватает...

Вия Артмане
Фото: РИА-Новости

После этого молчал минут двадцать. По мосту через Москву-реку мы перешли на другую сторону, к Новодевичьему монастырю. Обогнув пруд, сели на скамейку. Я вытащил сигареты, закурили.

— Лидочка до трех дня не разрешает, — сказал Матвеев, с наслаждением и красиво, словно на сцене Малого театра, затягиваясь. — Блюдет меня. Что бы я без нее делал, без моей Лидуси?..

— Яичница та, с луком, салом, вкусная была? — напомнил я.

Матвеев извлек из кармана рубахи кофейную чашечку и задумчиво повертел ее в руках.

— Неудобно здесь, давай уж как-то поинтеллигентней...

— Намек понял, — наклонив стоявшую между ног сумку, я незаметно налил.

— Космонавты, говоришь, гонят? Заборист! У меня друзей-космонавтов много.

— А вообще у вас много друзей?

Лицо Матвеева стало цвета пепла, падавшего на брюки, он забывал его стряхивать.

— Извините, Евгений Семенович, за бестактность, — вымолвил я. — «О, друзья мои! — говорил Аристотель. — Нет на свете друзей». Наверное, про съезд вспомнили?..

— А что про него вспоминать?

— Ну, как-то это выглядело... То осанну вам, киношным маршалам и генералам, пели, а тут вдруг «Распни!» стали кричать, притом ваши же ученики.

— Ты никак среди нас, лауреатов Государственной премии и Героев Соцтруда, Иисуса Христа разглядел?

— посмотрел на меня сквозь очки Матвеев. — Ох... Давай уж лучше про женщин, это ж твоя любимая тема.

— Да, лучше про баб.

— Про женщин, — чуть ли не угрожающе поправил Матвеев. — Я Восьмого марта родился и считаю их всех богинями...

Помолчав, продолжил официальным, как на партсобрании, тоном:

— Да, было дело, уходил от жены. А у кого такого дела не было?

— Ни у кого, — почему-то согласился я. — Не сошлись характерами?

— При чем здесь характеры?! — вспылил он. — Мы с Лидочкой тогда уже много лет душа в душу... Влюбился я в... народную артистку, ее все знают, назовем просто Актрисой, а то напишешь в какой-нибудь газетенке... Актриса — и все. И не просто в красоту или в женственность влюбился (моя Лидочка была и красива, и женственна), а в ураганный сценический темперамент, в напор, в страстность, в дар воспламеняться и воспламенять. Это было что-то невероятное, сводящее с ума. Позже я усомнился в том, что это была любовь к женщине, а не поклонение истинному таланту, сродни молитвенному. Не знал, как жить дальше, выхода не видел. С крыши думал сброситься или с моста. Как-то долго стоял на краю платформы, ждал проходящего поезда...

Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы не решилась меня вывести из прострации Лида.

Роман Артмане и Матвеева начался на съемках фильма «Родная кровь»
Фото: РИА-Новости

Улеглись мы ночью за занавеской (жили все в одной комнате, моя мама и дочка уже спали), она и спрашивает шепотом:

— Трудно тебе, Женя?

— Трудно, — признаюсь.

— Пошли поговорим.

Выбираемся на цыпочках на кухню. Долго-долго молчим, я курю одну за другой.

— Влюбился?

— Кажется, да.

Опять молчание, в пепельнице уже места нет для окурков. Я знал, что Лида сильнее меня, и положился на нее, чтобы она разорвала, разрубила узел.

— Уходи завтра же, — говорит жена тихим, ровным голосом, но решительно.

— Не мучай себя и нас... А теперь ступай спать.

Я до утра вертелся под одеялом, а она всю ночь готовила меня в «дальнюю экспедицию на съемки», как потом сказала дочери. Укладывала в чемодан отутюженные сорочки, белье, какие-то мои книги...

Мама плакала. Дочка, что-то чувствуя, подходила то ко мне, то к Лиде. Закрывая за мной дверь, жена сказала: «Мы тебя год подождем, а потом уж не беспокой, будем знать, что тебе хорошо...»

— И как вас встретила Актриса?

— Не поехал я к ней. Вернее поехал, но в последний момент развернулся и почти месяц жил у друга.

Пил. Много пил. Ночами с похмелья просыпался — и вспоминал глаза Актрисы и жены. Наливай, Серега... В одних — страсть, в других — кротость. В одних — осуждение, в других — сочувствие. В одних — насмешка, в других — сострадание. В одних — «Дай!», в других — «Возьми!»... Благодарен другу, который молчал вместе со мной, только срывал «бескозырки» с бутылок и разливал водку по стаканам. И однажды ушел куда-то на ночь глядя, оставив меня один на один с моими терзаниями. До сих пор не понимаю, как он догадался, почувствовал, что мне нужна еще одна капелька в «чашу терпения»? Хорошее, кстати, название, мне все больше нравится... И утром, пока дочь была в школе, а Лида еще не ушла на работу, отправился я домой. Подхожу к двери, не сразу решился позвонить. Лида спросила только: «Завтракал?»

«Дочь похожа, зачем буду очевидное отрицать? Вия договорилась с мужем: он принимает дочку и больше на эту тему разговоров не будет»
Фото: РИА-Новости

Вскоре передо мной уже стояла та самая сковорода с яичницей. Жена села напротив и смотрит, как ем. Смотрит, смотрит... И я понимаю, что нет и не будет человека роднее, все остальное не имеет значения.

— Я сейчас вспомнил, что во многих ваших картинах такие сцены: он ест, она сидит и смотрит... Это оттуда? От той яичницы?

— Может быть... Есть в этом что-то глубоко символичное — женщина, кормящая мужчину... Женщинам всегда нравилось меня кормить. С детства, с голодной юности. Как-то снимали несколько сцен во дворе у одной крестьянки, по четырнадцать-пятнадцать часов, на износ, и хозяйка упросила меня зайти в избу. Достала что было: два сырых яйца, соль, кусок черного хлеба, молоко... Смотрела, как ем, и глаза ее были полны слез от восторга — мужика кормит!

Лариса Удовиченко свои салаты, которые мне очень нравились, приносила в баночках. На съемках «Особо важного задания» Лерочка Заклунная притаскивала соленые арбузы, зная, как я их люблю...

На месте Матвееву не сиделось (тем более что почти все, кто проходил мимо, его узнавали, разевали рты, улыбались, просили автограф). Мы прошли вокруг пруда, поднялись к надвратной церкви Новодевичьего. У ворот остановился автобус, стали выходить туристы-французы с фотоаппаратами.

— Зайдем и мы? — предложил я.

— В церковь? — переспросил бывший парторг Малого театра (кстати, позже Народная артистка СССР Элина Быстрицкая, состоявшая в парторганизации у Матвеева под началом, много хорошего мне про него рассказывала: «Красив, горяч был у нас парторг до невозможности!»).

— Ну да, поставим свечки, помолимся за будущую картину.

— Молиться не стану!

— уперся Матвеев, поднимаясь по ступеням.

В храме было тихо, даже галдящие французы примолкли. Я ставил свечки, а Матвеев медленно пошел вдоль икон, внимательно вглядываясь в лики. Задержался у Девы Марии. Я приблизился, протянул свечку — он зажег. Оглядываясь, неумело перекрестился и торопливо вышел.

— Ты не думай... — уже во дворике сказал Евгений Семенович, словно оправдываясь. — Просто воспитаны мы иначе. А я все чаще о Боге думаю...

может, и приду...

Французы, выйдя из церкви и накупив матрешек в сувенирной лавке, шумно садились в автобус.

— Случай со мной в Париже был, — начал Матвеев, когда мы прошли мимо них. — Бреду ночью, расставшись с Наташей. А холодно, дождь как из ведра! И вдруг выскакивает на меня француженка...

— Наташа — это кто, Евгений Семенович? — заинтересовался я.

— Переводчица, из наших, была замужем за французом, тот ее бросил, и она перебивалась случайными заработками. А тут ей выделили сразу несколько тысяч франков, чтобы возила меня на такси, водила по музеям, дорогим ресторанам, театрам, но я сказал, что хотел бы увидеть настоящий Париж — ходить пешком, ездить на метро, питаться в дешевых бистро...

С Тамарой Семиной в фильме «Воскресение»...
Фото: РИА-Новости

Она расстроилась — это был ее шанс хотя бы несколько дней пожить красивой жизнью! Но я настоял на своем.

Весь день бродили мы под холодным ноябрьским дождем, вечером купили билеты в небольшой кинотеатрик, где шел «Рэмбо» со Сталлоне. Зал полупустой. Только сели — за спиной стали раздаваться вздохи, всхлипы и стоны. В общем, не кино туда приходили смотреть, а любовью заниматься. Мы вышли, Наташа потянула меня в какой-то шикарный ресторан, а я зашел в пиццерию. Услышав, что мы говорим по-русски, к нам потянулись мужики с кружками пива, стали расспрашивать об СССР, Горбачеве, Перестройке, гласности, мне было с ними дико интересно, хотя переводила Натали через пень-колоду.

Один спросил, правда ли, что родимое пятно на голове у Горбачева — это метка дьявола?.. Короче говоря, как только мы покинули заведение, Натали раздраженно, чуть не с ненавистью бросила мне, что отель свой я найду сам. Он рядом, у площади Виктора Гюго, а ей нужно спешить в метро, потому что приличные женщины в Париже поздно на метро не ездят.

Я пошел куда-то. А у прохожих спросить не решаюсь.

— Почему, Евгений Семенович? Показали бы карточку отеля.

— Мэром Парижа тогда был антисоветски настроенный Ширак, шла предвыборная кампания, рвались к власти и правые, и левые, но все против нас, думал, вдруг физиономию разобьют, ограбят...

Меня это рассмешило, и Матвеев разгорячился:

— Веселого мало: один в ночном городе, замерз, промок, сухость во рту — диабет обострился, давление стало подниматься... И как назло ни одного полицейского! Шел, шел, остановился, пытаясь прочитать название улицы, и вдруг со словами «Лямур, лямур» набрасывается на меня мадам, пахнущая вином и сигаретами, и начинает страстно целовать. Ну, я вырываюсь из ее объятий, думая, что это проститутка и кончится все для меня плачевно.

— Да почему же, Евгений Семенович? — недоумевал я. — Парижская проститутка — это тоже жизнь, которую вы там изучали, это же любопытно!

— Дали бы по башке и бросили в какой-нибудь канализационный люк, вот было бы любопытно!

...и Валерией Заклунной в «Сибирячке»
Фото: РИА-Новости

— разозлился Матвеев. — Она прижалась ко мне всем телом и принялась целовать в губы. Тут, выкрикивая проклятья, мимо нас пробежал мужчина. Она отпрянула — я заметил, что под плащом у нее ничего нет, видимо, накинула плащ, выскочив прямо из постели. Чмокнула меня на прощание в щеку, жарко шепнув «Мерси боку», и бросилась бежать в другую сторону. Я еще, помню, подумал, вытирая с лица губную помаду: «Красиво бежит, стерва!»

— Потрясающая история. Свезло вам, Евгений Семенович, — завистливо вздохнул я.

— Ты все об одном! Вот и в сценарии у тебя сплошная похабель. Основательно все надо вычищать — как авгиевы конюшни!

Тут надо отметить, что почти возле каждой сцены на полях моего сценария Евгений Семенович сделал пометки: «Гадость!!!», «Пакость!!!»

и даже «Мерзопакость!!!»

Мы уже подошли ко входу на Новодевичье кладбище, он тогда был свободным только для родственников погребенных, но Матвеева стражи узнали, нас пропустили. По цент ральной аллее попали к могиле Хрущева с черно-белым памятником скульптора Эрнста Неизвестного. Матвеев остановился. «Свет и тьма, добро и зло, живое и мертвое... — задумчиво промолвил и огляделся по сторонам. — Давай, что ли, помянем Никиту Сергеича». Выпили по очереди.

Побродив по кладбищу, на коем покоилось множество знакомых Евгения Семеновича (останавливаясь то у одной, то у другой могилы, он рассказывал о встречах с лежащими теперь под спудом маршалами, академиками, писателями, актерами), мы вышли и направились в Лужники, в ту пору уже представлявшие собой нечто среднее между Вавилоном и нон-стоп спектаклем театра абсурда.

На набережной Москвы-реки тренировалась в разгоне митингов и демонстраций конная милиция, кони тут и там на газонах и асфальте оставляли парные лепешки.

— Вы часто в кино на лошади, — заметил я. — Может, и героя нашего фильма на коня посадить, а? Объезжает заповедник на закате с винтовкой, нечто такое вестернское... Красиво!

— Не люблю я этого! — рубанул воздух кистью с длинными пальцами музыканта Матвеев.

— Почему?

«После фильма «Цыган» мне предложили возглавить театр «Ромэн». Сказали: «Ничего, что у тебя глаза голубые, все же видят, что ты наш!»
Фото: kinopoisk

— Сломали меня лошади, вот что! Вся жизнь наперекосяк! Да, казак, да, предки не слезали...

Купив сомнительных беляшей, мы расположились в укромном местечке, еще выпили по чуть-чуть, и Евгений Семенович поведал историю своих отношений с лошадьми, притом в лицах, так что у меня было ощущение, что сижу в кино.

Герой шолоховской «Поднятой целины» Макар Нагульнов, только что исключенный из партии, лежал в полнейшем отчаянии на кургане, поднося наган к виску и шепча: «Застрелюсь... А революция от этого не пострадает... Мало ли за ней народу идет?..» Вдруг доносятся до его слуха крики из хутора. Макар понимает — казаки, у которых отобрали хлеб, бунтуют. Вскакивает на коня и галопом мчится на колхозное подворье...

Отрепетировали сцену эту очень удачно — Матвеев проносился галопом с полкилометра, врывался в толпу хуторян и орал что было мочи: «Семь гадов убью, а уж тогда в амбар войдете!» Окружающие были в восторге. Не догадываясь о том, что артист скакал на коне впервые в жизни.

За несколько месяцев до съемок Михаил Александрович Шолохов спросил Матвеева:

— В седле сидишь хорошо?

— Да я на лошади родился, Михал Саныч! — выпалил Матвеев.

— Врешь лихо, значит, будешь ездить, — сказал Шолохов, как бы давая путевку молодому актеру.

И вот съемка. Макар Нагульнов скачет на гнедом скакуне. Но метров за десять до камеры конь неожиданно шарахается в сторону — Матвеев падает, и взбешенный конь еще полсотни метров волочет по земле актера, нога которого застряла в стремени.

Подняли, отряхнули, повели, поддерживая с двух сторон, усадили на режиссерский стул.

— Ты зачем сапог засунул, твою мать, в стремя до каблука? — ругался конюший. — Это первейший признак, что не казак на коне, а тюфяк!

— А почему конь взбрыкнул? — пытался оправдываться Матвеев.

— Почему, почему? Испугался! Ламп понавключали, светопреставление просто! А эта коняга в лесной глуши егеря возила!

Лошадь решено было до вечера приучить к осветительным приборам, съемки перенести на завтра.

Мечущийся в тесном кабинетике Матвеев был похож на ссутулившегося, поседевшего, с потухшими глазами Гамлета, которого предали
Фото: ИТАР-ТАСС

Матвеев рывком встал со стула режиссера — и тут же рухнул. Повезли в районную больницу, там ответили, что электричества нет, а при керосиновой лампе такую сложную операцию делать они не берутся. Отправили в Москву, в ЦИТО. Там ему вырезали два порванных мениска в левом колене. Боль в спине осталась, но постепенно Матвеев свыкся с ней, как с радикулитом.

Однако конная феерия в жизни Евгения Семеновича на этом не закончилась. В СССР с колоссальным успехом проводились гала-концерты «Товарищ Кино» с участием известных артистов. Организаторы такого мероприятия на Украине долго упрашивали Матвеева промчаться в гриме Макара Нагульнова по стадиону на тачанке, но он даже слышать об этом не мог. Все же уговорили. Вечером посмотреть представление приехало высшее партийное руководство.

Лошади почти с места, как только включили прожектора, понесли, трибуны орали, вопили, на повороте у тачанки отвалилось колесо, она перевернулась несколько раз — Матвеев пролетел метров десять и грохнулся об асфальт.

Думали, перелом позвоночника и смерть. Но выжил! Месяц пролежал в обкомовской больнице в Николаеве, потом в Институте курортологии и физиотерапии в Москве. Ноги и руки не двигались, при попытке шевельнуться от боли в позвоночнике Матвеев терял сознание... Письма шли со всех концов необъятного Союза: поклонницы предлагали травы, корни, разные снадобья, а также мечтали стать его сиделками и поводырями.

— Красивая такая, статная хохлушка у меня дежурила, — вспоминал Матвеев.

— Я дико стеснялся попросить утку, настолько хороша была. Благодаря ее заботам постепенно в себя приходить начал. Но по-настоящему вернула меня к жизни другая...

— Кто это был, Евгений Семеныч?!

— Все тебе расскажи!

Прозвучал приговор: крест на профессии актера. Выписался из больницы Матвеев закованным в жесткий широкий борцовский ремень и с палочкой. Лишь благодаря своему актерскому обаянию и всенародной славе уговорил врачиху (была в него влюблена с тех пор, как «Поднятую целину» посмотрела) не давать вторую группу инвалидности (без права работы), дать третью. И пенсию назначили — сорок один рубль.

— Мне не раз медицина дарила жизнь, — говорил Матвеев, — недавно вырезали раковую опухоль.

Не сделай операцию вовремя, умер бы. Кому обязан? Врачам, медсестрам. И дело не только в их профессионализме, но и в сердечности. Особенно дорога доброта медсестрички, санитарочки. Казалось бы, что ей — вытерла пыль и ушла. Нет, зайдет, спросит: может, тебе подушку поправить? Чем помочь? Вот в этих мелочах и проявляется красота человеческая.

— Так, значит, лошадей ненавидите, Евгений Семеныч?

— Как же их ненавидеть, эти совершенные создания? Можно человека ненавидеть — а их за что? Сам виноват. Читал ведь, что Бельмондо и Ален Делон трюки выполняют, только пройдя соответствующую подготовку. И это правильно!

С Остроумовой в фильме «Любовь земная». Эту сцену Ольга с юмором назвала «После...»
Фото: Мосфильм-Инфо

— Так кто же вас все-таки вернул к жизни? — пытал я. — Лидия Алексеевна?

— Лидочка у меня — золото, — отвечал Матвеев. — Я ей никогда не изменял... По-настоящему, — спохватился. — И понимала она всегда гораздо больше меня в этой жизни, все чувствовала. Я в 1947 году не хотел ехать в Москву на Всероссийский смотр молодых артистов, а Лида настояла: «Поезжай, Женя. Тебе надо много видеть. И тебя должны увидеть». А то по сей день так и играл бы в Тюмени, вернее, спился бы давным-давно. Всем ей обязан. Святая у меня Лидочка. Не знаешь, есть икона святой Лидии?

— Наверняка. Не хотите рассказывать? А еще говорили, что у режиссера со сценаристом должно быть полное взаимодоверие. Я вон на какие жертвы пошел, весь сценарий перекромсал, а вы... Ладно, к сценарию. Мы так и не решили, где будет происходить наша история.

Как я понял, на Дальний Восток, Сибирь и Урал у «Мосфильма» денег нет? Может, снимем в Завидовском заповеднике, где Хрущев любил охотиться с Фиделем, уж не говоря об эпикурейце Брежневе?

— Да что ты о Брежневе знаешь?! — перебил Матвеев. — Вот меня поносят за то, что сыграл генсека: «Как только тебя угораздило?!» Ни минуты не пожалел. Хоть от роли Леонида Ильича и пытался отбиться. Стою в очереди в мосфильмовском буфете за сосисками. Подходит Юрий Озеров, после Ленинской премии за «Освобождение» пребывающий на вершине славы, отводит в сторонку и заговорщицким тоном сообщает: «Поздравляю, ты утвержден на роль Брежнева в моем фильме. Но пока — никому ни слова».

Через некоторое время получаю сценарий «Солдат свободы», и там крохотная такая роль Леонида Ильича, генерал-майора.

Отправился к Сизову, генеральному директору «Мосфильма». Нельзя, говорю, мне эту роль играть — я старше прототипа и ростом выше. А Сизов:

— Надо, Женя, надо!

— Да не знаю я ничего о нем!

— А ты смотри по телевизору, наблюдай, бери на заметку.

— Что я могу взять, кроме того, что он по бумажке читает?

Тут, видно, терпение Сизова подошло к концу.

— Съемки «Солдат свободы» — решение секретариата ЦК! Ты — Народный артист СССР! Все, Евгений, диспут закрыт!

Потом меня пригласил к себе председатель Госкино Филипп Ермаш.

— Что, сдрейфил?

Роберт Рождественский с женой Аллой Киреевой
Фото: РИА-Новости

— спрашивает.

— Сдрейфил, Филипп Тимофеевич, — говорю. — Вот как, например, быть с его «гэ»?

— А что? Играя Ленина, актеры картавят — и ничего.

— Так Ленин же не слышит этого! А мой — услышит и увидит. Я так понимаю: если что случится, то вы в сторонке, а мне отдуваться?

— Правильно понимаешь, ты художник, творец. А я кто? Всего лишь чиновник.

Он позвонил в ЦК, попросил референта Брежнева Евгения Матвеевича Самотейкина встретиться со мной, ответить на вопросы.

Подчеркнул, что актеров на роли в картине утверждал лично Михаил Андреевич Суслов.

Я пришел в ЦК. Пили чай с сушками, говорили — референт Брежнева оказался очень милым человеком.

— Если бы мне пришлось играть большую роль, — объяснял я, — то распределил бы черты характера, привычки, эмоциональные особенности своего персонажа по всей длине роли, выстроил бы ее. А тут роль эпизодическая, то есть сразу требуется попасть в десятку, выявить в персонаже главную особенность характера. Вот каким прилагательным вы бы определили Брежнева, но только одним?

— Добрый! — ни секунды не раздумывая, ответил Самотейкин. — Он очень добрый человек — это и есть главная черта характера Леонида Ильича Брежнева.

— Но в чем проявляется его доброта?

— пытал я.

— В сентиментальности. Острой чувствительности.

И неожиданно предложил взглянуть на кабинет Брежнева. Мы прошли в приемную. Молодой человек, видимо дежурный, сидел у маленького черно-белого телевизора, смотрел хоккей СССР—Канада. Большой цветной в углу был выключен. Я спросил почему, на что он ответил: «Да барахлит чего-то!» Помню, подумал: «Надо же, и тут барахлит?!»

Вошли в кабинет, весьма скромный, весь в книгах, каких-то картах, диаграммах, на столе кусок руды, подшипники, металлическая трубка...

В фильме «Солдаты свободы»
Фото: Мосфильм-Инфо

Я обратил внимание на двухтомник воспоминаний маршала Жукова, попросил разрешения полистать и увидел закладки и пометки, сделанные референтом и самим Брежневым.

— Леониду Ильичу нужны были подтверждения некоторых тезисов его доклада, — объяснил Самотейкин.

Я спросил, как можно мягче, деликатнее конечно, почему такой беспорядок в кабинете.

— Он привык так работать. И никому не разрешается даже притрагиваться к вещам, уборщица лишь пыль вокруг сметает. Память у Леонида Ильича прекрасная. Всегда помнит, что и куда положил, помнит даты, имена, встречи, множество стихов, очень хорошо их читает.

В общем, приклеили мне брови, загримировали, надели китель генерала, и сыграл я молодого Брежнева во время войны. Но вот спроси сейчас, в Перестройку: стал бы играть, несмотря на то, что столько дерьма на меня за эту роль вылили после смерти генерального секретаря? И я отвечу: стал бы! Но живого, запутавшегося в коррупции на всех уровнях, в войне в Афганистане, а он ведь переживал страшно, говорил товарищам по ЦК: «Мальчишки наши там гибнут, давайте заканчивать!» Я сыграл бы старого, усталого, больного человека, уже все понимающего, но не способного ничего изменить, предотвратить. Трагедию бы сыграл. Нынешние бесчисленные пародисты, шамкающие и жующие слова «под Брежнева», мне отвратительны! Я, правда, тоже имел грех спародировать в той же Америке в загородной резиденции посла Добрынина, по многочисленным просьбам жен послов, которым не мог отказать, — но всего только раз...

А он дейст вительно был добрым, мы это еще поймем — в наступающие недобрые времена. И женщины его любили именно за искренность и доброту. Да, наверное, у него случались кое-какие приключения — а у кого их не было? Что за мужик, если женщинами не интересуется?

Была у меня, помню, встреча интересная на Украине, в Харькове. Выступил как обычно, показали фильм, поужинали, прихожу в гостиницу и ложусь спать. Вдруг стук в дверь. Открываю — женщина средних лет, миловидная.

— Извините, что поздно. Но не могла не прийти к вам. Я любила Леонида Ильича.

— Его многие любили, — уклончиво отвечаю, пытаясь понять, чего она хочет.

Сняла плащ, платок — действительно очень красивая, хоть и не первой молодости.

— Вы не поняли, — говорит, — я была совсем девочкой, а он — генеральным секретарем.

На V съезде кинематографистов. Матвеев из президиума пересел в зал: идет атака на мэтров советского кино
Фото: ИТАР-ТАСС

Я влюбилась, он стал у меня первым, и после него никого не было. Когда приезжал к нам в город, меня тайно привозили в резиденцию, он все-все помнил: и как маму мою зовут, обязательно какой-нибудь подарочек ей передавал, и как братишку. Он необыкновенный был! Очень одинокий. Есенина мне читал про любовь. И вот теперь, увидев вас в его роли, я вдруг поняла, что чувство мое оживает.

И слезы текут у нее по щекам. И раздевается.

— Это я, Леня, ты не узнаешь меня, Леня? — шепчет, приникая.

— И что же вы? Не растерялись, утешили?

— Ты меня негодяем считаешь? Она не меня ждала и не ко мне пришла — к нему, который был и остался для нее единственным и неповторимым. А я чужого никогда не брал.

Душевно мы на травке в Лужниках тогда посидели. За шли в кафе «Старт» у метромоста, выпили по кружечке пива. Артиста и там узнали, он улыбался, раздавал автографы: я чувствовал, что сейчас ему это нужно как ни когда.

— Народ-то меня знает. Горько, что коллеги... — вновь вернулся он к пресловутому съезду кинематографи стов. — Сидели в президиуме двадцать пять убеленных седи нами мастеров, принесших нашему советскому кино мировую славу: Бондарчук, Герасимов, Юткевич, Чухрай, Райзман, о твоем покорном слуге не говорю...

А кто они, эти так называемые «революционеры»?! Ты знаешь, — помолчав, сказал Матвеев, — что меня после съезда от петли спасло?

— Не могу знать, — пожал плечами я. — Семья?

— Семья, конечно, да... Но все-таки ее величество Женщина. Не какая-то конкретно, не пытай. Иногда задумаешься: что главное в жизни? Женщина. Все, что в нас есть красивого, доброго, человечного, — от нее. Ради нее.

Из «Старта» мы не спеша побрели обратно и в золотисто-сиреневых сумерках вышли к Киевскому вокзалу, где Матвеев обычно с рук покупал по дешевке блоками сигареты.

«Что делается в стране, а?! — произнес Матвеев. — Но у тебя не герой тут главное, а ужасы чернухи! Я такую картину снимать не буду!»
Фото: ИТАР-ТАСС

Подошла цыганка, узнала его, разулыбалась, стала предсказывать богатство и любовь, Евгений Семенович весело отмахивался, она не отставала, все вокруг на нас смотрели, ему это нравилось.

— Вот, кстати, о цыганах, — сказал Матвеев, когда купили, сторговавшись (мол, тяжела и неказиста жизнь народного артиста), сигареты и углубились в сетуньские кварталы. — Ты знаешь, что я после фильма «Цыган» стал народным цыганом Советского Союза? И театр «Ромэн» официально предложил мне возглавить труппу?! Так и сказали: «Ну что ты притворяешься, Евгений? Ничего, что у тебя глаза голубые, все же видят, что ты наш! Да и поешь, и танцуешь как цыган! И все девушки наши в тебя влюблены».

— А я слышал, что цыганки, только когда поют на сцене или в ресторанах, страстные и темпераментные...

— Опять ты про свое!.. Но если серьезно, настоящая цыганка мужика до белого каления может довести! Вот ведь болтают невесть что, ни о чем не имея представления! Познакомился я во время съемок «Цыгана» на хуторе Пухляковском с цыганкой Верой. Было там несколько домов, где жили оседлые цыгане, которые у меня снимались. И эта Вера — потрясающей внешности: плечи, руки, волосы, глаза! Я только тогда понял, что такое настоящие «очи черные, очи страстные»! Она стала главным моим консультантом по цыганским вопросам, неофициальным конечно. Обычно мы с ней отходили в сторонку от съемочной площадки, Вера отвечала на мои вопросы, но при этом все время оглядывалась, будто опасаясь.

— А вне съемочной площадки не встречались вы с этим чернооким консультантом?

— Как тебе сказать... Бывало. Поэтому и говорю, что болтают, не имея представления! Но однажды Вера не появилась на площадке. Выяснилось, что муж, приревновав к Будулаю, которого я играл, избил ее до полусмерти и пообещал, что если узнает еще хоть об одной «консультации», обоих нас зарежет.

Больше мы не виделись. А фильм «Цыган» имел фантастический успех, просто колоссальный! По прокату занял первое место, его посмотрело больше шестидесяти двух миллионов человек! В разных городах страны цыгане скупали билеты, никого не пропуская в зал, чтобы смотреть фильм без посторонних.

Евгений Семенович в нашем фильме «Чаша терпения»
Фото: Мосфильм-Инфо

Уже в темноте, нетвердо держась на ногах, поддерживая друг друга, мы подошли к дому Евгения Семеновича.

— Вот же проклятая! — восклицал народный артист. — Утром еще жить не хотелось, а сейчас... ничего, поживем, поработаем, я им покажу кузькину мать! В самом деле космический самогон — взлететь хочется!

— Может, спеваем «Чего ж я не сокол, чего ж не летаю?» — предложил я.

— Люблю петь, но не здесь и не сейчас — а то скажут соседи... Вот же чертовщина, всю жизнь приходится жить так, как не хочешь!

— А Ольга Остроумова говорила, что вы дивно поете, у вас чудесный южнорусский баритон!

— Правда, Оля так говорила? — еще более зарделся Евгений Семенович, хотя и так уже был цвета брюквы, и я стал опасаться за него.

— У вас замечательные песни в картинах, вся страна поет, одна «Сладка ягода» в «Любви земной» чего стоит!

Для нашего фильма что-нибудь зарождается? — поинтересовался я.

— Пока не очень-то. Но для песни женщина нужна. Не просто женщина, а влюбленность. Знаешь, как мы с моим родным, можно сказать, композитором Евгением Птичкиным работали над картиной «Судьба»? Поэт Роберт Рождественский, написавший до этого для нас «Сладку ягоду», прочитал сценарий, позвонил мне: «С-старик, драматургия волнует, фактура по-народному крепкая. Но хоть убей, не понимаю, где и зачем нужна песня... Давай встречаться». С Женей Птичкиным мы поехали на дачу к Рождественскому в Переделкино.

Уселись под раскидистой яблоней за стол, сервированный очаровательной женой Роберта Аллочкой для чаепития: самовар, чашки, сушки, варенье... Птичкин вытащил из портфеля бутылку «Столичной», наполнил чайные чашки. Не успели выпить — появляется Алла с тортом.

— Это просто так, — оправдывается Птичкин, — для вдохновения, по маленькой.

— Роба! — строго смотрит Алла на мужа. — Ты вчера уже хорошо вдохновился!

Но водочка под торт пошла отлично. Сидим, разговари ваем, я пересказываю сюжет картины: мол, двое в вынужденной разлуке, герой, которого играет Юра Яковлев, в партизанском отряде, героиня, Валерия Заклунная, в заложницах у немцев, но несмотря на испытания, муки, они думают друг о друге.

Я занимался «чесом» — ездил по стране с «Чашей терпения», выступал перед сеансами. Удивлялся, как обожает народ Матвеева
Фото: Из личного архива С. Маркова

Война, разруха, пожары, виселицы, и надо всем этим адом — песня любви, песня щемящей нежности, чистоты!

Подошла Аллочка, поставила тарелки с лучком, огурчиками, сыром и граненые стопки. «Женя, — говорит мне, — ты им о нежности, о любви, а они водку из чашек лакают и тортом закусывают, как последние извращенцы!» Алла улыбнулась, в улыбке ее было столько понимания, заботы, любви, что я почти физически почувствовал, как птица вдохновения спустилась к нам, сев на плечо Роберта.

— П-продолжай, с-старик, — попросил Рождественский, хрустя малосольным огурчиком. Я продолжал, что-то там напевал, даже пританцовывал, чуть не вприсядку вокруг стола ходил.

Уговаривал, убеждал. Потом не выдержал:

— Я долго перед вами на пупе вертеться буду?!

Подошла Аллочка, испугавшись видимо, что кончится потасовкой, присела рядом с мужем, положила руку ему на плечо.

— П-пожалуйста, п-повертись еще чуть-чуть, — сказал Рождественский, заикаясь больше обычного, что свидетельствовало, как мне потом сказала Алла, о том, что в нем что-то заработало.

— Роба, дорогой! — в отчаянии завопил я чуть не на все Переделкино, а стояла такая же вот тихая солнечная осень. — Пойми, песня должна быть связующим мостиком между героями! И я даже знаю, кто ее будет петь!

— Кто? — удивленно спросил Птичкин.

— Анна Герман, — ответила Алла, впрочем, мы с ней дуэтом ответили.

Роберт вскочил:

— Все! Надоел ты мне! — допил водку и ушел в дом.

— Обиделся, что ли? — спросил я у Аллы, она улыбалась и была в это мгновенье особенно неизъяснимо хороша, как настоящая муза.

— По-моему, стихи состоялись, — улыбнулся и Птичкин.

И через пару дней в своем мосфильмовском кабинете (Птичкин был главным му зыкальным редактором студии) он спел мне дурным, правда, голосом потрясающую песню: Мы — эхо!

Мы долгое эхо друг друга...

Нас попросили толкнуть «Москвич», чтобы завести, сел аккумулятор, мы толкнули под горку — завелся, уехал.

— Но кто же вас все-таки вернул к жизни, когда переломались? — с пьяной назойливостью обратился я к нераскрытой теме. — Актриса?

— Вот дал бы я тебе по физиономии, не будь ты моим соавтором, — сказал Матвеев. — Ну, Вия, Вия, всю душу ты мне вымотал! Никому об этом никогда не рассказывал.

— Красивая была. Безумно красивая, и фильм «Родная кровь» мне понравился, это не комплимент. Было у вас с ней что-нибудь, признайтесь?

— Отцепись, сказал! — вспылил Матвеев, сведя брови к переносице. — Что я тебе — баба, сплетничать, а?

— Коли касается двух Народных артистов СССР, это не сплетня, а национальное достояние! — возразил я. — Какая она, Вия Артмане?

— Именно этот вопрос и я задал режиссеру Мише Ершову, который приехал ко мне, тогда немощному инвалиду.

— Не могу все-таки представить вас немощным.

— Получил инвалидность, все богатство — костыли да корсет. Но жили: у Лиды сто пятьдесят рублей зарплата, моя пенсия... В шестидесятых можно было прожить. Ворвался ко мне Ершов со сценарием, стал уверять, что только я должен играть главную роль в его фильме.

Я отказывался, чувствуя физическое бессилие, хотя вернуться в профессию, конечно, безумно хотелось. Ершов уговаривал, даже сцену они со сценаристом переписали: там герой с войны с легочным ранением приезжал на побывку, а потом сделали так, что в ногу был ранен — я-то еле передвигался. В общем, уговорил. За время подготовительного периода я похудел (пока лежал, разнесло вширь, узнать было трудно), боли поубавились, отказался от корсета, костылей... Ну, и приехал в Ригу.

Ершов уверял, что дуэт у нас с Артмане сложится. Но первая встреча меня сильно огорчила: совсем не то! Спору нет, и лицом, и станом хороша. Но что-то барское, надменное прорывалось в ее интонациях, взгляде насмешливом. Как потом узнал, Вия меня еще более ласково охарактеризовала: мол, такого грубого, неотесанного, двигающегося как медведь мужлана вообще полюбить нельзя.

С Лидией Алексеевной
Фото: PersonaStars.com

Было явное взаимное неприятие. Хотел отказаться от роли, уехать. Но аванс на студии был уже получен и благополучно пропит, как говорится. Кстати, ничего там у тебя не осталось, в твоей четверти?

— На донышке.

— Давай... Про что я?

— Про Вию.

— Ах да. Про Виечку... Скрепя сердце начал себя заставлять выискивать в партнерше хоть какие-то черты, которые вызвали бы симпатию, — иначе зритель не поверит в любовь. Смотрел тут спектакль нашего самого знаменитого театрального режиссера нетрадиционной, как теперь говорят, ориентации, там ухоженные, накрашенные юноши разыгрывают любовь к девицам, но ни слову, ни движению не веришь!

Обязательно надо любить!

— Вы хотите сказать, что были влюблены и в Элину Быстрицкую, с которой играли в Малом театре, и в киношных партнерш — Тамару Семину, Людмилу Хитяеву, Маргариту Володину, Валерию Заклунную, Валентину Малявину, Зинаиду Кириенко, Галину Польских, Ларису Удовиченко, Ольгу Егорову, Остроумову? Кажется, никого не забыл?

— Во всех! Но ты и половины не перечислил. А если нет любви, получится «якобы» — дурное слово, популярное нынче у молодежи. Якобы чувство, якобы любовь, якобы жизнь... Так вот, стал я выискивать в Вие что-то такое, что привлекло бы меня, и если удавалось зацепиться хоть за какое-то даже не чувство, а намек на чувство, то раздувал изо всех сил, как уголек.

— Так вы выдумали Вию?

— Начинал с этого.

Но постепенно сама жизнь, сама Вия... Например, меня очаровал ее мягкий мелодичный акцент, с таким акцентом хорошо читать лирические стихи. Ее взгляд, как правило холодный и насмешливый, он может быть таким нежным... Чтобы помочь себе влюбиться, я попросил:

— Покажи мне свою Ригу.

Не забуду, как Вия посмотрела на меня распахнутыми светло-голубыми удивленными глазищами! И говорит:

— Боженька, что я слышу! Ты это всерьез, Евгений? Тебя действительно интересует моя Рига?!

— Очень интересует! — я таял от ее акцента. — Мечтаю побывать в Домском соборе, послушать органную музыку. Да просто погулять с тобой по городу, осмотреть этнографический музей, поклониться памятнику Яну Райнису.

— Побывать в соборе? — с изумлением спрашивала она. — Поклониться Райнису? И это говорит ярый коммунист Макар Нагульнов? А ты что, знаешь Райниса?

В ответ я прочитал монолог из пьесы «Вей, ветерок!»:

Что добыл, то и мое,

Взял, что в жизни

причиталось.

Утро — светится росою, Даугава — под ветром

плещет.

Встань, цветок мой,

Байбалыня,

В мою лодку смело прыгни...

— Встану, встану, — продолжила Вия на латышском, — прыгну, прыгну!..

Я ее поразил знанием Райниса, она схватила меня за лацканы пиджака и смотрела, смотрела своими небесно-голубыми бездонными глазами мне в глаза — и так мне захотелось поцеловать ее!

— Откуда ты знаешь?!

— не верила Вия.

Я объяснил, что давно влюблен в «Вей, ветерок!», в образ Улдиса, которого сыграл при полных аншлагах более двухсот раз в новосибирском «Красном факеле».

С внуками
Фото: PersonaStars.com

Пошел мелкий дождик, мы бродили по Риге и говорили, говорили, не могли наговориться, и она мне все больше нравилась. У нас много оказалось общего: оба из деревни, безотцовщина, из очень бедных семей, мамы работали уборщицами, обоих нас не раз унижали, оскорбляли... И если я защищался взрывами эмоций (в армии со мной не связывались, однажды чудом не расстреляли за то, что набросился на генерала за издевательство над солдатом, а в Малом театре прозвали «сумасшедшим с бритвой»), то Вия уходила в себя, пряталась как черепаха под панцирь, от этого и казалась надменной, неприступной, отстраненной. В общем, потянуло от холодной прибалтийки теплом. Она изумительно, пронзительно сыграла роль Сони, стала чрезвычайно популярной, в нее вся страна влюбилась.

— И вы?

— тихо спросил я.

— А ты как думаешь? — шепотом ответил Матвеев. — Не задавай глупых вопросов. Снимаясь, я шел на поправку, что-то очень целебное было в ее глазах, в ее голосе, акценте, прикосновениях...

— Слышал, у нее дочь от вас?

— Да каких только не ходит слухов! Но дочь похожа, зачем буду очевидное отрицать? Больше всего не люблю в людях лживость. Брови черные вразлет, губы, подбородок — мои. Виечке досталось: пальцем на дочку показывали, проходу не давали.

— А почему ж вы не сошлись? Красивая получилась бы пара.

— Правда?.. Муж Артур и сын Каспар ее здорово ко мне ревновали. Но Вия договорилась с мужем, что он принимает дочь и больше на эту тему разговоров не будет.

— А вы?

— Предлагал Вие переехать в Москву, но она отказалась, осталась с мужем. Вот тогда-то я и вылезал на крышу, на мостах стоял...

Не помню, как мы попали в подъезд. Помню, что рубашку Матвеев почему-то снял уже в лифте. В квартире, отвесив супруге земной поклон и едва удержавшись на ногах, он удалился в кабинет спать. Лидия Алексеевна пошла за ним, чтобы помочь раздеться, и вышла с пустой авоськой в руке. «Ничего себе сходил за хлебушком, — молвила она с улыбкой. — Чай будете?» И в этой улыбке было столько...

Вся их судьба была... В тот момент я многое про Матвеева понял.

На следующий день (Матвеев был как огурец, никаких следов вчерашнего, что меня поразило, я-то подыхал) мы продолжили работать над сценарием. Продолжили ругаться — порой очень яростно: Евгений Семенович требовал еще больше уменьшить количество чернухи, а я вопил, что тогда не останется правды жизни.

— Ну что, будет у нас Остроумова сниматься, согласие дала? — спросил Матвеева по телефону незадолго до начала съемок, держа в уме, что для вдохновения режиссеру требуется «своя» актриса.

— Да нет, Ольга сценарий еще не прочла, — ответил Матвеев. — Говорит, и так слишком много разговоров про то, что она моя любовница.

Но, прочитав сценарий, Остроумова согласилась.

Сказала: «А-а, бог с ними, пусть говорят, хочу это играть!»

Как рассказывал мне Матвеев, принимая нашу «Чашу терпения» в Госкино, члены редколлегии говорили: «Наконец-то появилось что-то доброе», «Спасибо за искренность»... Председатель Госкино Камшалов вскоре позвонил лично и сказал: «Евгений Семенович, как хорошо, что на фоне разгула чернухи ты остался верен себе и на экране появилось светлое пятно — твоя картина... Спасибо, старик!» На кинорынках продавалось огромное, рекордное в тот год количество копий. На фестивале «Созвездие» за роль Лизы Ольга Остроумова получила Приз зрительских симпатий. Но кинокритика сделала вид, что такой картины не существует. «Да- а-а!

— переживал Евгений Семенович. — Ярлык «застойника» висит на мне...»

По случаю премьеры в Доме кино Матвеев устроил там же в ресторане небольшой банкет, попросив меня вновь захватить бутылочку «космического». Я сидел рядом с обворожительной Остроумовой, старался за ней приударить, пытал по поводу отношений с Евгением Семеновичем. Пили, смеялись.

— Он как-то признался, что на «Любви земной» относился ко мне как к птенцу в руке, — рассказывала Оля. — Мол, я была еще девушкой, не замужем. В фильме есть сцена — Евгений Семенович в окно влез, а потом мы оказываемся в постели. И он все мучился, как мне объяснить, что это «до», а это «после», и боялся, что если поцелует, то может меня обидеть или оскорбить.

«Да, мое кино – прямолинейное! Я ищу кратчайший путь от сердца к сердцу. Был сторонником «Кубанских казаков», им и остаюсь»
Фото: PersonaStars.com

— Действительно бы оскорбилась, Оль? — усомнился я.

— Ну, это же Евгений Семеныч! — смеялась Остроумова. — Мы обошлись без единого поцелуя! Я еще удивлялась: неужели все фильмы с любовными сценами так снимают, даже итальянские, французские?

— Действительно, птенец.

— В каком-то смысле — да, была. Саму постельную сцену мы снимали так: Евгений Семеныч накрыл меня толстым лоскутным одеялом, а сам лег поверх. Ну, сняли, мне, правда, показалось, — лукаво блеснул красивый глаз Остроумовой, — что слишком уж много дублей делалось по требованию режиссера. А когда он остался доволен, поднимаюсь вся измятая и говорю: «Ну, вы даете, Евгений Семенович! Вы бы еще ватные штаны надели!..» В картине «Судьба» у нас с ним тоже постельная сцена.

— Я знаю, он любит это дело, — отозвался я.

— И вот, когда сняли, тоже с какого-то там дубля, я ему говорю: «Евгений Семеныч, я хочу родить».

Он, побелев, ошарашенно, испуганно: «Мамочки родные, ты... беременная?!» — «Нет, — смеюсь, расколовшись. — Но выхожу замуж и сразу хочу родить». И вскоре действительно родила Оленьку.

— Уж не от?..

— Нет, не от...

На следующий день после премьеры «Чаши терпения» Матвеев был в ударе, шутил, травил анекдоты, забавные случаи вспоминал, тосты произносил.

«В газете написали, что картина наша в лоб! — говорил он, высокий, усталый, благородно-красивый. — Да, мое кино — прямолинейное! Я ищу кратчайший путь от сердца к сердцу! Правду, йоту мечты, йоту сказки — вот что хочу оставить людям! Как был сторонником «Кубанских казаков», так им и остаюсь!»

Картина вышла в самое неблагоприятное для нашего кинематографа время. Но у зрителей успех имела. Тогда, в преддверье роковых девяностых, я занимался «чесом» — ездил по стране с нашей «Чашей терпения», в кинотеатрах, домах культуры, клубах выступал перед сеансами, отвечал на вопросы, иногда читал стихи, потом показывали фильм о том, как честный охотовед сражается, точно Дон Кихот с мельницами, с браконьерской начальственной мафией.

И не переставал диву даваться, как обожает народ Матвеева. По степени (или градусу) обожания это могло сравниться разве что с любовью к Высоцкому. И прав прошедший голливудское горнило Андрон Кончаловский, сказавший об успехе творчества Матвеева: «Тут можно говорить о реализме, о сюрреализме, можно копаться, докапываться, что это такое, — все равно здесь ничего не понятно. Это как Соловей-разбойник: вышел, свистнул — и все попадали!»

Как-то ранней весной мне позвонили из измайловской больницы и сообщили, что к ним привезли с вокзала мальчика с тяжелым приступом бронхиальной астмы, на листочке у него написан номер моего телефона (это оказался мой троюродный племянник), но принять не смогут, мест нет даже в коридоре, и вообще... Я был в компании на даче, отмечали Международный женский день.

Стал уговаривать медиков, угрожать — но меня не послушали. «Ты позвони Матвееву, — посоветовал кто-то, — он народный, лауреат, ему не откажут». Позвонил. По голосу понял, что Евгений Семенович тоже не совсем в форме. Сказал, что ребенка с астмой не берут в больницу, может умереть.

«Как им звонить?» — вскричал Матвеев сквозь голоса, музыку, звон бокалов.

Я продиктовал номер телефона больницы. Через пять минут он перезвонил мне, сказал, что не поднимают, мерзавцы, трубку и он немедленно сам туда выезжает. Я пытался отговорить, понимая, что у него гости, он выпил, три часа ночи — но Матвеев уже, как говорится, закусил удила. Я вышел в сад, закурил и только тут вспомнил, что Восьмое марта — день рождения Евгения Семеновича!

Бросился к телефону, но мне ответили, что именинник куда-то умчался сломя голову. Шел крупный снег, начиналась пурга. Я представил, как Матвеев едет на машине в больницу, его медальный профиль на фоне огней...

Больше судьба нас не сводила. Шло время, наступил новый век. А потом он умер.

Таким я и запомнил Евгения Семеновича Матвеева: едущим сквозь ночь, сквозь пургу на помощь незнакомому мальчику. На помощь человеку. Не на экране — в жизни.

Я прихожу к нему на Новодевичье кладбище. Он похоронен у западной стены, ближе к Москве-реке, на том самом месте, где мы пили с ним самогон. С ним, истинно народным артистом. Простым гениальным русским мужиком.

Подпишись на наш канал в Telegram