7days.ru Полная версия сайта

Елена Прудникова-Смирнова. Ты да я

«По-моему, черную полосу мы выхлебали до дна, — сказал Андрей, — дальше должно быть лучше».

Фото: Павел Щелканцев
Читать на сайте 7days.ru

«Скорая помощь» привезла нас в Солнцевскую больницу — перелом бедра и правого запястья. Андрея положили в коридоре, я сидела с ним до утра. «По-моему, черную полосу мы выхлебали до дна, — сказал он, — дальше должно быть лучше».

...Церемония вручения кинопремии «Ника», как водится, затянулась. Я сидела рядом с мужем, за нами — режиссер Звягинцев, у него в «Елене» Андрей сыграл главную роль. Они оба нервничали, переговаривались, строили мрачные прогнозы по поводу того, кто победит. Когда объявили, что статуэтка за лучший сценарий достается фильму «Жила-была одна баба», Андрей не смог скрыть разочарования: значит, главную «Нику» за лучший фильм дадут кому-то другому.

Мой дед, старовер Федор Прудников (слева), был донским казаком и сына назвал по святцам
Фото: Из личного архива Е. Прудниковой-Смирновой

И поднявшись на сцену, ляпнул: «Зачем мне эта «Ника»?»

Я чуть не умерла от его бестактности, глупо это выглядело. Переживала, но все-таки надеялась — и оказалась права. Премии посыпались на «Бабу» как из рога изобилия: шесть статуэток, в том числе заветная — за лучший фильм года. Банкет был стоячий, а для меня пытка стоять на одном месте, я не выдерживаю, ну и, конечно, понервничала. Когда подошел Гусман, отец-основатель «Ники», стала извиняться за Андрея:

— Не сердись, он страшно волновался.

Юлик рассмеялся: — Да черт с ним.

Меня отпустило, и тут я упала, успев сказать: «Андрюша, мне плохо».

Очнулась в машине «скорой помощи».

Родичи из станицы Морозовской говорили, что я — вылитая бабка. По семейной легенде, ее взяли из бедной семьи в богатую за красоту
Фото: Из личного архива Е. Прудниковой-Смирновой

Андрей был рядом: «Голова не кружится? Ты ударилась о мраморный столик, я опоздал тебя поймать».

В общем, ночь после «Ники» мы провели в больнице Красногорска.

Пока ехала «скорая», а я лежала без сознания, какой-то жлоб снял меня на мобильный телефон и наутро выложил в Интернете, а другой жлоб сопроводил снимок антисемитским комментарием: «Понятно, почему Смирнов снял пасквиль на русский народ. У него жена Иосифовна по батюшке».

Мой покойный отец Иосиф Федорович Прудников — донской казак из станицы Морозовской, из семьи староверов, а у них библейские имена всегда были в ходу.

Вот и дед Федор назвал сына по святцам. Это была большая богатая семья, у них был свой конный завод. Судя по тому, что я знаю, прадед Григорий Прудников был крутоват, взрослых детей не отделял, за стол у него садились больше тридцати человек. По семейной легенде, мою бабку Марию взяли из бедной семьи в богатую за красоту, а прадед за чистоплотность поставил ее на стряпню, вызвав недовольство у остальных баб. Андрей использовал эту историю в сценарии «Бабы», но эпизод не вошел в фильм. Дед Федор пришел с фронта в 1917 году и скоро умер от ран. А бабушка Мария заболела и умерла в Гражданскую. Мне было лет двенадцать, когда отец взял меня с собой в Морозовскую, родичи говорили, что я — вылитая бабка.

Когда прадеду предложили вступить в колхоз, он ответил уполномоченным: «У меня дома свой колхоз, все пашут с утра до ночи». Семью раскулачили, одних репрессировали, других выслали. Отец остался сиротой в четырнадцать лет, ему удалось укрыться у дальних родственников в Ростове-на-Дону. Он вступил в комсомол, всю жизнь проработал снабженцем на станции Ростов-Товарный и старался не высовываться. Но на лошадей спокойно смотреть не мог, меня маленькой брал с собой на скачки. Ипподром в Ростове существует по сей день.

Году в 1988 мы с Андреем были в Америке вместе с Васей Пичулом, Машей Хмелик, Наташей Негодой на кинофестивале в Теллурайде, штат Колорадо. Хозяева повезли нас в индейскую резервацию на конную прогулку. Я села в седло первый раз в жизни.

Я с Толиком Васильевым и Нонной Юрченко в театральной студии при ростовском Дворце пионеров
Фото: Из личного архива Е. Прудниковой-Смирновой

Когда мы спешились, индеец ткнул в меня пальцем и сказал:

— Вот эта — прирожденная наездница.

Андрей объяснил:

— Она — казачка, казаки в России рождаются на коне, как в Америке — индейцы.

А в жилах моей мамы текла французская кровь. Прадед-француз Оноре Йоль, ушибленный идеями Бакунина и Герцена, вскоре после неудачной Франко-прусской войны и разгрома Парижской коммуны перевез в Россию все свое огромное семейство — многочисленных детей, жену, мать и даже братьев. Похоже, он собирался вместе с русскими народниками строить рай на земле. Жену и детей Оноре бросил и ушел «в народ». Где и как он окончил свою жизнь — никто не знает.

Во время революции и Гражданской войны вся французская семья — кто как смог — вернулась во Францию. Только моя бабушка Катерина осталась, она работала гувернанткой и успела выйти замуж за русского — мой дед служил в Новочеркасском банке. Она рожала четырнадцать раз, десять детей выжили. В тридцатые годы, получив очередное письмо с берегов Сены, бабушка обратила внимание на приписку цензора, не рекомендовавшего отвечать. Так прервалась связь с французскими родичами, как оказалось — навсегда.

Мама окончила медучилище, пошла в больницу ночной сестрой. Скромных заработков родителей едва хватало на нас четверых. Моя старшая сестра Люда по специальности экономист, живет по-прежнему в Ростове. Мы видимся при первой возможности: то она к нам приедет, то мы к ней.

Артисткой я мечтала стать с детства, с десяти лет ходила в студию Тамары Ильиничны Ильинской в ростовском Доме пионеров.

В нашей студии в разные годы занимались Анатолий Васильев, ныне знаменитый на всю Европу театральный режиссер, Женя Глушенко, артистка Малого театра, режиссер Геннадий Тростянецкий, покойный Саша Кайдановский и многие другие. Первая роль — Герда в «Снежной королеве» Шварца. Голос был звонкий, и когда партийное начальство собиралось на праздничные мероприятия, мне поручали читать со сцены приветствия. Надевала красный галстук, завязывала белые банты и патетически декламировала:

Да что там мечты?!

Ведь повсюду, рядом, Черты коммунизма уже

видны.

Наукой пройденные

преграды,

Коммунистические бригады,

Вот он — образ моей

страны!

Меня показывали по ростовскому телевидению — папа мной гордился.

Забегая вперед, скажу, что этот номер пользуется успехом до сих пор. Мы дружили с покойным Егором Яковлевым, редактором «Московских новостей» и «Общей газеты». С его женой Ириной и сейчас не теряем связи. Однажды на тусовке в гостиной «Общей газеты» я в шутку прочла эти пионерские стихи.

Мне и в голову не приходило, что собрание труппы — спектакль, умело поставленный Юрием Любимовым
Фото: Павел Щелканцев

Народ был в таком восторге, что с тех пор исполняю их на бис в компании.

Отправляясь в Москву, очень нервничала, а в Школу-студию МХАТ поступила легко. Самые яркие влюбленности случаются у барышень в студенческие годы, но у меня романов не было, так как в Ростове ждал молодой человек. Отношения затянулись, я уже сомневалась: надо ли? Но было как-то неловко не выйти за него замуж. После института мы расписались. Распределение я получила в родной город.

В Ростовском театре драмы имени Максима Горького отработала два года, играла главные роли и постоянно, как чеховские сестры, рвалась в Москву. Да и семейная жизнь стала как-то раздражать: все, что мне представлялось важным, не вызывало у мужа никакого энтузиазма.

Ему хотелось просто меня любить и жить обычной жизнью. Он был приличным человеком, ничего дурного мне не сделал. Но через какое-то время после моего переезда в Москву мы расстались.

Возвращаясь из своего провинциального театра домой, каждый вечер повторяла как молитву: «Хочу уехать в Москву и поступить в московскую труппу». Толя Васильев оставался моим близким другом, я попросила его помочь подготовить программу, с которой было бы не стыдно показаться в Москве. И Толя поставил два отрывка — из «Бесов» Достоевского и «Трехгрошовой оперы» Брехта. Я ему многим обязана.

Актеры знают, какое это испытание — обивать пороги и предлагать себя, какой удар по самолюбию получаешь каждый раз, когда тебя прерывают не дослушав: «Спасибо, мы с вами свяжемся».

Показывалась множество раз и с «Таганки» вернулась домой уверенная, что ничего не получилось. Только вошла, звонит телефон — в трубке голос Галины Николаевны Власовой, завтруппой «Таганки»: «Мы вас берем. Кстати, Юрий Петрович велел спросить, кто ставил отрывки».

Я назвала Васильева, но Толя в тот момент был студентом ГИТИСа, его фамилия никому ничего не говорила.

Не прошло и месяца, как я получила роль — да какую! — Катерины в «Грозе» Островского. Конечно, не подозревала, что она досталась мне по стечению обстоятельств: пока прима театра Зина Славина где-то снималась, Любимов выстраивал рисунок роли с дебютанткой.

Ох как непросто новичку занять место в труппе, где годами складывались свои порядки! Но артистки «Таганки» отнеслись ко мне на удивление приветливо. Они не могли смириться с тем, что прозябают на вторых ролях, ненавидели Славину и обрадовались, что Любимов наконец-то ей «впаял», назначив на главную роль молодое дарование. Мы подружились с Аллой Демидовой, которая репетировала Кабаниху. Она меня поддержала.

Все складывалось замечательно, но в один прекрасный день Славина вернулась со съемок. Приходит на репетицию, а на сцене стоит другая. С Зиной случилась истерика, она рыдала, прошел слух, что Славина подала заявление об уходе — не знаю, правда ли. Премьеру играла, конечно, Зина. Но Любимов пошел на беспрецедентный для «Таганки» шаг: я играла «Грозу» во втором составе, через два спектакля на третий.

Прошло немного времени, и я почувствовала себя абсолютно счастливой — играла в «Антимирах» Вознесенского, в «Деревянных конях» Абрамова, в «Добром человеке из Сезуана» Брехта, играла Наталью Гончарову в «Товарищ, верь...»

Любимов был предельно краток: «Ваш контракт заканчивается, мы не чувствуем необходимости его продлевать». Плакала я дома, в одиночестве
Фото: ИТАР-ТАСС

Целиковской и Любимова. Но дело даже не в этом. У нас такое ремесло: ум с талантом порознь, большой артист может оказаться мелким человеком, а бывает и наоборот — на сцене банален, а в жизни образован, интересен, блестящ. Любимов собрал вокруг себя не только замечательных мастеров, но и людей значительных. Володя Высоцкий, Леня Филатов, Валера Золотухин, Ваня Бортник, Веня Смехов, Ваня Дыховичный, Давид Боровский — все они одаривали меня своей дружбой, находили добрые слова, чтобы похвалить мою работу, поддержать.

Лет через тридцать, в день, когда мы хоронили выдающегося сценографа Дэвика Боровского, стали вспоминать давно прошедшее, и Веня Смехов вдруг сказал: «Ленка, да ведь мы все поголовно были в тебя влюблены!»

Конечно, услышать это было приятно, но, честно говоря, в свое время я об этом не подозревала — дура, наверное.

Через два года в театр пришел Анатолий Эфрос ставить «Вишневый сад» — естественно, по приглашению Любимова. В тот момент это был серьезный, даже вызывающий поступок Юрия Петровича: Эфрос был гонимым режиссером, на подозрении у власти. Они вроде бы дружили, Любимов ценил Эфроса, сыграл у него Мольера в телепостановке по Булгакову, подписал письмо в его защиту. Я репетировала Аню, роль не бог весть какая, но, помню, не ходила по земле, а летала — так это было интересно.

И вдруг после прогона перед сдачей — объявление о собрании труппы.

Пришла — а там чуть ли не персональное дело Эфроса разбирают. Первой выступала Славина. Поднялась с места и, рыдая, требовала закрыть «Вишневый сад»:

— Юрий Петрович, что они сделали с нашим театром?!

Некоторые бездарные артисты посчитали своим долгом поддержать ее праведный гнев. Только Леня Филатов, который не был занят в спектакле, нашел в себе силы сказать:

— Эфрос — выдающийся художник! Как можно обсуждать его работу без уважения, которого он заслуживает?

С Борисом Токаревым в фильме «Два капитана»
Фото: Kinopoisk

Любимов сидел в президиуме потупив взор, внимательно слушал актеров. Эфрос пошел красными пятнами.

Я растерялась. Относилась к обоим режиссерам с огромным пиететом, смотрела на них снизу вверх. Мне и в голову не приходило, что это обсуждение — спектакль, умело поставленный Любимовым, который провел подготовительную работу с преданными ему людьми. Попросила слова и взорвалась:

— Как вам не стыдно уничтожать Эфроса! Да, это режиссура другая, не та, к которой мы привыкли. Но еще вчера мы были от нее в восторге, у всех у вас горели глаза! Мы столько нового узнали, столько поняли про нашу профессию на репетициях у Анатолия Васильевича!

Все-таки дура. Мне было двадцать шесть лет.

Через два дня звонит завтруппой: «Вас вызывает Юрий Петрович».

Любимов был предельно краток:

— Ваш контракт заканчивается, мы не чувствуем необходимости его продлевать.

— Спасибо за все, — я улыбнулась и закрыла за собой дверь.

Плакала уже дома, в одиночестве.

Я тогда пробовалась на роль Кати Татариновой в телесериал «Два капитана», а Высоцкий дружил с его постановщиком — Евгением Кареловым, он снимался у Карелова в фильме «Служили два товарища».

Мое увольнение из театра Володя принял близко к сердцу, звонил Карелову, спрашивал, понравились ли пробы.

В общем, меня утвердили. Наверное, если бы я не подходила, Карелов меня не взял бы, но в любом случае поддержка Володи была трогательной.

Осенью меня приняли в труппу Театра на Малой Бронной, там работал Эфрос. После скандального увольнения из «Ленкома», где он был главным, «На Бронной» его держали на положении очередного режиссера, а главным был Дунаев — режиссер посредственный. Конечно, Эфрос ощущал эту ситуацию как постоянное унижение, не мог смириться: ведь публика «На Бронной» была публикой Эфроса, именно его премьеры становились событием в жизни театра.

В «Монологе Мерлин Монро», который читала Алла Демидова в спектакле «Антимиры» по Вознесенскому, есть строки: «А режиссеры — одни подонки...»

С Гариком Васильевым на съемках фильма «Вариант «Омега»
Фото: Из личного архива Е. Прудниковой-Смирновой

У меня муж режиссер. Есть среди них люди жесткие, иногда — грубые и невоспитанные, но на моем пути встречались и те, кто относился ко мне доброжелательно и даже нежно. Я, может быть, в смысле социальном задержалась в развитии. Уже будучи замужем, ощущала себя девушкой, даже девочкой — такой я ушла из родительского дома, меня там не обижали и, можно сказать, холили. Впрочем, и сейчас — у меня двое взрослых детей и внучка Тася — я чувствую себя так же, хотя, наверное, это смешно.

Когда нашей дочке Аглае было лет пять, Андрей шлепнул ее по попке — разумеется, шутливо. Она подняла на него негодующий взгляд и, уперев руки в боки, сказала с непередаваемым укором: «Девочек толкать?!» Мы, конечно, покатились со смеху, но в том, как она это сказала, была восхитительная уверенность: девочки — это перл создания, лучшее, что есть на земле, и посягать на них может только грубиян и невежда.

По-моему, она была права.

Один из людей, о которых я вспоминаю с благодарностью, — режиссер сериала «Вариант «Омега» Антонис Воязос. Грек по национальности, совсем юным он с оружием в руках принимал участие в гражданской войне на стороне коммунистов. После поражения ему, как и многим его единомышленникам, пришлось из Греции бежать. Антонис с товарищами угнали самолет, заставив пилота изменить курс и сесть в Бухаресте. Глядя на него, и в голову не могло прийти, что он способен на подобные приключения. Это был человек с внешностью кабинетного ученого, какого-нибудь университетского профессора — небольшого роста, рано облысевший, чрезвычайно скромный, интеллигентный.

Превосходно образованный, он свободно владел основными европейскими языками, по-русски говорил как мы, без малейшего акцента. Воязос учился во ВГИКе у Михаила Ромма.

Он так мечтал снимать Даля в главной роли, что пообещал ему: «Партнеров можете выбирать сами, только дайте согласие».

На кинопробах я играла сцену, где прижималась щекой к главному злодею барону фон Шлоссеру — Гарику Васильеву. Так страстно прильнула к мундиру Гарика, что щека у меня съехала на бок, морда скособочилась. Олега этот кадр позабавил: «Раз не думала о том, как выглядит на экране, значит — настоящая артистка».

Съемки проходили в Таллине. Олег был «в завязке», к спиртному не прикасался, но его постоянно тянуло на сладкое.

С Ольгой Яковлевой в спектакле Театра на Малой Бронной «Три сестры»
Фото: Из личного архива Е. Прудниковой-Смирновой

А в Таллине такие чудесные пирожные! Конечно, как только выдавалась минута, ныряли в какую-нибудь кофейню. Однажды в выходной, когда не было съемок, после репетиции пошли пообедать в ресторан нашей гостиницы «Палас». Была середина дня, мы были в джинсах и свитерах, и нас не пустили. «В джинсах нельзя, — презрительно сказал метрдотель. — У нас дресс-код».

Через два дня в обеденный перерыв решили для смеха зайти в «Палас» в игровых костюмах — то есть в темно-зеленых мундирах гитлеровского абвера. Нас приняли как дорогих гостей.

Олег был потрясающим партнером. Он был целиком сосредоточен на одном — на результате, на том, какого уровня кадр у нас получится.

Работать с ним на сцене или на съемке — редкая удача, подлинное счастье. Человек трагической судьбы, гениальный артист, он не сыграл и десятой доли того, на что был способен. Эфрос, у которого Даль исполнил одну из лучших своих ролей в телепостановке «Страницы журнала Печорина», позвал Олега «На Бронную», пообещав поставить для него «Гамлета». Даль поверил. Он был занят в репертуаре, играл второстепенных героев в тургеневском «Месяце в деревне» и «Веранде в лесу» Дворецкого и жил с постоянным ощущением, что понапрасну растрачивает свой талант. В новых проектах Эфроса достойного места Далю так и не нашлось.

Он не пил, на него накатывали страшные депрессии. Олег не хотел никого видеть, ни с кем разговаривать. Никто не имел права заходить к нему в грим-уборную.

Сидел там один, не зажигая света, в темноте, слушал трансляцию, чтобы не пропустить свой выход... Он умер, не дожив до сорока.

Для меня Олег остался образцом артиста-художника. Не помню, сколько раз я ходила на «Вкус черешни» в «Современник». Даль стоит перед глазами как живой.

Когда я снималась в «Двух капитанах», конечно, и предположить не могла, что роль станет моей визитной карточкой. С режиссером проблем не было. В детстве я занималась спортивной гимнастикой, добралась до первого разряда и выступала по программе мастеров. Однажды на съемке «Капитанов» прошлась колесом — Карелов пришел в восторг, оказалось, он в свое время был гимнастом. Но узнав, что я вышла замуж за Смирнова, почему-то надулся — ему это не понравилось.

Подружились мы с Юрой Богатыревым, который играл Ромашку, на почве общего интереса — нескончаемой дискуссии о литературе, спектаклях и фильмах.

А на сцене дела мои складывались не так, как хотелось. Играла я много, но в спектаклях Эфроса царила его любимая артистка Ольга Яковлева. Рядом с ней я была на вторых ролях. В тургеневском «Месяце в деревне» она играла Наталью Петровну, я — Верочку, в «Лете и дыме» Уильямса она — Альму, я — Нелли, в «Воспоминании» Арбузова играли соперниц. Мы постоянно существовали рядом, но главной для Эфроса всегда была Яковлева. А когда приме надоедали какие-то спектакли — «Сказки старого Арбата», «Снятый и назначенный», «Дон Жуан» Мольера, — ее роли переходили ко мне. Донью Эльвиру я играла лет двадцать, надоела она мне хуже горькой редьки.

«Хочу пожить одна». Андрей ржет: «Через день окажется, что я сплю в твоей постели или ты в моей. А деньги на такси лучше пропить»
Фото: Из личного архива Е. Прудниковой-Смирновой

Яковлева — прекрасная артистка со склочным характером базарной торговки. За кулисами вечный скандал, колготки летят в морду костюмерше — это Оля разогревается перед спектаклем. А партнеру прямо на сцене шепотком сообщает, что он — бездарь. Или, стоя спиной к залу, ворчит: «Долго ты будешь паузу держать?»

Всю роль Нелли в «Лете и дыме» Эфрос репетировал со мной наедине вечерами — чтобы не тревожить Яковлеву. И предупреждал: «Здесь нужна огромная пауза! Оля будет недовольна, не обращайте внимания, не связывайтесь с ней. Но паузу держите...» На сцене у меня не было ни одной репетиции — с Ольгой мы впервые встретились уже в спектакле при публике. В «Воспоминании» у нас была парная сцена, долгая и сложная. Пятнадцать минут — это огромный кусок спектакля, в нормальных условиях его репетируют как минимум несколько дней.

Мы увиделись с Ольгой только на сдаче, за день до премьеры.

Терпеть весь этот бред можно было только ради творчества. А творчества «На Бронной» давно уже не было. Конечно, следовало уходить, но у меня была маленькая дочка, я растерялась.

Премьеры Эфроса становились все слабее, все хуже. Из театра один за другим уходили сильные мужики — вслед за Далем ушел Козаков, потом Петренко, потом Любшин. Женская труппа оставалась крепкой: Оля Остроумова, Аня Каменкова — каждая из нас могла претендовать на ведущие роли.

В распределении ролей на «Трех сестер» не оказалось никого из нас троих. Яковлева будет играть Машу. Я на это давно махнула рукой. Через месяц мне позвонил Эфрос и попросил — не предложил, а именно попросил, — чтобы я сыграла Ольгу, старшую сестру.

Посоветовалась с мужем, оба были в недоумении. «Да бог с ним, — сказал Андрей, имея в виду Эфроса. — Ему, видно, очень худо. Сыграй, если хватит нервов». Я дала согласие.

Но нервов не хватило. Градус напряжения на репетициях возрастал, к творчеству это не имело никакого отношения. Я на восемь лет моложе Яковлевой и выглядела в то время — хоть на обложку глянцевого журнала. После того как на репетиции она вдруг ударила меня по руке, я ушла. Эфрос потребовал от администрации принять к Прудниковой самые строгие меры. Я сказала Анатолию Васильевичу, что мне его очень жалко.

«На Бронной» я проработала тридцать шесть лет. Менялись главные режиссеры, менялся репертуар.

Смирнов объявил с порога: «Я собираюсь за вами ухаживать» — и взял десятку. Он потом ее, конечно, отдал, но с тех пор почти сорок лет ворчит, что о таких процентах на червонец Ротшильд и мечтать не мог
Фото: РИА-Новости

Играла у Евгения Лазарева, играла у Портнова, у Житинкина. Последняя роль была в «Аркадии» Стоппарда в постановке Сергея Голомазова — человека талантливого и порядочного. Я ему благодарна. Но осенью одиннадцатого года однажды проснулась с ощущением: надоело выходить на сцену. Сказала мужу, и неожиданно он меня поддержал. В тот же день подала заявление и ушла на пенсию.

С Андреем мы вместе вот уже тридцать восьмой год. А встретились как-то ненароком. Я и до сих пор не знаю: случайность или судьба? Французы говорят: «Браки совершаются на небесах». Наверное...

В 1972 году мне было двадцать три года, я снималась на «Ленфильме» в картине Ирины Поволоцкой «Исполняющий обязанности» по сценарию Александра Червинского.

Играли там сплошные звезды — Алиса Фрейндлих, Игорь Владимиров, Ефим Копелян, Михаил Козаков, Ролан Быков, Леонид Броневой, но главная женская роль была моя. Сейчас, через много лет, вспоминаю эти съемки с радостью. Мы тесно сошлись с Поволоцкой, понимали друг друга с полуслова — взгляд на профессию и интересы у нас оказались схожи. Художественным руководителем был Глеб Панфилов. Ему нравилось, как я играю, он нас с Ирой водил в рестораны, подробно обсуждал материал. Премьера в Доме кино прошла прекрасно. Ира потом мне рассказывала, что к ней подошел Андрей Смирнов и спросил:

— Это что за «кадр»?

— Какой?

— Прудникова. Познакомь.

— Ты бы хоть с премьерой меня поздравил, — обиделась Ира.

После премьеры выпивали дома у Червинского. Познакомились со Смирновым, последствий, разумеется, никаких: у меня — муж, у него — жена.

Прошло два года. Летом 1975-го я была в смятении — с «Таганки» вышибли, надо начинать все сначала, семейная жизнь обрыдла. Позвонил Шура Червинский:

— Леночка, пошли на футбол?

На футболе я девчонкой бывала в Ростове — через два дома от нас на Пушкинской жил Виктор Понедельник, центральный нападающий сборной СССР, обладатель первого Кубка Европы, и мы, конечно, всем кварталом за него болели, орали во всю глотку, когда он появлялся во дворе после игры.

А в Москве меня как-то позвал в «Лужники» на мини-футбол другой мой земляк, замечательный футболист Леша Еськов, он тогда играл в «Торпедо».

Спрашиваю Червинского:

— А что за компания?

— Светлов, Смирнов и я.

Близкий друг Андрея Александр Михайлович Светлов, режиссер и сценарист, — человек необыкновенного обаяния. А сам Смирнов тогда был центром сплетен в нашем кругу — жена бросила его с двумя детьми. Да какая мне разница? Делать все равно нечего, тоска зеленая.

— Пошли...

Шура говорит: — Не можешь ли ты одолжить червонец Андрею?

Смирнов объявил с порога: «Я собираюсь за вами ухаживать» — и взял десятку.

Перед Пасхой я пекла куличи, вдруг звонок в дверь. Открываю — стоит Дуня с узелком в руке. Пришла к нам жить. Ей было тринадцать
Фото: PersonaStars.com

Он потом ее, конечно, отдал, но с тех пор почти сорок лет ворчит, что о таких процентах на червонец Ротшильд и мечтать не мог.

Сидели на трибуне «Динамо», разговорились со Смирновым, дела у обоих были хуже некуда: у него «Осень» не выпускают, у меня полная неизвестность. Он — болельщик, если спросить, с каким счетом в тот день, четвертого августа 1975 года, ЦСКА выиграл у «Пахтакора», отрапортует без запинки: 3:1, два гола забил Борис Копейкин, а третий Поликарпов — я уже выучила наизусть. На одолженную десятку Андрей купил бутылку виски, и мы поехали к Шуре выпивать. Разошлись поздно, часа в три ночи.

Телефон зазвонил, едва я переступила порог. О чем мы болтали до утра — ума не приложу. А строчки Фета, которые он прочел, разве забудешь?

...Не избегай; я не молю

Ни слез, ни сердца тайной

боли,

Своей тоске хочу я воли

И повторять тебе: «люблю».

В ту пору я снималась на Киностудии имени Горького в картине Игоря Ясуловича «Каждый мечтает о собаке». Вечерами мы с Андреем встречались. Как-то окончилась съемка во дворе на Мясницкой, он ждет с букетом роз. Пошли в ресторан, потом с бутылкой вина к нему.

Я предупреждаю:

— У меня с утра съемка, машина — в семь.

Смирнов с Ясуловичем однокурсники, учились во ВГИКе в мастерской Ромма. Андрей набрал Игорю и сообщает:

— Прудниковой у тебя завтра не будет.

Тот, естественно, лезет на стенку:

— Ты в своем уме? У меня съемочный день сорвется!

— У тебя один день, а у меня — жизнь. Ты мне друг? Придумай что-нибудь!

Ну, я и осталась. Оказалось — надолго.

Через три дня я свалилась с тяжелой ангиной, температура за сорок. Андрей меня выхаживал, варил суп, кормил с ложечки.

Когда снимаемся вместе, муж за мной ухаживает, ходим пить кофе, болтаем. Дома он работает, дверь в кабинет закрыта. А тут мы вдвоем
Фото: Павел Щелканцев

Я говорю:

— Давай не спешить. Сниму комнату, хочу пожить одна, разобраться в себе, будем встречаться...

Он ржет:

— Через день окажется, что я сплю в твоей постели или ты в моей. А деньги на такси лучше пропить.

Привез своих девочек гулять и знакомиться. Дуне было шесть лет, Сане три. С Саней случился небольшой конфуз. Андрей поднялся в квартиру вымыть ее, трусики постирать, а нас с Дуней отправил на детскую площадку. Качаемся на качелях, болтаем. Дуня говорит: «Лена, мой папа — замечательный. Пожалуйста, выйди за него замуж!»

Не могла же я отказать ребенку.

Говорят, первый год семейной жизни самый трудный, идет притирка характеров. Ничего подобного между нами не было, роман оказался на удивление естественным и гармоничным. Мы не выясняли отношений, мы каждый день радовались друг другу. Мне было легко с ним.

В театре я, конечно, слышала байку о том, что у Андрея был скандал с фильмом «Белорусский вокзал». Картину показывали делегатам съезда КПСС, и когда кто-то из партийных подхалимов объявил со сцены, что авторы посвящают свой фильм съезду, Смирнов так рассвирепел, что доступно объяснил публике: «Мы работали для зрителя, не думая ни о каких съездах, впрочем, мы не возражаем против того, что ваш съезд подоспел к нашей премьере...» Начальство было в обмороке. Больше на сцену его не выпускали.

Андрей рассказал, что коллеги по цеху его дружно осудили: «Тебе кино надо снимать, а не дразнить гусей попусту».

И только Булат Окуджава сказал: «И правильно сделал. Надо напоминать этим гадам, что мы их ненавидим».

Мне по-женски нравилась несговорчивость Андрея, напор. Когда разговор заходил о политике, глаза у него делались цепкими и злыми, он уверенно и спокойно объявлял собеседнику: «Вы говорите ерунду...» Я была в восторге, чувствовала: рядом со мной — мужик.

А обстоятельства складывались неважно. Жить было негде: квартиру на Беговой Андрею пришлось освободить, он не стал ее делить, оставил бывшей жене. Она вскоре забрала у него девчонок и не давала с ними видеться.

Осенью тяжело заболел его отец, писатель Сергей Сергеевич Смирнов. Диагноз был страшный — рак. Мы переехали к его родителям. Отец угасал. Ночами Андрей писал сценарий. Мне так не хотелось расставаться, что я сидела в той же комнате с книжкой, пока не засыпала под утро. Сергея Сергеевича это умиляло. В конце марта он умер в больнице. Ему было всего шестьдесят.

В мае в доме случился пожар: загорелся лифт, огонь полыхнул из шахты, как из вытяжной трубы, на верхние этажи. Несколько часов мы просидели запертыми в квартире: этаж шестой, из окна не выпрыгнешь. Дверь на лестницу обуглилась, на площадке бушевало пламя. В последний момент вошел пожарный, сказал: «Не бойтесь, потушили».

Летом на даче в Переделкино поздним вечером закончились сигареты, пошли за ними в писательский Дом творчества.

С Андреем в фильме «Идущий следом»
Фото: Из личного архива Е. Прудниковой-Смирновой

Ворота оказались заперты, полезли через забор, а он там — метра три высотой. Я благополучно перемахнула, а под Андреем подломилась доска, и он рухнул на асфальт. Встать не смог, я тащила его на себе. «Скорая помощь» привезла нас в Солнцевскую больницу — перелом бедра и правого запястья. Андрея положили в коридоре, я сидела с ним до утра, до прихода врачей. Он мне сказал: «По-моему, черную полосу мы выхлебали до дна, дальше должно быть лучше». Ему, конечно, было больно, но мы прохохотали полночи. Вообще старались не унывать.

Можно сказать, мы друг за другом ухаживали. Я тогда снималась в двух-трех фильмах в год и прилично зарабатывала. Начала мужа наряжать — мне не нравилось, как он одет. Первым делом достала у спекулянтов отличную дубленку.

Когда «Осень» наконец выпустили на экран, Андрей получил потиражные, весьма скромные.

Раздал долги и заплатил за квартиру. А на оставшиеся крохи купил мне французские духи.

Он написал один сценарий, «Стойкий оловянный солдатик», его завернули. Написал другой — «Предчувствие», завернули и его. На что мы жили? На авансы да на случайные заработки. А бывало и так: надо платить алименты на детей — сто десять рублей, Андрей пытался занять — не вышло. Спрашивает:

— Сколько у нас есть?

— Последние двадцать пять.

— Поехали в Дом кино.

Двадцать пять рублей в те времена стоил скромный ужин на двоих — два горячих, селедка и двести грамм водки. Сели в ресторане, нам принесли закуску. В дверь заглядывает режиссер Витя Титов, с которым я снималась в фильме «Берега»:

— Ребята, к вам можно?

— Конечно.

Выпил рюмку и спрашивает:

— Вам, случайно, деньги не нужны?

— А что?

— Да вот получил потиражные за «Открытую книгу» и думаю: кому бы дать в долг? А то ведь прогуляем...

Алименты были заплачены вовремя.

С Аглаей и младшим сыном Алешей
Фото: Из личного архива Е. Прудниковой-Смирновой

Несмотря ни на что, золотое было время. Мы были молоды, полны сил, помешаны на искусстве, политике, русской истории. На кухне велись интереснейшие разговоры, обсуждали, почему жизнь страны сложилась так, а не иначе. В киношных домах творчества — в подмосковном Болшево, в Репино под Питером, летом в Пицунде — днем сидели работали, а вечерами собирался вечный дискуссионный клуб. В компанию входили Илья Авербах и Наташа Рязанцева, Леша Герман (разумеется, старший) и Светлана Кармалита, Вадик Абдрашитов, Саша Миндадзе, братья Ибрагимбековы, Паша Финн, Семен Аранович, Саша Княжинский.

Как-то в Переделкино у нас сидел Саша Кушнер, на огонек зашли Андрей Битов с Мишей Жванецким и Гриша Горин. Я выходила на кухню за закуской и торопилась обратно, боясь пропустить хоть слово, — так интересен был разговор.

И неловко: март месяц, середина Великого поста, а у меня — утка. Почти все постятся, но успокаивают: «Леночка, не волнуйся — вон грибки, капустка, хлеба ржаного дай побольше...» Утку, конечно, под водку слопали за милую душу.

Многие из нас едва сводили концы с концами, но жили весело, а самое главное — много общались. Нас тянуло друг к другу, и мы старались не пускать советскую власть в свою жизнь.

«Тебе пора рожать», — повторял Андрей. Я приближалась к тридцатилетию, а забеременеть не получалось. Однажды он пришел и сказал, что договорился с доктором, специалистом по бесплодию. Я отказалась: «Не хочу. Как Бог даст, так и будет».

И оказалось, что уже была беременна. Родила Аглаю в тридцать один год.

Я была без памяти влюблена в свою дочь. Это был абсолютно солнечный ребенок. Утром она вскакивала в кроватке и, сияя безмятежной улыбкой, кричала: «Мама, я проснулась!» Это означало: «Идите скорее меня любить!»

Всему лучшему в жизни меня научили дети. Когда переживаешь их проблемы, болезни, неудачи, по-другому начинаешь смотреть на собственную жизнь и ценить то, что тебе дано.

Когда Глане исполнился год, мы наконец получили квартиру, тут же ее обменяли и переехали на Никитский бульвар. Мы договорились, что в нашем доме не будет ничего, что напоминало бы о трех вещах: кино, театре и советской власти. Никаких афиш — ни театральных, ни киношных. Будем «косить» под обстановку квартиры дореволюционного профессора университета.

Господь был ко мне милостив. Дважды он даровал мне удачу — когда встретила Андрея и когда выздоровел сын. Диагноз был страшныйн
Фото: Павел Щелканцев

Постепенно мы ее так и обставили.

Андрей был опытной нянькой, отпускал меня на гастроли и на съемки. Прожили мы там два года, как-то перед Пасхой я пекла куличи, вдруг звонок в дверь. Открываю — стоит Дуня с узелком в руке. Пришла к нам жить.

Поселили ее в одной комнате с нашей Аглаей. Кровать пришлось купить двухэтажную: две не помещались.

Дуне исполнилось тогда тринадцать. Я понимала с первого дня знакомства, что она неординарный ребенок, умна и продвинута. Она была интересна окружающим даже в шесть лет. Вечерами, уложив Гланьку спать, мы с ней засиживались за разговорами. Дуня тогда писала замечательные стихи. Мы показывали их профессиональным поэтам — Александру Кушнеру, Белле Ахмадулиной, они предрекали ей серьезное будущее.

А потом какой-то ее молодой человек объяснил Дуне, что стихи вторичны, подражательны. Как мы с отцом ни старались убедить, что индивидуальность непременно придет с опытом, все было бесполезно, пятнадцатилетняя максималистка отвечала: «Не хочу быть вторичной». И поэзию бросила.

Андрей целый год писал пьесу «Родненькие мои». Наконец поставил финальную точку и говорит: «Девки, надо отметить».

А денег — ну нету. У меня в кошельке рубль. Дуня собрала всю мелочь, которая у нее была. Аглая побежала и принесла копилку, она тогда прочитала «Пеппи Длинныйчулок» и мечтала о собственной лошади. В общем, собрали.

Андрей сходил в магазин, купил бутылку дешевого портвейна, и мы с ним отпраздновали окончание работы.

Дети подрастали, и неизбежно возникали проблемы переходного возраста. Порой я приходила в ужас: мне казалось, что у ребенка едет крыша. Они становились невыносимыми, я их просто не узнавала.

Андрей был в отъезде, Глане посреди ночи позвонил кто-то, и дочь стала собираться. Я возмутилась, запретила, потом просила, умоляла — ничто не могло ее остановить. Я поняла, что если сейчас лягу поперек двери, она через меня перешагнет и умотает. Так и случилось.

Дуня однажды сообщила, что едет дневным поездом в Питер к подруге Маше Авербах.

Когда вечером мы позвонили Маше, выяснилось, что она впервые об этом слышит — Дуни нет и не было. Что делать, куда кидаться? Андрей стал обзванивать питерских друзей, дозвонился до Семена Арановича. Было шестое ноября, в этот день опубликовали указ о Государственных премиях, одну из которых дали Арановичу за прекрасный фильм «Торпедоносцы». По этому поводу у Семена сидели за столом человек пятнадцать гостей, но он их тут же бросил и полночи объезжал больницы, морги и милицейские отделения. Позвонил в пятом часу утра: «Среди умерших, пострадавших и задержанных ее нет — это уже неплохо...»

А в девять позвонила Дуня. Она потом призналась: ездила выяснять отношения с молодым человеком, но не сказала нам, боясь, что не отпустим.

На кинофестивале в Теллурайде нас повезли в индейскую резервацию, там я впервые села в седло
Фото: Из личного архива Е. Прудниковой-Смирновой

Каждого ребенка в подростковом возрасте я водила к нашему другу психиатру Юрию Львовичу Фрейдину. Он объяснял: «Пубертатный период — его надо пережить. У подростков непропорционально вырастают ноги-руки, а сердце отстает, то же самое происходит с головой. Терпите, к двадцати четырем годам все должно наладиться».

Пришли новые времена — горбачевская Перестройка. Для нашей семьи это было самое счастливое время. С полки достали картину Андрея «Ангел», повторно выпустили «Осень», по театрам пошли «Родненькие мои» и неплохо нас кормили. Мы впервые избавились от долгов. Вскоре Андрей возглавил Союз кинематографистов. Интерес к России был огромен, мы стали много ездить по миру — в советские времена его, как Андрей говорил, дальше Малаховки не пускали.

Говорю мужу:

— Гланя уже большая, в театре скучно, в кино меня перестали снимать с тех пор, как вышла за тебя замуж. Чем заняться?

— Учи английский.

— Зачем?

Он пожимает плечами:

— Не знаю.

Занялась английским. А через полгода звонит Вим Вендерс, с которым мы подружились в Берлине, спрашивает:

— А Лена может сниматься на английском?

Андрей отвечает: — Запросто.

Я стала первой русской актрисой, которую не дублировали.

В фильме Вима «Когда наступит конец света» звучит синхронная фонограмма, мой голос.

Андрея пригласили в жюри Европейской киноакадемии, решавшее, кому присудить премию «Феликс». Заседали в Шотландии, а возглавлял жюри первый президент академии Ингмар Бергман. Я ездила с мужем, мне было интересно. Собираемся на ужин, нарядилась. Андрей посмотрел и говорит: «Ты что-то пополнела...»

Вернувшись в Москву, пошла к врачу — беременна в сорок один год. Я была в отчаянии. Конечно, об аборте не могло идти речи. Когда получаешь такой подарок в зрелом возрасте, от него нельзя отказываться. На свет появился Алеша.

Сыну исполнилось шесть, когда у него заболела ножка.

Я и наши дети: Саня, Аглая, Алеша и Дуня
Фото: Из личного архива Е. Прудниковой-Смирновой

Диагноз был страшный — «Болезнь Пертеса», при которой система кровообращения не поспевает за ростом суставов и кости начинают разрушаться. Он мог остаться хромым на всю жизнь. На ногу ступать нельзя, врачи рекомендовали ездить на велосипеде. Попробуйте удержать на месте семилетнего пацана. Зимой на бульваре люди с удивлением смотрели на парнишку, который выходил из подъезда на костылях, отдавал их маме, садился на велик и несся по льду как угорелый. Каждое лето мы с ним сидели по три-четыре месяца в санатории в Крыму. Первое впечатление было тяжелым: сразу восемьсот больных детей разного возраста, из которых большая часть страдает церебральным параличом, одни не ходят, другие не говорят.

Ничего, привыкли. Подружились — Алешка с детьми, я с мамами. Лечение многоступенчатое: занятия в бассейне, разные виды массажа, лазерная терапия. Какие там замечательные врачи, и в частности наша Надежда Григорьевна Катуниева! Уж не знаю, что больше помогло — санаторий или молитвы наши, но болезнь отступила. Сын пошел в третий класс без костылей. Какое это было счастье!

В официальные праздники мы привыкли работать — у меня спектакль, муж сочиняет. В советские времена первого мая и седьмого ноября Андрей заявлял: «У меня консервативный субботник» — и садился за письменный стол.

Дни рождения отмечаем с детьми. Они взрослые, живут своей жизнью. Авдотья пишет и снимает свое кино. Александра работает в Англии помощником менеджера. Аглая журналист «Российской газеты».

Алексей бросил университет, теперь учится режиссуре во ВГИКе в мастерской Сергея Соловьева. Если нужно помочь — пытаемся, но вообще-то на их территорию предпочитаем не вторгаться.

Праздник в нашем доме может случиться без всякого повода. Андрей вдруг говорит: «Давай загуляем!» И мы садимся в самолет, летим в Турцию или в Египет и проводим там чудесную неделю вдвоем.

А как замечательно вместе сниматься: Андрей — отличный партнер. Между прочим, в актерскую профессию его привела я. Снималась у Родиона Нахапетова в картине «Идущий следом». Мужа моего играл Ивар Калныньш, а вот с любовником были какие-то проблемы. И я предложила: «Попробуйте Смирнова». Проба была успешной, Андрея утвердили на роль.

История повторилась на «Ленфильме».

Мы вместе тридцать восьмой год. А встретились как-то ненароком. Французы говорят: «Браки совершаются на небесах». Наверное...
Фото: Павел Щелканцев

В картине Искандера Хамраева «Красная стрела» моим партнером был Кирилл Лавров, у нас с ним на экране роман, а обманутого мужа играл Андрей.

Когда мы снимаемся вместе, муж за мной ухаживает, ходим в перерывах пить кофе, болтаем. Дома он работает, дверь в кабинет закрыта. А тут — мы вдвоем, «бродяги и артисты», а уж если едем в экспедицию... Снимались в сериале «Право на защиту» киевского режиссера Вячека Криштофовича. Садимся в поезд с артисткой Верочкой Воронковой, закрываем купе, идем в ресторан. Вера поглядела на нас и говорит: «Лена, у вас, похоже, роман...»

Господь был ко мне милостив. Дважды он даровал мне удачу — когда встретила Андрея и когда выздоровел сын.

Подпишись на наш канал в Telegram