7days.ru Полная версия сайта

Екатерина Климова. Страшная сила

Интервью с актрисой о причинах женских комплексов и способах их преодоления, о разумных границах экспериментов с внешностью, о пользе и вреде социальных сетей и о воспитании детей.

Екатерина Климова
Фото: Олег Зотов
Читать на сайте 7days.ru

Вот досталось тебе что-то — красота, любовь, цветы... И какое-то время оно самостоятельно цветет и живет, но всегда наступает час Х, и с этого момента ситуация требует твоего постоянного участия. Либо ты дальше это холишь и лелеешь, либо прощаешься.

— С одной стороны, говорят, красота спасет мир. С другой — это сила страшная. Так что такое красота? В чем ее секрет? Меня часто об этом спрашивают. Не очень-то вижу себя личностью, которая достойна кому-то что-то советовать. Но людям нравится, как я выгляжу, и это не зависит от степени моей медийности, количества браков или разводов... Может быть, им кажется, что я разгадала секрет красоты? Не думаю, но секрет — он же и совет — все-таки есть: обращайтесь к специалистам. Не стоит слепо гнаться за модой, делать губы, как у той знаменитости, или прическу, как у этой. 

Профессионал — лучший советчик, он поможет подобрать то, что пойдет именно тебе, подскажет, как сформировать образ. То, что подойдет в одежде или уходе артистке Климовой, легко превратится в минус для другой женщины, и наоборот. И второй мой совет: не нужно так уж доверять советам знаменитостей. В конце концов, возможно, то, что рекомендует певица или актриса, — всего лишь реклама, работа лицом и банально ее хлеб.

— Катя, но сами-то вы ведете блог в социальной сети, общаетесь с подписчиками и в основном обсуждаете не спектакли и роли, а внешность. Значит, кто-то подражает, запоминает...

— «Инстаграм*» (единственная сеть, где я присутствую) — с одной стороны, замечательная вещь для публичных людей: он дает возможность транслировать свою жизнь без посредников. Удовлетворяешь чужое любопытство, в то же время показывая только то, что хочешь показать сам. Эдакий улучшенный вариант твоей настоящей жизни. Светская забава. Не будешь же выкладывать что-то про проблемы и трудности. Наоборот, хочется показать радость, «мимимишность», и наверное, это правильно. Стремиться надо к хорошему.

Но блоги настолько прочно засели в нашей жизни, что народ фотографирует уже буквально все — от еды до переломов ног. Куда бы ни приехали, в первую очередь задача — сделать селфи, а во вторую — выложить его! В результате, вместо того чтобы пообщаться в кафе с подружкой, мы по три часа выбираем из трехсот кадров один, который всех устроит. И это тоже имеет отношение к красоте. Ты не любуешься великолепием Парижа, а без передышки его снимаешь. И моменты, которые ты должен прочувствовать, проходят мимо, превращаясь в бесконечную передачу данных... С одной стороны, жизнь в Сети может заместить твою реальную, и это не очень хорошо. С другой — всем же хочется минуты славы! Все это несколько противоречиво.

Так что такое красота? В чем ее секрет? Меня часто об этом спрашивают
Фото: Ф. Гончаров/7 Дней

Конечно, я читаю то, что мне пишут в блоге. За добрые слова спасибо. Бывает, отвечаю, лайкаю что-то в ответ, а некоторые комментарии удаляю. Интересное наблюдение: когда заходишь на страничку к человеку, который делает тебе комплимент, как правило, у него открытый аккаунт с настоящими фотографиями — цветочки, щеночки, дети. И можно написать что-то приятное в ответ. У тех же, кто пишет гадости, чаще всего профили закрыты. Думаю, это четко дает понять, что у такого комментатора есть внутренние проблемы. И даже если захочешь что-то ответить или спросить, возможности сделать это нет. Наверное, на неадекватных людей не нужно обращать внимания. Тем более что мне уже много лет и я давно не комплексую на тему своей внешности. Чем большего в жизни ты достиг, тем меньше шансов выбить тебя из колеи. А то, что обсуждают чаще всего именно внешность, меня не раздражает. Артистические блоги — это же чаще всего фотографии. Все логично.

— На каком этапе вы поняли, что красивы — в детстве, юности?

— Никогда не считала себя красавицей. А юность и вовсе больше вспоминается внутренней борьбой с самой собой. Не нравились курносый нос, неидеальные зубы, уши, которые казались излишне оттопыренными. В подростковом возрасте были типичные проблемы с кожей, плюс я на фоне фигуристых одноклассниц представлялась себе недостаточно интересной.

Расстраивалась по поводу худобы. Считалось, что это ужасно некрасиво. Стандартные красотки, которых демонстрировали телеканалы, выглядели значительно упитаннее. Мы с подружкой Ларисой, мечтая поправиться, объедались грецкими орехами, а еще кто-то нам сказал, что от них грудь растет. По мешку могли съесть! Все ждали эффекта, методично замеряя параметры маминым портняжным сантиметром. Потом в помощь орехам добавили еще и капусту: девочки говорили, мол, первейшее средство. Увы, на каждое подружкино «А у тебя как?» оптимистичного ответа у меня не было. Параметры росли (я и сама росла!), но не очень убедительно. В конце концов мы перестали запихивать в себя «полезные для фактуры» продукты, совершенно разочаровавшись в их чудесных свойствах.

Вскоре же выяснилось, что быть худой — это очень круто, а орешки мешками и плюшки со сметаной начинают «работать» после тридцати пяти лет и совсем не в области груди. Кстати, грецкие орехи до сих пор на дух не переношу.

С подружкой Ларисой, мечтая поправиться, объедались грецкими орехами, еще кто-то сказал, что от них грудь растет. По мешку могли съесть!
Фото: Ф. Гончаров/7 Дней

— В нежном возрасте собственная красота измеряется популярностью у противоположного пола...

— Не помню, чтобы у нас в классе выбирали первых или десятых красавиц. Никто не падал от красы моей неземной и пачками в штабеля не укладывался. Все было проще: мальчикам, которые нравились мне, обычно нравилась я.

Сейчас подростковой фантазии, когда речь идет об имидже, есть куда разгуляться, в мое время как-то выделиться было сложно. Ну что ты могла?.. Намазаться маминой помадой, покрасить челку перекисью или взять у старшей сестры сапоги. Так это любой было под силу! Думаю, мы больше привлекаем противоположный пол своим содержанием, жизнерадостностью, может быть, чувством юмора. Все-таки красота — больше внутреннее состояние. Хотя в юности это мало кто понимает.

Я не была проблемным ребенком, ничего сверхъестественного не творила. Ну, в третьем классе самостоятельно и даже относительно ровно подстригла себе челку. Потом только макияж выбирала ярче, чем нравилось маме и диктовал здравый смысл. Но тогда, в девяностые, визаж действительно был агрессивным. Сейчас в моде естественность — и с моей старшей дочерью Лизой таких проблем нет.

Лиза с косметикой познакомилась рано, и я не стала этому препятствовать. В принципе стараюсь избегать жестких запретов. Тем более что рамки ее экспериментов вполне приемлемые — она не просит позволить ей проколоть нос или сотворить с внешностью что-то совсем уж эпатажное. Однажды захотела осветлить концы волос, пошли в салон. Первый день — восторг, второй — тоже прекрасно. Эйфория от взрослого стиля поубавилась после мытья головы. «Кончики путаются», — пожаловалась Лиза. Пришлось объяснять, что с окрашенными волосами всегда так: «За все желания приходится платить, хотя бы временем, которое ты теперь потратишь на уход». Повторно осветляться дочь не захотела. Точно так же однажды она выразила желание носить челку. Подстригли, поносила, и больше эта тема не возникала. Лиза пока вполне среднестатистический подросток, хотя, возможно, у нас все еще впереди...

— Со своими детьми понятно, но вас еще и чужие часто пытают по вопросам красоты.

— Впору книжку писать. Да, девушки задают вопросы в блоге, спрашивают на встречах, ждут ответов через интервью... Вот им хочется сказать: красоту не стоит искать в том, чтобы как-то ярче себя окрасить или перекроить. Она в собственной уверенности в том, что ты хороша!

С детьми жестких запретов стараюсь избегать. С Лизой, Матвеем и Корнеем
Фото: Ф. Гончаров/7 Дней

А первое и главное — конечно, здоровье. Если оно есть, многие вопросы отпадают. Тогда не будет необходимости носить на голове синий короткий ежик, потому что длинные, сильные, чистые волосы несомненно красивее «хаера». Если женщина здорова, у нее хорошие ногти, на которых прекрасно смотрится естественный маникюр и бесконечно припаивать к ногтям гель нет нужды. Когда ты хорошо себя чувствуешь, счастлива или просто выспалась, не будет мешков под глазами и других неприятностей.

Кроме того, надо понимать, что индустрия красоты — прежде всего бизнес. Определенное навязывание образов присутствует, конечно. А мода — тетка переменчивая. Уберешь брови — и что делать потом, когда в моде будут густые, а не ниточками? Набьешь татуировку. А дальше? Сводить? Это больно.

— Сказала женщина с татуировками...

— Ну у меня-то они появились уже в осознанном возрасте, когда я нашла себя и вполне состоялась в профессии. Возникла потребность в «тюнинге». Но не хочу это рекламировать во избежание подражания. Есть примеры, когда в молодости на порыве разукрасил себя, а работать пошел в банк или другое строгое учреждение. Что делать? Или сводить, или прятать. Так и ходят бедняги в жару в рубашках с длинным рукавом.

Я больше о другом сейчас. Сегодня одна форма губ в тренде, завтра совсем иная. Даже на оттенок кожи есть мода. Бледность когда-то считалась благородной и аристократичной, сейчас же это означает только то, что человек скорее всего безвылазно сидит в офисе. В школе из-за смуглого лица меня дразнили. Оскорбляли, бывало, даже грязно — с намеками на южные национальности. А потом я подросла и оттенок загара стал чрезвычайно популярным. Теперь все считают, что из солярия не выхожу.

Я не противница экспериментов! Думаю, и в этом заключается поиск себя. Надо только вовремя останавливаться. Часто видишь, как в погоне за мейнстримом женщины себя в такое превращают, что оторопь берет!..

Есть еще одна неправильная штука, о которой девочки, девушки вслух не говорят, но в подтексте она проскальзывает. Я о современной тенденции переделывать какую-то часть своего тела, чтобы понравиться определенному человеку. Но можно ведь перешить себя целиком и все равно не стать ему интересной! И что дальше — перекраивать себя под другого? Под каждого нового мужчину? Ни за что! Внутри должен быть собственный стержень, ощущение того, что ты гармонична. Не нужно гнаться за стандартами с экрана, на самом деле и у топ-моделей хватает недостатков!

Лиза с косметикой познакомилась рано, и я не стала этому препятствовать
Фото: Ф. Гончаров/7 Дней

Блоги, особенно посвященные красоте, совсем необъективны. Там всегда самые удачные фото, красивые места, прекрасные события, а когда до идеала картинка не дотягивает, есть масса специальных программ, которые помогут ее улучшить, отретушировать. Но у читателей, особенно у юных, складывается впечатление, что жизнь блогерши — сплошной праздник, состоящий в основном из презентаций и роскошных нарядов. И часто на фоне всего этого великолепия собственная внешность кажется серой, а судьба неустроенной, неудачной. Это не так. Моя жизнь, как и жизнь других известных людей, совсем непохожа на глянцевую картинку.

Никто же не выложит в блог, как представитель ювелирного бренда забирает дорогие украшения после фотосессии, а модель спускается с борта роскошной яхты в джинсах, а вовсе не в прекрасном платье, которое еще двадцать минут назад сексуально развевал на камеру прибрежный ветерок... Ну допустим даже, что героиня очередного фотосюжета всеми этими дорогущими вещами действительно владеет. Но так ли беззаботна ее жизнь? Сколько ей пришлось отдать за возможность этого эффектного океанического селфи? Иногда такие женские истории не просто грустные, а по-настоящему трагичные.

— А самой никогда не хотелось подражать какой-нибудь признанной красавице, звезде?

Фредди Меркьюри — единственное помешательство, которое меня настигло в подростковом возрасте. Но я же не порывалась нарастить усы или поменять пол! Сейчас попыталась понять, что меня в нем так покоряло. Восхищали талант, безумная энергетика, работоспособность. И если задуматься, в чем я могла подражать Меркьюри, то в сухом остатке — это именно работоспособность. По крайней мере к ней можно попытаться приблизиться. Впитывать хорошее, учиться стоит безо всяких попыток копировать другого человека.

Можно ли не восхищаться Майей Плисецкой, женщиной, у которой не было возраста? Потрясающая балерина, настолько громадная личность, что рассуждать о том, были ли у нее пластические операции, к примеру, даже и в голову не придет!

— Женское желание улучшать себя — это на всю жизнь?

— Думаю, в идеале с возрастом оно исчезает и на смену приходит логичное желание сохранить то, что у тебя есть. По сути — ты просто начинаешь себя любить. Во всяком случае сейчас я чувствую именно так. Может быть, позже желание улучшать себя у женщин возвращается, и тогда мы бежим по пластическим хирургам... Но я уверена: однажды ты должна понять, что все, данное тебе природой и родителями, — совсем не плохо.

Пока дочь вполне среднестатистический подросток, хотя, возможно, у нас все еще впереди...
Фото: Ф. Гончаров/7 Дней

Если кого-то вдохновляю именно я, признаюсь, что идеальных зубов так и не добилась. Два года проходила с пластинкой, которую поставили, не удалив зубы мудрости, что, как выяснилось, неправильно. Потом надо было или делать операцию на челюсти, или успокоиться, что зубы неровные. Могла бы погнаться за идеалом, но тогда не радовалась бы тому, что по сей день они у меня все родные, настоящие, не из синтетических составов слепленные. И главное — никто мне про мои зубы ничего не говорит! А когда-то меня зациклило настолько, что я о них только и думала, то есть сама себя накрутила.

Возможно, у меня из-за профессии слишком много экспериментов над внешностью и в жизни во все это играть уже не хочется. Однажды подстриглась коротко, желания повторить пока не возникало. Мне ни разу жестко не навязывали образ, но в работе я сама «за любой кипеж, кроме голодовки». Вообще актрисы любят перевоплощаться в нестандартных героинь и радуются, когда выпадает эта возможность. И я такая: мне чем хуже, тем лучше. Наверное, потому что характерных ролей пока было немного. На «Куприне» Андрея Малюкова в новелле «Поединок» появилась возможность оттянуться по полной, и я многое придумала во внешности своей героини — даже вставные зубы! Хотела, чтобы в ней появилось нечто крысиное, а еще носила рыжий парик, говорила грассируя. Не знаю, насколько прочиталось, но попытка уйти от своих внешних данных была.

— То есть не пугает перспектива показаться некрасивой?

— Абсолютно! Для актрисы это роскошная возможность меняться, расширять диапазон. Гораздо хуже, когда режиссер воспринимает твою внешность как часть декорации, не видит потенциала и не дает сыграть. Мол, вышла, постояла, зрителям приятно посмотреть. Мне, к счастью, в этом смысле повезло. Но и тут все очень относительно! Сначала говорили, что я современная героиня, потом сняли в историческом кино и стали считать, что я особенно «удаюсь» в костюмных историях. Было мнение, что не впишусь в военную «картинку», потом гимнастерку год не снимала... В общем, все меняется.

Обидно бывает, если в сценарии написано, что входит красавица, а сняли так, что в кадр входит кто угодно, только не она. Неудачно может сработать оператор — у нас не Голливуд, где портреты актрис вылизывают. Но тут уж ничего не поделаешь: или «рули» камерой, или смиряйся.

Я такая: мне чем хуже, тем лучше. Наверное, потому что характерных ролей пока было немного
Фото: Ф. Гончаров/7 Дней

Сейчас готовится к выходу фильм «Я люблю своего мужа», где играю фактически двух героинь: жену — серую мышку и женщину-вамп, в которую она перевоплощается, чтобы вернуть внимание супруга. С образом красавицы-соблазнительницы проблем не возникло — взяли за основу стандарт: жгучая брюнетка, губы с агрессивно-красной помадой... Над серой мышью меж тем корпела целая команда! Не все так просто оказалось. Это и костюм, и походка, даже голос на озвучании меняли! А ведь обе ипостаси героини играет одна актриса, то есть я, и «вводные данные» одни и те же. Об этом стоит задуматься, наверное. Ты можешь быть любой. Подавать себя — отдельное искусство. Если что-то откровенно мешает жить — поправить любым доступным способом, но не зацикливаться. Иначе можно превратиться в Барби или Кена.

— И все-таки что такое красота — аванс, открытый шлагбаум?

— Красота — это рок. Красавицы редко бывают счастливыми. Это одни из самых закомплексованных людей. А старость красавицы — вообще врагу не пожелаешь. Отдавать подарки природы обратно сложно. Чтобы смириться, надо еще и умной быть, но и с этим не всем везет.

Уверена: красота — это работа. Банально, конечно. Но вот пример. Полжизни мечтала, чтобы у меня были цветы с внешней стороны окна. Это красиво — не поспоришь. И вот наконец появляется долгожданный дом, точнее квартира, и есть окна, которые можно украсить. Приглашаешь флориста, он создает композицию: цветы, горшки... Ты в восторге! Но потом начинается жизнь: уезжаешь куда-то, навалилась работа, тебе просто некогда... А надо ухаживать, вовремя поливать, удобрять землю, обрывать лишние ростки. Иногда добрые соседи польют посаженный тобой цветочек в подъезде, например. А бывает наоборот: по каким-то неведомым причинам чудесным городским голубям понравится именно твоя приоконная «клумба», они затопчут все цветочки, обгадят авторские горшки... Вроде бы удачная поначалу задумка начинает выглядеть весьма непривлекательно. И в какой-то момент раздраженно думаешь: «Да провалитесь вы! Достали! Никогда больше не посажу цветов». Я едва не выкинула скопом все это великолепие, но вспомнила, как долго мечтала о цветах за окном. Никто ведь не навязывал эту мысль. Именно мне казались прекрасными цветочные балконы во французском стиле! Значит, надо работать.

Вот досталось тебе что-то — красота, любовь, цветы. И какое-то время оно самостоятельно цветет и живет, но всегда наступает час Х, и с этого момента ситуация требует твоего постоянного участия. Либо ты дальше это холишь и лелеешь, либо прощаешься.

Я к тому, что как бы много ни подарила тебе природа, как бы ни восхищались твоей красотой окружающие, рано или поздно и она превратится в работу.

Подпишись на наш канал в Telegram

* Организация, деятельность которой в Российской Федерации запрещена

Статьи по теме: