7days.ru Полная версия сайта

Екатерина Гусева. Достучаться до сердца

Для меня семья первостепенна. Если работа надолго отрывает от дома, я очень быстро теряю к делу...

Екатерина Гусева
Фото: Сергей Гаврилов
Читать на сайте 7days.ru

Для меня семья первостепенна. Если работа надолго отрывает от дома, я очень быстро теряю к делу интерес.

— Екатерина, в марте у вас планируется сольный концерт в Государственном Кремлевском дворце. Многие эстрадные артисты только мечтают об этом. А вы всегда позиционировали себя как поющая актриса, но не певица.

— Все правильно. Именно поющая актриса и никак иначе. Песня — это самый быстрый способ донести свое творчество до зрителя. Спел на телевидении — тебя увидела и услышала вся страна. А если выложить видеоверсию в Интернет, то еще добавится миллионная аудитория. Три минуты творчества — три миллиона просмотров. Легкая популярность.

А вот кино снимается три месяца, хороший сериал полгода. Потом начинается постпродакшен: монтаж, цветокоррекция, спецэффекты, озвучание, реклама для продвижения проекта. В лучшем случае мы увидим то, над чем работали, через год.

В моей творческой жизни существуют три составляющие, или, как я их называю, «три кита» — театр, кино и музыка. Много лет назад одновременно состоялась премьера мюзикла «Норд-Ост» и на телевизионные экраны вышел сериал «Бригада». В это же время меня пригласили в Театр Моссовета, где я играла и продолжаю играть в драматических спектаклях.

Таков был старт, но за все эти годы я так и не смогла сделать выбор, определить, что мне дороже, поэтому снимаюсь, играю на сцене и пою. Я никогда не оставлю театр или кино ради музыки или наоборот. Конечно, со временем сама жизнь расставит за меня свои приоритеты. Все-таки кино — это молодость. В чем секрет творческого долголетия Людмилы Марковны Гурченко? В ее жизни на эстраде, в музыке, в песне... Но что-то я заглядываю слишком далеко!

Екатерина Гусева
Фото: Сергей Гаврилов

Сейчас моя основная занятость — это театр и кино. Голос — мощное средство выразительности, которым я пользуюсь. И это не значит, что я вдруг стала певицей. Можно петь на сцене и в кадре, не изменяя актерской профессии, что я и делаю. И песенный материал стараюсь выбирать соответствующий, чтобы мне как актрисе было в нем интересно.

Клавдия Ивановна Шульженко в одной песне могла сыграть спектакль с несколькими действующими лицами. А у Елены Антоновны Камбуровой песня — всегда исповедь. Так что ориентиры у меня есть. Путеводные звезды. И репертуар накоплен приличный. Если его сложить, получится большой и разноплановый концерт, который и состоится на сцене Государственного Кремлевского дворца четырнадцатого марта.

Приятно, что меня поддерживают друзья и коллеги. Например Евгений Кунгуров — мы вместе ведем программу «Романтика романса» на телеканале «Россия — Культура», или Леонид Серебренников, который и открыл когда-то для меня романс. В юности я, если честно, относилась к этому жанру с юмором. Если романсы поют академические певцы, иногда выступление превращается в репризу Винокура «Темно-вишневая шаль». Когда же романсы душевно, очень сердечно исполняют актеры, многим не всегда хватает чистоты интонации и голосовых данных. Еще в романсе нужно не побояться рассказать о себе. Честно и искренне.

Я счастлива, что в своем концерте спою с одним из лучших исполнителей романса Олегом Погудиным. Подарком для зрителей станет и выступление Дмитрия Харатьяна, с которым мне посчастливилось сниматься в кино, нередко мы поем вместе на сцене.

Сейчас мне, мягко говоря, не до смеха. Я репетирую роль Елизаветы, королевы Англии, в спектакле по пьесе Вильяма Шекспира «Ричард III»
Фото: Сергей Гаврилов

— Романсы, мюзиклы — не самый популярный жанр. Не думали выйти на сцену с эстрадной музыкой, проще говоря, влиться в ряды попсы?

— У меня есть альбом в жанре поп-музыки «Может быть, получится». Песню с одноименным названием написал для меня Сергей Кристовский из группы Uma2rman. Я выпустила его в начале нулевых, некоторые песни вошли в ротацию, часто звучали на радио. Это была довольно смелая попытка попробовать свои силы в жанре поп-музыки, но очень быстро мне стало тесно и скучно в формате куплет — припев.

Я избалована музыкальным театром, где материал сложнее, интереснее и разнообразнее. Попробовала, поняла, что шоу-бизнес — это не мое, и пошла дальше. Искать материал, до которого хочется дотянуться, встать на цыпочки, приподняться, вырасти. Достучаться до сердца, своего и слушателей.

— Катя, у вас образ «голубой героини», неужели не хочется похулиганить, исполнить абсолютно не свойственную вам характерную роль? У вас прекрасно получилась героиня в комедии «Домовой». Повторите?

— Голубая? Нет-нет, моя палитра ролей пошире. Образ Настасьи Филипповны мне представляется в багряных оттенках, Анна Каренина... Вот даже не знаю. Наверное, белая. Да. В начале истории — кипенно-белая, холодного оттенка. Но постепенно, пройдя весь спектр цвета, она сгорает, становится прозрачной.

Что касается жанра комедии — это да! Очень хочу повторить, и не раз. И в кино, и в театре. Получила колоссальное удовольствие от работы и от результата. «Домовой» теперь наше любимое семейное кино. Однако сейчас мне, мягко говоря, не до смеха. Я репетирую роль Елизаветы, королевы Англии, в спектакле по пьесе Вильяма, не побоюсь этого слова, Шекспира «Ричард III», премьера которого состоится тридцать первого марта в Театре Моссовета.

Екатерина Гусева
Фото: Сергей Гаврилов

— Должно быть, непростая работа?

— Очень тяжелый материал. Неподъемный для меня. Сложность еще и в том, что приходится совмещать речевую и вокальную голосовую нагрузку. В драматическом театре хочется использовать все возможности голоса, особенно в спектакле с таким, шекспировским сюжетом: кричать, визжать, стонать, рычать, сипеть, хрипеть, орать, истерить и следить за тем, чтобы не сорвать голос. И все это совпало с концертом, поэтому пришлось сделать небольшую паузу в репетициях.

Но сложность здесь не только техническая, сам сюжет очень тяжелый. У Шекспира Ричард абсолютное уродство. Дело даже не в его безобразном, кривом внешнем виде: у него безобразное нутро, злое, желающее мстить, уничтожать все живое, родное, убивать без жалости к матери, к детям...

Обстоятельства в пьесе настолько тяжелые, что я никак не могу заставить себя взвалить их на свои плечи. Не подключается мое нутро, отторгает. Пока делаю вид, а пропустить через себя не могу. Как спастись в шекспировской драматургии, в жанре высокой трагедии? Об этом сейчас все мои мысли. Наверное, срабатывает инстинкт самосохранения. Я все время ищу мотив. Оторопь берет от того, что это не хоррор, не ужастик, не фэнтези. Это хроники, основанные на реальных событиях! Это ожившие биографии реальных людей.

Мне кажется, когда зритель посмотрит на то, что происходит с персонажами на сцене, и представит на секундочку, что это происходило в реальности, все наши проблемы, какие угодно — экономические, политические, семейные, гендерные, покажутся тщедушно мелкими, легко разрешимыми в сравнении с тем, что пережили эти бедолаги когда-то. Думаю, зрителям, которые придут на спектакль, станет намного легче жить! Ко многим вещам станет легче относиться со смирением.

Было интересно оказаться, что называется, в «мамином платье», как будто ожили фотографии из семейного альбома, когда родители были молодыми
Фото: Сергей Гаврилов

— Переживая такие драмы на сцене, можно остаться совсем без сил, но вы успеваете и в кино сниматься.

— Вот буквально только что завершились съемки экранизации книги Людмилы Улицкой «Лялин дом». Действие происходит в семидесятых годах, в советской действительности. Было интересно оказаться, что называется, в «мамином платье», как будто ожили фотографии из нашего семейного альбома, когда родители были молодыми: виниловые пластинки, кримпленовые костюмы, морковная помада, духи «Красная Москва».

Посчастливилось поработать с молодыми кинематографистами. Режиссер Оксана Дегтярева и операторы, две сестры-близняшки Софи и Полина Набока — ученицы мастерской Вадима Алисова. Очень талантливые девочки! Смелые, со своим взглядом, видением, которые они могут отстоять в сегодняшнем продюсерском мире. За ними будущее кино!

Сейчас я начинаю сниматься в проекте Антона Сиверса «Аманат». Это историческая драма о любви сына Шамиля Джамалутдина и Лизы Олениной на фоне драматических событий военной истории России первой половины XIX века. На днях была последняя примерка костюмов. Ботильоны сшили подлинно — без молнии, на малюсеньких пуговках сбоку, с каймой из плотного кружева, чтобы при выходе из кареты ножка показалась изящно.

Будет и муфточка из каракульчи, и капор. По его поводу возникли споры с оператором. Его не устраивает козырек, закрывающий лицо. Договорились, что будем избегать профильных планов. Такое это волнующее время — подготовительный период. Примерки, репетиции, пробы сцен с партнерами — любимое время.

Съемки будут проходить в Санкт-Петербурге и в Республике Дагестан. Предвкушаю встречу с горами, со снежными вершинами, острыми скалами, ущельями, альпийскими лугами. В полном метре съемочных дней не так много, поэтому не придется надолго уезжать из дома. Анечка учится в общеобразовательной и музыкальной школах, у нее жесткое расписание, просто так с собой ее уже не возьмешь. Программа сложная, насыщенная, не хочется, чтобы она пропускала, поэтому я предпочитаю сниматься летом. Особенно если это многосерийный телепроект.

К счастью, у меня есть возможность даже вечером на спектакли приходить с дочкой. В родном Театре Моссовета открыта детская комната
Фото: Сергей Гаврилов

В прошлом году два летних месяца я снималась в сериале «Разбитое зеркало», и благодаря этому две недели нам с семьей посчастливилось провести в Карелии. Мы впервые побывали в этих заповедных местах. Впечатления останутся на всю жизнь: невероятная красота природы, кладовая здоровья! Край озер и рек, родников и водопадов. А какая рыбалка! Муж ходил на моторной лодке, наловил щук. Они костлявые, а мы их провернули и сделали щучьи котлеты — вкуснота, за уши не оттянешь.

И что еще удивительно — нет комаров! Вообще нет. В лесу мы гуляли, пока солнце не сядет. Мягкий, упругий мох обнимает камни, как будто кутает их, согревает. Наступаешь на этот моховой ковер, и создается удивительное ощущение, что находишься во дворце под открытым небом. Я очень хорошо запомнила это ощущение, когда на улице чувствуешь себя как в доме. Какое же это счастливое время, когда тебе удается совместить работу с семейным отдыхом! Гармония в душе, умиротворение, покой.

У «Разбитого зеркала» закрученный детективный сюжет, в котором есть место и любви, и драме, и мистике. Снимал Олег Фомин, потрясающий актер и не менее талантливый режиссер. Я счастлива, что оказалась в его команде! Мы существовали в однокадровых сценах по семь-десять минут, когда происходит цепь событий: встреча, разговор, драка, пожар, наводнение, объяснение в любви, а камера пристально следит за происходящим, то наезжая на крупный план, внимательно всматриваясь в лица, то взлетая над происходящим, то опускаясь под воду.

Часто снимали на квадрокоптер, однажды случился технический сбой и он от нас улетел в неизвестном направлении. Мы уже с ним распрощались, продюсерская группа подсчитывала убытки, но — о чудо! — под вечер в конце смены он вернулся! Стали отсматривать материал, а там шестичасовые планы Карелии с высоты птичьего полета! Олег пообещал, что они войдут в картину.

Я теперь легко могу представляться как эксперт по слаймам — слаймер, проще говоря. А благодаря Алексею я стала политически подкована
Фото: Сергей Гаврилов
Какое же это счастливое время, когда тебе удается совместить работу с семейным отдыхом! Гармония в душе, умиротворение, покой
Фото: Сергей Гаврилов

Сейчас монтаж уже почти закончен, с нетерпением жду озвучания, чтобы посмотреть, что получилось. Благодарна этому проекту за встречу с потрясающими актерами Владимиром Гостюхиным, Александром Лазаревым, Алексеем Макаровым, Екатериной Волковой, несравненной Аллой Будницкой. Ждем, ждем премьеры!

— Какая у вас насыщенная творческая жизнь. При такой занятости вы успеваете проводить время с семьей, даже если находитесь на съемках.

— Для меня семья первостепенна. Если что-то от нее надолго отрывает, очень быстро теряю интерес к делу и не получаю никакого удовольствия от работы.

К счастью, у меня есть возможность даже вечером на спектакли приходить с дочкой. В родном Театре Моссовета открыта детская комната с профессиональным педагогом. Родители проходят в зрительный зал, а детей на время спектакля можно оставить в детской. Мы, актеры, тоже иногда пользуемся этой возможностью. До второго звонка с Анечкой в гримерной делаем уроки, а когда начинается спектакль, я отвожу ее в детскую. В антракте она приходит на двадцать минут и мы с ней ужинаем в актерском буфете.

— Аня проявляет интерес к актерской профессии?

— Сложно сказать, Анна разносторонне развитый девятилетний ребенок со многими талантами. Она очень интересно рисует карандашами, делает это быстро, как будто штрихует, догоняя придуманный сюжет, в день по десять-пятнадцать листов формата А4 улетает. Мы увековечили ее рисунки, когда делали ремонт на кухне, — украсили «фартук» над столешницей работами дочери. Я долго выбирала подходящие картинки, которые мы напечатали на белой плитке. Подписи под каждым рисунком тоже сохранили, с названием картины и датой. Например «Арбузы. Анечка Гусева. 3 года 4 месяца».

Фото: Сергей Гаврилов

Вот такой лайфхак мамочкам, у которых дети имеют художественный талант. Когда будем делать ремонт в ванной, соберу ее работы на морскую тематику: всех осьминогов, удильщиков, анемонов, медуз, дельфинов, русалок и папу в водолазном костюме и маске.

— Дети вас уже сами чему-то учат?

— О да! Теперь легко могу представляться как эксперт по слаймам — слаймер, проще говоря. А благодаря Алексею я стала политически подкована. Начала соображать, что происходит у нас в государстве и за его пределами — экономика, экология, перспективы.

Мой сын студент третьего курса МГИМО. Он делится со мной своими размышлениями, но теперь я даже не знаю, что лучше: понимание того, что сейчас в мире происходит, или пребывание в счастливом неведении. Когда ты начинаешь уяснять некоторые вещи и при этом не можешь ни на что повлиять, остается только смирение, а с некоторыми событиями смириться невозможно. Может быть, счастье в неведении?

— Музыка, театр, кино, семья... На себя время остается? Как вам удается ухаживать за собой, сохранять красоту?

— Пока трачу природные ресурсы. Но они, как известно, небезграничны. Стараюсь правильно питаться, не курю, не употребляю алкоголь, люблю дневной сон. На спорт времени не остается, но благодаря театру, мюзиклам, московским пробкам, из-за которых приходится часто «бегать пешком», я веду подвижный образ жизни. Как человек православный, стараюсь соблюдать посты, это помогает очищаться не только душе, но и организму.

Редакция благодарит за помощь в организации съемки Bosco Family, салон индивидуального обслуживания Bosco(Prive) и мультибрендовое пространство Bosco Casa в Петровском пассаже.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: