7days.ru Полная версия сайта

Виктор Началов. Колыбельная для дочки

С дочерью, даже в ее юные годы, мне всегда было очень интересно.

Юлия Началова
Фото: из архива В. Началова
Читать на сайте 7days.ru

Первую часть читайте в июльском номере «Коллекции Каравана историй» 2021 года.

С дочерью, даже в ее юные годы, мне всегда было очень интересно. А интерес у нас был один, общий — музыка. Я никогда не навязывал ей свое мнение, но всегда с ней советовался, потому что к тринадцати-четырнадцати годам Юля превратилась в настоящего мастера, профессионального артиста и музыканта высокого класса. Ведь музыка не нуждается в переводе — поэтому, наверное, певицу Юлию Началову одинаково горячо принимали в совершенно разных странах. Отрадно, что помнят ее за рубежом и сегодня. Например совсем недавно ее имя присвоили фестивалю русской песни в Испании.

В девяностые годы мы с Юлей много ездили по разным странам, ее часто приглашали участвовать в международных конкурсах и фестивалях. Мир открывал для себя новую Россию, и Юля достойно представляла нашу страну за рубежом. В 1995 году мы дважды побывали в Америке. Первый раз оба оказались там весной — прилетели по приглашению одного состоятельного поклонника творчества Юли. Принимал он нас достойно: места в самолете были в бизнес-классе, жили в удобных апартаментах стеклянного небоскреба в центре Манхэттена. Конечно, нас Нью-Йорк очень впечатлил. Мы гуляли, посещали разные интересные места. Например были в казино «Тадж-Махал», даже поиграли на автоматах. В «Радио-сити» посетили концерт Аниты Беккер. Получили огромное удовольствие. Юля была в диком восторге от всей этой красоты — от мастерства музыкантов, от режиссуры и зрелищности западного шоу. Дочь лишний раз убедилась в том, что хочет развиваться именно в этом направлении.

Конечно, после хмурой Москвы девяностых с ее «Черкизоном» наши взгляды притягивали витрины магазинов одежды. Жили мы на Пятой авеню, где бутиков было очень много. В некоторые зашли и были поражены качеством и разнообразием одежды. Причем цены были вполне приемлемыми. Конечно, не удержались и накупили нарядов: и на сцену, и на каждый день. Счастливые и уставшие, вернулись в апартаменты. В это время к нам зашел товарищ, пригласивший нас, и мы перед ним похвастались своими покупками. Однако вместо восторгов услышали:

— Где вы все это набрали?

Отвечаю:

— Во французских бутиках на Пятой авеню.

Он снисходительно посмотрел на нас:

— Зачем вы туда пошли? Ни один уважающий себя артист в этих бутиках одеваться не будет! Вам надо идти в Saks!

Когда мы вняли его совету и оказались в этом шикарном магазине с дизайнерскими вещами и доступными ценами, сами поняли, что все французские бутики, в которых мы были до этого, по сравнению с ним — «шашлычная». Слава богу, у нас хватило денег еще на несколько концертных платьев.

В октябре 1995-го нас снова пригласили в Нью-Йорк, теперь уже на конкурс русскоязычных исполнителей со всего мира Big Applе. Юле было всего четырнадцать лет, и она стала самой молодой участницей. Все остальные, по-моему, были старше двадцати одного года. В жюри было много авторитетных известных музыкантов, в том числе и композитор Игорь Крутой. Юля исполняла песню The Shadow of Your Smile. Помню, после выступления к нам в гримерку заскочили какие-то приглашенные американские артисты, все такие разряженные, яркие — на стиле. Они смотрели на Юлечку как на какую-то диковинку. Не стесняясь, показывали на нее пальцами, широко улыбались, бурно что-то обсуждали и приговаривали: «The best! The best!» Юля растерянно сидела в уголке гримерки и не знала, как реагировать. По окончании всех конкурсных выступлений заходят организаторы: «Так, какую песню будете петь?» Мы с дочкой удивленно переглянулись — уже ведь выступили. Но вопрос повторили: «Что вы молчите? Какую песню объявлять? У вас Гран-при! А победителю полагается исполнить финальную песню». Это был настоящий триумф! Московские участники были в шоке, что победу присудили нам. В качестве награды предложили записать сольный альбом в Нью-Йорке, но у нас в то время были совсем другие планы. Выступления и гастроли в России, в том числе и с Ириной Понаровской, были расписаны.

Мы с дочкой в домашней студии
Фото: из архива В. Началова

В 1997 году нас пригласили принять участие в конкурсе фестиваля «Золотой олень», который проходил в румынском курортном городе Брашов. Несмотря на общую бедность страны, фестиваль был организован на высшем уровне! Среди гостей — звезды мировой величины, такие как Дайана Росс, Шерил Кроу. На том фестивале мы познакомились с еще никому тогда не известной Кристиной Агилерой, представлявшей США. Скромная, миниатюрная, субтильная девушка на конкурс приехала в сопровождении мамы. Почти ровесницы, они с Юлей запросто нашли общий язык и с удовольствием проводили свободное время вместе. Каждый вечер после репетиций, выступлений и ужина мы, участники, собирались в зоне отдыха отеля и проводили сейшены — так принято у настоящих музыкантов. Я брал гитару, представитель Ирландии садился за рояль, и все пели в свое удовольствие. В этих импровизированных концертах Юле равных не было. Она же знала наизусть все мировые хиты — буквально купалась в этой музыке. И безо всякого стеснения распевала эти песни перед собравшимися иностранцами. Всем очень нравилось, ее просили: «Еще пой, еще!» Помню, я предложил Агилере, отсиживающейся в уголке:

— Давай спой что-нибудь.

На что она смущенно ответила:

— Ноу, ноу.

Стеснялась...

Несмотря на хорошую организацию, закончился конкурс скандалом. Все три призовых места румыны отдали своим конкурсантам. В знак протеста против такой несправедливости все остальные участники не пошли на вручение наград, а международная федерация фестивалей на три года отлучила Румынию от проведения конкурсов.

В 1998 году Юлю пригласили участвовать в конкурсе крупнейшего международного музыкального фестиваля в турецком городе Памуккале. Хозяйка конкурса госпожа Чак Мак лично дозвонилась в Москву на наш домашний телефон — чем немало смутила мою жену, снявшую трубку. Незадолго до этого на большие экраны вышел фильм «Титаник». И фильм, и музыка к нему произвели в мире эффект разорвавшейся бомбы. Конечно, зацепил «Титаник» и Юлю, и мы приняли решение подготовить для конкурса его саундтрек My Heart Will Go On. На студии Юля записала песню с первого дубля! Исключительный случай для композиции такого уровня сложности. Все присутствующие просто замерли — такого никто не ожидал. Я для порядка предложил записать еще один дубль, на что режиссер с удивлением выдохнул:

— А надо?

— На всякий случай, — ответил я.

В итоге в работу взяли все-таки первый вариант. Когда уже в Турции на репетиции Юля исполнила этот хит, к нам вдруг подошла госпожа Чак Мак и сказала:

— Юля поет эту песню лучше, чем Селин Дион, но я хочу вас попросить не участвовать в конкурсе.

— Как это? Почему? — расстроились мы.

— Я прошу вас выступить в качестве почетных гостей из России. Понимаете, с таким номером Юля заслуживает только Гран-при. А вдруг жюри ей его не присудит? Я такого казуса не хочу.

Я вопросительно посмотрел на дочь, а она радостно закричала:

В девяностые годы Юлю часто приглашали участвовать в международных конкурсах и фестивалях
Фото: Николай Малышев/ТАСС
Юля с мамой
Фото: из архива В. Началова

— Да-да, я согласна!

Фестиваль запомнился еще одним ярким моментом. В день открытия все участники должны были пройти торжественной колонной по центру города в своих национальных нарядах. Нас заранее об этом предупредили, и в Москве в этнографическом театре мы взяли для Юли роскошный костюм Екатерининских времен — он весил килограммов десять. Во время этого торжественного парада почти все участники шли пешком, а Юлечке выделили отдельную колесницу, запряженную лошадьми. В соседней колеснице ехал представитель Египта — темнокожий красивый парень в костюме фараона. Смотрелись они рядом очень экзотично. Кстати, этот юноша был Юлей очарован, трогательно ухаживал за ней во время фестиваля, и потом они какое-то время переписывались.

Примерно в то же время, в конце девяностых, нас пригласили на очень авторитетный и популярный конкурс «Братиславская лира» в Словакию, Юлю — участницей, а меня — членом жюри. Нам запрещали голосовать за представителя своей страны, что, конечно, было справедливо. Но здесь я воочию познакомился с «кухней» подобных фестивалей. И «кухня» эта оказалась отвратительной. В очередной раз убедился, что справедливости на таких конкурсах мало. С остальными членами международного жюри я, конечно, знаком не был. Наблюдал со стороны, как они важно прохаживаются перед началом конкурсной программы и время от времени, как бы нехотя, о чем-то перешептываются друг с другом. Вдруг и ко мне подошел профессор варшавской консерватории с вопросом:

— У вас пятерка свободна?

— Не понял? — переспросил я.

— Пятерка у тебя, спрашиваю, свободна? Давай ты моей участнице поставишь, а я твоей — независимо от того, как они выступят.

Теперь для меня стало очевидным, о чем переговаривались эти уважаемые господа... Расстроенный таким положением дел, иду к Юле: «Забудь про Гран-при...» Призового места, как я и предполагал, мы не заняли, хотя на репетиции Юле Началовой аплодировал оркестр — что огромная редкость и особая честь, а ведь Братиславский симфонический оркестр — один из лучших в Европе. Ко мне после конкурса подошел главный дирижер: «Вы нас извините, я не знаю, как бороться с этим жюри. У меня нет никакого влияния на них. Вы, главное, прессе не жалуйтесь на наш конкурс...» Но у нас и в мыслях не было жаловаться. Побывали в Братиславе — и на том спасибо, еще и в Прагу заехали на обратном пути...

Уже взрослой артисткой Юля, оказываясь в жюри различных конкурсов, всегда старалась быть объективной. Если видела талантливого участника, не только ставила высокие оценки, но и пыталась помочь начинающему артисту. Так было и с Юрой Шматовым из Луганска, которого дочка отметила на телевизионном конкурсе «Наш выход!» канала «Россия 1». В 2014 году Юлия Началова была наставницей этого шоу. Помню, рассказывала мне восторженно: «Папа, там такой замечательный парень участвует! Как он поет!» Юля не только стала приглашать Шматова в свои концерты и устраивать ему выступления, но и помогла перевезти из Луганска его семью. Чтобы Юре было легче устроиться в Москве, даже прописала у себя. Потом уже Иосиф Кобзон по моей просьбе помог получить Шматовым вид на жительство в России.

Лариса Долина — близкий друг нашей семьи
Фото: из архива В. Началова

Юлю часто приглашали на телевидение в качестве участницы или члена жюри различных шоу и конкурсов, в паре с Николаем Басковым Началова несколько лет вела популярную программу «Субботний вечер». Причем на позицию ведущей был серьезный кастинг среди известных артистов и дочка его прошла. Особняком в биографии Юли стоит проект «Один в один», в одном сезоне которого она была участницей, а в другом — наставницей. Кого только Юля не сыграла в этом проекте: Понаровскую, Пугачеву, Зыкину, Варум, Брегвадзе, Агузарову... Иногда пластический грим был настолько сложным, что на участников было больно смотреть.

Забавный случай произошел, когда мы с женой и внучкой приехали поддержать Юлю на одну из программ, зашли в общую артистическую комнату и... не смогли ее узнать, а Юля в образе Юрия Шатунова сидела в сторонке и молча наблюдала за нашей реакцией. Только по смеющимся глазам я и узнал дочку спустя время. Какое же удовольствие получили зрители в студии и телезрители у экранов от ее номера на песню «Белые розы»! Как же радовалась в зале, глядя на маму, маленькая Верочка... Как ребенок радовался и Филипп Киркоров, которого пригласили в жюри, когда Юля делала пародию на Ларису Долину с песней «Льдинка». Дочь так точно копировала артикуляцию Ларисы, так сочно исполняла все ее фирменные фишечки, что Киркоров, заходясь от смеха, разве что под стол не падал. Просил Юлю: «Ну сделай, сделай еще разочек как Лариса!»

Особым счастьем для Юли было готовить пародии на западных артистов: Томаса Андерса, Адель, Кристину Агилеру. Апофеозом сезона и одним из самых сложных номеров за всю историю проекта стал номер, в котором она одновременно исполнила роли двух своих кумиров в музыке: Уитни Хьюстон и Мэрайи Кэри. Для этого Юлю в образе Хьюстон сняли заранее. В день эфира на сцене был установлен стеклянный прозрачный, в человеческий рост куб, в котором как по волшебству в виде объемной голограммы возникла Уитни Хьюстон (точнее — загримированная под нее Юля). Рядом же на сцене находилась «настоящая» — осязаемая Юля, но в образе Мэрайи Кэри. В конце номера «Кэри» входила в куб к «Хьюстон», певицы соприкасались руками и пели дуэтом. Зрители видели в одном кадре Юлю сразу в двух разных образах, а вот сама Юля «Хьюстон» не видела. Представляете, насколько точно надо было все отрепетировать, чтобы попасть рукой в руку невидимого призрака? На всех зрителей и членов жюри номер произвел неизгладимое впечатление. Не стоит забывать и о вокале — ведь Юле удалось скопировать голоса двух сильнейших певиц мира.

Несмотря на то что дочка была поклонницей западной музыки, представители советской песенно-композиторской школы относились к певице Началовой с большим уважением и даже восхищением. Ни один юбилейный концерт наших мэтров не обходился без участия Юли. Прославленные композиторы и поэты просили ее исполнить их песни, и дочка с радостью соглашалась, а я делал оригинальные аранжировки, соответствующие Юлиному стилю. Таким образом мы давали этим песням новое звучание — новую жизнь. Все были довольны: и авторы, и зрители, и дочка. Александра Пахмутова, Давид Тухманов, Максим Дунаевский, Никита Богословский, Евгений Крылатов, Михаил Танич — многие из них стали нашими друзьями. Например Евгений Крылатов, когда звонил нам и к телефону подходил я, всегда уточнял: «Я говорю со знаменитым композитором Виктором Началовым? Вас беспокоит начинающий композитор Евгений Крылатов...» И мы вместе начинали хохотать. Евгений Павлович всегда приговаривал: «Ох, Юля, Юля, слишком рано я родился. Был бы помоложе...» Михаил Танич не раз в интервью признавал, что именно Началова стала лучшей исполнительницей многих его песен. Он выделял ее среди самых популярных певиц своего времени. Плодотворным стало сотрудничество и с Максимом Дунаевским. Песни на его музыку Юля исполняла и в мини-сериале «Бомба для невесты», где у нее была главная роль, и в телевизионном новогоднем мюзикле «Три мушкетера», где сыграла Констанцию, и в многочисленных концертах.

Танич не раз признавал, что Началова стала лучшей исполнительницей многих его песен. Он выделял ее среди самых популярных певиц
Фото: Павел Щелканцев

Никита Владимирович Богословский был мастером розыгрышей и даже в свои пожилые годы не утратил потрясающего чувства юмора. Юлю пригласили выступить на концерте в честь его девяностолетия в ГЦКЗ «Россия». Для этого торжества я выбрал песню Богословского из репертуара Валерия Ободзинского «Пойми меня». Еще в юности я играл и исполнял эту песню на танцах и знал, что из нее можно сделать стильный «медляк». Аранжировку ездил согласовывать к автору в знаменитую высотку на Котельнической набережной, Богословский нашу версию принял.

И вот начинается концерт. Открывается занавес. Ведущий торжественно объявляет композитора, перечисляя все его регалии. «Самое удивительное, — добавляет ведущий, — что сегодня у нас не вечер памяти, а праздник — ведь юбиляр жив и здоров». Зал взрывается аплодисментами. С трона, подаренного Богословскому к празднику Викой Цыгановой, поднимается сухонький человек в темных очках и кланяется. Именитые артисты один за другим выходят на сцену, говорят поздравительные и благодарственные речи, обнимают юбиляра. Именинник не без удовольствия целуется с артистками, принимает цветы, раскланивается. Прошло больше половины концерта, когда из-за кулис вдруг появился в своих фирменных «черепашьих» очках... Никита Богословский. Еще один Никита Богословский! Он стал приближаться к законному трону, где уже сидел «юбиляр». Зал замер, но в это время «первый Богословский» снял темные очки, без которых зрители наконец-то узнали композитора Оскара Фельцмана. Оказалось, что именно он все это время принимал поздравления в кресле юбиляра. Вот так Никита Владимирович разыграл всех зрителей и артистов!

Не только советские композиторы и поэты были благосклонны к Юлии Началовой. В их ряду стоят и выдающиеся артисты — такие как Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Лев Дуров, Михаил Пуговкин, Александр Михайлов, Владимир Зельдин. Вместе с Владимиром Михайловичем Юлю пригласили провести юбилей Московской городской думы. Закончить концерт они должны были, спев знаменитую «Песню о Москве» дуэтом. Записать этот дуэт доверили мне. Спрашиваю у Владимира Михайловича:

— Как вы поедете на студию?

Он говорит:

— Понятия не имею.

— Может быть, у вас есть водитель? Я объясню дорогу.

— Нет никого. Не знаю, как буду добираться.

— Давайте тогда я за вами заеду, отвезу на студию и обратно.

— О-о-о, это было бы великолепно! — обрадовался Зельдин.

В день записи я подъехал к дому Владимира Михайловича в Никоновском переулке. Сразу вспомнилась история с Владимиром Пресняковым (Смотрите первую часть статьи в июльском номере. — Прим. ред.), но на этот раз я был на собственной машине — ауди-шестерке. Зельдин, как настоящий интеллигент, вышел вовремя, сел на переднее пассажирское сиденье. Едем молча, хотя меня любопытство распирает — везу живую легенду, но не знаю, с чего начать разговор. Слава богу, Владимир Михайлович сам его начал. Заговорил о песне, которую нам предстояло записать, и рассказал, как участие в картине «Свинарка и пастух», в которой «Песня о Москве» прозвучала впервые, спасло ему жизнь. Съемки картины начались в 1941 году, но когда пришла война, всех молодых артистов и членов съемочной группы призвали. Однако Сталин дал приказ: «Продолжать съемки». Музыкальная картина о любви и верности была нужна в военное время не меньше, чем боеприпасы или хлеб. Фильм давал людям надежду на скорое возвращение к мирной жизни, и Зельдина вернули на съемочную площадку прямо с призывного пункта. «Фильм Пырьева спас меня от неминуемой гибели, — говорил Владимир Михайлович, — ведь большинство моих сверстников, призванных в первые месяцы войны, погибли...»

Свадьба Юли и Жени Алдонина
Фото: из архива В. Началова

На студии Владимир Михайлович, который к своим почти девяноста годам спел со сцены «Песню о Москве», наверное, десятки тысяч раз, вел себя как послушный ученик. Единственную «шалость», которую он себе позволил, — во время припева подхватил Юлю и закружил в быстром вальсе. Дочь и все присутствующие обалдели — замерли с открытыми ртами, а Зельдин браво сказал Юле: «Ты чего это так неуверенно танцуешь?! Я же тебя веду. Догоняй!»

День концерта. Зельдин — очень красивый, в элегантном костюме, бабочке — выходит из своей гримерки со словами:

— Скучно тут сидеть, пойду с Юлечкой поздороваюсь.

Я ему в шутку говорю:

— Владимир Михайлович, вы так здорово с Юлей записали песню, что вам впору на гастроли вместе ехать!

Он на полном серьезе отвечает:

— Я сейчас репетирую Дон Кихота. Выпускаю к своему девяностолетию мюзикл «Человек из Ламанчи». Вот закончу эту работу, и через год можем вернуться к вопросу о гастролях.

Это был для меня урок: человек в таком возрасте строит столь долгосрочные планы. А мюзикл этот Владимир Михайлович играл почти до ста лет!

Запоминающаяся история случилась и на записи дуэта с популярным итальянским певцом Пупо. Для предстоящего бенефиса легендарного певца в Кремлевском дворце надо было записать дуэт на песню Non E` un Addio: сам Пупо пел на итальянском, а Юля — на английском. Первой на студии записывали Началову. Я предлагаю: «Юля, порепетируй, разомнись, распойся». Слышу, что дочь в отличной форме, голос летит, поэтому шепчу режиссеру: «Пишем!» Так за пятнадцать минут репетиции все необходимое и записали. В это время Юля говорит:

— Я готова к записи.

Улыбаюсь в ответ:

— Спасибо, но уже записано.

— Как?

— Да вот так! Сама послушай.

Включили запись, и дочка убедилась, что ничего переписывать не нужно. Все это время Пупо наблюдал за тем, как мы работаем. Подошел ко мне: «А вы не могли бы и меня тоже так записать?..» На концерте Пупо первым выходил на сцену, а Юля ко второму куплету спускалась к нему по широкой лестнице — декорации. Надо сказать, что Пупо маленького роста, поэтому он обалдел, когда Юля, появившись на сцене на высоченных каблуках и в красном мини-платье, оказалась почти на голову выше него. Несколько раз Юля пела дуэтом и с Аль Бано. Он даже попросил у меня на память Юлин диск. А во время концерта «Сан-Ремо в Кремле собирает друзей» итальянцы демонстративно собрались за кулисами послушать и посмотреть выступление Началовой.

А первый Юлин эстрадный дуэт был с Понаровской. С Ириной мы познакомились на «Утренней звезде». Юля была участницей, а Ирина — в жюри. После очередного конкурсного тура Понаровская пригласила нас с дочкой на разговор. Наговорила Юлечке комплиментов и в конце добавила: «Мы с тобой обязательно споем». Я эти слова запомнил и написал для них дуэт на стихи Германа Витке «Леди звезда». В записи этой песни принял участие очень талантливый пианист Вадим Наумов.

Моя жена Таисия Началова, мама Жени АлдонинаЕлена Александровнаи моя сестраАнтонина Владимирова
Фото: из архива В. Началова

Юля пела первый куплет:

Вот и опять ласковый вечер звезды зажег во тьме,
Свет их далек, но яркая звезда вдруг улыбнулась мне.
Леди звезда, ах как вы сумели так высоко взлететь?
Леди звезда, ах как в самом деле вам так легко гореть?

А Ирина отвечала:

Крошка моя, все очень просто, как на любом пути
Если душа потянется к звездам — просто лети, лети...
Весь этот мир любовью наполнен давних волшебных дней,
Свет в небесах о добром напомнит, станет чуть-чуть светлей...

Заканчивалась песня словами Юли: «Будет мой день, и я на рассвете в небо открою дверь». Сегодня эти строки приобрели особый смысл...

Когда Юля была еще подростком, ее популярность и образ жизни приносили ей немало неудобств в школе. Одноклассники в основном ее любили, а вот некоторые учителя открыто завидовали и пытались «рассчитаться» оценками. Долгое время дочь была отличницей, но наступил момент, когда ей поставили тройку по математике.

— Позвольте, я пересдам, — просит Юля.

— А зачем тебе эта математика? — не сдержалась учительница. — Ты все равно в шоу-бизнес пойдешь, будешь бабло грести, а считать ты и так умеешь.

Бывало, дочка и в слезах приходила... Нас приглашают на съемки, конкурсы в другие города и страны, а учителя не отпускают. Летим в Нью-Йорк представлять страну, но об этом молчим: как бы в школе не узнали. Возвращаемся с победой, но и этот факт стараемся скрыть, дабы не вызвать новую волну недовольства. Тут на нашу сторону встала директор школы — строгая, но, как оказалось, справедливая. Сама вызвала нас на разговор. Приходим в ее кабинет, она сидит за столом, перед ней развернута газета, где на всю полосу рассказ о нашей американской победе. «Плюньте на всех, не обращайте внимания на недоброжелателей, — сказала директор, — делайте то, что считаете нужным. Я вам разрешаю свободное посещение, вы делом занимаетесь!»

После девятого класса дочь поступила в училище имени Гнесиных, но и школу решила не оставлять. Владимир Христофорович Хачатуров, заведующий вокальным отделением, лично разрешил Юлии Началовой совмещать первый курс училища со школой. Десятый и одиннадцатый классы Юля оканчивала экстерном. Целый год дочка из Чертаново, где мы жили, ездила несколько раз в неделю на Сущевский Вал в экстернат. Троллейбусом, потом на метро, потом пешком, в другие дни — в училище. А ведь уже была узнаваемость — столько конкурсов и телевизионных выступлений за плечами. Таисия один раз вызвалась Юлю в школу проводить — так потом сказала: «Больше с тобой не поеду». Жена оказалась не готова к такой популярности дочери у пассажиров общественного транспорта. А вот нашу внучку Веру, которая живет с нами, бабушка каждый день провожает в школу и забирает домой.

Юля училась на эстрадно-джазовом факультете. На этом же отделении, но курсом старше, учился и Дмитрий Ланской. Они подружились. Юля Диме очень нравилась, но поначалу дочка не отвечала ему взаимностью, их отношения не выходили за рамки приятельских. О Диме я узнал так: когда Максим Дунаевский написал гимн для Всемирных юношеских игр, он пригласил записать эту песню Юлю. Но планировался дуэт — поэтому нужно было найти еще и вокалиста. Тогда дочь вдруг предложила:

Виктор Началов с женой и внучкой
Фото: из архива В. Началова

— Есть у нас в училище один красавчик, Дима Ланской — на Ди Каприо похож...

— А поет-то он как? — спрашиваю.

Дочка замялась... Тогда я пригласил Юле в пару Бушу Гомана — молодого талантливого певца. Таким дуэтом они и записали гимн, а потом исполнили на открытии Игр на сцене большой спортивной арены в «Лужниках».

Замуж Юля не собиралась. Когда-то у нас с ней был об этом разговор. «Ну кто сейчас замуж выходит? — говорила мне дочь. — Это все ваши стереотипы из восьмидесятых. Сейчас все живут гражданским браком». Но дружба с Ланским постепенно переросла в роман. Когда у Юли проснулись чувства и влюбленные стали жить вместе, дочка свое мнение на брак изменила: «Мы собираемся пожениться. Я не хочу жить гражданским браком!» Я удивился. Даже в шутку напомнил ей наш старый разговор, но отговаривать дочь от замужества не стали, сами воспитали ее в консервативных традициях. Молодые прожили в браке около трех лет. Юля своими переживаниями и семейными проблемами с нами не делилась, но мы и сами видели, что их брак трещит по швам и остановить этот процесс оказалось невозможно. Крах первого брака дочь переживала очень тяжело. Она долго пребывала в глубокой депрессии со всеми вытекающими из этого последствиями для здоровья. Правда на рабочем графике Юли это не отразилось — всегда, в любом состоянии она выходила на сцену.

Вторым мужем дочери и отцом нашей внучки стал Евгений Алдонин. С Юлей они познакомились после победы ЦСКА на Кубке УЕФА 2005 года. Алдонин и Началова случайно оказались на одном вечере в ресторане. Футболисты-триумфаторы Алдонин и Акинфеев вызвались проводить молодую певицу до дома — дочка тогда жила на Мичуринском проспекте. На другой день звонит нам Юля: «Я с такими ребятами хорошими познакомилась — Женя Алдонин, Игорь Акинфеев...» А мы эти имена знали — на днях ведь смотрели матчи с их участием, болели за наших, а потом, как и вся страна, радовались победе. Примерно через месяц Юля говорит: «Я вас сегодня с Женей познакомлю, мы будем мимо вашего дома проезжать». Вечером по звонку дочери вышли на улицу. Видим две машины: Юлину и вторую, как оказалось, Женину. Дочь представила нам Алдонина. Он вызвал симпатию — серьезный, скромный парень. Немножко пообщались вчетвером, и ребята укатили на свидание. Помню, когда Женя впервые к нам зашел, к нему сразу потянулся наш кот — перс Семен. К Юлиному предыдущему мужу он был совершенно равнодушен, а к Жене сразу стал ластиться. Мы в это время делали в квартире ремонт, и у нас еще не было дивана, так Женя сел на пол, а Семен подошел к нему, забрался на колени и мирно задремал.

Когда Юля с Женей поняли, что у них все серьезно, — съехались. Дочь прописала тогда еще гражданского мужа к себе. Из Крыма приехала знакомиться мама Алдонина — Елена Александровна, с которой мы сразу нашли общий язык и крепко дружим по сей день. Все близкие с подачи Юли называют ее «мама Лена». Предложение Алдонин сделал перед Новым годом, а свадьбу ребята назначили на первое июня. Однако не дожидаясь церемонии бракосочетания, начали готовиться к тому, чтобы стать родителями: ко дню свадьбы Юлечка была уже беременной. И она, и мы были абсолютно счастливы этим фактом.

Стиви Уандера Юля встретила в ресторане в Малибу
Фото: из архива В. Началова

Описание свадьбы Алдонина и Началовой заслуживает отдельного повествования. Скажу лишь, что молодые организовали все сами, на свои средства, хотя расходы были огромными. На свадьбе гуляли человек двести пятьдесят — весь цвет отечественных эстрады, культуры и спорта. Среди гостей можно назвать Иосифа Кобзона с супругой Нелли, Льва Лещенко, актрису Наталью Селезневу, Татьяну Буланову с Вячеславом Радимовым, Валерия Газзаева и весь состав команды ЦСКА того времени. Был и «крестный» Началовой по эстраде Юрий Николаев. Поэт Михаил Танич — большой Юлин друг и поклонник клуба ЦСКА — на свадьбе рассказал, как еще не будучи знакомым с Алдониным, уже посвящал молодому перспективному футболисту стихи. Организацией свадебной программы занимались редакторы из ГЦКЗ «Россия», на сцене которого Юля часто выступала. Сама Мария Борисовна Мульяш, легендарный редактор «России», сказала поздравительное слово.

Молодожены сняли хорошую квартиру и уже туда привезли новорожденную Верочку. Неделю Таисия находилась вместе с Юлечкой в роддоме. Имя дочери Юля дала в честь своей бабушки Веры Васильевны — мамы Таи. Роды у Началовой принимал главный гинеколог России Марк Курцер. Юлю с дочкой и мамой из роддома встречали не только Женя и я... Человек пятьдесят журналистов с камерами ожидали нас у крыльца перинатального центра.

К моменту рождения дочери Женя Алдонин купил для семьи большую квартиру в престижном комплексе «Кутузовская ривьера». Однако там требовался долгий ремонт, поэтому после съемного жилья молодые арендовали дом в Лапино, где Таисия с Еленой Александровной по очереди дежурили у кроватки внучки. Когда Верочка подросла, ребята вернулись в город, снова сняли квартиру. В собственной молодые пожить не успели — расстались, так и не начав ремонта. Эта жилплощадь осталась за Юлей и Верой, а за Женей — загородный дом. Сегодня Юлина квартира стала предметом споров, и видимо, внучке придется ее делить с чужим мужчиной.

У Жени Алдонина сейчас новая семья. Верочка иногда гостит у отца. После ухода Юли из жизни внучка живет с нами, хотя и с отцом отношения у нее хорошие. Каждый год первого сентября Женя провожает Веру на школьную линейку, так было заведено при Юле — родители даже после расставания всегда сопровождали дочку вдвоем.

На исходе брака с Евгением Алдониным в жизни Юли произошло очень важное событие — она записала в Америке альбом. Но здесь мне хотелось бы сделать небольшое отступление и сказать несколько слов о большом друге нашей семьи — Ларисе Александровне Долиной. С Ларисой мы познакомились благодаря нашим детям. Когда-то одним «икарусом» группа артистов ехала на гастроли в Тулу. Долина была со своей дочкой Линой, а с Юлей, конечно, был я. Ровесницам Лине и Юле было скучно среди взрослых. Я заметил, что девочки с любопытством и интересом друг на друга поглядывают — им явно хотелось познакомиться, но обе стеснялись. Тогда я посадил их вместе... С того времени они крепко дружили. Бывало, Юля ходила в гости к Ларисе и Лине с ночевкой, иногда Лина оставалась у нас. Подружились и мы — родители. Лариса Александровна даже стала крестной матерью нашей внучки Веры.

Записав альбом с Уолтером Афанасьевым, Юля осуществила свою мечту
Фото: из архива В. Началова

Так вот, однажды мы с Юлей были на презентации альбома Ларисы Долиной, который она записала в Лос-Анджелесе с известнейшим мировым композитором, пианистом и продюсером Джорджем Дюком. В поддержку альбома в Америке был снят клип, над которым работал наш общий с Ларисой знакомый — выходец из СССР, солист популярной в девяностые группы «МФ-3» Кристиан Рэй. На презентации мы с ним договорились, что Рэй и для Юли снимет в Лос-Анджелесе клип. Оказалось, это обойдется нам не дороже, чем снимать видео на родине.

На съемки клипа в Америку Юля отправилась с директором. В один из дней они обедали в ресторане, на выходе из которого обнаружили, что кто-то «подпер» — заблокировал их машину. Вдруг из автомобиля, перекрывшего выезд, выходит Филипп Киркоров. Юля и Филипп радостно бросились друг к другу.

— Что ты тут делаешь? — спрашивает Киркоров.

— Клип снимаю.

— О, любопытно, я приеду на съемки тебя поддержать.

Но Киркоров перезвонил уже через полчаса: «Юля, хочешь, познакомлю тебя с Уолтером Афанасьевым — я с ним сотрудничаю?» Юля прекрасно знала, кто он такой, и о знакомстве с ним могла только мечтать. Ведь Афанасьев, двукратный обладатель премии «Грэмми», как композитор, аранжировщик и продюсер работал над хитами для любимых Юлиных артистов: Уитни Хьюстон — достаточно назвать саундтрек к фильму «Телохранитель», Селин Дион, Мэрайи Кэри, Барбры Стрейзанд и даже Майкла Джексона. Интересно, что Уолтер — выходец из семьи русских эмигрантов, правда сам родился за границей, в Бразилии.

Киркоров договорился о встрече. В ожидании аудиенции Юля по земле не ходила — летала. Вот где пригодились все ее умения. Дочка не только прекрасно знала всю музыку Афанасьева, но и исполняла ее блестяще, уделяя внимание тончайшим нюансам. В итоге Уолтер остался доволен знакомством с русской певицей и уже через несколько дней сам предложил Юле записать песню: «Я пробовал ее с местными звездами, например с Кэти Перри, но что-то все не то. Хочу попробовать с тобой». Юля не могла поверить своему счастью — сбывалась мечта ее жизни. Все мастерство, что накопилось за эти годы, она вложила в работу. Это была песня My One True Love. Как рассказывала Юля, по окончании записи в глазах Уолтера блеснула слеза и он сказал: «Пишем альбом». И началась эпопея с альбомом. На протяжении двух лет дочь жила на две страны. Юля приезжала в Лос-Анджелес урывками, на несколько дней, месяц и снова возвращалась в Москву.

Во время работы с Уолтером Юле кто-то посоветовал посетить в Малибу один ресторан — сказали, что там часто обедают американские знаменитости. Конечно, из любопытства она поехала туда. К своему разочарованию, никаких известных лиц в ресторане не увидела. Сделала заказ, обедает. Вдруг открываются двери в зал и входит Стиви Уандер в сопровождении сыновей — они ведут слепого музыканта под руки. Слава богу, что Юля, увидев его, не поперхнулась. Но продолжать спокойно есть она уже не могла — горло перехватило от волнения: ведь Уандер был ее самым любимым артистом. Юля выросла на его музыке. Я тоже считаю его самым выдающимся нашим современником на музыкальном олимпе. И конечно, дочери страшно захотелось подойти к нему, сказать о своих чувствах — познакомиться. Она даже позвонила Уолтеру:

В альбом Wild Butterfly вошли двенадцать композиций. Две песни были полностью написаны Уолтером Афанасьевым, а остальные десять — в соавторстве с Юлей
Фото: из архива В. Началова

— Ты не поверишь — со мной рядом сейчас в ресторане обедает Стиви Уандер!

Афанасьев ответил:

— Ох уж эти русские! Три дня в Лос-Анджелесе, а уже обедает с Уандером! Я за всю свою жизнь его не встретил!

Когда Уандер закончил обед и направился к выходу, Юля подошла к нему:

— Можно с вами сфотографироваться?

— Можно. А вы кто? — неожиданно заинтересовался Стиви.

— Я Юлия Началова — певица из России.

— А что вы тут делаете?

— Я сейчас записываю альбом с Уолтером Афанасьевым.

— О-о-о, — уважительно протянул Уандер, — это будет хороший альбом!

Вот такое благословение получила Юля.

В альбом Wild Butterfly вошли двенадцать композиций. Две песни были полностью написаны Уолтером, а остальные десять — в соавторстве с Юлей. Всю музыку к альбому исполнял симфонический оркестр Лос-Анджелеса. В записи принимали участие и всемирно известные музыканты, например саксофонист Кенни Джи. Он записывал соло для песни «Дикая бабочка», но ему так понравилось работать с Юлей, что он вызвался поучаствовать в записи еще одной песни... К сожалению, в России ни на радио, ни на ТВ песнями из этого альбома не заинтересовались — это был «неформат», о чем редакторы говорили Юле прямо: «Такая сложная музыка нашей публике не нужна. Пойте что-нибудь попроще». И Юля разместила этот альбом на цифровых платформах. Зрители впервые услышали эти песни вживую на бенефисе Юли, состоявшемся в 2012 году в ГЦКЗ «Россия». Программа была посвящена двадцатипятилетию творческой деятельности Началовой и называлась «Непридуманные истории». Юля сама участвовала в разработке сценария и в постановке этого концерта. Программа создавалась по передовым лекалам лучших западных шоу, по зрелищности и качеству соответствовала всем мировым стандартам. Юбилейное шоу Юлии Началовой для российской сцены стало прорывом. Концерт этот снят, его неоднократно показывали по разным каналам ТВ.

В пору работы над альбомом в США дочь познакомилась с хоккеистом Александром Фроловым. Он тогда играл за американские команды. После расставания с Алдониным Юля стала жить с Фроловым гражданским браком. Честно говоря, Александр производил положительное впечатление. Спокойный, уравновешенный. Сложились у него отношения и с Верой. Юля же в свою очередь стала привечать дочь Саши от предыдущего брака, с которой у Фролова до той поры душевного общения не было. Однако Юле удалось направить отношения отца и дочери в правильное русло. Лето Юля, как правило, проводила у Саши в Лос-Анджелесе, и мы с Верой в ее каникулы прилетали к ним. В остальное же время Саша и Юля жили у нее в Москве, и Фролов сделал в квартире жены ремонт. Подчеркиваю: в квартире, в которой проживал не один год! Кроме того, Александр был одним из тех, кто финансово участвовал в организации юбилейного концерта дочери... Но оказалось, что все это было небезвозмездно. За свои «услуги» Фролов потребовал у Юли оформить на него половину жилья, а получив желаемые документы, вскоре ушел к другой женщине. Совпадение? Не думаю. А вот в том, что мужчины так поступать не должны, я глубоко убежден. Получилось, что Вера унаследовала лишь половину жилья, купленного когда-то ее отцом. Теперь квартира стоит закрытой. Вера живет с нами, а Фролов — в Лос-Анджелесе.

Как бы Юля себя ни чувствовала, на качестве ее работы и графике это не отражалось
Фото: из архива В. Началова

Что касается последней «романтической истории Началовой», раскрученной СМИ, — то ее можно было бы даже не комментировать, ибо и комментировать там нечего. Но все же, учитывая интерес публики к этому «сюжету», должен сказать: никакого романа у Юли с судьей не было. Мы впервые узнали о существовании этого человека вот как. По телевизору смотрели трансляцию с красной дорожки «Премии «МУЗ-ТВ», и вдруг в кадре появилась Юля в компании незнакомого нам мужчины.

— Кто это с тобой был? — спросили мы у нее потом.

— Это судья, его зовут Слава, — ответила дочь. — Мы на церемонии познакомились — устроители поставили нас в пару для выхода на дорожку...

Поскольку Слава оказался юристом, Юля стала консультироваться с ним по своим насущным проблемам. Общались по-приятельски, поэтому периодически появлялись на мероприятиях вместе. Юля и нас с ним познакомила. Вот и все... А обсуждать то, что происходило и происходит сейчас — после Юлиной смерти, — считаю бессмысленным.

Горько это сознавать, но героя своего романа Юля в жизни так и не успела повстречать. Когда-то я прочитал одно стихотворение моей сестры (Антонина Владимирова — педагог, поэт, писатель), очень трогательное, нежное, девичье по духу. Я сразу понял, что из этого может получиться хорошая лирическая песня о любви для Юли. Так и родилась композиция «Герой не моего романа», ставшая хитом и визитной карточкой певицы Началовой. В припеве есть такие строки:

А мне казалось, не настал мой час,
Что о любви еще мне думать рано.
Я отвечала, весело смеясь,
Что ты герой не моего романа...

Песня не утратила своей популярности и сегодня. После ухода Юли ее друзья даже сняли на эту песню клип с участием Веры. В конце апреля этого года Лариса Долина на своем бенефисе в «Крокусе» исполнила «Герой не моего романа» вместе с Сашей Панайотовым и Лешей Чумаковым и посвятила памяти Юли. Теперь же эту песню исполняет наша внучка Вера...

Злосчастную мозоль Юля заработала на концерте в Санкт-Петербурге, выступая на высоченных шпильках... Юля давно страдала подагрой, ее часто мучили боли в суставах, но переносила она приступы всегда мужественно. На фоне всех стрессов и переживаний, связанных в том числе и со сложным расставанием с Фроловым, у Юли развился еще и сахарный диабет, который вкупе с подагрой и довели банальную мозоль до гангрены.

В больнице в реанимации вместе с дочерью с первого дня неотлучно находилась Таисия. Маме разрешили остаться с ней в одной палате. Врачи информацию о состоянии здоровья Юли от нас не скрывали, говорили, что ситуация очень сложная и опасная. Однако поверить в худший исход болезни было просто невозможно. Да и дочка не давала нам для подобных опасений никакого повода. Она даже в реанимации была улыбчива, активна, не выпускала из рук телефона, строила планы — делала какие-то распоряжения. На следующий день после того как Юле провели операцию на ноге, я привез в больницу домашний обед. Дочь застал в бодром состоянии и добром расположении духа с мобильным телефоном в руках. Это внушило мне уверенность, что через несколько дней Юля уже вернется домой. Но она не вернулась. Никогда... Сгорела за несколько дней, несмотря на усилия медиков.

Верочка, как и Юля в ее годы, постоянно участвует в музыкальных и творческих конкурсах и побеждает!
Фото: из архива В. Началова
В этом году Вера одержала несколько значимых побед: была удостоена диплома лауреата за исполнение моей песни «Письмо с фронта»
Фото: из архива В. Началова

От горя мы с Таисией себя не помнили, но нам очень многие помогали в эти дни. Мы благодарны всем. Место на Троекуровском кладбище помогла получить Оксана Пушкина, она еще при жизни Юли сняла несколько программ о ней. Не только ведущая, но и депутат Госдумы, Пушкина подключилась к организации похорон, собрала подписи трех народных артистов — и нам дали разрешение на этот некрополь. Поддержать нас и внучку в Москву из Крыма сразу прилетела ее вторая бабушка Елена Александровна. Вера держалась в эти страшные дни на удивление очень стойко. Она видела, как мы мучаемся, и старалась при нас не плакать, чтобы еще больше не травмировать, и уже на второй день попросилась в школу.

Девятый день без Юли. В ресторане идут организованные нами поминки. Мы кое-как держимся, хотя гнет слишком сильный — кажется, что само небо обрушилось на нас. И вдруг Лариса Долина, сказав поминальные слова, добавляет:

— Скоро Витя и Тая поедут в Израиль.

Мы же об этом первый раз слышим.

— Что за новости? — спрашиваем.

Оказалось, на Долину через актера Андрея Соколова вышел Роман Борисович Барак. Выходец из Средней Азии, он много лет живет в Израиле, где владеет собственной современной клиникой. У него лечатся многие «випы», в том числе и из России. Оказалось, что Барак — поклонник Юлиного таланта. Он увидел мое интервью, которое Андрей Малахов записал у нас с Таей в квартире после похорон. Наш с женой плачевный вид такое угнетающее впечатление на Романа Борисовича произвел, его так тронула наша история, что он решил поддержать нас. Первого мая 2019 года мы вылетели в Израиль. Роман Барак оплатил нам дорогу и в Израиле, куда мы прилетели как две мокрые курицы, взял нас на полный пансион... Он очень здорово помог. Во-первых, вырвал из гнетущей обстановки и информационного кошмара, которые сложились дома. Во-вторых, провел нам полное обследование. У меня в кишечнике выявили три полипа, один из которых оказался злокачественной опухолью. Но так как опухоль была в зачаточном состоянии, ее сразу зачистили, а для верности сделали операцию — полностью удалили опасный участок. Я тогда спросил у врача:

— А если бы мы этого не обнаружили?

Мне ответили:

— Вам оставался год...

Вот так порой совершенно незнакомые люди спасают нам жизнь. До конца дней буду благодарить Романа Борисовича! Почти месяц мы провели в Израиле, проходя реабилитацию. Все это время Вера оставалась в Москве с бабушкой Леной.

Шел примерно сороковой день без Юли, когда Вера в школе получила задание написать поэтический отзыв на рассказ Виктора Астафьева «На далекой северной вершине». Стихи эти внучка написала буквально на наших глазах, и когда мы их прочитали, были поражены:

Олень боролся за свою любовь,
В его глазах играла дико буря.
На вожака бросался вновь и вновь,
Свои глаза воинственно сощуря.
Как я хотела бы предупредить тебя,
Но, дикий, слов моих не понимаешь.
Ты, бесконечно эту жизнь любя,
Боролся и не знал, что проиграешь.
Что в нашей жизни главное — любовь,
Я раньше этого не понимала.
Не знала, что за чувства льется кровь.
Спасибо, автор, я теперь узнала.

Ни один юбилейный концерт наших мэтров не обходился без участия Юли. Прославленные композиторы и поэты просили ее исполнить их песни
Фото: из архива В. Началова

Это написал двенадцатилетний ребенок. Сложно представить, какие чувства, какую боль переживала в себе все эти дни наша Вера. Но видимо, ее эмоции и мысли в итоге трансформировались в эти глубокие, недетские стихи...

Сегодня нашей единственной внучке четырнадцать лет... Когда Вера была маленькой, я аккуратно присматривался к ее творческим способностям, хотелось уловить момент, когда она сама проявит интерес к музыке. Внучка оказалась очень одаренной, и не только музыкально. Прекрасно рисует, пишет удивительные стихи, обожает читать. В 2019 году на Всероссийском поэтическом конкурсе «Пою мою Москву» Вера Алдонина заняла первое место среди тысячи шестисот участников! Награждал ее лично Михаил Швыдкой в Галерее искусств Зураба Церетели. Но по-моему, главная ее страсть сегодня — это музыкальный театр. Она как режиссер недавно поставила в школе фрагмент мюзикла и сама исполнила одну из ролей. Школа у Веры непростая: ученики проводят там целый день — после основных уроков у них еще много разных творческих занятий. Недавно на театральном фестивале «Золотая веточка» мюзикл «Поющие под дождем», поставленный в театральной студии при школе, занял первое место, а внучка, исполнившая в нем главную роль, была выбрана лучшей актрисой. В этом году Вера одержала несколько значимых побед: была удостоена диплома лауреата за исполнение моей песни «Письмо с фронта» на VI Международном кинофестивале «Отцы и дети», получила Гран-при в международном вокальном конкурсе Grand Voice и совсем недавно, в июне, с песней Уитни Хьюстон победила в финале международного фестиваля-конкурса «Золотое сечение» в номинации «Эстрадный вокал»! На конкурс, проходивший в Сочи, внучка летала с Таисией. Успехами Веры мы гордимся.

...Когда моя супруга была беременной, нас по приметам все убеждали в том, что родится мальчик. Вдохновленный предстоящим событием, я за неделю до рождения ребенка написал колыбельную. Стихи и музыка возникли сами собой, причем одновременно. В песне были слова: «Засыпай, сыночек». Но родилась Юля, и я изменил текст:

Солнышко за лесом спрячет свои лучики,
Ветерок затихнет, разольется ночь.
Засыпай, дочурка, складывай-ка ручки,
Отгони заботы ты на время прочь...
Спят уже лисицы, зайчики и мышка,
Звездочки и месяц светят все сильней
Засыпай скорее, спи, моя малышка,
Завтра утром станешь ты на день взрослей.

Эту песню мы с Таисией пели не только маленькой дочке, но и исполняли в концертах. Много лет спустя, когда Юля сама уже стала мамой, она решила записать нашу «Колыбельную», а у меня возникла идея включить в запись соло четырехлетней Верочки. И внучка голосом маленького ангела исполнила вокализ. Так состоялся первый дуэт мамы и дочери. «Когда меня не станет, я буду петь голосами своих детей и голосами их детей...» поется в популярной песне. И я знаю, что когда-нибудь Вера споет нашу колыбельную своей дочери, а может быть, и сыну!

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: