«Крачковская вспоминала, как, похудев на двадцать килограммов, счастливая, она вернулась на съемочную площадку картины «Иван Васильевич...», предвкушая, как люди отреагируют на ее стройную фигуру. Но Гайдай строго посмотрел на нее и сказал: «Значит, так, Наталья Леонидовна, переводим вас на спецпитание: взбитые сливки, макароны с сыром, оладьи!» — рассказывает главный редактор Анжелика Пахомова.
Наталья Крачковская появилась в моей жизни в связи с серией интервью, после которой я почувствовала, что меня тянет к этому удивительно мудрому, самобытному и оригинальному человеку. Ее энергетика была потрясающей, рядом с Натальей Леонидовной возникало чувство спокойствия и уверенности, будто кто-то все время говорил тебе: «Держаться! Все будет хорошо!» В тяжелую минуту, когда дела в семье стали совсем плохи, я пришла именно к ней. Посетовала на то, что, кажется, пришла к осознанию, что мне нужен развод. Наталья Леонидовна не задавала лишних вопросов, а выслушала меня молча, с мудрым выражением лица. Потом сказала свое веское слово: «Анжелика, помни, твое сердце, твое чувство стоит дорого, это вообще самое дорогое и ценное, что есть у человека. Не отдавай его просто так... Разводись! Теряешь время...» И с тех пор, как только у меня встает выбор: «служить» кому-то другому или следовать по своему собственному пути, я всегда вспоминаю Крачковскую. И сейчас, спустя много лет, очень благодарна ей за тот совет, к которому я прислушалась.
Небольшая 40-метровая квартира актрисы, куда я так любила приходить, была очень уютной, обставленной с большим вкусом. «У меня для всего есть свой уголок, — говорила Наталья Леонидовна. — Вот здесь я плачу, вот тут с друзьями общаюсь, а вот там можно поесть. Всему свое место!» Крачковская великолепно готовила. До тех пор, пока здоровье позволяло, делала это сама. Даже обычный суп или сырники из ее рук выходили какими-то особенными, невероятно аппетитными. А уж как ей удавались борщи и щи! По праздникам же Наталья Леонидовна могла приготовить сложнейшего рождественского гуся, или холодец, или пресловутую заливную рыбу.
Однако эта любовь являлась и ее проблемой, потому что где готовка, там и калории. Конечно, со своим трезвым подходом к жизни Наталья Леонидовна уже не надеялась похудеть, но держать себя в прежней форме старалась. У нее на холодильнике висел огромный магнит с лаконичным призывом: «Хватит жрать!» Иногда она просто переставала готовить: «Когда ничего вкусного в доме нет, легче держаться». Кстати, в свое время Крачковская была настолько стройной, что ее приняли в балетную студию. Но обнаружилась проблема: начала подворачиваться нога, и мечты о балете пришлось оставить. А вскоре девушка начала полнеть — потому что родные стали ее специально откармливать.
В детстве Наталье пришлось узнать, что такое голод. Она была из семьи репрессированных. Белогорцевы (это ее девичья фамилия) — казаки, дед служил при дворе государя императора. Понятно, что при советской власти была арестована почти вся семья. Отец, Леонид Белогорцев, когда-то мечтал продолжить древнюю военную династию, но вынужден был пойти в актеры, потому что никуда больше не брали. Во время войны он ушел на фронт, но гибель его стала большой неожиданностью, поскольку произошло это уже в ноябре 1945 года, когда он служил комендантом немецкого городка.
Мама и Наталья с младшей сестрой во время войны не эвакуировались из Москвы. Хотя в ту пору Наталья была совсем маленькой, она до конца жизни помнила бомбежки и еще вкус супа из крапивы. Помнила военное «пирожное»: кусок хлеба с маслом, посыпанный сахаром. Помнила свое единственное голубое платье «на выход»... Ну а потом, уже после войны, к ним из Грузии приехала тетя. Видя, что племянница совсем худенькая, взялась ее откармливать. И невероятно вкусная грузинская кухня сделала свое дело — Наташа превратилась в аппетитную пышечку. Позже взялась худеть, да поздно было... Впрочем, Крачковская всегда относилась к себе со здоровой долей иронии. «Если бы я не смеялась сама над собой, дала бы повод смеяться другим», — говорила она.
Наталья Леонидовна как женщина всегда держала марку. Она выглядела модно даже в те времена, когда ничего невозможно было достать, потому что научилась хорошо шить и вязать. Однажды связала для своего сына синее пальто, и все были уверены, что оно заграничное. Когда мы начали общаться, актриса была уже в солидном возрасте, очень болела, но, выходя из дома, всегда выглядела на все сто. «Я не могу позволить себе появиться на улице в рваных чулках или в грязных ботинках, — говорила она. — На меня смотрят, на меня равняются, я же актриса!»
В отличие от других актеров Крачковская не стеснялась своих «народных» ролей. Когда при ней цитировали: «И тебя вылечат, и меня вылечат...» — улыбалась и всегда говорила: «Какое счастье, что я снималась у Гайдая!» Она обожала свою роль в «12 стульях», и если куда-то звонила, уточняла: «Это Наталья Крачковская, мадам Грицацуева...» Наталья Леонидовна не уставала рассказывать, как случайно попала в этот фильм. Ее муж Владимир Крачковский был звукорежиссером, работал с Гайдаем. В Алушту, где шли пробы к фильму «12 стульев», он приехал с женой и познакомил с ней режиссера.
— Вот такая мне и нужна на роль мадам Грицацуевой, как эта Крачковская, — тихонько шепнул Леонид Иович ассистентке. — Найдите мне актрису таких же габаритов и столь же обаятельную.
— Леонид Иович, а зачем искать? Давайте Крачковскую и попробуем! — предложила ассистент.
Тем же вечером Наталья Леонидовна устроила мужу скандал:
— Ты за кого меня держишь? Что это такое? Знойная женщина, мечта поэта... С арбузными грудями...
— А ты в зеркало себя видела? — парировал муж.
На пробах не имевшая большого опыта в кино (в массовке ей до этого случалось сниматься. — Прим. ред.) Наталья Леонидовна переиграла всех других претенденток на роль мадам Грицацуевой: и Нонну Мордюкову, и Галину Волчек. После чего стала пробоваться со всеми, кто претендовал на роль Бендера, а это десятки актеров. Мадам Грицацуева в предложенной сцене должна была молчать. Разрешено было смеяться, плакать, вздыхать, использовать жесты, но не произносить ни слова. Крачковская с задачей справлялась отлично и все больше нравилась Гайдаю, но вот Бендеры его не устраивали. А это были такие мужчины! Баталов, Высоцкий, Миронов... Особенно Наталье Леонидовне жаль было расставаться с Михаилом Козаковым, по ее мнению, он был лучшим Бендером. Но и Белявский, который прошел пробы, был весьма неплох... Крачковская рассказывала, что Гайдай снял его с роли не сразу, а отсняв уже практически полкартины! Она к партнеру привыкла, поэтому в штыки встретила новенького, Гомиашвили: они так и не сработались и отношения между ними остались натянутыми.
Как вспоминала Наталья Леонидовна, после триумфального выхода картины Гайдай ожидал, что звездами станут Гомиашвили и Наталья Воробьева, сыгравшая Эллочку-людоедку. Но, вопреки его ожиданиям, самый большой интерес у народа вызвали Киса Воробьянинов (Филиппов) и Грицацуева. Гайдай понял, что родилась звезда, и пригласил Крачковскую в свой следующий фильм — «Иван Васильевич меняет профессию». Правда, в разгар съемок случилась неприятность: Наталья Леонидовна заболела воспалением легких и больше месяца провела в кровати. Из-за болезни она резко сбросила около двадцати килограммов и вернулась на съемочную площадку в предвкушении, как все удивятся ее новой фигуре. Но когда Гайдай увидел, что актриса из пышечки превратилась в достаточно стройную женщину и груди у нее уже не «арбузные», строго сказал «Значит, так, Наталья Леонидовна, переводим вас на спецпитание: манная каша, взбитые сливки, макароны с сыром, оладьи! Вы должны поправиться! Жена Бунши такой худой быть не может». И Крачковская ради роли мужественно набрала нужные килограммы, а ведь это был, кажется, единственный случай, когда она реально похудела.
И только на одну вещь ее не смог уговорить режиссер — это побриться налысо. Внимательному к деталям Гайдаю хотелось, чтобы, снимая парик со словами «И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат, и меня вылечат...», актриса показывала блестящую лысину. «Побреюсь — но только после вас!» — ответила Крачковская, и тема была закрыта.
С тех пор в кино Крачковская была нарасхват. Даром что непрофессиональная актриса, она могла выполнить любые задачи. Например, когда ее пригласили в китайско-российско-белорусское кино «Красная вишня», оказалось, что все ее партнеры — китайцы, не владеющие русским языком. Но даже в таких условиях Наталья Леонидовна сыграла блистательно. На самом деле это случайность, что у Крачковской не было актерского диплома. Вообще-то после школы Крачковская с легкостью поступила во ВГИК. К сожалению, недоучившись на первом курсе, она покинула институт из-за проблем со здоровьем: у Натальи неожиданно стало пропадать зрение. Пока лечилась, мечта об актерстве стала далекой и какой-то нереальной. Хотя в массовке девушка иногда снималась, и именно в коридорах «Мосфильма» она познакомилась с будущим мужем.
Я спрашивала Наталью Леонидовну, не комплексовала ли она в молодости из-за своих пышных форм, актриса только хохотала в ответ. «Вообще-то всю жизнь была уверена, что я очень привлекательная особа. А почему я должна была думать иначе, если мужчины за мной наперебой ухаживали? И отбоя не было от желающих взять меня замуж!» Думаю, дело не только в пышных формах «на любителя», а еще и в природном обаянии актрисы и ее, не побоюсь этого слова, сексуальности. Недаром один поклонник говорил ей: «Ты — это сто килограммов мечты!» Наталья Леонидовна рассказывала: «Другой даже заплакал, когда я сообщила ему, что собираюсь сесть на диету. Уговаривал этого не делать...»
Однако среди всех поклонников выделялся Владимир Крачковский, который не носил цветов и не читал стихов, но при этом постоянно делал что-то, что давало ей чувство защищенности и покоя. И потом, уже став ее мужем, во время съемок Владимир каждое утро приносил жене в номер завтрак, покупал на рынке свежий творог, булочки.
Особо Наталья ценила спокойный характер мужа, что ей, личности подчас взрывной, очень подходило. Актриса рассказывала, что в молодости ей не сиделось на месте, она часто устраивала какие-то розыгрыши для коллег и вообще была способна на неожиданные выходки. «Другой бы на месте моего мужа меня просто убил, а он ничего, не реагировал, — рассказывала она. — Вы знаете, я даже в казино играла одно время. Ездила на заграничные съемки, и там появилась возможность это попробовать. Оказалось, я очень азартный человек — проиграла три тысячи долларов за одну ночь! Но и тут муж не сказал ни слова... Мне иногда даже становилось обидно: ему что, все равно? Но в этом была мудрость. Вот прихожу я домой в четыре часа ночи, а он заботливо спрашивает: «Тебя, надеюсь, кто-нибудь проводил? Ужин на столе, подогрей...» Ну как после такого о ком-то другом думать?»
Кстати, Наталья Леонидовна отличалась какой-то старорежимной строгостью нравов. «До свадьбы — ни-ни!» — и так далее.
— Ну как же можно в наше время такое соблюдать?! — спорила я с ней.
— Вот потому-то сейчас и нет в отношениях никакой романтики, что можно все и сразу! Только когда нужно чего-то дождаться, появляется смысл...
— Ну а если поженились и обнаружили, что не совпадаете?
— Господи, чему там совпадать-то? — искренне не понимала она. И настаивала: — Связь вне брака — это откровенный блуд!
К сожалению, в пятьдесят Крачковская овдовела. Конечно, она понимала, что такое может случиться, ведь муж был старше ее на 15 лет. Но он ничем не болел, все произошло мгновенно — приступ и летальный исход. Наталья Леонидовна, у которой к тому времени уже вырос сын, никак не была к этому готова. Ведь все эти годы она жила за мужем как за каменной стеной: он обеспечивал достаток, решал бытовые проблемы и был ей духовной опорой. Актриса вспоминала, что первый год жалела себя, а потом решила: «Никто не виноват в том, что с тобой это случилось. Нельзя нагружать окружающих своими жалобами и проблемами. Ты должна научиться жить одна!» И у нее это получилось. В старости актриса не только себя обеспечивала, но помогала сыну, внуку. Вот только чего ей это стоило!
Честно говоря, в последние лет десять жизни Крачковская была всегда больна. Со свойственным ей черным юмором она признавалась: «Я могу чувствовать себя просто плохо, а могу ужасно! Вот сегодня просто плохо — и это счастье». Но при этом я мало знаю среди наших стариков-актеров людей, кто бы заряжал окружающих такими оптимизмом и энергией. Она не жаловалась, а просто и с достоинством принимала ограниченность своих возможностей. Приехав в театр, Крачковская долго и некрасиво с помощью других людей ползла по лестнице наверх. Но делала это без лишнего нытья, кокетства, жалоб или извинений. И поэтому у многих возникало ощущение, что ей легко. На самом деле было очень тяжело. И страшно. Помогала вера в Бога.
Помню, ей предстояла тяжелая операция на сердце, и Наталья Леонидовна наотрез отказалась войти в операционную, если ей не позволят оставить на шее иконку Матроны на веревочке. Врачи долго совещались, а потом иконку продезинфицировали, укоротили веревочку и все-таки разрешили. После той сложной операции актриса восстанавливалась долго, но выкарабкалась. Ее подбадривала мысль о какой-нибудь предстоящей работе. Конечно, в кино Крачковская уже не снималась, но с удовольствием участвовала в телепрограммах и документальных фильмах о коллегах. Ее любили приглашать, она же была остроумной. Как-то я привела в дом Натальи Леонидовны знакомого, который похвастался, что ценой неимоверных усилий приобрел в кредит однокомнатную квартиру-студию в новостройке — без отделки. «Поздравляю! — с озорным огоньком в глазах сказала Крачковская. — Теперь можешь развести посреди этой бетонной коробки костер и рядом поставить палатку... Что это за квартира, в которой ни попить, ни наоборот? Это, мальчик, еще не квартира, на квартиру тебе еще работать и работать!»
Называть вещи своими именами и не унывать — вот простые правила от Крачковской. И еще — не показывать окружающим свои проблемы. Если я звонила ей грустная, сразу звучало: «А что такой похоронный тон? Что ужасного случилось? Все живы...» Она сама бесконечно ценила все, чем одарила ее жизнь. И других этому учила.
Пожалуй, самым известным персонажем Натальи Крачковской стала Ульяна Андреевна из всеми любимого фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Наталья Леонидовна предстала перед зрителем в образе псевдоинтеллигентки, женщины со вспыльчивым и неугомонным нравом. На протяжении всех съемок актрисе приходилось часто переодеваться и менять парики разных цветов, чтобы придать комичности своему персонажу. Ульяна Андреевна стала одним из самых ярких героев картины. «И тебя вылечат, и тебя вылечат, и меня вылечат!» — фраза, произнесенная Натальей Леонидовной в конце картины, превратилась в крылатую.
«Знойная женщина, мечта поэта!» — это выражение и по сей день ассоциируется с героиней Натальи Крачковской мадам Грицацуевой. В комедии Леонида Гайдая актрисе удалось воплотить в себе образ темпераментной пышечки, жаждущей настоящей любви и прекрасного принца. Все это Грицацуева обретает в «великом комбинаторе» Остапе Бендере, которого спешит затащить под венец. В фильме Наталья Леонидовна смогла примерить белое свадебное платье и сыграть киношную свадьбу. Кстати, именно после роли в «12 стульях» к Крачковской пришел успех.
Помните, когда Володьку (Леонида Куравлева), который все никак не мог узнать свою невесту, выносят вон и все гости гурьбой выбегают в прихожую, за столом остается только одна гостья. Она с невозмутимым видом молча ест салат. Эту роль без слов бесподобно сыграла Крачковская, которой Гайдай дал роль в массовке. Фраза у нее была только одна. Когда гости стали подозревать, что с женихом что-то не то, она с восторгом говорит: «Сексуальный маньяк!» И с этой фразой Крачковская в очередной раз вошла в историю.
Дама, которая вместе с мужем приходит покупать «предметы искусства» и бесподобно торгуется с героем Вячеслава Невинного, уже давно вошла в классику отечественного кинематографа. Не говоря уже о знаменитой сцене с поросенком, когда полная женщина визжит и падает в грязь, а тщедушный интеллигент-муж не может ее поднять. Во время этой сцены все было по-настоящему, и мужественная актриса падала в грязь и пыль столько раз, сколько нужно было режиссеру. Зато получилось смешно!
В картине Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» Наталья Крачковская мастерски исполнила сразу две второстепенные, но характерные роли. Актриса сыграла Гулящую и прислугу пожилой и властной Домны Евстигнеевны Белотеловой, роль которой исполнила Нонна Мордюкова. Партнерами Крачковской по съемочной площадке стали такие известные актеры, как Георгий Вицин, Людмила Гурченко, Ролан Быков, Надежда Румянцева и другие.
В комедии Аллы Суриковой Наталья Леонидовна появилась в роли темпераментной Кончиты. Визажистам пришлось потрудиться, чтобы превратить Крачковскую в жительницу Дикого Запада. На актрису надели парик из густых иссиня-черных волос и загримировали кожу, придав ей смуглый оттенок. Интересно, что за год проката фильм посмотрело 60 миллионов зрителей. В отзывах о картине каждый кинолюбитель отметил блестящую и неподражаемую игру Натальи Крачковской.
Еще одной яркой работой Натальи Крачковской считается участие в популярном пятисерийном телефильме «Место встречи изменить нельзя», который собрал целое созвездие известных актеров. Роль Наталье Леонидовне досталась небольшая — она сыграла певицу в кинотеатре. Однако будучи героиней второго плана, актриса подарила россиянам еще один незабываемый образ.
2019 год
Подпишись на наш канал в Telegram