7days.ru Полная версия сайта

Наталью Крачковскую Гайдай грозился снять с роли, если она не наберет двадцать килограммов

«Крачковская вспоминала, как, похудев на двадцать килограммов, счастливая, она вернулась на...

Наталью Крачковскую Гайдай грозился снять с роли, если она не наберет двадцать килограммов
Фото: SEF/Legion-Media
Читать на сайте 7days.ru

«Крачковская вспоминала, как, похудев на двадцать килограммов, счастливая, она вернулась на съемочную площадку картины «Иван Васильевич...», предвкушая, как люди отреагируют на ее стройную фигуру. Но Гайдай строго посмотрел на нее и сказал: «Значит, так, Наталья Леонидовна, переводим вас на спецпитание: взбитые сливки, макароны с сыром, оладьи!» — рассказывает главный редактор Анжелика Пахомова.

Наталья Крачковская появилась в моей жизни в связи с серией интервью, после которой я почувствовала, что меня тянет к этому удивительно мудрому, самобытному и оригинальному человеку. Ее энергетика была потрясающей, рядом с Натальей Леонидовной возникало чувство спокойствия и уверенности, будто кто-то все время говорил тебе: «Держаться! Все будет хорошо!» В тяжелую минуту, когда дела в семье стали совсем плохи, я пришла именно к ней. Посетовала на то, что, кажется, пришла к осознанию, что мне нужен развод. Наталья Леонидовна не задавала лишних вопросов, а выслушала меня молча, с мудрым выражением лица. Потом сказала свое веское слово: «Анжелика, помни, твое сердце, твое чувство стоит дорого, это вообще самое дорогое и ценное, что есть у человека. Не отдавай его просто так... Разводись! Теряешь время...» И с тех пор, как только у меня встает выбор: «служить» кому-то другому или следовать по своему собственному пути, я всегда вспоминаю Крачковскую. И сейчас, спустя много лет, очень благодарна ей за тот совет, к которому я прислушалась.

Небольшая 40-метровая квартира актрисы, куда я так любила приходить, была очень уютной, обставленной с большим вкусом. «У меня для всего есть свой уголок, — говорила Наталья Леонидовна. — Вот здесь я плачу, вот тут с друзьями общаюсь, а вот там можно поесть. Всему свое место!» Крачковская великолепно готовила. До тех пор, пока здоровье позволяло, делала это сама. Даже обычный суп или сырники из ее рук выходили какими-то особенными, невероятно аппетитными. А уж как ей удавались борщи и щи! По праздникам же Наталья Леонидовна могла приготовить сложнейшего рождественского гуся, или холодец, или пресловутую заливную рыбу.

«После войны из Грузии приехала тетя. Видя, что племянница совсем худенькая, взялась ее откармливать. И грузинская кухня сделала свое дело — Наташа превратилась в аппетитную пышечку». Наталья Крачковская, 1958 год
Фото: из архива Н. Крачковской

Однако эта любовь являлась и ее проблемой, потому что где готовка, там и калории. Конечно, со своим трезвым подходом к жизни Наталья Леонидовна уже не надеялась похудеть, но держать себя в прежней форме старалась. У нее на холодильнике висел огромный магнит с лаконичным призывом: «Хватит жрать!» Иногда она просто переставала готовить: «Когда ничего вкусного в доме нет, легче держаться». Кстати, в свое время Крачковская была настолько стройной, что ее приняли в балетную студию. Но обнаружилась проблема: начала подворачиваться нога, и мечты о балете пришлось оставить. А вскоре девушка начала полнеть — потому что родные стали ее специально откармливать.

В детстве Наталье пришлось узнать, что такое голод. Она была из семьи репрессированных. Белогорцевы (это ее девичья фамилия) — казаки, дед служил при дворе государя императора. Понятно, что при советской власти была арестована почти вся семья. Отец, Леонид Белогорцев, когда-то мечтал продолжить древнюю военную династию, но вынужден был пойти в актеры, потому что никуда больше не брали. Во время войны он ушел на фронт, но гибель его стала большой неожиданностью, поскольку произошло это уже в ноябре 1945 года, когда он служил комендантом немецкого городка.

Автор статьи Анжелика Пахомова и Наталья Крачковская, 2010 год
Фото: из архива А. Пахомовой

Мама и Наталья с младшей сестрой во время войны не эвакуировались из Москвы. Хотя в ту пору Наталья была совсем маленькой, она до конца жизни помнила бомбежки и еще вкус супа из крапивы. Помнила военное «пирожное»: кусок хлеба с маслом, посыпанный сахаром. Помнила свое единственное голубое платье «на выход»... Ну а потом, уже после войны, к ним из Грузии приехала тетя. Видя, что племянница совсем худенькая, взялась ее откармливать. И невероятно вкусная грузинская кухня сделала свое дело — Наташа превратилась в аппетитную пышечку. Позже взялась худеть, да поздно было... Впрочем, Крачковская всегда относилась к себе со здоровой долей иронии. «Если бы я не смеялась сама над собой, дала бы повод смеяться другим», — говорила она.

«Наталья Леонидовна в штыки встретила новенького, Гомиашвили: они так и не сработались и отношения между ними остались натянутыми». Фильм «12 стульев», Наталья Крачковская и Арчил Гомиашвили,1971 год. На съемках фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Фото: Мосфильм-инфо

Наталья Леонидовна как женщина всегда держала марку. Она выглядела модно даже в те времена, когда ничего невозможно было достать, потому что научилась хорошо шить и вязать. Однажды связала для своего сына синее пальто, и все были уверены, что оно заграничное. Когда мы начали общаться, актриса была уже в солидном возрасте, очень болела, но, выходя из дома, всегда выглядела на все сто. «Я не могу позволить себе появиться на улице в рваных чулках или в грязных ботинках, — говорила она. — На меня смотрят, на меня равняются, я же актриса!»

В отличие от других актеров Крачковская не стеснялась своих «народных» ролей. Когда при ней цитировали: «И тебя вылечат, и меня вылечат...» — улыбалась и всегда говорила: «Какое счастье, что я снималась у Гайдая!» Она обожала свою роль в «12 стульях», и если куда-то звонила, уточняла: «Это Наталья Крачковская, мадам Грицацуева...» Наталья Леонидовна не уставала рассказывать, как случайно попала в этот фильм. Ее муж Владимир Крачковский был звукорежиссером, работал с Гайдаем. В Алушту, где шли пробы к фильму «12 стульев», он приехал с женой и познакомил с ней режиссера.

— Вот такая мне и нужна на роль мадам Грицацуевой, как эта Крачковская, — тихонько шепнул Леонид Иович ассистентке. — Найдите мне актрису таких же габаритов и столь же обаятельную.

— Леонид Иович, а зачем искать? Давайте Крачковскую и попробуем! — предложила ассистент.

«Гайдай понял, что родилась звезда, и пригласил Крачковскую в свой следующий фильм — «Иван Васильевич меняет профессию». На съемках картины «Иван Васильевич меняет профессию», Наталья Крачковская и Леонид Гайдай, 1973 год. На съемках фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Фото: Мосфильм-инфо

Тем же вечером Наталья Леонидовна устроила мужу скандал:

— Ты за кого меня держишь? Что это такое? Знойная женщина, мечта поэта... С арбузными грудями...

— А ты в зеркало себя видела? — парировал муж.

На пробах не имевшая большого опыта в кино (в массовке ей до этого случалось сниматься. — Прим. ред.) Наталья Леонидовна переиграла всех других претенденток на роль мадам Грицацуевой: и Нонну Мордюкову, и Галину Волчек. После чего стала пробоваться со всеми, кто претендовал на роль Бендера, а это десятки актеров. Мадам Грицацуева в предложенной сцене должна была молчать. Разрешено было смеяться, плакать, вздыхать, использовать жесты, но не произносить ни слова. Крачковская с задачей справлялась отлично и все больше нравилась Гайдаю, но вот Бендеры его не устраивали. А это были такие мужчины! Баталов, Высоцкий, Миронов... Особенно Наталье Леонидовне жаль было расставаться с Михаилом Козаковым, по ее мнению, он был лучшим Бендером. Но и Белявский, который прошел пробы, был весьма неплох... Крачковская рассказывала, что Гайдай снял его с роли не сразу, а отсняв уже практически полкартины! Она к партнеру привыкла, поэтому в штыки встретила новенького, Гомиашвили: они так и не сработались и отношения между ними остались натянутыми.

«Особо Наталья ценила спокойный характер мужа, что ей, личности подчас взрывной, очень подходило». Свадьба актрисы с Владимиром Крачковским, 1962 год
Фото: из архива Н. Крачковской

Как вспоминала Наталья Леонидовна, после триумфального выхода картины Гайдай ожидал, что звездами станут Гомиашвили и Наталья Воробьева, сыгравшая Эллочку-людоедку. Но, вопреки его ожиданиям, самый большой интерес у народа вызвали Киса Воробьянинов (Филиппов) и Грицацуева. Гайдай понял, что родилась звезда, и пригласил Крачковскую в свой следующий фильм — «Иван Васильевич меняет профессию». Правда, в разгар съемок случилась неприятность: Наталья Леонидовна заболела воспалением легких и больше месяца провела в кровати. Из-за болезни она резко сбросила около двадцати килограммов и вернулась на съемочную площадку в предвкушении, как все удивятся ее новой фигуре. Но когда Гайдай увидел, что актриса из пышечки превратилась в достаточно стройную женщину и груди у нее уже не «арбузные», строго сказал «Значит, так, Наталья Леонидовна, переводим вас на спецпитание: манная каша, взбитые сливки, макароны с сыром, оладьи! Вы должны поправиться! Жена Бунши такой худой быть не может». И Крачковская ради роли мужественно набрала нужные килограммы, а ведь это был, кажется, единственный случай, когда она реально похудела.

С сыном Василием, начало 60-х годов
Фото: из архива Н. Крачковской

И только на одну вещь ее не смог уговорить режиссер — это побриться налысо. Внимательному к деталям Гайдаю хотелось, чтобы, снимая парик со словами «И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат, и меня вылечат...», актриса показывала блестящую лысину. «Побреюсь — но только после вас!» — ответила Крачковская, и тема была закрыта.

С тех пор в кино Крачковская была нарасхват. Даром что непрофессиональная актриса, она могла выполнить любые задачи. Например, когда ее пригласили в китайско-российско-белорусское кино «Красная вишня», оказалось, что все ее партнеры — китайцы, не владеющие русским языком. Но даже в таких условиях Наталья Леонидовна сыграла блистательно. На самом деле это случайность, что у Крачковской не было актерского диплома. Вообще-то после школы Крачковская с легкостью поступила во ВГИК. К сожалению, недоучившись на первом курсе, она покинула институт из-за проблем со здоровьем: у Натальи неожиданно стало пропадать зрение. Пока лечилась, мечта об актерстве стала далекой и какой-то нереальной. Хотя в массовке девушка иногда снималась, и именно в коридорах «Мосфильма» она познакомилась с будущим мужем.

Наталья Крачковская и Леонид Куравлев в фильме «Суета сует», 1979 год
Фото: Мосфильм-инфо

Я спрашивала Наталью Леонидовну, не комплексовала ли она в молодости из-за своих пышных форм, актриса только хохотала в ответ. «Вообще-то всю жизнь была уверена, что я очень привлекательная особа. А почему я должна была думать иначе, если мужчины за мной наперебой ухаживали? И отбоя не было от желающих взять меня замуж!» Думаю, дело не только в пышных формах «на любителя», а еще и в природном обаянии актрисы и ее, не побоюсь этого слова, сексуальности. Недаром один поклонник говорил ей: «Ты — это сто килограммов мечты!» Наталья Леонидовна рассказывала: «Другой даже заплакал, когда я сообщила ему, что собираюсь сесть на диету. Уговаривал этого не делать...»

Однако среди всех поклонников выделялся Владимир Крачковский, который не носил цветов и не читал стихов, но при этом постоянно делал что-то, что давало ей чувство защищенности и покоя. И потом, уже став ее мужем, во время съемок Владимир каждое утро приносил жене в номер завтрак, покупал на рынке свежий творог, булочки.

Особо Наталья ценила спокойный характер мужа, что ей, личности подчас взрывной, очень подходило. Актриса рассказывала, что в молодости ей не сиделось на месте, она часто устраивала какие-то розыгрыши для коллег и вообще была способна на неожиданные выходки. «Другой бы на месте моего мужа меня просто убил, а он ничего, не реагировал, — рассказывала она. — Вы знаете, я даже в казино играла одно время. Ездила на заграничные съемки, и там появилась возможность это попробовать. Оказалось, я очень азартный человек — проиграла три тысячи долларов за одну ночь! Но и тут муж не сказал ни слова... Мне иногда даже становилось обидно: ему что, все равно? Но в этом была мудрость. Вот прихожу я домой в четыре часа ночи, а он заботливо спрашивает: «Тебя, надеюсь, кто-нибудь проводил? Ужин на столе, подогрей...» Ну как после такого о ком-то другом думать?»

Кстати, Наталья Леонидовна отличалась какой-то старорежимной строгостью нравов. «До свадьбы — ни-ни!» — и так далее.

— Ну как же можно в наше время такое соблюдать?! — спорила я с ней.

— Вот потому-то сейчас и нет в отношениях никакой романтики, что можно все и сразу! Только когда нужно чего-то дождаться, появляется смысл...

— Ну а если поженились и обнаружили, что не совпадаете?

— Господи, чему там совпадать-то? — искренне не понимала она. И настаивала: — Связь вне брака — это откровенный блуд!

«Честно говоря, в последние лет десять жизни Крачковская была всегда больна. Со свойственным ей черным юмором она признавалась: «Я могу чувствовать себя просто плохо, а могу ужасно!»
Фото: Persona stars

К сожалению, в пятьдесят Крачковская овдовела. Конечно, она понимала, что такое может случиться, ведь муж был старше ее на 15 лет. Но он ничем не болел, все произошло мгновенно — приступ и летальный исход. Наталья Леонидовна, у которой к тому времени уже вырос сын, никак не была к этому готова. Ведь все эти годы она жила за мужем как за каменной стеной: он обеспечивал достаток, решал бытовые проблемы и был ей духовной опорой. Актриса вспоминала, что первый год жалела себя, а потом решила: «Никто не виноват в том, что с тобой это случилось. Нельзя нагружать окружающих своими жалобами и проблемами. Ты должна научиться жить одна!» И у нее это получилось. В старости актриса не только себя обеспечивала, но помогала сыну, внуку. Вот только чего ей это стоило!

Честно говоря, в последние лет десять жизни Крачковская была всегда больна. Со свойственным ей черным юмором она признавалась: «Я могу чувствовать себя просто плохо, а могу ужасно! Вот сегодня просто плохо — и это счастье». Но при этом я мало знаю среди наших стариков-актеров людей, кто бы заряжал окружающих такими оптимизмом и энергией. Она не жаловалась, а просто и с достоинством принимала ограниченность своих возможностей. Приехав в театр, Крачковская долго и некрасиво с помощью других людей ползла по лестнице наверх. Но делала это без лишнего нытья, кокетства, жалоб или извинений. И поэтому у многих возникало ощущение, что ей легко. На самом деле было очень тяжело. И страшно. Помогала вера в Бога.

Помню, ей предстояла тяжелая операция на сердце, и Наталья Леонидовна наотрез отказалась войти в операционную, если ей не позволят оставить на шее иконку Матроны на веревочке. Врачи долго совещались, а потом иконку продезинфицировали, укоротили веревочку и все-таки разрешили. После той сложной операции актриса восстанавливалась долго, но выкарабкалась. Ее подбадривала мысль о какой-нибудь предстоящей работе. Конечно, в кино Крачковская уже не снималась, но с удовольствием участвовала в телепрограммах и документальных фильмах о коллегах. Ее любили приглашать, она же была остроумной. Как-то я привела в дом Натальи Леонидовны знакомого, который похвастался, что ценой неимоверных усилий приобрел в кредит однокомнатную квартиру-студию в новостройке — без отделки. «Поздравляю! — с озорным огоньком в глазах сказала Крачковская. — Теперь можешь развести посреди этой бетонной коробки костер и рядом поставить палатку... Что это за квартира, в которой ни попить, ни наоборот? Это, мальчик, еще не квартира, на квартиру тебе еще работать и работать!»

Называть вещи своими именами и не унывать — вот простые правила от Крачковской. И еще — не показывать окружающим свои проблемы. Если я звонила ей грустная, сразу звучало: «А что такой похоронный тон? Что ужасного случилось? Все живы...» Она сама бесконечно ценила все, чем одарила ее жизнь. И других этому учила.

Наталья Крачковская и Юрий Яковлев
Фото: Мосфильм-инфо

Пожалуй, самым известным персонажем Натальи Крачковской стала Ульяна Андреевна из всеми любимого фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Наталья Леонидовна предстала перед зрителем в образе псевдоинтеллигентки, женщины со вспыльчивым и неугомонным нравом. На протяжении всех съемок актрисе приходилось часто переодеваться и менять парики разных цветов, чтобы придать комичности своему персонажу. Ульяна Андреевна стала одним из самых ярких героев картины. «И тебя вылечат, и тебя вылечат, и меня вылечат!» — фраза, произнесенная Натальей Леонидовной в конце картины, превратилась в крылатую.

Наталья Крачковская и Арчил Гомиашвили
Фото: Мосфильм-инфо

«Знойная женщина, мечта поэта!» — это выражение и по сей день ассоциируется с героиней Натальи Крачковской мадам Грицацуевой. В комедии Леонида Гайдая актрисе удалось воплотить в себе образ темпераментной пышечки, жаждущей настоящей любви и прекрасного принца. Все это Грицацуева обретает в «великом комбинаторе» Остапе Бендере, которого спешит затащить под венец. В фильме Наталья Леонидовна смогла примерить белое свадебное платье и сыграть киношную свадьбу. Кстати, именно после роли в «12 стульях» к Крачковской пришел успех.

Наталья Крачковская
Фото: Мосфильм-инфо

Помните, когда Володьку (Леонида Куравлева), который все никак не мог узнать свою невесту, выносят вон и все гости гурьбой выбегают в прихожую, за столом остается только одна гостья. Она с невозмутимым видом молча ест салат. Эту роль без слов бесподобно сыграла Крачковская, которой Гайдай дал роль в массовке. Фраза у нее была только одна. Когда гости стали подозревать, что с женихом что-то не то, она с восторгом говорит: «Сексуальный маньяк!» И с этой фразой Крачковская в очередной раз вошла в историю.

Наталья Крачковская
Фото: Мосфильм-инфо

Дама, которая вместе с мужем приходит покупать «предметы искусства» и бесподобно торгуется с героем Вячеслава Невинного, уже давно вошла в классику отечественного кинематографа. Не говоря уже о знаменитой сцене с поросенком, когда полная женщина визжит и падает в грязь, а тщедушный интеллигент-муж не может ее поднять. Во время этой сцены все было по-настоящему, и мужественная актриса падала в грязь и пыль столько раз, сколько нужно было режиссеру. Зато получилось смешно!

Наталья Крачковская и Георгий Вицин
Фото: Мосфильм-инфо

В картине Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» Наталья Крачковская мастерски исполнила сразу две второстепенные, но характерные роли. Актриса сыграла Гулящую и прислугу пожилой и властной Домны Евстигнеевны Белотеловой, роль которой исполнила Нонна Мордюкова. Партнерами Крачковской по съемочной площадке стали такие известные актеры, как Георгий Вицин, Людмила Гурченко, Ролан Быков, Надежда Румянцева и другие.

Наталья Крачковская
Фото: Мосфильм-инфо

В комедии Аллы Суриковой Наталья Леонидовна появилась в роли темпераментной Кончиты. Визажистам пришлось потрудиться, чтобы превратить Крачковскую в жительницу Дикого Запада. На актрису надели парик из густых иссиня-черных волос и загримировали кожу, придав ей смуглый оттенок. Интересно, что за год проката фильм посмотрело 60 миллионов зрителей. В отзывах о картине каждый кинолюбитель отметил блестящую и неподражаемую игру Натальи Крачковской.

Наталья Крачковская
Фото: Одесская киностудия

Еще одной яркой работой Натальи Крачковской считается участие в популярном пятисерийном телефильме «Место встречи изменить нельзя», который собрал целое созвездие известных актеров. Роль Наталье Леонидовне досталась небольшая — она сыграла певицу в кинотеатре. Однако будучи героиней второго плана, актриса подарила россиянам еще один незабываемый образ.

2019 год

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: