7days.ru Полная версия сайта

Алена Коломина: «Когда мне глобально чего-то хочется, мечты сбываются»

Я не боюсь быть некрасивой. Педагоги в институте про актрис, которые не хотели играть замухрышек,...

Алена Коломина
Фото: Дмитрий Милош
Читать на сайте 7days.ru

Я не боюсь быть некрасивой. Педагоги в институте про актрис, которые не хотели играть замухрышек, говорили: «Ну понятно, синдром красавицы». У меня никогда этого не было. Наоборот, чем нелепее и смешнее, тем лучше.

— Алена, вам говорили, что в жизни и на экране вы разная? Я была уверена, что на встречу придет высокая девушка...

— Мне часто говорят: «А я думал, что ты повыше и побольше». (Улыбается.) Все-таки камера прибавляет вес, примерно пять-шесть килограммов, да и каблуки визуально делают нас выше. Однажды в лифте ко мне обратилась женщина: «Вы очень на одну актрису похожи. Но вам, наверное, такое часто говорят?» Я улыбнулась, но ничего не сказала. Мы доезжаем, я выхожу на своем этаже, а она добавляет: «Актриса, конечно, повыше, чем вы». Все это очень милые истории. Но никогда, если человек сомневается, актриса я или нет, не говорю: «Да, это же я! Вы не обознались!» И, честно, не знаю ни одного артиста, который в этой ситуации повел бы себя иначе. Вот если меня конкретно спрашивают: «Вы актриса? Я вас где-то видел, но не помню где», тогда я, конечно, подсказываю, где могли меня видеть, в каком сериале или фильме. И человек начинает вспоминать.

— А после какого проекта вас стали узнавать?

— После сериала «Березка», где я сыграла одну из главных героинь, Эдиту. Был как раз юбилей этого прославленного танцевального коллектива, по телевидению шли передачи, посвященные «Березке». И вышел наш сериал. Рейтинги были очень высокими. Мой педагог и артист театра «Эрмитаж» Петр Петрович Кудряшов после просмотра двух серий сказал: «Ты там прекрасна! На долгие годы этот сериал станет твоей визитной карточкой». Я тогда не придала значения его словам. А сейчас понимаю, что он был прав. А еще мне запали слова Олега Павловича Табакова, который говорил, что артисту, чтобы себя почувствовать, нужен один настоящий успех.

Наверное, вера в себя пришла ко мне после «Березки». А когда мы снимались в этом проекте, никто не ожидал такого успеха. Часто бывает: сценарий классный, режиссер талантливый, команда мечты, а проект остается в тени. Или снимаешься в мелодраме, сюжет запутанный, и ты думаешь: «Ну что такое, ну что за истории, такого в жизни не бывает!» А людям нравится, рейтинги высокие. Никогда не угадаешь, что выстрелит.

— Я знаю актеров, которые снимаются везде, даже если ни сценарий, ни роль не нравятся, надеясь на этот самый выстрел...

— А многие снимаются в сомнительных проектах не из-за желания посмотреть, выстрелит — не выстрелит. Просто нет других вариантов. Здорово, когда предлагают несколько сценариев, тебя везде утверждают на пробах и есть возможность выбрать проект. Не будем лукавить, случается, что выбора нет. И тогда начинаешь «колдовать»: вот тут можно так сыграть, здесь изменить текст, а там с партнером можно разыграть такую сцену. Мой девиз: «Лучше работать в том, что тебе не очень близко, но попытаться найти в этом что-то интересное, чем сидеть без работы».

У меня есть на эту тему показательная история. Я училась в ГИТИСе на режиссерско-актерском курсе. В конце второго курса наш мастер Михаил Захарович Левитин раздал нам 12 пьес: одна часть — советско-заказные про комбайнеров и кукурузу, вторая — пьесы современных авторов, не очень удачные. Нужно было выбрать одну и поставить спектакль. Прочитав эти пьесы, все думали: «Что здесь выбирать? Это так неинтересно!» На экзамене Михаил Левитин сказал: «Может быть, выбор материала вам покажется странным. Но моя задача была показать режиссерам и актерам, которые учатся у меня на курсе, что не всегда будет возможность выбирать, что ставить и где играть. Профессионал — это тот, кто умеет своей профессией зарабатывать деньги. И нужно уметь найти интерес в неинтересном материале, найти свой ракурс, увидеть важное для себя». Это была наша самая любимая сессия, мы получили большое удовольствие: играли доярок и колхозников, а потом неформалов и панков.

«У меня была очень хорошая танцевальная и хореографическая подготовка: с детства занималась и спортом, и бальными танцами. Но я безмерно благодарна коллективу ансамбля». В сериале «Березка», 2018 год
Фото: из архива А. Коломиной

— Я обратила внимание на то, что все ваши роли — разноплановые: вы не стали заложницей одного образа...

— В плане ролей я, конечно, счастливица. Мне удалось сыграть и глубоких героинь, и простых, и отрицательных персонажей. Я могу быть и женщиной-вамп, и пацанкой, и милой девушкой.

Совсем недавно загадала себе роль в военном фильме. И судьба подарила проект, действие которого происходит в 1943 году. Вообще, любой исторический сериал — это подарок судьбы. Мне очень интересно носить вещи той эпохи, тут же меняются осанка и взгляд. Михаил Чехов считал, что надо идти от внешнего к внутреннему. И раз мои мечты сбываются, хочу себе загадать сыграть в картине про екатерининские времена. Безумно хочется париков, кринолинов, шикарных нарядов.

— Вы сыграли солистку танцевального ансамбля в «Березке». Физически сложная была роль?

— У меня была очень хорошая танцевальная и хореографическая подготовка: с детства занималась и спортом, и бальными танцами. Но я безмерно благодарна коллективу ансамбля «Березка», что они нам разрешили присутствовать на репетициях, ходить к ним на занятия. В любой свой выходной я появлялась у них в классе, разучивала какие-то отрывки, номера. В коллективе «Березка» — определенная атмосфера: они действительно большая семья. А как они относятся к своим танцам, как бережно передают из поколения в поколение хореографию! В сериале снимались и действующие танцоры, у них даже были роли второго плана.

Сейчас могу сказать, что съемки в этом проекте были колоссальным наслаждением. Нашему режиссеру Александру Николаевичу Баранову я с первой секунды доверяла. Мы подружились с Любой Константиновой, Олей Бобковой и Настей Стежко. Нас в вагончики поселили по двое, а мы во время обеда собирались всемером.

— В «Березке» вашими партнерами были Мария Порошина, Лидия Вележева, Алексей Серебряков, Михаил Ефремов, Сергей Шакуров...

— Да, знакомство с артистами такой величины было для меня огромным подарком. У меня была сцена с Сергеем Каюмовичем Шакуровым. Я очень волновалась. По сюжету моя героиня приходит к министру, которого он играет, и говорит: «Сейчас в «Березке» нет руководителя, я предлагаю свою кандидатуру». И вот перед съемками ко мне подошел Сергей Каюмович и пригласил к себе в вагончик, чтобы «размять» текст. Меня восхитило его отношение к роли! Он все слова своего героя переписал от руки на бумагу. Это хорошая театральная школа: пока переписываешь текст, думаешь о роли, делаешь пометки и хорошо запоминаешь слова. Такую практику я не раз встречала у зрелых артистов.

Было очень интересно наблюдать за тем, как Мария Порошина пробует себя в разных дублях. Я видела то, насколько варианты могут изменить сцену.

А работа с Лидией Вележевой заслуживает отдельного внимания. По сценарию она играла нашего художественного руководителя и не выходила из образа даже в гримерке. Например, когда Вележева заходила в вагончик на грим, мы сразу выключали музыку и сидели тихо. У нас была общая сцена, я ее называю пикировкой двух змей. Моя героиня — уже руководитель ансамбля. И приходит к ней бывший худрук и говорит:

— Ты разваливаешь мой коллектив. Возьми меня хоть педагогом, чтобы все не рухнуло.

«Профессионал — это тот, кто умеет своей профессией зарабатывать деньги. И нужно уметь найти интерес в неинтересном материале, найти свой ракурс». Алена Коломина, 2020 год
Фото: Дмитрий Милош

А я ей отвечаю:

— Кем я вас возьму? Руководитель у «Березки» есть, а вы подчиняться не умеете. До свидания.

И вот готовят помещение для этой сцены. Подходит ко мне Лидия Леонидовна и говорит: «Ну, что, не боишься? Держись!» В общем, вызов приняла. Думаю, она меня таким образом выводила на эмоции. И у нее получилось. Я на нее по-хорошему, по-актерски разозлилась. Думала про себя: «Ох, я сейчас всем покажу! Держись? Это вы держитесь!» Потом я почувствовала, что Лидия Леонидовна меня зауважала.

— В сериале «Старушки в бегах» тоже был очень хороший актерский состав...

— Да, потрясающий: Елена Сафонова, Марина Яковлева и Татьяна Орлова. Я каждый раз поражалась работоспособности и профессионализму моих коллег. Елена Всеволодовна — будто княгиня. Благородная, с внутренним стержнем, держит себя, и при этом очень простая в общении. Находясь рядом, ей хочется соответствовать. Марина Александровна играла маму моей героини. Вот она действительно как мамочка: хлебосольная, приносила на площадку пироги, угощала урожаем с дачи. Татьяна Орлова — это феномен. Если она с тобой жестко шутит, это значит, что хорошо к тебе относится. А вот если игнорирует, значит, ты ей неинтересен. Татьяна Александровна шутит постоянно, причем с очень серьезным выражением лица. У нас была невероятно дружная атмосфера на площадке.

Кстати, такая же дружная атмосфера царит и на другом проекте — продолжении «Загадки Фибоначчи» для ТВЦ, в котором я сейчас снимаюсь. Я играю математика, случайно оказавшегося свидетелем преступления, а Елена Валюшкина — следователя.

Елена Викторовна — потрясающий партнер, в ней все: и юмор, и обаяние, и невероятное трудолюбие. Она умеет создать правильные условия для работы. Например, у нее всегда заготовлены тапочки, чтобы ноги после смены отдохнули. В термосе — чай. И она не командует, а так обаятельно говорит: «Девочки, где мои тапочки, чай?» Она уважительно относится к себе, к своему труду. И я этому у нее учусь. Сейчас у меня много работы, я мало сплю, сильно устаю. И, думаю, иметь помощника, чтобы он вовремя поднес стакан воды или тапочки, это не прихоть или звездная болезнь, а необходимость. Когда у актера все есть, он и работает лучше. Все должны хорошо выполнять свою работу, тогда кино получится.

— Алена, какую свою роль вы можете назвать самой сложной?

— Роль Эбби в картине «Одиннадцать молчаливых мужчин». Во-первых, в этом фильме у меня много сцен на английском языке. Моя героиня билингв. Ее папа — русский дипломат, мама — англичанка, и она говорит на обоих языках. Несмотря на то что школа у меня была с углубленным английским и я собиралась поступать на факультет иностранных языков, говорить как носитель я не могла. Перед началом съемок с нами занимался педагог, и весь английский текст мы проработали, поставили правильное произношение.

Во-вторых, мне было тяжело взаимодействовать со своим партнером Макаром Запорожским. Он чудесный, прекрасный, сильный артист, но человек необщительный, после слов «Стоп, камера!» он уходил с площадки, оставляя всех без своего внимания. Интроверт, одним словом. А у наших героев по сценарию любовные отношения. Понятно, что профессиональные артисты не влюбляются друг в друга, но все равно, когда у героев есть любовная история, актеры становятся близки по духу, дружат, общаются. А здесь не было никакого взаимодействия. Но это, на удивление, сработало в плюс. По сюжету мне надо было его в себя влюбить. И на экране видно, как я пытаюсь в него «проникнуть», понять. Я смотрю на него и безмолвно спрашиваю: «Где ты? Где твои глаза?» Макар такой человек — непонятно, нравишься ему или нет. У меня другая актерская природа: я всех люблю, со всеми стараюсь дружить. Иногда на этом обжигаюсь, но я всегда выступаю за общение. А здесь была «стена». И мне было трудно, но в кино смотрится хорошо.

«Марина Александровна играла маму моей героини. Вот она действительно как мамочка: хлебосольная, приносила на площадку пироги, угощала урожаем с дачи». Алена Коломина и Марина Яковлева в сериале «Старушки в бегах-2», 2019 год
Фото: Кинокомпания Фокус фильм

Алексей Пиманов, режиссер этой картины, давно горел идеей рассказать об этом историческом матче...

— Сама история потрясающая. В 1945 году в Англии ждали русских, которых «хотели научить играть в футбол», а они не проиграли ни одного матча легендарным английским клубам. Есть записи этих игр.

Алексей Викторович горел этим фильмом. Он же в прошлом профессиональный футболист. Его первый тренер по футболу был в этой сборной. Правда, сидел в запасе. Но это и неважно, он там был и все видел своими глазами. Алексей Пиманов мог часами нам рассказывать байки про футбол. Он нас всех заразил желанием снять хорошее кино. И потом, когда у руля такой галантный джентльмен, как Алексей Викторович, все женщины вокруг чувствуют себя богинями.

Мой персонаж вымышленный, никто достоверно не знает, случился ли у Всеволода Боброва роман в Англии. Но о нем говорят как о мужчине любвеобильном, который пользовался у женщин вниманием, так что все могло быть.

— А как вы относитесь к мелодрамам? Как-то я читала, в одной картине в каждой сцене вам приходилось плакать...

— Да, в сериале «Несмотря ни на что» я все время плачу. По сценарию в фильме нас три подруги, и у каждой — свой характер. Героиня Жени Осиповой — целеустремленная, хитрая. Героиня Инны Коляды — тургеневская барышня, немного ранимая и ищущая любовь. А моя всегда отвечала за какой-то драматичный отрывок в нашем сериале: Женя плачет, Женя вытирает слезы, Женя — глаза на мокром месте... Мы уже даже смеялись: она же не может все время плакать!

— Вам легко заплакать в кадре?

— Для меня совсем не трудно пустить слезу. Причем если раньше для этого нужно было вспомнить что-нибудь грустное из своей личной жизни, пожалеть себя, то сейчас плачу по команде.

Мы даже с режиссером смеялись над ремарками в сценарии: «плачет», «заплакала», «слеза у глаз», «печальный взгляд». Я ему говорю: «Люди даже не знают, как я выгляжу без слез. У меня в каждом кадре страдальческое выражение лица». Вот это из разряда тех историй, которых в жизни не бывает. Там столько всего накрутили! И два раза она в тюрьме сидит, ее предает любимый человек... А рейтинги у этого сериала были невероятные!

— Любят у нас женщин со сложной судьбой...

— Ой, любят! Ведь все сравнивают со своей жизнью и говорят: «Как у меня». Но моя героиня Женя Виноградова — женщина с сильным характером, которая делает все для того, чтобы не опустить руки и жить дальше. Главное — не отчаяться и в итоге найти свое женское счастье.

Меня часто утверждают в мелодрамы, но я больше ощущаю себя характерной актрисой. Я же училась на курсе Михаила Левитина, а его театр «Эрмитаж» очень авторский. И я попробовала сыграть много характерных ролей, за что ему благодарна.

Я не боюсь быть некрасивой. Педагоги в институте про актрис, которые не хотели играть замухрышек, говорили: «Ну понятно, синдром красавицы». У меня никогда этого не было. Наоборот, чем нелепее и смешнее, тем лучше. Но, с другой стороны, холодной «породистой» девушке с классической внешностью, статью действительно сложно сыграть замарашку, как бы она этого ни хотела. Конечно, кино творит чудеса, но не настолько, чтобы из невероятной красавицы сделать уродину.

«Бывает, что артист очень хочет выйти из привычного образа, но при этом сам к этому не готов: ему некомфортно». Алена Коломина, 2022 год
Фото: Виктория Джашибекова
«Сейчас, снимаясь в трех проектах одновременно в разных городах, думаю: «Горшочек, можно варить не так активно?» Алена Коломина, 2022 год
Фото: Виктория Джашибекова

— Страх быть некрасивым в кадре — это комплексы?

— Комплексы или привычка. Бывает, что артист очень хочет выйти из привычного образа, но при этом сам к этому не готов: ему некомфортно, он деревенеет. И просит дать туфли на каблуке и завязать на талии пояс. А художник по костюмам ему говорит:

— Вы же только что вышли из больницы. На вас должна быть удобная мешковатая одежда.

Но актер не сдается:

— Нет, дайте мне поясок!

Я часто такое вижу на съемочной площадке.

— На какую роль вы бы никогда не согласились? Сыграли бы самоубийцу?

— С удовольствием. Это ведь так интересно! Для человека лишить себя жизни — отчаянный шаг, за которым стоит большая история...

Мой папа всегда спрашивает перед премьерой фильма или сериала:

— А ты хорошую или плохую играешь?

Я отвечаю:

— Хорошую.

И он радостно говорит:

— Ой, люблю, когда ты хорошую играешь.

Например, когда вышел на экран сериал «Березка», в котором у меня отрицательная роль, папа ходил и всем говорил: «Она у нас не такая, она у нас хорошая». Это очень смешно. Или еще был сериал, в котором моя героиня была убийцей, и папа тоже всем говорил: «Нет, она у нас не такая, это все роль».

— А как относитесь к проектам, в которых много постельных сцен?

— Ну, постельная сцена постельной сцене рознь. Если это оправданно — не вопрос, буду играть. Но если я понимаю, что можно обойтись без этих сцен, что они в сценарии лишь для рейтингов, то отказываюсь.

— Если бы к вам подошел знаменитый режиссер и сказал: «Ален, выбирай любую историческую личность, которую ты бы хотела сыграть», что бы вы выбрали?

— Принцессу Диану. Это яркая, сильная женщина, которая оставила заметный след в истории. Вокруг нее столько загадок, и она так неоднозначна в своих проявлениях: и любящая мать, и народная принцесса, и страстная женщина. Кто-то ее ненавидит, кто-то любит, этот ее скандальный роман и смерть при странных обстоятельствах — очень интересно было бы ее сыграть. Мне кажется, она сложнее, чем ее пытаются представить в кино.

— Сейчас наблюдается такая тенденция — размещать модные интересные фильмы и сериалы на онлайн-платформах. И основная молодая аудитория ушла в интернет. Вас в этих сериалах не видно, почему?

— Я хожу на пробы в проекты для онлайн-платформ. Но пока без результата. Мне кажется, существует негласное соглашение: если снимаешься для телевидения, значит, ты неформат для платформы.

— Не обидно?

— Нет. Во-первых, на телевидении есть своя аудитория — это люди старшего поколения. Во-вторых, у меня есть любимая работа. В-третьих, моя цель — сниматься в полных метрах. Есть список режиссеров, с которыми я бы хотела поработать. И когда мне глобально чего-то хочется, мечты сбываются. (Улыбается.) Например, недавно получила свой график на ближайшие два месяца, а там съемки, экспедиции, переезды в разные города. И вспомнила, что о таком ритме жизни и мечтала. Хотя сейчас, снимаясь в трех проектах одновременно в разных городах, думаю: «Горшочек, можно варить не так активно?» Но я понимаю, что все, чего хочется, приходит. Тут дело даже не в полном метре, а чтобы материал был классный, когда читаешь, и прямо — ох!

«Много читаю про время, в котором живет моя героиня, смотрю документальные и художественные фильмы. Мне важно углубиться именно в атмосферу того времени». Макар Запорожский, Павел Фартуков и Алена Коломина в фильме «Одиннадцать молчаливых мужчин», 2022 год
Фото: Онлайн-кинотеатр PREMIER

— Пробы любите?

— Я люблю пробы. И всегда к ним тщательно готовлюсь, продумываю своего персонажа. На встречу к режиссеру прихожу с разными вариантами одежды, у меня есть гример, который помогает создать образ. А вот самопробы — это отдельная песня. Иногда звонят и говорят: «Вот сценарий. Запиши самопробы. Ждем через два часа». А ты в данный момент находишься где-нибудь в Подмосковье — в свитере, штанах и кепке. И я всегда в таких случаях говорю: «Прекрасно! Все сделаю». И начинаю искать выход из сложившейся ситуации: либо еду в театр, либо прошу кого-нибудь мне помочь. Я к этому отношусь философски: раз надо — сделаю.

У меня много энергии, могу делать несколько вещей одновременно. Это заводит! Я обожаю свой ритм жизни, когда нужно куда-то бежать, спешить, что-то делать, решать. Поэтому записать самопробы в лесу — не проблема. Я быстро могу сделать то, что от меня требуют. Ключевые свои роли, в той же «Березке», я получила благодаря своей активности. Я ведь впрыгнула в последний вагон. Проект уже месяц снимали, а у них до сих пор не было главной героини. У меня заканчивались «Старушки в бегах», последние сцены были на голубой «Волге», мы снимали проезды. И я услышала, как один артист говорил своей девушке-актрисе: «Ну и что, что там танцевальный проект, ну и что, что классный режиссер. Если ты туда пойдешь, мы с тобой совершенно не будем видеться». Я тут же звоню своему агенту: «Есть какой-то танцевальный проект, снимают месяц, а у них нет до сих пор главной героини». Мне как будто Вселенная говорила: «Надо срочно что-то делать!» И я сразу мобилизовалась. Агент договорилась о встрече, я приехала на съемочную площадку, и меня буквально на следующий день утвердили. И в другой проект, в котором сейчас снимаюсь в Уфе, я тоже зашла в последний момент. Ситуация была похожа с «Березкой»: все утверждены, кроме главной героини. Это, видимо, моя фишка. (Улыбается.)

— Переживаете, когда не утверждают?

— Ну, пострадаешь, повздыхаешь пару дней и идешь дальше. Отказы — это часть профессии.

— Как относитесь к советам коллег на съемочной площадке?

— В кино не принято раздавать советы. На площадке самый главный человек — режиссер, только его надо слушать. Я никогда ничего конкретно человеку не советую. Но могу хитро это сделать — как будто я сама себе предлагаю разные варианты сцен.

— Вы готовитесь к ролям?

— Готовлюсь. Много читаю про время, в котором живет моя героиня, смотрю документальные и художественные фильмы. Мне важно углубиться именно в атмосферу того времени, посмотреть, во что одевались, как говорили люди тех лет. Например, образ Эбби из «Одиннадцати молчаливых мужчин» я нашла случайно. Смотрела фотографии с футбольных матчей того периода, случайно увидела девушку на трибуне — кудрявую, в шляпке. И я подумала: «Эбби должна быть такой». Хорошо получается роль и от внешних атрибутов.

— На что вы готовы ради роли?

— Поправиться точно готова. Я же из спорта и знаю, как похудеть. Вот налысо бы с удовольствием подстриглась. В жизни не решилась бы на это, а ради кино — легко.

«Вроде выпустился из института, тебе вручили диплом, но, в сущности, сниматься ты не умеешь. И хорошо, если попадешь в руки терпеливых людей, которые подскажут и направят». Алена Коломина, 2022 год
Фото: Виктория Джашибекова
«Я очень любила нашу театральную студию. Нас воспитывали в любви и уважении к сцене». Алена Коломина, 2022 год
Фото: Татьяна Белова

— Вы помните, когда впервые увидели себя на экране? Понравились себе?

— Это был малюсенький эпизод в каком-то сериале. В принципе, я себе понравилась. По ощущениям мне казалось, что я сыграла плохо: иду не с той ноги, смотрю не туда, страх в глазах. А получилось неплохо. В вузах, к сожалению, не учат играть на камеру. И когда оказываешься впервые на съемочной площадке, испытываешь невероятный стресс. Вроде выпустился из института, тебе вручили диплом, но, в сущности, сниматься ты не умеешь. Элементарно не знаешь, что такое крупный план. И хорошо, если попадешь в руки терпеливых людей, которые подскажут и направят. А ведь могут грубо сказать: «Ты можешь нормально это сделать? Ну что с лицом?» Ты и так волнуешься, а тут совсем можно растеряться. Это такая школа выживания.

— Алена, у вас детство прошло в упорных тренировках: вы занимались акробатикой, прыжками в воду. В итоге жизнь связали не со спортом...

— Да, и в спорте я добилась определенных успехов. Я очень благодарна, что он был в моей жизни. Слава богу, обошлось без травм. Многие нужные черты характера сформировались благодаря спорту: умение потерпеть, переждать, сделать еще подход. Но когда нужно было выбирать: идти дальше в большой спорт или продолжить учебу, мы с родителями выбрали второе.

— Почему?

— Я мечтала стать актрисой. С семи лет я занималась в театральной студии. Мне удавалось совмещать тяжелые тренировки в бассейне и участие в детских спектаклях. Помню, что всегда куда-то бежала, обвешанная рюкзаками и сумками.

Я очень любила нашу театральную студию. Нас воспитывали в любви и уважении к сцене. Мы знали много примет, которые старались соблюдать. Например, нельзя щелкать семечки на сцене, или, если упал текст пьесы во время репетиции, то на листы обязательно нужно присесть, иначе спектакль будет провален. Я знала, что если стоишь за кулисами и видишь зрителя, то он тебя тоже видит.

Уже в семь лет я играла большие роли: сначала была Венди в спектакле «Питер Пэн», с 10 до 15 лет — Алисой в «Алисе в Стране чудес».

Мама всегда поддерживала меня, шила костюмы, помогала делать реквизит, приходила на репетиции. Папа считал театр лишь увлечением, не относился к этому серьезно. Он говорил: «Ты сначала поступи в обычный институт, а потом пробуйся в театральный». В итоге, набрав хороший балл, я поступила в педагогический институт, а летом поехала в Киев поступать в театральный.

Для творческого конкурса я самостоятельно подобрала материал. Мне казалось, что если я читаю и у меня наворачиваются слезы, значит, текст хороший и можно брать. Поступила с первого раза. Я даже себе не представляла, что могу не поступить. У меня было большое желание учиться на артистку.

— А как же вы оказались в Москве?

— Когда училась на третьем курсе, в России стали выделять квоты на бюджетные места для иностранных студентов. Все желающие украинцы могли поступить на бюджет в лучшие вузы России. А я мечтала жить и учиться в Москве с тех самых пор, как к нам в Молодежный национальный театр приезжали московские режиссеры и ставили спектакли. Еще мы смотрели какие-то старые постановки «Ленкома», Театра сатиры. Я помню Евгения Леонова в «Поминальной молитве». Мне Москва казалась каким-то волшебным местом, где много талантливых режиссеров и актеров, где кипит театральная жизнь. Была уверена, что там живут одни звезды. И мне туда надо непременно попасть. На карте московского метро я обводила маркером станцию «Коломенская», созвучную с моей фамилией, и мысленно себе говорила, что я должна здесь жить.

«Я даже себе не представляла, что могу не поступить. У меня было большое желание учиться на артистку». Алена Коломина, 2022 год
Фото: Виктория Джашибекова

— В итоге вы живете на «Коломенской»?

— Нет. Но, возможно, со временем приобрету там жилье. Первое время мы снимали квартиру с девчонками из Западной Украины. Но я старалась максимально сократить наше общение, чтобы не перенять их диалект. Еще у меня была определенная мелодика речи, с которой я боролась целый год. Мне очень хотелось говорить правильно, чтобы никто не догадался, что я откуда-то приехала. Педагог по сценической речи посоветовала слушать аудиокниги с хорошими чтецами. И я большую часть времени проводила в наушниках. Помню, слушала рассказы в исполнении Василия Ланового. Было забавно, когда после каникул педагог по сценической речи мне говорила: «Так, понятно. Дома была?» Мелодика речи возвращалась моментально, как только я приезжала к родителям в Луганск.

— А почему для учебы вы выбрали ГИТИС?

— Я поступала во все театральные вузы Москвы. Когда Михаил Левитин сказал на экзамене: «Я вас беру», в другие вузы больше не ходила. И ни разу не пожалела. У нас был прекрасный курс. За годы учебы мы очень подружились. Со многими общаемся до сих пор.

— Как приняла вас Москва?

— Хорошо! Мне очень нравится ритм города, когда все куда-то бегут. Но поначалу чувствовала себя одиноко, поскольку здесь не было ни знакомых, ни друзей. Я тосковала по родителям, мне их очень не хватало. Во время каникул дома записала на диктофон маму и папу. На записи они говорили: «Мы тебя очень любим, дочка!» И когда мне было очень грустно, я скучала по родному дому, включала свой плеер, надевала наушники и слушала родителей.

В Москве я рассчитывала только на себя, понимала, что мама и папа мне помочь не смогут. Поэтому в свободное от учебы время подрабатывала детским аниматором и официанткой. К слову, с тех пор я всегда оставляю чаевые. Я знаю, какая это тяжелая работа: весь день быть на ногах и общаться с разными людьми, порой негативными.

— После выпуска ходили на прослушивания в театры?

— Да, мы всем курсом ходили по разным театрам. Но в итоге я осталась в театре своего мастера Михаила Левитина «Эрмитаж». Со второго курса у меня были роли в спектаклях. Театр уже такой родной для меня. Да и занятость в нем небольшая, я могу спокойно сниматься в кино, ездить в экспедиции.

Может, и хотела работать в репертуарном театре, участвовать в интересных постановках, но я понимаю, что за мной мои дети — Петя и Нина и мои родители, которые переехали из Луганска в Москву. Кино дает хороший заработок, в отличие от театра. А на мне большая ответственность, я в семье — главная, такой локомотив, за которым едут вагончики. Но, в принципе, я хотела бы иметь парочку спектаклей, чтобы, когда спросят: «А где тебя в театре посмотреть?» — раз! — и назвала. (Улыбается.)

— Родители, наверное, вами очень гордятся...

— Да, гордятся. Смотрят все сериалы и фильмы с моим участием, обзванивают родственников и друзей, чтобы не пропустили показ. У нас папа пиар-менеджер по соседям. Он невзначай может сказать проходящему знакомому:

— Ой, такой хороший сериал идет сейчас, не смотрите?

А все наше окружение уже знает и папу, и его манеру говорить о моих премьерах. И ему отвечают:

«Когда я отсутствую продолжительное время, то записываю видеосказку и отсылаю детям». С сыном Петром и дочкой Ниной, 2020 год
Фото: Сергей Ефремов

— Нет, не смотрели. А там что, Алена ваша?

— Да, стоящее кино!

Мама мне рассказывала, что папа обзванивает всех родственников, друзей, потом выходит во двор и заводит разговор с соседями с фразы: «Такой хороший душевный сериал идет по «России». Папа — это настоящая комедия! Но мне очень приятно. Он с мамой — моя настоящая группа поддержки.

— Считаете ли себя счастливчиком?

— Да, я счастливчик. Еще я быстро ориентируюсь в ситуации: записать быстро самопробы — пожалуйста, встать в четыре утра — нет проблем, после 12-часовой смены поехать на ночную съемку — конечно, не спать — не буду. Я быстро читаю сценарий, быстро учу текст. У меня много сил и энергии. Я очень легкая на подъем. Если у меня горит глаз, я сделаю все возможное и невозможное.

Сейчас такое время, когда синтетический актер, который больше умеет, больше и востребован. Нужно развиваться. Если нужно уметь скакать на лошадях, значит, пойди и научись! Не танцуешь — старайся, не поешь — попробуй. Артист должен всегда говорить: «Я могу!»

И как бы это пафосно ни звучало, я вкалываю, выкладываюсь каждый раз на сто процентов. И очень горжусь собой. У меня есть любимая работа, растут дети, я в состоянии поддерживать родителей...

— Но везение играет какую-то роль?

— Конечно. Мне везет на людей. К большой моей радости, когда я сталкиваюсь с каким-то режиссером на одной площадке, потом я часто участвую в другом его проекте.

— Вашему сыну восемь лет, а дочери скоро шесть. Как они реагируют на ваше постоянное отсутствие?

— Мне кажется, что они это воспринимают как данность. Конечно, дети очень по мне скучают. Я в каждые свои выходные, хоть на полтора дня, приезжаю домой. В эти дни мы прогуливаем школу и детский сад и проводим время вместе. У Пети в детском саду была хороший психолог. Мы с ней разговорились, и я поделилась своими тревогами, что из-за работы меня часто не бывает дома. А она мне сказала:

— Алена, ты знаешь, что ребенку, в принципе, нужно всего 15 минут общения с мамой в день?

Я спрашиваю:

— Что это значит?

Она продолжает:

— Общение с мамой без гаджетов. Только вы вдвоем.

Я говорю:

— А если меня нет долгое время?

Она отвечает:

— Придумай что-нибудь.

И я придумала такую тему: когда я отсутствую продолжительное время, то записываю видеосказку и отсылаю детям. Я просто не всегда могу с ними созвониться перед сном. А так я во время обеденного перерыва записываю сказку и отправляю. Мне кажется, что это одна из цепочек, которая нас держит с детьми. У нас есть герои, с которыми происходят разные удивительные вещи. Я бы назвала эти сказки терапевтическими, потому что в них я освещаю проблемы своих детей и подсказываю пути решения. Например, Петя и Нина поссорились, и наши герои поссорились, но потом они помирились, и все были счастливы. Или Нина плохо ела в детском саду, и я через сказку объяснила, почему важно есть. Даже если эти сказочные истории не помогают моим детям, то они помогают мне бороться с комплексом плохой мамы.

Но я не могу жить без работы. Если нет проектов и я сижу дома, то начинаю увядать. Мне нужно все время быть в движении, куда-то бежать, спешить, что-то делать. Я и в декрете с детьми мало просидела. С Петей — около года. Но я тогда понимала, что мне надо куда-то выходить, потому что из доброй феи я превращаюсь в злую колдунью. С Ниной я была в декрете всего три месяца, а потом начались съемки. Я прекрасная, яркая и праздничная мама, когда у меня есть работа. Вот тогда я с радостью планирую, как проведу выходные со своими ребятами, куда мы сходим погулять, какое кино посмотрим. Я счастлива от того, что у меня есть творческая реализация, а дети — от того, что видят маму счастливой. Ну, как говорят: «Вне зависимости от того, хорошая вы мама или плохая, вашим детям будет что рассказать на сеансе у психолога».

Как бы это пафосно ни звучало, выкладываюсь каждый раз на сто процентов. И очень горжусь собой. У меня есть любимая работа, растут дети
Фото: Виктория Джашибекова

— Вы перфекционист?

— Да, мне нужно все сделать идеально. И еще у меня есть такая черта, от которой я страдаю: люблю все контролировать. Например, у коллеги день рождения. И я заранее начинаю суетиться:

— Так, ребята, давайте, что там у нас, надо ускориться.

А мне говорят:

— Да успокойся ты, я же тебе сказал, что организацию беру на себя.

Продолжаю:

— Ну, уже мало времени.

Человек —мне:

— О боже!

— Да, знаю, что ты занимаешься организацией. Просто напомнила! — вот такая я.

— Детей контролируете?

— Им очень повезло, что я много работаю. Но они у меня молодцы. Петя хорошо учится. У него, как и у меня, хорошая память. Главное, научиться любить учиться. А оценки — это не важно.

— Какая вы мама — добрая или строгая?

— Строгая. Я устанавливаю законы и правила, по которым должны жить дети, но они их нарушают вместе с бабушкой и дедушкой. (Улыбается.)

Стараюсь не баловать, не заваливать детей игрушками. Я, например, очень хорошо помню, как в детстве очень хотела куклу Барби. И когда она у меня появилась, это была такая драгоценность, я ее обожала! Это такое приятное воспоминание, счастливые моменты...

— Дети не задают неудобных вопросов о вашем разводе с мужем?

— Папа у детей тоже артист, поэтому, как и я, часто отсутствовал дома: то репетиции, то съемки, то уехал на месяц в киноэкспедицию. Для них привычно, что их родителей часто нет дома. В прошлом году Петя случайно от меня услышал, что его папа — это уже не муж мамы, а бывший муж. Мы ехали в машине, мне звонит агент и говорит:

— Надо срочно записать пробы.

Я отвечаю:

— Хорошо. Сейчас позвоню бывшему мужу и попрошу его помочь.

И тут Петя многозначительно на меня смотрит: «Как это бывшему мужу?» Он же папу видел часто и не понял, что в нашей жизни что-то изменилось. И пришлось объяснять сыну, что мы с папой живем раздельно. Я начала свой рассказ с самого начала: мы с папой полюбили друг друга, поженились, у нас появились дети, а потом мы решили пожить отдельно, но так же сильно продолжаем любить своих ребятишек. Петя ответил: «А, я понял». Алексей живет недалеко от нас. Он видится с детьми почти каждый день, занимается их воспитанием, помогает в учебе. Алексей мегапапа, отец-наседка в хорошем смысле. И он тоже легкий на подъем, готов с детьми куда-нибудь сорваться, поехать развлекаться. Короче, реально молодец.

Мы общаемся, дружим. Я очень ценю Алексея, он добрый, хороший человек и любит детей. Мы вчетвером можем куда-то сходить или поехать вместе отдыхать.

— Алена, прожив в браке с артистом, к какому выводу пришли: творческим людям лучше быть вместе или нет?

— Кто знает, как лучше?.. Когда два актера образуют союз, все равно есть между ними какая-то конкуренция. Женщина находит реализацию и в семье. А вот мужчины не всегда могут адекватно воспринимать успех жены, если ее карьера складывается удачнее. На этой почве возникают разногласия. Когда я начала активно сниматься, почувствовала со стороны Алексея профессиональную ревность: он не смотрел мои работы, ему это было сложно. Хотя, с другой стороны, у него были достойные роли в театре.

У всех все индивидуально. При всех возможных минусах актерский союз удобен, потому что не надо объяснять другому, почему тебя постоянно нет дома или, наоборот, почему второй месяц не снимаешься. Но есть и много пар, в которых один — актер, а другой — не из творческой профессии, и тоже все понимает. В семье главное — уметь договариваться.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: