7days.ru Полная версия сайта

Людмила Целиковская: «Мне надоело бегать по рынкам, магазинам и зарабатывать деньги. Хочу раз в году ничего не делать». Личная переписка легендарной актрисы

Всю жизнь Людмилы Целиковской можно проследить по архивам, ведь актриса часто писала письма...

Людмила Целиковская
Фото: photographers/legion-media
Читать на сайте 7days.ru

Всю жизнь Людмилы Целиковской можно проследить по архивам, ведь актриса часто писала письма друзьям и родным. Теперь они бережно хранятся в ГЦТМ имени Бахрушина. В этом материале — редкие письма и документы, связанные с жизнью актрисы. А также интервью с единственным сыном Целиковской Александром Алабяном.

«Однажды утром в моем доме раздался звонок театрального критика Бориса Поюровского: «Срочно звони сыну Целиковской!» — рассказывает заведующая архивно-рукописным отделом ГЦТМ имени Бахрушина Татьяна Иванова. — Оказалось, в квартире Целиковской делают ремонт, надо разобраться с бумагами, чтобы ничто ценное не пропало. Целую неделю я работала в квартире, потом на даче Людмилы Васильевны. В мои руки попали в том числе письма Юрия Любимова к Целиковской... Эти уникальные документы оказались в музее, поэтому они сохранились. Когда мы их читаем, былая любовь двух великих людей словно оживает».

Считается, что после расставания с Юрием Любимовым Целиковская никогда не проронила о нем ни слова. Однако это не совсем так. Сохранилось одно письмо, в котором актриса отзывается о Юрии Петровиче весьма нелицеприятно. Впрочем, оно было написано под давлением обстоятельств: после скандального выдворения Любимова из страны у Целиковской начались сложности в театре, притом что они уже не были парой. Чтобы избавиться от проблем, Людмила Васильевна написала письмо председателю КГБ Чебрикову: «Я готовилась к поездке в Группу Советских войск в ГДР, в составе концертной бригады Театра имени Евг. Вахтангова. Сама я участница ВОВ и с того времени неоднократно выезжала с концертами в части Советской армии, находящиеся за рубежом...

Эта поездка в юбилейном году победы над фашизмом имела для меня особое значение, и я приготовила программу, посвященную героям, погибшим в огне Великой Отечественной. В последний момент руководителю нашей группы дали понять, что Целиковская отводится от поездки, по причине лишения гражданства СССР моего бывшего мужа, Любимова Ю. П. (С которым, кстати, я никогда не была расписана, и жили мы на разных квартирах.) <...> Если это так, то это для меня очень тяжелое и незаслуженное обвинение. Я разошлась с Любимовым в 1977 году, по моей инициативе, и одной из причин, теперь это уже можно сказать, было мое несогласие со многими его взглядами. Теперь, когда он дошел в своем падении до печального для него конца, меня как-то связывают с его позорными поступками. Я обращаюсь к Вам, Виктор Михайлович, только потому, что если сейчас это недоразумение не будет выяснено, то любые действия этого человека будут и дальше отражаться на моей судьбе и судьбе моей семьи. Вольно или невольно позорить меня, как гражданина Советского Союза, чья любовь и преданность Родине была мною неоднократно доказана. Прошу Вас, Виктор Михайлович, объективно разобраться в этом деле и помочь мне. С уважением, Целиковская».

«Дорогую мою, маленькую хозяйку, повелительницу, чудо-женщину, фурчалку, немного страшного диктатора... Я горячо поздравляю в день, когда она своим появлением украсила грустную старую землю». Юрий Любимов и Людмила Целиковская
Фото: Александр Стернин/global look press

Можно по-разному относиться к этому письму. Но давать объяснения по поводу своей личной жизни руководству страны было в духе времени. И потом, действительно же до Любимова Людмила Целиковская прожила долгую, большую жизнь, и отрезок, связанный с худруком Таганки, даже не самый яркий в ее судьбе. Целиковская — суперзвезда советского кино, прославилась еще в 40-х годах в фильмах «Антон Иванович сердится», «Сердца четырех», «Воздушный извозчик», «Близнецы»... У нее за плечами были десять лет счастливого брака с главным архитектором Москвы Каро Алабяном. Ради него она в свое время рассталась со знаменитым актером Михаилом Жаровым. Кстати, насчет писем руководству страны: сохранилось удивительное коллективное послание коллег Алабяна заместителю председателя Совета министров СССР Анастасу Микояну, в котором они пытаются помешать планам «корыстной» Целиковской заполучить в мужья столь уважаемого человека:

«Обращаемся к Вам, так как уверены, что Ваше личное и срочное вмешательство в судьбу нашего дорогого Каро Семеновича Алабяна [президента Академии архитектуры СССР, депутата Верховного Совета, члена ВКП(б)] удержит его от неминуемого общественного скандала. На свадьбе сына Рубена Николаевича Симонова Каро Семенович познакомился с артисткой Людмилой Целиковской (жена артиста Малого театра М. Жарова). Дальнейшие встречи и специальная его поездка в Сочи укрепили его незаконную связь с Л. Целиковской и в настоящее время приблизили его к плачевному финалу. Из-за этого артист М. Жаров тяжело заболел. После продолжительного лечения в Кремлевской больнице продолжает болеть на этой почве и, как нам известно, согласия на развод своей жене Л. Целиковской не даст.

Но дело в том, что нам, окружающим, хорошо известно, что Л. Целиковская, «разбившая» уже однажды жизнь М. Жарову (разведя его с женой и сыном), — не пара нашему дорогому Каро Семеновичу... Мы уверены, что ее отношение к Каро Семеновичу основано только на меркантильных соображениях, и какая пара К. Алабяну Л. Целиковская, которая моложе его на 25 лет? Мы уверены в том, что Каро Семенович «опутан» ею, и Каро Семеновича, которым мы все гордимся, которого мы вправе называть выдающимся государственным деятелем, — во что бы то ни стало надо удержать от рокового шага. За этим шагом кроются неприятные последствия и со стороны М. Жарова. Этот обязательный общественный шум и скандал, до сих пор не имеющий места в деятельности и жизни К. С. Алабяна, резко отразится на ответственной работе, которую он выполняет. Очень просим Вашего вмешательства и совета. Группа ведущих архитекторов» (1948 год).

«Целиковская — суперзвезда советского кино, прославилась еще в 40-х годах в фильмах «Антон Иванович сердится», «Сердца четырех», «Воздушный извозчик», «Близнецы». Людмила Целиковская и Павел Шпрингфельд в фильме «Сердца четырех», 1941 год
Фото: Мосфильм-инфо

Резолюция Микояна была краткой: «Направить товарищу Каро». То есть передать письмо ему самому, пусть подумает над аргументами товарищей. Разумеется, Алабян никого не послушал и женился на Целиковской. Кстати, в то самое время, когда товарищи предостерегали его, юная и прекрасная Людмила посылала своему Каро страстные телеграммы:

«Погибаю без тебя. Злюсь целыми днями. Телефонный разговор только расстраивает. Приезжай скорее, моя радость. Я тебя очень люблю. Вечно твоя. Аленушка».

В другом послании Целиковская даже упрекает Алабяна в холодности:

«Сейчас, когда мне особенно необходимо Ваше внимание, два дня Вы не пишете. Это то, о чем я говорила. О разнице градусов кипения. Я не могу примириться с Вашей сдержанностью, которая граничит с холодом. Очень грустно. Не могу примириться...»

Одним словом, напрасно беспокоилась «группа ведущих архитекторов». Людмила Васильевна Алабяна искренне любила и стала ему прекрасной женой, у них родился сын Саша. И только овдовев в 39 лет, Целиковская — по-прежнему молодая, красивая, озорная — стала обращать внимание на других мужчин. Именно тогда она встретила мало еще кому известного режиссера Юрия Любимова.

Целиковская много гастролировала, в то время как Любимов оставался в Москве, в ее квартире, с матерью Людмилы Васильевны и ее сыном Сашей. И писал возлюбленной телеграммы, полные любви и восхищения:

«Дорогой мой, милый человек. Крепко, крепко тебя целую, обнимаю. Скоро к тебе приеду. Твои здоровы, шлют тебе привет. До свидания, мой дружок. Очень по тебе скучаю. Твой Пес».

«Славной Генеральше от полоненных мужчин. Желаю и впредь одерживать бесчисленные победы на всех фронтах. Р. S. Седьмая жена Синей Бороды шлет Вам лучшие пожелания».

«Дорогую мою, маленькую хозяйку, повелительницу, чудо-женщину, фурчалку, немного страшного диктатора... Я горячо поздравляю в день, когда она своим появлением украсила грустную старую землю. Крепко, крепко ее целую (очень давно это не делал). Несправедливо обвиняюсь во всех грехах. Друг мой милый, твой верный пес у ног твоих».

«Дорогая Людмила Васильевна! Поздравляю Вас с днем ангела, хотя и не могу сказать, что Ваш ангел добр, он сердит и раздражителен. Я действительно звонил в каждом перерыве. Очень сожалею, что не видел тебя, и что ты на меня очень рассердилась. Какой ты самовар! Хоть бы раз взяла и пропустила мимо. В 3 часа буду в Министерстве. Вечером буду дома».

«В эвакуацию мама чуть не опоздала — ее отправили в Омск с последним эшелоном. Приехала в морозный, голодный и неприветливый город, где местные сами-то едва выживали...» Людмила Целиковская и Павел Кадочников в фильме «Антон Иванович сердится», 1941 год
Фото: Советский экран/fotodom

Ответные записки и телеграммы Целиковской не сохранились. Но о ее мыслях и чувствах в период жизни с Любимовым можно судить по письмам 60-х годов, адресованным ее давнему другу — военнослужащему Николаю Бойко. Людмила Васильевна писала ему много лет, рассказывая о своей жизни. Видимо, друг пытался отговорить ее связываться с Любимовым, а Целиковская, конечно, не послушала. Ее письма Николай Григорьевич Бойко бережно сохранил, и после его смерти они обнаружились в папке с надписью «Отдать сыну Л. Целиковской». Так письма вернулись в Москву, а затем попали в архив Бахрушинского музея.

«Для меня Юрий Петрович — эталон мужественности, верности и преданности мне. Даже тогда, десять лет тому назад, когда он и не смел мечтать о том, чтобы быть со мной, он естественно и просто, без единого слова сжег свои корабли и мосты. А кроме того, я уже Вам писала летом, нам очень интересно и не скучно вдвоем... И, что бы вы ни говорили, какие аргументы, оправдания, обвинения ни находили — все это словесная кожура» (1964 год).

«Собираюсь в январе съездить в дом отдыха, специально походить на лыжах и нагулять себе физиономию, чтобы быть порозовее. Отдохнуть немножко необходимо, так как я стала зверски злая и нудная. Придираюсь ко всем и ко всему, порой без всякого повода. Больше всего достается, конечно, Юрию Петровичу. Как он терпит???!!!! Зачем?! Не знаю... Не забывайте московских друзей. Люся и другие» (1963 год).

«Дорогой Николай Григорьевич! Юрий Петрович назначен худруком Театра Драмы и Комедии (есть такой в Москве театр, на Таганке). И он совершенно погряз в реконструкции, реорганизации театра. Из Вахтанговского, естественно, ему придется уйти. И с головой окунуться в режиссуру. Я этих действий не одобряю, но он считает, что это единственный шанс начать свое дело, свой театр. Он доигрывает последние спектакли в нашем театре. В общем, будущее покажет, кто прав» (1964 год).

«Что это Вы «забарахлили», как мой мотор у «Москвича»? Вы не знаете, что у меня воровали машину (около Сашиной школы, куда я зашла на 5 минут). Как милиция сбилась с ног, и как я САМА нашла через 4 часа — ее не успели ... (тут следует крепкое выражение, означающее «разобрать». — Прим. ред.). Но ворюги загнали мотор, так что пришлось его менять. Теперь я на ограничителе. Представляете, как тяжело? Мне, да еще на ограничителе! Вот такие пироги! ...А куличи и пасха у нас были на славу, жаль, что не удалось Вас угостить. У нас все по-прежнему. Звала сына в дом отдыха, он сказал: «Нет, мама, я лучше позанимаюсь!» Вот какой «ребенок» у меня растет. Юрий Петрович стоит твердо на посту советского искусства. А вообще — весна! Пили березовый сок — психологически ощущение бесподобное. Привет Вам от всех нас» (1965 год).

«Маме пришлось кормить меня и бабушку на небольшие деньги, которые она зарабатывала в театре». Людмила Целиковская, 1955 год
Фото: Василий Малышев/ РИА Новости

«Мне надоело бегать по рынкам, магазинам и зарабатывать деньги. Хочу раз в году ничего не делать. Вам это не понять никогда, не имея такого большого дома, семьи в 5 человек, 2-х машин. Кстати, у моего «Москвича» обвалился в тоннеле кардан, прямо на ходу, попала под поток машин. Это случилось 25-го, и я, закатив истерику Юре, заставила выехать на «Волге» 26-го, куда глаза глядят» (1967 год).

«Николай Григорьевич! У Вас, наверное, недобрый глаз на нас. Когда Вы сказали относительно тонуса (бодрого) Юрия Петровича, Вы попали, как говорится, не в бровь, а в глаз. Через 2—3 дня его увезли в Кунцево, и вот сейчас, после всякой маеты, он лежит в инфекционном корпусе. Окончательный диагноз — болезнь Боткина. Не сходит с кровати, и все «хреново». Неизвестно сколько пролежит. Вот Вам и тонус! Как Ваше здоровье? И тонус???? Р. S. Мои две машины бегают без техосмотра, и обе ржавые. Что мне с ними делать? Думаю — спущу их обоих с Воробьевых гор, в Москву-реку. Привет Вам! Людмила» (1967 год).

«Здравствуйте, Николай Григорьевич! Вот Вы живете на свете и не знаете, что у меня был инфаркт миокрады (искаженное: миокарда. — Прим. ред.). Случилось это 8 ноября. 2,5 месяца отлежала в Кунцево, а потом сразу в санаторий. Сейчас постепенно прихожу в себя. Хочется начать репетировать, но врачи пока против «эмоций»... Вот так и поумираем все. Людмила» (1973 год).

«Еще до моего рождения мама прочла много книг по педагогике, чтобы правильно меня воспитывать. И потом неукоснительно следовала своей системе». Людмила Целиковская в фильме «Близнецы», 1945 год
Фото: Мосфильм-инфо

Инфаркт миокарда — во многом результат многолетней напряженнейшей борьбы за Таганку, которую Целиковская вела вместе с Любимовым. И это благодаря ее славе и ее положению советской кинозвезды самый свободолюбивый театр Москвы так и не смогли «прихлопнуть». В первое время существования Таганки Людмила Васильевна писала для театра пьесы. Но скоро у нее появилось другое занятие: ходить по кабинетам, писать в защиту Таганки письма, править объяснительные, которые вынужден был давать руководству Любимов. Вот одно из его посланий в Министерство культуры — по поводу слухов о том, что Театру на Таганке подыскивают нового худрука: «...хотя нет еще официального постановления о моем снятии, ведутся переговоры о подборе кандидатов на должность художественного руководителя. Все это лихорадит наш коллектив, мешает его нормальной работе. Во время недавней беседы с Вами я понял, что Вас неправильно информируют о работе нашего коллектива... Мне часто приписывают такие вещи, с которыми я никак не могу согласиться... Так я не могу согласиться с утверждениями тех, кто считает всю линию Театра на Таганке порочной. Нельзя согласиться и с теми, кто выискивает в наших спектаклях то, чего в них не содержится, и строит на этом всяческие домыслы. Вся моя душа протестует против тех, кто называет артистов нашего театра... «тунеядцами и бездельниками, которые едят чужой хлеб»... Не знаю, как будет решен вопрос о моей судьбе как художественного руководителя Таганки... Но если мне и моему театру будет дана возможность продолжать свою работу в нормальных условиях, мы постараемся доказать свою верность и преданность светлым идеям Коммунистической партии».

«У дома на Пушкинской, где мама жила с Жаровым, постоянно дежурили поклонники. Бывало, несли маму до машины на руках». Людмила Целиковская и Сергей Филиппов в фильме «Беспокойное хозяйство», 1946 год
Фото: Мосфильм-инфо

Далее в том же письме — слова, написанные рукой Целиковской: «Наш коллектив приступил сейчас к большой работе над спектаклем «Мать» по Горькому и поэтическим представлением «Ленин». Этими спектаклями, задуманными как гимн Ленину, Партии, Революции, всем своим творчеством я отвечу на партийную критику... Для меня партийность — это прежде всего порядочность».

Людмила Васильевна знала, что надо писать чиновникам, чтобы театр не закрыли, она была опытной и мудрой женщиной. Казалось бы, общее дело сближает, но, вероятно, оно же выхолащивает отношения, лишает их романтики. Последнее из сохранившихся писем Любимова к Целиковской написано уже совсем в другом тоне: «1970. Милан. Дорогая мадам, зря обижаешься, письмо будет идти 3—4 недели, а я надеюсь, что ты прилетишь в Милан. Благодарю за писульки и звонок, хоть и с моралью и выговором. Пойми, что я работаю как лошадь, хотя и та бы издохла! Все крайне сложно, трудно. Якобсон весь в комплексах (Л.В. Якобсон, выдающийся балетмейстер и хореограф. — Прим. ред.), в мании величия, работать с ним невозможно, и т. д. Как вы все там живете, очень хочу домой. Тут мне не везет, то скрутила меня поджелудочная, вплоть до скорой помощи, только встал, разбил радикулит. Принял все меры, которые в моих силах, чтобы вы приехали... Ты могла бы звонить и почаще, не разоришься. Твой Маэстро! Р. S. Пользуюсь каждым случаем, чтобы тебе звонили, послал тебе записку из Рима, на ходу ее писал».

Людмила Целиковская и Павел Кадочников в фильме «Повесть о настоящем человеке», 1948 год
Фото: РИА Новости

Однако они продержались в качестве пары еще несколько лет. А когда все-таки расстались, Целиковская глубоко переживала случившееся. Ей было уже за пятьдесят, и она больше никого из мужчин в свою жизнь не впустила. Хотя поклонники у нее по-прежнему появлялись и писали ей письма (они тоже сохранились в архиве). Незадолго до своего ухода Людмила Васильевна призналась: больше всех она любила Алабяна. А ее саму — Михаил Жаров. И поскольку рассказ об этой великой женщине хочется закончить все-таки любовью, а не расставанием, приведем единственную из сохранившихся записок Жарова Людмиле, написанную в 1943 году, когда Целиковской было всего 24 года: «Милая! Я не знаю, как это называется. Тоска, грусть, скорбь... Я не знаю. Я знаю только, что у меня нет покоя. Сегодня я Вас не увижу — у меня нет сегодня жизни».

«Мама, конечно, не годилась на роль молчаливой жены гения, потому что сама была неординарной и яркой». Людмила Целиковская, 1956 год
Фото: Анатолий Гаранин/РИА Новости

У красавицы Людмилы Целиковской и мужья были ей под стать: актер Михаил Жаров, архитектор Каро Алабян, режиссер Юрий Любимов... Со стороны выглядело так, что она безоблачно порхает по жизни, подобно своим искрометным героиням. Но единственный сын легендарной актрисы Александр Алабян уверен, что судьбу Целиковской легкой не назовешь...

«Когда в нашем доме появился Юрий Петрович Любимов, мне было десять лет. Мама не спрашивала меня, приму ли я его в качестве отчима. Я никогда бы не посмел диктовать ей условия — воспитание у меня было строгое. Но скажу честно: отношения у нас с Юрием Петровичем складывались непросто. И зачастую мама оказывалась между молотом и наковальней. Я мог вспылить, вступить в ссору, сильно переживал... Это сейчас понимаю, что союз Целиковской и Любимова был уникальным. И новый театр, который Любимов создал в 60-е годы, появился во многом благодаря маме. Помню, наш дом наполнился в те годы интересными людьми. Здесь исполнял свои песни Высоцкий, читали стихи Вознесенский и Евтушенко, бывали Сахаров, Капица... Новое рождалось прямо у нас на глазах, и мама была очень увлечена этим процессом. Она совершенно не берегла свой наработанный годами авторитет, то и дело бросалась на амбразуру, защищая Любимова. От чиновников из Министерства культуры, от маститых режиссеров, не желавших принимать новации, ото всех на свете. В результате Таганку не трогали, а вот мама приобрела много врагов в стенах своего родного Театра Вахтангова, где проработала всю жизнь. Ей не давали ролей, ее не раз вычеркивали из списков на звание народной артистки СССР. Я узнал обо всем этом много позже, ведь мама никогда и виду не подавала, что у нее какие-то проблемы. Всегда улыбка, смех, радостные глаза. Она начинала свой день в семь утра — с того, что старательно красилась. Говорила: «Это чтобы стать похожей на Целиковскую».

Мама всегда все успевала: заниматься мной, печь пироги, варить варенье, принимать гостей, за час приготовить обед, за вечер связать свитер, если нужно — быстро достать денег, добиться приема у нужного начальника... Никаких домработниц у нас в доме никогда не было. Маме помогала только моя бабушка Екатерина Лукинична, любимой присказкой которой было: «Все вижу! Все слышу!» Юрий Петрович держался как бы в стороне. Мы перебрасываемся шуточками, веселимся, разговариваем — он молчит, всегда погруженный в свои дела. Я не видел, чтобы он проявлял сильную любовь даже к своему собственному сыну Никите (от предыдущего брака с балериной. — Прим. ред.), не то что ко мне... Любил ли он маму? Я и этого точно сказать не могу. Но он ее побаивался. Мама, конечно, не годилась на роль молчаливой жены гения, потому что сама была неординарной и яркой.

«Сталин, который и заказал Эйзенштейну эту картину, раздал Сталинские премии всем актерам, кроме нее». Людмила Целиковская и Николай Черкасов в фильме «Иван Грозный», 1944 год
Фото: global look press
«Для фильма «Воздушный извозчик» решили разыскать Целиковскую, где бы она ни была». Людмила Целиковская и Михаил Жаров на съемках фильма «Воздушный извозчик», 1942 год
Фото: vostock photo archive

Брак мамы и Юрия Петровича кончился тем, что он ушел от нее к молодой женщине. Мама отреагировала на это как сильная личность: просто вычеркнула Любимова из своей жизни за один вечер. Представляю, сколько сил ей это стоило, но ни одной слезинки на ее лице я не увидел! Впрочем, я вообще никогда не видел, чтобы мама плакала. Несмотря ни на какие обстоятельства, она умела радоваться жизни. И что бы ни произошло вчера, новый день начинала с улыбки. А если слышала от кого-то вопрос «Что же теперь делать?» — немедленно отвечала: «Что делать, что делать... Высмеять ситуацию!» Помню, как-то раз она ездила с Таганкой на гастроли в Италию. И Юрий Петрович весь гонорар за спектакль отдал ей. Положив деньги в сумочку, мама забежала в сырный магазин. Пока выбирала, что купить, сумочку оставила на подоконнике. Откуда ее и «увели». Вместо того чтобы расстроиться, мама хохотала и в красках рассказывала знакомым, какая она растяпа.

Когда Любимов ушел, ей, конечно, смеяться над этим не хотелось. Она просто не говорила больше ни одного слова о Любимове — ни плохого, ни хорошего. Если ее прямо о чем-то спрашивали, отвечала: «Этого человека для меня не существует». А когда маму приглашали в гости старые друзья, предупреждала: «Если вы хотите пригласить и Любимова, вам придется выбирать...»

Временем маминого расцвета как актрисы стала война. Ее первые звездные картины «Сердца четырех», «Антон Иванович сердится» вышли во время войны. В эвакуацию мама чуть не опоздала — ее отправили в Омск с последним эшелоном. Приехала в морозный, голодный и неприветливый город, где местные сами-то едва выживали... И тут — спасительная телеграмма: маму вызывают в Алма-Ату сниматься в картине «Воздушный извозчик». Этот жаркий город с восточным колоритом в годы войны стал одной большой киностудией. А снимать кино, по мнению Сталина, было нужно, особенно про бравых и удачливых военных. И обязательно, чтобы на экране была красивая девушка. Словом, для фильма «Воздушный извозчик» решили разыскать Целиковскую, где бы она ни была. Ее партнером стал Михаил Жаров. Как потом рассказывала мама, с первой минуты, как они увиделись на съемочной площадке, оба поняли, что это судьба. Влюбились с первого взгляда. А ведь Михаил Иванович был на 20 лет старше мамы. Она — недавняя выпускница, делавшая первые (хоть и очень заметные) шаги в кино, а он — мастер, кумир советского кино. Первое время мама не позволяла себе даже думать о романе. Ведь на тот момент она была замужем за писателем Борисом Войтеховым. Жаров тоже был женат — на актрисе Людмиле Полянской, но их брак складывался неудачно. (Супруга родила актеру сыновей — двойню, но дети умерли еще во младенчестве. После этой трагедии брак артиста дал трещину. — Прим. ред.). Михаил Иванович возвращался в дом, где его никто не ждал, на него просто не обращали внимания. И тут — Целиковская. Юная, добрая, веселая, ласковая.

Людмила Целиковская, Василий Бокарев, Ян Янакиев и Юрий Леонидов в фильме «Попрыгунья», 1955 год
Фото: photographers/legion-media

Мама попыталась подавить в себе любовь к Жарову, чтобы сохранить свою семью. О том, что было дальше, она рассказала в письме своему отцу: «Когда вернулась из Москвы, поняла, насколько тщетно все это, мне нет жизни без Жарова. И я решила, наконец, написать Б.И. письмо, где без резкости, по-товарищески все объяснила. Но Войтехов — я не знаю, чем это объяснить, уж ни в коем случае не громадной любовью ко мне — стал вести себя ужасно оскорбительно, нечестно и недостойно. Он присылал мне телеграммы (и не только мне, а своим друзьям здешним) приблизительно такого содержания: «Роман алма-атинской Сильвы с всемирно известным котлом (!) меня не удивил», «Возмущен вероломством и бесстыдством». Причем не ограничиваясь этим, он прислал все мои письма, которые я ему писала, на имя Мих. Ив., вдобавок потребовал через ЦК комсомола все свои вещи, которые мне привезли из Омска, как будто бы я жулик и собираюсь их присвоить. Потом всяческие телеграммы о том, что «берегитесь», «ждите беспощадности» и т. д. И это мужчина, который был моим мужем. Мне стыдно об этом вспомнить. Нашел кому грозить и делать гадости! И за что? За то, что я честно ему написала, что не могу быть более его женой? Ты не представляешь, какими сплетнями меня и Мих. Ив. здесь окружили. Когда он сказал своей жене, что не может без меня жить, поднялась вся бабская свора, которая выдумывала про меня гадости, о которых стыдно писать, вскрывали мои телеграммы и письма, писали ему и мне анонимки. Папусенька мой милый, ты не знаешь, сколько слез я пролила потом. Мих. Ив. свалился и пролежал полтора месяца в больнице с воспалением легких. Я каждый день бегала по два раза туда узнавать, жив ли он».

Постепенно Жаров поправился, скандал утих. Тем временем фильм «Воздушный извозчик» имел громадный успех. И мама с Михаилом Ивановичем стали ездить с выступлениями по фронтам в составе концертных бригад. Артисты так же, как и бойцы, тряслись в грузовиках, летали на «фанерных» самолетах, попадали под бомбежки, мерзли... Но на сцену всегда выходили с улыбкой, особенно мама. Они с Жаровым разыгрывали веселые сценки, пели, рассказывали про свои фильмы. На Целиковскую смотрели как на неземное создание, как на чудо. И на сердце у людей, которые через несколько часов шли умирать, становилось легче.

«На заседании, посвященном вопросам строительства высоток в Москве, Алабян позволил себе высказаться против. Но Берии его высказывания так не понравились, что папа в тот же день был снят с работы». Элина Быстрицкая, Людмила Целиковская и Клара Лучко, 1961 год
Фото: Валентин Мастюков/ТАСС

После войны мамина слава только окрепла, потеснив популярность королевы советского кино Любови Орловой. В киосках «Союзпечати» теперь продавались фотографии Ладыниной и Целиковской. У дома на Пушкинской, где мама жила с Жаровым, постоянно дежурили поклонники. Бывало, несли маму до машины на руках. Школьники бегали на фильмы с маминым участием по многу раз. Девочки-десятиклассницы подражали ей во всем: прическа с кудряшками, бантик, радостное выражение лица. Но как повторить этот взгляд, который со временем становился все более и более сияющим? Однако этот особый блеск чуть не исчез из-за травмы. На съемках фильма «Иван Грозный» установили слишком яркий свет, и мама получила повреждение обоих хрусталиков.

Роль царицы Анастасии в «Иване Грозном» Эйзенштейна первоначально должна была играть Галина Уланова. Но из-за эвакуации она не смогла приехать, а на кандидатуре Целиковской сильно настаивал Жаров. А в итоге мама ничего кроме неприятностей не получила. Сталин, который и заказал Эйзенштейну эту картину, раздал Сталинские премии всем актерам, кроме нее. Он лично вычеркнул фамилию Целиковской из списка, прокомментировав: «Такыми царыци нэ бывают!» В его представлении царицу могла играть величавая женщина со статью, такая как Тамара Макарова. А мама была слишком живой, слишком настоящей... Вообще, Сталину она никогда не нравилась и он никак ее не поощрял. А вот внимание других высокопоставленных чиновников мама порой привлекала, что с ее характером вполне могло закончиться бедой.

Разумеется, Целиковская с Жаровым бывали на правительственных приемах. Мама называла это «работать клоуном». На актрис партийные чиновники смотрели как на кукол, красивые игрушки. Но отказываться было слишком опасно. Однажды помощник Лаврентия Берии пригласил маму и еще одну популярную в то время актрису (мама так никогда и не выдала мне тайну, кто же это была такая) на закрытый кинопоказ в особняк Берии. И у мамы хватило наивности считать, что она едет именно кино смотреть. Все стало ясно, когда погасили свет, — мужчины тут же дали понять, зачем позвали актрис. Реакция мамы была бескомпромиссной: она съездила своему «ухажеру» по физиономии и бросилась в коридор. Все произошло очень быстро, но маме казалось, что она целую вечность ищет выход. Она ждала, что ей вот-вот выстрелят в спину. Но обошлось. А вот вторая актриса подчинилась и осталась на всю ночь в том особняке. Только все равно лагеря потом не избежала...

«Мама не сдавалась — сама предлагала пьесы, показывала отрывки, но их отвергали». Людмила Целиковская в спектакле «Фома Гордеев». Государственный академический театр имени Вахтангова, 1956 год
Фото: Василий Малышев/РИА Новости

В те годы мама, которая всегда была отгорожена от реальности искусством, начала понимать, что происходит в стране. А ведь она была воспитана как обычный советский ребенок: спасибо Ленину и Сталину за наше счастливое детство! Она родилась в 1919 году, в Астрахани. Некоторое время они жили там вдвоем с моей бабушкой. Дедушка поехал искать работу в Москву. Они ведь с бабушкой оба были музыкантами, пели в церковном хоре, где и познакомились. В голодные годы Гражданской войны — не самая востребованная профессия. Можно себе представить, в какой нищете прошли первые годы маминой жизни, если за плохую одежду ее дразнили даже астраханские дети в начале 20-х годов. Но в 1925 году дедушка решил перевезти семью в Москву. Он учился в консерватории, а потом получил место руководителя симфонического оркестра Центрального дома Красной армии. В школу маленькая Люда пошла уже в столице. И погрузилась в мир октябрят, пионеров, сбора макулатуры, борьбы с «поповщиной». Она очень рано поняла, что хочет быть актрисой. Ничто не доставляло ей такого удовольствия, как переодевание, разыгрывание сценок. Они, девочки-пионерки, позволяли себе переодеваться нищенками и «работали» на улицах, чтобы доказать себе, что могут хорошо сыграть эту роль. К счастью, никто об этом не узнал. А ведь кругом доносили. Однажды бабушка помыла полы в коммуналке, где они жили, и постелила сухие газеты. А на газетах — портреты вождя! Идеологически правильная соседка увидела и сказала, что сейчас пойдет и сообщит «куда следует». К счастью, бабушка уговорила ее ничего не писать, отдав соседке свое обручальное кольцо.

В Вахтанговское училище бабушка готовила маму сама. И маме удалось преодолеть огромный конкурс — около ста человек на место. Еще на вступительных экзаменах на маму обратил внимание один из корифеев Вахтанговского театра Рубен Симонов, который потом сыграл в ее жизни немалую роль. Это был единственный человек, который маме помогал. Ведь у Ладыниной был Пырьев, у Орловой — Александров. За мамой же никто из влиятельных лиц не стоял (даже авторитет Михаила Жарова не шел ни в какое сравнение с пырьевским или александровским — он ведь был всего лишь актер). Рубен Николаевич считал Целиковскую талантливой и поддерживал, когда нужно. Он заступился за маму, когда ее хотели исключить со второго курса за то, что она снялась в кино. Сказал: «Такие, как Целиковская, и должны сниматься!» Именно Симонов в 1948 году познакомил ее у себя на даче со своим другом, архитектором Каро Алабяном — моим отцом. Отец в то время был очень преуспевающим, занимал ответственные посты, много ездил за рубеж. При этом он был еще и очень красив, хотя и не молод. Мама вспоминала, что он взял ее за руку и сразу же сказал: «А знаете, вы будете моей женой!»

Юрий Яковлев и Людмила Целиковская в спектакле «Живой труп» в Театре имени Вахтангова, 1962 год
Фото: Валентин Мастюков/ТАСС

Так и получилось. Очень скоро мама объявила Жарову, что уходит. Она давно поняла, что детей у них, вероятно, никогда не будет. А ей так хотелось стать матерью! Михаил Иванович умолял ее не уходить. Он так горевал, что заполучил инфаркт. Но мама понимала: ложь не внесет ничего хорошего в семейные отношения. Буквально через год после ее встречи с отцом родился я, и года два папа с мамой жили счастливо. Но настал день, когда отец, стоя на коленях перед мамой, просил у нее прощения. За то, что женился на ней. Потому что тем самым подверг и ее, и меня огромному риску. Дело в том, что на заседании, посвященном вопросам строительства высоток в Москве, он позволил себе высказаться против. У отца были какие-то свои соображения, построенные на инженерных расчетах. Но Берии его высказывания так не понравились, что папа в тот же день был снят с работы. Это означало одно: скоро за ним придут. А со временем — и за нами. Такие уж были времена: семья репрессированного была обречена, жену отправляли в лагерь, ребенка — в детский дом для детей врагов народа.

От этой страшной судьбы нашу семью спас папин друг — заместитель председателя Совета министров Анастас Микоян. Он сумел очень быстро отправить отца в Ереван — «развивать армянскую архитектуру». А мы остались в Москве. Конечно, нам пришлось потуже затянуть пояса. Отцовскую мастерскую, которая служила нам квартирой, отобрали. Заработок в Армении у папы был очень низкий, присылать он почти ничего не мог. Маме пришлось кормить меня и бабушку на небольшие деньги, которые она зарабатывала в театре. Вдобавок ко всему я еще заболел полиомиелитом. Мама потом говорила, что это счастье, что она ничего не знала о последствиях страшной болезни. Но мы справились и с этой бедой. Правда, маме на целый год пришлось уйти из театра, не говоря уж о кино. Она все время находилась возле меня. Вместе с бабушкой делала мне массажи, готовила специальное питание, потом заново учила ходить. Все время говорила: «Саша, ты должен быть сильным! Ты должен!» И постепенно я преодолел болезнь, и она исчезла бесследно.

Целиковская была вовсе не похожа на большинство актрис, для которых ребенок находится где-то на периферии жизни. Еще до моего рождения мама прочла много книг по педагогике, чтобы правильно меня воспитывать. И потом неукоснительно следовала своей системе, основанной, впрочем, на том, что ребенка нельзя бить ни в коем случае, а надо крепко любить, много учить и немножко баловать.

«Милая! Я не знаю, как это называется. Тоска, грусть, скорбь... Я не знаю. Я знаю только, что у меня нет покоя. Сегодня я Вас не увижу — у меня нет сегодня жизни». Людмила Целиковская в фильме «Мы с вами где-то встречались», 1954 год
Фото: Мосфильм-инфо

Через некоторое время папа смог вернуться в Москву. Им с мамой пришлось написать письма нескольким влиятельным чиновникам. Смысл писем был такой: «Сколько можно наказывать человека за ошибку?» И вот где-то наверху над ними смилостивились. Отцу снова поручили ответственную работу, дали мастерскую в Моспроекте. У нас опять появилась хорошая квартира. Помню один смешной случай. Мама уехала на гастроли на юг. И вдруг оттуда полетели в Москву, бабушке, телеграммы одного и того же содержания: «Мама, пожалуйста, не ешь рис!», «Мама, умоляю, рис очень вреден для организма, не ешь его, от риса можно умереть». И так каждый день... Екатерина Лукинична была очень обеспокоена. Почему каждый день телеграммы? Что она пристала со своим рисом? Оказалось, что перед отъездом мама спрятала в рис свои немногочисленные драгоценности, а предупредить забыла. И боялась, что бабушка, не глядя, высыпет рис в кастрюлю и сварит золото-бриллианты с кашей. Но не писать же такие вещи в телеграмме прямо!

В 1959 году отец тяжело заболел и умер. Мы с мамой и бабушкой снова остались одни. Потом появился Любимов, и мама предприняла новую — на этот раз последнюю — попытку стать счастливой...

Обычно, если легендарные актрисы доживают до зрелых лет, их судьба складывается печально. В кино не снимают, мужья уходят... Вот и мама не исключение. Ее последней яркой ролью в кино была чеховская «Попрыгунья» в 1955 году. А после — почти ничего. Правда, в Театре Вахтангова ее актерская судьба складывалась удачнее. Когда им руководил Рубен Симонов, у мамы было много ролей. Но годы шли, времена менялись. С новым руководителем Михаилом Ульяновым, который пришел в театр в 1987 году, отношения не заладились. Мама не сдавалась — сама предлагала пьесы, показывала отрывки, но их отвергали. Ее поддерживала работа в спектакле по рассказам Зощенко «Коварство, деньги и любовь» вместе с Вячеславом Шалевичем и Марианной Вертинской. С ним она объездила весь Союз. Ульянов и мама помирились, когда она тяжело заболела. Михаил Александрович устроил ее в хорошую больницу. Мама тогда говорила: «В глубине души я чувствовала, что он светлый, добрый человек. И сейчас его человеческая красота проявилась». Держать на кого-то зло мама совершенно не умела, ей немного было нужно, чтобы от всей души простить былые обиды. И очередной день начать как с чистого листа — улыбкой счастья и благодарности жизни за ее дары...»

2015 год

Издательство «Семь Дней» благодарит Музей имени Бахрушина за возможность познакомить наших читателей с архивом Людмилы Целиковской.

Подпишись на наш канал в Telegram