7days.ru Полная версия сайта

Максим Аверин: «Без театра не могу, но и кино обожаю»

Для меня театр — не геолокация, а способ путешествия в этом мире. Ярче всего я живу в момент...

Максим Аверин
Фото: Филипп Гончаров
Читать на сайте 7days.ru

Для меня театр — не геолокация, а способ путешествия в этом мире. Ярче всего я живу в момент спектакля: здесь и сейчас. Обычная бытовая жизнь — лишь дополнение...

— В «Ленкоме» только что закончилась репетиция спектакля «Бег», где вы играете генерала Чарноту. Как оказались в этой постановке? Вы ведь артист Театра сатиры?

— Да, но никогда не отказывался от работы и на других площадках, если это интересно. Мне кажется, сейчас такое время, когда надо пробовать себя в разных ипостасях. После «Сатирикона» я стараюсь не очень прирастать к местам и людям. Понимаете, театр — это место работы, а не жилплощадь.

— Я думала, все дело в дружеских отношениях, связывающих вас с постановщиком «Бега» Александром Лазаревым.

— Дружеские отношения не означают, что ты автоматически попадешь на роль. У Сан Саныча был серьезный кастинг на Чарноту, и только после него выбор пал на меня. Репетирую я с огромным удовольствием. Прежде всего потому, что имею дело с замечательной драматургией, а для меня это важно, не хочу принимать участие в постановках приземленных, бытовых, несмешных. У Булгакова есть все: и юмор, и трагедия людей, бегущих из России во время лихолетья. И жизнь, и слезы, и любовь.

— Кто ваши партнеры? Лазарев играет?

— Нет, Сан Саныч только ставит. А партнеры мои — весь цвет театра «Ленком». Хлудова играет прекрасный Игорь Миркурбанов, и в очередь с ним — замечательный Дмитрий Гизбрехт. Корзухина — Андрей Леонов и Иван Агапов. Ну а Люськой, походной женой генерала Чарноты, будет моя подруга Анна Якунина. Состав замечательный.

Для меня это новый опыт, хотя разговоры о работе в «Ленкоме» шли давно, еще при жизни Марка Анатольевича Захарова. Он хотел ввести меня на роль графа Резанова в «Юноне и Авось». Увы, не случилось. Уход Марка Анатольевича — огромная потеря. У меня перед ним как будто какой-то кармический долг, я безумно сожалею, что не успел поработать с великим мастером. Уверен, это был мой режиссер. Но я остаюсь артистом Театра сатиры и играю там в трех спектаклях — «Лес», «Платонов» и «Арбенин. Маскарад без слов».

— Что изменилось в театре с приходом нового худрука Сергея Газарова?

— Благодаря Сергею Ишхановичу в моем репертуаре появился «Арбенин», это была его идея — сделать первой постановкой Театра сатиры, объединенного с «Прогресс Сценой Армена Джигарханяна», пластический спектакль по пьесе Лермонтова «Маскарад». Как изменился театр, говорить еще рано, прошло не слишком много времени. Труппа огромная, голова у худрука болит за два коллектива. И то, что он учитывает меня в своих планах, уже приятно.

«По-моему, нужно приходить только на десятый спектакль, не раньше. Премьера — лишь начало работы. Ты что-то выстраиваешь, репетируешь, но зритель вносит свои коррективы». Максим Аверин, Станислав Буров и Моряна Анттонен-Шестакова в спектакле «Арбенин. Маскарад без слов», Театр сатиры, премьера в 2022 году
Фото: Катя Якель/пресс-служба Театра сатиры

— А это правда, что вы еще и в Театре Гоголя будете играть?

— Я собираюсь репетировать в спектакле по пьесе Григория Горина о бароне Мюнхгаузене с новым художественным руководителем театра Антоном Яковлевым. Мы давно мечтали об этой постановке, говорили о ней еще во время репетиций «Леса», который Антон Юрьевич сделал в Театре сатиры. Мне с этим режиссером очень интересно работать и наблюдать в нем черты его отца, гениального русского артиста Юрия Васильевича Яковлева.

У Яковлева замечательные дети и внуки. С Аленой и ее дочерью Машей Козаковой мы играем в «Лесе». Машке вообще досталась удивительная смесь генов Юрия Яковлева и Михаила Козакова. Мне довелось поработать с Михаилом Михайловичем в последние годы его жизни. Он собирался снимать очень интересный абсурдистский фильм. Я приезжал к нему домой, мы делали пробы. К сожалению, не сложилось.

— На ваших планах сыграть в Театре сатиры Сирано и Карлсона тоже поставлен крест?

— Надеюсь, когда-нибудь эти планы осуществятся. Путь к мечте не бывает простым, на то она и мечта. Я не то чтобы фаталист, но думаю, что мы проходим то, что должны пройти. И в творческой жизни испытания необходимы.

— У всех, кто видел легендарный фильм «Бег» Алова и Наумова, перед глазами стоит Михаил Ульянов в роли генерала Чарноты. Его исполнение в каком-то смысле стало каноническим, и зрители наверняка будут сравнивать вас с Ульяновым. Вас это не смущает?

— Когда ты должен превзойти такого корифея или хотя бы предложить свою интерпретацию, это, напротив, очень сильно мотивирует и подстегивает. Конечно страшновато, Михаил Александрович — невероятный артист. Но какой смысл браться за какие-то произведения, если бесконечно оглядываться назад? В этом мире все уже было до нас. Нужно идти вперед. В том и состоит уникальность театрального искусства, что каждая постановка одной и той же пьесы все равно будет отличаться.

— Играете по тексту, никаких авангардистских наворотов не ожидается?

— Нет, все по Булгакову. По-моему, когда постановщики начинают отходить от текста, считая себя умнее автора, они совершают большую ошибку. Потому что он думал над тем, что писал. Булгаков к тому же расписал свою пьесу по-режиссерски. У него настолько точные ремарки, что по-другому просто невозможно играть. И странно падать с колосников, если нужно просто войти в дверь.

Мне вообще больше нравится идти за автором, пытаясь расшифровать его замысел, а не натягивать на свою головёшку гениальную драматургию. К тому же «Бег» настолько актуальная пьеса! Текст живой, его не надо перелопачивать и притягивать к сегодняшнему дню. Этот материал будет востребован и через сто лет, потому что автор попал в самую сердцевину русской души, русского менталитета.

«В каком-то смысле я вырос и в театре, потому что в девять лет выходил в спектакле Театра миниатюр, а в пять сыграл в фильме Александра Панкратова-Черного «Похождения графа Невзорова». Максим Аверин, 2022 год
Фото: Филипп Гончаров

— Работа в театре для вас на первом месте?

— Театр, безусловно, важен для меня. И это, наверное, единственное, что меня по-настоящему окрыляет, вдохновляет и дает шанс продлить свой сюжет.

— Репетировать любите?

— Не очень. В театре обычно очень продолжительный застольный период, когда все просто сидят и разговаривают. Мне нужно сразу пробовать играть. И так лучше учится текст.

— Как вы держите в голове такой массив? Ведь помимо театральных и киноролей играете еще двухчасовой моноспектакль?

— Сам иногда поражаюсь. В театре очень быстро учу тексты «на ногах», в кино запоминаю буквально с одной попытки, с листа — и сразу в кадр.

Без театра не могу, но и кино обожаю — выставленный свет, разметку по точкам, дубли, наверное, потому что практически вырос на съемочной площадке. В принципе, это две разные профессии и два разных способа существования — артист театра и артист кино. Но и там и там нужно уметь распределяться и держать эмоцию. Буквально вчера слушал по радио интервью Никиты Михалкова, в котором он очень верно заметил, что если Джульетту после каждого спектакля увозят на скорой, ей надо задуматься, стоит ли заниматься лицедейством.

В кино три вида «крупности» — общий, средний, крупный планы. Если на каждом делать хотя бы по два дубля, то получается, что эпизод приходится отрабатывать как минимум шесть раз. С партнером — еще больше. И все шесть, восемь, десять раз держать эмоции на том же градусе, чтобы они были монтажны. Представляете, каким «математиком» нужно быть, чтобы все это правильно выстроить? В театре еще сложнее. Там дублей не бывает, и только ты можешь выбрать свою «крупность», чтобы зрители не могли от тебя оторваться.

— К спектаклям долго готовитесь?

— Нет, у меня уже выработался определенный биоритм, благодаря которому в семь часов вечера происходит выброс необходимой энергии. Это свойство надо лишь холить и лелеять, как и голос. Он имеет свойство уставать, и нужно его подбадривать, «уговаривать», чтобы не подвел.

Перед премьерой часто возникают проблемы, голос выдает внутренний страх. Премьеры я вообще не очень люблю, с ними связан ненужный ажиотаж, и занимаешься не столько делом, сколько какой-то чепухой. К тому же коллеги любят посещать первые спектакли, а это самые ужасные зрители.

По-моему, нужно приходить только на десятый, не раньше. Премьера — лишь начало работы. Ты что-то выстраиваешь, репетируешь, но зритель вносит свои коррективы. С ним в спектакль приходит дыхание реальной жизни, улицы.

«У Яковлева замечательные дети и внуки. С Аленой и ее дочерью Машей Козаковой мы играем в «Лесе». Машке вообще досталась удивительная смесь генов Юрия Яковлева и Михаила Козакова». Максим Аверин и Алена Яковлева в спектакле «Лес», Театр сатиры, премьера в 2020 году
Фото: Вера Юрокина/пресс-служба Театра сатиры

Некоторые актеры почему-то думают, что после премьеры можно существовать на том, что получилось, забывают, что театр — ансамблевая история, и играют по принципу «Гори все огнем». Что было до тебя, что после — безразлично. Хотя в каждой сцене должен происходить подхват. Коллеги любят говорить: «Мы команда, мы банда!» Но при этом чудовищно существуют вместе, хотя командный дух должен проявляться на сцене, в спектакле, а не в бытовой жизни.

Для меня театр — не геолокация, а способ путешествия в этом мире. Ярче всего я живу в момент спектакля: здесь и сейчас. Обычная бытовая жизнь — лишь дополнение. Коллектив в Театре сатиры замечательный, прекрасный, но мое поле боя — сцена, и там важно чувствовать себя в команде. А в какую гримерочку принести кружечку, где повесить занавесочку, совершенно неважно. Я образно говорю.

— Вы сказали, что выросли в кино...

— Да, но в каком-то смысле я вырос и в театре, потому что в девять лет выходил в спектакле Театра миниатюр. А в пять сыграл в фильме Александра Панкратова-Черного «Похождения графа Невзорова». Мой отец был художником-декоратором на «Мосфильме», и он часто брал меня на студию, где я бегал вместе с другими киношными детьми. Мы играли в декорациях «Мэри Поппинс, до свидания», «Мы из джаза» и других картин, все их облазали, насажали себе заноз.

Папа был очень талантливым человеком. Много лет проработал с режиссером Глебом Панфиловым и снялся в двух его картинах в эпизодах. У Сергея Юрского работал, у Евгения Евтушенко. Евгений Александрович моего папу обожал. Как и Юрский, он бывал у нас дома.

Мама тоже была очень талантливой — блистательной портнихой. Шила буквально все. Звуки моего детства — это стрекот ее швейной машинки и звон трамвая под окнами. Мы жили в районе Дмитровского шоссе, и рядом с нашим домом проходил 27-й трамвайный маршрут. Видимо, благодаря закалке, полученной в юные годы, я могу спать в любое время, в любых условиях, как Штирлиц.

— Помните съемки в своем первом фильме?

— Конечно, и очень дорожу этими воспоминаниями. Съемки проходили в Махачкале. Через 40 лет я оказался в этом городе на гастролях и рассказал организаторам, как выглядели улица и площадь, на которых мы жили и работали. Названий не знал, но они сразу поняли, о каких местах идет речь, и отвезли меня туда. Это было возвращением в детство. Там ничего не изменилось!

Мы с мамой приехали к папе. Я носился везде, вертелся под ногами, и Панкратов-Черный однажды сказал: «Давайте снимем Макса в кино!» Мне подобрали красивый костюмчик, и я сыграл в сцене на пароходе. Партнером моим был замечательный Владимир Самойлов. В пять лет я, конечно, не осознавал масштаба его дарования, но понимал, что рядом потрясающий артист.

«В театре обычно очень продолжительный застольный период, когда все просто сидят и разговаривают. Мне нужно сразу пробовать играть. И так лучше учится текст». Максим Аверин, 2022 год
Фото: Филипп Гончаров

Когда отплясывал на палубе, чувствовал себя звездой. На экране от трехдневных съемок осталось лишь несколько секунд.

— Именно тогда решили стать артистом?

— Не помню, когда появилась эта мечта. Как говорила Фаина Раневская: «Профессию я не выбирала, она во мне таилась». Но у меня никогда не было мысли о том, чтобы стать космонавтом, танкистом или таксистом. Я знал, что буду артистом.

— Родители вас поддерживали?

— Они не отговаривали, но и не носились со мной, как носятся сейчас с одаренными детьми, потому что были заняты. Папа пропадал в киноэкспедициях, фильмы тогда снимали долго, мама трудилась на нескольких работах. С меня и со старшего брата спрашивали как со взрослых. Мы и вели себя как взрослые и ответственные люди.

Брат занимался спортом, я сразу по театральным студиям пошел, при Доме кино, при районном ДК. Но и спорту отдал дань — бегал с отцом по утрам. Он моржевал и меня закалял. Я практически никогда не простужался, потому что носился босиком по снегу, зато не мог школу прогулять — все знали, что не болею. Однажды случился приступ аппендицита, так меня в больницу не хотели везти! Думали, Аверин опять играет. Так и сказали: «Ну понятно, он же артист!» Я чуть ли не рыдаю:

— Сейчас сознание потеряю от боли!

А они:

— Нельзя так врать, Максим!

— Вечно что-то изображали?

— Да, всех показывал, и товарищей, и учителей. К счастью, учителя об этом не знали. В полной мере все свои способности я продемонстрировал только в институте, где показал наших педагогов на экзамене по наблюдению. Близкие ругают за то, что бесконечно разглядываю людей. А я пытаюсь подметить интересных персонажей, их так много вокруг.

— В юности вы ведь не только театральным искусством занимались, но и подрабатывали где могли, чтобы помочь семье? Жили небогато?

— А кто жил богато в конце восьмидесятых — начале девяностых? Родители не заставляли работать. Это я не хотел сидеть у них на шее. Поступив в театральный институт, почти сразу стал жить отдельно. Очень рано понял, что в жизни нужно рассчитывать только на себя.

— Родители разошлись, когда вам было шестнадцать, вы остались с мамой. С отцом сохранили связь?

— Ну конечно, ведь он подарил мне жизнь, приучил к книгам, влюбил в театр и кинематограф. То есть открыл тот мир, которым я живу, который приносит радость и счастье. У меня есть работа, цели, творчество, продлевающие мой сюжет. В сорок семь я считаю себя подающим надежды артистом и открываю какие-то новые возможности, не пользуюсь тем, что уже умею, а пытаюсь зондировать себя и идти вперед. И все это в немалой степени благодаря отцу.

«А в какую гримерочку принести кружечку, где повесить занавесочку, совершенно неважно». Максим Аверин и Светлана Малюкова в спектакле «Платонов», Театр сатиры, премьера в 2019 году
Фото: Александр Беланов/пресс-служба Театра сатиры

— Вы похожи?

— Внешне — очень. Характером я в маму. От нее мне передалась любовь к жизни и сила духа. Мама была очень сильным человеком. Я пытаюсь объяснить людям, что жизнь удивительна и прекрасна, что это дар, который нужно ценить. И когда они начинают лить грязь друг на друга на страницах печатных изданий или в каких-то телешоу, прихожу в ужас.

Знаете, в чем проблема нашего времени? Раньше артист был далеко. Сейчас — очень близко, и я все про него знаю: что он ест, где живет, с кем спит. А когда-то в некоторых театрах директора запрещали артистам после спектакля пользоваться общественным транспортом, вызывали такси: «Вы только что играли Ромео и вдруг попадетесь на глаза поклонникам в автобусе с авоськой. Так нельзя!» Не хочу сказать, что артисты какие-то избранные и не могут ездить в общественном транспорте и ходить по магазинам, но не нужно разрушать иллюзии зрителя. Он должен выходить из театра окрыленным. А нынешний зритель знает о частной жизни артистов больше, чем об их творчестве.

— Некоторым, наверное, просто нечем похвастаться в плане творчества!

— Да и артистов стало слишком много. И если раньше в нашу профессию шли служить, то сейчас — чтобы добиться успеха и стать звездами. Люди не понимают, что звезда — это ежедневная кропотливая, страшнейшая работа. Людмила Марковна Гурченко говорила: «Не гонись за успехом. Если ты его достоин, он тебя найдет».

— Вы не сразу поступили в Щукинское училище. Почему?

— Потому что понадеялся, что один такой, талантливый и незаменимый, и все упадут, когда я приду. Не подготовился должным образом. Но очень рад, что в первый год не поступил и попал потом к Марине Александровне Пантелеевой, моему художественному руководителю и очень важному и значимому для меня человеку.

Вообще, Щукинское училище и театр «Сатирикон» — это мои университеты. Училище дало базис, очень классный, мощный, я работал с замечательными педагогами. Но дальше пошла взрослая жизнь, и все пришлось начинать практически с нуля. Не зря говорится — выходя из института, не забудь, что ты ничего не умеешь. Мы показывались в разные театры, «Сатирикон» стал первым, и Константин Аркадьевич Райкин сразу меня взял, чему я был безумно рад.

— Райкин слывет очень жестким худруком и человеком.

— Ну, как человек он совершенно разный, а для молодого артиста, попавшего в огромную труппу, было очень важно, что рядом такой мастер. Он же не только от нас требовал, но и от себя. Я счастлив, что проработал в «Сатириконе» 18 лет.

«Папа у Сергея Юрского работал, у Евгения Евтушенко. Евгений Александрович моего папу обожал. Как и Юрский, он бывал у нас дома». Максим Аверин, 2022 год
Фото: Филипп Гончаров

— У вас сразу все сложилось, или поначалу пришлось бегать в массовке?

— У нас многие там бегали. Так всегда было в «Сатириконе»: сегодня ты играешь главную роль, а завтра участвуешь в массовке. Но Райкин поначалу меня абсолютно не замечал, и это подстегивало.

— Как же вы обратили на себя его внимание?

— Просто делая свое дело. В жизни ничего не предпринимал, чтобы понравиться, только в работе. Он увидел это и стал учитывать меня. Оценил в небольших ролях, после чего пошли большие. Однажды Константин Аркадьевич пришел ко мне в гримерную и сказал: «Ты артист, на которого я буду все время разворачивать свое внимание». И надо сказать, что я до сих пор продолжаю разворачивать его на себя, уже не работая семь лет в «Сатириконе». Худруки бывшими не бывают. Райкин для меня все равно остается очень важным и авторитетным человеком. Часто думаю, как бы он отреагировал в тот или иной момент. Поскольку и сам уже художественный руководитель, и мне тоже приходится быть жестким.

Худрук не может быть мягким, он должен быть разным. Чувствовать нездоровую атмосферу в коллективе, и пресекать, и поощрять, и вдохновлять, и идейно направлять. Жесткий худрук — это прекрасно.

— Почему же вы покинули «Сатирикон»?

— Видимо, пришло время. Возможно, я бы не ушел, просто сложилась определенная ситуация, о которой сейчас рассказывать бессмысленно.

— Житейская?

— Эмоциональная. Как показало время, она возникла вовремя. Рано или поздно любое животное отпускает своего детеныша в свободное плавание. Но я еще долго вставал утром с мыслью: надо идти на репетицию. И одергивал себя: да нет, уже не надо. Это была фантомная боль. Когда человеку ампутируют ногу, она у него еще долго «чешется» и «болит». И мне пришлось несколько лет перестраивать себя заново, чтобы двигаться вперед. Но все было правильно. И у нас сохранились прекрасные отношения с Константином Аркадьевичем. Я его очень люблю.

— Он как-то обронил в одном интервью: «Все, кто от меня уходят, просятся обратно, но я никого не беру».

— Ну, я не просился, хотя не исключаю, что когда-нибудь мы встретимся в совместной работе. Мы видимся, считаем друг друга родными людьми, все-таки 18 лет нельзя просто вычеркнуть из жизни. Насколько могу судить по тому, что долетает до моего уха в пересказе друзей, Константин Аркадьевич всегда за меня. И я всегда за него, потому что он действительно очень повлиял на мою жизнь. И нет у меня никаких, боже упаси, обид, наоборот, лишь благодарность за целый спектр необходимых качеств, полученных в стенах «Сатирикона», — характер, силу воли, трудоспособность. За школу Константина Аркадьевича Райкина.

«Продюсеры расписывали мое время, забывая о том, что иногда я должен спать. А я ведь был уже снимающимся артистом, незадолго до «Глухаря» прошел сериал «Карусель», имевший большой успех. Нет, Глухарева я люблю. Но всему свой срок». Виктория Тарасова и Максим Аверин на съемках сериала «Глухарь», 2009 год
Фото: Сергей Иванов/photoxpress.ru

— После «Сатирикона» уже ничего не страшно?

— Он меня, конечно, закалил, но разве можно сейчас сказать, что тебе ничего не страшно? Вообще, жизнь полна сюрпризов, и спрогнозировать стопроцентный успех или провал невозможно. Бывает, сделаешь какую-то работу и думаешь: «Вот это сейчас прозвучит, это роль моей жизни!» А она, как ведро, пролетает со свистом. Зато проходная работа, казалось бы, не внушающая никаких надежд, вдруг выстреливает и становится очень значимой.

— Такое чаще случается в кино?

— Да, потому что в кино обычно используют то, что ты уже умеешь. И многие талантливые артисты останавливаются в развитии, потому что их используют только типажно или по какому-то шаблону.

— Вы как-то заметили: «Сжечь бы все свои фильмы и повеситься». Понимаю, это было сказано сгоряча и в шутку, но не слишком ли вы строги к себе?

— Понимаете, в театре есть возможность к чему-то вернуться и что-то исправить. А в кино это невозможно, ты целиком и полностью зависишь от массы других людей — режиссера, оператора, монтажера и так далее. Неслучайно в наших трудовых договорах значится пунктик об отчуждении прав. Зачастую представляешь себе одно, а получается совсем другое. Поэтому я не очень люблю смотреть свои фильмы. Как правило, они сняты давно, и я уже совсем другой и на многое смотрю другими глазами.

Озвучание — вообще какой-то атавизм. Ты ведь уже сыграл тот или иной эпизод, пережил ту или иную эмоцию, а теперь должен ее имитировать. Правда, иногда при озвучании можно роль исправить. А при монтаже — наоборот, угробить. Монтажер иногда что-то переставит в эпизоде, и ты смотришь и думаешь: «Как же плохо я сыграл...» Ничего подобного, это просто монтаж. Но через год или три разве можно вспомнить, как все было?

— Как относитесь к пробам? Многие их ненавидят.

— Пробоваться обожаю. Это же не проверка на талант, а возможность примерить на себя материал. Одно дело, когда ты его прочитал и загорелся: «О, я хочу это сыграть!» И совсем другое, когда приходишь к режиссеру и можешь прозондировать себя перед камерой. На съемочной площадке нет возможности долго заниматься поиском. А здесь ты можешь все обсудить, прикинуть грим и костюм, размять текст. Замечательные пробы у меня были на роль Петра Первого в сериале «Собор».

— Вас ведь поначалу прочили на роль князя Бадарина?

— ...которую прекрасно сыграл Александр Балуев. Но приглашали действительно на князя Бадарина, и, читая сценарий, я думал: «Роль классная, но, по-моему, мне ее рано играть. Хотя, может, режиссер так видит?» Мы же не можем себя оценивать со стороны.

«У меня перед Захаровым как будто какой-то кармический долг, я безумно сожалею, что не успел поработать с великим мастером». «Хрустальный бал Хрустальной Турандот». Максим Аверин поздравляет театр «Ленком Марка Захарова» с 95-летием, 2022 год
Фото: Валерия Новокрещенова/пресс-служба театра «Ленком Марка Захарова»

До проб на Бадарина не дошло. Режиссер Сергей Гинзбург внезапно перекинул меня на роль Петра. К чему я отнесся без особого энтузиазма и даже отказывался ехать на пробы. Какой я Петр Первый? У нас же в стране все знают, каким он должен быть и как его надо играть. Столько фильмов снято! Но Сергей меня переубедил. Правда, выбрал для проб очень сложную сцену — обращение Петра к солдатам перед Полтавской битвой.

А как я стрессанул в первый съемочный день! Когда появился на съемках, группа уже два месяца была в экспедиции, сняла уйму материала и стала просто семьей. А я не знал никого и ничего. Было ужасно страшно. На грим сел весь на нервах, от меня просто искры летели. Гример поняла, как мне плохо, сказала: «Тихо, тихо, успокойся». Оградила от всех, сделала так, чтобы никто не приближался. Повела себя как психолог и спасла. Первый съемочный день — это всегда страшно, особенно если приходишь в сложившийся коллектив, где вовсю идет работа. Поначалу было непросто, но роль Петра Первого в сериале «Собор» стала одной из моих самых любимых. Несмотря на стрессы и нервы, мне нравится, когда я ничего не знаю, когда прихожу на площадку или иду на сцену как в первый раз.

Многие коллеги не понимают, зачем мне помимо театра, кино и активной гастрольной деятельности еще какие-то занятия — например работа телевизионным ведущим. Некоторые считают, что разбрасываюсь. Александр Анатольевич Ширвиндт однажды сказал: «Максимка, ты большой русский артист, зачем тебе эти «Три аккорда»?» А мне интересно освоить что-то новое. И потом такие популярные программы пробуждают интерес публики. «Кто это ведет? — думает зритель. — Что за парень? Ах, он еще в театре играет? Надо сходить». Артисту нельзя замыкаться в каких-то рамках и ждать роль своей мечты. Что, если ждать ее придется всю жизнь, которая однажды просто возьмет и закончится?

— Раньше считалось, что театральный артист должен служить исключительно Мельпомене, не отвлекаясь ни на какую ерунду.

— А мне интересны самые разные вещи. Завтра в пять утра лечу в Ижевск, где буду играть в антрепризной постановке «Лев зимой». Потом отправлюсь в Сибирь с моноспектаклем «Научи меня жить». Два часа один на сцене читаю, пою и делаю то, что хочется. А мог бы, наверное, прождать много лет, прежде чем меня «увидел бы» какой-нибудь режиссер и предложил нечто подобное. Никита Сергеевич Михалков на своем творческом вечере смеялся: «Аверин, зачем ты в каждом интервью говоришь, что не можешь ждать, когда тебе позвонит Михалков?» Я правда несколько раз такое говорил. Считаю, это мой режиссер. Но, видимо, не судьба с ним поработать. Хотя, как знать...

«Майя Михайловна Плисецкая очень любила сцену, но не очень любила класс. И для того чтобы разогреться и разогнать кровь, просто стояла под горячей водой. Я тоже это практикую. Майю обожаю. Невероятная была женщина». Максим Аверин, 2022 год
Фото: Филипп Гончаров

— Некоторые роли довольно дорого обходятся артистам. Говорят, на «Соборе» вы получили серьезную травму?

— Потому что повел себя легкомысленно и неосторожно. В принципе, неплохо переношу нагрузки и боль, у меня высокий болевой порог. И снимали мы не бог весть что — Петр скачет на поле боя. А как это происходит в кино? Если нужно проскакать галопом на общем плане, берут каскадера, чтобы все выглядело красиво. На среднем плане артист обычно снимается сам. Я умею ходить на лошади. На крупном плане ее нет. Тебя привязывают к табуретке, ставят ее на какую-нибудь открытую машину, а перед тобой помещают камеру, которая снимает, как ты трясешься по ухабам. Дело было ранним утром, я, дурак, не размялся как следует, и когда тряхануло на какой-то кочке, что-то переклинило в спине.

Неделю ходил, преодолевая боль, благо она была не очень сильной: ничего, пройдет, сколько раз такое бывало. Потом поехал на кинофестиваль в Ессентуки. Однажды собрался прогуляться по городу, открыл чемодан, нагнулся, а разогнуться не получилось. Боль адская. Никогда такую не испытывал. К счастью, среди гостей фестиваля оказался врач нужной специальности. До его появления я минут сорок не мог сдвинуться с места, и еще минут двадцать он меня от стенки отдирал. Обезболил, сделал массаж вакуумными банками. Мы еще не раз встречались. Слава Богу, он меня восстановил. Но этот случай стал уроком.

— Разве можно так легкомысленно относиться к своему здоровью? Вы ведь уже опытный «доктор», десять лет снимаетесь в сериале «Склифосовский»!

— Думаете, врачи заботятся о своем здоровье? Это как раз тот случай, когда сапожник без сапог. Сколько кардиологов умирает от разрыва сердца!

— Скоро выйдет десятый, юбилейный сезон «Склифосовского». Вы от него не устали? Из «Глухаря» ушли на пике популярности проекта, не хотели стать артистом одной роли.

— Там была другая ситуация, все начали пилить успех, все хотели быть главными. Это первая причина. Вторая — мы уже буквально вещали из каждого утюга. Канал не знал, как нас растиражировать: «Глухарь. Продолжение», «Глухарь. Возвращение», «Глухарь. Приходи, Новый год!», «Глухарь. «Снова Новый!» и так далее. Однажды, помню, шел по улице и видел своими глазами, как в машинах люди сидят и смотрят «Глухаря», а в квартирах — по телевизору. В какой-то момент стало просто скучно и неинтересно. Я не хотел ни с кем ссориться, сказал: «Делайте, что хотите» — и ушел. Как оказалось, вовремя.

Иногда спрашивают:

— Вы, наверное, ненавидите свою роль в «Глухаре»?

«Над сериалом трудится команда высокопрофессиональных людей, работать с которыми одно удовольствие. Мы общаемся и за пределами площадки». Максим Аверин и Мария Куликова в сериале «Склифосовский», 10-й сезон, выход в 2023 году
Фото: Россия 1

— Нет, — совершенно искренне отвечаю я. — Потому и ушел, что любил эту роль и не хотел ни с кем ссориться.

А по какому жуткому графику я жил и работал в то время! Три года носился по какому-то замкнутому кругу, в одном и том же районе, как белка в колесе: квартира у «Алексеевской» — «Сатирикон» в Марьиной Роще — съемочные павильоны в районе ВДНХ и Останкино. Продюсеры расписывали мое время, забывая о том, что иногда я должен спать. А я ведь был уже снимающимся артистом, незадолго до «Глухаря» прошел сериал «Карусель», имевший большой успех. Нет, Глухарева я люблю. Но всему свой срок.

В «Склифе» никто ничего не пилит, не выясняет, кто главный. Нет, все получают удовольствие. Во-первых, мы имеем дело с замечательным материалом. Во-вторых, он прекрасно снят. Над сериалом трудится огромная команда высокопрофессиональных людей, работать с которыми одно удовольствие. Мы общаемся и за пределами площадки.

— Брагин вам не надоел?

— Дело в том, что в этом сериале я еще выступаю как соавтор. Многие сюжетные линии придуманы мною. У нас замечательный режиссер — Юлия Краснова, и мы с ней работаем в тандеме. Я часто подхожу:

— Юль, давай поменяем диалог. Сделаем так.

— Давай.

Знаете, в «Глухаре» чувствовалась какая-то беспросветность. А «Склифосовский» — очень светлый проект.

— Не слишком сказочный? Многие сюжетные повороты кажутся фантастическими.

— Нет, они взяты из жизни. А в ней чего только не бывает. Вы же знаете, какие у нас люди. Они всегда надеются, что болячка сама пройдет, и обращаются к врачу в последний момент, уповая на него, как на Всевышнего. Поэтому я и говорю, что врач — вторая профессия по значимости после Бога.

— Фитнесом не занимаетесь?

— Сыграйте хоть один мой спектакль! Думаете, вам нужен будет потом этот фитнес?

— Ну, смотря какой...

— Я что, в плохой форме?

— Наоборот, в прекрасной. Поэтому и интересуюсь, как вы ее поддерживаете. Некоторые артисты, например, занимаются горячей йогой...

— Знаете, Майя Михайловна Плисецкая очень любила сцену, но не очень любила класс. И для того чтобы разогреться и разогнать кровь, просто стояла под горячей водой. Я тоже это практикую. Майю обожаю. Невероятная была женщина.

А так у меня каждый день спектакль. Встаю я в шесть утра. Больше пяти часов не сплю и не могу провести полдня в кровати, не умею.

После спектакля, конечно, невозможно заставить себя спать, «мотор» еще работает. Обычно посидишь, выпьешь вина, посмотришь сериальчик, погуляешь с собаками. Вчера я отыграл «Платонова». Уснул ровно в три ночи и где-то в восемь проснулся. То есть проспал свои пять часов. Выпил кофе, погулял с собаками. У меня дог и мини-кокер. Лапочки мои, две девочки, веревки из меня вьют! Утром люблю послушать музыку, новости почитать. Мозг должен заработать.

«Поначалу было непросто, но роль Петра Первого в сериале «Собор» стала одной из моих самых любимых». Максим Аверин в сериале «Собор», 2021 год
Фото: Первый канал

— Выходные у вас бывают?

— Плановые — редко. Но случаются незапланированные. В принципе, график составлен на год вперед, но иногда происходит сбой. В этот день у меня все идет кувырком, как у сороконожки, которая упала, когда у нее спросили, с какой ноги она пошла. В таком случае могу просто тупо провести весь день на диване.

В нормальные, плановые выходные обычно за город уезжаю, пообщаться с кем-то, почитать. На тусовки не хожу, мне это неинтересно.

— Отпуск, наверное, проводите в Сочи? У вас ведь там квартира?

— Все-то вы знаете! В Сочи я действительно бываю довольно часто, поскольку являюсь художественным руководителем Сочинского концертно-филармонического объединения и, так сказать, совмещаю приятное с полезным. По работе должен приезжать хотя бы раз в два месяца. В остальное время, слава богу, выручает дистанционка, благодаря которой даже в период пандемии мы выпустили два спектакля.

— Зачем вам еще и это?

— Приобретаю знания и навыки руководящей работы. И Сочи очень люблю. Зимний театр там просто невероятный! Не зря он признан памятником архитектуры федерального значения.

Помню, на свое сорокалетие играл там спектакль. После его окончания вышел на улицу с другими актерами, окинул взглядом величественное здание с колоннами и сказал:

— Какой красивый театр!

Кто-то из коллег подхватил:

— Вот бы ты им руководил!

Я рассмеялся:

— Да ладно!

А через несколько лет шутливое пожелание сбылось.

— Как-то планируете свою жизнь или предпочитаете плыть по течению?

— В наше время планировать что-либо бессмысленно. Да и в любое другое. Знаете, когда-то я рассчитывал сыграть в спектакле «Укрощение строптивой» в Театре Наций. Все к этому шло, но не случилось. Хочешь рассмешить Господа Бога, расскажи ему о своих планах.

Если же попытаться представить, что будет лет через десять — пятнадцать... На пенсию я выйду едва ли, как и сменю род занятий. На худой конец, существует очень много профессий, «смежных» с актерской. Я, например, начал преподавать и могу и дальше этим заниматься. Или уйти на телевидение, радио. В любом случае все равно буду где-то рядом.

— Ощущаете бег времени? Или чувствуете себя таким же, как 20 лет назад?

— Конечно, я меняюсь. Но что самое прекрасное, меня эти изменения вполне устраивают. Если бы вы меня видели 20 лет назад, наверняка бы сказали — ну какой из него Платонов или Арбенин? Я был совершенно другой фактуры, телосложения. Совсем не герой — комический или характерный персонаж. Кривлялся неплохо до фильма «Магнитные бури» Вадима Абдрашитова, который меня полностью перекроил и сделал из меня артиста кино. Когда же вышла моя первая картина, это был страшный провал. Я думал, меня не будут больше снимать.

«Артисту нельзя замыкаться в каких-то рамках и ждать роль своей мечты. Что, если ждать ее придется всю жизнь, которая однажды просто возьмет и закончится?» Максим Аверин, 2022 год
Фото: Филипп Гончаров

— По-моему, вы будете замечательным Мюнхгаузеном!

— Вы не первый человек, который так говорит. Самое интересное, что это моя давнишняя мечта. Расскажу вам еще одну историю. Как-то ехал с коллегами по России на машине. Мы долго петляли по проселочным дорогам и заблудились. Заехали в какую-то деревушку. На горке старинная церковь, вокруг ни души. Вдруг идет человек. На вид — не вполне здоровый, как раньше сказали бы — блаженный.

Я ему улыбнулся из машины, хотел спросить дорогу. Он:

— А... Артист.

— Да, да!

— Звезда...

— Ну, да.

— Не-е-ет. Ты Мюнхгаузен.

Я просто онемел.

— Да ладно!

— Клянусь вам, так и было, есть свидетели.

На первой же репетиции «Леса» Антон Юрьевич Яковлев сказал мне, что в моем герое, Несчастливцеве, хотел бы видеть Мюнхгаузена. Я думал, он смеется надо мной. К тому времени уже просто замучил просьбами Александра Анатольевича Ширвиндта: «Поставьте «Мюнхгаузена», поставьте «Мюнхгаузена». На что он отвечал: «Максик, по пьесе Горина уже снят великий фильм Марка Захарова. Нас с ним будут сравнивать». Конечно, Марк Анатольевич создал шедевр, но нельзя же все время жить прошлым — ой, это уже поставлено, другого не может быть. С Антоном Юрьевичем Яковлевым мы нашли общий язык и сделаем своего «Мюнхгаузена» обязательно.

— Где сейчас снимаетесь?

— Сейчас доделываем летнюю историю «Море. Солнце. «Склифосовский» на море». Четыре серии. Я долго уговаривал продюсеров: «Давайте в Сочи снимем что-нибудь!» И они наконец согласились. Недавно я пробовался на Иосифа Сталина. Опять намучился. Меня не утвердили, хотя сказали, что пробы неплохие. Но какого роста должны быть члены Политбюро, если Сталин под два метра? То есть я?

— Зато ваш рост пригодился в «Соборе».

— Петр был выше, и я снимался в специальных сапогах на платформе. Но наряжать в такие членов Политбюро просто смешно.

Авантюра, конечно, страшная — пригласить меня на Сталина. Хотя я всерьез готовился, читал, смотрел хронику. Возможно, стал бы неплохим вождем народов. Но об этом трудно судить.

— Есть ли вообще такая роль, которую вы не смогли бы сыграть?

— Наверное, у каждого актера есть свой потолок. Так получилось, что я долгие годы играл социальных героев — милиционеров, учителей, врачей, пожарных. Но есть роль, после которой можно сказать, что все было не зря. Это Желтков из «Гранатового браслета» в сериале «Куприн». Моей душе, моему сердцу этот образ невероятно близок и дорог.

Есть фильмы, за которые мне стыдно? Есть, конечно. Все не может быть идеальным, я не чистописанием занимаюсь. И в кино, как уже сказал, от актеров мало что зависит. Если хочешь, чтобы зависело больше, сам садись за сценарий, занимайся операторской или монтажной работой.

— Вы никогда не стремились встать за камеру?

— Я снимал кое-что в сериале «Глухарь». Чтобы заниматься этим всерьез, нужно отовсюду уйти.

— Чего бы вам, конечно, не хотелось?

— Нет, это интересно, но я не могу бросить все остальное. Это моя жизнь! Вот если бы в сутках было еще двадцать четыре часа, я бы, наверное, встал за камеру...

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: