7days.ru Полная версия сайта

Азима Петра: Алексей Петренко. История любви

В этом году выдающемуся артисту отечественного кино и театра Алексею Петренко исполнилось бы 85...

Фото: Игорь Гневашев
Читать на сайте 7days.ru

В этом году выдающемуся артисту отечественного кино и театра Алексею Петренко исполнилось бы 85 лет. Его последняя супруга Азима Петра поделилась их историей любви в эксклюзивном интервью журналу «Коллекция Каравана историй».

В последнее время я не даю интервью. Как правило, журналистов интересует лишь история с иллюзорным многомиллионным наследством Алексея Петренко. А наследства этого и в помине не было. Зато была большая любовь... И в честь 85-летия супруга, которое мы отметили в этом году, мне бы хотелось поделиться с читателями нашей историей любви — любви, преодолевшей расстояние, осуждение, победившей время и даже саму смерть!

Оглядываясь назад, я часто задумываюсь о встречах, предначертанных нам судьбой. Будто кто-то наверху, желая соединить людей, сплетает их судьбы в клубок. Дергая за ниточки из которого, управляет людьми, определяя последовательность их действий. Думала ли я, этническая узбечка из Киргизии, что приму православие и стану женой великого актера, кумира миллионов людей? Конечно, нет! Но наверху решили иначе, и случилось это задолго до нашей с ним первой встречи...

Алексей Петренко, его брат Николай, мама, папа, двоюродная сестра Лида, конец 50-х годов
Фото: из архива А. Петренко

Я родилась и выросла в обеспеченной патриархальной семье со строгими мусульманскими устоями. Родители с детства прививали мне любовь к искусству. Я много читала и с большим интересом смотрела советские фильмы. Многие пересматривала по несколько раз. Однажды отец повел нашу большую семью на премьерный показ картины «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Когда мы вышли из кинотеатра, я громко заявила родным: «Я стану женой Петра Первого». Видимо, это услышали не только окружающие, но и кто-то на небесах поверил в серьезность моих намерений. Думаю, именно тогда и был запущен механизм, давший развитие всем последующим событиям моей жизни. И неслучайно сегодня я официально ношу фамилию Петра.

В момент знакомства с Алексеем Васильевичем Петренко я уже была состоявшимся человеком с четырьмя высшими образованиями и тремя детьми. Знакомство произошло в Геленджике в апреле 2006 года. Это была неформальная встреча парламентариев СНГ (я в то время работала парламентским корреспондентом в Киргизии). По сей день, вспоминая эту нашу встречу, я не могу сдержать слез. Это была вечеринка «без галстуков» для политиков и творческих людей со всего бывшего Советского Союза. Каждый, кто хотел, мог спеть песню на своем родном языке: грузинском, белорусском, армянском, молдавском, казахском. Алексей Васильевич встал и спел любимую песню своей мамы «Цвите терен» на украинском. Вдруг и меня наполнило храброе вдохновение, и я спела на узбекском. Когда закончила, Петренко подошел ко мне, взял за руку и бархатным голосом сказал: «Дай мне слово, что споешь эту песню, когда меня будут хоронить». Ком встал у меня в горле, да и все, сидящие за столом, замерли от неожиданности. А обещание, данное тогда Алексею Васильевичу, я, когда пришло время, конечно, выполнила.

«В момент знакомства с Алексеем Васильевичем Петренко я уже была состоявшимся человеком». Алексей Петренко и Азима, 2010-е годы
Фото: из архива А. Петренко

Недаром говорят: настоящая любовь — это химия. Признаюсь, тогда я полностью оказалась во власти сильного, уверенного в себе мужчины, способного на искренние крепкие чувства. Я была разведена, а сердце мое открыто. Но он был женат, и как бы мне ни было больно, как бы ни хотелось остаться с ним, я не могла этого себе позволить.

Домой в Киргизию из той поездки я вернулась, как выяснилось позже, уже не одна. Под сердцем у меня жила наша дочь. Следующая встреча с Алексеем Васильевичем случилась в январе 2010 года. Все это время мы не виделись, не общались, не созванивались. К тому времени я уже работала директором Киргизфильмофонда, и меня направили в командировку в Москву для знакомства с российскими коллегами и налаживания партнерских отношений. Директор российского Госфильмофонда Николай Михайлович Бородачев пригласил меня гостем на фестиваль архивного кино «Белые Столбы». Несмотря на острое желание скорее вернуться домой к детям и тот факт, что моя официальная командировка уже подошла к концу, я все же не смогла отказать и осталась.

Помню, был сильный мороз, я стояла на ступеньках просмотрового зала, нервничала, мерзла, хотелось поскорее все закончить. Вдруг слышу знакомый, до боли родной голос: «Здравствуйте, девушка. Узнаете?» Оглядываюсь и вижу его... Вначале даже не узнала. Согбенный, на двух тростях. Мое сердце сжалось. Передо мной стоял не тот Петренко, с которым я познакомилась четыре года назад, а совершенно другой человек. Он очень сильно сдал. Позже я узнала, что он потерял жену. Она тяжело болела, уходила мучительно, долго — у него одного на руках.

«Петренко был счастлив, что наконец дочь — любимая Мелания — будет носить его фамилию». Алексей Петренко и Мелания, 2010-е годы
Фото: из архива А. Петренко

Здесь, на фестивале, начался новый виток наших отношений. Он походил на головокружительный роман. Алексей Васильевич заявил, что больше никогда и никуда меня от себя не отпустит. Расстаться, конечно, пришлось. Но находиться вдали друг от друга было мучительно больно. Я металась между Киргизией и Москвой. В день было по 15 звонков. Каждое утро, несмотря на трехчасовую разницу во времени, я просыпалась от его слов: «Доброе утро, мое азиатское солнышко. Хорошего тебе дня». Как же мне хочется, чтобы каждая женщина в своей жизни ощутила хоть малую толику того счастья, той любви, того вдохновения, которые испытывала я!

Апрель 2010 года стал самым счастливым в моей жизни. Алексей Васильевич прилетел в Киргизию просить моей руки у родителей. Он мечтал, чтобы мы обвенчались, но без согласия родных я не могла этого сделать. Я знаю, как он переживал перед поездкой. Петренко сам писал об этом в своих дневниках. Прежде чем отправиться в Киргизию, Алексей Васильевич поехал в Иерусалим и там у Гроба Господня на коленях молился, чтобы моя семья дала свое благословение на наш союз. Когда Алексей Васильевич познакомился с моими детьми, родителями, родственниками, был в восторге. Всю свою жизнь он мечтал о большой многодетной семье, где уважают традиции, почитают мать и отца, где нет ссор и разногласий. Все это он увидел в нашем доме. Но обрел далеко не сразу. Алексею Васильевичу пришлось серьезно попотеть, он четыре раза просил моей руки у отца. Мама сразу согласилась, а папу очень смущала его популярность и наша разница в возрасте. Он не верил, что у Петренко в Москве нет семьи. Но Алексей Васильевич сумел убедить папу, что он вдовец.

Светлана Крючкова и Алексей Петренко в фильме «Женитьба», 1977 год
Фото: Микола Гнисюк

Детям моим Васильевич, сев во главе большого стола, сказал: «Я люблю вашу маму, и всех вас мама родила для меня. Я ваш Батька, и готов стать вам настоящим отцом!» На тот момент моему сыну был уже 21 год, старшей дочке 19 — и это были взрослые, сформировавшиеся люди. Но они сразу стали обращаться к нему Батенька. А по-другому и быть не могло — ведь Алексей Васильевич был светлым, добрым человеком с чистым, открытым сердцем. Мои дети общались и со своим родным отцом, но у сына даже с ним не было таких доверительных отношений, как с Петренко.

Мелания появилась на свет, когда мы еще не были в браке. И ни одна живая душа не знала, от кого я родила дочь. Даже своим родителям не сказала — они узнали об этом только от Алексея Васильевича. Петренко смог убедить моего папу, что является отцом его внучки. И это стало для моих родителей определяющим обстоятельством — они все-таки дали благословение на наше венчание. Алексей Васильевич принял решение официально оформить отцовство на дочь. Имя для нее выбрал именно он — по святцам. В то время в Киргизии произошел государственный переворот. Я работала в команде бывшего президента Бакиева, а на всех его сторонников начались гонения. Опасаясь за мою безопасность, Петренко вылетел в бушующую Киргизию, чтобы самостоятельно решить вопросы, связанные с оформлением отцовства. Он связался со своими знакомыми из фонда Чингиза Айтматова. В свое время они дружили с великим писателем, а я, к слову, была его ученицей. В целях безопасности оформлять свидетельство о рождении решили не в Бишкеке, а в Таласской области — на родине Айтматова. Петренко был счастлив, что наконец дочь — любимая Мелания — будет носить его фамилию. Документ прошел межгосударственную легализацию, поэтому на тот момент в законности его оформления ни у кого не было сомнений. Но общественно-политическая ситуация, царившая в Киргизии в тот период, равнодушие и халатность местных бюрократов впоследствии сыграли с нами злую шутку. Когда Алексея Васильевича не стало, лица, заинтересованные в наследстве актера, и в первую очередь его старшая дочь Полина, многократно пытались оспорить эти документы. Но Алексей Васильевич в Киргизии все оформлял по закону!

«Лариса Анатольевна призналась за столом: «Однажды журналист меня спросил: «Почему вы не выходите замуж?» Иван Краско, Лариса Лужина, Алексей Петренко, Светлана Дружинина, 2010-е годы
Фото: из архива А. Петренко

Я бесконечно благодарна за поддержку нашим друзьям Ирише и Эммануилу Виторган, Валерию Гергиеву, директору Гильдии актеров кино России Валерии Гущиной, отцу Никону, нашему духовнику — отцу Евгению Сидорычеву, доктору Зауру Кодзоеву, близкому другу семьи Павлу Захарову, президенту Общенациональной программы «В кругу семьи» Александру Ковтунцу, художественному руководителю Кубанского казачьего хора Виктору Захарченко, директору Госфильмофонда России Николаю Бородачеву, ныне покойному, — все они стоически вместе со мной сражались в судах и в СМИ за честь и достоинство великого русского актера Алексея Петренко. Эммануил Виторган однажды сказал очень дорогие для меня слова: «Азима для Алексея Васильевича стала возвращением в жизнь. Мне это понятно, я тоже через это прошел: когда умерла моя жена Алла Балтер, казалось, все — конец! И тут появилось молодое любящее сердце в лице Ирины... Так и Азима осветила жизнь Алексея Васильевича, наполнила ее смыслом, и его творческая жизнь продлилась!»

«Гостям вечера я представила документальный фильм «Отец. Территория высокого искусства». Алексей Петренко, 2000-е годы
Фото: Игорь Гневашев

Если бы мне, девушке из патриархальной мусульманской семьи, кто-то в юности сказал, что я стану жить в православии и буду вся пропитана этим, я бы рассмеялась. Но сегодня с особым чувством ответственности и особым уровнем осознанности я могу повторить известную поговорку: мы предполагаем, а Бог располагает. В 1996 году в Киргизию приехал патриарх Московский и всея Руси Алексий II, и встреча с ним поразила меня до глубины души! Как правило, люди такого ранга начинают свой визит со встречи с президентом страны. Патриарх же два дня посвятил Иссык-Кулю. Объездил все святые места вокруг и лишь на третий день встретился с президентом Акаевым. Я, тогда молодая журналистка, руководитель пресс-центра президента, спросила Алексия, почему его график выстроен не по протоколу. Он ответил: «Вы, киргизы, живете на удивительно благодатной земле, но сами этого не осознаете. Но когда придет осознание, вы будете самыми богатыми людьми в мире!» После интервью патриарх положил свою руку мне на голову и доверительным тоном сказал: «А тебе, деточка, покреститься надо». Я рассмеялась, ответив, что родом из ортодоксальной мусульманской семьи, мой папа — священнослужитель, я пять раз в день читаю намаз и строго соблюдаю все каноны ислама. Алексий II улыбнулся и сказал: «Дитя мое, придет время, и ты сама увидишь свой путь и все поймешь». Прошло три месяца, я приехала в Москву, проходя мимо церкви на Большой Ордынке, услышала колокольный звон и остановилась как вкопанная... Так все и начиналось... Получается, свое крещение я приняла по благословению патриарха Московского и всея Руси, и кроме как словом «чудо» это не объяснишь. Наверное, в награду мне небеса и послали такого гениального и удивительного мужа!

Владимир Зельдин и Алексей Петренко, 2010-е годы
Фото: из архива А. Петренко

Считаю, что Всевышний един в любой религии. Если человек рожден с верой в сердце, абсолютно не важно, как мы называем Бога. Истинное христианство и мусульманство очень похожи своими канонами. Да, меня осудило мусульманское братство. Общество вообще очень негативно восприняло мое крещение, но это по невежеству. Мы смогли пережить и это, ведь со мной рядом был мужчина всей моей жизни, он-то и стал нашим первым учителем в православии. Каждый вечер перед сном мы всей семьей читали Библию. Вы даже не представляете, насколько эти чтения объединяют людей! Мы дышали одним воздухом, и жизнь у нас была одна на троих. Когда Алексея Васильевича не стало, у нас с Мелашкой будто отрезали половину души... Я до сих пор стараюсь для нее по вечерам устраивать совместные чтения Библии. Но, конечно, без нашего Батеньки это совсем не то...

Алеша умер на руках у Мелашки. Старцы говорят, что для дитя это лучшее благословение отца. В тот день он был веселый, счастливый, много шутил. По телефону разговаривал с директором Театра имени Андрея Миронова Рудольфом Фурмановым (и его уже нет с нами), смеялся. Вдруг наступила тишина. Мелания заглянула в комнату, а он сидел в кресле, опустив голову. Она кинулась к нему с криком: «Папа, папочка!!!» Обняла его, а он вздохнул в последний раз, и все...

Азима, Алексей Петренко и Людмила Чурсина, 2016 год
Фото: из архива А. Петренко

Мне очень не хватает любимого... Его отношения к жизни, его умения преодолевать любые трудности с улыбкой на устах. Батенька был человеком с потрясающим чувством юмора, и в нашей с ним жизни было много интересных и курьезных ситуаций, в которых он поступками доказывал свою любовь, но еще и с юмором. Помню, во время фестиваля «Амурская осень» в Благовещенске на творческом вечере Романа Виктюка мы сидели далеко от сцены — примерно в 10—12-м ряду. В тот день Алексей Васильевич сильно устал и задремал во время концерта. На сцене же Виктюку дарят огромный красивый букет, и он говорит: «Я запускаю этот букет в зал, и тот, в чьи руки он прилетит, будет самым счастливым человеком!» Траектория букета была совершенно мимо нас — букет просто должен был пролететь над нами. Но вдруг секунду назад спящий Алексей Васильевич совершил невероятный прыжок — мне даже показалось в тот момент, что его руки резко стали длиннее — и словно заправский вратарь поймал букет и передал цветы мне. Зал ахнул и зааплодировал. А муж сел на свое место и, как ни в чем не бывало, снова погрузился в сон.

Алексей Петренко в фильме «Сибирский цирюльник», 1998 год
Фото: Игорь Гневашев

Или другой курьезный случай. С Мариинским театром мы были в Лондоне. Алексей Васильевич должен был выступать в Королевском Альберт-холле — концертном зале на 9000 зрителей. Жили мы в шикарном пятизвездочном отеле и перед выступлением решили прогуляться. Рассматривали витрины ювелирных магазинов, в один из них даже зашли. И там я увидела брошь невероятной красоты, у меня даже дыхание перехватило. Я ее примерила — она мне так шла... Узнав цену, мы были шокированы. Но Алеша сказал, что ее непременно надо купить. Я, естественно, отказалась. Мы вернулись в отель и в лобби решили зайти в туалет. Я пошла в женский, он — в мужской. Выхожу — Васильевича нет. Жду его, жду, а его все нет и нет. Я уже начала беспокоиться — мало ли что. Люди заходят и выходят, а его все нет. Тут замечаю, что те, кто выходят из мужского туалета, как-то странно улыбаются. В конце концов появляется и муж — тоже довольный, улыбка во все лицо, а в руках пачка фунтов стерлингов. Как жена Горбункова из «Бриллиантовой руки», спрашиваю:

— Откуда?!

Отвечает:

— Ну нам же деньги нужны на брошку?! Вот я и заработал!

— Но как?!

— Продавал посетителям уборной туалетную бумагу. Увидел рулон, висящий возле кабинок, закрыл его всем телом. А когда люди просили дать им бумагу, отвечал, что дать не могу — могу только продать. Все смеялись, но деньги протягивали.

Да, если Петренко входил в раж, его было не остановить! Представьте: туалет респектабельного отеля в Лондоне, в котором стоит русский мужик и продает «ценную бумагу»...

«У нас родилась идея создать шоу-проект, объединяющий песни и танцы республик Советского Союза. Мы уже начали работать над ним: подбирали песенный репертуар, мечтали поставить танец, посвященный интернациональной семье Победителей в самой страшной войне». Алексей Петренко и Азима, 2010 год
Фото: из архива А. Петренко

Признаюсь честно, не все было гладко в нашей жизни и отношениях. И конфликты между нами случались. Но Алешенька изначально огласил свое золотое правило: «Я всегда прав, даже если не прав!» Поэтому мне оставалось только все со смирением принимать. Конечно, с моим темпераментом и активностью было сложно смиряться. Но я выучила любимую песню его мамы на украинском языке, и когда случалась очередная ссора, начинала мыть полы и начищать его ботинки, громко напевая эту песню. Его терпения хватало на час, потом он отчаянно говорил: «Полы натерла как в операционной, туфли жалко пачкать, лучше бы обматерила меня по-русски!» Я от размолвок отходила чуть дольше, но после его горячих объятий мы снова шутили и смеялись над собой. В эти моменты Батенька признавался: «Нарочно тебя злю — так хочу услышать твою настоящую ругань, а ты не поддаешься...»

Сегодня я занимаюсь творчеством, общественно-социальной работой. За собственные средства открыла мемориальный комплекс мужу, его родителям и его любимой Галюсе (второй жене). Как найду средства, завершу этот проект. Издала книгу «Плюшкиниана Алексея Петренко», создала фильм «Отец. Территория высокого искусства», провела несколько концертов, посвященных памяти супруга, работаю над второй книгой. И вопреки всему танцую и пою украинские песни. Танцевать я любила с самого детства. Пришло время, и мы с дочками смогли свой хореографический талант показать Батеньке. Два раза в неделю мы организовывали семейные танцевальные вечера. Алексей Васильевич, как великий султан, усаживался в центре дивана, а мы с Меланией и средней дочкой Зарифой устраивали показательные выступления. Танцевали не только восточные танцы, но и танцы народов мира. И у нас родилась идея создать шоу-проект, объединяющий песни и танцы республик Советского Союза. Мы уже начали работать над ним: подбирали песенный репертуар, мечтали поставить танец, посвященный интернациональной семье Победителей в самой страшной войне. Танец — как дань памяти павшим воинам. Но не успели реализовать наш проект — Алеша сам присоединился к этому небесному воинству.

Однако про танец я не забыла. И вместе с педагогом-хореографом Иваном Порожнюком мы его поставили и назвали «Победа». С дочкой Меланией на вечерах и в концертах мы танцуем танец «Космическая семья», нам помогла его воплотить педагог Юлия Суркова. А с хореографом Сергеем Тышланговым мы поставили танец, посвященный Алексею Васильевичу. Он объединяет элементы румбы и пасодобля и называется «История любви». И это не случайно! Алексей Васильевич обладал необыкновенной пластичностью и прекрасно танцевал. Вспомните легендарный спектакль «А чой-то ты во фраке?» театра «Школа современной пьесы», в котором Людмила Гурченко, Любовь Полищук, Альберт Филозов и Алексей Петренко танцевали настоящий балет! Помню, в Киргизии мы пришли в ресторан, а там не было посетителей. Алексей Васильевич предложил мне станцевать. Мы заказали латиноамериканскую музыку и такое танцевальное шоу устроили! Через несколько минут в зале стало тесно от посетителей. Все хлынули к танцплощадке и долго не отпускали нас. Хозяин заведения сказал нам: «Уважаемые, для вас всегда абсолютно бесплатно будет организован столик — все, что захотите, за счет заведения! Вы только приходите и танцуйте!» Да, Ее Величество Любовь творит чудеса!

«Мне очень не хватает любимого... Его отношения к жизни, его умения преодолевать любые трудности с улыбкой на устах». Алексей Петренко, 2000-е годы
Фото: Игорь Гневашев

2023 год для Алеши и всех, кто предан его таланту, — юбилейный. Алексею Петренко исполнилось бы 85 лет. День рождения Алексея Васильевича — 26 марта — мы провели в атмосфере любви и творчества в кругу родных и близких. Были скульптор Григорий Потоцкий с супругой, отец Никон, Вячеслав Голиков — музыкант театра Елены Камбуровой и любимый аккомпаниатор Алексея Васильевича, Александр Сидельников — администратор театра «Современник», Светлана Гальцова — наш семейный доктор, Александр Ковтунец — руководитель Общенациональной программы «В кругу семьи», Светлана Корелова — автор международного проекта «Перекличка победителей», наш близкий друг актриса Лариса Лужина. Лариса Анатольевна призналась за столом: «Однажды журналист меня спросил: «Почему вы не выходите замуж?» И я ответила: «Если бы мне предложение сделал такой мужчина, как Алексей Петренко, согласилась бы не раздумывая».

Гостям вечера я представила документальный фильм «Отец. Территория высокого искусства». В фильме собраны неизвестные, в том числе и любительские съемки Алексея Васильевича, о нем вспоминают его друзья и коллеги. Хочу поделиться словами руководителя Мариинского театра, с коллективом которого Алеша неоднократно выступал, дирижера Валерия Гергиева: «То непродолжительное время, которое Господь отвел нам общаться с Алексеем Васильевичем, я общался с ним откровенно, без оглядки, не думая о том, что он известный артист. Я просто был в плену его обаяния, его таланта и всегда был благодарен, если у нас получалось поговорить после репетиции или спектакля. Алексей Васильевич всегда оставался верен своему ощущению правды — не только жизненной! Он обладал и колоссальным ощущением сценической правды. И даже знаменитому режиссеру мог прямо сказать: «Я не могу принять такой рисунок образа героя. Я не согласен». И в этом было его счастье! Ему удалось многое! Его роли стали каноническими». Петр Первый, Иван Грозный, Григорий Распутин, Богдан Хмельницкий, Иосиф Сталин, которого он сыграл пять раз (!), генерал Радлов, генерал Тотлебен, король Карл I — личности могучие. И только сильный духом, целостный, могучий человек — такой как Петренко — мог прожить их жизни, оставив нам такие достоверные образы! А такие артисты живут во времени вечно!

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: