7days.ru Полная версия сайта

Андрей Ташков: «Все живы в моем сердце...»

Он похож сразу на обоих родителей. Но на мать, прославившуюся ролью Фроси Бурлаковой в картине отца, все-таки больше.

Андрей Ташков
Фото: Алексей Абельцев
Читать на сайте 7days.ru

Он удивительно похож сразу на обоих родителей. Но на мать, Екатерину Федоровну Савинову, прославившуюся ролью Фроси Бурлаковой в картине отца Евгения Ташкова «Приходите завтра», все-таки больше. Ташков-младший говорит, что мало виделся с ней: она часто лежала в больнице, а вот поди ж ты — впечатление, что он — мамин сын, и все. Будто она никуда не уходила из их с отцом человеческих будней.

Отец влюбился сначала в голос мамы. Когда папа поступал во ВГИК, ему не хватило места в общежитии, и он согласился переночевать в комнате девушек.

Лег, отвернулся к стене, и тут вошли студентки. Папа услышал голос, глубокий и щедрый, и ему захотелось увидеть его обладательницу. Так все началось...

Отец относился ко мне строго, жестко реагировал на все, то, что ему в моем поведении не нравилось, и нервно объяснял, в чем дело. А мама была совсем другой — очень мягкой. И еще открытой, общительной, веселой. Когда мы гуляли с ней по улице, она иногда начинала петь. Мама после ВГИКа окончила Гнесинское училище, а вокальные данные, как вы знаете, у нее были замечательные: три с половиной октавы. Ей предлагали выступать с оркестром Большого театра, однако она отказалась. Отец удивился, но у нее напрочь отсутствовали амбиции— пела для себя, в удовольствие. Разбирала дома музыкальные партии за пианино, продолжала заниматься со своими педагогами и, возвращаясь, говорила, что сегодня пела душой!..

Она давала концерты, но по настроению. И вот когда мама в очередной раз, гуляя со мной, запела — негромко, но ее сильный голос слышали все вокруг, я попросил этого не делать. «Почему?» — спросила она. Я не смог ответить искренне — что мне неловко, а начал вспоминать, что говорят взрослые в таких случаях. Взрослые — это в основном наша домработница тетя Наташа, с которой я проводил большую часть времени, и соседи. У этих взрослых одной из присказок было: «А если все так будут делать?» Так и я сказал маме: «А если все запоют?» Она засмеялась и больше на улице не пела.

— Вы с мамой разговаривали по душам?

Евгений Ташков с сыном. Москва,1958 г.
Фото: Из архива А. Ташкова

— К сожалению, нет. Она заболела, когда мне было четыре года. Во время съемок картины «Приходите завтра» у нее, оказывается, все время держалась температура, о чем никто не знал. Однажды маме стало настолько плохо, что вызвали «скорую». Долго не могли поставить диагноз, думали — простуда, но выяснилось, что у нее тяжелейшее заболевание — бруцеллез. Врачи запретили ей работать, и съемки пришлось прервать на год. Инфекция затронула центральную нервную систему, мама всю оставшуюся жизнь принимала по многу таблеток несколько раз в день — их горсть не умещалась в ладони, подолгу лежала в клиниках. Я не понимал, где она, спрашивал, мне отвечали, что в больнице.

— Вам было тяжело без мамы?

— Человек страдает, если ему есть с чем сравнивать, а когда он не знает другой жизни, то относится к своей как к данности.

Основная эмоциональная нагрузка легла на отца, и хотя он не подавал виду, что ему тяжело, могу представить себе его состояние. К тому же, как у многих талантливых режиссеров в советское время, у отца часто не принимали картины, а это такая нервотрепка. Он постоянно работал: то пропадал на съемках, то ночами сидел над сценариями. Семейные проблемы доходили до меня только в виде отзвуков: взрослые что-то бурно обсуждали, бывало, отец говорил на повышенных тонах. Меня эти разговоры пугали, я старался спрятаться, уйти к соседям смотреть телевизор. Когда началась школа и я приходил после занятий домой — родителей уже не было, уходил утром — они еще спали.

— А кто занимался вашим воспитанием?

— Домработница тетя Наташа. Она жила с нами: готовила, убиралась, за мной следила — это было еще в коммунальной квартире на Новопесчаной улице. Папа называл меня «Наташин сын», потому что я вел себя и говорил как она, а тетя Наташа была совсем простой женщиной. Мама с отцом учились на «отлично», золотые медали получили, красные дипломы, они и меня стремились вырастить всесторонне развитым человеком. Записали на фигурное катание, на плавание, наняли педагога, чтобы готовил меня в музыкальную школу, отдали в английскую спецшколу. Но получалось не так, как они хотели...

На плавании меня определили в «лягушатник», где воды было по грудь, и я там бултыхался год. На следующую осень тренер решил проверить, научился ли я за лето плавать, подвел меня к большому бассейну и столкнул в воду в самом мелком месте.

Мама была совсем другой — мягкой, открытой, общительной и очень веселой. Когда мы гуляли с ней на улице, она иногда начинала петь. (Екатерина Савинова в фильме «Приходите завтра», 1963 г.)
Фото: РИА-Новости

Плавать я, естественно, не умел, просто дошел на кончиках пальцев до бортика и выбрался из воды. Тренер буркнул: «Все понятно!» — и меня вернули в «лягушатник», что я воспринял как само собой разумеющееся. Иногда нам позволяли плавать в большом бассейне, точнее, держась за пенопластовые доски, работать ногами. Я почему-то всегда наглатывался там воды и когда шел с тетей Наташей домой, в желудке булькала вода с хлоркой. Наконец мне это надоело, я взбунтовался — заявил родителям, что больше в бассейн не пойду, и неожиданно не встретил никакого сопротивления. Плавать я научился уже потом — в Одессе, папа там работал на киностудии и даже получил квартиру.

С фигурным катанием я тоже потерпел крах. Зачем мне нужны были коньки? Никакого интереса я к ним не испытывал, но…

сказали — и я пошел.

— Вы были настолько послушным?

— Я молча терпел. Тетя Наташа вспоминала: однажды мы возвращались из детского сада, вышли из автобуса, и она спросила, почему я такой мрачный. Я ответил: потому что какой-то человек всю дорогу стоял на моей ноге. — «А почему ты не сказал?» — «Постеснялся». Так вот, возвращаясь к катку. Привели меня на занятие, выпустили на лед, и тренер куда-то ушел, сказав, что мы должны работать самостоятельно. Все катаются, а я подумал: сейчас поеду, упаду и все будут надо мной смеяться, поэтому лучше у бортика постою. Стоял, наверное, час. В следующий раз история повторилась: я опять провел все занятие у бортика. И так не единожды. Рассказал об этом тете Наташе, она — отцу. Тот пришел в ярость.

Он ведь и на коньках катался, и на лыжах, и плавал — был спортсменом и силачом. Знаю, мама раздавала незнакомым людям белые рубашки отца, которые становились ему велики, их было много. Почему? Отец ведь родом из деревни, он там по две мужские нормы выполнял каждый день с четырнадцати лет. Фигура у него была мощной, к тому же он тренировался — жонглировал двухпудовыми гирями. В институте организовали кружок бокса, так он и туда ходил, и на спортивную гимнастику: «крест» на кольцах — сложнейшее упражнение — делал. Мощный человек, шейные мышцы у него были такими, что рубашки покупались несусветного размера, другие на горле не застегивались. Когда отец учился на актерском факультете, ему сказали, что надо что-то делать с фигурой, иначе кого он сможет играть? Только шахтеров или грузчиков... Папа перестал активно заниматься спортом, и мышечная масса стала постепенно уходить.

Но все равно он оставался сильным и тренированным.

То есть если отец — спортсмен, отличник и режиссер замечательный, то и сын таким должен быть. Раз ночью он взял коньки — мои и свои, — и мы отправились на каток. Папа показывал мне всякие пируэты, я смотрел сквозь набегающие слезы, но так и не решился повторить ни один. Больше меня фигурным катанием мучить не стали. А с музыкальной школой — мама очень хотела, чтобы я там учился, — все случилось еще проще: меня в нее приняли весной, а после летних каникул я поступил в английскую спецшколу, начались те самые секции, и про музыку родители как-то забыли, а я не напоминал...

В школе я учился так: вычислял, когда меня должны вызвать к доске, и если сегодня спросили, то неделя спокойствия, а то и больше, мне была точно обеспечена.

Мама с отцом учились на «отлично», получили красные дипломы, они и меня стремились вырастить всесторонне развитым человеком. Но получалось не так, как они хотели...
Фото: Из архива А. Ташкова

Понимал, что не знаю толком ни одного предмета. Каждый день допоздна сидел над домашними заданиями: страх перед учителями был столь велик, что не делать уроки я не мог. Утро в школе начиналось с того, что преподаватели ходили по классу между рядами и проверяли, выполнена работа или нет. В детском саду я носил очки — у меня было плохое зрение, а в школе перестал их надевать — стеснялся, и в результате не видел ничего из того, что написано на доске. Тогда я решил сесть за первую парту, чтобы освоить хоть один предмет. Выбрал физику. Но через несколько занятий учитель пересадил самых хулиганистых ребят с задних мест вперед, а меня — в самый конец. Поэтому ничего с физикой не получилось.

В седьмом классе директор нам сказала, что школьные годы мы будем вспоминать как лучшие в своей жизни. Меня это страшно удивило: если это лучшие годы, что ж дальше-то будет?! И что вспоминать? Серые мешковатые брюки с катышками, прилипающие к покрытому лаком стулу, отчего когда встаешь, раздается резкий звук отдираемой от сиденья ткани? Или мои ответы на уроках, которые тут же улетучивались из головы? Это — лучшее? Нет, подумал я, запомню то, что было на самом деле: ощущение глубокого отчаяния от серости, страха и бессмысленности.

— Но вы как-то не производите впечатления невротика. Наоборот, кажетесь человеком сильным и упрямым.

— Сейчас если что-то выводит меня из себя, то, как и отец, могу взорваться, негодовать, отстаивая свою точку зрения, даже интонации те же.

Но я рассказываю про детство, каким был тогда: внешне спокойным, все в себе копил. Меня даже во дворе прозвали «директор», мне тогда было лет пять: в общих играх я не участвовал, стоял в стороне, одетый в строгий черный костюмчик, и внимательно наблюдал за всеми. Завидев нас с тетей Наташей, дети говорили: «О, директор идет!»

— Родители, люди эмоциональные, даже, думаю, страстные, не могли ведь настраивать вас только на «хорошую учебу» и прочие рациональные вещи?

— Как раз из-за плохих отметок они меня не ругали... Да, они были очень эмоциональные, думали, что и я такой же. Иногда с любопытством спрашивали, кто мне нравится из одноклассниц. А мне никто особо не нравился, но, наверное, из-за этих вопросов я стал присматриваться к девочкам.

И мне понравилась одна, двоечница Смирнова, ее потом отчислили за неуспеваемость.

— Ощущение счастья в детстве было?

— Конечно! Возле школы, в Чапаевском переулке, между станциями метро «Сокол» и «Аэропорт», находились, как мы их называли, «каркасы»: недостроенное здание. Стены были разной высоты, от земли метра три — три с половиной. И мы с ребятами прыгали со стены на стену. Самым сложным было прыгнуть с низкой на высокую. Если ты не попадал, то мог упасть на лежащие внизу строительные обломки. Рискованно, но захватывало.

Еще запомнилась поездка с родителями на Валдай. Отец года за два начал рассказывать нам с мамой про это необыкновенное место, и Валдай стал нашей общей мечтой.

Учился я средне, ничто меня не интересовало. Сначала решил, что буду писателем, потом — что мне прямая дорога в актеры
Фото: Из архива А. Ташкова

Папин друг, композитор Андрей Эшпай, уговорил его купить «Москвич», на нем мы и отправились. Едем. Дорога сначала шла ровно, а по мере приближения к знаменитой возвышенности все больше напоминала «американские горки» — подъем, спуск, опять подъем. Мама с папой сидели впереди, я — на заднем сиденье, среди вещей. В какой-то момент отцу показалось, что на скорости в шуме мотора появляется посторонний звук. Мама предложила разогнаться на очередной горке и, заглушив на спуске мотор, проверить, действительно ли есть шум. Так и сделали. На полном ходу отец вдруг увидел, что внизу вся дорога в колдобинах, но тормозить было поздно, и он попытался проскочить. Машину стало бросать вверх-вниз, вверх-вниз, а меня швыряло то к потолку, то на пол. Длилось это довольно долго, в чем дело, я не понимал, думал — случилась катастрофа, ведь разговоров о моторе я не слышал и на дорогу не смотрел.

Когда тряска закончились, я оказался на полу, заваленный вещами, что с родителями — непонятно. Решил подать голос, может, отзовутся. Крикнул что есть силы: «Я живой!» Они потом, вспоминая это, смеялись. Когда остановились, отец вышел, чтобы осмотреть машину. А чемоданы-то где? Они были намертво привязаны к верхнему багажнику толстой леской в несколько оборотов — остались только рваные концы. Пришлось возвращаться. Вещи местные жители сдали в милицию. Подумали: государственный груз — приняли самолетные бирки, оставшиеся от прежних поездок, за пломбировку.

На Валдае оказалось такое количество комаров, что невозможно было донести ложку с супом до рта. Единственным человеком, кто от них не страдал, была мама: ну садятся, ну кусают, пощелкала их — и все...

Евгений же Иванович, холерик по натуре, уже на подлете очередного комара начинал хлопать в воздухе ладонями и сильно нервничать. Ночь он не спал, вторую, после чего мы собрались и отправились назад. Так что столь вожделенного отцом земного валдайского рая не нашли, но поездка отчего-то вспоминается с удовольствием.

Где я становился абсолютно счастливым, так это в Одессе. Здесь мы с другом, Геной Скаргой, играли в войну возле стройки и огромной горы белого песка, лазали в катакомбы — это опасно, но мы все равно лазали, потому что страшно и интересно. А вот я ныряю в море, вижу свою летящую тень, мгновение — и перед глазами песчаное дно. Иногда, связав друг другу руки и ноги, прыгали с пирса в воду и плыли к берегу.

Ощущение самостоятельности появилось после института, когда я стал сниматься и материально себя обеспечивать. (на фото: Андрей с Олегом Борисовым в фильме «Подросток», 1983 г.)
Фото: Мосфильм

Выбравшись, чувствовали удовлетворение от победы над собой. Одесса всегда была радостью!

— А маму там помните?

— Мне лет восемь, в Одессе ливень, и мы с мамой, возвращаясь с моря, ползем по крутому откосу вверх. Кругом сплошная глина, которая от воды стала похожа на мыло. Вместо двадцати минут добирались до дома часа полтора, потому что пришлось идти в обход…

Мама мне маленькому иногда рассказывала сказки, одну из них я запомнил, передам ее вкратце. Жила-была старушка, очень бедная и очень добрая. Ничего у нее не было из еды, кроме лука, который она сама и выращивала. Только его и ела. То суп из него сварит, то потушит, то пожарит... И всех угощала, кто мимо шел.

Была она очень одинокая. И когда умерла, никто не пришел, некому было поплакать на ее могилке. Но с тех пор когда кто-то режет лук, всегда плачет. Это слезы по той доброй одинокой старушке. Такая сказка. А вообще мы с мамой мало времени проводили вместе. Мне рассказали потом: она думала, что ее болезнь заразна, и старалась поменьше быть со мной рядом...

Лет в одиннадцать я неожиданно спросил своего закадычного друга Гену, как бы он жил, если бы у него вдруг не стало мамы. Никаких видимых причин для такого вопроса не было, но я его задал. Значит, примеривал на себя такую ситуацию?

…Мы с отцом отдыхали рядом с военным пансионатом «Фрунзенское», снимали комнату в частном секторе. В день отъезда перед посадкой на катер он отозвал меня в сторону: «Я должен с тобой поговорить».

Я подумал, что он будет ругать меня за какую-то провинность. Но отец сказал: «Мамы больше нет…» В тот момент, услышав эти слова, я промолчал. Мелькнула мысль: не ругает... Уже потом, на катере, вдруг разрыдался. Как выяснилось, пока отец был на съемках, мама незаметно для домработницы, которая за ней присматривала, выскользнула из дома и уехала в Новосибирск к сестре. Пробыла там месяц, писала оттуда письма. Она была, как рассказывала сестра, в ровном расположении духа. Но однажды утром встала, вымыла в доме полы, прибралась и ушла на вокзал. Там все было кончено: она бросилась под поезд, не вынеся болезни. Первым, кто рассказал мне, как она погибла, был мой друг Гена. Он все узнал от своих родителей-актеров. Мама написала мне прощальное письмо, которое я увидел позже.

Валентина Шарыкина и Спартак Мишулин в телевизионной передаче «Кабачок 13 стульев»
Фото: ИТАР-ТАСС

Она была религиозным человеком, ездила в Троице-Сергиеву лавру, отец получил разрешение на ее отпевание и похороны по-христиански. Еще при маминой жизни я случайно обнаружил, что у меня в школьной форме зашит крестик: это мама его зашила...

Когда мы вернулись в Москву, тетя Наташа уже с нами не жила — она ушла, получила свою жилплощадь. Через какое-то время папа сказал, что в доме должна быть женщина, нельзя нам оставаться одним. В его жизни тогда появилась актриса Валентина Шарыкина. Ну и хорошо. Никаких сложностей у нас с ней не возникло, наоборот, я с удовольствием ее принял, помню, пытался даже развлечь, играл с ней в маленький бильярд.

В детстве к Новому году я покупал огромное количество хлопушек и взрывал их.

Иногда представлял себя ковбоем или индейцем, в которого кто-то стреляет. В спальне у отца и тети Вали под одну из ножек кровати клал синий кусочек картона с серой, вытащенный из хлопушки. Я убегал от воображаемого врага, с разбега кидался на кровать, делал кувырок по направлению к той ножке, под которой лежала сера, и в последний момент раздавался «выстрел». Однажды положил «снаряд» под ножку, но отвлекся и забыл про него. Вечером вернулись отец с тетей Валей, я пошел спать, они отправились к себе в комнату. Тетя Валя легла — и ничего. А Евгений Иванович в полной темноте сел на свою половину кровати — и раздался выстрел! Меня не ругали, наоборот, смеялись, подумали, что я специально их разыграл.

— При такой фантазии вы думали о том, чтобы выбрать какую-нибудь творческую профессию?

— Мы с Геной кем только не мечтали быть, наконец классе в восьмом друг сказал, что хочет стать писателем.

И я захотел, не написав ни строчки. В девятом классе Гена объявил, что идет в актеры, он ведь из театральной семьи. Ну, думаю, надо и мне туда же, куда деваться? По всем предметам я учился более чем средне, ничто меня особенно не интересовало.

— Как Евгений Иванович к этому отнесся?

— Спросил, что, по моему мнению, самое сложное в профессии актера. Я ответил — выучить текст. Отец сказал, что выучить текст — последнее дело. Как? — удивился я. Тут стихотворение-то к уроку не выучить, да еще надо перед всем классом его прочитать! «Ладно, если бы я не видел у тебя способностей, то отговорил бы…»

— не знаю, из чего Евгений Иванович сделал вывод про мои способности. Однажды, мне было лет восемь, родители вечером были свободны, и у меня возник такой кураж от ощущения дома и семьи! Я встал перед холодильником в нашей коммунальной квартире и сыграл перед ними пантомиму на тему операции на сердце: показывал, как врач разрезал грудь больного — и не знает, что и как надо делать. Сначала достал кишки, положил в таз, брезгливо вытер руки о штаны, потом доставал все новые и новые органы, не понимал их предназначения, какие-то откладывал в сторону, какие-то возвращал назад. Вынул сердце — оно билось в его руке. Потом кое-как запихал все обратно и зашил. Мама с отцом хохотали. Наверное, Евгений Иванович запомнил этот случай или видел другие проявления моих актерских задатков, не знаю, но мы начали готовиться.

Работая над картиной «Уроки французского», отец встретил свою будущую жену, актрису Таню Васильеву, теперь она известна как Татьяна Ташкова
Фото: Мосфильм

Попытались за лето выучить прозу. А я как раз читал книгу Сомерсета Моэма, и мне понравился один рассказ. Выучил наизусть. Пришла пора произнести текст перед Евгением Ивановичем. Я его побаивался, ведь если что-то шло не так, он начинал нервничать, а это было для меня смертельным номером. Наконец отважился: голос дрожит, текста не помню. Рассказ смешной, а я на третьей строчке заплакал. Но папа не рассердился, предложил подготовить что-нибудь из Достоевского, который был его любимым писателем. Выбрал «Записки из подполья», первую главу. «Я человек больной… Я злой человек. Непривлекательный я человек» — и так далее.

— Удивительно: белокурый мальчик с ангельским взором, каким мы помним вас по «Подростку», хотя снимались вы там не отроком, — и вдруг такой текст!

—Да. Выучили еще стихотворение и басню, и отец сказал, что надо почитать перед кем-нибудь еще. Решили позвать его сестру, тетю Марусю. Она учительница литературы, то есть в чтецком искусстве разбирается и в актерстве тоже понимает. Я встал перед ними, и меня вдруг начало трясти от страха. Не знал, что делать.

Мне в то время нравились фильмы про каратистов, и когда стоял перед папой и тетей Марусей, мгновенно возникла мысль: а что, если закричать, как каратист, когда он разбивает несколько кирпичей, лежащих один поверх другого? Тетя, подумал я, вздрогнет, и ее состояние приблизится к моему, то есть мы окажемся внутренне на равных. И я закричал! Тетя Маруся испугалась, пока она приходила в себя, я начал тараторить текст.

— Вы вообще были театральным ребенком?

— Что вы!

В театр ходил считанные разы. И где находятся Школа-студия МХАТ и Щукинское училище, куда я хотел поступать, не знал. В центр Москвы не ездил: ходил пешком до школы и обратно, в свободное время уроки делал — некогда и незачем мне было разъезжать. Сказал отцу, что не подозреваю даже, как добраться до театрального училища. Хорошо, что он сам привез меня в Школу-студию на прослушивание.

Зашла наша «десятка». Только бы, думаю, не вызвали первым. И тут слышу: «Ташков». Выхожу, внутри все дрожит. Комиссия на меня не обращает внимания, как я потом понял, специально, чтобы дать мне возможность совладать с собой. Думаю: отличная пауза, сейчас и следует крикнуть по-каратистски. Закричал, все головы вскинули и смотрят на меня в оцепенении.

И вдруг Евгений Радомысленский, профессор, преподаватель, в свою очередь как закричит: «Что вы себе позволяете?! Вон отсюда, хулиган!» Я попытался оправдаться, но слезы наворачивались и голос срывался. За дверями меня обступили абитуриенты: «Что случилось?» Они услышали крик, и почти сразу же я вышел. «Ничего, ничего», — говорю. Хожу по коридору туда-сюда, дожидаюсь Евгения Вениаминовича — хочу объяснить ему свое поведение на прослушивании.

Прослушали мою «десятку», никого не взяли, вышел Радомысленский, я к нему: «Понимаете, я хотел преодолеть психологический барьер…» На что он совершенно спокойно: «Все понимаю, успокойся». И положил мне на плечо руку. Я вроде уже успокоился, но из-за его сочувствия на меня накатила волна жалости к себе, опять слезы подступили.

Отец предложил мне сыграть Федора Михайловича в своей картине «Три женщины Достоевского». И я подумал: зачем судьба второй раз подбрасывает мне похожую ситуацию? Значит, я должен прожить ее и пройти стадию каких-то новых взаимоотношений с отцом, что-то узнать и о себе, и о нем
Фото: Мосфильм

«Я не хотел первым, хотя бы пятым или седьмым…» — «Хорошо, пойдешь седьмым». И, несмотря на то что я уже смирился с провалом, вернулся в аудиторию. Долго слушать меня не стали, оборвали достаточно быстро, но чем-то я Радомысленского заинтересовал.

— Вы постепенно превращались из домашнего мальчика в самостоятельного молодого человека?

— В каких-то вещах я уже был самостоятельным, например сам готовил: пришлось научиться этому, когда мамы не стало и ушла домработница. У тети Вали Шарыкиной не было времени стоять у плиты — она актриса, ездила на гастроли, вечерами играла в спектаклях. Лет в тринадцать мне однажды захотелось блинов.

Позвонил товарищу, спросил, умеет ли его мать печь блины, и она мне все рассказала. С тех пор стал готовить сам.

А вообще ощущение самостоятельности появилось после института, когда я стал сниматься и материально себя обеспечивать. Работая над картиной «Уроки французского», отец встретил свою будущую жену, актрису Таню Васильеву, теперь она известна как Татьяна Ташкова. А вскоре после съемок фильма «Подросток» Таня забеременела. Тогда-то я и решил, что пора стать независимым от родительского дома. Переехал сначала в общежитие, потом театр дал мне комнату в коммуналке. Туда я привел свою первую жену. Всего я был трижды женат официально. Первый брак продлился год, второй — семь лет, третий недолго, но в нем у меня родился сын Иван. Видимо, с семейной жизнью у меня получилось так же, как с секциями в детстве.

Не дотянул я до собственного идеала...

— Слышала, Евгений Иванович был, что называется, правильным человеком. Вам это передалось?

— Например, у него были книги популярных западных диетологов, которые тогда в стране не продавались, где-то он их доставал, и я тоже этих книг начитался. Но поесть любил. Помню, в училище решил взять неделю отпуска, сказав, что заболел. Сам же просто решил неделю не ходить на занятия, чтобы нормально поесть — на приготовление еды ведь нужно время, а с учебой его никогда не хватало… Неделю я от души наворачивал за обе щеки, пришел в училище, прибавив в весе. Однокурсники удивились, как я умудрился потолстеть болея...

— Отец сильно влиял на вас?

— Евгений Иванович был немногословным, но когда бросал какие-то реплики, они дорогого стоили. Я учился в восьмом классе, и он как-то сказал мне: «У тебя много слов-паразитов. Веди дневник, это поможет от них избавиться». Я стал писать, точнее, излагать в письменной форме претензии к самому себе: как я несовершенен, плохо себя чувствую, энергии у меня мало... Потом сообразил — это не то и стал писать, каким хочу стать. Ничего из этого не выполнял, у меня портилось настроение, и я перестал вести дневник...

— Такая рефлексия, по-моему, неплохое качество для творческого человека. Но будучи, как я поняла, человеком не слишком открытым, как вы себя чувствовали на первых порах в качестве актера?

— Поначалу прятал любые проявления эмоций — боялся показаться слабым.

«Что вы все время такой мрачный на сцене?» — спрашивали педагоги. «Как? — думаю. — Я вроде даже улыбался». Дома, поймав эмоциональное состояние, в котором пребывал, когда делал этюд, и на лице моем, как мне казалось, была улыбка, побежал к зеркалу, чтобы увидеть — так это или нет. На меня смотрел если не мрачный, то уж точно очень серьезный человек... Помню, на первом курсе был показ самостоятельно подготовленных отрывков. Я выбрал кусок из пьесы Марселя Паньоля «Топаз». После просмотра всех работ педагог, делая замечания, дошел до меня. Откашлялся, помолчал и говорит: «Топаз»... М-да-а...» — это все его слова. Затем перешел к обсуждению следующего отрывка. На сцене я был зажат.

К тому же заметил, что начал наблюдать за собой со стороны, и не мог от этого избавиться. Подумал — а вдруг я схожу с ума?! Решил посоветоваться с однокурсницей. «У меня то же самое!» — сказала она. И я успокоился. Но в конце первого курса услышал от педагогов, что пора начинать думать о выпускных спектаклях. Как? Я еще ничего не умею, а мне уже говорят о финале?! Тогда я задумался о переходе в Щукинское училище на второй курс. Там дипломные спектакли начинали репетировать только через год.

Следующий отрывок готовил уже в Щукинском, под руководством отца, о чем никому не говорил. Но на сцене случился курьез: у меня вдруг потекло из носа, причем потоком. Тогда я уже катался на лыжах, бегал, обливался холодной водой на морозе, то есть был закаленным, откуда насморк? Платка я на сцену не взял — ничто ведь не предвещало такого эксцесса.

Я поставил собственную пьесу, в которой и сыграл. Несколько лет мы возили ее по стране, пока не решил, что хватит. Мы — это я и Лена Коренева
Фото: Алексей Абельцев

Я все время отворачивался и шмыгал носом, думая лишь о том, когда смогу на секунду уйти со сцены. В середине отрывка нашел подходящий момент и выскочил за кулисы, чтобы высморкаться. А там полно однокурсников, которые облепили меня: «Что с тобой? Что тебе нужно?» Я: «Ничего!» — и пошел доигрывать. Высморкаться так и не удалось. Но, несмотря ни на что, отрывок был так хорошо выстроен Евгением Ивановичем, что прошел «на ура». Только к выпускному четвертому курсу я наконец почувствовал себя вполне уверенным в профессии.

— Что было по окончании училища?

— Показывался в Малом театре с отрывком из «Гамлета». Это была сцена разговора Гамлета с матерью, который подслушивает Полоний.

А актер, исполнявший Полония, не пришел. Я решил импровизировать, предварительно проверив, что находится за кулисой, которую я должен отдернуть (как известно, там по пьесе прячется Полоний, которого Гамлет закалывает через портьеру). Увидел, что там небольшое пустое пространство, и успокоился. Дело происходило не в основном зале, а в помещении для собраний, а что обычно ставили в таких помещениях в советские годы? В общем, играю, кричу: «Ага, здесь крысы!», делаю укол шпагой и отдергиваю занавес. А за ним… бюст Ленина на постаменте, прямо на уровне моего лица. Раньше я его не заметил, потому что смотрел за кулису сбоку, с другой стороны.

Но, несмотря на казус, в театр меня приняли. Проработал один сезон, потом уже был Театр Советской Армии. Там проходил армейскую службу, да так и остался на десять лет.

Опять столкнулся с Достоевским, играл князя Мышкина в «Идиоте» в постановке Юрия Еремина. Когда его назначили главным режиссером Театра им. Пушкина, он пригласил меня туда. И снова Достоевский. Первым спектаклем Еремина в Пушкинском были «Бесы». Мне досталась роль Верховенского. Через восемь лет я уволился — ушел в свободное плавание: съемки, антрепризы... Даже поставил собственную пьесу, в которой и сыграл. Несколько лет мы возили ее по стране, пока не решили, что хватит. Мы — это я и Лена Коренева. Она исполняла одну из главных ролей. Мы вместе сочиняли спектакль, боролись с продюсерами за него и за наших друзей-актеров. А когда закрылись, вместе пошли в лес и сожгли афиши. Я всегда с ней советуюсь по творческим и другим вопросам.

— Вы с отцом со временем стали общаться на равных?

— Я ведь с ним не раз работал, хотя это непросто. На съемочной площадке я был не только сыном, но и актером, и такое совмещение «ролей» меня тяготило. Когда он предложил мне сыграть Федора Михайловича в своей картине «Три женщины Достоевского», я вспомнил съемки в «Подростке» и решил все хорошо взвесить. Неожиданно подумал: зачем судьба второй раз подбрасывает мне похожую ситуацию? Значит, я должен прожить ее и пройти стадию каких-то новых взаимоотношений с отцом, что-то узнать и о себе, и о нем.

— И что нового вы о нем тогда узнали?

— На последней картине оказалось, что нам легче стало работать друг с другом — мы были как сообщающиеся сосуды.

Эмоционально для него это было важно. Я в очередной раз убедился в его несгибаемой воле и способности к долготерпению. В 83 года снимать на мизерные деньги, когда то одно, то другое не ладится, все время находиться в режиме фальстарта, ожидания — снимаем через неделю, нет, через две, нет, через три месяца — потом выдавать на-гора — для этого нужен тот еще характер!! Он был уже не слишком здоровым человеком, мягко говоря, но ни разу не подвел, а смены по 12 часов. Никогда не жаловался. Только с Таней по вечерам делился, чего ему это стоило.

— Ощущение той семьи, хотя Евгений Иванович был счастлив в последнем и долгом браке, оставалось?

— Таня, папина вторая жена, до последнего дня была его опорой, другом, любовью.

Он был с ней счастлив. Она родила сына, моего брата. Алексей пошел по стопам отца — стал режиссером. Когда мы собирались все вместе у них дома, отец радовался. Но если разговор заходил о маме, он не мог вспоминать ее спокойно.

Однажды у него брали телеинтервью, где он рассказывал о ней, для передачи Леонида Филатова «Чтобы помнили». После окончания съемки папа пошел проводить съемочную группу до лифта и упал: у него случился инсульт.

— А вы маму часто вспоминаете?

— Я редко о ней говорю. У меня дома не висят фотографии — ни свои, ни родственников. Зачем в суете скользить взглядом по их лицам? И старые снимки я не пересматриваю — все живы в моем сердце...

Подпишись на наш канал в Telegram