7days.ru Полная версия сайта

Друг Бориса Новикова о семье актера и его проблемах с сыном

«Сколько раз мы вдвоем сидели в подсобке булочной и Борис Кузьмич под водочку учил меня жизни!» — вспоминает актер Николай Денисов.

Борис Новиков
Фото: Fotobank
Читать на сайте 7days.ru

«Сколько раз мы вдвоем сидели в подсобке булочной и Борис Кузьмич под водочку учил меня жизни!» — вспоминает актер Николай Денисов. «Колька, — говорил он, — будь хитрым, осторожным с ними». «С кем?» — спрашивал я. «С теми, кто приспосабливается, создает видимость». Сам Кузьмич ничего этого не умел.

— Если человек родился комиком или характерным актером, то в его жизни отчего-то будут возникать всякие нелепые ситуации. Так, однажды молоденький студиец Боря Новиков решился подойти к Соломону Михоэлсу, на чьи спектакли бегал, отдавая за билеты последние гроши.

В послевоенные годы жилось туго, с одеждой было плохо, Боре же мама, преподававшая в школе НКВД русский язык, сшила полупальто, но не из чего-нибудь, а из шинели, какие носили только сотрудники «органов». Эту ткань мышиного цвета граждане узнавали за версту. И вот после спектакля, в котором блистал Михоэлс, Боря, робея, подошел к нему, чтобы попросить автограф и засвидетельствовать свое почтение. Но Михоэлс, видимо, даже не успел разглядеть худенького робеющего парнишку, потому что увидел перед собой энкавэдэшную шинель, пусть и перешитую. При виде «мыши» знаменитый актер мгновенно отпрянул и дунул прочь от оторопевшего поклонника.

Мечтавший о сцене парнишка скорее всего так и не познакомился с кумиром своей юности, сам же Михоэлс вскоре погиб от рук тех, кто носил эти самые серые шинели...

...Мало осталось людей, которые могли бы рассказать о Борисе Кузьмиче. Его нет на свете уже больше пятнадцати лет, умерла и Надежда Антоновна, вдова, в отчаянную минуту жизни уничтожившая его письма к ней и свои к нему, да и все собственные записи, которые касались мужа. Их сын Сережа, сам уже немолодой, давно болен, воспоминаниями о родителях делится мало и неохотно. А я общался с Кузьмичом почти четверть века (с перерывами на то время, что меня не было в России). И сейчас, как ближайший друг Сереги, ему помогаю.

Конечно, мой рассказ не претендует на полноту, но я попытаюсь показать, каким человеком был Борис Новиков, которого обожали миллионы зрителей в Советском Союзе.

Мало осталось людей, которые могли бы рассказать о Борисе Кузьмиче. Николай Денисов постарался собрать воспоминания. На фоне высотки на Котельнической, где жил Б.К. Новиков
Фото: Алексей Абельцев

Только услышишь: «Загремим под фанфары» (его герой произносил «панфары») — и сразу перед глазами его хитроватый детский взгляд. Новиков — актер по своей природе, недаром рассказывал, что никем больше не хотел быть с самого детства. В обычной жизни он всегда оставался человеком естественным, но, видно, игра была его натурой, и оттого вокруг него, особенно когда находился в приподнятом настроении, словно вспыхивали маленькие фейерверки.

Например, Борис Кузьмич, живший в знаменитой высотке на Котельнической набережной, приходил в булочную, что располагалась внизу. Там работала моя сестра Галя. Кузьмич с порога начинал: «Девчонки, как дела, как жизнь?» Дальше неслись шутки-прибаутки, комплименты. Словом, балагур- весельчак был.

Помнил все дни рождения, приносил «девчонкам» подарки, хотя бы шоколадку, один раз подарил Гале цветок, застенчиво признавшись: «Я с клумбы сорвал. Ничего?»

В булочной у сестры мы с Кузьмичом и познакомились. Сидели частенько в подсобке, куда он спускался прямо из своей квартиры, черным ходом. Был «пузырь», была закуска, были разговоры о театре-кино, о жизни. «Коля, у тебя характер, как у меня, — вздыхал Борис Кузьмич. — Ты такой прямой! Нельзя так, будь хитрее». А сам, правдолюб, не терпел несправедливости, лез заступаться за обиженных. И получал по полной: наживал врагов, уходил из театров. Но молодое поколение в моем лице учил жизни, а я слушал. В какой-то момент появлялась Надежда Антоновна и мягко, но настойчиво влекла уже нетрезвого мужа домой.

В соседях у них были люди творческие: актеры, режиссеры, писатели. Когда Кузьмичу предложили трехкомнатную квартиру в главном подъезде, он отказался, посчитав, что она для него слишком «роскошна», и в результате согласился на двухкомнатную в другом подъезде. Спустя время он стал соседом переехавшего в этот дом Александра Твардовского, чьего Василия Теркина сыграл в спектакле, поставленном в Театре имени Моссовета. И такой это вышел Теркин, что лучше на сцене не придумаешь, Твардовскому очень понравилось. Единственное, что его удивило, — накладной нос «картошкой», который приделывали Новикову ради «достоверности» образа. Собственный нос Бориса Кузьмича был с горбинкой. Один из актеров, а именно Ростислав Плятт, сказал на худсовете, когда собирались ставить «Теркина», что не может у русского солдата быть такой нос.

Видимо, к нему прислушались и «недостаток» исправили. Но и с накладным носом Кузьмич играл совершенно естественно, недаром публика на спектакле смеялась и плакала, настолько обаятелен и правдив был его Теркин.

Такой успех Новикова ошеломил его коллег по работе. Некоторые из них и так Кузьмича недолюбливали, прежде всего за острый язык и прямоту. А он и впрямь вел себя так, словно ему многое позволено, и не только в театре. Сестра рассказывала, как однажды на работников их магазина написал жалобу «наверх» знаменитый композитор: ему, видите ли, «Бородинского» не принесли домой. Хлеб же этот в те дни вообще не привозили в булочную — там ремонтировали помещение. И вот в одной из центральных газет появилась статья о том, как обидели всенародно любимого композитора.

Новиков стал соседом переехавшего в дом на Котельнической набережной Александра Твардовского, чьего Василия Теркина сыграл в спектакле
Фото: РИА Новости

«Не переживай, — сказал Борис Кузьмич Гале. — Он еще извинится перед тобой». «Да что вы! Извинится, как же!» — «Увидишь». И что вы думаете? Спустя несколько дней композитор пришел к ней на работу вместе с Кузьмичом и попросил прощения за свой поступок.

Вот и в маститом столичном театре, где есть своя иерархия, Новиков, видимо, старался существовать так, будто все равны, не приемля рамок и условностей. Как Фаина Раневская, с которой они приятельствовали и частенько подкалывали друг друга. «Опять ты, Фаня, хулиганишь?» — кричал Новиков, когда Раневская со своего второго этажа просила мою сестру бросить ей в окно батон, чтобы покормить голубей. «Боря, — отвечала она, — нет бы поздороваться, а ты с утра мне гадости говоришь». И оба смеялись… Так вот, пришедшая к Борису Кузьмичу слава не давала кое-кому покоя.

Конечно, главного режиссера Юрия Завадского, поставившего спектакль, и самого Новикова решили выдвинуть на Ленинскую премию. Но вроде Завадского это задело: у ведущих актеров нет такой награды, а тут сыграл одну роль, пусть и имевшую успех, и на тебе! В итоге главреж премию получил, а Кузьмича обошли...

Впрочем, премия не так важна: не дали — и ладно. Обидным было другое: в театре, кроме Теркина, серьезных ролей у Бориса Кузьмича не оказалось. Он годами ждал и ничего не получал. Наконец решился поговорить с Завадским, что скромному и даже застенчивому, если надо решить свою проблему, Кузьмичу было тяжело. Представляю себе сановного, уверенного в себе, сидящего в кресле главрежа и заикающегося от волнения Новикова, чья судьба решалась в тот момент.

Борис Кузьмич не мог не понимать, что ему многое припомнят. Те же выпивки. И хотя он не срывал репетиции, но дисциплину, наверное, нарушал, опаздывал, однажды его даже решили проработать на товарищеском собрании. Он коллег выслушал и заявил в ответ что-то вроде: «Если я пить не буду, всех вас переиграю». Но, наверное, Кузьмич надеялся, что не выпивки или дерзости решают дело, поэтому и отправился к Завадскому. Спросил у Юрия Александровича, почему тот не дает ему больших ролей. Завадский посмотрел на Новикова долгим взглядом и ответил вопросом на вопрос: «А ты кто?»

А надо заметить, Кузьмич был человеком ранимым, обижался до слез. Вспоминаю случай, произошедший между нами много лет спустя после той истории. У нас в ТЮЗе, где мы работали вместе с женой Новикова Надеждой Антоновной, был шофер, тоже Боря.

Однажды он пообещал мне что-то сделать и не выполнил обещания. Позвонил я сестре, она говорит: «У меня Боря сидит». Я, возмущенный, требую: «Давай его сюда!» Подходит к телефону. Я: «Ну ты, придурок…» И не успел договорить, как в трубке послышался прерывающийся голос: «Кто? Я… я придурок?» Тут я понял, что это Кузьмич. А он уже разносил меня трехэтажным матом, да с вывертами, на что был большой мастер! И ругался, и всхлипывал. От неожиданности я опешил, потом расхохотался, стал извиняться перед ним, объясняя, что подумал о другом Борисе, шофере. Но надо же было так раскочегариться из-за ерунды!

Теперь представляете, как воспринял слова Завадского Борис Кузьмич? Конечно, он смолчал, но немедленно театр оставил.

У Новикова вышел такой Теркин, что лучше на сцене и не придумаешь. Твардовскому очень понравилось
Фото: РИА Новости

Ушел в никуда. Вскоре Валентин Плучек, возглавлявший Театр сатиры, узнал, что Новиков подался на вольные хлеба, и позвал его к себе. В том театре ему тоже пришлось сложно и из-за характера, и потому, что заметная работа у него была всего одна — в спектакле «Теркин на том свете».

По-настоящему его актерская судьба сложилась в кино. Правда, тоже если не эпизоды, так роли второго плана. Но какие!.. Кузьмич обожал импровизировать, и режиссеры рады были его свободной манере игры и словесным кренделям. Помните, как Илья в советском сериале «Тени исчезают в полдень», когда ему на плоту подожгли штаны, падает в воду и разражается тирадой о том, что заболеет туберкулезом: «Будете мне пенсион платить?» Новиков сочинил ее на ходу, барахтаясь в холодной воде. Даже его осечки в тексте становились байками.

Например, снимали для «Тихого Дона» сцену, как Наталья идет на виду у всего села. В съемках участвовали местные жители, подававшие реплики. Жара стояла под сорок градусов, все вспотели донельзя. Кто-нибудь из массовки непременно делал что-то не то, поэтому снимали дубль за дублем, хотя дорогую пленку надо было экономить. Герой Новикова, Митька Коршунов, на слова мальчишки должен был ответить: «Ты говори да откусывай!» И Кузьмич, вконец упарившись, выдал: «Ты говори да закусывай!» Пришлось снимать еще дубль.

На съемки с ним долгое время ездила жена. Познакомились они в студии Завадского. Она, красавица, пользовалась большим успехом у мужчин, и внешне невыдающийся Новиков ей поначалу не приглянулся. Тем более что он подшучивал над девушкой, например, подходил и говорил, дескать, юбка у тебя коротковата или, наоборот, длинновата.

А Надя аккуратистка была, одеваться всегда умела — и такие слова! Но Борис все шутил, и она уже невольно стала обращать на него внимание. А тут еще они от студии поехали по Подмосковью с выступлениями, там и подружились...

Студийцы, узнав, что у красотки Нади роман с Борей Новиковым, недоумевали: что она в нем нашла? Хотя Кузьмич был кавалеристом, умел подкатиться к женщине, да и вообще мог обаять и уболтать любого. К тому же был очень одарен, выделялся среди соучеников, а это немало для девушки, которая сама — натура творческая. Наде было все равно, что ее жених беден. И кто в те времена из молодых актеров имел больше, чем он? Одна из тогдашних радостей для обоих — наскрести денег и отправиться в кондитерскую на Арбате, взять там по пирожному и стакану чая.

Они поженились.

По-настоящему его актерская судьба сложилась в кино. Правда, давали если не эпизоды, то роли второго плана. Но какие!..(Олег Табаков, Олег Ефремов и Борис Новиков. Кадр из фильма «Испытательный срок»)
Фото: Мосфильм-Инфо

Наденька, как называл ее муж, стала ему вроде мамки, опекала его буквально как сына. Борис Кузьмич не очень хорошо запоминал тексты, особенно стихи, поэтому она садилась рядом и вместе с ним учила. Так Кузьмич выучил роль Теркина — полностью стихотворную. Он был освобожден Наденькой от всех домашних дел, да и дома редко бывал, снимаясь в нескольких картинах в год. Если же уезжала Надежда Антоновна, то, возвращаясь, видела такую картину: на кухне в раковине — гора грязной посуды, в холодильнике пусто, собака не кормлена, а Кузьмич с сыном Сережей сидят как короли и слушают музыку или читают книжки. Тогда мать начинала мыть-стирать-готовить. Чистюля она была редкая и хозяйка отменная. Муж с сыном ходили в хороших костюмах, начищенные-наглаженные, Борис Кузьмич так и говорил всем, что Наденька и одевает его, и следит за его гардеробом.

Она и за ним самим присматривала, на съемки поэтому ездила: вдруг не поест толком, а у него диабет, вдруг выпьет лишнего, в экспедициях киношники любят это дело. Когда муж, будучи в Москве, засиживался с приятелями за выпивкой, Наденька приходила и ласково, как ребенка, уговаривала его: «Ну Боренька, пошли, пошли». Аккуратно выпроваживала из своего дома пьющие компании, которые приводил Кузьмич. Вообще с его выпивками жена боролась усердно и разнообразно, еще и сыну уделяла много внимания. И это при том, что сама до определенного времени играла в театре и активно занималась там общественной работой.

Моя сестра вспоминает, как видела всех троих, когда они шли на выпускной вечер к Сереже: счастливый Борис Кузьмич, одетый с иголочки, нарядная Наденька, ростом чуть повыше его, и между ними — элегантный юноша.

Сын окончил школу с золотой медалью, вскоре поступил в институт. Модником был, даже франтом, стройный, интересный, только мрачноватый, что-то байроническое в нем виделось…

Недавно одноклассник Сергея рассказывал мне, каким тот был в школе. Ну, мог похохмить на уроке. Иногда в разговоре вдруг пускался в заумные рассуждения. Хотя что здесь особенного? Непредсказуемый, начитанный, немного заумный мальчик-отличник. И оттого случившееся с ним стало полной неожиданностью. Сережа в детстве много болел, уже юношей перенес тяжелый грипп, наверное, все это и привело к тому, что вскоре после окончания школы он оказался в психиатрической клинике.

С тех пор стал время от времени лежать там.

Вообще-то Кузьмич старался на людях свои переживания держать в себе, по-прежнему ко всем с улыбочкой, с нежным говорком. И все-таки он изменился. Может, это совпадение — тяга к выпивке ведь постепенно только усиливается, — но, как вспоминают многие из тех, кто знал Бориса Кузьмича, он стал чаще прикладываться к рюмке. Работе его возлияния не мешали, режиссеры не припоминали, чтобы Новиков явился на съемочную площадку не в форме, например, Усков с Краснопольским, снявшие «Тени исчезают в полдень», говорят, что ни разу не видели Бориса Кузьмича навеселе. Значит, он мог взять себя в руки. Значит, работа была последним, что его держало. Потому что в обычной жизни он отпускал вожжи. Бродил в окрестностях Котельнической, выпивал со знакомыми и даже незнакомыми, кто бы ни налил всеми любимому актеру, который сам никогда не различал званий и сословий и общался одинаково охотно и с генералом, и с дворником.

Возвращаясь домой в подпитии, иногда, чтобы не раздражать жену, Кузьмич укладывался в прихожей на диванчике. Но бывало, начинал и выступать, и тогда Надежда Антоновна спешила запереться в своей комнате. Думаю, именно пьянки мужа она в конце концов не смогла ему простить, когда уничтожила связанную с ним часть семейного архива.

Конечно, дома Кузьмичу было тяжело: нездоровый сын, а также больной и лишившийся своей квартиры брат жены, который умирал у них. Будем честны: это, как правило, женщина может напрячься и изо дня в день тащить на себе тяжеленный воз — ухаживать за больным, не чувствуя себя жертвой.

Мужчины хуже переносят страдания других, пусть это и родной человек, особенно если привыкли большую часть жизни отдавать не семье, а работе, да еще долгое время отсутствовать дома.

Сережу отец очень любил и жалел. Обычно Кузьмич был закрытым во всем, что касалось его переживаний, но однажды, зайдя в магазин к моей сестре, когда там никого не было, сказал ей: «Не могу идти домой. Как мне смотреть на это?» Было понятно, о чем он. «Борис Кузьмич, еще все может наладиться», — утешала его Галя. «Нет, — отвечал он, — не наладится, лучшим профессорам показывали, они сказали, что надежды на выздоровление нет». А когда мы, как всегда, встретились с Кузьмичом в той самой бойлерной, он глухо произнес: «Наливай... Серега уже не придет в себя».

Мужчины хуже переносят страдания других, пусть это и родной человек, особенно если привыкли большую часть жизни отдавать не семье, а работе. (Кадр из фильма «Отец и сын»)
Фото: Мосфильм-Инфо

Теперь Кузьмич один зарабатывал на семью: жене пришлось уйти с работы, чтобы быть рядом с сыном. Кузьмич снимался и ездил с выступлениями по стране, несмотря на свой диабет и проблемы с сердцем: он ведь лет в сорок перенес инфаркт. Сниматься и выступать перед зрителями любил, но в 90-е годы работы стало меньше. А когда стало совсем плохо со здоровьем, у семьи началась нищенская жизнь. Надежда Антоновна крутилась как могла, старалась свести концы с концами в их немудреном хозяйстве. Они с мужем оба гордые были, чтобы обратиться к кому-то за помощью — ни за что! Это к Кузьмичу, пока он зарабатывал, всегда мог кто-нибудь, даже малознакомый человек, подойти, сказать: «Привет, под фанфары!» — к нему часто так панибратски обращались, называя его «под фанфары», — и попросить денег «взаймы». Новиков давал и непременно добавлял: «На здоровье».

Долги ему почти никогда не возвращали, он и не спрашивал... Но сам пойти и рассказать кому-то о своем теперешнем бедственном положении не мог, хорошо, что об этом узнали другие, прежде всего в Гильдии киноактеров, и стали помогать.

В один из зимних дней Борис Кузьмич пошел в магазин, на обратном пути поскользнулся и упал. Встать уже не мог, так и лежал на тротуаре, держа в руке пакет с яйцами. Кто-то из прохожих узнал Новикова, позвал на помощь, его отнесли домой — за несколько кварталов. Оказалось, что у Бориса Кузьмича сломана шейка бедра. А у него и так болячек было полно...

Умер он летом, в разгар Московского кинофестиваля. Прах не один год стоял в квартире на книжной полке, пока его наконец не захоронили… Время шло.

Как-то я отправился с денежной помощью от театра к Надежде Антоновне. «Сережа, иди сюда! — позвала она сына. — Коля Денисов пришел!» Сергей вышел из кухни, остановился, пристально долго-долго смотрел мне в глаза, и в его взгляде был, как я потом подумал, некий знак. Наконец произнес: «Здравствуй, Коля». После той встречи я стал чаще, чем раньше, бывать у них, выполнял всякие поручения Надежды Антоновны.

Она старенькая уже была, выходила только в магазин, а Сергей вообще месяцами сидел дома, потому что матери без посторонней помощи было трудно с ним гулять. И вот однажды Надежда Антоновна упала дома. Подняться не могла, а Сережа никому из посторонних не открывал, поэтому она позвонила моей жене (я был на съемках). Вызвали МЧС, они взломали дверь и увезли Надежду Антоновну, которая, подобно Борису Кузьмичу, сломала бедро…

Конечно, она последние годы беспокоилась о том, как будет жить сын, когда ее не станет, все рассматривала какие-то варианты с квартирой, искала Сереже опекуна. Нашла, но ошиблась...

После смерти матери Сергей попал в руки квартирных аферистов и в результате исчез. Искали мы его всем миром, подключилась Гильдия актеров, привлекли даже телевидение. Нашли в деревне, в полуразвалившемся доме, лишенного московской прописки, худого, настрадавшегося. Положили в больницу подлечиться. Помню, я в очередной раз пришел к Сереге, и подтвердилось мое давнее убеждение в том, что он не такой уж больной. Сережа сидел за столом, ел, когда к нам подошел один из пациентов и с ходу задал мне вопрос: «Вы — Штирлиц?» Серега, продолжая пить чай, буркнул: «Дурак».

Тот заявил, что он президент, и пообещал подарить мне квартиру, «в которой будет играть музыка — «Соловей»… этого, как его?» И Сергей мрачно ответил, по-прежнему не поднимая головы: «Алябьева» — отставил стакан и поднялся из-за стола. Нет, узнается в нем, хотя бы отчасти, отец — начитанный и острый умом Кузьмич. И это утешает.

Но приходя в больницу, я все думал: куда девать Сережу после? Квартиру отвоевали, но она была разорена, вещи, которые «новые владельцы» еще не украли, стояли упакованными в коридоре, на стенах после дымного лета осела копоть. Привез я Серегу к себе, попросил знакомую женщину за деньги посидеть с ним. Потихоньку отчистили квартиру, перевезли в нее хозяина, теперь он, как и хотела мать, живет здесь под хорошим присмотром. Счастье, что все так закончилось, наверное, Борис Кузьмич заслужил.

Он ведь любил людей...

...Однажды летним вечером, часу в одиннадцатом, во двор дома на Котельнической въехал мини-автобус. Из него вышел Кузьмич, за ним — целый цыганский хор. Кузьмич дал знак, цыгане запели, заиграли на гитарах, пустились в пляс. А двор знаменитого дома с его высокими стенами с трех сторон и гаражами с четвертой обладает идеальной акустикой, просто концертный зал. Из окон выглядывали жильцы, улыбались, слушали. Надежда Антоновна переживала, что мужа заберут в милицию за нарушение тишины. Но соседи остались концертом довольны и по сей день о нем вспоминают...

Подпишись на наш канал в Telegram