…Бывало, в Ленинграде перед выступлением Маргарита Назарова со своим любимцем тигром Пуршем отправлялась в ресторан в гостинице «Астория». Она — в роскошной шубе до пола, в шлейфе дорогих духов, и рядом Пурш вышагивает — гордо, важно. Они располагались за столиком, Пуршу специальную тумбу ставили, он усаживался и рассматривал, что вокруг происходит.
Никакой рекламы больше не надо было. Потом в цирке был аншлаг. Люди валом валили, чтобы посмотреть на эту нереальную женщину — яркую, красивую блондинку, которая так легко, будто бы совсем без усилий, справлялась с хищниками…
Я проработал помощником Назаровой почти десять лет и могу сказать, что легкость эта достигалась тяжелым трудом. Кроме того, Маргарита Петровна чувствовала рядом плечо своего мужа, великого дрессировщика Константина Константиновского, который всегда готов был прийти на помощь.
О Назаровой узнали, когда в 1961 году на экраны вышел фильм «Полосатый рейс», где она сыграла главную роль — буфетчицы Марианны. Константин Константиновский дублировал в кадре главного героя, старпома Олега Петровича, кроме того, был режиссером-дрессировщиком картины и ставил все трюки с животными.
История Назаровой уникальна тем, что она сначала сыграла укротительницу тигров, а потом уже стала ею в действительности.
«Полосатый рейс» во многом определил ее жизнь...
Хотя эта картина была не первой в фильмографии Маргариты Петровны.
Дебютировала она в кино, и тоже с тиграми, в картине «Опасные тропы». Тогда киностудия специально для съемок приобрела трех уссурийских тигров, выловленных в сихотэ-алиньской тайге, а четвертого тигра — будущую звезду и любимца публики, бенгальца Пурша — Назарова нашла в Рижском зоопарке. От Пурша отказалась мать, его пришлось выкармливать искусственно, и получилось, что с первых дней жизни он стал ручным тигром.
А назвали его так, потому что у тигренка было очень характерное фырканье «пурш-пурш».
Главным дрессировщиком на картине был народный артист РСФСР Борис Эдер, а дрессировщиком-стажером — Константин Константиновский, который тогда уже был мужем Назаровой. Он и порекомендовал снимать в качестве дублерши жену, когда актриса, исполнявшая роль героини фильма Галины и по сценарию спасавшаяся от тигра на дереве, отказалась появляться в кадре с хищником.
Можно сказать, карьера Назаровой в кино началась благодаря Константиновскому. Он был удивительным человеком. Красавец, под два метра ростом, статный, с правильными чертами лица. Актер и режиссер по образованию, во время войны он дрессировал овчарок, которые потом взрывали танки.
Однажды его любимая собака вернулась невредимой, и взрыв раздался, уже когда к ней подошел Константиновский. Константин выжил, но у него сильно пострадала рука, кроме того, осталась сильная контузия, которая давала о себе знать всю последующую жизнь.
После войны Константиновский получил место актера в рижском театре, потом перебрался в Ленинград, познакомился и подружился с Николаем Черкасовым. Кстати, Маяковского в фильме «Они знали Маяковского» должен был сыграть Константиновский, а не Черкасов. Но из-за приступов, которые были следствием контузии, на съемки его не взяли. Он устроился на «Ленфильм» — писал сценарии, работал режиссером и дрессировал животных. Константин был потрясающим дрессировщиком, работал руками, ни палки не брал, ничего вообще.
Он так умел смотреть на животных, что те мгновенно успокаивались.
…Позже, когда уже мы работали вместе, я заметил: когда Константиновский заходил в цирк — тигры это чувствовали. И потом когда я заходил в цирк — мои тигры это тоже чувствовали. Я научился этому от Константиновского и научил своего сына Артура. Я сам уже — народный артист России, но до сих пор очень дорожу фотографией, на которой Константиновский написал: «Хорошему дрессировщику Мише Багдасарову» — это для меня высшая оценка...
…Константиновский и Борис Эдер научили Назарову всему в дрессуре.
Эдер показал Маргарите Петровне, как работать с Пуршем.
Рассказывал, что прежде чем входить в клетку к хищнику, нужно узнать до тонкостей его характер и повадки.
Назарова вспоминала: когда она впервые вошла к Пуршу в клетку, тот, казалось, просто расслабленно наблюдал за ней. Эдер предложил ей погладить тигра. Маргарита прикоснулась к Пуршу раз, потом второй, и тут он на нее бросился. Но это было только в самом начале ее работы. Потом Пурш никогда себе такого не позволял…
Константиновский добился того, чтобы Маргариту взяли дублершей Людмилы Касаткиной в картину «Укротительница тигров». Касаткину во всех сценах с животными снимали только со спины, а в кадре все трюки выполняла Назарова.
Кстати, Пурш работал с Назаровой и в «Укротительнице тигров», и в «Полосатом рейсе».
В Советском Союзе он стал абсолютной звездой и знал об этом! Такой гордый был! Аристократ. Ему даже сделали специальный диван, и он любил лежать, раскинувшись на подушках. Еще Пурш очень любил ездить на машине, в кабриолете ЗИС-110Б чувствовал себя замечательно! Знал, что он не просто тигр, он — артист!
Я помню еще только одного зверя, такого же уникального по характеру, как Пурш. Это Кинг, ручной лев Берберовых. Он тоже был не просто львом, но артистом, снимался во многих картинах, в том числе и в «Невероятных приключениях итальянцев в России».
От Кинга, родившегося в Бакинском зоопарке, так же, как и от Пурша, отказалась мать. Он был маленьким, хилым львенком, когда его забрала к себе Нина Берберова, жена архитектора Льва Берберова.
Берберовы были необычыми людьми, у них в квартире жили пума, попугаи, пес, а потом еще и лев добавился.
Кинг рос абсолютно ручным, о семье Берберовых тогда много писали в газетах, потом Кинга стали снимать в фильмах с детьми: «Девочка и лев», «Пусть он останется с нами». К детям Кинг относился очень лояльно, у Нины и Льва Берберовых их было двое — сын Роман и дочь Ева. История Кинга оборвалась, когда он снялся в «Приключениях итальянцев в России». На территории закрытой школы, где разместили Кинга и Берберовых на время съемок, его застрелил милиционер.
Потом Берберовы завели другого льва, Кинга II, но эта история обернулась трагедией: Кинг II обладал совсем другим характером.
Однажды, когда Роман Берберов хотел успокоить разбушевавшегося хищника (его отца к тому времени уже не было в живых), тот бросился на него и загрыз. Нина Берберова тогда тоже серьезно пострадала. Кинга II застрелили...
…После съемок в «Укротительнице тигров» Назарова уже стала выступать в цирке с собственной программой, в которой работали хищники.
Но так получилось, что «Полосатый рейс» для Маргариты Петровны решили снять после посещения цирка Хрущевым. А дело было вот как. В 1959 году в Москву с дружеским визитом прибыл король Эфиопии Хайле Селассие I, и Никита Хрущев пригласил его в цирк на выступление Назаровой.
После программы Маргарите Петровне предложили поднятся в ложу к высоким гостям, и она взяла с собой маленьких тигрят.
Хрущеву выступление очень понравилось, он сказал: «Такие героические женщины есть только в Советском Союзе. О них кино нужно снимать!» Ясно, что слова генерального секретаря тут же сочли руководством к действию.
Несколько сценаристов предложили самые разные варианты развития сюжета. В одном в центре событий был совхоз-миллионер, организовавший у себя зоопарк, где работала героиня Назаровой. В другом — Маргарита, будучи работницей фабрики, волей случая становится укротительницей хищников. Предлагали Маргарите Петровне еще роли зоотехника и милиционера.
А сюжет, получивший в конце концов развитие, появился вот как. Тогда в газетах как раз опубликовали историю о путешествии белых медведей на морском судне с острова Врангеля в Мурманск.
Когда до порта оставалось менее половины пути, звери вырвались из клеток и громили на теплоходе все, что им попадалось по пути. Морякам потребовалось немало времени, чтобы справиться с хищниками.
Писатель Виктор Конецкий, которому стало известно об этом инциденте, предложил директору киностудии «Ленфильм» положить его в основу фильма, где должна была сыграть Назарова. Только вместо медведей главными героями стали тигры.
Назаровой сюжет будущего фильма понравился, и она согласилась сниматься.
Маргарита Петровна вспоминала, как перед началом съемок режиссер Владимир Фетин шутил: «Постараемся сделать веселый фильм, если, конечно, останемся живы...»
Дело в том, что незадолго до съемок «Полосатого рейса» погиб немецкий дрессировщик Иоахим Барранка.
Он снимался со львами в фильме «Голиаф и великаны». Режиссер попросил, чтобы он не кормил хищников пару дней, тогда они будут голодные, злые, а значит, получится снять более зрелищные кадры.
Барранка так и сделал, но когда вошел в клетку к голодным львам, те тут же набросились на него, а съемочная группа, вместо того чтобы прийти на помощь, выполняла указания режиссера продолжать съемку…
Об этой истории узнал Евгений Леонов, который в картине играл лжедрессировщика Шулейкина. Он поставил режиссеру категорическое условие, что согласится сниматься, только если прямого контакта с хищниками у него не будет.
Иначе отказывался выходить на площадку.
Кстати, в той сцене, где Леонов моется в ванной, в то время как туда заходит тигр, должен был сниматься Константин Константиновский.
В конце концов после долгих переговоров Леонова уговорили просто отсняться в ванне, пообещав, что никаких хищников не впустят.
Снимали эту сцену, кстати, дома у Назаровой и Константиновского. И вот когда расслабленный Леонов намылил лицо, Константиновский впустил в ванную Пурша. Тигр подошел, обнюхал ванну, потом ткнулся носом в руку артиста. Тот, ничего не подозревая, спросил: «Я не в кадре? Сейчас подвинусь».
Камера работала, все сняли. А потом, когда Евгений Павлович стал промывать глаза и увидел перед собой тигра, он жутко перепугался и нырнул на дно. Пурш тут же попытался достать его лапой. Голый Леонов выскочил из ванны и бросился наутек.
Эту знаменитую сцену, где артист появляется с голым задом, потом согласовывали с министром культуры СССР Екатериной Фурцевой. Ей фильм понравился, она дала добро и на леоновский стриптиз, заявив: «Я не ханжа».
Однако сам Леонов еще долго не мог простить Константиновскому и Фетину этот случай. Целый месяц с ними не разговаривал.
Маргарита Петровна рассказывала, что и съемка тигров на суше, куда «группа в полосатых купальниках» выходит из воды, прошла напряженно.
Снимали сцену на городском пляже в Одессе, в Аркадии.
Одна из тигриц вдруг перепрыгнула ограждение и отправилась гулять на свободе. А рядом полно людей! Тут же началась паника, и неизвестно, чем все закончилось бы, если бы не реакция работавшей на картине женщины-осветителя — она перекрыла тигрице дорогу и ударила ее по носу брезентовой рукавицей. Та от неожиданности повернула обратно.
В этом эпизоде снялся Василий Лановой, позже он рассказывал, что это был единственный фильм на его памяти, в котором он снимался без дублей — гонять тигров туда-сюда из воды никто не решился бы...
Очень тяжело дался Маргарите Петровне финальный этап работы. Дело в том, что специально для съемок в Одесском зоопарке был куплен лев по кличке Вася, на счету которого к тому времени было несколько фильмов.
Назарова с Васей очень подружилась.
Предстояло снимать сцену, где моряки тащат на носилках из рубки льва, наевшегося снотворного. А Вася снотворное принимать категорически отказался, даже с мясом заставить его съесть лекарство не удалось. Это был практически последний день съемок, и режиссер принял решение просто усыпить Васю со смертельным исходом — дескать, лев и так старый, его срок вышел… Сцену сняли. Когда Назарова об этом узнала, она долго не могла прийти в себя, ей потребовалось немало сил, чтобы закончить съемки. Она своих животных не предавала никогда.
…Меня Маргарита Петровна заметила благодаря истории, точь-в-точь как в «Полосатом рейсе», когда ее тигры вырвались из клетки.
Только все происходило на самом деле в Бакинском цирке, и загнать их обратно оказалось не так просто, как в кино…
В то время я работал в Бакинском цирке простым униформистом. Попал туда в 1958 году, еще пацаном. Отца не стало рано, а нас у матери шестеро детей, я самый старший, вот и пошел работать.
Наша соседка Ася Манучарова, цирковая эквилибристка, однажды мне предложила: «Мишенька, не хочешь на выступление пойти?» Я, конечно, с радостью согласился, ведь до того времени вообще в цирке ни разу не был. Ася привела меня в цирк, и так получилось, что я так там и остался. Навсегда. Любовь с первого раза и на всю жизнь...
Надо сказать, до того памятного момента, когда тигры Назаровой вырвались из клетки, я успел поработать помощником у Вальтера Запашного — гениальный был дрессировщик, и школу я у него прошел великолепную. Вальтер делал то, что в цирке никто до него никогда не делал. Он, к примеру, придумал аттракцион, в котором соединил тигров, львов, медведей и ланей, животных, которые в природе не могут мирно сосуществовать в принципе.
Но вернемся к Назаровой. До начала представления в Бакинском цирке оставалось 10 минут, когда из вольера вырвались тигры.
Животные оказались за кулисами, а там полно артистов, все готовятся к выступлению. Что началось! Неразбериха полнейшая, люди бросились кто куда: «Тигры! Тигры!» Один хищник, красавец Ахилл, килограммов 300 в нем было, отправился в буфет, но, к счастью буфетчицы, на пол упала стеклянная пепельница, раздался звук, похожий на выстрел, и Ахилл ретировался.
Я оказался в проходе к манежу, когда увидел, что на меня бежит тигр.
Первое желание — броситься наутек, но меня остановил окрик Константиновского: «Назад! Возьми грабли, стучи об пол! Стучи!» И я такой грохот устроил, что тигр пошел не на меня, а шмыгнул к манежу…
…В газетных архивах сохранился репортаж о том, как я и еще один униформист тогда спасли нашу артистку, на которую тигр напал и уже начал грызть. Дескать, мы увидели на стене огнетушитель и пустили его в дело. На самом деле все вышло случайно. Там же крик, ужас, кровь, разве что-нибудь сообразишь?
Этот огнетушитель тигр сам задел, тот рухнул ему на голову, а потом отскочил на пол, начал шипеть и разбрызгивать пену. Тигр так опешил, что выпустил свою жертву.
Константиновскому потребовалось время, но он все же взял ситуацию под контроль, а мы ему только помогали. Загнали тигров, и представление все же состоялось, несмотря на то что артисты были в шоке. Назарову трясло от напряжения, но она отработала всю программу от начала до конца.
Это был 1962 год. Я потом набрался смелости, пришел к Маргарите Петровне и говорю: «Возьмите меня на работу». Она ответила: «Вот исполнится 18 лет — и приходи». Мне тогда было 17.
Когда я снова явился к ней через год, она слово свое сдержала, взяла меня.
Я готов был прыгать до небес от счастья!
В цирке я дневал и ночевал. Став помощником Назаровой, готовил программу от начала и до конца.
Сперва надо было отработать с животными все до мелочей. Например, был номер, в котором Назарова качается на качелях, а тигр в это время лежит у ее ног. Так вот сначала на этих качелях качался я, и тигр, пока не привык просто лежать, грыз мои сапоги. Только когда хищник осваивался, к репетициям приступала Маргарита Петровна. Во время выступлений я всегда находился неподалеку.
У Маргариты Петровны был эффектный трюк: она опускалась на колено, держа во рту зубник с мясом, а огромный лев Радж подходил и брал у нее подкормку.
Защиты при этом никакой! А Радж нет-нет да и примерялся к шее Назаровой. В такой момент важно было дать знать, что я за ним наблюдаю, чтобы лев не забывался. Я стоял неподалеку и, как только Радж приближался к Назаровой, начинал кашлять. Лев поворачивал голову в мою сторону: мол, все понял, — брал мясо и отходил на свое место.
Назарова иногда злилась: дескать, перестраховываюсь, но я все равно делал по-своему.
Мы и ссорились, бывало, и мирились. А с Константиновским у Назаровой случались такие перепалки, что только пух и перья летели.
Семья у них была «итальянская». Кстати, этот стиль общения оказался заразительным — я со своей женой отношения выяснял так же бурно… В начале репетиций обычно была тишь да гладь — Маргарита Петровна с Константином Александровичем называли друг друга мамочкой и папочкой, но что творилось в конце!
Крик стоял ужасный! В пылу страстей Маргарита Петровна могла развернуться и уйти из цирка, тогда приходилось ее догонять и возвращать обратно.
Однажды, помню, Назарова так разругалась с мужем, что вызвала «скорую» и объявила, что у него белая горячка. И Константиновского забрали в психушку! Конечно, вскоре разобрались, что к чему, и выпустили, но пару дней Константин Александрович в этом заведении все же пробыл.
Потом делился впечатлениями. «Сосед по палате как начал туда-сюда бегать. Спрашиваю: «Что случилось?» — «Разве не видишь — тараканы кругом. Давай ловить».
И Константиновский, он же актер по образованию, тут же включился в игру — стал ловить тараканов!
Пару раз Маргарита Петровна его и в милицию на 15 суток определяла. Когда Константина Александровича в первый раз забрали, к нему привязались два здоровенных мужика, явно на драку нарывались. Но не на того напали. Константиновский их быстро раскидал, а потом собрал вокруг себя остальных сокамерников и травил им анекдоты и цирковые байки. А он их знал море, даже Никулину мог в этом смысле фору дать. Когда его отпустили, он уже в КПЗ был своим, ему даже кличку дали — «Артист».
Но даже несмотря на все ссоры, Назарова и Константиновский искренне любили друг друга и жить врозь не могли.
Хотя сплетни о личной жизни Маргариты Петровны ходили разные, но все это ерунда. Да, мужчинам она очень нравилась, но дальше цветов и разрешения поцеловать ручку дело не доходило. О Назаровой вообще болтали много всякой лжи.
Говорили, например, что у нее было море бриллиантов — это неправда. Бриллианты очень любила Бугримова, вот у той действительно была целая коллекция, а у Маргариты Петровны так, по мелочи — колечки, цепочки. Вот чего у нее действительно было много, так это шуб. Она летом их раскладывала на солнышке, просушивала, но потом моль все равно до них добиралась. А Назарова не жадная была, чем добру пропадать — раздаривала его направо и налево. Многие девчонки в цирке ходили в ее шубах.
Одеваться Маргарита Петровна любила. Она часто бывала за границей и привозила оттуда совершенно роскошные по тем временам вещи: платья, костюмы, туфли, денег на это не жалела. И когда появлялась на публичных мероприятиях — это был выход королевы.
…Гастроли в Италии не предвещали ничего особенного. Обычные штатные гастроли.
Собирались мы туда ехать, отработав программу в Минске, и там к нам на работу устроился новый человек — худенький такой, неприметный. Мы тогда очень удивились: обычно перед заграничной поездкой новеньких не брали, но тут, видимо, сделали исключение.
В Италии все пошло наперекосяк...
Однажды во время выступления Назаровой на манеже вдруг погас свет. Это настоящая катастрофа, потому что предсказать, как поведут себя хищники в такой ситуации, невозможно. Когда подобное случилось на выступлении Александра Буслаева в Германии, а на манеже у него были львы и лошади, львы лошадей тут же растерзали.
У нас в программе тоже участвовали львы, тигры, лошади, да еще и медведи. На каждой из трех лошадей сидели тигр, лев или медведь. Но у Маргариты Петровны, слава богу, тогда все обошлось.
Однако вскоре случилась новая неприятность: Маргарита Петровна исчезла на трое суток — вместо нее выступал Константиновский.
А это 1969 год. И артистка исчезла! Представляете, какой переполох?
Потом мы вспомнили, что незадолго до исчезновения Маргариты Петровны в цирке появился красивый холеный пожилой немец невысокого роста. Как потом оказалось, это был бывший «хозяин» Маргариты Петровны…
Дело в том, что в начале войны, Назаровой тогда было 15 лет, она оказалась в оккупации, и ее переправили в Германию, в Гамбург.
Там она сначала прислуживала в богатом доме, а потом этот самый «хозяин», увидев, как грациозно девушка двигается, отдал ее на работу в кабаре, где Маргарита танцевала до конца войны.
Каким-то образом ей удалось скрыть правду о том периоде своей жизни. В органах, конечно, о том факте, что она была угнана на вражескую территорию, знали, но вообще Маргарита Петровна о своем прошлом не распространялась.
И вот когда в Италии появился тот самый «хозяин», она просто села в его машину и пропала на три дня.
Вернулась так же, как и уехала, — никому ничего не объясняя.
Что там было между ней и тем немцем — неизвестно, нам она ничего не рассказывала, оставалось только догадываться. Потом, когда мы уже вернулись в Союз и приехали в Киев, ее вызвали в КГБ.
В кабинете следователя она обомлела: за столом сидел тот самый неприметный товарищ, которого незадолго до отъезда она взяла к нам на работу, — он оказался полковником КГБ.
Назарова потом рассказала, что ей устроили допрос, почему она не сообщила о встрече с «хозяином» и утаила информацию, что свободно владеет немецким языком.
После допроса в Маргарите Петровне что-то надломилось.
Она так и не смогла прийти в себя от потрясения.
У нее началась мания преследования, доходило до того, что она в каждом из нас видела агента КГБ. На собраниях, начиная говорить о цирковых проблемах, тут же переходила к обвинениям — уверяла, что мы все за ней шпионим, читаем ее письма, роемся в ее вещах... Когда кто-то пытался ее успокоить: «Маргарита Петровна, ну что вы такое говорите!», срывалась на крик: «Молчать!»
А вскоре не стало Константиновского.
…В «Полосатом рейсе», когда снимали сцену борьбы с тигром на палубе, Константиновский упал и ударился головой о железный люк.
У него и так были припадки после контузии, а после этой травмы состояние ухудшилось.
Он отработал выступление в Киеве и решился ехать в Ленинград на операцию. Сказал жене: «Мамочка, я скоро обратно…»
Оттуда Назарова получила коротенькое сообщение: Константин Александрович скончался на операционном столе прямо во время операции. Ему было всего 50 лет.
После смерти мужа Назаровой стало резко хуже. Страхи, терзавшие ее, только усилились.
К тому же за ней на манеже уже не стоял Константиновский, больше не было стены. Я тогда уже перешел работать в другой аттракцион, и у Маргариты Петровны все стало валиться из рук.
Она отработала несколько выступлений и написала заявление об уходе.
Потом из армии вернулся Алеша, сын Маргариты Петровны и Константина Александровича. Он принял аттракцион, с которым когда-то работали его родители. Потом Леша уехал во Францию, женился, у него родились дочка и сын, которых он назвал Маргаритой и Константином. И по сей день, уже почти пятнадцать лет, он в Россию не возвращается.
…Назарова в конце жизни жила очень замкнуто. Закрылась в своей квартире в Нижнем Новгороде и никого к себе не пускала. Леша к тому времени уже уехал во Францию. Из родных рядом оставалась только сестра Вера. Вначале она к Маргарите иногда приходила, но когда сестры не стало, Маргарита Петровна вообще отгородилась от мира.
Открывала только женщине, которая у нее работала, и все.
В цирке она больше не появлялась. Ну, может, раза два, не больше. В один из этих моментов я ее и встретил.
…Я сидел в кабинете директора, когда туда зашла худенькая маленькая старушка. Я даже не сразу понял, кто передо мной.
— Маргарита Петровна! Простите, не узнал вас… На коленях буду просить прощения…
— Да что ты, Мишенька, мы же все постарели…
Ей тогда было лет 70. А вот голос остался прежним. Совсем не изменился… …Когда у меня родилась дочь, я мечтал, чтобы она стала укротительницей тигров.
Как Назарова. И сегодня могу дочерью гордиться, потому что лучше, чем Карина Багдасарова, сейчас укротительницы в России нет. У Назаровой достойная преемница. А значит, где бы Маргарита Петровна ни была, она знает, что ее история продолжается...
Подпишись на наш канал в Telegram