7days.ru Полная версия сайта

Екатерина Климова: «На любовь-рабство, любовь-жертву способны только единицы»

«Захожу в церковь, а там похороны. Гроб проносят прямо мимо меня. Внутри мужчина с бородой…» — рассказывает Екатерина Климова.

Екатерина Климова в роли Анны Вырубовой
Фото: предоставлено кинокомпанией «МАРС МЕДИА»
Читать на сайте 7days.ru

Захожу в церковь, а там похороны. Гроб проносят прямо мимо меня. Внутри мужчина с бородой. Глаза его подведены темным, губы чуть тронуты яркой помадой… Боже, у него накрашено лицо!

Все люди начинают оглядываться. Слышны удивленные вопросы: «Кто этот странный покойник?» Вдруг он открывает глаза и мне подмигивает. «Это же не настоящие похороны!» — догадываюсь я.

Понимаю, почему в роли Распутина захотели увидеть именно Машкова. Мне кажется, во Владимире есть что-то необъяснимое, какая-то способность воздействовать на окружающих…
Фото: предоставлено кинокомпанией «МАРС МЕДИА»

А на лице у него просто грим! Театральное действие какое-то или снимают кино… Только вот как тут оказалась я? Проснулась и поняла, что все будет хорошо.

Меня очень долго не утверждали на роль Анны Вырубовой в картину «Распутин». Неизвестность — то ли ты в проекте, то ли нет — всегда самое некомфортное состояние. Я не смотрела другие версии «Распутина», не ездила по знаковым местам. Пока было непонятно, состоится ли все, не хотелось прикипать душой. А прикипела бы обязательно — слишком интересен персонаж. В этом смысле я актриса суеверная. И вот одни пробы, другие… Плюс ко всему, надо признать, на исторический оригинал я похожа слабо. Анна была тучной женщиной. Имела в отличие от меня блестящее образование — сама государыня доверяла Вырубовой учить своих дочерей.

Я уже прошла некий путь в своей профессии, так что о слухах, извините за тавтологию, знаю не понаслышке. Екатерина с дочерью Елизаветой и сыновьями Матвеем и Корнеем
Фото: Марк Штейнбок

По большому счету у меня и потенциальной героини была единственная общая черта — светлые глаза. Ну и походить с палочкой, как Анна (она безнадежно хромала), — это соблюсти несложно. Все...

И вот однажды звонит мой агент, а я очень твердо ей говорю, что все будет в порядке, — сон, мол, мне приснился. Почему решила, что накрашенный покойник с бородой снится к хорошему, не знаю. Но в итоге все так и вышло.

Хотя начало съемок вовсе не было безоблачным. Текст переписывался много раз. Возникали и другие спорные рабочие моменты. Словом, не клеилось, мы даже батюшку приглашали освятить все. Сами съемки, несмотря на отсутствие какого-то экшна, выдались сложными — то все мучились от жары, то от холода.

Честно говоря, рабская любовь уж совсем для меня непонятна, незнакома, как для большей части людей. На любовь-рабство, любовь-жертву способны только единицы
Фото: PersonaStars.com

После утверждения на роль я, конечно, постаралась изучить свою героиню. Но оказалось, сведения о подруге и фрейлине последней русской царицы, правой руке Распутина Анне Вырубовой, крайне противоречивы, мутны и непонятны, впрочем, как и история «святого черта» в целом. Я была в ее флигельке, где они с Распутиным принимали просителей и про который писали, что это настоящие хоромы. Оказалось, он совсем крохотный. Жалованье всесильной фрейлины было явно скромным… В Сети просмотрела сюжет о кладбище в Хельсинки, где в 1964 году похоронили Вырубову. Анна прожила гораздо дольше всех прочих участников той трагической истории. Как, кстати, и предсказывал Григорий Ефимович. Он сказал: «Проживешь еще лет 50». Так и вышло...

В нашей кинотрактовке событий предреволюционной России мы никого не хулим и не обвиняем.

Надо признать, на исторический оригинал я похожа слабо. Анна Вырубова была тучной женщиной. Имела в отличие от меня блестящее образование — сама государыня доверяла ей учить своих дочерей
Фото: предоставлено кинокомпанией «МАРС МЕДИА»

Лично мне кажется, просто время тогда такое было. Во всем мире назревали большие перемены, наверное, поэтому после переворота 1917 года царскую семью никто не захотел принять — боялись восстаний. Распутин появился, когда брожения уже происходили, и вряд ли он мог бы стать их причиной. В фильме А. Малюкова Григорий Ефимович — носитель некоего знания, народной мудрости, все-таки не зря светлейшие умы приезжали к нему за советом. Возможно, как и любой живой человек, он не устоял перед какими-то искушениями… Но у нас Распутин не мошенник. Он фигура с мощной энергетикой, харизмой, которая определенным образом действовала на людей. Мне кажется, все сильные личности вызывают похожий эффект. В. В. Путина вот видишь — и, сам того не желая, робеешь. Примерно так.

Моя Вырубова прожила сложную жизнь. Неудачно вышла замуж за очень непростого человека, я бы сказала, извращенца. Впоследствии, когда она попала в тюрьму, медицинская экспертиза подтвердила ее девственность, поэтому ее и выпустили... Раньше, если женщина выходила замуж и понимала, что ей не очень повезло, развестись она не могла… Дружба с государыней позволила ей обратиться с личной просьбой, и развод был получен. Но что дальше? Куда?

И Вырубова нашла свой смысл в служении Распутину. Встретила человека, которому поверила и пошла за ним, всю свою жизнь посвятила ему, его дару. В ней сочеталось действительно несочетаемое. С одной стороны, редкое благородство, верность, отрешенность от внешнего мира и твердая вера. С другой — будучи правой рукой царицы, она постоянно находилась внутри змеиного клубка, вынужденная держать нос по ветру, улавливать любые смены подковерных течений.

Любая актриса будет выискивать в своей героине что-то близкое или понятное для себя.

Первая ниточка протянулась к ее отношению к слухам и сплетням. Вырубову же обвиняли во всех смертных грехах! «Желтая пресса» того времени просто на лоскуты ее рвала — «наложница Распутина», «германская шпионка», «отравительница наследника»,«всесильная временщица, правившая Россией»... На все эти «прославления» Анна реагировала очень стойко. Точнее, никак не реагировала. Хотя некоторые родственники даже старались не афишировать с ней родство… Я тоже уже прошла некий путь в своей профессии, так что о слухах, извините за тавтологию, знаю не понаслышке.

Когда я оказывалась в одном кадре с Ингеборгой Дапкунайте, автоматически хотелось встать по стойке смирно
Фото: предоставлено кинокомпанией «МАРС МЕДИА»

И меня обсуждали: с кем сплю, с кем не сплю, какую роль каким способом получила… Слухи сопровождали мою жизнь сначала в институте, потом в театре и в кино. Это то, с чем я живу постоянно. Конечно, смирилась не сразу. Поначалу пыталась оправдываться, объяснять, требовать извинений. По большому счету, только время все расставило по своим местам. Я, например, даже не знаю, где теперь тот человек, который распускал обо мне сплетни в институте, а у меня все складывается. Так что, как говорил мой папа: «Собака лает — ветер носит». Если у тебя есть свой путь, ты занят делом, то постепенно привыкаешь не тратить силы на ерунду. Кроме того, если ты сам знаешь, что есть на самом деле, тебя не очень задевает ложь. Вырубова же знала, что подтвердит тюремная экспертиза.

Она не могла знать наперед, что таковую назначат, но в итоге-то была уверена!

Сцену заточения Анны Вырубовой в тюрьму снимали в настоящем старинном питерском карцере. Там был дикий холод, несмотря на сорокаградусное лето за его стенами. До костей пронизывало, казалось, похоронили заживо. Поэтому я легко почувствовала отчаяние и ужас женщины, которая после блеска двора, царского дворца с балами и манерами оказалась в каменном мешке. Я едва просидела там день! Ее же мучили многие месяцы, унижали, допрашивали...

Но это механика. А в персонаже всегда есть то, что сложно облечь в слова. Приходится искать. К примеру, даже Владимиру Машкову, а он, поверьте, мегапрофи, какие-то вещи нужно было прочувствовать, что ли…

Он специально оставался ночевать в Юсуповском дворце, где когда-то начали убивать Распутина. Правда, о своих впечатлениях от ночевки ничего не рассказывал. Наверное, чтоб не впадали в излишний мистицизм.

На площадке Владимир вообще больше старался разряжать обстановку: и без того съемки получались, как я уже сказала, долгими и непростыми. Как шутит Машков? По-голливудски в основном, не зря долго там жил и работал. «Вообще-то у меня в райдере записано, — говорил, — что я могу сказать «Стоп!» в любое время, и съемки должны быть остановлены. Я выхожу, десять минут кормлю уточек, релаксирую… Кстати, неподалеку должен быть пруд с утками!»

Так он шутил на протяжении всех съемок. А в последний съемочный день мы решили сделать ему сюрприз.

Мистика... Она, может быть, разве что в том, что фигура Распутина как-то вдруг завлекла кинематографический мир. Мы снимали в основном в Питере. А там только отснялся в роли Григория Ефимовича Жерар Депардье
Фото: ИТАР-ТАСС

Вступили в сговор с реквизитором, выпросили настоящих уток, посадили их в таз с водой и поместили рядом с его гримвагеном. Исполнили мечту. Раза три объявляли перерыв «по райдеру Машкова на 10 минут», мол, пора кормить уток, но вышел он не сразу, не верил... Зато когда вышел — было очень смешно...

На самом деле Владимир сильно поразил меня на этих съемках. Даже с актерами массовых сцен он отрабатывал планы, когда его самого не снимали, на все 100 процентов. Настолько профессиональный человек! Ни разу я не стала свидетелем его опоздания или каприза. Просто дисциплинировал всю группу. То же самое могу сказать про Ингеборгу Дапкунайте. Когда я оказывалась с кем-то из них в одном кадре, автоматически хотелось встать по стойке смирно.

Понимаю, почему в роли Распутина захотели увидеть именно Машкова. Мне кажется, и во Владимире есть что-то необъяснимое, какая-то способность воздействовать на окружающих… Я своими глазами видела, как люди, которые входили с ним в кадр, в буквальном смысле теряли дар речи. То есть столбенели, заикались и напрочь забывали свой текст. Можно даже сказать, что это мешало работе.

Однако вернемся к моей Вырубовой, которая любила Распутина, но не так, как все думали. В фильме нет каких-то откровенных сцен, чего-то буквального, но надо было показать, как сильно она его любит. Вот самым сложным для меня стало как раз найти мощную и незнакомую мне грань любви — когда к человеку относишься как к некоему божеству. В моей собственной жизни кумиров не было. Разве что от Фредди Меркьюри теряла голову, но это еще в детстве было…

Честно говоря, рабская любовь уж совсем для меня непонятна, незнакома, как и для большей части людей. По большому счету все мы сильнее всех на свете любим самих себя. На любовь-рабство, любовь-жертву способны только единицы. Это ведь даже не страсть к мужчине, а нечто более сложное и опасное. Ты ничего не требуешь взамен, ничего не ждешь, а, как собака, идешь следом, куда бы он ни решил направиться. Думаю, вокруг Распутина таких людей было много, но Вырубова так и осталась стоять особняком…

Надеюсь, у меня получилось все это показать, и зритель поймет. И несмотря на то что любое кино — вранье, а киногероиня состоит из фантазий исполнительницы, режиссера, сценариста, оператора, мне кажется, что суть настоящей Анны Вырубовой я почувствовала. Все ищут в ее истории либо пошлость, либо мистику.

Я даже не знаю, где теперь тот человек, который распускал обо мне сплетни в институте, а у меня все складывается. Так что, как говорил мой папа: «Собака лает — ветер носит»
Фото: ИТАР-ТАСС

Но самое удивительное в мире часто оказывается самым простым.

А мистика… Она, может быть, разве что в том, что фигура Распутина как-то вдруг завлекла кинематографический мир. Снимали в основном в Питере. А там только отснялся в роли Григория Ефимовича Жерар Депардье, ждали Ди Каприо — Warner Brothers вроде бы тоже запускается с картиной про зловещего старца… Так что горожане во время съемок уличных сцен нашего фильма только кивали со знающим видом: «Опять Распутина снимают».

Подпишись на наш канал в Telegram