7days.ru Полная версия сайта

Анна Снаткина: «Если открыл свое сердце, готовься и к боли»

Откровенное интервью актрисы о кризисе семейной жизни и попытке вырастить из ребенка гения.

Анна Снаткина
Фото: М. Барбус
Читать на сайте 7days.ru

Известный роман Фредерика Бегбедера «Любовь живет три года» напугал многие молодые пары. Опять же, статистика подтверждает это невеселое пророчество модного французского писателя. Но я, если честно, не верю в «роковые этапы» в жизни семьи: кто-то разбегается через полгода, кто-то через двадцать лет... Кризис может наступить в любой момент. Все очень индивидуально.

— Когда мы только познакомились с будущим мужем, я спросила Витю:

— У тебя есть мечта?

— Да, создать семью, нарожать детей и жить в своем доме.

Я ответила:

— У меня тоже!

Видимо, еще тогда мы придумали сценарий нашего будущего. И пока от него не отступаем.

Наши отношения с самого начала развивались стремительно: буквально через несколько месяцев после знакомства мы решили пожениться и вскоре узнали, что ждем ребенка. Так что конфетно-букетный период совпал с этими приятными событиями. И кульминацией, конечно, стало рождение нашей дочки. Однако появление ребенка в семье меняет жизнь кардинально — и вот тут нам понадобилось много терпения. Роды были сложные, с тех пор у меня панический страх: не дай бог, с дочкой что-то случится. Даже совсем легкое недомогание, обычный насморк спешу вылечить у Вероники как можно быстрее, в домашней аптечке для этого есть все необходимое. Витя же предпочитает лечить болячки народными средствами: «Не надо химии, пусть пьет побольше воды. Меня так лечил папа, и я вырос высоким и здоровым!» Поначалу мы могли часами доказывать друг другу полезность своих методов, сейчас научились уступать. В последний раз я просто сказала: «Лечи сам, если все знаешь лучше меня». Но пока Витя не видел, улучила момент и подобралась к дочке с каплями...

С мужем Виктором Васильевым
Фото: из архива А. Снаткиной

— Для большинства пар рождение ребенка — приятный, но все же стресс. Как вы пережили первые месяцы после появления малышки?

— После того как я стала мамой, со мной происходило столько изменений — и физических, и психологических, — что от мужа мне нужно было только одно: любовь и понимание. Витя шутит: «Мужчина в первый год после родов должен быть «при жене официантом». Грубовато, но очень точно, поскольку женщине в этот период нужен помощник. Капризы беременности — когда Вите приходилось среди ночи разыскивать мне ананас — уже казались милой безделицей. Мы учились не повышать друг на друга голос. Витя научил мирно разговаривать о том, что меня беспокоит, а не предъявлять сразу кучу претензий.

Я же его — прислушиваться к моим пожеланиям. Например, в этом году муж устроил мне сюрприз — самостоятельно нарядил новогоднюю елку. Витя во всем предпочитает минимализм, вот и тут был тот же подход: украсил стильно, но по-мужски скупо. Я же люблю, чтобы елочка вся искрилась и переливалась. Специально для этого привезла из Питера аж четыре пакета дизайнерских игрушек. Четыре раза мы ее наряжали — сначала Витя, потом я, затем снова муж, и наконец опять я, поскольку мой вариант все же победил: Витя согласился, что для Вероники елка должна выглядеть пышно и волшебно.

Как бы ни велика была любовь, невозможно всегда быть всем довольным. Если открыл свое сердце, готовься и к боли, потому что влюбленного очень легко ранить. Я тоже бываю резкой, могу обидеть. Но если понимаю, что рубанула с плеча, стараюсь первой подойти и извиниться — я же люблю Витю и не могу видеть, как он мучается из-за ссоры. Хотя чаще просит прощения Васильев — он же мужчина... Еще у него есть удивительный талант выходить из любой ситуации с помощью чувства юмора. Я как актриса из каждой мелочи вроде детского насморка могу раздуть проблему величиной со слона, а Витя одним смешным словом может дать понять, насколько эта проблема ничтожна.

Наши отношения развивались стремительно: через несколько месяцев после знакомства мы решили пожениться и вскоре узнали, что ждем ребенка
Фото: из архива А. Снаткиной

— Вы достаточно быстро вышли на работу и даже стали брать с собой Веронику в экспедиции. Виктор не был против?

— Многие мужчины требуют от своих жен: «Оставь работу, занимайся домом и детьми». Обычно такие женщины увязают в пеленках и распашонках, перестают следить за собой, устают от подобной жизни и начинают пилить мужа. И вскоре он благополучно находит другую... Убеждена, что женщина обязательно должна работать. Не уходя при этом в профессию с головой, потому что тогда уже начинают страдать дети. Тут нужен разумный баланс.

Когда мы с Витей познакомились, оба уже состоялись в профессии, и он понимал, что если поставит ультиматум: «Сиди дома», — может меня потерять. Хотя с рождением дочки я сама пересмотрела свой график и вместо трех проектов стала брать один, максимум два, чтобы больше времени уделять ребенку. Кстати, скоро на экраны выйдет новая картина «Плакучая ива», в которой я сыграла одновременно две роли: одна из моих героинь — актриса, живущая в эпоху Первой мировой войны, вторая — ее прапраправнучка, наша современница. Это серьезная история о том, как все наши поступки и грехи отражаются на судьбах потомков.

— Насколько знаю, вы чуть ли не с первых месяцев занялись образованием дочки, наняли няню-филиппинку, которая общалась с Вероникой по-английски. Похоже, готовите ее к поступлению в Гарвард?

— Из Вероники мы воспитываем гражданку мира. Этой осенью совместным решением выбрали для нее билингвальный детский сад, где первая часть дня проходит в контакте с носителями английского языка, а вторая — на русском. Кроме того, детей там приобщают к традициям и отечественной, и западной культуры. Например, у Вероники в саду отмечали аж четыре праздника: российский Новый год, западный новогодний карнавал, католическое и православное Рождество. Мы с мужем запутались в утренниках! На Новый год каждый ребенок должен был прийти в костюме лесного зверя.

Нам с Машей всегда хорошо рядом с родителями
Фото: Ю. Феклистов/7 Дней

Поскольку Вероника любит Диснея, мы с Витей обегали пол-Москвы, чтобы найти Кролика из американского мультика про Винни-Пуха. При этом детей обучили четко разделять новогодних старцев: «Санта-Клаус живет в Лапландии, а Дед Мороз — у нас в Великом Устюге!» Так что подарки Вероника заказывала нашему Деду — в этом году он приходил к дочке впервые (до этого боялись напугать ее громогласным гостем). Помогли с Витей Веронике составить для него письмо. Как всякая девочка, она попросила огромное количество игрушек: несколько Барби, домик для пони. Поскольку у нас самих в детстве ничего такого не было, не можем удержаться — все время что-нибудь дарим дочке.

Вспоминаю, как мама приносила нам с сестрой рожок мороженого и счастью не было предела. Шоколадку делили на семь частей, чтобы есть по кусочку всю неделю... А чтобы посмотреть диснеевский мультик, воскресным утром всем двором мчались к телевизорам. Конечно, у детей сейчас больше возможностей и они более развиты. Витя, к примеру, с удовольствием обучает Веронику пользоваться гаджетами. Подарил ей свой старый айфон, в котором забито четыре контакта, и Вероника в любой момент может позвонить нам или бабушке с дедушкой. Обычно на долгий разговор ее не хватает. Спрашивает: «Как дела? Все, пока-пока...» Зато мы всегда на связи с дочкой.

Многие против гаджетов, считают, что они вредят детям, но если это происходит десять минут в день, ребенку только на пользу — я хочу, чтобы дочка шла в ногу со временем. На планшетах много развивающих игр, кроме того, Вероника любит смотреть ролики на английском в YouTube и со знанием дела сообщает: «Здесь плохо ловит Wi-Fi!»

Скоро на экраны выйдет картина «Плакучая ива», в которой я сыграла две роли: одна из моих героинь — актриса, живущая в эпоху Первой мировой войны
Фото: КИНОКОМПАНИЯ ЩУКА

Раньше мои родители с трудом находили общий язык с нашим маленьким гением. Какое-то время Вероника очень много говорила по-английски (когда у нас была няня-филиппинка), и бабушка ничего не понимала. Каждый раз на прощание дочка выкрикивала: «Hug!» — и раскидывала ручки. А моя мама не догадывалась, что ей предлагают обняться. Дедушка же с сомнением рассуждает: «Зачем русскому человеку праздновать католическое Рождество?» А мы с Витей хотим, чтобы наш ребенок был свободен от стереотипов и воспитывался в разных культурных традициях. Вырастет — сама выберет, что ей ближе.

— До садика вы много времени проводили с дочкой. Не страшно было отдавать ее в «чужие руки»?

— Признаюсь, нелегко было поначалу оставлять Веронику в садике, но мы с мужем понимали, что это нужно ради ее образования и общения со сверстниками. А первый экзамен на пути к этому прошли вместе с дочкой, когда отправились прошлым летом на отдых в Грецию. Сняли дом на побережье на три месяца. Витамины, море, солнце, свежий воздух — все, что нужно ребенку в таком возрасте. С Витей по очереди уезжали на съемки, тогда с Вероникой и моей племянницей Анютой оставались дедушка с бабушкой — мои родители. Анюта — дочь моей сестры Маши, и наши дети дружат, как мы в их возрасте. На день рождения Вероники их развлекал аниматор с домашними зверюшками: ежиком и кроликом. Но одно дело — ходить друг к другу в гости и совсем другое — быть рядом двадцать четыре часа в сутки. В Греции у девочек началось соперничество, борьба за игрушки. Зато к садику Вероника оказалась готова — там ведь не все игрушки принадлежат только ей.

А вторая моя роль — прапраправнучка этой актрисы, наша современница. На съемках «Плакучей ивы»
Фото: КИНОКОМПАНИЯ ЩУКА

— Кому у вас в семье лучше удается роль строгого родителя?

— С двух до трех лет у детей начинает активно проявляться свое «я»: надену что хочу, буду есть что хочу! Я очень старалась не потерять родительского авторитета и при этом не давить на ребенка. Оказалось, что для меня самая сложная профессия все-таки — быть хорошей мамой. А дочка еще и научилась виртуозно манипулировать нами: когда хочет пожаловаться на маму — бежит к папе и наоборот. Например, захотела печенье. Говорю: «Сначала надо пообедать». Папа сразу сдается: «Да ладно, дай ей сейчас». Мама становится плохой. А потом Вероника требует гулять — папа не разрешает, и она бежит за помощью ко мне... Как я это называю: «С кем удобно, с тем дружу».

У Вероники уже сейчас проявляются как лидерские, так и актерские качества: если дети в саду встают в круг, она обязательно танцует в центре. С готовностью на публике играет на пианино, читает стихи, пародирует героев Диснея, поет песенки из мультиков. Поначалу в детском саду радостно бежала общаться с новыми друзьями. У нее даже появился мальчик Витя, который за ней ухаживает: покачает на качелях, поможет скатиться с горки. А через некоторое время дочка вдруг поняла: если она в саду, ей несколько часов приходится обходиться без родителей. Расставаться с нами Веронике было тяжело, но мы ее не обманывали — подолгу все разъясняли. Сейчас этот период прошел. И Вероника говорит: «Мама, я уже взрослая девочка!»

Если понимаю, что рубанула с плеча, стараюсь первой подойти и извиниться — я же люблю Витю и не могу видеть, как он мучается из-за ссоры
Фото: Ф. Гончаров/7 Дней

— Близка ли к исполнению ваша с Виктором мечта о собственном доме? Откуда она, кстати, взялась у вас?

— Я не любитель высотных зданий — с детства мечтала жить поближе к земле. И желательно за собственным забором. Маленькой часто бывала в доме, где вырос отец, — в городе Белинском. Это была самая настоящая деревенская изба — с печкой, на которой я любила греться, пока в ней пеклись ароматные пироги. Их запах из бабушкиного дома никогда не выветривался и создавал какой-то особый уют. Туда съезжалась вся наша родня, в том числе и я со своими четырьмя сестрами. Потом папа с братом построили на участке новый дом.

Когда мы с Витей стали подыскивать будущее «родовое поместье», я довольно быстро нашла дом мечты, влюбилась в него с первого взгляда. Настаивала: «Покупаем!» Муж же мой, по характеру человек неторопливый, призывал не спешить... Он Козерог по гороскопу и если что-то для себя решил, нужны колоссальные усилия, чтобы его переубедить. Но я так упорно подталкивала Витю к решению, что он наконец сдался. Тем более что дом ему тоже понравился. Теперь-то несказанно рад, что я его поторопила: успели, как говорится, купить «до кризиса».

Сейчас делаем в доме ремонт — это безумно приятное и радостное занятие, но разногласия в семье возникают постоянно. Смело говорю: ничто так не сближает и в то же время не ввергает в конфликты, как совместные ремонты и строительство! Мы часто спорим на разные темы — от укладки плитки до выбора цвета стен. Но всегда примиряют мечты о том, как мы будем здесь жить, как посадим с Вероникой на участке дерево — и оно будет расти вместе с нашей дочкой. И как через много лет всем семейством будем пить чай под его раскидистой кроной и вспоминать, с чего все начиналось.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: