7days.ru Полная версия сайта

Людмила Зайцева. Вольная казачка

Подружки уже семьи завели, а я об этом и не думала. Быть актрисой — да, а замуж — как сложится....

Людмила Зайцева
Фото: И. Гневашев
Читать на сайте 7days.ru

Подружки уже семьи завели, а я об этом и не думала. Быть актрисой — да, а замуж — как сложится. Лелеяла свою влюбленность, даже безответную, страдала, вела дневник... И не хотелось, чтобы это состояние нарушилось близостью. Романтизм во мне жил. Я странного склада человек, с придурью.

— На съемках фильма «Здравствуй и прощай» я жила в обычном частном доме, и соседи хозяев позвали меня на свадьбу. Среди гостей была одна пара: муж — неказистый, а жена — рослая, статная, с тяжелым узлом пшеничных волос. Когда уже выпили, разгулялись, она встала в своей длинной пышной юбке, приколола к волосам цветок и пошла плясать цыганочку. Все только на нее смотрели, мужики начали вокруг коленца выкидывать... Тот плюгавый, который муж, сидел за столом и шипел: «Ну, зараза, приедем домой, я те дам, я те дам!» А она так упоительно танцевала, так колесила своей юбкой! Глядя на эту женщину, я подумала: моя героиня, Шурка, она такая же — вольная. Как и я сама — неуправляемая, строптивая. Но не всегда выставляю это напоказ. В детстве любила ховаться под каким-нибудь кустом: сделаю хатку и сижу. Способность затаиться осталась во мне до сих пор. Звонит приятельница, зовет погулять, а я себя плохо чувствую, лежу. Пятнадцать минут лежу, двадцать, полчаса — и как вскочу, как побегу! Приятельница перезванивает, а я уже не дома. Я затаенная, если надо принять решение, долго раздумываю, собираюсь. Но уж если собралась...

Мама была человеком поразительной жизненной энергии и стойкости. Работала много, никогда без дела ее не видели. И веселиться умела: ни одна свадьба без нее не обходилась, первая певунья и плясунья. На нашем хуторе маму любили и жалели. Когда я появилась на свет — а родила она меня в тридцать девять, — несли детское приданое: кто сорочку, кто полотенце. Хотя где брали ткань? Ничего же не было, мама мне что-то шила из брошенных немцами — дело вскоре после войны происходило — плащ-палаток, из парашютного шелка.

Есть фотография, где я, крошечная, сижу на венском стуле. В руке цветок — значит, лето и мне еще нет года, потому что родилась не двадцать первого июля, как везде пишут, а двадцать первого ноября. (Потерялась метрика, ну и записали меня, когда паспорт получала, тем числом, которое оказалось ближе.) Сижу я в рубашечке и нарядном чепчике, сшитых мамой, а под чепчиком — лысая голова. С этой фотографией у мамы была связана история:

— Пришел фотограф, увидел тебя и сказал: «Давайте я сниму вашу очаровательную блондинку».

— Какая блондинка, когда я была без волос?

— Так он сказал, — ответила мама.

Значит, надела на меня чепчик, платьице хорошенькое, так меня и запечатлели. Мама, рукодельница, не только дочку обшивала, но и любимого племянника Колечку. Многими талантами обладала: шила, вязала, пела, вкусно готовила.

Отец ушел от нас сразу после моего рождения. Жил с новой семьей на нашей улице, но я с ним не общалась. Только «здравствуй» и «до свидания», никаких разговоров. Не принято у нас на Кубани лезть к человеку, который тебе как посторонний, нет интеллигентских рефлексий. У мамы были интересные отношения с ее сестрой. Когда мы уже уехали из станицы, приезжали к ней в гости. Подходили к калитке, тетя Галя шла нам навстречу, начинала плакать от радости, мама тоже пускала слезу. Но через пять минут кто-то из них обязательно вспоминал давнюю обиду и начиналась ссора. Мы с мамой уходили к дяде Андрюше, оставались там ночевать. Спустя два дня являлась тетя Галя: «А, так вы приехали к Андрею, не ко мне?» И мы возвращались к ней. На моей родине люди живут проще, не мудрствуют. Хотят — ругаются, хотят — не разговаривают. Так и я не придавала никакого значения тому, что мы с отцом лишним словом не перекинемся при встречах. Тем более что у меня отчим появился, мы переехали с хутора в город Усть-Лабинск. Позднее, когда отец уже умер от последствий фронтового ранения, меня нашел его сын — мой брат Валерка. Мы с ним переписывались, он в гости в Москву приезжал.

Отчим, хоть ко мне и хорошо относился, в воспитании участия не принимал. Только мама
Фото: из архива Л. Зайцевой

Отчим ко мне хорошо относился, но в воспитании участия не принимал. Только мама. Меня все детство ругали — несмотря на застенчивость, я была прокудная. Школьницей могла поехать в Краснодар посмотреть спектакль в драмтеатре и вернуться в свой город не успевала — поезда уже не ходили. Ночевала у подружки, а дома меня потом отчитывали. У нас в семье не говорили «мамочка», «доченька», не сюсюкали. Не холодно себя вели, но сдержанно. Помню, уже учась в театральном, я приехала на летние каникулы домой, а мама, оказывается, пошла встречать на вокзал другой дорогой, и мы разминулись. Выхожу из дома на улицу — она бежит с букетиком садовых цветов, радостная, но такого, чтобы целоваться, обниматься, не было. На Кубани не приняты телячьи нежности: казаки детей держат в строгости.

— Как она воспринимала ваше желание стать актрисой?

— Мама считала, что надежнее быть учительницей или бухгалтером. Говорила, что в артистки меня не возьмут: ноги большие, уши большие, сутулая, лицо конопатое. А я уже в юности была одержима идеей стать актрисой. Даже на свидания не ходила: если на танцы, то с другими девчонками за компанию — не для того, чтобы мальчикам понравиться. Влюблялась, конечно, кто-то меня провожал, записки от кого-то передавали... Но не более. Я знала, что должна уехать из своего городка и поступить в театральный. Когда училась в старших классах, а потом в вечерней школе, куда пошла, чтобы днем работать и помогать маме с отчимом, посещала хоровой кружок, танцевальный, играла в самодеятельном театре. Меня привлекал МХАТ, но в Школу-студию я не поступила. Вообще никуда не прошла — ни в первый год, ни во второй, ни в третий.

Однажды, не поступив, поехала с подружкой на Азовское море: еще я хотела стать яхтсменкой, а в Таганроге был яхт-клуб. Занятия там проходили вечером, днем предстояло работать. Пошли на стройку учиться на маляров-штукатуров. Штукатуром я оказалась совершенно бездарным. Наша начальница Нина по фамилии Мина кричала: «Я эту Людку в бочке с цементом утоплю!» Надо было на мастерок набирать раствор и точным движением, похожим на то, какое используют в теннисе, бросать на стену и разглаживать специальной дощечкой. Я кидала на стену раствор — он летел обратно в меня. Но и помимо этого работа оказалась тяжелой. Если ломался подъемник, мы, ученицы, тащили раствор на пятый, например, этаж. Осенними и зимними ночами, чтобы стены быстрее сохли, топили «буржуйки», и тот, кто дежурил, бегал из квартиры в квартиру, поддерживая огонь в печках. Спать хотелось неимоверно. Присядешь на лавку, стоящую тут же, и сразу засыпаешь. Один раз задремала возле печки, металлическая застежка на поясе для чулок нагрелась и обожгла ногу. Отдежуришь, а утром надо опять идти «на раствор». После работы мы, вернувшись в общежитие, падали от усталости. Какой там яхт-клуб! Только Таганрогский драматический театр, куда я иногда бегала по выходным, скрашивал существование. От тяжелой работы и недосыпа похудела на десять килограммов. «Не пущу тебя больше туда!» — сказала мама, когда я приехала в отпуск. А я и не собиралась возвращаться на стройку — опять поехала в Москву поступать в театральное. И опять пролетела.

В театральные поступала четыре раза, и никуда меня не брали
Фото: Г. Тер-Ованесов/GLOBAL LOOK PRESS

Не пройдя в третий раз, вместе с другими провалившимися отправилась по приглашению рязанского ТЮЗа работать там. Играла не пойми что — уверенности в себе не было. Хотя подруга, с которой мы приехали в Рязань, говорила мне годы спустя: «Вспоминаю, как придем мы с тобой после спектакля, собираемся спать... — А спали мы сначала на полу, потом нам топчаны поставили. Столом служил ящик, в котором мне из дому прислали сухофрукты. — И вот сижу я за столом, а ты лежишь такая большая, белотелая, вьющиеся волосы раскинуты... А я маленькая, с большим носом, тремя волосинами, тюзовская пискунья. Смотрю на тебя, красавицу, и плачу от того, что такая уродка». Но я тогда была о своей внешности, как и о способностях, невысокого мнения.

В театральные поступала четыре раза, и никуда меня не брали. После очередной попытки вернулась в Рязань и стала ждать результатов. Звоню в Щукинское училище — и вдруг слышу, что меня зачислили. Почувствовала себя как спущенная шина. Победила, а радости нет: так долго к этому шла, что устала. Дома сказала маме, мол, поступила в артистки, она удивилась: решила, что я уже передумала. Когда начала сниматься, мама не гордилась мной перед людьми, наоборот, тяготилась вниманием односельчан: «Надоели — пристают и пристают». Приехав на съемки «Здравствуй и прощай», где я то с высокой температурой снималась, то меня водой поливали, качала головой: «Ой-ой-ой, так не годится».

— Легко дался переезд в Москву?

— В первое мое появление Москва меня раздавила, я рыдала: большой и шумный город, людей много и все разные. И первый год в столице, уже после поступления, — это был ужас. Даже климат не подходил: я выросла в теплом и сухом, сырость и холод средней полосы мне все-таки тяжелы. Но постепенно привыкала. Почти все приезжие из нашей группы в Щукинском училище снимали жилье, мы с приятельницей ушли жить на Арбат. Одна пьяница сдавала студентам целый подвал, нас там много поселилось. Стены обшарпанные, канализации не было... Но в подвале гужевались большой веселой компанией, кто угодно приходил в гости.

Стала посещать театры. Мне нравился классический — с бархатными креслами, открывающимся занавесом, нравилась актриса Алла Тарасова — такая гранд-дама, «бель фам», с выразительными бровями, страдающая. Помню, приехал на гастроли ленинградский БДТ, я сидела на галерке, ничего не слышала, но, вытянув шею, видела на сцене Татьяну Доронину — полную, в красном бархатном платье. Глядя на ее игру, думала: если бы я была во МХАТе, тоже бы так двигалась, так разговаривала.

Себя я видела только в театре. Но что за будущее ожидало меня как актрису, никто не понимал. Вот Ира Купченко была звездой курса и любимицей нашего педагога Марианны Рубеновны Тер-Захаровой. Мы с Ирой готовили совместный отрывок и подружились. Помню, покупали в арбатском гастрономе палочки сайды, жаренные в сухарях, и ели их с майонезом — вкуснота! Но мы с Купченко совсем разные.

Я сидела на студии, а Шукшин прошел несколько раз мимо, поглядывая на меня, видно хотел понять, что за актриса. Он сильно повлиял на мою жизнь
Фото: И. Гневашев

В Щукинском училище любили, чтобы играли каскадно, ярко, празднично — вахтанговская школа. Марианна Рубеновна хотела видеть меня похожей на Нину Русланову, учившуюся на курс старше: типаж у нас один и тот же — народный. Русланова на сцене была яростной. Однажды дали роль на сопротивление, то есть противоположную ее актерскому темпераменту, — женщины, прикованной к инвалидному креслу. Нина умудрилась в ходе диалога вскочить с кресла и побежать. Я на такой выплеск чувств не была способна. Мне наша педагог говорила: «Переиграй себя». А я всегда ощущала свой потолок и не могла его пробить. Может, поэтому мастер мной особенно не занималась: не знала, что с такой студенткой делать. Пробовала играть то одно, то другое, в итоге, замечу, могу в профессии многое, но в молодости до этого было далеко. Я не высовывалась — во мне гораздо больше смирения, чем может показаться.

Тер-Захарова удивительным образом умела пристраивать своих выпускников, даже середняков. Меня же никуда после училища приткнуть не могла — не брали. Куда было деваться? Ехать в провинцию не хотелось. Неожиданно узнала, что режиссер Станислав Ростоцкий приступает к съемкам картины, где много женских ролей. Речь о фильме «...А зори здесь тихие». От отчаяния предложила себя на любую роль в массовой сцене — заработать хоть сколько-то денег. А Ростоцкий, увидев меня, объявил: «Мне нужна такая артистка бойкая — разглядел же он это во мне! — на роль сержанта Кирьяновой». Роль в сценарии маленькая, но я ее укрупнила, придумав, что Кирьянова будет настоящим солдатом в юбке.

Ростоцкий любил женщин, говорил: «Режиссер должен быть влюблен». Причем во всех актрис, которых в данный момент снимает. Станислав Иосифович непременно участвовал в наших посиделках и не мог находиться в этом цветнике на вторых ролях. Он замечательно рассказывал про свою жизнь, его даже прозвали Краснобаем. С юмором был, человек-праздник. И жутко сентиментальным, мог всплакнуть над чем угодно. Влюблялись ли мы в него? Нам, девчонкам, он казался слишком взрослым — сразу после съемок отмечали его пятидесятилетие. Главное, что с Ростоцким мы чувствовали себя как за каменной стеной, настолько он выглядел надежным. Мне дал совет: «Смотри, не понижай градус своей жизни». Это чтобы я не потеряла себя в профессии. Верил в меня.

Несколько первых съемочных дней терялась перед камерой: опыт в кино был мизерным — массовка. Не чувствовала ни рук, ни ног, а играла командира, отдающего приказы. Но когда потом посмотрела фильм, успокоилась: по Кирьяновой не видно, что я неопытная актриса. С этой роли началось мое кино.

Вскоре после «Зорь» Виталий Мельников позвал в картину «Здравствуй и прощай». Кажется, это я сказала Мельникову, когда он искал исполнительницу роли Надёжки, что есть молодая актриса Наталья Гундарева. Знали мы друг друга еще с Щукинского, где она училась на курс младше. И если я среди однокашников ходила в аутсайдерах, то Наташа у своих — в примадоннах. Она была уверена в себе и на сцене, и перед камерой, и в повседневности. Имела право: талантливая, мастеровитая, обаятельная, темпераментная, напористая. Это я предпочитаю плыть по течению, а она умела взять жизнь в свои руки, даже в мелочах. Приехали мы в Ленинград — оставалось снять сцены в павильоне. Раннее утро, осень, сыро, на улице темно. Идем в гостинице в буфет. Наташа решительным голосом заказывает:

С творчеством Василия Макаровича потом встречалась не раз. На съемках картины «Печки-лавочки»
Фото: Киностудия им. М. Горького

— Две сардельки свиные, сметаны стакан...

Я робко:

— Наташа...

Она продолжает:

— Яичницу!

— Наташа, я не могу так плотно завтракать! Еще и погода плохая, ничего не хочется.

Гундарева непреклонна:

— Надо поесть на целый день.

Она была практичной. И при этом — веселой, заводной, компанейской. На съемках в Ростовской области стояла жара. Мы с Наташей резвились. В гостинице, приняв душ, заворачивались в простыни и выходили на балкон, опоясывавший весь этаж. Прогуливались напротив нашей двери, дразня своим видом живших по соседству кавказских и азиатских мужчин. И прыская от смеха, убегали к себе в номер. Если вечером засиживались в компании и я начинала шептать Гундаревой, не почувствуем ли мы себя завтра плохо, она пресекала мои сомнения: «Люся, все будет нормально». И действительно, все было лучше некуда. Наташа и роли свои выстраивала, не то что я, всегда игравшая по вдохновению. Сама человек не слабый, но ей подчинялась безоговорочно. Вообще, всегда дружила с теми, с кем снималась. Люблю дружить.

— А какое место в вашей жизни занимает любовь?

— Я влюбчивая, но люблю само это чувство, состояние влюбленности. В юности постоянно в нем находилась. Мир тогда был наполнен романтикой встреч, расставаний, солнечных дней, дождей, прилетов, отлетов... По молодости все нравятся друг другу. Вспоминаю, как на съемках ходили гулять, ломали сирень и черемуху, покупали дешевое вино, пили его на лавочках... Мир таков, каков ты сам, и для меня тогда он был наполнен любовью.

Помню, еще не была замужем и раз, когда снималась вдали от Москвы, в меня влюбился оператор. С операторами такое часто случается, поскольку смотрят на актрис сквозь глазок камеры и стараются увидеть в лучшем свете. И вот он все подшучивал надо мной, и было видно: я ему нравлюсь. Вернулась в Москву, он — в свой город, и вскоре звонит, спрашивает, что делаю. А я незадолго до того упала и сломала палец на руке. Сказала ухажеру, что сижу дома, палец в гипсе. «Ужасно! — посочувствовал он. — Может, нужна моя помощь?» Я удивилась: что это он? Палец сломала, не что-нибудь серьезное. Оператор прилетел, мы встретились, погуляли, я ходила с загипсованным пальцем. У человека был порыв увидеть меня, он примчался. Как не ценить такое отношение? Но чаще влюблялась безответно, мне это нравилось. Как-то на фестивале призналась одному режиссеру:

— Знаете, я в молодости была в вас влюблена.

— Я это чувствовал, — улыбнулся он.

Мне тогда, много лет назад, просто хотелось с ним общаться, находиться рядом. Ничего больше. Над нами подтрунивал Олег Янковский. Однажды всей съемочной группой сидели за столом, Олег стал шутки подпускать, я встала и ушла в гостиницу. Но даже мучения влюбленного человека прекрасны.

Подружки уже семьи завели, а я об этом и не думала. Быть актрисой — да, а замуж — как сложится. Может, сильно ни в кого не влюблялась. Говорю же, что лелеяла свою влюбленность, даже безответную, страдала, вела дневник... И не хотелось, чтобы это состояние нарушилось близостью. Романтизм во мне жил. Я странного склада человек, с придурью.

В картине «Здравствуй и прощай» моя героиня Шурка как и я сама — неуправляемая и строптивая. С Олегом Ефремовым
Фото: В. Панов/GLOBAL LOOK PRESS

Мне было за тридцать, когда встретила своего будущего мужа Геннадия Воронина. Снималась в картине «Праздники детства» по прозе Василия Шукшина, мы с Геной играли супругов. Он начал за мной ухаживать. Сразу отметила: сильный, а глаза — светлые-светлые, небесные. Жила я в Сростках у одной женщины, и мы как-то пошли с ней за груздями. Притащили их, сидим перебираем. Поднимаю голову — идет Воронин, с ним наша режиссер Ренита Григорьева. У Гены — букет гладиолусов. Оказывается, пришел делать мне предложение руки и сердца. Сижу над грибами в штанах и фуфайке, в галошах, и все это никак не подходит к торжественности момента. Но Воронина это не смутило. Он был строг:

— Так, даю тебе на размышление минуту, потом ухожу.

Мы все посмеялись. Хозяйка моя говорит:

— Ладно, соглашайся.

Я немножко покобенилась — зачем сразу соглашаться, но ответила:

— Да.

Потом во дворе того дома, где жила, мы с Геной играли свадьбу, вся съемочная группа гуляла. Накрыли под яблонями стол, пригласили местного баяниста. Нам подарили красивые тканые половики, старинные вышитые наволочки. Это была предварительная свадьба, еще до росписи в ЗАГСе, потом в Москве устроили настоящую. Только маму я почему-то не позвала, и она обиделась.

— Как, встретив Геннадия, вы поняли, что это ваш мужчина?

— Ничего я не поняла. Не живу рассудком — только чувствами. Почему-то мы потянулись друг к другу, значит, что-то у нас оказалось общим. К примеру, оба не умели копить, не скупились. Я не жадная, а если выпью, вообще все отдам, поэтому мне нельзя пить. Но если без шуток, то когда сижу с компанией в ресторане и кто-то хочет за всех заплатить, все равно лезу со своими деньгами. Знаю, стоит где-нибудь выгадать, потом возникнет ситуация — все деньги спущу. И не могу жлобиться: когда за выполненную для меня работу просят девять тысяч сто рублей, дам десять. Вспоминаю, как моя дочь Василиса школьницей, а потом студенткой приносила домой какие-то вязаные салфетки, прочую мелочь: «Старушка на улице продавала, никто ничего не брал, мне ее жалко стало, я купила». Такие вот мы собрались. Впрочем, кто-то же должен быть в семье хоть немного практичным, расчетливым. У нас эту роль вынуждена была играть я.

Иногда моя расчетливость едва не выходила боком. В девяностые годы с Наташей Крачковской поехала в Узбекистан: пригласили сыграть в тамошнем сериале пару эпизодов, происходивших в баре. Наташе предстояло изображать подвыпившую тетку, мне — стоять за прилавком. Когда летели в самолете, Крачковская говорит: «Люсь, ну какая ты продавщица? — И правда — я крестьянка даже внешне, и добавляет: — На продавщицу похожа я, а ты сыграешь ту бабу-гулену». Потом предложили это режиссеру, он согласился. Сделали мне грим: один глаз подбит, второй ярко накрашен, куртка, мини-юбка. Снялись. А перед тем как ехать в аэропорт, узнали, что Крачковской купили обратный билет, а мне — нет. Провожавший нас договорился насчет меня с кем-то, дежурившим на стойке регистрации, и уехал. И вот Наташа удалилась на посадку — а меня не пускают. Мобильных телефонов не было, режиссеру или его помощнику не позвонить. Куда деваться? Брать такси и ехать назад? Тут я соображаю, что не помню, как называется маленький городок под Ташкентом, где мы снимались.

Неожиданно узнала, что Станислав Ростоцкий приступает к съемкам картины «...А зори здесь тихие». От отчаяния предложила себя на любую роль в массовой сцене — заработать хоть сколько-то денег. Режиссер, увидев меня, объявил: «Мне нужна такая артистка бойкая — разглядел же он это во мне! — на роль сержанта Кирьяновой»
Фото: FOTODOM

А после съемки мы еще сбегали на базар. О, Наташка Крачковская была асом в смысле покупок:

— Так, Люся, печенку берем, бараньи яйца берем...

— Зачем нам бараньи яйца?

— Я тебя научу их готовить, ты не представляешь, как это вкусно! Зелень берем, специи тоже...

Поэтому теперь я стояла в аэропорту с сумками, полными мяса, бараньих яиц, зелени. Но без денег: их обещали заплатить в Москве. И на рейс не брали. Стою, с мяса сквозь кошелку течет... Что делать — ночевать здесь? А Крачковская уже ушла, я не могу ей крикнуть: «Меня не сажают в самолет!» Но Наташка молодец. Увидев, что меня долго нет, поговорила с пилотом, вышла из салона, вернулась за мной. Мы с ней бежали с моими кошелками по полю, она втащила меня по трапу в самолет. Я вернулась домой, еще и денег подзаработала.

Гена говорил: «В тебе бабское щирое казачество сказывается». «Щирый» — значит «настоящий». Приятельница вот тоже: «Нет, Зайцева, ты прижимистая». Это потому что я люблю выйти из магазина, ничего не купив. «И ты только кажешься открытой, — подшучивает она, — а так ты закрытая». Да, я разная, и закрытая тоже. Чего все открывать-то? Даже близким своим не стоит какие-то вещи рассказывать. И жене от мужа надо иметь тайны.

— Если есть тайны, могут возникнуть подозрения. Вас муж не ревновал? Интересная женщина, вокруг мужчины-актеры...

— Гена никогда этого не выказывал, но я почувствовала еще в начале нашей жизни — он очень ревнив. В напряженные моменты заявляла: «Женился бы на дворничихе, может, тебе стало бы спокойнее». Он сам был красивым, видным и тоже ездил на съемки, но я его не ревновала — нет у меня этого в характере. Со временем не до ревности стало: Василису растили, много работали...

Жили по-разному. Гена сложным был. Как-то он встречался с Валентином Распутиным, они всю ночь проговорили, и потом писатель сказал: «В Гене неистребим дух детского дома». Почему попал туда, муж никому не рассказывал, даже мне. Знаю только, что с родителями почему-то не жил, его воспитывала бабушка, а когда она умерла, мальчика взяли в детдом. Там ему передали фотографии: красавица мама, папа военный. Родителей муж никогда не искал. Когда я предлагала узнать что-нибудь об их судьбе, закрывал тему. Однажды ссорились, и я в запале прокричала:

— Разве хорошие родители отдадут ребенка в детдом?

Гена тут же пресек:

— Не смей о моих родителях плохо говорить!

Уже в конце жизни он написал стихотворение:

Не корю я тебя, не ругаю.
Может, ты уже в жизни иной.
Я лишь руки твои вспоминаю,
Остальное я вспомню потом.

Кому это было посвящено? Скорее всего маме. Так мог написать только человек, прошедший суровую школу жизни и научившийся любить и прощать.

При этом Гена ни под кого не подстраивался — даже в мелочах. Если считал, что надо делать так и никак иначе, переубедить его не удавалось. К примеру, съев первое, в ту же тарелку, не помыв ее, накладывал второе. Произносил «капитализьм» или «тубаретка», хотя сам был человеком пишущим. Случалось, я робко встревала:

Я сразу почувствовала, что Воронин очень ревнив. В напряженные моменты заявляла: «Женился бы на дворничихе, может, тебе стало бы спокойнее»
Фото: ЛЕНФИЛЬМ

— Гена, надо говорить «капитализм»...

— Это у вас, а у нас — «капитализьм».

Воронин был непререкаем, даже если прямота ему вредила. Но настоящие люди мужа ценили, и он их ценил. А если переставал с кем-то общаться, вернуть доверие Гены было невозможно. Один друг, как он считал, его предал. Этот человек больше никогда не переступил порога нашего дома.

Какие-то черты моего характера муж не понимал. Считал тертой московской штучкой, сам же столицу не принял и не полюбил. Другое дело — Алтай, Дальний Восток. Когда мы познакомились, не хотел тут жить: не нравились Гене московские нравы, образ жизни. Я пыталась возражать, мол, каждый живет по-своему, за что Гена называл меня конформисткой. К женщинам он относился строго — не выносил неестественности, развязности. Однажды я пришла с банкета немного выпившей и увидела, что мужа это коробит, хотя он ничего не сказал. По его крестьянским представлениям женщина должна быть целомудренной во всех отношениях. Но меня, к счастью, никогда не заносило.

Поначалу, когда мы еще притирались, я пыталась смягчить Генины домостроевские взгляды. Убеждала, что в наше время трудно им соответствовать. Не получалось: я плакала, кричала о разводе. Вспоминаю, как в юности была влюблена в человека сложного (умею выбирать сложных людей, у меня легких не бывает). И все мне хотелось того парня переделать, пока кто-то не сказал: «Люсь, никого изменить нельзя — можно только приспособиться». Я это усвоила и старалась вспоминать, когда вышла замуж за Гену, который меня, надо признаться, переделать не стремился. Мы встретились уже зрелыми людьми. И я в какой-то момент окончательно усвоила, что он — такой. Основательный, земной. Земля — это не глина, не песок, не вода. Такого человека изменить невозможно. Муж стойким был. Но и сентиментальным. Мечтателем, выдумщиком, как многие, кого жизнь не баловала. При том хорошо видел людей, это я могла обольститься. Если говорил о какой-нибудь моей приятельнице, что ей не стоит доверять, так и оказывалось. И в своем домострое он, по большому счету, был прав, что я поняла со временем.

Меня и Василису Гена любил и баловал. Сам одевался скромно, но на нас денег не жалел. То колечко купит с бриллиантом, то сережки с голубыми топазами. Насчет женской одежды вкус у него был отменный — откуда? Никаких нарядов себе без него не покупала. Если сама выбирала юбку и начинала ее примерять, слышала иногда от него: «Мать, ну ты что этот мешок-то надела? У тебя же хорошая фигура. Так, берем ту юбку и ту блузку».

Василиса лет в четырнадцать, насмотревшись мультиков про далматинцев, захотела себе халат — белый с черными пятнами, длинный, «взрослый». Папа отправился на рынок и нашел такой. Позднее Василиса с классом поехала в Финляндию, так Гена купил ей у валютчиков доллары, чтобы она не чувствовала себя стесненной. Я старалась дочь ограничивать, папа — нет. Если я, когда Василиса была маленькой, наказывала ее, то муж — ни разу. Кубанское казачье воспитание какое? Точно по домострою. За провинность — отлупить. Бия сына в младости, получишь утеху в старости. Ну как отлупить? Скорее, шлепнуть. Хотя бы отругать. Гена не мог — боялся. Не потому ли, что сам в нежном возрасте много претерпел? Зато если требовалось решить в школе какую-то проблему нашего ребенка, туда шел Гена: несмотря на свою вспыльчивость, он когда надо был дипломатом. Сегодня Василиса совсем взрослая, но у дочки до сих пор ощущение, что я была с ней излишне строга. А папочка выполнял все, о чем она просила, готов был ради Василисы на край света поехать.

Поначалу, когда мы еще притирались, пыталась смягчить Генины домостроевские взгляды. Не получалось: я плакала, кричала о разводе
Фото: GLOBAL LOOK PRESS/Кадр из фильма «Ураган приходит неожиданно»

Муж был уникальным человеком, сейчас таких единицы. Великодушный, стойкий, работяга, просто пахарь, ответственный за меня, за дочку, за быт. Если в нашем многоэтажном доме кто-то делал ремонт, за инструментами шли к Гене. Любил работать руками, мог сделать скамейку или ларь, который поныне у нас стоит. На мужа можно было положиться во всем. Однажды ночью мы услышали, что на верхнем этаже стучат. Стук не прекращался. Мы поняли, что кто-то попал в беду и зовет таким образом на помощь. Выяснилось, что пожилая одинокая соседка пошла мыться, закрылась в ванной, а отпереть защелку не может. Собрались жильцы. Входная дверь не поддавалась. Вызванная машина с выдвижной лестницей не доставала до ее балкона — мешали провода. Между лестницей и перилами оставалось пустое пространство. Никто не решался лезть на восьмой этаж — один Гена взобрался, встал на последнюю ступеньку и, пролетев над бездной, спрыгнул на балкон.

Детдомовцы привыкают ни на кого не надеяться. Муж был очень приспособленным к жизни человеком. А я многое умею, но нужно, чтобы у меня интерес был. Мало понимаю в бытовой жизни, коня на скаку не остановлю.

— Но вы же выросли на Кубани! Одни столы, которые там накрывают, чего стоят!

— Недавно приятельница спросила: «Зайцева, почему ты всегда полуголодная?» Я сейчас живу одна, а для себя готовить не люблю. Иногда приду в магазин и думаю: куплю что-нибудь вкусное, готовое — например курицу жареную, к ней какой-нибудь салат и бутылку вина, сяду дома и буду есть и пить. Но тут же — да ну, не хочу. Вероятно, сказывается среда, в которой человек вырос: не выставляли у нас в семье на стол разносолов.

Мама хорошо готовила, но это было на уровне борща, жареной картошки, компота — жили мы скудно. Иногда, придя из школы, спрашивала:

— Мам, чего поесть?

Она отвечала:

— Жареные гвозди.

Ну, огурцы в бочках солили, помидоры, капусту. В капусту заталкивали маленькие арбузы и зимние яблоки, они там квасились. Делали потапцы, или, как в средней полосе России говорят, тюрю. Для меня сметана, сливочное масло были праздником. Слова «котлета» я в детстве не знала. Когда переехали в Усть-Лабинск, я, проходя мимо столовой, жадно смотрела сквозь ее большие окна внутрь. На столах стояли приборы, лежал нарезанный хлеб, а люди ели котлеты с подливой. Думала: вырасту, заработаю денег, пойду в столовую и наемся котлет.

Став студенткой, питалась еще хуже. Стипендия маленькая, спасибо мама иногда по двадцать рублей присылала да удавалось что-то подзаработать, снимаясь в массовке. Но иногда мы с девчонками и ребятами «шиковали» — собирались человека четыре и шли в ресторан «София». На десятку вот так наедались! Для приличия заказывали воду и потихоньку разливали под столом принесенное с собой дешевое вино. После сдачи актерского мастерства бежали в гастроном «Смоленский» и брали там колбасу, ветчину, свежий горячий хлеб, пиво. А когда занимались на Пушкинской улице в Театральной библиотеке, ходили в «Елисеевский»: хлеб «Рижский», сыр «Российский» или рокфор... Если была весна, у торговки на углу покупали пучок редиски. И пива темного, портера. Где-нибудь на Тверском бульваре садились на скамейку — и начиналось скромное, но пиршество.

Василий Пичул сказал, что никого больше не видит в образе Вериной мамы. У меня даже проб не было. Вся история, рассказанная в фильме, — о юге. Там особые отношения между людьми, которые я как южанка хорошо знаю. С Юрием Назаровым
Фото: GLOBAL LOOK PRESS/Кадр из фильма «Маленькая Вера»

Вкусно есть я начала, когда уже актрисой стала ездить по кинофестивалям и кинонеделям. Показ фильма, встреча, выступление и обязательно — банкет. Бифштексы, лангеты, закуски, вино... Дома же себя никогда не баловала. Мы с Геной жили скромно, на еде не зацикливались. Для него главными были кабачковая икра, жареная картошка, борщ, еще нам с его родного Алтая грибы присылали. Вот пасхальный стол я всегда делаю, кулич пеку. Капусту сама квасила, трехдневную, меня мама научила. На дни рождения пирог пекла капустный из скорого теста, мне рецепт рассказала личная повариха Хрущева. Там основной секрет в том, что свежую капусту надо тушить в сливках.

Никаких диет никогда не придерживалась, хотя и плотной была, и худой. Люблю чай сладкий, может потому, что в детстве сахара мало ела. Хлеб — белый: на Кубани ржаного не знали, только пшеничный. Сало — очень хорошо, с чесночком. Если в двенадцать ночи захочу сала с хлебом да с огурцом, да под рюмку водки — съем, выпью и лягу спать. Когда приезжаю на Кубань, там такие посиделки! Сорок градусов жары, на столе самогонка, жаренная на сале картошка, курица — тоже жареная, сало свежепосоленное, помидоры... Люди гуляют, а на следующий день встают в шесть утра — и на работу. Другой воздух, другая жизнь.

Люблю, как и Гена, людей простых, ничего из себя не строящих. Такой была, например, Любочка Соколова. Голубоглазая, органичная, наша, родная. Никогда из себя актрису не изображала, люди ее и воспринимали как свою. Иногда из-за такой «простоты» происходили смешные случаи. Мы с Любой ездили на вечер памяти дорогого для нас Василия Шукшина в станицу Клетская, где он умер. У Василия Макаровича снималась в «Печках-лавочках». Я сидела на студии и читала сценарий, а Шукшин прошел несколько раз мимо, поглядывая на меня, видно хотел понять, что за актриса, хотя мне предстояло сыграть фактически в массовке. Потом были съемки, Василий Макарович, помню, нервничал: незадолго до того ему не дали снять «Степана Разина». Вот и все наши встречи, но он сильно повлиял на мою жизнь: то, что я есть сейчас, во многом сложилось благодаря его фильмам и книгам.

Так вот, о нашей поездке с Любой Соколовой. Места в гостинице нам не хватило, поселили... в больнице, в пустовавшей палате. Сели мы на койки, сетки чуть не до полу провалились. Ладно, легли спать. А через стенку оказалась помывочная, куда всю ночь привозили пациентов. Мы до утра слушали разные звуки, крики и скандалы — в основном доставляли пьяниц. Как мы с Любой хохотали! Затем нас перевели в клуб: в большом холодном зале поставили две раскладушки. Перед нами была сцена, над ней — лозунг, так под лозунгом и спали. Но мы не цацы. Люба, несмотря на свою трудную жизнь, никогда не печалилась и не гневалась. Говорила, что обожает поездки, потому что ей опостылело сидеть дома, а на людях, да еще любивших ее, чувствовала себя прекрасно.

И мне нравится быть среди народа, запросто разговорюсь с кем-нибудь в метро или на вокзале. На встречи со зрителями я сейчас езжу редко, но если зовут в глубинку, обычно соглашаюсь. Там — не публика. Там — народ. Поехала в один провинциальный город, шесть часов в машине. В клубе было холодно, и во время выступления мне из зала вынесли... шаль. После концерта люди тащили на сцену банки с домашними заготовками. Потом принимающие накрыли для меня стол. Рядом сел начальник местного управления культуры. Вижу, хочет выпить и мне предложить, но не решается. Я:

Меня и дочь Гена любил и баловал. Сам одевался скромно, но на нас с Василисой денег не жалел
Фото: из архива Л. Зайцевой

— Чего вы менжуетесь? Выпьем.

— У нас тут коньячок есть...

— Давайте коньячку!

— Людмила Васильевна, правда?

— Конечно правда!

— Это ведь жизнь, близкая к жизни простой женщины, которую вы сыграли, скажем, в «Маленькой Вере» Василия Пичула. Сразу согласились на роль матери главной героини?

— Обычно, читая сценарии, я не понимаю, нравится мне или нет. Держу дистанцию между собой и окружающим, ничему не даю сильно входить в душу. Никогда не было мечты о конкретной роли, не страдала от того, что кого-то не сыграла. Прочитав сценарий «Маленькой Веры», поняла, что смогу сыграть эту замотанную жизнью тетку, которая не врубается в то, что происходит в ее семье, но не хотелось. Показалось, там слишком много быта. Посоветовала Васе взять кого-нибудь другого. Он стал меня уговаривать, сказал, что никого больше не видит в образе Вериной мамы. У меня даже проб не было. Вся история, рассказанная в фильме, — о юге. Там особые отношения между людьми, которые я как южанка хорошо знаю. И Вася был южанин. Ни до работы, ни во время ему ничего не надо было мне объяснять. Понимали друг друга с полуслова.

— Эта картина стала последней, снятой еще в Советском Союзе, где у вас серьезная роль. Как вы жили, когда в стране наступили перемены?

— До этого Гена снимался, сочинял и публиковал рассказы, писал сценарии, окончил Высшие режиссерские курсы и сделал три картины. Был полон планов. И вот все изменилось. Мужа звали на телевидение лепить какие-то стишки для рекламных роликов, он отказался. Работал директором магазина промтоваров, его ценили. Еще мы с ним преподавали в Институте культуры, в частном университете, студенты Гену обожали. Но то, что Воронина по-настоящему волновало, оказалось мало кому нужным.

Неожиданно муж заболел. Не помню, чтобы раньше он лежал даже с простудой, а тут случился инсульт. Гена остался не у дел и тяжело это переносил. Я старалась поддержать его морально, но утешать Воронина, сильного, самостоятельного по натуре, было трудно. Я купила подержанную дачку, Гене поначалу после Москвы жизнь за городом нравилась, но потом пребывание там — работать в огороде или в доме он уже не мог — стало надоедать. Даже в болезни он оставался мужчиной: не любил, если за ним ухаживали, не позволял, чтобы жалели. Сражался со своим недугом как мог. Был счастлив, когда родился внук Серафим, и нас с Василисой по-прежнему любил сильно и нежно. Но в какой-то момент мне показалось, что он устал — от бездеятельности, от почти беспомощности. Видимо, наступил предел его возможностей.

Не стало Гены, когда нашему Серафиму исполнился год. Но внук его запомнил. После инсульта Гена передвигался с палочкой, и Серафим года в два вдруг тоже стал брать палочку и ходить так по квартире. «Как деда Гена», — объяснял он нам, изумленным. Однажды спросил:

— Дедушка — а где он тут? — и обвел руками комнату.

— Его здесь нет, улетел.

— А ему там хорошо?

— Конечно.

Люблю чай сладкий, может потому, что в детстве сахара мало ела
Фото: из архива Л. Зайцевой

Серафим задумался. Он безумно привязан к матери, моей дочери. Когда его привозили ко мне, я к вечеру и мультики включала, и как могла развлекала, а он все вздыхал и спрашивал: «Когда мама вернется?» Часам к десяти уже сидит скукожившись. Однажды я ему:

— Какой ты счастливый, Серафим, потому что к тебе мама придет. А ко мне моя мамочка — никогда.

И Гена тоже не придет, о чем я умолчала. Внук подумал и спросил:

— Тебе грустно?

— Да.

И он серьезно так произнес:

— Я понимаю тебя.

Ему года два с половиной было.

Да, до смерти Гены у меня была одна жизнь, а теперь — другая. Сейчас я всем ветрам открыта. В кино снимаюсь редко: предлагают каких-то непонятных теток или бабок играть, я отказываюсь. Хорошо, что Сергей Урсуляк позвал в свой «Тихий Дон» на роль Ильиничны, матери Григория Мелехова. Это были полтора года счастья! Меня выдернули из обыденной жизни, и я с радостью моталась в станицу Вешенскую, где мы жили и рядом с которой снимали. Партнер Сережа Маковецкий называл меня по роли — Ильинична. Как завидит, кричит: «Моя Ильинична идет!» Такой юморной, ему перед съемками никак не могли приклеить искусственную бороду — гримерша вместе со всеми хохотала. Летом я, надев поверх купальника сарафан, а на ноги шлепанцы, бегала, как в молодости, купаться — теперь уже на Дон. Сидела с ребятами и девчонками из съемочной группы на берегу реки, у костра. Со всеми актерами, даже с теми, кто моложе лет на сорок, подружилась. До сих пор переписываюсь с ними эсэмэсками.

Своего возраста я совсем не ощущаю, хотя мне в ноябре стукнуло семьдесят. Недавно сказала Серафиму:

— Помнишь, когда ты был поменьше, сказку рассказывала?.. — и называю ее. — Хочешь опять послушать?

Внук, которому всего шесть лет, ответил:

— Бабушка, это все — старинка.

Наверное, и мое прошлое — старинка. Конечно, я уже «еду с ярмарки». И все-таки, как говорится в эпиграфе к одной книге стихов, «Ярмарка кончилась. Но жизнь-то — нет!»

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: