7days.ru Полная версия сайта

Аромат счастья

Почти два столетия имя Guerlain вызывает сладкий трепет женских сердец. Ароматы, кремы, пудры и...

Жан-Поль Герлен
Читать на сайте 7days.ru

Почти два столетия имя Guerlain вызывает сладкий трепет женских сердец. Ароматы, кремы, пудры и помады легендарной марки дарят иллюзию приобщения к миру роскоши. Неслучайно Герлены были поставщиками едва ли не всех монарших династий Европы.

У истоков любой королевской династии всегда стоит тот, кто добился трона талантом, кровью, потом, харизмой. Именно таким был Герлен-первый — Пьер-Франсуа-Паскаль из городка Абвиля в Пикардии. Рожденный в 1798 году в семье ремесленников, поколениями мастеривших оловянные горшки, мальчик мечтал о другой жизни. И ему удалось победить инерцию предначертанной судьбы, отправившись в Англию. Там он устроился на мыловарню и настолько увлекся новым делом, что выучился на химика и медика. Во Францию Пьер-Франсуа-Паскаль вернулся в 1828 году уже образованным человеком, вскоре основал небольшую фабрику по производству мыла и открыл магазинчик-аптеку в Париже на улице Риволи, 42.

То было время всеобщей англомании, и французы охотно покупали все, на чем лежал отпечаток британского качества. Магазин быстро стал популярным. Герлен торговал общепризнанными лекарствами, а также ароматами и косметикой собственного изобретения, над которыми он колдовал в лаборатории, оборудованной в аптечном подвале.

Источником вдохновения для его первых одеколонов Senteur des Champs («Аромат полей») и Esprit de Fleurs («Дыхание цветов») стали полевые цветы родной Пикардии. Затем Герлену захотелось отдать дань Британии — и на прилавке выстроились Bouquet du Roi d’Angleterre («Букет короля Англии»), Bouquet du Jardin du Roi («Букет королевского сада») и Parfum des Rois («Благоухание королей»). Немногим позже в продажу поступили крем на медвежьем жире и розовый кольдкрем для защиты кожи от холодов, крем с экстрактом улиток и пудра с ароматом лилий.

Покупатели были в восторге. Среди них с каждым днем становилось все больше богатых и знаменитых парижан. Пьер-Франсуа-Паскаль начал делать именные парфюмы — первым заказчиком одеколона имени себя стал Оноре де Бальзак. Герлен сочинял ароматы для вееров, перчаток, рубашек и носовых платков, придумал композиции для ароматизации журнала La Sylphide, le journal des elegances («Сильфида. Журнал элегантности»).

Расширялась и косметическая гамма: появились Crеme de Concombres («Огуречный крем») и Serkis des Sultanes («Крем султана») для эластичности кожи и защиты от солнца, а вскоре и знаменитый Crеme a la Fraise («Клубничный крем»), созданный специально для Сисси — Елизаветы Австрийской. В первый герленовский каталог 1830 года вошли бальзамы для губ, различные пудры, кремы для лица и рук и даже лосьон для депиляции.

Основатель Дома Guerlain —Пьер-Франсуа-Паскаль. Свой первый магазинчик, который тут же оценили покупатели, он открыл в Париже на улице Риволи в 1828 году. Aото репродукции портрета Пьера-Франсуа-Паскаля Герлена
Фото: www.bridgemanimages.com/Fotodom

В 1842 году магазин переехал на Рю де ла Пэ — улицу Мира, которой предстояло стать центром европейской моды и роскоши. Парфюмерный завод Герлена теперь располагался в парижском пригороде Коломб. Каталог пополнился твердыми и жидкими румянами в фарфоровых баночках, средствами для чистки зубов и подводкой La Pyrommеe («Тайна огненного взгляда»). Еще недавно подводить глаза позволяли себе только дамы полусвета — аристократки лишь слегка подчеркивали губы и пользовались пудрой. Теперь же (поговаривали, что секрет подводки гаремных наложниц Герлену поведал некий паша) на туалетных столиках многих высокородных модниц появились баночки из слоновой кости с La Pyrommеe, которую, кстати, Дом Guerlain будет выпускать на протяжении столетия.

В 1853 году парфюмер получает важнейший заказ: император Наполеон III пожелал подарить супруге Евгении одеколон, напоминающий ей об Испании, — она-де тоскует по родине и страдает головными болями. Пьер-Франсуа-Паскаль настолько угодил императрице, что мигрени ее покинули. Евгения заявила, что Eau de Cologne Impе-riale («Императорский одеколон») вместил в себя всю Испанию, и попросила августейшего супруга сделать Герлена официальным поставщиком двора.

Поначалу одеколон изготавливали только для императрицы, но позже Наполеон III позволил его продавать, в том числе и за границей: пусть весь мир восхищается совершенством Франции! Флакон украсили золотыми пчелами — это геральдический символ дома Бонапартов. Одеколон Impеriale производится до сих пор в том же самом флаконе, ставшем легендой Дома Guerlain.

С тех пор Пьер-Франсуа-Паскаль получал заказы от многих европейских монархов. Среди его клиентов — королева Бельгии и принц Галльский, правительницы Испании, Австрии и Румынии, английская королева Виктория, русский император Александр II и его супруга Мария Александровна.

Поставщик монарших дворов и сам к тому времени стал родоначальником династии. После его смерти в 1864 году «на трон» взошли сразу двое Герленов-вторых — сыновья Габриэль и Эме. Первый взял на себя управление компанией, другой занялся созданием ароматов и спустя годы заслужил звание основателя современной парфюмерии. В конце XIX века Эме Герлен создает своего рода парфюмерное пророчество — дерзкий, практически революционный аромат. Никто не мог сказать, для мужчин он или для женщин — изысканный, с налетом таинственности... Это Jicky («Жики»), которые с 1889 года считаются первыми современными духами, сочетающими природные ингредиенты с продуктами синтеза.

В 1853 году Герлен получает важнейший заказ: император Наполеон III пожелал подарить супруге Евгении одеколон, напоминающий ей об Испании, — она, мол, тоскует по родине и страдает головными болями. Императорская чета — в центре. Фото репродукции картины Э. Жилиса «Наполеон III и императрица Евгения посещают рабочих в Опере». Компьенский дворец, Франция
Фото: www.bridgemanimages.com/Fotodom

По одной версии они названы в честь девушки, в которую Эме влюбился, учась в Англии, по другой — таким было домашнее прозвище Жака, сына Габриэля (своих детей у Эме не было, и племянника он обожал). Выпускаются духи Jicky по сей день.

Новинки поступают и на косметический рынок. Некоторые Эме разработал еще во время Франко-прусской войны 1870—1871 годов. Например уничтожающий бактерии крем Camphora («Камфора») в оловянной баночке (он продается и ныне под названием Stop spot, но уже в практичном тюбике). Почти одновременно Герлен-второй изобретает первую в мире губную помаду-стик в цилиндрическом футляре с вращающимся колесиком, сменным блоком и прелестным названием — Ne m’oubliez pas («Не забывай меня»). Ее создателя действительно помнят и спустя столетие после смерти в 1910 году.

Тот год стал датой воцарения на парфюмерном троне нового поколения Герленов. Габриэль скончается лишь в 1933-м, но со смертью брата он отошел от дел, передав компанию сыновьям Жаку и Пьеру. Пьер занял пост управляющего, а Жак взялся за творческую часть. Именно он считается непревзойденным «носом» Дома Guerlain, гением его золотого века. Жак не только придумывал ароматы-легенды, но и уделял большое внимание их оформлению. Фурор произвели, к примеру, колпачок с букетиком бегоний из шелка на Voila pourquoi j’aimais Rosine («Вот почему я любил Розину») или причудливо ограненный флакон Parfum de Champs-Elysees («Духи Елисейских Полей»).

Жак выпускал по два-три аромата в год, и те сразу же становились сенсациями. По семейной традиции Герлен-третий создал духи в честь великой Сары Бернар. Все они остро пахли современностью, несли отпечаток новизны, столь важный для эпохи модерна.

В 1914 году на Елисейских Полях, 68 с триумфом открылся новый бутик Guerlain, отделанный семнадцатью видами мрамора. Вскоре грянула Первая мировая, но на протяжении четырех тревожных лет Дом продолжал работать: не существует времен, в которые женщины не имели бы права хоть на частичку красоты. К концу войны сорокаоднолетнего Жака, отца троих детей, призвали на фронт. Но воевал он недолго: получил ранение в голову и ослеп на один глаз. С тех пор уступил место за рулем жене Андрэ, вместо занятий верховой ездой наблюдал за конными соревнованиями из ложи ипподрома, а выходные проводил в окружении семьи и собак в загородном поместье.

Поначалу одеколон Imperiale изготавливали только для императрицы
Фото: из архива пресс-службы Guerlain

После войны от былой вычурности остались лишь воспоминания. Стремясь к простоте, европейцы начали все чаще обращаться к загадочной Японии, и когда в 1919 году на свет появились духи Mitsouko, каждая женщина захотела благоухать только ими. Мицуко звали героиню «Битвы» — романа друга Жака знаменитого писателя Клода Фаррера. Это имя переводится с японского как «тайна». Много позже внук Жака Герлена скажет: его великому деду удалось передать неповторимый и завораживающий запах женской кожи.

В 1925 году Жак совершил очередную революцию и создал Shalimar («Сады любви») — первые в мире духи с восточным ароматом. До того Индия и страны Ближнего Востока были знамениты экзотическими благовониями и ароматическими маслами. Вдохновила мэтра легенда о любви падишаха династии Великих Моголов Шах-Джахана и Мумтаз-Махал. После смерти обожаемой жены всесильный правитель в память о ней велел построить в Агре мавзолей Тадж-Махал и рядом разбить сад, напоенный ароматами самых прекрасных цветов.

Shalimar произвели фурор на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже. Там же имело успех посвящение еще одному властителю — французскому королю Людовику XIV. Его знаменитый афоризм «Государство — это я» перефразировали в «Пудра — это я». В La Poudre C’est Moi немедленно влюбились остроумные парижанки «ревущих двадцатых».

Shalimar открыл Герленам дорогу в Америку: в Нью-Йорке открылся филиал знаменитой французской фирмы, а в 1935 году на Вандомской площади появился еще один парижский бутик Дома Guerlain. В представленных товарах находят отражение все новые явления и веяния. В моде загар? Жак откликается первым бронзантом и маслом для загара. В моде практичность? Автоматический футляр помады Rouge Automatique открывается одной рукой. В моде голливудские звезды? Можно на секунду почувствовать себя их соперницей с помощью капли духов Vega (по имени одной из самых ярких звезд). Модно ухаживать за собой по последнему слову косметологии? Герлен открывает первый в мире Институт красоты на Елисейских Полях — истинное царство неги, украшенное гобеленами и настенными светильниками в виде цветов. Сюда спешат за массажем от доктора мадам д’Обьяк, чудо-маской против морщин, всевозможными процедурами ухода за лицом и телом.

Жан-Поль Герлен «правил на троне» Дома с 1956 по 2002 год. И даже когда официально вышел на пенсию, продолжал участвовать в жизни фирмы в качестве консультанта
Фото: J.-C. Deutsch/Paris Match/Getty Images

После Второй мировой войны Диор придумывает стиль нью-лук, и женщины стремятся походить на оранжерейные хрупкие цветы, а не на широкоплечих бойцов, которым под силу любая битва. Они используют новую герленовскую пудру Visage de Nuee («Сияющее лицо») и благоухают Fleur de Feu («Огненный цветок»), флакон которых напоминает об утонченных балеринах. Взамен разрушенного бомбардировками завода в Бекон-ле-Брюйере строится новый — в Курбевуа. Именно там постигает азы создания ароматов юный внук Жака — Жан-Поль. В 1955 году они, уже вдвоем, представляют аромат Ode («Ода») — это ода всему, что было сделано, и всему, что еще сделает преемник, новый глава Дома Guerlain.

Жан-Поль с детства очень плохо видел, и возможно, болезнь обострила его обоняние, сделав поистине уникальным — с юных лет он, по семейной легенде, мог распознать около трех тысяч запахов. А с пятнадцати стал учиться их создавать.

Жан-Поль «восходит на трон» в 1956-м, а спустя год на улице Пасси, 93 открывается очередной бутик Дома. Первый же аромат нового «носа» в 1959 году признали сенсацией — свежий мужской Vetiver («Ветивер»), ставший абсолютной классикой, не утратил актуальности по сей день. Последующие десятилетия правления Жан-Поля только укрепляли славу Дома Guerlain.

Шестидесятые с их свободой, легкостью, небрежностью и отсутствием запретов пахнут женскими духами Chant d’Aromes («Песня ароматов») и первым восточным ароматом для мужчин Habit Rouge («Красный фрак»), напоминающим об аристократичных наездниках-охотниках. На излете десятилетия появляются легендарные Chamade («Сигнал к капитуляции»), вдохновленные дерзкой Франсуазой Саган — ее романом о любви, которая налетает как шквал и оставляет после себя пустыню.

В конце восьмидесятых дамы обрели легендарную пудру Meteorites («Мeтeориты»). Пудреница в виде шкатулки Екатерины Медичи хранит множество разноцветных шариков-жемчужин — розовых, золотистых, мятных...
Фото: из архива пресс-службы Guerlain

Семидесятые, утверждающие идеалы феминизма, дарят женщинам обманчиво скромный Parure («Украшение»), а мужчинам — Eau de Guerlain с запахом скошенного сена. Восьмидесятые — время независимости, яркости и карьерных битв — благоухают легендарными Nahema («Наэма»), названными по имени героини одной из сказок Шахерезады и посвященными Катрин Денев. В то же время ученые Guerlain точно считывают запрос современных женщин: теперь они не просто хотят выглядеть молодо, они желают молодыми оставаться. В лабораториях нового завода в Шартре совершается открытие: главный враг молодости — пресловутые «свободные радикалы». Вскоре появляется премиум-линия средств ухода за кожей Issima в кобальтовых баночках с золотыми крышками, совершившая прорыв в битве со старением. Затем — увлажняющая сыворотка Аquase-rum, ставшая самым популярным средством Дома Guerlain. К концу десятилетия дамы получают духи Samsara («Самсара») и легендарную пудру Meteorites («Метеориты»). Пудреница в виде шкатулки Екатерины Медичи хранит множество разноцветных шариков-жемчужин — розовых, золотистых, мятных...

Когда империи Guerlain потребовалась «свежая кровь», новым «носом» компании стал швейцарец Тьерри Вассер
Фото: из архива пресс-службы Guerlain

В девяностые от дискотек, почти клоунского макияжа, безумных сочетаний цветов, аэробики и дерзкого самоутверждения женщины перешли к иным увлечениям. Нью-эйдж, медитация, йога, текучая простота линий одежды и запрос на естественность нашли отражение в линии средств ухода Odelys из натуральных ингредиентов. Мужчинам Жан-Поль посвятил древесно-пряный Heritage («Наследие»). Не забыл он и о детях — для них ставший дедушкой Герлен-четвертый сочинил туалетную воду Petit Guerlain («Малыш Герлен»).

В 1994 году Guerlain вошел в группу компаний LVMH — Louis Vuitton Moe?t Hennessy, объединявшую марки класса люкс под руководством Бернара Арно. Аристократов, которых прославляли духи легендарного Дома, сменили короли и королевы новой эпохи — актеры и актрисы. В 1996-м лицом духов Champs-Elysees стала Софи Марсо, воплощавшая искристый аромат-обещание. Жан-Поль еще восемь лет продолжал сочинять уникальные ароматы и в 1998 году представил духи Guerlinade («Герлинад»). Этот аромат парфюмер посвятил двухсотлетию Пьера-Франсуа-Паскаля и стосемидесятилетию со дня открытия первого семейного бутика.

В ночь после презентации Guerlinade в дом Жан-Поля ворвались грабители. Двенадцать вооруженных преступников связали хозяина и слуг. Герлен пытался сопротивляться, но его ранили выстрелом в ногу. Стоимость украденных ценностей превысила полтора миллиона долларов.

В 2002-м Жан-Поль официально вышел на пенсию, но тем не менее продолжал участвовать в жизни фирмы в качестве консультанта. Через шесть лет в империи Герленов произошло то, что обычно дает новый импульс старинным монархическим династиям. Требовалась «свежая кровь», человек со стороны. Новым «носом» и Герленом-пятым стал уроженец швейцарского Монтре Тьерри Вассер.

Анджелина Джоли, впервые решившаяся выступить лицом аромата, согласилась сделать это только для Guerlain
Фото: из архива пресс-службы Guerlain

Он с детства увлекался ботаникой и часами пропадал на лугу, собирая цветы и травы. В тринадцать лет его привел в восхищение аромат, исходивший от друга матери. Оказалось, это Habit Rouge, навсегда ставший для Тьерри символом взрослой мужественности. Первым ароматом, созданным Вассером, стал Guerlain Homme, восторженно принятый публикой. Как и новая интерпретация «Герлинад» в композиции La Petite Robe Noire («Маленькое черное платье»).

Свою бесконечную признательность Дому парфюмер выразил, придумав чарующий аромат Mon Guerlain («Мой Герлен»). Восьмигранный флакон с пробочкой-четырехлистником — точная копия образца 1908 года, созданного Габриэлем Герленом и Домом Baccarat. Ваниль, жасмин, белый сандал и лаванда особого сорта «Карла» соединяются в волнующую, бесконечно женственную композицию.

Анджелина Джоли, впервые решившаяся выступить лицом аромата, согласилась сделать это только для Guerlain. Одно его название с детства вызывает в актрисе нежность — пудрой марки пользовалась ее мама. А лаванду для Mon Guerlain собирают в Провансе, который Джоли обожает. К слову, гонорар за сотрудничество с Домом актриса перечислила на благотворительные цели.

Guerlain сегодня — это более ста бутиков и корнеров по всему миру. Мог ли Пьер-Франсуа-Паскаль предвидеть, какого размаха достигнет его крошечный магазинчик-аптека? Полтора века назад Герлен-первый однажды сказал сыновьям: «Делайте только хорошие продукты и никогда не поступайтесь качеством. А в остальном — ищите простые идеи и тщательно их воплощайте». Много позже его праправнук Жан-Поль улыбнулся: «Духи — самая короткая дорога между женщиной и миром».

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: