7days.ru Полная версия сайта

Мария Кожевникова. Зигзаги судьбы

Мне не нравится выражение «социальный лифт». Не бывает, чтобы человек вознесся к высотам в один...

Мария Кожевникова
Фото: Филипп Гончаров
Читать на сайте 7days.ru

Мне не нравится выражение «социальный лифт». Не бывает, чтобы человек вознесся к высотам в один момент, нажав некую волшебную кнопку. Жизнь больше похожа на лестницу, по которой приходится взбираться своими ножками, спотыкаясь, падая, делая остановки.

— Остановки дают возможность оглянуться, подумать и выйти на новый уровень. У меня в жизни таких этапов было четыре.

Первым стал спорт, закаливший характер. С четырех до шестнадцати лет занималась гимнастикой. Я мастер спорта, чемпионка Москвы в групповом зачете и довольно рано поняла, что без упорного труда и самоограничений ничего не добиться. Сейчас слышу от некоторых родителей: «Зачем мучить ребенка? Ни за что не отдам его в спорт!» Но жизнь не менее жестока и надо подготовить малыша к трудностям и испытаниям.

Своих сыновей стараюсь приобщать к спорту. Со старшим, Ваней, проблем нет. Он энергичный, подвижный и может часами играть в футбол или хоккей. Буквально спит то с клюшкой, то с мячом! А вот средний, Максим, другой по натуре. Сколько ни водили его в разные секции, так ничем и не загорелся. Сейчас пытаемся увлечь плаванием и кикбоксингом. Может, дело в том, что Максим еще мал — в январе только четыре исполнится. Надеюсь, спортивные таланты у него проявятся позже. По моим наблюдениям, он явный технарь — обожает механизмы, постоянно разбирает и собирает свои машинки. Они с Ваней необыкновенно дружны — настоящая банда, как я их называю. Скоро и наш младший, Вася, к ним примкнет.

Сама я, несмотря на спортивные успехи, с детства мечтала стать артисткой, и мечта сбылась. Так начался следующий этап моей жизни. Правда на первых порах карьера складывалась не так, как мечтала, — снималась в маленьких ролях и эпизодах, но это, как мне кажется, только на пользу, я прошла весь путь от «А» до «Я». Поворотным моментом стал сериал «Универ». Зрители полюбили мою Аллочку Гришко, и я благодарна проекту, никогда от него не открещивалась — ведь работала в прекрасной команде, получала хорошие деньги и многому научилась. Ситком вообще один из самых сложных жанров и замечательная школа для начинающей актрисы.

Конечно, немного страшно. Но другого выхода, видимо, нет. Как говорится, если хочешь сделать хорошо — сделай сам. Значит, придется рискнуть!
Фото: Филипп Гончаров

— Почему же на пике карьеры вы вдруг бросились в политику? Фанаты «Универа» были в шоке, узнав, что любимая Аллочка стала депутатом.

— Я считаю, что все мы отвечаем за то, что происходит в стране. Совершенно не выношу несправедливости, халатности, безответственности... Их в моей жизни хватало. Когда снималась в сериале, трагически погиб близкий друг нашей семьи — его сбила машина, но человек, совершивший наезд, сумел избежать суда. Сама я в детстве стала жертвой врачебной ошибки, еле выжила после операции, проведенной практикантами, взявшимися непонятно откуда среди ночи в Филатовской больнице. Их не наказали. Мириться с таким положением вещей и многим другим, что происходит в нашей стране, я не хочу.

Благодаря «Универу» у меня действительно была целая армия поклонников. В какой-то момент я поняла, что располагаю огромным ресурсом любви и доверия, который могу использовать во благо. Занялась общественной деятельностью, участвовала в благотворительных акциях, посещала детские дома. Когда предложили пройти праймериз от ОНФ, согласилась, считала, что так смогу принести еще больше пользы людям. В результате заняла четырнадцатое место, и это позволило стать депутатом Государственной думы.

— Люди, как правило, уверены, что в депутаты идут за большими деньгами и привилегиями.

— Так многие говорят от незнания. Давайте разберем по факту. Привилегии — это машина, неприкосновенность, деньги. Что касается первого, водитель у меня свой, которому доверяю уже много лет. И давайте развенчаем главный миф про мигалки! У девяноста пяти процентов депутатов их нет, и у меня ее тоже не было. Далее — неприкосновенность. От нее мне было ни жарко ни холодно, так как я не занимаюсь бизнесом и ничем противозаконным. Если говорить о деньгах, зарплата действительно высокая, особенно если сравнивать со средней по стране, но я и здесь «проиграла»: за пару съемочных дней получала столько же, сколько в Думе за месяц. К тому же были выгодные рекламные контракты. Я от всего отказалась, причем совершенно сознательно.

Удивляются: «Как все успеваете?» Но другим женщинам тяжелее. Детей воспитывают, работают... А я никакого подвига не совершаю: муж полностью обеспечивает
Фото: Филипп Гончаров

Наверное, это был самый сложный период моей жизни. Иногда приходила домой в слезах и бросала на стол корочки:

— Все, больше не могу! Завтра напишу заявление и уйду!

Срывы в основном были связаны с бюрократией, вопиющей несправедливостью и невозможностью влиять на политическую машину. В день было несколько десятков обращений, все это я пропускала через себя, помочь и повлиять не всегда удавалось.

Муж успокаивал:

— Не горячись. Давай так — если через месяц ситуация не изменится, будешь действовать.

— Ну хорошо, — соглашалась я.

Он у меня замечательный — мудрый, прагматичный. Женя окончил мехмат МГУ, бизнесмен, работает в области IT-технологий. Летом 2013-го мы обвенчались, а в январе 2014-го у нас родился Иван. Через год — Максим. Кстати, декретный отпуск не брала ни в первом, ни во втором случае. На девятом месяце — я тогда носила Ваню — вместо того чтобы готовиться к родам, выступала в Думе с докладом о своем законопроекте. Отложить его было нельзя. Депутаты проявили неслыханную активность, забросали вопросами, но Сергей Евгеньевич Нарышкин, наш председатель, сказал: «Давайте, коллеги, вести себя конструктивно и понапрасну не нервировать Марию Александровну». В итоге мой законопроект о бесплатном посещении раз в месяц музеев школьниками и студентами был принят.

Будучи беременной Максимом, тоже работала. Чувствовала себя хорошо — за исключением значительной прибавки в весе никаких проблем не было. Когда родился наш младший, Вася, в Думе я уже не работала. Не прошла на выборах 2016 года, несмотря на то что победила на праймериз в Вологодской области. В списках оказалась третьей, а прошли первые два кандидата.

Иногда приходила из Думы в слезах: «Все, больше не могу! Завтра напишу заявление и уйду!» Женя успокаивал: «Не горячись». Он у меня замечательный
Фото: из архива М. Кожевниковой

— И занялись семьей с таким же пылом, как раньше политикой и актерством?

— Я человек увлекающийся и всегда мечтала о большой семье. Многие, правда, удивляются, что у меня трое детей: «Как вы все успеваете?» Но тут нет ничего экстраординарного. Мама помогает, есть возможность взять помощницу по дому, няню. Другим женщинам гораздо тяжелее. Они и детей воспитывают, и работают день и ночь, и за домом следят, и за мужем. Везут на себе целый воз и при этом ухитряются прекрасно выглядеть.

А я никакого подвига не совершаю, потому что могу выбирать, работать или нет: Женя нас полностью обеспечивает. Вот думала в ноябре сняться в новом проекте, но сценарий показался не очень глубоким и интересным. А я должна быть абсолютно уверена в качестве материала, чтобы на время оставить детей. Они для меня на первом месте.

Два года назад предложили роль в сериале «Казнить нельзя помиловать», и я сразу согласилась. Тема Великой Отечественной войны для меня святая. Наверное потому, что дедушка генерал-майор Валентин Николаевич Трофимов был фронтовиком. Так интересно рассказывал о войне... С материалом повезло, подобных героинь я никогда не играла. Но работать было тяжело. Съемки проходили в Питере. Они растянулись почти на полгода, и за это время я забеременела. Так что Васечка вместе со мной ходил в разведку! В первые три месяца женщина должна беречься: иммунитет ослаблен. А я заработала гайморит. Переохладилась, когда бегала по лесу за «фашистами» при температуре минус двадцать. Состояние было ужасным, голова просто раскалывалась, но принимать лекарства нельзя, спаслась исключительно «кукушками». В общем, помучилась.

Выходных было мало, и я очень скучала по мужу и детям. Звонила им по нескольку раз на дню, и как только выдавался свободный день, мчалась в Москву. А ночью садилась в поезд и ехала обратно. Но результат того стоил. Как правило, очень критично отношусь к своей работе, а этой ролью довольна. И в целом сериал получился, всем рекомендую посмотреть.

Люди постоянно недовольны, но счастье — внутри нас. Обычно мы расстраиваемся, когда рушатся мечты. А ведь зачастую это знак свыше: нам нужно что-то другое
Фото: Филипп Гончаров

— Обычно молодые мамы стараются избегать тяжелых ситуаций и впечатлений, чтобы не тащить их в семью. Вас, судя по всему, это не смущало, согласились же сыграть узницу лагеря смерти в «Собиборе»?

— Как уже сказала, тема Великой Отечественной войны для меня святая, и я ни секунды не сомневалась в том, стоит ли принимать участие в этом проекте. Смен было мало, я приезжала и уезжала, и съемки проходили далеко от Москвы — в Литве, что позволяло перестроиться и оставить весь негативный багаж на площадке.

Фильм должен был снимать Андрей Игоревич Малюков, но он неожиданно заболел, и спасать положение пришлось Константину Хабенскому, игравшему Александра Печерского. Так актер дебютировал в новой роли. По-моему, Костя может стать гениальным режиссером, если продолжит развиваться в этом направлении. Он замечательно работает с актерами, умеет поставить задачу буквально в нескольких словах. Я была поражена тем, как Хабенский сумел «перенастроить» Кристофера Ламберта, игравшего нациста Карла Френцеля. Артист в каждой сцене пытался его оправдать. В данном контексте это было совершенно неприемлемо. И Костя очень тонко и тактично с ним работал.

Я играла польскую еврейку Сельму Вайнберг и говорила по-польски. Премьера фильма состоялась в Варшаве. Меня там не было, но продюсеры рассказали, что зрители спрашивали об актрисе, сыгравшей Сельму, и почему они ее не знают.

— Да просто она русская, — отвечали им.

— Не может быть! Мы думали — полька!

Было очень приятно, что меня приняли за свою.

— Дети без проблем отпускают на съемки?

— Старшие были самостоятельными с самого раннего возраста: легко отпускали, не плакали. Бабушка — моя мама — всегда нас крестит, когда уходим, и говорит: «С Богом!» Максим перенял у нее эту манеру. В два года начал крестить всех на дорожку. Это было так трогательно!

Мария Кожевникова с детьми
Фото: Филипп Гончаров

С Васей, которому всего год и четыре месяца, стараюсь не расставаться, он ко мне сильно привязан. Такого ни с Ваней, ни с Максимом не было. С младшим мы до сих пор будто связаны. Слово «мама» он говорит на французский лад, называя меня «меме?». Ходит по пятам и с трудом от себя отпускает. А потом стоит у дверей и ждет. Я чувствую его на расстоянии. Это не значит, что Ваню и Максима меньше люблю, просто Вася совсем маленький, пока очень во мне нуждается, и я не спешу выходить на работу, хочу уделять больше времени ему и старшим.

Сейчас у меня необыкновенный период — душевного покоя, счастья, радостных открытий. Получаю удовольствие от каждого прожитого дня. Последнее время ничего не прошу в своих молитвах, только благодарю: «Спасибо, Господи, за то, что у меня есть! За семью, детей, за то, что все живы и здоровы и я могу заниматься любимой профессией».

Люди постоянно чем-то недовольны, но счастье — внутри нас. Обычно мы расстраиваемся, когда рушатся мечты и планы. А ведь зачастую это знак свыше: значит, нам нужно что-то другое. Конечно, жалко затраченных усилий, но к зигзагам судьбы надо относиться легко. Мне она уже не раз демонстрировала — не стоит заниматься какими-то вещами, пусть они и казались важными, пора переходить на новый этап.

Например я должна была расстроиться, когда не прошла в Думу во второй раз, но отнеслась к этому философски: Небеса лучше знают, куда повернуть, на какой ступеньке жизненной лестницы остановиться. Общественной деятельностью занимаюсь до сих пор и не оставляю людей, которым помогала раньше, они стали для меня близкими, я болею за них душой.

Иногда, правда, происходят странные истории. Обратился через «Инстаграм*» парень из многодетной семьи — пятеро детей, работает только мама, подработки в деревне нет, — просил купить обувь и одежду. Прислал фотографии братьев и сестер. Поехала, купила. Потратила время и деньги, а парень исчез, удалив свой аккаунт. Кто-то написал, что ему якобы перечислили деньги, кто-то еще что-то... История конечно неприятная, но как говорила доктор Лиза: «Лучше я накормлю сытого обманщика, чем откажу действительно голодному и нуждающемуся».

Мария Кожевникова
Фото: Филипп Гончаров

Познакомилась недавно с девушкой, серьезно занимающейся астрологией. Она, составив мой персональный гороскоп, сказала, что звезды заставят меня еще вернуться в политику. «Ну, это вряд ли, — рассмеялась я в ответ. — Мне сейчас так хорошо, занимаюсь семьей, детьми, творчеством и чувствую себя абсолютно счастливой». Не знаю, какие зигзаги в моей жизни еще предстоят, поживем — увидим.

В следующем году мы с Игорем Угольниковым собираемся открыть кинокомпанию и заняться продюсированием собственных проектов — от сценария до выхода в прокат. В некоторых буду играть. После таких фильмов, как «Батальонъ» (за который Мария получила «Золотого орла». — Прим. ред.), уже не хочется растрачивать себя. Хочу сниматься только в по-настоящему значимом кино о любви, дружбе, о ценностях, которые в наше время, к сожалению, исчезают.

— Как думаете, у «Собибора» есть шанс получить «Оскар»?

— Все премии в той или иной степени политизированы. Конечно, «Оскар» — престижно, почетно, но для нас гораздо важнее достучаться до людских сердец и заставить задуматься тех, кто пытается переписать историю. Сейчас это происходит очень часто, не стану называть фильмы, спектакли, вы и сами их знаете.

Надеюсь, нам с Игорем удастся создать что-то стоящее. Конечно, немного страшно. Продюсированием я никогда не занималась, но другого выхода, видимо, нет. Как говорится, если хочешь что-то сделать хорошо — сделай сам. Значит, придется рискнуть!

Благодарим центр «Космонавтика и авиация» на ВДНХ за помощь в организации съемки.

Подпишись на наш канал в Telegram

* Организация, деятельность которой в Российской Федерации запрещена

Статьи по теме: