7days.ru Полная версия сайта

Максим Радугин. Большой романтик

Узнавать на улицах впервые стали после «Принцессы цирка». Но молодежь в основном помнит меня по...

Максим Радугин
Фото: О. Гуськова
Читать на сайте 7days.ru

Узнавать на улицах впервые стали после «Принцессы цирка». Но молодежь в основном помнит меня по «Закрытой школе». Со зрителями всегда общаюсь с удовольствием, а если спрашивают «Где мы вас видели?» — обычно шучу: «Да мы же с вами соседи по даче!»

Главную любовь своей жизни я встретил в двадцать лет, в далеком 1998 году...

«Я модель у Вячеслава Зайцева!» — представился Нелли, решив таким образом произвести впечатление. Родители мои инженеры, и сначала я пошел по их стопам — поступил в МИРЭА, но подрабатывал на подиуме. На танцы наши студенты ходили в соседний педагогический, где училось больше девчонок. В тот вечер мы с Нелли были так очарованы друг другом, что продолжали танцевать медляк не замечая, что музыка давно сменилась на быструю.

Есть у нас с женой волшебная коробочка, где хранятся вещицы, напоминающие о разных счастливых моментах: моя фотка в образе морячка с усиками и школьный рисунок Нелли на 23 Февраля, который она будто с меня срисовала, хотя мы еще не были знакомы. А еще — стихи, записки, шаржи, памятные билетики, сувениры. Засушенные розы...

Я на каждом свидании дарил ей букеты. Однажды Нелли увидела передачу о голландских цветах и воскликнула: «Хочу синюю розу!» Я всю Москву в поисках «аленького цветочка» исколесил. Приезжаю на Таганку — там был большой рынок. Продавщица говорит:

— Синей розы нет, но есть вот это, — и достает из-под прилавка баллончик с краской.

— Ой, — обрадовался я. — Покрасьте, пожалуйста!

И пусть аромат моего подарка теперь был отнюдь не розы, задачу выполнил. Мы потом вместе хохотали. Никогда не искал легких путей, ведь чем сложнее, тем романтичнее! Иногда, провожая Нелли домой на метро, сажал ее в поезд, махал на прощание, а сам заскакивал в соседний вагон и через пару станций вдруг оказывался перед ней: «Сюрприз!»

Она тоже любит делать сюрпризы. Как-то на день рождения подарила мне экскурсию в Сергиев Посад. Всю дорогу жена была с кем-то на телефоне. Я никакого подвоха не замечал. Как только мы прибыли, увидел большую корзину и понял: нас ждет полет на воздушном шаре! Поднявшись в небо, ощущения испытал непередаваемые — даже несмотря на то, что ужасно боюсь высоты. К счастью, полет оказался не таким экстремальным, как прыжок с парашютом в школьные годы.

Друг Ромка тогда взял меня на слабо: «Давай прыгнем с парашютом!» Согласился, хотел ведь показать, что смелый, хотя боялся страшно! Приехали в аэроклуб под Чеховом, а нам там говорят: «Ребят, сегодня мест нет, только завтра». Я вздохнул с облегчением и думал дать обратный ход, но тут Ромка предлагает: «Останемся, посмотрим, как прыгают профессионалы». Целый день наблюдали за ними, ночевали на лавочке, правда я почти не спал — мысленно прощался с жизнью. Да еще перед прыжком заставили подписать бумагу, что никого не виним, если случится несчастье. Замечательное напутствие!

После первого курса пришел на пробы проекта «Брейк-пойнт»: написал, что профессионально занимаюсь теннисом, хотя ракетку в руках не держал. А потом увлекся...
Фото: из архива М. Радугина

Друг шагнул в облака первым, следом я... Считаю, как учил инструктор: один, два, три — дергаю кольцо, а оно тугое и непонятно, открылся ли купол. В следующий момент сильно тряхнуло и я повис на стропах. Кричу:

— Ро-омка-а!

Слышу в ответ:

— Ма-акс!

И тут над ухом кто-то спокойно говорит:

— Привет!

Оборачиваюсь: парня прямо на меня несет! Кричу:

— Лети на фиг отсюда!

Тяну в панике за стропы, купол складывается... Парень, видно, тяжелее был — пролетел мимо. Не успел обрадоваться — щелчок, будто лямки с плеч соскочили. И под ногами раскрывается резервный парашют, а до земли еще триста метров. В результате приземлился на двух парашютах. Больше в жизни такого не повторю!

Кстати, поступить в театральный — почти как с парашютом прыгнуть: такой же шаг в неизвестность... Смешно, но на первый наш с Нелли поход в Театр Вахтангова я захватил карту Москвы — не знал, где он находится. Шел по арбатскому переулку мимо Щукинского училища, у которого ребята играли на гитарах, и думал: «ПТУ, что ли, какое-то?» Не знал тогда, что скоро сам там учиться буду.

На курсах моделей у Зайцева нам преподавали в том числе и актерское мастерство. Эти занятия так понравились, к тому же казалось, что у меня здорово получается. Недолго думая, я решил параллельно с учебой в МИРЭА поступать в театральный вуз.

Выяснил, что предстоит показываться комиссии, а я страшно боялся выступать на публике — у меня это с детства. В школе стихи перед классом иногда отказывался читать, если вызывали, говорил, что не выучил. После урока подходил к учителю: «Можно сейчас расскажу? При всех стесняюсь». Педагог внушал — надо преодолевать свой страх. Перед поступлением в театральный начал с комплексом бороться: например заходил в метро с включенным радиоприемником, чтобы привлечь к себе внимание. Или, допустим, кришнаиты танцуют на Арбате, я присоединяюсь — тоже пляшу. Нелли возмущалась: «Хватит паясничать!» и утаскивала меня поскорее. А я вдруг стал кайфовать от собственной смелости! Однако в ответственный момент страх все-таки подвел...

Сначала хотел во ВГИК. Сейчас удивляюсь своей самоуверенности: ведь как задумал поступать, так и явился туда — в сентябре! Когда набор давно закончился. Завкафедрой актерского мастерства посмотрела оценивающе на мою внешность: «Можно к Райхельгаузу попробовать в «Школу современной пьесы», он как раз курс набрал, вдруг и тебя возьмет».

Договорилась, чтобы Иосиф Леонидович меня посмотрел. Я наспех выучил басню, песню, прозу, но на прослушивании постоянно сбивался и забывал слова. Райхельгауз смотрел-смотрел и заключил: «Вы, наверное, не до конца готовы». Слушал он меня вместе с режиссером Виктором Шамировым, который посоветовал: «Тебе бы на курсы театральные походить». И я вернулся во ВГИК, учился на подготовительных, очень хотел поступить к Баталову. При этом, как многие, пробовался во все театральные вузы.

Когда подъехали к ресторану, случилось еще одно чудо: прямо перед нами с неба спустился воздушный шарик в виде сердца, мы с ним сфотографировались — и он улетел обратно в облака
Фото: из архива М. Радугина

Прошел на первый тур в «Щепку». Вау! Купил бутылку вина, распили ее с мамой — она меня очень поддерживала, сама мечтала стать актрисой, думала поступать в ГИТИС, но не решилась. Мама у меня очень красивая, похожа на Лусию Мендес, звезду сериала «Никто, кроме тебя». Когда приводила меня в школу, одноклассники спрашивали:

— Сколько твоей маме лет?

— Тридцать пять.

Она так и осталась для меня тридцатипятилетней красавицей. От отца поступление мое держали в секрете: он бы не оценил, что сын решил бросить серьезный вуз ради того, чтобы играть на сцене. Отец — человек строгий, хотя и умеет, когда надо, поддержать и словом и делом. Решил: расскажу ему, только если поступлю. Отметили с мамой тайком и первый тур Школы-студии МХАТ, дальше я уже перестал бутылки покупать — так и спиться недолго. Словом, везде дошел до экзаменов, дальше надо было выбирать, куда нести документы.

В «Щуке» Валентина Петровна Николаенко сказала «Учись у нас, здесь прекрасная школа» — и стала перечислять выпускников, звезд кино: Этуш, Быков, Яковлев, Ширвиндт, Андрей Миронов, Гундарева, Вертинские, многие другие. За совет и поддержку очень ей благодарен. Но все же решил попытать удачу во ВГИКе — не оставлял надежды поучиться у Баталова.

Алексей Владимирович на прослушивании попросил: «Максим, прочтите что-то одно, ваше любимое». Начал с Пушкина: «Я вас люблю, хоть я бешусь...» Наши глаза встретились, вижу: Баталов про себя проговаривает стихотворные строки вместе со мной. Обрадовался, но в списке поступивших фамилии Радугин не обнаружил. Подошел Владимир Поглазов: «Раз берут в «Щуку», учись там и дурака не валяй. Потом мне спасибо скажешь».

В Щукинском я попал на сильный курс к Родиону Овчинникову. Со мной училась целая плеяда будущих звезд: Саша Устюгов, Вячеслав Манучаров, Петр Федоров, Марина Александрова, Ольга Ломоносова, Андрей Чадов, Григорий Антипенко. Многие из них уже на момент поступления имели значительный театральный опыт и задавали высокую планку.

Я же из-за отсутствия актерского бэкграунда многого не понимал. Как ни старался, ничего не получалось! А педагоги считали — просто ленюсь. Дошло до того, что в конце первого курса решили отчислить. Валентина Петровна Николаенко опять поддержала: благодаря ей получил на год академ, хотя в театральных вузах нет подобной практики. Однако нужно было еще договориться, чтобы меня кто-то взял к себе на следующий курс. Евгений Князев не согласился: «У меня красавцев достаточно, и говорят — ты лентяй». К тому времени я уже снялся в своей дебютной картине и рассказал ему о первом опыте в кино.

История вышла довольно забавной. Иногда актеры приукрашивают анкету, приписывая себе разные умения, — вдруг какое-то станет решающим при утверждении на роль? Именно так сделал и я, когда после первого курса пришел на пробы российско-польского проекта «Брейк-пойнт»: написал, что профессионально занимаюсь большим теннисом, хотя ракетку в руках не держал.

Вышли из ЗАГСа, и на нас вместе с праздничным рисом и лепестками роз внезапно посыпался мелкий град. Гости шутили: «Это к счастью!»
Фото: О. Гуськова

И вот приглашают на второй этап проб — в Польшу. За мной заехала машина, в которой уже сидела знаменитая артистка Ирина Розанова. Ей меня представили как претендента на главную роль — теннисиста Душана. Рейс в Варшаву задержали на десять часов, и продюсер предложил выпить. Поначалу отказывался: «У меня пробы, я спортсмен!», но потом поддался на уговоры и довольно быстро захмелел. Когда продюсер отошел, признался Розановой:

— Ирина, я ведь в теннис играть вообще не умею! Не знаю, что делать.

— Молчи! — посоветовала опытная актриса. — Раз везут в Варшаву, значит, на девяносто процентов хотят, чтобы ты снимался.

И вот мы наконец в польской столице. Облачаюсь в теннисную форму, выхожу на корт — на меня смотрит куча народа. Тренер подает мячи, а я как ни скачу — все они летят мимо ракетки! Думаю: «Только бы закончилось поскорее и я успел по Варшаве погулять, перед тем как назад отправят». Все, конечно, надо мной смеялись: «Ну понятно, как в теннис играешь!»

После проб режиссер пригласил группу в ресторан, где сообщил, что меня утверждают! Дали две недели, чтобы научился хотя бы по мячу попадать. С тех пор на самом деле полюбил большой теннис — имею несколько побед в любительских турнирах. Большое впечатление на меня тогда произвел Шамиль Анвярович Тарпищев, в фильме он играл самого себя. Во время съемок преподал мне пару уроков, а через несколько лет я привел к нему заниматься сына.

В фильме довелось сыграть с Даниэлем Ольбрыхским, даже обыграть его на корте. А с Ириной Розановой через несколько лет встретились на проекте «Петр Первый. Завещание», она вспомнила имя моего героя: «Душан!» Обнялись. За «Брейк-пойнт», кстати, продюсеры не заплатили ни копейки, но я получил такой ценный опыт, что не стал раздувать скандал.

Выслушав мой рассказ о съемках в Польше, Евгений Князев сказал: «Возьму, но если не будешь учиться, отчислю! И не обижайся». Я старался изо всех сил, и надо сказать, защитился прекрасно. С нашего курса выпустились Владимир Яглыч, Анна Казючиц, Виктор Добронравов. Многие выбрали театр, все-таки Щукинское — театральный вуз.

По окончании училища показывался в несколько театров, взяли на Малую Бронную, где прослужил три с половиной года. Вспоминаю это время с удовольствием. Много играл, а больше всего любил детский спектакль «Огниво» — очень хотел, чтобы мои дети его увидели. Однако параллельно начал сниматься в сериалах, и совмещать с театром стало трудно.

Потом еще недолго поработал в МХАТе имени Горького, но там вышла неприятная история. В конце сезона в этом коллективе все увольнялись по собственному желанию и тут же писали вторую бумажку — с просьбой принять в штат с сентября. Такая вот существовала практика. Я тоже подписал обе бумажки, и вдруг перед спектаклем «Мастер и Маргарита» коллеги сообщают: «Макс, только не переживай, но тебя и еще шесть человек уволили». Я мог, конечно, уйти не сыграв спектакль, но не позволил себе такого — зритель-то в чем виноват? Выяснять отношения не стал, хотя и обидно — я ведь был задействован почти во всех постановках. Слава богу, снова съемки начались.

Страшно боялся выступать на публике — у меня это с детства
Фото: Я. Мищенко/из архива М. Радугина

Пока не окончил Щукинское, мы с Нелли не заговаривали о женитьбе и даже не жили вместе. Предложение я ей сделал в итальянском ресторане рядом с «Мосфильмом». Свадьбу сыграли через месяц, в начале августа. Был жаркий летний день. Вышли из ЗАГСа, и на нас вместе с праздничным рисом и лепестками роз внезапно посыпался мелкий град. Гости шутили: «Это к счастью!» Когда подъехали к ресторану, случилось еще одно чудо: прямо перед нами с неба спустился воздушный шарик в виде сердца, мы с ним сфотографировались — и он улетел обратно в облака.

В свадебное путешествие отправились в Париж, специально туда не ездили раньше, оставили на особый случай. Там решили шикануть, зашли в пафосный ресторан, но нас вежливо оттуда попросили: «Мест нет. Можем забронировать столик на завтра. И не забудьте надеть брюки, — хостес метнул испепеляющий взгляд на мои шорты. — Пиджак выдадим, если с собой не прихватили».

На следующий день пришли при параде, но пиджак я у них все же одолжил, поскольку взять его на медовый месяц в голову не пришло. Нелли вручили меню, в котором цены отсутствовали, — женское, я же получил мужское и понял: понятие «роскошь» в этом заведении распространялось не только на интерьеры и туалеты дам, но и на блюда. С перепугу Нелли спросила:

— А лобстер у вас есть?

— Для вас, мадам, сделаем.

Лобстер по индивидуальному заказу оказался дороже всего, что было представлено в моем меню. В результате поели мы на шестьсот евро, и деньги кончились. Спасибо родители дослали, но в Каннах мы взяли напрокат мотоцикл и опять обанкротились. Зато есть что вспомнить!

Вернувшись из медового месяца, принялись налаживать совместный быт, и я сразу располнел килограммов на десять. Играл тогда в спектакле, где делал колесо, — в новом весе оно перестало получаться. Вообще, поесть я люблю, а Нелли к тому же потрясающе готовит.

Сам, кстати, тоже умею с детства: это был способ задобрить родителей, когда получал плохие оценки. Убирался, стирал, пек печенье... Мама придет: «Что за праздник?» А это сын двойку схватил! Однажды варил суп. Поставил кастрюлю на плиту и ушел с ребятами чеканить мяч. Очнулся, когда из окна дым повалил. Сын недавно тоже супчик упустил, отвлекся правда не на друзей, а на планшет. Меня родители тогда в угол поставили, а мы своих теперь гаджетов лишаем.

К отцовству я готовился сознательно — год ни капли в рот не брал. И как же был счастлив, когда врач показал во время УЗИ две точки на экране:

— У вас двойняшки! Вот мальчик, а вот девочка!

— Где? — удивлялся. — Что вы там видите?

Во время беременности жену оберегал, сменил даже манеру езды: привык лихачить, от гаишников несколько раз удирал, а тут стал плавно трогаться, дверь супруге открывать.

Говорят, у меня положительное обаяние, но интересно же, когда герой с виду душка, а на поверку оказывается подлецом. В сериале «Моя чужая дочка», который выходит на телеканале «Dомашний», я сыграл негодяя. На съемках проекта «Моя чужая дочка»
Фото: предоставлено телеканалом Dомашний

Как раз утвердили на главную роль в сериал «Принцесса цирка». Мы с беременной женой выезжали на природу, я сажал Нелли на складной стул, а сам жонглировал булавами — представление устраивал. Играл в сериале ловитора — акробата, страхующего воздушную гимнастку, ходил в цирковое училище тренироваться. И вновь столкнулся со страхом высоты. Залез впервые под купол по веревочной лестнице — руки устали, манежик внизу такой ма-а-аленький. Мне говорят: «Вниз головой на рамке покачайся, почувствуй свободу!» Со страховкой конечно, а все равно страшно, но чего не сделаешь ради роли?!

Когда жена рожала, снимался в сериале «Воротилы...», однако никому на площадке о том, что в моей жизни грядет важное событие, не говорил: плохая примета — первые роды, да еще двойня. Нелли назначили плановое кесарево, я собирался к ней, а мне на то же время съемку поставили. Упрашиваю режиссера:

— Перенесите на двенадцать часов!

— Что случилось-то?

— Не могу сказать.

Черкасов пошел навстречу, но я все равно чуть не опоздал: так волновался, что повернул на машине не на ту улицу и долго кружил по Москве. Успел! И услышал первый крик своих малышей. Когда дали их на руки — заплакал.

Вернулся на площадку:

— Я стал отцом!

— Ну ты и тихушник! — удивился Черкасов.

В сериале мы с Дмитрием Орловым играли, а с его тогдашней женой Ириной Пеговой позже вместе снимались в сериалах «Варенька. И в горе, и в радости» и «Акушерка. Новая жизнь». Когда готовился к роли, ходил в роддом, наблюдал, запоминал разные мелочи, например как врачи руки моют: каждый палец с мылом трут. У меня, кстати, бабушка была хирургом-гинекологом, работала главврачом больницы. Когда-то я и сам думал поступать в медицинский, но там надо сдавать гистологию, а изучить ее можно только в морге. Испугался и отказался от этой мысли.

Шутим, что наша семья похожа на компанию муравьев. С женой Нелли, детьми Аней, Сашей и Амелией
Фото: О. Гуськова

С партнерами в кино везло не всегда: бывает, нужно сцену еще раз пройти, а актриса заявляет: «Прости, у меня райдер, мое время на сегодня закончилось». Уходит с площадки, и кто-то за нее мне из-за камеры реплики подает. Я такого себе не позволяю.

Был приятно удивлен, когда на съемках сериала «Петр Первый. Завещание» Александр Балуев — я его дядей Сашей называл — на сто процентов выкладывался за камерой, когда снимали только меня. Поблагодарил его и в ответ услышал: «Да что ты? Как же иначе?» Или прекрасный Виктор Сухоруков, с которым играли в «Физруке», так радушно меня встретил: «Привет, Максим, знаю тебя, хороший актер...» Он всем на площадке как отец, гримерам заботливо предлагал чаю принести, чтобы всухомятку не ели.

Узнавать на улицах впервые стали после «Принцессы цирка». Но молодежь в основном помнит меня по «Закрытой школе». Со зрителями всегда общаюсь с удовольствием, а если спрашивают «Где мы вас видели?» — обычно шучу: «Да мы же с вами соседи по даче!»

Рад, что в кино не стал заложником какого-то одного амплуа: играю героев-любовников, комедийных персонажей, коварных мерзавцев. В сериале «Моя чужая дочка», выходящем на телеканале «Dомашний», сыграл негодяя, который способен хладнокровно приставить нож к горлу ребенка. За кадром объяснял маленькому партнеру: «Я не хотел — это всего лишь игра». Все говорят, что у меня положительное обаяние, но интересно же, когда герой с виду душка, а на поверку оказывается подлецом.

Старшие дети к папиной профессии особого интереса пока не проявляют: сколько раз звал на площадку, но у них свои интересы — рисование, музыка, танцы, спорт. Одна надежда на младшенькую, Амелию, которая появилась семь лет назад. Думаем в театральную студию отдать, дочка очень артистичная.

Сашу с Аней я лишь однажды привлек к съемкам — в рекламе автомобиля. Вроде понравилось, они даже гонорар получили. Сын поинтересовался:

— Ты так все время снимаешься?

— Нет, — говорю. — Вот ты просто вышел из машины, а я иногда с утра до вечера один и тот же текст на камеру повторяю.

Больше старшие дети энтузиазма не выказывали. Хотел снять их в массовке сериала «Крепостная», но оба предпочли с мамой по Киеву погулять. И фильмы мои не все смотрят, иногда, даже увидев папу в телевизоре, могут попросить: «Хотим мультики!» Кстати, их любовь к анимации разделяю: постоянно плачу в кинозале во время трогательных сцен.

Порой шутим с женой, что наша семья похожа на компанию муравьев: как-то увидели на фотовыставке живой мост из маленьких трудяг и поразились, какие же они дружные. Вот и мы друг за друга крепко держимся!

Подпишись на наш канал в Telegram