7days.ru Полная версия сайта

Юлия Хлынина: «Компромисс для меня означает проигрыш»

Никогда не встречала мужчин, стремящихся запереть в золотой клетке. Мне не говорили: «Ты, птичка,...

Юлия Хлынина
Фото: Сергей Гаврилов
Читать на сайте 7days.ru

Никогда не встречала мужчин, стремящихся запереть в золотой клетке. Мне не говорили: «Ты, птичка, сиди под замком, щебечи то, что скажу. А я театр тебе куплю, роли».

— Юль, а давайте поступим как мужчины — начнем разговор с футбола?

— Прекрасная тема! Тем более что мое детство напрямую с ним связано. Нет, я не гоняла мяч во дворе, но много времени проводила с мальчишками, своими друзьями, на «коробке» около дома в Выхино. Разговоры крутились вокруг футбола, особенно во время разных чемпионатов. А я с интересом слушала, даже участвовала в обсуждении. И между прочим, мои комментарии почти всегда попадали в точку. Не особенно разбираюсь в правилах и нюансах, но вижу, какая команда или какой игрок ведет матч красиво и талантливо. Талант виден издалека.

К тому же мой папа был и остается заядлым болельщиком, отлично знает историю мирового и советского футбола. В детстве я не жила вместе с отцом, но он всегда присутствовал в моей жизни. Одни из самых теплых воспоминаний — наши совместные походы на стадион или просмотр футбольных матчей по ТВ.

Папа усаживался в кресле, вытягивал в сторону телевизора длинные ноги и замирал, не отрывая взгляда от экрана. Он погружался туда целиком. Телевизоры тогда были внушительных размеров: толстые, с мощными кинескопами. Отец становился настолько сосредоточенным, что мне оставалось замереть рядом на ковре и тоже следить за действием, разворачивающимся на зеленом поле. Интуитивно я понимала, что лучше папу сейчас не дергать, не приставать с разговорами, не мешать. По ходу игры он объяснял, что происходит, почему, например, судья назначил пенальти или удалил с поля игрока.

Когда мы шли болеть на стадион, меня каждый раз захлестывала волна радости. Матчи казались чем-то невероятно торжественным. Я не понимала, зачем огромное количество мужчин сходятся вместе, громко кричат, вскакивая с мест, но в этом чувствовалась сильная и позитивная энергия единения. Все это мне очень нравилось.

У меня «оголенный» темперамент. Я дерзкая, категоричная. Одно слово вызывает холодок по спине, ощущение, словно сдаю позиции. Почему я должна уступить?
Фото: Сергей Гаврилов

— На экраны выходит фильм «Лев Яшин. Вратарь моей мечты». Вы в нем сыграли жену главного героя. Имя легенды советского футбола было до этого знакомо?

— Имя слышала, но масштаба личности не понимала, пока не прочитала сценарий и, кстати, не поговорила с папой. С ним сейчас стали дружнее, чем раньше, теперь мы — не отец и маленькая дочь, а уже два взрослых человека. Обсуждаем буквально все, что происходит, что нас цепляет, и сходимся во многих принципиальных вопросах. Так вот, как-то я в очередной раз встретилась с папой и сказала, что ходила на пробы и что скорее всего буду участвовать в проекте о судьбе Льва Ивановича Яшина. У папы мгновенно изменилось выражение лица — стало таким же сосредоточенным, как в пору моего детства, когда он смотрел по телевизору важный матч.

В последующие месяцы мы частенько говорили о советском футболе и о личности самого Яшина. Оказалось, отец знает массу деталей его биографии. Он читал интервью, был в курсе поворотных моментов жизни спортсмена. Все это папа рассказывал, став в какой-то степени моим личным консультантом. Так что премьеры он ждет с таким же нетерпением, как и я.

— Юля, а вас саму чем увлекла эта далекая для современной девушки тема — советская эпоха шестидесятых?

— Буквально все было интересно! Жанр фильма — спортивная драма: байопик, от слова «биография». Мы старались подробно рассказать о жизни настоящей легенды, человека, которого прекрасно помнит поколение наших родителей, бабушек и дедушек. Кто-то является реальным современником Яшина, а кто-то вырос на громких победах советского футбола, вклад в которые внес и Лев Иванович. Мы заглянули в прошлое, захватив пятидесятые, шестидесятые и семидесятые годы. Погрузились в эпоху, о которой я имела крайне смутное представление. Мне, рожденной в 1992-м, трудно отличить даже 2000 год от 2010-го, только по незначительным деталям: например плейлист музыки изменился, мобильные телефоны вошли в более широкий обиход. Вроде разница невелика. А мама с бабушкой иногда спрашивают друг друга: «Помнишь денежную реформу, когда миллионы вошли в оборот? А сколько копеек стоила газированная вода с сиропом из автомата?» Для них это недавнее прошлое, а для меня — материал из учебника истории.

Мне нужен мужчина с большим талантом, а вот в какой области — неважно. Хочется чувствовать, ради чего мы вместе, почему я могу смотреть на него снизу вверх
Фото: Сергей Гаврилов

Пришлось детально разбираться, какую музыку слушали в те годы, что читали, что носили, чем увлекались. Без такого погружения невозможно сыграть правдиво. К слову, удивилась, что хотя мода циклична и стилистика шестидесятых в тренде, вещи тех лет совсем другие. Сейчас женская обувь более вызывающая, мы носим каблук выше, или, например, надеваем туфли на босу ногу. В то время это считалось моветоном.

Над картиной работали почти пять лет, но я подключилась к проекту чуть позже, уже во время кастинга. До этого съемочная группа готовилась, детально разрабатывала образы персонажей, общалась с друзьями и родственниками Яшина — с его женой Валентиной Тимофеевной, дочерьми Ириной и Аленой.

— А вы сами знакомы с прототипом своей героини?

— Конечно! Знаю, что когда кастинг подходил к концу и из большого числа претенденток на роль осталось четыре актрисы, Валентине Тимофеевне показали наши кинопробы и она сделала свой выбор.

Когда мы встретились впервые, я отметила про себя, что Валентина Тимофеевна неуловимо напоминает интонациями, темпераментом, нравом, какими-то стержневыми принципами мою бабушку! У обеих прекрасное чувство юмора — стильное, умное, с зацепочками. При этом шутят с невозмутимым выражением лица, людям вокруг от этого еще веселее.

Я играю Валентину в юности и зрелости: в тридцать лет и сорок с небольшим. Это сейчас сорок — все еще пора молодости, тогда же люди выглядели несколько взрослее. С помощью обычного грима справиться не получилось, и «старили» меня, прибегая к пластическому, создавая прически по моде того времени и, конечно, на основе фотографий, на которых запечатлена Валентина Тимофеевна. Моя героиня — уникальная женщина. Яшин стал великим вратарем благодаря не только большому таланту, но и поддержке и любви своей мудрой жены. Ведь не зря говорят, что за спиной каждого легендарного мужчины стоит легендарная женщина.

После сложной роли бывают взбрыки, могу неожиданно поругаться с кем-то — даже сама с собой. А мой идеальный мужчина должен оставаться собранным
Фото: Сергей Гаврилов

Недавно присутствовала на матче футбольного клуба «Динамо», за который всю жизнь играл Лев Иванович. Ко мне подходили взрослые люди, ветераны-динамовцы, знакомые с Яшиным лично, те, кто выходил с ним на поле или учился у него, и окликали шутливо: «Валя!» Это было так приятно, будто впустили в свой ближний круг, в свою футбольную семью. Мы долго разговаривали, они рассказывали, насколько удивительной парой были Лева и Валенька.

Спросите, чем же? Он — мировая звезда, сильный, талантливый. Она — его единственная любовь и опора. При этом не в тени, не жена при муже, а тоже сильная, с характером. И тоже любящая... Яшин обожал жену, смотрел на нее всю жизнь влюбленными глазами, будто даже снизу вверх. Забавно звучит, особенно если знать его рост — около ста девяноста сантиметров. А Валентина женщина хрупкая, миниатюрная.

На поле он был безусловным лидером, а дома — спокойным семьянином, скромным тихим человеком.

О Яшиных могу говорить долго, их история запала в сердце. Можно сказать, роль повлияла на меня не только как на актрису, но и как на женщину.

— И какие выводы о любви вы сделали?

— Что при разных темпераментах и характерах можно прекрасно уживаться, если по-настоящему любить и уважать друг друга.

У меня, к примеру, «оголенный» темперамент. Я дерзкая, категоричная, компромисс для меня означает проигрыш. Одно слово вызывает холодок по спине, ощущение, словно сдаю позиции. Почему я должна уступить?

Но ведь для семьи, партнерства такая упертость больше во вред. Настоящая любовь вообще несовместима с категоричностью. Когда у двоих возникает проблема, разумно не выпячивать свое эго, а сплотиться, чтобы преодолеть трудности. Характер лишь закалится, укрепится совместно преодоленными невзгодами. И компромисс — никакое не предательство себя, а мудрость. Валентина Яшина главенствовала в семье, но аккуратно, уважительно: прикрывая тылы, обеспечивая мужу спокойствие и уют.

Юлия Хлынина
Фото: Сергей Гаврилов

Благодаря этой роли у меня появились более четко сформулированные ориентиры, обновились давно сложившиеся представления о семье. Пришло определенное понимание того, что мне точно нужен незаурядный мужчина с большим талантом, а вот в какой именно области — неважно. Женщина влюбляется в талант. Хочется чувствовать, ради чего мы вместе, почему я могу смотреть на него снизу вверх. Но при этом лучше, чтобы у него был противоположный моему темперамент. Я взрывная, он спокойный. Мои нервы оголены, я в тревогах, различных чувствованиях — актриса же. Профессия имеет побочное свойство — не всегда есть строгая граница между вымыслом и явью. Какие-то нервные клетки после сложной роли могут и не восстановиться. Бывают взбрыки, частая смена настроения, могу неожиданно поругаться с кем-то — даже сама с собой. А мой идеальный мужчина должен оставаться собранным, выдержанным и заботливым, чтобы сберечь меня и свою нервную систему.

— Разговоры о мужчинах так захватывают! Продолжим?

— Я люблю не столько сами разговоры, сколько выводы, которые можно из них сделать. Но эти выводы, конечно, нуждаются в проверке опытным путем. Покопаться в мужской психологии полезно мне и как девушке, и как актрисе. Ведь нет ни одной драматургической истории, в которой вся суть держится исключительно на женщинах. Это единый клубок взаимоотношений. Мужчины сделаны из другого теста. Они иные — по устремлениям, задачам, мотивации, поступкам. Если это четко понимать, станет легче жить.

Скажем, у молодой амбициозной пары — девушки и парня — может быть одна цель: успешная карьера, счастливая безоблачная жизнь. Женщина дойдет до какой-то ступени и остановится — достаточно, мол, переключусь на семью. Мужчина же стремится дальше: встав на одну ступеньку, уже видит следующую — и еще, и еще... Стремление завоевать мир не ради денег или власти, а ради самореализации мне по душе. Есть в этом героическое начало поиска пределов человеческой натуры! «Ах, я не понимаю как, но ты это делаешь!» — в этом есть мое восхищение и желание постичь, соединиться. Люблю успешных и сильных мужчин. Не стану останавливать такого в стремлении совершать подвиги — при условии, что и мои победы для него тоже важны.

Когда-то была уверена, что синоним любви — слово «боль». Первое чувство было очень ярким, захватывающим: «Люблю его, несмотря ни на что!»
Фото: Сергей Гаврилов

— Если вернуться к вашим любимым героям Яшиным, то у них другая история. Лев покорял мир, амбиции же Валентины не распространялись дальше семьи. Сильным мужчинам нужны преданные подруги, которые не строят собственную карьеру, а наводят уют дома. Насколько вы готовы к таким отношениям?

— Валентина Тимофеевна создала и обустроила очаг, у которого растила их со Львом Ивановичем детей. Но современной женщине вовсе необязательно делать все самой, можно прекрасно организовать быт с помощью специально обученных людей, которые иной раз талантливее вас в уборке, стирке, глажке или вождении например.

Скажем, мне не нравится готовить или убираться, хотя чистоту и порядок я люблю. Но еще больше люблю свою работу. Что же делать, как все успеть без потери качества? Я, востребованная актриса, в режиме сложного графика могу не тратить свое время на то, чтобы три часа запекать утку в яблоках. Можно пригласить помощницу — прекрасного кулинара, которая сделает это в сто раз лучше, или заказать еду в проверенном ресторане. Вижу больше здравого смысла в том, чтобы ужиная с любимым мужчиной, быть полной сил и желания отдавать, обмениваться мыслями о прошедшем дне, об искусстве, о чем-то другом. Сегодня вы меня видите в той профессиональной форме, к которой я стремилась несколько лет, окончив театральный институт. Всегда полностью погружалась в профессию, и в этот процесс уроки кулинарии пока не входили. Может, я еще не самая отчаянная домохозяйка, но близкие не страдают. Значит, все хорошо.

— С едой или организацией быта все легко и просто. Но как же дети, Юля? Участие мамы в жизни ребенка пока еще никто не назвал вредным или необязательным.

— Сложно об этом говорить, пока у меня нет детей. Мое внимание большую часть сознательной жизни направлено на карьеру, саморазвитие и партнерство с любимым мужчиной. На комфортное с ним сожительство в самом чистом и прямом смысле этого слова — «жить вместе, сосуществовать». Поэтому как именно я буду организовывать быт своих детей, сейчас сказать сложно. Для меня семья — это старшие родственники, мужчина, который рядом.

Юлия Хлынина
Фото: Сергей Гаврилов
Юлия Хлынина
Фото: Сергей Гаврилов

Как-то даже маму спросила:

— О чем ты думала, когда в двадцать лет вышла замуж и собралась рожать меня? Чего ждала, что тобой двигало, о чем мечтала?

Она ответила:

— Ой, Юля, это были девяностые, время не сахар! Все непонятно, ни о чем глобальном мы с твоим отцом не думали. Жили, переживали, взрослели. Все само собой происходило.

Сейчас другие времена. Качество жизни повышается, во всяком случае мы к этому стремимся. У меня есть открытый вопрос к материнству, с философским подтекстом: а что я смогу дать ребенку, что передам из того, что знаю сама? Ответила ли я себе на вопросы, что такое жизнь, смерть, любовь, добро и зло? Как и зачем дети приходят в этот мир, что мы должны им, а чего не должны? Знаю ли я ответы на эти вопросы? И еще сложнее — нужно ли знать ответы на эти вопросы или проще отдаться в руки поговорке «будь что будет»? Говорю с вами и понимаю: хочу, чтобы детям передавалась от меня любовь со всеми сложными и глубокими смыслами этого слова, а не стереотипы, страхи, запреты или пустые бытовые месседжи: «Поел? Вымой за собой тарелку. Не кури, матом не ругайся, учись хорошо, сиди смирно, потому что нам всем и так страшно жить, мы сами ничего не знаем или даже боимся узнать». Не хочу, чтобы этим ограничивалось родительство. Но сначала хорошо бы научиться понимать и принимать себя, не правда ли?

— Вы про страх близости? Недавно в «Инстаграме*» прочитала ваш пост, посвященный спектаклю «Машенька»: «Это о страхе близости и одиночестве». Похоже, знаете, что это такое?

— Хорошо знаю. Я девочка самостоятельная, с сильными нотками феминизма, унаследованными по женской линии. Большую часть жизни мы жили втроем: я, мама и бабушка. Не могу даже себе представить, как это — быть зависимой от мужчины. Мои отношения с противоположным полом были длительными, и каждый избранник был для меня важной и масштабной фигурой, большим событием в жизни. Но поскольку мои родители в разводе, я знаю, что есть обстоятельства, которые приводят к появлению неполной семьи, а это очень горько. Не хочу горевать и повторять их историю.

Независимость — главное, чего стремятся добиться женщины в моей семье. «Я сама!» — позиция с детства. Хотелось всем доказать, что могу. Могу лучше лучшего
Фото: Сергей Гаврилов

Грустно, например, что после развода, хотя прошло столько лет и все в их жизнях хорошо, папа с мамой не общаются. Грустно, что их многолетняя любовь превратилась в руины. Мне необходимо строить что-то свое. Но что? Откуда знать, что получится? Девочкой я не видела примера того, что семейная жизнь бывает радостной и крепкой. Мой опыт — это собственные пробы и ошибки, а не позитивный родительский сценарий.

Отсюда и страх близости — стараешься избежать возможной новой боли и не идешь на полное душевное сближение с мужчиной, хотя, конечно, об этом мечтаешь. Остается лишь бросить вызов самой себе: «Юля, ты справишься! Открывай сердце и не бойся того, что будет».

— Недавно вы посвятили маме замечательный пост благодарности, назвали ее Светой, своей близкой подругой. Она уделяла вам много времени?

— Я мамина дочка. Вернее так: большую часть детства я провела с бабушкой, поскольку мама пропадала на работе, чтобы нас прокормить. Понятно, не карьеры ради, а для того, чтобы нам выжить. Мама — учительница начальных классов, как вы понимаете, больших денег эта профессия не предполагает. Слава богу, я росла смышленым ребенком, сразу после школы поступила на бюджетное отделение и по окончании института полностью обеспечивала себя сама. Финансовая независимость — главное, чего стремятся добиться женщины в моей семье. Позже мама ушла в рекламный бизнес, давно и прочно стоит на ногах.

«Я сама!» — моя позиция с детства. Хотелось всем доказать, что могу. Могу лучше лучшего. Это бабушка меня так воспитывала — по натуре она больше одиночка, с дедушкой у нее тоже не сложилось, поэтому рассчитывала только на себя, а теперь на нас.

Думаю, в этом много силы, но много и одиночества. Никогда не встречала мужчин, стремящихся запереть в золотой клетке. Мне не говорили: «Ты, птичка, сиди под замком, щебечи то, что скажу. А я театр тебе куплю, роли». Таких мужчин интуитивно не выбираю, какими бы манкими и талантливыми ни были.

Юлия Хлынина
Фото: Сергей Гаврилов

— В прошлом интервью «Каравану историй» вы говорили о своей прямолинейности как о сложном качестве характера. Я так поняла, что если кто-то не по душе, ему лучше не попадаться вам на глаза?

— Ну, не до такой степени. Иногда вижу женщин, которые отбривают в два счета, ставят на место, не стесняясь говорят нелицеприятную правду в глаза. Я перед такими трепещу, подобной решительности, случается, не хватает. А бывает, сама ловлю взгляды людей: «Ого! Вот как она может залепить...»

Да, я прямолинейна, особенно в том, что касается работы. Но как только речь идет о чувствах, начинается: «Как же ему сказать? А надо ли? Или лучше промолчать?..» Теряюсь.

— А чего боитесь? Неужели не можете своему парню прямо сказать: «Послушай, ты достал и страшно меня бесишь!»?

— Могу. Я эмоциональная девушка. Иерархического страха перед мужчинами у меня нет. Благодаря папе понимаю, что они заслуживают уважения, но свои границы теперь охранять умею, себя в обиду не дам. Повзрослев, многое вижу в папе и исходя из этого строю понимание своего идеального-неидеального мужчины.

— К слову, как вам удалось прийти к такому полному взаимопониманию с отцом? Редкий случай.

— Маленькой я его боялась, да и он меня тоже. Мне кажется, отец терялся, не зная, как общаться с такой «штукой», как дочь, но все равно продолжал присутствовать в моей жизни. Я чувствовала его заинтересованность во мне, пусть он и был «воскресным папой». Многие же мужчины ведь как? Не справляются с подростком, сложности кажутся непреодолимыми, и они сливаются. Мой же терпел, переживал, но меня не бросал, хоть мы и конфликтовали. Позже, когда стала жить одна и приходила в отчаяние то из-за любовных, то из-за бытовых вопросов, например как забить злополучный гвоздь в стену, звонила папе. В скором времени он стоял на пороге с молотком в руке. Всегда гладковыбритый, подтянутый, аккуратно одетый. Он же полковник — выправка что надо. Да, стоило повзрослеть, чтобы подружиться с папой по-настоящему.

Свою чашу страданий, думаю, я уже испила. А вот любовь ищу, исследую, открываю. Хотя не хочется, чтобы в душе прекратило совсем кровоточить и наступила скука
Фото: Сергей Гаврилов

— Юля, скоро на экраны выйдут еще четыре проекта с вашим участием. Помимо работы вас интересуют другие стороны молодой жизни?

— Я трудоголик... У меня нет хобби, ничто не привлекает особо, кроме профессии. Ну хорошо, одна слабость все же имеется: люблю вкусно поесть. Если выпадает свободный день, навещаю друзей, маму, бабушку, папу. Есть такая потребность — видеться с близкими. Если сил нет, день посвящаю восстановлению, чтобы завтра выйти на работу с зарядом бодрости. Перед выпуском нового спектакля со мной всегда случается нечто похожее на катастрофу. Дней за десять начинает преследовать ощущение, что мир рушится: накатывают тревога, постоянное волнение, что не справлюсь, мне нечего сказать со сцены, я опустошена!

Близкие уже знают эту тему. Бывало, звонила друзьям в слезах:

— Все кончено! Я ничего не могу, ухожу из профессии!

Они напоминали:

— Юль, кажется, мы это уже слышали не раз? Надо просто немного потерпеть. Вернемся к разговору после премьеры.

Мама недавно сказала моему молодому человеку: «Знайте — ничего страшного не происходит, просто Юля выпускает спектакль. У-у-у! Спектакль!» Маме хорошо известно, почему я периодически превращаюсь в домашнее чудовище. Она правильно сказала, без обвинений. На меня нельзя наезжать. А сама объяснить, что со мной творится, не могу — не успеваю уловить и сформулировать, ведь я вся в роли! Но потихоньку учусь.

Вообще, знаете, мне нравится все, что со мной происходит. Замечаю изменения. Когда-то была уверена, что синоним любви — слово «боль». Первое чувство было очень ярким, захватывающим: «Люблю его, несмотря ни на что!» Я будто прыгала с высокого трамплина в глубокую реку, хотелось страданий.

Хотя полностью тогда отдавалась безумным чувствам, выкрутасы моей непростой натуры все равно присутствовали. Понимаю, что не случись той любви, все равно нашла бы, где и как пострадать. Это же был первый опыт самопознания, поэтому я упорно раздвигала границы душевных переживаний, проверяла себя. Тогда было непонятно, где заканчивалась любовь и наступало страдание. Но прошло время, мне двадцать семь лет. Понаступала на одни и те же грабли и сильно от этого подустала. Дошла до простой мысли: а что если больше не наступать? Все-таки любовь точно не похожа на боль...

Свою чашу страданий, думаю, я уже испила. А вот любовь ищу, исследую, открываю. Хотя если честно, не хочется, чтобы в душе прекратило совсем кровоточить и наступила пресыщенность и скука. Художнику нужно о чем-то говорить! Акт искусства связан с болью, но с любовью он связан гораздо сильнее.

Подпишись на наш канал в Telegram

* Организация, деятельность которой в Российской Федерации запрещена

Статьи по теме: