7days.ru Полная версия сайта

Эльвира Болгова: «Слава постучалась ко мне слишком рано»

Однажды задумалась: зачем люди идут в актерскую профессию? За славой, признанием, потому что любят...

Фото: Валентин Блох
Читать на сайте 7days.ru

Однажды задумалась: зачем люди идут в актерскую профессию? За славой, признанием, потому что любят находиться в центре внимания? Возможно, но все это не про меня. В моем случае профессия стала своеобразной психотерапией, помогла изучить себя, избавиться от комплексов, страхов, наладить контакт с внешним миром.

После выхода фильма «Тесты для настоящих мужчин» случилась масштабная пиар-кампания на фоне полного отсутствия других картин (ну не снималось у нас кино в конце девяностых), но я к ней оказалась совсем не готова — испугалась, что ли. Спряталась в нору, отказывалась давать интервью, не встречалась с людьми, что в общем-то не очень хорошо для карьеры начинающей артистки. Казалось, что-то сломается во мне. Только теперь понимаю, что всегда шла за внутренним голосом. Известность — трудное испытание для тех, кто не готов. Так легко поверить в то, что ты центр мироздания, когда вокруг внушают: «Ты такой охренительный!» Сколько примеров — одного, второго скосила звездная болезнь, кто-то сходит с ума или начинает пить от груза излишнего внимания или, наоборот, от непризнанности. Но мне это, к счастью, уже не грозит, сейчас уж точно. В общем, думаю, отчасти и поэтому, наверное, не стала звездой астрономической величины. Но я рада, что хотя бы воспринимаю себя адекватно.

Я москвичка. Мама — медсестра, папа — агроном. Отца постоянно посылали поднимать отсталые колхозы и совхозы, а мы ездили за ним, я за десять лет успела сменить пять школ. В первом классе меня пытались переучить писать с левой руки на правую, во втором и третьем — с утра до ночи загружали английским. Только три года вспоминаю с нежностью: мы тогда жили в украинской Кегичёвке. Там я чувствовала себя свободной как ветер. В школе был яблоневый сад и оранжерея с хризантемами. Зимой на большой перемене выходишь из класса, а за дверью нас ждет угощение — ведро подмороженных яблок.

В пятый класс пошла уже в Москве. Классной была смешная и нелепая женщина Марь Иванна, она придумывала нам все время какие-нибудь занятия и любила нас как бабушка своих внуков, и мы ее любили тоже. Еще эпизод уже позже, в старших классах — историчка Роза Константиновна, у которой на уроках мы писали в тетрадках «по совести». Списывать нельзя было просто потому, что нечестно. И это казалось любопытнейшей игрой!

Но как бы то ни было, большого интереса к учебе я не питала, еле дотянула до окончания с большой тоской и желанием перемен. План был таким: «Или в театральный, или в монастырь!» Перехватили в театральном — Щепкинском училище на курсе Виктора Ивановича Коршунова.

Поступала смешно, читала стихотворение Марины Цветаевой «Юная бабушка! — Кто целовал / Ваши надменные губы?..» и монолог Липочки из пьесы «Свои люди — сочтемся». Была вся такая возвышенная и романтичная, не подозревала, что Островский написал персонаж с сатирическим оттенком — уж очень нежным казалось мне имя. Виктор Иванович отозвал в сторонку:

Известность — трудное испытание для тех, кто не готов. Легко поверить в то, что ты центр мироздания, когда вокруг внушают: «Ты такой охренительный!»
Фото: Валентин Блох

— Мы тебя возьмем, если хочешь, можешь больше никуда не ходить.

— Конечно хочу!

И понимая, что поступление в кармане, к следующему туру кардинально поменяла программу, при том неслабо так: Гарсиа Лорка «...Ррразбивается чаша утрра. / Нначинается плач гитаррры...» и полет голой Маргариты на метле из «Мастера...» вместо этой Липочки. Но мэтры посмотрели на эту разнузданность и посоветовали все же вернуться к старой программе.

Виктор Иванович Коршунов... Запомнила его потрясающе красивым человеком: всегда в форме, подтянут, элегантно одет. Своим присутствием нас не баловал, поскольку был поглощен заботами о Малом театре — он занимал пост директора, еще и много играл. Но все же нередко приходил к нам на мастерство актера, что придавало значимости каждому такому дню. Правда, его педагогические методы были порой жестокими. Если студент не понимал, чего Коршунов от него добивается, мастер делал замечание, поглаживая по щеке. Вроде не ожидаешь ни малейшего подвоха, а он вдруг как влепит пощечину! Впрочем, оплеухи раздавал не каждому, а только особо одаренным. Ну и мне перепадало тоже.

Курс у нас подобрался молодой — большей частью ребята сразу после школы. Дружный. За четыре года очень сблизились — до сих пор общаемся. Подкармливались то у Тани Шитовой, то у Марата Башарова. Спасали от голодной смерти и родственники Егора Дронова и Миши Сафронова. Есть-то хотелось, к тому же постоянно! К счастью, все выжили!

Я была на третьем курсе, когда Сергей Соловьев собрался ставить в Малом театре «Дядю Ваню» и позвал в спектакль меня. Но Коршунов категорически запретил участвовать, сказал: «Рано, ты еще не готова». Обиделась, и когда по окончании училища получила приглашение в труппу Малого театра, отказалась и выбрала «Сатирикон», куда тоже брали.

Некоторые актеры считают, что у Константина Аркадьевича крайне непростой характер, но я этого не заметила. В «Сатириконе» царила невероятно творческая атмосфера, никто не интриговал, жизнь была классной, прям пионерлагерь. Правда, требовалось всецело отдавать себя театру — служить. Но я как представила, что проработаю в «Сатириконе» до старости, испугалась. (Вот, опять испугалась!)

А тут еще в Театре Моссовета начали репетировать «Униженных и оскорбленных» и пригласили меня. Достоевский — мечта каждого актера, вчерашнего студента. Встретиться с его героями, пострадать в надрыве, поплакать — желанный опыт! Райкин отнесся уважительно: «Понимаю, не сложится там — возвращайся». Увы, спектакль закрыли, но все же я осталась в Театре Моссовета.

Мой Театр. Хотя и ушла из него больше десяти лет назад, люблю там всех. Душевные люди и партнеры по сцене: Анатолий Васильев, Валерий Сторожик, Евгений Стеблов, Людмила Карташова, Ольга Остроумова, Рита Шубина и Валера Яременко, Марина Кондратьева, Даша Фекленко, Таня Родионова.

Никаких видимых причин оставить «Моссовет» не было, просто в какой-то момент почувствовала, что ежедневная рутина затягивает в болото. У меня так бывает, когда все слишком хорошо. В состоянии покоя находиться не могу, время от времени требуется все разрушить и начать заново. А ведь у меня тогда даже кино не было... Но раз решила — надо менять! Вот и пошла к Павлу Осиповичу Хомскому объясняться, излагать причины ухода. Худрук, интеллигентнейший человек, делал вид, что все понимает, но не удивлюсь, если мысленно крутил пальцем у виска. Отпустил конечно.

Фото: Валентин Блох

С репертуарным театром судьбу больше не связывала, играю в антрепризе. Очень люблю спектакль «В рамках приличия», поставленный по прекрасной пьесе «Бог резни». Играю вместе с Димой Ульяновым, Наташей Антоновой, Кириллом Гребенщиковым, Андреем Кайковым. Говорят, получилось удачно...

А кинодебют мой состоялся еще в «Щепке». На третьем курсе нас с однокурсником Сашей Карпенко молодой режиссер Елена Маликова пригласила во вгиковскую короткометражку «Бездна» по рассказу Леонида Андреева. Картина завоевала немало призов на кинофестивалях, в том числе международных. Приятно конечно, но вот позже Маликова позвала нас в один рекламный ролик. По сюжету мы с молодым прекрасным юношей кружились в вальсе, изображая Андрея Болконского и Наташу Ростову. Съемки проходили в Останкинском дворце еще до реставрации. Красиво! Но залы не отапливались, и стояла страшная холодрыга, буквально как во время войны. И тут вдруг выясняется: наши герои не только танцуют, но еще ведут диалог. Болконский спрашивает:

— Пойдете ли вы завтра голосовать за Жириновского?

Наташа Ростова отвечает:

— Непременно!

Прямо заявила режиссеру:

— Текст произносить не буду. Я этого политика не поддерживаю!

— Да ладно, скажи не за Жириновского, а за Жириховского или за Барановского.

— За дурочку принимаете?

— Ну, тогда просто танцуй.

Меня, наивную, совсем не насторожило, что режиссер так легко согласилась. Увидев ролик по телевизору, задохнулась от возмущения: «Наташу Ростову» озвучила другая актриса, спокойненько произнесла текст, против которого я возражала. Уже на следующий день после телеэфира педагоги в «Щепке» встречали в коридорах и укоризненно качали головами: «Да-а-а...» Объяснять, как все произошло на самом деле, что-то доказывать посчитала бессмысленным. Дело-то сделано! Кстати, заплатили всего тридцать долларов, и я страшно мучилась, что предала свои идеалы за тридцать серебреников.

С тех пор сыграла в кино почти полсотни ролей. Если режиссер был интересен, охотно соглашалась и на эпизоды, как в «Ретро втроем». Петр Ефимович Тодоровский особо сложных задач мне не ставил, все внимание уделял Елене Яковлевой, и я, рассказывая в кадре историю, типичную для глупенькой провинциальной девочки, которая оказалась в столице в девяностые годы без денег и поддержки, импровизировала. Режиссеру понравилось, что у моей героини говорок, — помог год жизни на Украине. Даже много дублей не делали.

С нежностью вспоминаю «Тесты для настоящих мужчин». Картина собрала много прекрасных актеров: Николай Еременко, Виталий Соломин, Алексей Серебряков, Анна Каменкова, Никита Высоцкий и я. Андрей Разенков снимал, не имея даже законченного сценария, но в итоге, считаю, это не сильно отразилось на качестве, поскольку и режиссер одаренный, и команда прекрасная подобралась. Маму моей героини играла прекрасная Анна Каменкова. Между нами сразу возникли душевные отношения. Сейчас сама начала играть мам и к своим «кинодетям» на площадке отношусь с такой же теплотой.

Фото: Валентин Блох

Сериал «Салон красоты» был экспериментальным. Это когда продюсерами выделяется значительно меньше денег, чем обычно, а качество ожидается на уровне. И знаете, в редких случаях срабатывает! Ну а в остальных — получается как получается. Зато на проекте я встретилась с Олей Кабо. Позже вместе играли в антрепризном спектакле «Буря в «Стакане воды». Я ее очень люблю — Оля удивительно тонкий, интеллигентный человек, каких мало.

На съемках ретродрамы «Желанная» подружилась с Ольгой Вечкилевой. Она впервые играла главную роль, я же считала себя уже опытной артисткой и старалась заботиться о товарке. У нее было восемьдесят съемочных дней, и я советовала больше отдыхать, чтобы не вымотаться раньше срока.

К решению этого вопроса мы подошли радикально: притащили из дома раскладушку и поставили ее рядом с площадкой в павильоне Студии Горького. После этого жизнь стала казаться вполне сносной. Да!.. Было время, когда мы еще ходили на площадке, а не бегали лишь для того, чтобы все видели, что ты хороший работник и бережешь деньги продюсера! «Желанной» я обязана прекрасной долгой дружбой с Ольгой и ее семьей.

В «Близнецах» довелось сыграть сразу трех персонажей — трех сестер. Причем одна из ролей отрицательная, не самая типичная для моей фильмографии. Это Фатима, которую бросили родители, и от недолюбленности, обиды она выросла жестокой и бессердечной.

Достаточно необычным оказался опыт съемок сцен, в которых встречаются две сестры. Помогала дублерша — ее ставили спиной к камере, а я произносила текст сначала за одну героиню, затем переставляли камеру и я играла другую. Но поскольку девушка-дублерша не была актрисой, приходилось трудновато: ведь следовало придумать и представить себе заранее, как сцена должна быть разыграна.

На «Близнецах» встретились с Андреем Чернышовым, он тоже учился с нами в «Щепке», только двумя годами старше. Наши курсы дружили, мы постоянно устраивали совместные посиделки в общежитии. Снимался в сериале и мой сокурсник Егор Баринов. Знаете, для меня всегда большая радость и удача — работать с друзьями или однокурсниками.

Вот однажды, помню, разбудил звонок. В трубке голос Егора:

— Снимаюсь неподалеку.

— А где?

— В круглом доме...

— Сейчас придем!

Дочь Глаша была еще маленькой, быстро ее одела, и побежали. Восемь утра, территория съемок огорожена — не пускают. Стоим, как дурочки руками машем: «Егор! Мы здесь!» Ужас, будто кино никогда не видели!..

С партнерами повезло и на «Офицерах». В сериале у нас любовный треугольник с Сергеем Горобченко и Лешей Макаровым, его знаю еще по Театру Моссовета. Человек он честный, искренний, с ним всегда просто существовать рядом. Ни разу не возникало недопонимания. С Лешей у нас три совместных фильма, видимо режиссеры считают, что гармонично смотримся вместе.

Часть сцен «Офицеров» снимали в Таджикистане, в Фанских горах. Прилетели в ночи, сели в автобус и поехали в горы — там располагался пансионат, где должны были разместить группу. В какой-то момент водитель не смог справиться с виражом на узком серпантине, и всех от греха подальше попросили покинуть салон. Я вышла из автобуса и аж замерла: под ногами — пропасть, над головой — черная бездна, усыпанная мириадами звезд. Похоже на гигантское перевернутое озеро. Меня словно оторвало от земли и унесло куда-то ввысь. Нигде больше не встречала такого неба.

Дочь планировала пойти по моим стопам. Но у меня случился долгий период простоя, и Глаша убедилась, насколько актерская жизнь нестабильна
Фото: Валентин Блох

Снималась, помню, в эпизоде, где соскакиваю с крыши на лошадь. Порадовалась: наконец-то продемонстрирую свои спортивные навыки, боевой характер, а то спокойные сцены поднадоели. Радовалась, увы, недолго. У меня обнаружилась кошмарная аллергия на лошадей, кожа покрылась волдырями. Режиссер запретил даже близко подходить к животным. Сереже Горобченко тоже не повезло: прыгая по крышам глиняных мазанок, сломал ногу. Но мужественно работал, превозмогая боль.

По вечерам было хорошо — радоновые ванны в пансионате, а вот днем надо работать. Таджикистан — это вам не средняя полоса России, там стояла страшная, изматывающая жара. Местные научили пить горячий зеленый чай, он дает облегчение — это правда! В Фанских горах пробыла неделю, и после моего отъезда, когда пекло стало совсем нестерпимым, ребята переселились в рефрижераторы. Так удача ускользнула прямо из-под носа — не удалось пожить в холодильнике!

Интересным проектом оказался «Остров ненужных людей». Съемки проходили в Таиланде, причем не в курортной зоне, а около города Районг — центра химической промышленности. В пять утра, когда я поднималась на смену и выходила на балкон, в нос шибал резкий запах аммиака.

Еще Таиланд — это падающие с пальм кокосы, гигантские медузы, муравьи-людоеды и змеи. Поэтому у нас на площадке постоянно находился змеелов. Слава богу, его услуги потребовались лишь однажды. Другой местный житель работал сборщиком кокосов. Понимаете, если гигантский плод валится кому-то на голову, он убивает наповал. А мы снимали в кокосовой роще, и этот удивительный человек как обезьянка взбирался на пальму, срезал орехи и сбрасывал их вниз.

К счастью, ни одной змеи я так и не увидела — у меня талант отворачиваться в другую сторону в тот самый момент. Так что за всеми страшилками — к Диме Ульянову. Он же может рассказать — и значительно лучше меня, — как я плавала в море и воткнулась в гигантскую медузу как в подушку, прямо лицом. Выскочила на берег, и меня растирали хитрой местной смесью из какой-то лианы и лайма.

Любопытно было встретиться и с тайскими актерами. Надо сказать, они очень разные: некоторые играют как в театре кабуки — с выпученными глазами, очень громко. И много дублей уходило на то, чтобы заставить их существовать в кадре попроще. Другие, кто снимался в разных голливудских проектах, играют почти как мы... В роли начальника полиции выступил артист, как раз востребованный в Голливуде. Выглядел он фантастически — лет на двадцать моложе своего возраста. На площадку явился под зонтиком, в окружении свиты из жен и ассистентов — сразу продемонстрировав свой статус. Это оказалось хорошим примером: я тоже научилась демонстрировать свой статус и приходить на площадку под зонтиком.

Не секрет, что кино — искусство травматичное. В мелодраме «Красавица и чудовище» — там я в очередной раз сыграла в тандеме с Лешей Макаровым — нужно было уверенно стоять на коньках. Два месяца тренировалась, массу шишек набила. А травму заработала не на льду, а у балетного станка, на ровном месте. Слишком сильно растянулась, и что-то хрустнуло. Да так, что не смогла на ногу наступить. Счастье, что поспособствовала быстро прийти в норму подруга с цирковым опытом — актриса Лена Ваганова.

Когда встаешь перед выбором: жить с мужчиной и скандалить или расстаться, но сохранить добрые отношения, — склоняешься ко второму варианту
Фото: Валентин Блох

А на «Стритрейсерах» едва не разбилась в сцене гонки с Мариной Александровой. Наши автомобили должны были ехать окно в окно по парковке, утыканной столбами. Добралась до финальной метки и с удивлением вижу, что сбежались каскадеры:

— Все нормально?

— Да, а что?

— У тебя машину выставило!

Что это такое? Куда выставило?! Они прискакали посмотреть на того, кто так круто справился с управлением (предварительно чуть не доведя автомобиль до заноса), а я ничего не заметила. Может, талант гонщика в землю зарыла?

Актерская судьба не часто балует меня историческими картинами, поэтому обрадовалась, когда пригласили участвовать вместе с Игорем Петренко в экранизации «Героя нашего времени». Позвали на роль Веры, я ликовала: ура, у меня будет красивое платье! Однако с художником по костюмам романа не вышло: талию задрали, шляпа квадратная. Смена начинается, приходится войти в кадр. Рядом юная прекрасная Женя Лоза играет Мери и «любимый мужчина» на тебя смотрит, а ты думаешь только о том, что у тебя голова квадратная. Не менее важна обувь, даже если в кадре не видна. В хорошей обуви и походка делается легкой, и вообще появляется право ощущать себя красивой женщиной. А попробуй поверь в то, что ты секси, если обута в валенки к примеру. Завидую актерам, снимавшимся в «Игре престолов», — у них великолепные костюмы ручной работы. Знаю, что специально для этих шедевров создали музей. Мы пока можем о таком только мечтать...

Очень дорога мне работа в «Однажды в провинции» Кати Шагаловой. Там, кстати, великолепна Люба Толкалина. А мою сестру играла Юля Пересильд. Премьера состоялась на Московском кинофестивале, и это было достаточно почетно и ответственно. В общем, под грузом осознания этого сидели с Юлькой и тряслись на протяжении всего показа (ну, потом выдохнули, конечно, когда поняли, что фильм состоялся). Также не терпелось увидеть, что получилось на экране у нас с Сашей Голубевым. Мы играли семью, в которой муж избивает жену. Голубев, входя в кадр, каждый раз страшно переживал — жестокость претит его натуре.

Юля меня однажды поразила. Помню, говорили о ММКФ и она спросила:

— Пойдешь на открытие?

— Приглашения нет.

— У меня тоже, но я пойду. Найду способ.

Позавидовала ее характеру, сама-то не решилась.

До этого проекта с пренебрежением смотрела на женщин, у которых в доме творится насилие: казалось, если мужья их лупят, они дуры беспросветные и сами виноваты в своей участи. Про себя твердо знаю: пусть мужчина только попробует ударить — не выживет! Поэтому, наверное, и не встречались такие в моей жизни. Но прочитав сценарий, прочувствовала, как рождаются такие отношения, и посчитала нужным предостеречь женщин от семейного насилия. Надеюсь, те, кто посмотрел фильм, поняли: нельзя становиться жертвой, забывать про себя и бесконечно прощать мужчину. По крайней мере, старалась эту мысль донести.

Эльвира Болгова с дочкой
Фото: Валентин Блох

Очень жду выхода «Игры» Дмитрия Астрахана. Премьера состоялась на кинофестивале в Выборге летом 2018 года. По сюжету главный герой (я играю его жену) проживает вымышленную жизнь, лихо срежиссированную отцом-олигархом. Мысль о том, стоит ли узнавать правду и кардинально менять судьбу, показалась важной.

Астрахан настоящий профессионал, детально разбирает с каждым актером роль, чего не дождешься от большинства режиссеров. Но работать с ним было непросто, вел он себя порой непредсказуемо — то давал волю эмоциям и впадал в бешенство, то окутывал нежностью. Другого режиссера уже послала бы, а к Дмитрию Ханановичу отношусь с уважением и симпатией.

Моему партнеру было легче — Виктор Васильев снимался у Астрахана не впервые и лучше его чувствует. Витя в отличие от меня настоящий шоумен, сам создает события своей жизни, добавляющие подписчиков в соцсетях, а значит, и популярности у зрителей. Я на такое не способна. Надо бы поучиться.

Несколько лет назад посетила идея самой стать режиссером. Возможно, если бы каждый день осаждали интересными предложениями, не успевала бы задумываться о будущем. Но поскольку в работе случаются перерывы, возникло желание заняться чем-то новым. Захотелось рассказывать свои истории, и год с небольшим назад я окончила Высшие режиссерские курсы.

Продюсер у меня есть, но надорвавшись на дипломной короткометражке, предпочту помолчать, поискать материал, чтобы прозвучал, зацепил. Пока такого сценария не нашла — решили писать сами. Сейчас в фаворе безудержное веселье, осмеяние всего. Наверное, смогу снять и такой фильм — залихватский, зубодробительный, модный, но все-таки предпочитаю истории с крепкой драматической основой.

Однажды задумалась: зачем люди идут в актерскую профессию? За славой, признанием, потому что любят находиться в центре внимания? Возможно, но все это не про меня. В моем случае профессия стала своеобразной психотерапией, помогла изучить себя, избавиться от комплексов, страхов, наладить контакт с внешним миром. Готовясь к роли, волей-неволей задаешься бесчисленным количеством вопросов и желаешь получить ответы, пытаешься найти мотивировки поступков не только персонажей, но и своих чувств и намерений. Разбираясь в героинях, я постоянно разбираюсь в себе.

Но вот почему тот или иной мужчина оказался с тобой рядом, наверное, только психолог может объяснить, да и то не всякий. Я была замужем дважды, но оба раза расставалась. С бывшими мужьями своими общаюсь, более того, мы сохраняем дружеские, теплые отношения. Опять же — детей вместе растим, а это веский повод дружить. Почему оба брака распались? Когда встаешь перед выбором: жить с мужчиной под одной крышей и скандалить каждый день или расстаться, но сохранить добрые отношения, — склоняешься ко второму варианту. Детям важно видеть, что между родителями мир, что относятся они друг к другу с уважением.

Почувствовала, что рутина затягивает в болото. В состоянии покоя находиться не могу, время от времени требуется все разрушить и начать заново
Фото: Валентин Блох

Когда родилась Глафира, мне было двадцать два и открылась истина — в детях весь смысл, а кто этого не знает и думает только о карьере — дураки беспросветные! Они слепы! Главное — вот это чудо в пеленках. Правда, едва дочке исполнилось три месяца, я вернулась в театр, начала репетировать новую пьесу. Однако Глашку далеко от себя не отпускала — няня приносила ее за кулисы и в перерывах я, кормящая мать, бежала к ребенку.

Дочь выросла и планировала пойти по моим стопам. Но у меня случился долгий период простоя в работе, как следствие — безденежье, и Глаша, уже старшеклассница, убедилась, насколько актерская жизнь нестабильна и социально не защищена. Мне даже не пришлось ее отговаривать — поступила в Плехановский университет на факультет бизнеса.

Четыре года назад на свет появилась Радамира. Вообще-то мы с мужем назвали ее Анфисой, но на следующий день он вернулся с работы и объявил, что дочка будет Радамирой. «Ну что ж, — подумала я, — Эльвира, Глафира, Радамира — звучит гармонично» и согласилась.

Благодарим мебельный салон «Мебеленд» за помощь в организации съемки.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: