7days.ru Полная версия сайта

Ляйсан Утяшева: «Драма — теперь не мое кино»

Дети — вселенные отдельные, они пришли со своими задачами. Для меня стало важным сейчас уважать не...

Ляйсан Утяшева
Фото: Филипп Гончаров
Читать на сайте 7days.ru

Дети — вселенные отдельные, они пришли со своими задачами. Для меня стало важным сейчас уважать не только своего мужа, но и детей.

К то жизнью бит, тот большего добьется.
Пуд соли съевший выше ценит мед.
Кто слезы лил, тот искренней смеется.
Кто умирал, тот знает, что живет!

Раньше я думала, что любовь и большое счастье действительно могут прийти к человеку только через страдания. Нужно съесть пуд соли, чтобы оценить вкус меда. Как своеобразная плата за пройденный путь.

Мне было лет пятнадцать-шестнадцать. Вся классическая литература из школьной программы говорила о боли, испытаниях и преодолениях, жертвенности героев. Тургенев, Достоевский, Лермонтов, Пастернак... Цитата, которую «Коллекция» предложила для обсуждения, с одной стороны, красивая. С другой же — у меня к Омару Хайяму неоднозначное отношение. В своих четверостишиях он пишет, что правильно, а что нет, восхваляя добродетель. В то же время сам вел очень спорный образ жизни, предаваясь плотским утехам, от которых так всех предостерегал в своей поэзии.

Конечно, в юности я, как и подавляющее большинство сверстников, считала: если уж любить, то на разрыв аорты! А если ровно и спокойно, то это точно не про любовь. Со временем в такой причинно-следственной связи я стала сомневаться.

Просто перестала в это верить, драма — теперь не мое кино. В какой-то момент, когда отпускаешь весь груз: боль, обиды — все то, что сковывает тебя, понимаешь, жизнь — она для радости и про радость. Не нужно страдать, чтобы быть счастливым! Нет никакой платы. Все это игры нашего воображения. Вкус жизни — это вкус настоящего. А настоящее — это друзья, любимые люди, детский смех, когда ты сама готовишь завтрак своим любимым детям и мужу. Не торопишься, не примеряешь на себя чужие образы и роли, а умеешь ценить то, что тебя сейчас окружает, и тех, кто рядом с тобой.

Ляйсан Утяшева
Фото: предоставлено пресс-службой Л. Утяшевой

Согласитесь, у каждого из нас всегда есть выбор. Иногда мы идем по жизни осознанно, иногда с «широко закрытыми» глазами — интуитивно. В четыре года, попав в мир художественной гимнастики вместо балета, я знала, что стану чемпионкой. Так и заявила маме, которая сомневалась в том, стоит ли отдавать дочку в спорт и лишать ребенка детства. Поэтому вопрос выбора у меня встал намного раньше, чем у сверстниц. Выбор между вкусным и диетическим, пойти гулять с друзьями или пропадать на тренировках часами, первое свидание или спортзал.

Не могу сказать, что была карьеристкой. Это больше про то, что у тебя в крови: если уж делать, то по максимуму и даже больше. И по-другому просто не можешь. Да, спорт учит преодолевать и бороться, проходить через боль. Но в первую очередь это всегда преодоление самого себя и собственных страхов. Ты не можешь обвинять тренера или судей в несправедливости, когда прекрасно знаешь, что именно ты не выполнила определенные элементы на ковре. А в следующем номере выступила блестяще и без единой помарки. Поэтому художественная гимнастика научила задавать вопросы самой себе, не разыгрывая ненужные драмы. Все по-честному: ты или сделала, или нет, справилась с волнением или не справилась. Все просто.

И в отношениях у меня тоже все просто, есть ключевой вопрос: любишь или нет? Я вообще позднего созревания, а еще, видимо, отразилось и воспитание в самых лучших восточных традициях. Неинтересно было размениваться на встречи и тусовки, когда чувств к кому-то не испытывала. Ради чего притворяться? Чтобы не быть одной? Я прекрасно помню это состояние одиночества. Когда красивая и нарядная возвращалась домой одна. Конечно, были и слезы, и терзания. Но внутренний голос всегда подсказывал, что еще не время. Уже сейчас понимаю, что и это было нужным периодом в моей жизни — чтобы лучше себя узнать, изучить, понять.

Я прекрасно помню состояние одиночества. Когда красивая и нарядная возвращалась домой одна. Конечно, были и слезы, и терзания
Фото: Филипп Гончаров

Впервые я задумалась об отношениях ближе к двадцати годам, после чудовищной травмы и последующей реабилитации. Когда боль вырывает тебя из привычного ритма жизни и рушит все планы и цели, первыми приходят злость и обида. Ни на кого-то, а в целом из-за ситуации. Как же так, почему не можешь ни на что повлиять?! Кажется, все тянется чудовищно медленно. Вот твои подруги с цветами уже возвращаются со свиданий, а ты не то что каблуки надеть, а не понимаешь, сможешь ли вообще нормально ходить. Впервые не знаешь, что будет. Ведь до этого вся твоя жизнь была расписана по часам! И что делать дальше? Кто я, если не спортсменка и чемпионка? Знаете, сколько вопросов было?

Вместе с вопросами появились и новые вызовы самой себе. Сначала возвращение в спорт. Потом решение завершить карьеру и не поехать на Олимпийские игры. Пойти на телевидение, когда многие скептически смотрят на тебя: «Ну-ну, спортсмены и двух слов связать не могут». Да, нет опыта, но есть огромный драйв и упорство — учиться работать по телесуфлеру и в режиме прямого эфира.

А мое первое «Болеро» в 2007 году, когда Гедиминас Таранда пригласил в свою постановку! Театр «Новая опера». Премьера. Сцена. И Майя Плисецкая, мой кумир, сидит в зале. Волнения больше, чем на выступлении на чемпионате мира. И вот ее слова уже за сценой, когда она подошла и сказала: «Танцуй, тебе нужно танцевать. И никогда никого не слушай». Не передать, насколько эти слова ценны для меня до сих пор. Очень люблю этот классический спектакль, но в тот же период я поняла, что обязательно хочу сделать свою версию, рассказать именно о своей Героине.

Ляйсан Утяшева
Фото: предоставлено пресс-службой Л. Утяшевой

Мне всегда нужно идти дальше, изучать себя, окружающее пространство и разрушать стереотипы. Десять лет потребовалось, чтобы пройти путь от идеи до первого выхода на сцену. Десять лет, в которые были сомнения, поиск команды и своих людей в проекте. Наше Bolero — без богинь, пьедесталов и страз. Это не классическая постановка. История на языке нашего времени. Да, история о мужчине и женщине, об одиночестве и поиске себя. О циничности и настоящих поступках.

Где-то провокационно, но мы говорим на важные для каждого зрелого человека темы. О любви, о подлинных и мнимых, иллюзорных ценностях. О том, как не потерять себя, если вокруг все слишком громко и слишком много соблазнов. Мы исследуем мужскую и женскую природу, природу силы и страстей. И то, как любовь является той самой единственной поддержкой для человека, когда все остальные внешние точки опоры разрушены. Многие после первых показов писали, что мы создали для России совершенно новый формат — на стыке музыки, классического театра, перформанса и современного танца. Для меня это лучшая оценка того, что мы сделали нашей небольшой, но дружной командой.

Многие посчитали, что история Героини в Bolero — это про меня. Нет, мы создали емкий образ, собирательный, образ тех самых женщин, которые думают, какие они сильные, и демонстрируют это. Которые привыкли быть в центре внимания, привыкли манипулировать мужчинами, не доверяют им. Наша история про путь женщины к своему счастью. Даже если ждешь подвоха и никому не веришь, когда цинично относишься к любви и думаешь, что эта история уж точно не про тебя. Наше Bolero — гимн Женщине среди мужчин.

Ляйсан Утяшева
Фото: Филипп Гончаров
Мы не кричим на детей, а стараемся все проговаривать. Даже если при этом приходится выходить из комнаты, переводить дыхание и считать до десяти
Фото: предоставлено пресс-службой Л. Утяшевой

Моя Героиня проходит путь возвращения к себе. Думаю, каждый из нас его проходит. Вот и я в какой-то момент осознала, что мне всегда важна была семья. Вспомнила, как еще в детстве мечтала о хорошем муже, детях. А карьера, какой бы блистательной она ни была, это лишь одна из граней, но никак не вся твоя жизнь.

Что я ощущаю, играя свою Героиню на сцене? Такое чувство, будто множество электрических разрядов пронзает меня. Вот она, холодная и дерзкая, самоуверенная, расчетливая, приходит в клуб, чтобы утолить свои амбиции. Вокруг вьются мужчины, желая заполучить это тело. Героиня чувствует себя центром всеобщего внимания, она может повелевать и управлять. Но тут появляется тот, кто остается равнодушным к ее магии, не поддается на уловки. Он сам — мощный манипулятор. И она повелась, сгорая от желания во что бы то ни стало приручить и подчинить его себе...

Но впереди только тотальное одиночество, мир ее иллюзий рушится. И тот единственный оказывается не тем, с кем хочется прожить до конца своих дней. Для него важнее всего собственное эго. А действительно ее Мужчина все это время был рядом, оберегал и ждал, терпеливо ждал ее. Не выпячивая себя, без криков «Я тот самый, кто так тебе нужен!» Согласитесь, это собирательный образ из классических сюжетов. Зеркало многих историй про любовь, когда самое главное и ценное уже есть, но нам кажется, что это слишком просто, чтобы быть правдой. И мы отвлекаемся на ненужные отношения, проекты, встречи...

И все это я передаю своим танцем, сжигая на сцене собственный опыт одиночества и боли. Агония Героини — моя личная агония. На каждом спектакле я проживаю историю по-новому, происходящее на сцене больше, чем шоу, спектакль, танец, — это сама жизнь. Без прикрас. Без напыщенности и лоска. Это боль, которую нужно пережить, выплакать, проникнуть в самую ее сердцевину, только так можно найти возможность для изменений. А если пытаться игнорировать то, что происходит в твоей душе, вот тогда и появляются «глушилки»: алкоголь, наркотики, ненужные связи. У нас всегда есть выбор: принять свою боль и пытаться ее пережить либо игнорировать. Тут уж все зависит от силы воли каждого. Что, кстати, вполне сочетается с цитатой из Хайяма. Одни станут больше ценить мед, другие — провалятся глубже в бездну.

Ляйсан Утяшева
Фото: Филипп Гончаров

Душевное переживание обнажает скрытые в нас стороны. А кому нравится снимать маски, расставаться с иллюзиями? Это очень непросто — тотально довериться пространству, Вселенной, какие бы бури ни бушевали вокруг тебя. Непросто, но необходимо, только так мы можем достичь внутренней гармонии. Вот и моя Героиня в какой-то момент оказывается с зияющей дырой в душе, сняв с себя маски. Одна из них — Сильная женщина, другая — Страх, третья — Ожидание. За годы они приросли так, что под ними оказалась женщина без кожи, без защиты... Больно. Но только приняв боль, она увидела, что делала со своей жизнью раньше. Как потакала своим слабостям, разменивалась на ненужных людей. За колкостями и бравадой внешней силы она прятала в себе нежную, слабую, ранимую женщину, которая хотела лишь одного — любить. И которая так сильно боялась показать себя настоящую и позволить кому-то принять ее такой, какая она есть. В этом и состоят трансформация и преображение Героини, ее новые ценности и осознание себя в любви.

Кто она, Суперженщина, к которой мы все стремимся: идеальная фигура, красивое лицо, одежда, наличие достойного спутника жизни? Мне пишут много девушек и женщин, спрашивают совета: как достичь успеха, найти свою любовь, справиться с непростой жизненной ситуацией?

Вот у меня и родилась идея создать мотивационный курс в рамках нашего с Пашей онлайн-проекта «Сила Воли». И назвать его «Суперженщина». Для меня в первую очередь это та, кто любит и ценит себя. В которой много тепла, внутреннего сияния. Которая может быть любой — и сильной, и слабой, искренней, страстной, в чем-то жесткой. Но которая всегда знает, что мир, где она живет, начинается с нее. Если женщина полна любви, все вокруг нее процветает. Если наполнена болью — то одно ее присутствие уже может быть разрушительным для окружающих.

Ляйсан Утяшева
Фото: предоставлено пресс-службой Л. Утяшевой

Съемки видео для «Суперженщины» начались еще год назад и продолжаются по сей день. В какой-то момент задумалась: ведь у меня растет дочь и мне не все равно, что я ей передам, чему научу, в каком мире она будет жить. Статистика разводов в России впечатляет. И говорит о том, что парам сложно выстраивать партнерские отношения, каждый начинает тянуть одеяло на себя. Я не гуру, каждый случай всегда индивидуален. Поэтому и к проекту привлекаю лучших психологов, сексологов, специалистов по каждой теме. Делюсь, конечно, своим опытом, тем, что сама проживаю в отношениях, не пересказываю чьи-то лекции и книги.

Вот многие мечтают выйти замуж. Окей, а дальше-то что?! Семья — это действительно ежедневная работа. И в первую очередь над самим собой. Умение вести диалог, слышать своего партнера, не ждать, а самому делиться первым. Наши близкие люди — лучший тренажер для безусловной любви.

Появляются дети, и мы сразу начинаем ожидать от них каких-то результатов и достижений. Вот тут для меня зажигается сигнал «стоп». Дети — вселенные отдельные, они пришли со своими задачами. Для меня стало важным сейчас слышать и уважать не только своего мужа, но и детей. Важно давать возможность для развития, но никак не диктовать и не лишать их силы самим выстраивать свои отношения. Получать свой опыт, познавать неудачи и приходить к маленьким-большим победам.

Ляйсан Утяшева
Фото: Филипп Гончаров

Все соответственно возрасту! Не нужно ничего придумывать, достаточно наблюдать. Например, как ребенок учится ходить? Он ползает, потом пытается вставать, ищет опору, падает. Опять встает. И если находясь с ним рядом, не охать и ахать, боясь, как бы дитятко не ударилось, все пройдет как надо. Ведь наши страхи дети моментально считывают! Мне кажется, что родительская улыбка и подбадривание при неудачных опытах — как раз та поддержка, которая поможет ребенку подняться и идти дальше без страха упасть.

В нашей семье классический подход к воспитанию. Стараемся не баловать, не задаривать подарками, любому гаджету предпочитаем совместные игры, прогулки, разговоры. У нас есть одно железное правило: мы не кричим на детей, а стараемся все проговаривать. Даже если при этом приходится выходить из комнаты, переводить дыхание и считать до десяти. Самое лучшее, что мы можем дать детям, — это быть рядом. И испытывать счастье в этот самый момент. Счастье, знаете ли, заразительно.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: