7days.ru Полная версия сайта

«Красная мельница» веселья

Заметив среди гостей у сцены наследника британского престола, бесшабашная Ла Гулю крикнула: «С тебя...

«Мулен Руж»
Фото: Ianni Dimitrov Pictures/Alamy Stock Photo/ТАСС
Читать на сайте 7days.ru

Заметив среди гостей у сцены наследника британского престола, бесшабашная Ла Гулю крикнула: «С тебя шампанское, Уэльский!» И затем в лихом канкане эффектно сбила носком туфельки цилиндр с его головы. На другой день, согласно легенде, принц прислал «королеве кабаре» ящик игристого напитка...

Февральской ночью 1893 года Тулуз-Лотрек, как обычно, отправился в «Мулен Руж». Одна из танцовщиц — Нини по прозвищу Лапки Кверху — встретила у дверей, схватила за руку и радостно защебетала:

— О, Анри, почему тебя не было вчера на бале студентов художественных училищ? Ты пропустил такой скандал! Молодые живописцы притащили и своих подружек. Две из них — Манон Лавиль и Сара Браун — изрядно захмелев, начали раздеваться под музыку прямо на столе! А что с них взять — натурщицы. Им не привыкать обнажаться перед мужчинами.

— И чем же все закончилось? — поинтересовался Лотрек.

— Ты не поверишь, посетители возмутились и вызвали полицию. Красоткам выписали штраф. А мсье Оллер и мсье Зидлер ужасно ругались и объясняли, что у них приличное заведение.

С трудом отделавшись от надоедливой Нини, Лотрек вошел в освещенный зал, где уже царил вихрь бешеных эмоций, гремела музыка, хлопали пробки от шампанского и безудержный канкан сводил публику с ума. Танцовщицы задирали батистовые юбки, на каждую из которых уходило почти шестьдесят метров английского кружева, и обнажали стройные ножки в черных чулках с пикантными красными подвязками, улыбаясь и строя глазки мужчинам. Те стонали в экстазе и швыряли на сцену банкноты...

Кабаре было типично французским изобретением. Своим появлением оно обязано Наполеону III, запретившему шансонье распевать песенки на парижских улицах. Тогда и начали открываться первые ночные заведения — кабаре (от французского cabaret — кабачок), ставшие приютом для музыкантов, танцоров, фокусников.

Отцы-основатели «Мулен Руж» были личностями незаурядными
Фото: Mary Evans Picture Library/Grenville Collins P/ТАСС

Весной 1889 года Париж жил в предвкушении грандиозного события: открытия IV Всемирной выставки. Знаменитому организатору парижских развлечений Жозефу Оллеру и его компаньону Шарлю Зидлеру пришла в голову мысль обогатиться на туристах, устремившихся в Париж поглазеть на чудеса, главное из которых — железная башня инженера Эйфеля. Ловкие предприниматели купили у подножия Монмартра обветшалый концертный зал «Белая королева» и перестроили его под ночное кабаре.

Его отцы-основатели были личностями незаурядными. Каталонец Жозеф Оллер, респектабельный седовласый господин с аккуратной бородкой и в неизменном котелке, слыл любителем петушиных боев и гонок, а также изобретателем тотализатора. Он владел несколькими театрами, «Новым цирком», «Русскими горками» и концертным залом «Олимпия». Ворчливый краснолицый Зидлер с седыми бакенбардами был его полной противоположностью. Старожил Парижа, начавший карьеру мойщиком кож, он умудрился стать успешным антрепренером, и это несмотря на то, что постоянно пребывал в полупьяном состоянии.

«Но чем заманить в новое заведение толстосумов?» — гадали компаньоны. Ведь неподалеку — уже раскрученное кабаре «Элизе-Монмартр». До середины XIX века высокий холм с одноименным названием, известный своими виноградниками и мельницами, оставался окраиной Парижа, однако сельская идиллия потихоньку уходила в прошлое. Монмартр застраивался. Здесь можно было дешево снять мансарду или студию, поэтому его облюбовала богема — художники, поэты, актеры.

Приятель и собутыльник Лотрека художник Адольф Вийетт предложил водрузить над входом декорацию ветряной мельницы и выкрасить ее в красный цвет, намекая на располагавшийся поблизости квартал красных фонарей. Мельница и дала название новому заведению: «Мулен Руж», в буквальном переводе с французского — «Красная мельница».

Каталонец Жозеф Оллер владел несколькими театрами, «Новым цирком», «Русскими горками» и концертным залом «Олимпия»
Фото: Vostock photo
Ворчливый Зидлер, начавший карьеру мойщиком кож, стал успешным антрепренером
Фото: Historic Images/Alamy Stock Photo/ТАСС

В саду рядом с летней эстрадой установили гигантскую гипсовую статую слона, перевезенную из павильонов Всемирной выставки. Винтовая лестница в его ноге вела наверх, к полому чреву, в котором располагались курительные комнаты и отдельные диванные со столиками, где мужчины могли, потягивая абсент и покуривая опиум, глазеть на танцующих красоток. Блеск и шарм заведению добавлял эффектный дизайн: просторный танцзал поражал буйством красок алых плюшевых диванов и бархатных занавесей. Помещение ярко освещалось огнями рампы, люстрами и светильниками в виде стеклянных шаров.

Главной же изюминкой, которой хозяева рассчитывали привлечь публику, должен был стать набиравший популярность канкан. Зародившись в бедных кварталах Парижа в начале XIX века, он стал фривольным вариантом кадрили, которую отплясывал рабочий люд на праздниках. Изначально его так и именовали — «натуральная кадриль». Танец отличался зажигательными телодвижениями, озорным настроением — женский смех и визг были обязательным дополнением — и ускоряющимся с каждой минутой темпом.

Некий англичанин по имени Чарльз Мортон, впечатлившись безудержными плясками местных красоток, назвал это безобразие канканом, что в переводе с французского означает «шум, гам». В приличном обществе канкан считался зрелищем неподобающим, а вот для кафешантанов, опереток и кабаре — в самый раз.

Крылья «Красной мельницы» на бульваре Клиши завертелись шестого октября 1889 года, и совсем скоро новое кабаре стало сердцем ночного Парижа.

Вечерами в зале было не протолкнуться — самая разнообразная публика собиралась посмотреть на ярких танцовщиц, которых Шарль Зидлер переманил из соседних кабаре. Веселье и порок манили нищую богему, состоятельных буржуа и светских снобов. Аристократы жаждали запретных удовольствий, кокотки высматривали любовников побогаче, художники — моделей для своих картин.

Вечерами в зале было не протолкнуться — публика собиралась посмотреть на ярких танцовщиц, которых Зидлер переманил из соседних кабаре. Кадр из фильма «Французский канкан»
Фото: Ronald Grant Archive/Mary Evans Picture Library/East News

На взмахи ножек разбитных девиц приходили полюбоваться и знаменитости: писатели Оскар Уайльд и Тристан Бернар, художники Жорж Сёра, Пьер Боннар и Пабло Пикассо. Не устояли перед соблазном заглянуть в «Красную мельницу» и венценосные особы: бельгийский король Леопольд II и принц Уэльский, будущий король Великобритании Эдуард VII. Кто же мог знать, что визит последнего закончится столь пикантно?

Лотрек просиживал в «Мельнице» часами. С того самого вечера, когда кабаре открылось, он стал его завсегдатаем. Здесь у Анри имелся постоянный столик. Танцовщицы в атласных корсажах, зрители, с жадностью наблюдавшие за их взлетающими юбками и дразнящими движениями ног в черных чулках — атмосфера праздника, раскованности и соблазна пришлась ему по душе. Обыкновенно он появлялся в «Красной мельнице» в сопровождении кузена — доктора Габриэля Тапье де Селейрана.

Вдвоем они составляли весьма комичную пару: худощавый долговязый Тапье и коротышка Анри, чей рост составлял метр пятьдесят четыре сантиметра. Его массивное туловище с большой головой и толстыми губами будто насадили на короткие хилые ножки. Но здесь, на Монмартре, в компании друзей и объятиях танцовщиц «Мулен Руж» он не чувствовал себя изгоем.

С карандашом в руках художник сидел за столиком и потягивая абсент, делал зарисовки, запечатлевая жизнь ночного Парижа и ее персонажей. Его гениальные наброски, портреты, шаржи и карикатуры прославили «Мулен Руж». Мало кто догадывался, что этот смешной маленький человечек в пенсне — потомок древнего аристократического рода и что его полное имя — граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа. Виконты Лотреки и Монфа состояли в отдаленном родстве с королем Ричардом Львиное Сердце, а графы Тулузские владели когда-то всем югом Франции.

Самой яркой звездой кабаре была Ла Гулю. То, что она вытворяла на сцене, не поддавалось описанию. Фото репродукции картины А. Тулуз-Лотрека «Ла Гулю у входа в Мулен Руж». 1891—1892 г. Музей современного искусства. Нью-Йорк
Фото: ART Collection/Alamy Stock Photo/ТАСС

Сегодня, сдвинув котелок на затылок, он в одиночестве потягивал абсент. Чтобы модный напиток «Зеленая фея», как прозвала абсент богема, был всегда под рукой, Лотрек заказал полую трость с отвинчивающейся ручкой, куда его и заливал. Вечер плавно перетек в ночь, когда на сцену выскочила самая яркая звезда «Мулен Руж» Ла Гулю и устроила бешеный галоп. Вспенивая нижние юбки, она бесстыдно вскидывала ножки, возбуждая публику демонстрацией кружевных панталон. «Выше, Ла Гулю, выше!» — подзадоривали поклонники.

Анри схватил карандаш, пытаясь скупыми штрихами передать ее движения и выражение капризного личика. Когда-то он был без ума от этой огненно-рыжей шумной, страстной малышки. «Боже, как вульгарна, но как чувственна!» — восклицал Лотрек. То, что она вытворяла на сцене, не поддавалось описанию.

Под занавес Ла Гулю проделала свой фирменный трюк: подобрав юбки, закружилась на месте с высоко задранной к потолку ногой, схватила себя за пятку и с душераздирающим криком упала на шпагат. Зал заревел от восторга, а Ла Гулю, вильнув напоследок бедрами и не поклонившись публике, спустилась вниз, присела за чей-то столик и по привычке поинтересовалась: «Не угостите даму?» Она любила поесть и выпить за счет клиентов, оттого получила не слишком благозвучное прозвище Обжора.

Славу «Мулен Руж» создавали его танцовщицы, каждую из которых публика знала по сценическому псевдониму: Рэйон д’Ор — Золотой Лучик, Нини Пат-ан-л’Эр — Нини Лапки Кверху, Джейн Авриль — Динамит и конечно же она, прима, экстравагантная Луиза Жозефина Вебер, или Ла Гулю.

Луиза родилась в бедной еврейской семье выходцев из Эльзаса. Мать держала прачечную, но перспектива возиться весь век в тазу с грязным бельем девушку не привлекала — она грезила танцами и иногда выступала в пригороде. Ей повезло попасться на глаза Огюсту Ренуару, который пригласил ее в качестве модели для картины «Танец в городе» и ввел в круг парижской богемы.

Анри Тулуз-Лотрек
Фото: Vostock photo

Она охотно позировала обнаженной и снималась ню в студии фотографа Дельме. Параллельно с этим Луиза брала уроки танцев у знаменитой Селесты Могадор, танцовщицы, придумавшей для канкана все эти шпагаты, выбросы, взмахи. Ее приметил Жозеф Оллер, и вскоре она стала одной из лучших танцовщиц его кабаре.

Партнером Ла Гулю и самым известным мужчиной-канканистом был Жюль Этьен Эдм Реноден, прозванный Валантен ле Дезоссе — Валентин Бескостный. Он страдал от гиперэластичности суставов, но физический недостаток сумел обратить в достоинство. Будучи совершенно пластилиновым, мог изгибаться как змея и выполнять любые трюки. Высокая худая фигура Валентина, неизменный черный цилиндр и непроницаемо мрачное лицо выгодно оттеняли взрывной танец его партнерши. Происходил Бескостный из семьи виноторговцев, зарабатывал на жизнь, помогая брату-адвокату. Плату за выступления в «Мулен Руж» принимать отказывался, объясняя тем, что танцует исключительно ради удовольствия.

Танец был смыслом жизни Жанны Луизы Бодон. В «Мулен Руж» она быстро стала звездой. Сценический псевдоним Джейн Авриль ей придумал друг Оскара Уайльда. Для ее дебюта в «Жарден де Пари» Анри сделал афишу
Фото: Historic Images/Alamy Stock Photo/ТАСС
Фото репродукции литографии постера А. Тулуз-Лотрека «Jane Avril at the Jardin de Paris». 1893 г.
Фото: The Stapleton Collection/Bridgeman Images

Первую афишу, объявлявшую об открытии нового кабаре, владельцы заказали Жюлю Шере, непревзойденному мастеру рекламы. Однако узрев на плакате порхающего Пьеро и слащавых ангелочков, владельцы «Красной мельницы» потеряли дар речи. Им хотелось чего-то более современного, эффектного, вызывающего. Перед началом нового сезона обратились к Лотреку, пожелав видеть на афише своих звезд — Валентина Бескостного и Ла Гулю «в самый разгар искрометной кадрили».

Анри активно стремился покорить публику и не упускал любой возможности показать свои работы, а реклама давно превратила улицы европейских городов в выставочные залы. Париж пестрел яркими афишами, назойливо трубящими о достоинствах мексиканского шоколада, зубной пасты доктора Пьера, велосипедов фабрики «Комио» и шин «Мишлен». И он принялся за работу...

Партнером Ла Гулю и самым известным мужчиной-канканистом был Жюль Этьен Эдм Реноден, прозванный Валантен ле Дезоссе — Валентин Бескостный. Фото репродукции картины А. Тулуз-Лотрека «Танец в Мулен Руж». 1890 г. Филадельфийский художественный музей
Фото: PAINTING/Alamy Stock Photo/ТАСС

Но неожиданно закапризничала Ла Гулю.

— Я стала известна и без этого карикатуриста в шляпе, — заявила она.

— И все-таки, милочка, тебе придется делать то, что скажет мсье Анри, — сухо пресек ее возмущение старик Зидлер.

И «звезда канкана» отправилась на улицу Турлак, где размещалась студия художника. Лотрек работал увлеченно, делал углем эскиз за эскизом, искал цвет, подбирал детали. Нетерпеливая Ла Гулю ерзала на стуле, выглядывала в окно, пялилась в потолок, давая понять, что умирает от скуки. Заметив рядом с мольбертом батарею бутылок, вдруг оживилась:

— Да у тебя здесь целый бар!

— Я могу пить без опаски, невысоко падать, — усмехнулся Анри.

На сей раз хозяева «Мулен Руж» попали в точку. Оказалось, Лотрек просто создан для рекламного плаката. Минимальными выразительными средствами он набросал гротескный мир кабаре — арабеску из голов зрителей, провоцирующую позу Ла Гулю, серый силуэт Бескостного на переднем плане и как бы случайно попавший в «кадр» взлетающий подол желтого платья какой-то танцовщицы.

Первая же афиша сделала его знаменитым. Развешанная по всему городу, расклеенная на фиакрах, разъезжающих по улицам, она произвела фурор. Толпы любопытных старались расшифровать неразборчивую подпись художника: Отрек? Лотрек? На следующий день об авторе судачил весь Париж. Прохожие срывали плакаты с Ла Гулю с тумб, покупали у расклейщиков, а желающих увидеть канкан появилось столько, что кабаре не смогло вместить всех.

На рассвете хмельной Лотрек вышел из «Мулен Руж» на пустынную улицу, подозвал извозчика, но тут заметил Джейн Авриль. Кутаясь в уютное манто, танцовщица натягивала перчатки. «Жанна! — он предпочитал называть ее на французский манер. — Ты, как всегда, неподражаема. Слушай, у меня завтра гости. Без тебя не обойдусь».

Тулуз-Лотрек работает над картиной «Танец в Мулен Руж».
Фото: The Picture Art Collection/Alamy Stock Photo/ТАСС

Джейн нисколько не удивилась — они с Анри были большими друзьями, часто обедали в кабачке Латюиля на авеню де Клиши или в кабаре Брюана, вместе бывали в «Комеди Франсез» и «Театре либр». Ценя талант Лотрека, девушка охотно соглашалась ему позировать и нередко играла в мастерской роль хозяйки. Жанна знала, что Анри питает страсть к изысканной кухне. Мать — графиня — каждую неделю присылала сыну посылку с продуктами, и по пятницам художник устраивал для друзей званые обеды.

Он сам колдовал на кухне и подавал блюда, нарядившись то самураем, то танцовщицей фламенко. Хозяин угощал гостей перепелками в золе, дроздами в можжевельнике, диким лесным голубем с оливками, а также коктейлями собственного приготовления. Один из них — смесь коньяка с абсентом — получился таким будоражащим, что был прозван «Землетрясением».

— Конечно, Анри, приду и помогу, — улыбнулась Жанна. — Но и у меня есть просьба.

— Да, дорогая, все что угодно.

— Для дебюта в «Жарден де Пари» мне понадобится афиша...

— Считай, что она уже на тумбе.

Афиша получилась роскошной. На переднем плане Лотрек изобразил гриф контрабаса, а за ним — изящную фигурку танцовщицы. Стройной ножкой в черном чулке она эффектно вскидывала нижние юбки.

Танец был смыслом жизни Жанны Луизы Бодон. Незаконнорожденная дочь итальянского аристократа и дамы полусвета, в шестнадцать лет она сбежала из дома, с тех пор зарабатывала на жизнь сама и придя в «Мулен Руж», быстро стала звездой. Танцевала, кстати, без партнера. Сценический псевдоним на английский манер — Джейн Авриль — ей придумал Роберт Шерард, друг Оскара Уайльда.

Утонченная Жанна совсем не вписывалась в общество разбитных девиц «Мулен Руж» — дочерей торговок и прачек. Она была натурой глубокой, наделенной особым аристократизмом. Разбиралась в искусстве, обладала безупречным вкусом, отличалась мягкостью и женственностью. Товарки ее не любили, Лотрек же искренне ею восхищался. Обычно насмешливый и иронично-дерзкий, с ней он становился застенчиво-нежным. И без конца ее рисовал. Художнику нравились грустное лицо «падшего ангела» и отрешенные бирюзовые глаза.

В саду «Мулен Руж», 1900 год
Фото: The Print Collector/Hulton Archive/Getty Images

Одной из его новых моделей стала кафешантанная певица Иветта Гильбер. Дочь старьевщика и шляпницы мечтала блистать на сцене. При поддержке Шарля Зидлера, обладавшего нюхом на таланты, Иветта получила ангажемент в «Мулен Руж». Сам Марсель Пруст упомянул о ее дебюте в колонке светской хроники журнала Le Mensuel.

Каждый вечер толпы поклонников собирались на Монмартре, чтобы послушать ее юмористические, не всегда пристойные песенки. Лотрек был покорен ее «профилем озорного лебедя-шутника» и знаменитыми черными перчатками и не пропускал ни одного выступления, сделав целую серию гротескных набросков.

Жизнь на Монмартре неслась каруселью, и Лотрек по-прежнему пропадал в «Мулен Руж», правда там уже не было Ла Гулю: красота примы быстро увяла и она покинула заведение. Анри часто дремал, примостившись на диване в зале, и все реже доставал альбом. Как-то заметил за столиком Оскара Уайльда. Художник познакомился с ним в Лондоне и был околдован парадоксальной личностью и странной наружностью писателя: размытыми чертами, очень светлыми глазами и густой шевелюрой.

Однако писатель высокомерно отказался позировать, и Анри написал его карикатурное подобие: обрюзгшую рыжеволосую тушу в голубом фраке с губками бантиком. Английский сноб и денди не простил этого Лотреку. Они даже не раскланивались, когда встречались в «Мельнице». Однако сегодня что-то заставило Анри подойти к Уайльду.

— Единственный способ отделаться от искушения — поддаться ему, — невесело заметил мастер афоризмов и пододвинул художнику пустой стакан.

— Конечно, не следует пить много, но делать это надо часто, — отозвался остроумный Лотрек и плеснул туда из трости абсента.

Вскоре Уайльда не станет. Не пройдет и года после этого, как покинет Париж и тридцатишестилетний Анри — отправится умирать в родовое поместье Шато де Мальроме близ Бордо.

Вот уже сто тридцать лет крутится «Красная мельница», и главным элементом красочного шоу остается зажигательный канкан
Фото: S. DE SAKUTIN/AFP/East News

Теперь уже сумасшедшие ночи «Мулен Руж» продолжались без Лотрека. В начале ХХ века сюда стали часто наведываться русские — офицеры, художники, поэты. В одном из писем Блоку Андрей Белый упоминал об атмосфере, царившей в кабаре: «Сумасшедший бред из перьев, вульгарно накрашенных губ, черных и синих ресниц. Голые ноги, бедра, руки и груди обрушились на меня кроваво-красной пеной полупрозрачной одежды».

В 1915 году здание погибло от пожара. По легенде, его сжег ревнивец, влюбившийся в танцовщицу. «Мельница» открылась вновь только спустя шесть лет, но теперь здесь ставили оперетты и музыкальные ревю. На подмостках блистала эксцентричная Черная Венера — темнокожая Жозефина Бейкер. Она обладала пластикой экзотического животного и на сцене появлялась почти обнаженной — ее украшали лишь боа из перьев, нитка жемчуга и «банановая» юбочка на бедрах.

Именно в исполнении Жозефины парижане впервые увидели чарльстон. Затем в «Красной мельнице» зазвучали голоса знаменитых шансонье Шарля Трене, Мориса Шевалье и начинающего артистическую карьеру Жана Габена — тогда он пел в оперетках. Габен и Шевалье были знакомы с Ла Гулю — растолстевшая и одутловатая, она торговала каштанами и сигаретами неподалеку. Они приглашали ее вновь подняться на сцену «Мулен Руж», но показаться публике в таком виде бывшая «королева Монмартра» не решилась.

Новое время диктовало новые правила игры: «Мельница» распрощалась с фривольным духом рубежа веков и превратилась в респектабельную концертную площадку. В шестидесятые придумали очередную изюминку — каждая знаменитость, зашедшая в культовое место отдохнуть, должна была выйти на сцену и отработать номер. Посетители «Мулен Руж» рукоплескали Иву Монтану, Шарлю Азнавуру, Фрэнку Синатре, Лайзе Миннелли, Элтону Джону, Элле Фицджеральд, Михаилу Барышникову.

В 2001-м на экраны вышел мюзикл «Мулен Руж» База Лурмана с Николь Кидман в главной роли. Случилось это как нельзя кстати: популярность кабаре несколько снизилась
Фото: Entertainment Pictures/Alamy Stock Photo/ТАСС

В тот же период в «Мулен Руж» появился еще один зал — там разместили прекрасно оснащенную кухню. Это позволило создать новый формат кабаре «шоу+ужин», распространившийся потом повсеместно.

В наши дни шеф-повар Давид Ле Келлек предлагает посетителям блюда высокой французской кухни: фуа-гра с желе из дыни с бузиной, рагу из ракообразных, сюпрем ландской курицы, спинку трески, маринованную в сладком рисовом вине, блинчики с лаймовым соусом... И все это под традиционное шампанское. В год гости кабаре выпивают более двухсот сорока тысяч бутылок «пенного напитка».

Знаменитое кабаре не раз служило источником вдохновения для кинематографистов. Первый фильм о «Красной мельнице» сняли в 1928-м, затем последовали варианты 1934, 1940, 1944 и 1952 годов. В 1954-м появился «Французский канкан» Жана Ренуара. Стареющего импресарио в картине сыграл Жан Габен. В 2001 году на экраны вышел мюзикл «Мулен Руж» База Лурмана с Николь Кидман в главной роли. Случилось это как нельзя кстати: популярность кабаре несколько снизилась. История любви бедного поэта и танцовщицы-куртизанки на фоне зажигательных песен и танцев получила признание у зрителей и вновь всколыхнула интерес к легендарному заведению.

Вот уже сто тридцать лет крутится «Красная мельница», благополучно пережившая катастрофический пожар, две мировые войны, череду экономических кризисов. По-прежнему на зрителей лавиной обрушивается музыка, фейерверк эмоций захлестывает... И главным элементом красочного шоу остается зажигательный канкан. Восемь минут под музыку Жака Оффенбаха красотки легко и ритмично поднимают ноги тридцать два раза в минуту, падая одна за другой на шпагат, сопровождая все это фирменным визгом, а иногда по традиции сбивая шляпу с незадачливого зрителя в первом ряду...

Подпишись на наш канал в Telegram