7days.ru Полная версия сайта

Татьяна Веденеева: «Благодарна за все чудеса, которые со мной происходили»

Любимица детей Советского Союза тетя Таня назначила встречу в «Школе современной пьесы», где играет...

Фото: из архива Т. Веденеевой
Читать на сайте 7days.ru

Любимица детей Советского Союза тетя Таня назначила встречу в «Школе современной пьесы», где играет уже десять лет. Она не побоялась вернуться к актерскому ремеслу, притом что со студенческих времен не выходила на театральную сцену.

—Татьяна, вижу, в гримерке вы не одна...

— Элли мне подарили в прошлом году. Снимали передачу, посвященную Татьяниному дню, и вдруг прямо в эфире Георгий Мартиросян вручает корзинку, в которой сидит это трясущееся существо, щенок йорка. Понятия не имею, почему Георгий сделал такой подарок, мы не близкие друзья и даже не так чтобы очень хорошо знакомы. А может, это вовсе не он подарил, а кто-то передал? В прилагаемой метрике значилось, что ее зовут «Нюша из Кунцево». Я подумала: какая-то бандитская кличка — кстати, собачка на нее даже не откликалась. После съемки хотела отдать подарок обратно, но Мартиросян незаметно исчез, и с того дня я его не видела.

Решила: верну завтра. Всегда считала, что собаку нужно выбирать самой, должна произойти химия, любовь с первого взгляда...

Питомцы в моем доме жили практически всегда. Первым еще в восьмидесятые появился Тихон. Котенка принес первый муж — Валерий купил его на Птичьем рынке за три рубля. Крошечный полосатый комочек вырос почти в тигра, весил пятнадцать килограммов!

Муж был художником. Мы жили в маленькой квартире, посреди единственной комнаты стоял стол, заваленный красками, кисточками, холстами, всякими баночками... По ночам кот прыгал на стол и принимался катать все эти банки, краски... А потом соскакивал, бросался на тапочки и жестоко с ними воевал. У Тихона оказался сильно развит охотничий инстинкт. Так проходила каждая ночь. Мы ругали его, закрывали на кухне, но кот и там находил на что поохотиться, поэтому все по-прежнему гремело и громыхало...

Стоило на подоконник сесть голубю, полосатый мчался ловить добычу. Четыре раза вываливался из окна, а у нас четвертый этаж. Я ставила сетки, были такие уродливые пластиковые, зеленого цвета. Не помогало, Тихон ухитрялся раздирать их когтями... После очередного падения кота не стало. Я рыдала несколько дней и твердо решила, что никаких животных в доме больше не будет, слишком тяжело их терять.

Но вышло иначе. Подруга, редактор с телевидения Ольга Молчанова, упрашивала меня продать купленный в командировке за границей костюм, который был мне немного великоват. У нас тогда в продаже ведь ничего приличного не было, мы шили платья из занавесок! Я, конечно, расставаться с костюмом не хотела. Оля однажды пришла ко мне с котенком и сказала: «Ну раз не хочешь продавать, давай поменяемся!»

Это был котенок шоколадного цвета! Олина белая персидская кошка недавно родила, трое получились белыми, а четвертый почему-то цвета горького шоколада — видимо, в папу... И с огромными апельсиновыми глазами. Я, конечно, не могла устоять. Страшно породистого малыша по документам звали Олли Сенди Эльсинор. По характеру он оказался полной противоположностью Тихону — почти все время лежал на диване, мы его называли диванной подушкой. Никакая охота его не интересовала. Но если Тихон в туалет, извините, ходил в унитаз, бывают такие умные коты, то Сендик — куда попало. Однажды достала через знакомых по жуткому блату сапоги нежнейшего персикового цвета, кот их сразу пометил. Я отмывала-отмывала, но желтые разводы остались навсегда. Однако избавиться от Сендика даже в голову не приходило.

О телевидении я точно не мечтала. Но увидев объявление, что требуются дикторы, почему-то пошла на конкурс. Из огромного числа претендентов взяли четверых, включая меня. С «соведущими» по программе «Спокойной ночи, малыши!» Филей и Хрюшей
Фото: из архива Т. Веденеевой

Он прожил у меня лет десять. Я успела развестись с первым мужем и выйти за второго, нам предстояло надолго уехать за границу по работе, и везти с собой кота в чужую страну не рискнула. Отдала его подруге — художнику-модельеру Тане Романюк. Таня жила с мамой. В их доме Сендик внезапно проявил джентльменские качества: полночи спал с мамой, потом перебирался к Тане. То есть обеим женщинам уделял внимание поровну.

Ну а мы с мужем жили во Франции. Юра собачник, и у нас появилась сначала Гера, йорк итальянских кровей. По характеру добрая, но абсолютный синий чулок. Однако был в этой крохе какой-то немыслимый женский магнетизм: стоило выйти с ней на прогулку, сбегались все кобели округи. При этом взаимностью Гера никому не отвечала, рычала, и стоило очередному хвостатому кавалеру приблизиться, кусала за нос. А вот людей любила, особенно нравились мужчины. Держу ее на руках в аэропорту, она вся в бантиках, тут мимо проходит объект ее внимания. Гера сворачивает голову и говорит «Мур-р-р...» — реально умела мурлыкать! И строила глазки, оказывается, собаки тоже умеют. В самолете тогда не требовалось заключать маленьких животных в клетки, и она желала посидеть на коленях у всех мужчин на соседних креслах — и помурлыкать конечно.

Чуть позже Юра завел двух родезийских риджбеков. Имена были длинные и сложные, мы называли их Аскир и Бижу. Вид они имели довольно свирепый, но существами были добрейшими и очень умными. Аскиру страшно нравилась Гера — прямо слюни пускал, когда ее видел. Она же его игнорировала. Но однажды Гера влюбилась! Меня пригласили в жюри программы Михаила Ширвиндта дог-шоу «Я и моя собака». И я, конечно же, взяла нашу малышку с собой. Одной из участников программы была овчарка, парень по кличке Зорро. И что вы думаете? Гера, которая других собак всю жизнь хватала за нос, увидев его, подняла переднюю лапу и стала ею махать, будто приветствуя... А потом принялась вздыхать и попискивать. В перерыве мы подошли к этому Зорро, Гера вся прямо извелась — а он на нее ноль внимания!

«Вот видишь, — говорю, — ото всех нос воротишь, но некоторые воротят нос от тебя... У людей так тоже бывает». Она снова заохала — то ли сочувствующе, то ли жалуясь...

Что же касается подарка Мартиросяна... Не переставая дрожать, собачка смотрела умоляюще, будто говорила: «Не отдавай меня!» Разглядев «Нюшу» поближе, я обнаружила, что она хромает на одну лапу. Утром поехали к ветеринару, тот предположил, что, возможно, щенка уронили. Мне стало ее жалко еще больше.

Ветеринар сказал:

— Оставляйте! — начал выписывать паспорт и вдруг произнес: — Десятое июля.

— В смысле? — удивилась я.

На роль Геро в комедию «Много шума из ничего» пригласили, потому что я выглядела «как настоящая девушка Ренессанса», довольно упитанной. С Борисом Ивановым
Фото: Мосфильм-инфо

— Это день ее рождения, так в метрике написано.

Я поразилась — ведь у меня самой день рождения десятого июля. Подумала: видимо, судьба была нам встретиться... И песик остался у меня.

В соцсетях сообщила, что выбираю собачке имя, ведь на Нюшу она так и не откликалась. Добрые люди стали предлагать разные варианты, один мужчина написал: «А назовите Донной Розой, как персонажа Александра Калягина в знаменитом фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!».

Посмотрела я на бывшую «Нюшу», посмеялась и подумала: никакая она, конечно, не Донна и даже не Роза. Но ведь я могу назвать ее именем своей героини из этого фильма! И она стала Элли, кличка, мне кажется, ей очень подходит. Элличка очень ласковая, всех обожает: женщин, мужчин, собак на улице. И никогда не будит меня по утрам!

— Аббревиатура ваших имени и фамилии — ТВ — тоже однажды чудесным образом совпала с родом будущей деятельности. Как тут не поверить в знаки судьбы?

— Я верю в судьбу. В юности не раз возникало почти физическое ощущение, будто надо мной открыта как бы форточка и кто-то сверху наблюдает. С одной стороны, немножко страшновато. А с другой — давало ощущение безопасности: казалось, этот кто-то «из форточки» исполнит любое желание. Через много лет, уже в Москве, рассказала кому-то из знакомых про «форточку», так на меня смотрели как на сумасшедшую. Больше ни с кем не откровенничала на эту тему.

Почему-то абсолютно была убеждена, что стану знаменитой. Откуда столь наглая уверенность? Ведь я из обычной семьи, родилась в Волгограде. Строгие родители никуда не пускали, например ни разу в жизни не была на танцах. Отец убил бы, если б узнал, что я на танцульки поплелась или с мальчиками, не дай бог, шуры-муры кручу. Мама же считала: главное, чтобы Таня в школе хорошо училась — я была почти круглой отличницей. Ну и чтобы в подоле не принесла. У нас в классе училась девочка, которая родила в пятнадцать лет, и маму сильно волновало, чтобы ее дочь не сделала то же самое, поэтому мальчики и танцы были под строжайшим запретом.

Видимо, из-за того же мама не делилась никакими женскими премудростями: как одеваться-краситься, как вести себя с противоположным полом. Всему этому позже меня учили педагог в ГИТИСе Евгения Николаевна Козырева и первый муж Валера.

Я долго всего на свете стеснялась и очень тихо говорила. Хотя и эмоциональная, но эмоции были как в коконе. Боялась их выплеснуть, потому что родители с детства внушали: это неприлично. Даже придя в магазин, лепетала что-то невнятно, продавщица грозно выкрикивала: «Что?!» — отчего я пугалась еще больше...

Но вдруг, когда подружка по театральному кружку, куда родители все-таки позволили записаться, решила поступать в Саратовское театральное училище, я объявила маме, что мне-то надо не в Саратов, а в Москву. Почему так решила — не знаю.

Аскиру страшно нравилась Гера — прямо слюни пускал, когда ее видел. Она же его игнорировала
Фото: М. Штейнбок/7 Дней

Мама отговаривала:

— Представляешь, какая стыдоба, если провалишься в столичный институт? Что люди скажут? — Ей это было важно.

Я ответила:

— Еще большая стыдоба, если провалюсь в Саратове!

Аргумент подействовал: в столицу меня отпустили.

Незадолго до экзаменов мне исполнилось шестнадцать. Родители никогда не отмечали мой день рождения, поскольку каждый год на все лето отправляли в казачью станицу к родственникам отца, там такого вообще никто не праздновал. А тут мне, как взрослой, вдруг подарили часы. Еще мама вручила пластинку Людмилы Зыкиной. Поставили на проигрыватель, я слушала «В жизни только раз бывает восемнадцать лет» — и такая тоска навалилась! Думала: вот жизнь моя закончилась, лучшие годы прошли...

— Как же вы со своим тихим голосом с первой попытки поступили в театральный?

— Да просто на экзамены выбрала правильный репертуар — сказку «Гадкий утенок». Читай я, например, Маяковского, не поступила бы однозначно. А тут вполне получилось передать боль несчастного, отвергнутого всеми птенца... Потом в институте меня, конечно, дрючили, требовали вырабатывать более громкий голос.

В учебном театре ставили «Бешеные деньги» по Островскому, я играла Лидочку. После спектакля подошла незнакомая женщина и сказала, что я подхожу для фильма по Шекспиру «Много шума из ничего»: «Вы прямо настоящая девушка Ренессанса — щечки розовые, пухленькая, кровь с молоком, что называется». Я была довольно упитанной.

Студентам театрального запрещали сниматься в кино. Наши педагоги говорили: «Есть ВГИК — вот их студенты пусть и снимаются, а у вас серьезная профессия». Кино считалось легкомысленным занятием... Мне же сниматься вдруг разрешили. Возможно потому, что картину делал очень знаменитый по тем временам режиссер Самсон Самсонов. И материал, видимо, подкупил — все-таки Шекспира легкомысленным не назовешь. Ну а кроме того, съемки планировались на летних каникулах.

Когда встретились с Самсоновым, он заметил: «Все хорошо, но надо похудеть к лету». И я за два месяца сбросила десять килограммов. Увидев меня в новом образе, Самсон Иосифович воскликнул: «С ума сошла?! Я пошутил, ты же должна быть «девушкой Ренессанса»!» Но мне так понравилось быть стройной, что к прежнему весу я больше не вернулась никогда.

На гонорар от съемок смогла позволить себе съехать из студенческого общежития — сняла комнату у девушки Лены на улице Чехова, сейчас это Малая Дмитровка. Хозяйка любила преферанс, по четвергам к ней приходили друзья расписать пульку.

Спустя много лет на серьезном мероприятии ко мне подошел владелец крупного банка:

— Вы меня не помните? Мы пульку расписывали по четвергам... Но вы на Колю смотрели, а на меня внимания не обращали!

Мне посчастливилось общаться с огромным числом интереснейших людей. С принцем Чарльзом
Фото: из архива Т. Веденеевой

Я действительно была влюблена в некоего Колю, но взаимностью он не ответил. Вспомнила, рассмеялась и в шутку говорю директору банка:

— Какая же я была дура, что не на вас смотрела!

В кино снималась еще несколько раз, все это были небольшие роли и тоже на каникулах. Как-то даже пригласили в фильм-балет с участием Майи Плисецкой. Режиссером «Фантазии» был Анатолий Эфрос, главную мужскую роль играл Смоктуновский. Я так обрадовалась! Но на съемках выяснилось, что моя героиня произносит одну-единственную фразу, что-то вроде «Ты мой, я тебя люблю». Это девушка-видение, которая появляется в мечтах героя. Сцену с моим участием сняли быстро и без Иннокентия Михайловича.

В нашей стране картина прошла почти незамеченной. Зато ее купили более ста стран — из-за Плисецкой конечно. То есть мою несчастную фразу на все языки мира переводили...

На последнем курсе я снялась в знаменитой комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!». Моя роль там тоже небольшая, но почему-то запомнилась. Картина, конечно, выдающаяся. А какие артисты: Калягин, Козаков, Джигарханян, Гафт! Даже полицейский был уникальным. Режиссер Виктор Титов приметил парня в такси — тот был водителем. Огромный, двухметрового роста, в машине его коленки торчали рядом с ушами. Титов восхитился: какой типаж! И предложил ему сыграть в кино. Полицейский же ни слова не произносит, только бегает за Калягиным...

Ко мне все очень хорошо относились, опекали. Незабываемыми стали съемки с обезьянкой, которая каждый раз, когда пугалась, мочилась мне на платье.

— После института вы наверняка мечтали служить в театре?

— Конечно. Показывалась в Театр Маяковского, и меня приняли — с условием, что позабочусь о московской прописке. Она требовалась для зачисления в штат. Однажды главный режиссер Андрей Александрович Гончаров, имевший очень крутой нрав, страшно на меня наорал за то, что живу по-прежнему не прописанная. Я пулей вылетела из театра и улицу, где он располагался, обходила стороной года два, боялась встретить Гончарова.

Добрые люди намекали, что можно фиктивно выйти замуж за москвича. Но строгое воспитание предписывало выходить замуж один раз и конечно же по любви. А любимого человека у меня на тот момент не было.

И тут подвернулось телевидение. Вот о нем я уж точно не мечтала — оно ассоциировалось с программой «Время», где женщины и мужчины в строгих пиджаках низким голосом вещали про достижения на полях страны... Но увидев объявление, что требуются дикторы, почему-то отправилась на конкурс. Будто кто-то взял за руку и повел. На сей раз я читала Маяковского — понятно же, что «Гадкий утенок» не прокатит.

Конкурс был огромным, как в театральный. Взяли четверых, в том числе и меня, пока стажерами — на самую низкую зарплату и самые тяжелые смены. Они начинались то в пять утра, то в три ночи. Из студии в студию бегаешь, к концу смены сил нет совсем, казалось, вагон картошки разгрузила. Зато от телевидения дали комнатку на Волгоградском проспекте и там прописали. На Волгоградском, представляете? Я же из Волгограда! Видимо, тоже судьба.

После того как вернулась из Франции в Москву, «Домашний» предложил вести программу «Татьянин день»
Фото: из архива Т. Веденеевой

А вот в кино дикторам советского телевидения сниматься запрещали. Мне жестко сказали: выбирай. Выбрала телевидение, рассудив, что для кино у меня в общем внешность специфическая. Многие говорили, что я похожа на иностранку, а в советском кинематографе женщины-героини были в основном доярками, ткачихами, передовиками производства. Вряд ли мне доверили бы играть славную труженицу. Скорее всего, и в дальнейшем ждали бы редкие небольшие роли, а на телевидении — стабильная работа и зарплата.

Через год перевели в штат и позволили работать днем. Первый эфир вспоминаю как страшный сон: вдруг осознала, что меня видит вся страна — и мама, и папа, и подруги. Даже члены правительства, наверное!

К тому времени я уже вышла замуж. С Валерой познакомились в компании, весь вечер друг друга подкалывали. Утром он позвонил и заявил довольно нагло: «Слушай, принеси, пожалуйста, два пакета молока, а лучше кефира...» И ведь пошла, купила и притащила!

Он подарил мне свою картину — чудесную зимнюю акварель. Узнав, что обожаю помидоры и могу съесть сразу хоть килограмм, вручил украшенную цветами корзину с астраханскими помидорами... В общем, красиво ухаживал.

Валера не любил, когда я красилась, говорил: красота должна быть естественной. Я слушалась — он был для меня авторитетом, потому что старше и мудрее, еще и художник. Не подводила глаза, не красила губы. Стилистов и гримеров тогда в отделе дикторов не существовало, только парикмахеры — очевидно поэтому все советские дикторы носили похожие прически и каждый красился как умел. А я не умела, муж-то возражал.

Однажды получила письмо из китайского Харбина, куда во время революции перебралось немало народу из Российской империи. Там образовалась большая русская диаспора из детей и внуков первых эмигрантов. Они смотрели русское телевидение и в письме интересовались, нет ли у меня, случайно, в роду китайцев.

Показала письмо мужу.

— Наверное, — говорю, — мне все же нужно подкрашиваться, а то глаз почти не видно. Меня считают китаянкой!

Он смилостивился:

— Ну ладно, я не против.

Вообще письма от зрителей приходили мешками, чаще всего признания в любви. Одна пара из Новосибирска постоянно писала, что я для них как член семьи: когда садятся за стол, на нем стоит и моя тарелка. А уж если я в этот момент в эфире, радовались особенно: мы будто вместе ужинаем!

Игорь Кириллов, руководивший дикторским отделом — в нем работало больше сорока человек, внушал нам: «Какими бы вы ни были красивыми, никогда не должны себя вести так, чтобы зрители почувствовали, что вы в чем-то пытаетесь их превзойти. Потому что по ту сторону экрана всегда найдутся люди, которые умнее вас, и красивее, и талантливее...» Эти слова я запомнила на всю жизнь.

Художественный руководитель «Школы современной пьесы» Иосиф Райхельгауз попросил срочно заменить отсутствующую актрису. И я, идиотка, зачем-то согласилась! Так началась моя театральная карьера. В спектакле «Вальс одиноких»
Фото: из архива Т. Веденеевой

— А с телевизионными интригами, завистью коллег приходилось сталкиваться?

— Несколько раз обнаруживала на своем рабочем столе в телецентре записки с какими-нибудь мерзкими словами типа «какое у тебя ужасное платье» или «какая отвратительная прическа». Помню, однажды от кожаного пиджака рукава оторвали. Я понимала: кто-то что-то против меня имеет.

Конечно неприятно. Делилась переживаниями с мужем, он в ответ говорил: «Да ты радоваться должна — если кто-то завидует, значит, чего-то стоишь!» И добавлял, что человек, который завидует, себя сжигает, поэтому зависть каленым железом надо из души выжигать. Эти слова я тоже запомнила и никому никогда не завидовала.

— Вы работали в Японии. Наверняка остались яркие впечатления о Стране восходящего солнца?

— В Японию я уехала в 1989-м, это была командировка. Однажды меня вызвал президент государственного телеканала NHK и сообщил, что мои передачи лидируют в рейтинге среди обучающих программ. Тогда я впервые услышала это загадочное слово «рейтинг». Еще он сказал, что в качестве премии мне полагается двухнедельный отпуск за счет компании, и поинтересовался: «Куда бы вы хотели отправиться? Любая точка мира кроме, конечно же, СССР».

Видимо испугался, что оказавшись на родине, обратно в Японию уже не захочу. Я выбрала Окинаву. Президент заметно удивился и вздохнул: ну ладно. Позже узнала, что Окинава — один из самых дорогих курортов мира, поэтому-то мой японский шеф и опечалился.

Помимо работы на японском телевидении и радио меня обязали писать огромное количество текстов для журналов. Это были издания для студентов, изучавших русский язык. В выходные я сидела дома, размышляя, какие темы способны заинтересовать японскую молодежь. Интернета ведь не было, приходилось выдумывать. Сочиняла и про себя всякие истории. Например, как однажды ездила в Барнаул с подругой и поезд остановился ровно на границе между Европой и Азией. «На улице минус сорок, вдоль железнодорожного полотна высокие сугробы, но на перроне расчищено. Мы с Галей прочертили линию и прыгали между Европой и Азией на одной ноге», — написала я. По правде говоря, никогда не посещала Барнаул. Но я же не обманывала! Подруга Галя у меня имелась, поезд такой существует, Барнаул — город реальный. И снег с сильными морозами в Алтайском крае — не выдумка, а то, что я там не бывала, не имеет значения. Зато у меня и в журнале оказались самые высокие рейтинги! С огромным уважением начала относиться к писателям и журналистам, поняв на собственной шкуре, как это трудно — найти тему...

Из Японии вернулась, когда Советский Союз распался. То есть улетала из одной страны, а прилетела в совершенно другую. Новая реальность встретила разгулом преступности и пустыми полками в магазинах. Люди месяцами не получали зарплату. А вот телевидение стало интересным, зрители прилипали к экранам. Как сериал с захватывающим сюжетом смотрели репортажи с заседаний в Думе, где государственные мужи дрались и кидались друг в друга стаканами. Какие-то персонажи становились любимцами публики, какие-то — наоборот...

В мультфильме «Храбрая сердцем» я озвучивала королеву Элинор, которая «стараниями» дочери превращается в медведицу. Кстати, мой голос никто не узнает...
Фото: ©2011 Disney/Pixar/Legion-Media

Я вела программу «Утро» в прямом эфире. Приезжала масса интересных людей. Несмотря на ранний час, гостями нередко были политики самого высокого ранга. Приглашенные музыканты играли в студии вживую. Работать диктором стало уже скучно, и я упросила одного из руководителей «Останкино» Эдуарда Сагалаева перевести меня на более интересную должность, которую сама себе придумала, — «комментатор развлекательно-новостной программы».

С журналистом Сашей Пановым мы снимали, монтировали, писали тексты, звонили гостям... Я купила видеокамеру — самую обычную, бытовую, на нее и снимала. Качество, конечно, порой оставляло желать лучшего, зато мы показывали интереснейшие сюжеты. Например я первой привезла репортаж с бразильского карнавала — с перестройкой границы мира раздвинулись.

На одном из первых модных показов в Москве познакомилась с Пьером Карденом — я была ведущей. Он подарил мне невероятно стильный костюм: юбку-карандаш, настолько узкую, что я с трудом переставляла ноги, и пиджак с большими плечами. Надела его на эфир — и получила выговор от начальства, даже премии лишили за то, что выглядела «слишком модно».

Кстати, Карден мечтал открыть в центре Москвы свой бутик, полагая, что с разрешением властей проблем не будет, ведь в других странах его статус и имя открывали любые двери. Но российские чиновники предложили кутюрье такой вариант: вы за свой счет отреставрируете фасад здания на Тверской улице, а взамен мы вам выделим помещение под магазин на первом этаже. Мсье Карден обиделся и отказался.

...Я в ту пору успевала не только работать, но и сына воспитывать. Пока был маленьким, крутилась как белка в колесе между подгузниками, кашами-пюрешками и эфирами. Ухитрялась при этом и в прачечную сбегать, и в химчистку, и на рынок заскочить. Еще дома полы помыть, благо квартира однокомнатная, убирать недолго. Вечером оставалось только рухнуть в кровать и тут же вырубиться. Ровно в шесть утра сын просыпался, и начинался новый день. В командировки я часто брала Диму с собой, он и на карнавал в Рио со мной летал. Сын рос коммуникабельным — со всеми дружил, общался, за руку здоровался...

— А что делал его папа–художник, пока мама крутилась как белка в колесе?

— Почти все время сидел дома. Читал книги, писал картины, слушал по радио литературные передачи и пил коньяк. Я приходила и не очень понимала, о чем с мужем говорить. Поначалу-то с ним было нереально интересно — а потом я как бы через себя перепрыгнула, выросла, а он остался на прежнем уровне. Так закончилась наша семейная жизнь... Валерий давно умер.

Как-то мне поручили сделать репортаж про первую тюменскую нефтяную биржу. В те годы мало кто представлял, что это за структура. Редактор велел найти специалиста, который пришел бы в студию и рассказал о бирже доступным, понятным языком. Через каких-то знакомых мы с Сашей Пановым вышли на бизнесмена Юрия Бегалова. Он начал за мной ухаживать, и через некоторое время мы поженились.

Элинор рычит на разные лады, выражая страх, негодование. Я должна была произнести столько разных звуков, которых никогда в жизни не издавала!
Фото: М. Штейнбок/7 дней

В 1993 году я ушла с телевидения. Устраивала сына в новую школу и попросила четыре дня за свой счет — мне отказали и даже предложили уволиться. Тогда отправила факсом заявление «по собственному желанию». Честно говоря, думала — не подпишут, ведь столько лет безукоризненно работаю. Подписали...

— Но вы недолго горевали — занялись бизнесом.

— Кстати, оказалось, что это увлекательнейшее занятие! Компанию по производству соусов мы создавали вместе с мужем, и бизнес шел вполне успешно. А в 2000-м я вернулась из Франции в Москву. Мне предложили работу на телеканале «Домашний». Тогда многие приглашали, даже в «Спокойной ночи, малыши!» звали вернуться. Но мне казалось, что невозможно войти в одну реку дважды. «Домашний» же предложил вести программу «Татьянин день» в прямом эфире пять дней в неделю. Вот по прямым эфирам я скучала, для меня живое общение — как глоток свежего воздуха. С радостью согласилась. Но потом «Домашний» стал делать передачи в записи и все закончилось. А с Юрой мы несколько лет назад развелись, но остаемся деловыми партнерами.

— Неожиданно на горизонте возник театр. Мысль о том, чтобы после весьма длительного перерыва выйти на сцену, не пугала?

— Я никогда не думала туда вернуться, но художественный руководитель «Школы современной пьесы» Иосиф Райхельгауз — человек смелый. Однажды он позвонил и попросил срочно заменить отсутствующую актрису. И я, идиотка, зачем-то согласилась!

Пьеса сложнейшая, причем моя героиня на сцене находилась постоянно, ведя диалог с другими исполнителями. Партнерша Таня Васильева так на меня смотрела на репетиции, я думала, прибьет! Она испугалась за судьбу постановки — видимо не сомневалась, что я ее непременно провалю. Ну как можно сыграть спектакль, ни разу его не видев? Я ведь даже не знала, как он называется, — только в процессе выяснила, что это «Русское варенье» по пьесе Людмилы Улицкой!

Представляете, закончив читать пьесу в четыре утра, на следующий день пришла на репетицию, зная текст почти назубок! И тем же вечером играла спектакль. Чувствовала себя человеком, который не умеет плавать, а его выбросили из лодки — и все смотрят, утонет или нет. И я выплыла! Спасибо многолетнему опыту на телевидении, которое натренировало быстро запоминать текст. Васильева потом прямо на сцене преподнесла мне букет. С того дня я — актриса «Школы современной пьесы».

Осенью еще и в кино снялась. Вернулась из отпуска, и вдруг знакомая сообщает:

— Запустили сериал с рабочим названием «Светский детектив», нужна мать главного героя. Он олигарх, поэтому мама должна выглядеть шикарно, быть молодой, активной, бизнесом заниматься. Соглашайся!

Как любого человека, посещает настроение, когда ничего не хочется. Но в хандру стараюсь не впадать. Рецепт прост: надо себя загрузить чем-нибудь интересным
Фото: М. Штейнбок/7 Дней

Я ответила:

— Не могу, к сожалению, совсем нет времени ходить на пробы.

Знакомая не отстает:

— Они тебя сразу хотят снимать, без всяких проб.

Ну, думаю, раз так — пойду. И снялась с огромным удовольствием!

— Знаю, что в мультике «Храбрая сердцем» вы озвучивали мать строптивой Мериды — королеву Элинор.

— Кстати, мой голос там никто не узнает. Озвучание, как выяснилось, тоже очень интересный процесс. В сказке есть момент, когда королева пробует заколдованный торт, подсунутый дочерью, ей становится плохо, а дальше она превращается в медведицу. Увидев свое изображение в зеркале, Элинор рычит на разные лады, выражая сначала страх, потом негодование, и на медвежьем языке читает дочери нотацию. Я должна была произнести столько разных звуков, которых никогда в жизни не издавала! Но смогла!

— Татьяна, как вы все успеваете?

— Сама не знаю. Привычка, наверное. С шестнадцати лет как заводная бегаю. Иногда устаю, конечно, страшно. На днях вот проснулась в четыре утра от резкой боли в боку. Оказалось, лежу на мобильном телефоне, который в меня впился. Вспомнила, как в ночи дошла до кровати, а дальше — провал. Видимо, заснула «на лету» от усталости, как в молодости, когда сын был грудничком...

Порой, конечно, как любого человека, посещает настроение, когда ничего не хочется. Ставлю тогда телефон в беззвучный режим и беру трубку, только если звонит Дима. Но в хандру стараюсь не впадать. Рецепт прост: надо как следует себя загрузить чем-нибудь полезным и интересным, что я и делаю. В свободное от театра время занимаюсь строительством загородного дома. За два с половиной года, пока идут работы, прочитала сотни журналов по дизайну и архитектуре, изучила все профильные шоурумы, посетила массу выставок. Недавно предложила знакомому сделать в Интернете программу: пора уже делиться наработками, как дом построить. Может, и запустим проект...

— Чем занимается ваш сын?

— В детстве он мечтал стать писателем, много и увлеченно сочинял. Учился в Англии, там окончил университет и вернулся в Москву. Создал с приятелем фирму, они делают приложения для мобильных телефонов. Все лето провел во Франции, потом отправился в горы, следом еще куда-то... Сыну неважно, из какой точки мира работать, главное, чтобы был Интернет. Говорю ему: «Ты так никогда не женишься».

— Как я понимаю, бабушкой он вас сделать не спешит?

— Пока нет, к сожалению. Но надежды я не теряю. Так что все невесты — в гости к нам! Обидно, что «форточку», о которой упоминала в начале разговора, давно не чувствую, она словно захлопнулась. Или просто я сама утеряла остроту восприятия? В детстве и юности мы же все очень близки к природе, интуитивно восприимчивы. А потом жизнь затягивает: работа, дом, дети, не успеваешь на небо посмотреть — не до «форточки». Но я благодарна тем, кто за мной присматривал и направлял, за все чудеса, которые со мной происходили и происходят.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: