7days.ru Полная версия сайта

Николай Губенко. На скоростях

«Коля — детдомовец, поэтому он имел право быть любым», — сказал о Николае Губенко режиссер Роман...

Николай Губенко
Фото: В. Великжанин/ТАСС
Читать на сайте 7days.ru

«Коля — детдомовец, поэтому он имел право быть любым», — сказал о Николае Губенко режиссер Роман Балаян. «В том смысле, что человек, преодолевший обстоятельства и взлетевший над ними, может уже не интересоваться, как его воспринимают другие?» — уточнила я. «Да...»

Первую мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой во ВГИКе называли «Молодогвардейцы», вторую — «Рыбников — Ларионова», третью — «Кириенко — Гурченко». Четвертую — по нашим с Колей фамилиям: «Губенко — Никоненко», но это было позднее.

В начале учебы Коля производил впечатление одесской шпаны. Забубенный такой, непричесанный, ходил в поношенном пиджаке. Матерщинник даже на фоне других ребят, тоже крепко выражавшихся. Мог подраться. Непонятно было, почему Сергей Аполлинариевич взял этого не слишком отесанного парня с южным говором и уличными замашками к себе на курс.

Моя мама, которая тоже росла сиротой и потому понимала Колю, заворачивала ему бутерброды и протягивала мне, когда я собирался на учебу. Кадр из фильма «Пой песню, поэт...»
Фото: РИА Новости

Но вскоре мы поняли, что Коля в шпану играет, маска у него такая. Может потому, что потеряв в войну родителей, вырос в детском доме, где приходилось отстаивать себя? Вот и привык не распахивать душу? Да, при всей своей общительности Коля оставался закрытым. О том, что после окончания Суворовского училища, где углубленно преподавали английский, Коля хорошо знает язык, мы даже не подозревали.

Его сиротство постоянно давало о себе знать. Как бы он жил на мизерную стипендию, если бы не помощь всех, кто мог? Моя мама, которая тоже росла сиротой и потому понимала Колю, заворачивала ему бутерброды и протягивала мне, когда я собирался на учебу. И домой он к нам приходил, ночевал, мама его кормила, рубахи стирала. Тамара Федоровна Макарова передавала через меня Коле деньги. Помощь он принимал спокойно. Деньги тогда, до реформы, были большими как простыни, и вот Коля брал у меня эту «простыню», клал в карман и хлопал по нему ладонью: «Сегодня гуляем». Покупались водка, пельмени, и устраивался банкет для ребят.

Еще во ВГИКе Николай снялся в фильме «Мне двадцать лет» Марлена Хуциева. Со Станиславом Любшиным и Валентином Поповым. 1962—1964 годы
Фото: РИА Новости

Он не стремился кого-то в чем-то разубедить, открыться, показать себя с другой стороны. На нашем курсе училась Жанна Болотова, красивая, тонкая, рафинированная девочка, дочь дипломата. Курс был очень дружным, но единственным, с кем Жанна не находила общего языка, оказался Коля. По-моему, они недолюбливали друг друга: разное прошлое, разные представления о жизни. Барышня и хулиган.

Жанна вышла замуж за будущего художника Колю Двигубского, юношу воспитанного и самого пижонистого среди нас, просто щеголя. На свадьбу с нашего курса она пригласила только двоих, меня в том числе, Губенко, конечно, не позвала. Но потом Жанна — да, стала женой нашего Коли, и прожили они вместе больше пятидесяти лет.

В нем таилось нечто такое, что не сразу стало понятным, но когда проявилось, мы все признали, что Губенко среди нас если не первый, то один из первых. У меня с ним образовалось негласное соперничество: мы постоянно думали, чем удивить курс, а ведь было кого удивлять. Девчонки — Жанна Болотова, Галина Польских, Жанна Прохоренко, Лида Федосеева — уже снимались в кино и стали известными. И все равно Губенко среди нас выделялся — уже тем, что был прирожденным актером.

На третьем курсе студент режиссерского факультета из ГДР Зигфрид Кюн поставил у нас пьесу Бертольта Брехта «Карьера Артуро Уи», где Коле дали роль Артуро. На студенческий спектакль собиралась вся театральная Москва, среди зрителей я видел известных людей. А нашей дипломной постановкой был «Борис Годунов», опять же с Колей в главной роли. Он очень серьезно относился к работе, готов был с кулаками наброситься на того из мальчишек, кто халтурил на репетициях. Упорный, трудяга, и если кто-то ему завидовал, то исключительно Колиной работоспособности. В роли Артуро необходимо было ходить по проволоке, так он в цирковом училище брал уроки. От одесского говора, кстати, уже ко второму курсу избавился.

Николай Губенко и Инна Чурикова в фильме Глеба Панфилова «Прошу слова», 1975 год
Фото: Global Look Press

Еще во время учебы снялся в фильме «Мне двадцать лет» Марлена Хуциева. Я радовался — прежде всего тому, что у Коли наконец-то появились деньги. Потом картина, хотя снималась долго и драматично, вообще стала культовой, символом оттепели, а Губенко — одним из лиц нового кино.

Пару раз на спектакли «Карьера Артуро Уи» приходил Юрий Петрович Любимов. Он присмотрел Колю и облизывал его, как собака щенка, приносил ему бутерброды и термос с чаем. Потом предложил стать частью создававшегося им Театра на Таганке. Коля проработал там три года, ушел, но через десять с лишним лет вернулся. Уходил он из театра потому, что поступил на режиссерский курс Сергея Герасимова — я тоже вскоре пришел туда — и стал режиссером кино. Снял замечательные картины, среди них «Подранки», «Из жизни отдыхающих», «И жизнь, и слезы, и любовь»... Вот вам и «одесская шпана».

Коля рассказывал, как однажды, приехав на «Мосфильм», обнаружил, что у него нет пропуска. Тогда он поднял руку: «Вот!» — и человек, стоявший на контроле, пропустил его, хотя видел, что никакого документа нет. А Коля, по-моему, так верил в собственные метаморфозы, что его вера воздействовала на других. Придумщик, любивший играть не только в кино или на сцене, но и в жизни. С ним было весело, бодро.

Правда для нас в то время, когда с Колей познакомились, все было здорово. Молодые, энергичные... Глеб Панфилов работал над картиной «Прошу слова», где мы с Колей снимались в ролях мужа и жены. Тогда и задружились. Он был очень талантливым, очень красивым. Искренний, все подмечавший. С большим чувством юмора, хулиганистый, стихийный — и на таких скоростях!.. Снимался в замечательной картине, играл в Театре на Таганке, был окружен любившими его людьми, а в Москве — съемки проходили на «Ленфильме» — его ждала Жанна.

Жанна Болотова на балконе своей квартиры на Фрунзенской набережной
Фото: В. Кузьмин и В. Мусаэльян/ТАСС

Советы жены Коля принимал близко к сердцу. Он тогда вдали от нее по примеру Глеба стал курить сигары. Отчикивал краешек, принимал важную позу и становился похожим на Черчилля. Сигары были среднего размера, а однажды Коля пришел с сигарой чуть ли не с полстола, огромной — такой, извините, человека прибить можно.

Потом у него оказался перерыв в съемках и он уехал в Москву. Вернулся и говорит: «Жанна увидела эти сигары и сказала «Или ты никогда больше не будешь это курить, или я с тобой развожусь». И все, он бросил — слово Жанны было для него законом. Они производили впечатление единого целого, очень любили друг друга, и в этом, думаю, был главный смысл и его, и ее существования.

От полноты жизни, полноты эмоций Коля стремился высказаться, выразить себя. На съемках постоянно что-то предлагал. Придумал своему герою сеточку для волос, манеру закуривать папиросу... И придумал точно. Он рассказывал нам о своей жизни в детском доме, и Глеб посоветовал превратить эти воспоминания в сценарий и в фильм. Коля загорелся и спустя какое-то время пришел вдохновленный: «Я написал сценарий». Дал почитать Глебу, тому очень понравилось. Через год мы увидели Колин фильм «Подранки» — о мальчике, оказавшемся в войну в детском доме, картина произвела на нас сильное впечатление.

Нам с Глебом на тех съемках нравилось в свободное время гулять вместе с Колей, шутить, смеяться. Как-то раз пошли осматривать провинциальный город, в котором снимали. Зима. Возле одной церкви я запрокинула голову и любовалась куполом, а когда мы ушли оттуда, обнаружила, что на мне нет меховой шапочки. Представляете, как я была оживлена, если не заметила, что в мороз иду с непокрытой головой? Спохватилась: «А где же шапка?» — и Коля бросился назад к церкви. Вернулся ни с чем, но его порыв меня тронул.

Коля был ведущим актером в нашей Таганке — как известно, одном из лучших или лучшем театре семидесятых — восьмидесятых годов
Фото: П. Щелканцев

Дружба с Колей для меня — одна из замечательных историй. Я знала его таким, каким он был от Бога, а не тем, кем его постепенно делала жизнь. Она, жизнь, всех воспитывает, заставляет мириться с чем-то, приспосабливаться, принимать условия игры... Став министром культуры, Коля настолько вжился в эту роль — как вживался во все роли, которые играл, что даже мне было впору называть его по имени-отчеству. А я не знала его отчества, да если бы и знала, неужели обращалась бы к нему официально? Он оставался для меня тем Колей, с которым мы когда-то гуляли, болтали, смеялись. С которым сделали большую хорошую картину. Наши отношения — они же с корнями, как я могла эти корни выдернуть? Но общаться по-прежнему не получалось, а по-новому я не умела и не хотела, поэтому отстранилась.

...Не так давно, когда Коля еще был жив, смотрела телеинтервью с ним и вдруг заметила: глаза все те же — юморные, живые. Колины глаза. Человек — таинственное явление, ты думаешь о нем что-то свое, а он — таинственный.

Коля был ведущим актером в нашей Таганке — как известно, одном из лучших или лучшем театре семидесятых — восьмидесятых годов. Губенко играл центральные роли во всех постановках: «Добрый человек из Сезуана», «Десять дней, которые потрясли мир», «Борис Годунов», «Герой нашего времени», «Пугачев»... Свое место в театре заслужил. Знаете, как он относился к работе? Приходил раньше всех и повторял нужные ему места в спектакле. К моменту выхода на сцену уже был разогрет, как отличный бегун перед стартом. А спектакли были сложными, причем и в техническом плане. Например для «Пугачева» на сцене соорудили помост под углом градусов в сорок, и мы бегали по нему, скользили... Накануне каждого спектакля Коля практически отыгрывал свою роль, сначала для себя, а потом шел на сцену — и играл с такой отдачей!..

Коля пользовался таким доверием у Юрия Петровича, что тот, уезжая за границу ставить спектакли, оставлял вместо себя Губенко. На репетиции «Бориса Годунова»
Фото: Ф. Гринберг/РИА Новости

Любимов настолько его ценил, что когда после ВГИКа Коле в Москве негде было жить, поселил у своей мамы. Представляете? Спустя несколько лет после прихода в театр Губенко оставил труппу и ушел в кино, но потом возвратился. Помню, я снимался в одной картине вместе с его женой, Жанной Болотовой, и она спросила, как я думаю — может ли Коля вернуться в театр?

Он ведь любил Таганку. И вернулся. Пользовался таким доверием у Юрия Петровича, что тот, уезжая за границу ставить спектакли, оставлял вместо себя Губенко. Когда Любимова лишили советского гражданства, Коля всячески хлопотал за него, в какие только кабинеты не ходил, к кому только не обращался и сделал все возможное, чтобы Юрий Петрович смог вернуться.

Однако спустя какое-то время после возвращения Любимова на родину и в театр они с Губенко разошлись. Один по-прежнему возглавлял Театр на Таганке, второй создал «Содружество актеров Таганки».

Что на самом деле стало причиной разлада двух режиссеров, никто сейчас точно не скажет. Но те, кто играл в спектаклях Любимова, кто был ему предан, остались с ним, и я в их числе. Те же, у кого не получалось работать с Юрием Петровичем, ушли в «Содружество...». По правде говоря, ничего особенного в этом новом театре не происходило, не помню ни одной значительной постановки.

На мой взгляд, что Коле стоило делать в первую очередь — это играть на сцене и сниматься в кино. А он пошел еще и в депутаты. Зачем? Вот в этом и таилась драма: настоящее Колино призвание в некий момент оказалось на втором плане. Худрук, министр, депутат... А он был прежде всего актером. Потрясающим! Им для меня и остался.

В фильме «Подранки» мой герой, поэт Алексей Бартенев — альтер эго самого Николая. Он же меня и озвучил
Фото: Fotodom

В фильме «Подранки» мой герой, поэт Алексей Бартенев — альтер эго самого Николая Губенко. Он же меня и озвучил. Получается, я показал очень близкого ему человека. Но вот какой остался у меня вопрос: почему на столь важную для себя роль Губенко взял именно меня? Актеры русской школы играют более открыто, я же довольно замкнутый и существую в кадре скорее по наитию. Губенко ничего не показывал, не объяснял, как сыграть ту или иную сцену: просто говорил, что хотел бы видеть, и все. Доверял.

Может, Николаю нужен был именно я потому, что по натуре интроверт? Как и Бартенев. Мой персонаж — такой отдельный ото всех человек: бродит в одиночестве и произносит внутренний монолог. Сам-то Губенко внешне выглядел экстравертом, тем не менее чувствовалось, что раскрывается только с теми, кто понимает его без слов. Мне показалось, что в глубине души Николай — человек закрытый, что живет внутренней жизнью, невидимой никому, кроме Жанны.

Вокруг моего персонажа в «Подранках» разворачивается все действие, но он существует сам по себе и открывает другим то, что чувствует, только в искусстве. Не потому ли, что Губенко был таким же? Это осталось для меня тайной.

Если что и стало для него драмой, так это распад Советского Союза. Он сам сказал, что чувствует себя в новой реальности диссидентом. А как иначе? Губенко ведь с конца восьмидесятых ничего не снимал — не давали денег. Армен Медведев на ХХVI Московском международном фестивале фильмов для детей и юношества в Доме кино в 2009 году. XXVI Московский Международный фестиваль фильмов для детей и юношества. Дом Кино
Фото: Persona Stars

Отношение к Коле было разным, как ко всякому непростому чело-веку.

Думаю, его неоднозначность происходила от трудной жизни. Помню, во времена нашей молодости недоброжелатели говорили в сторону Губенко: «Ну, сейчас из него опять полезет детдом».

Впервые я увидел Колю, когда он поступил во ВГИК — несколькими годами позже меня, и еще не знал, что это за парень ходит по коридорам института, но отметил его. Он был ярким, привлекал внимание.

Коля любил жизнь, любил людей. Будучи министром культуры, постоянно держал двери кабинета, что называется, распахнутыми. Был оптимистом
Фото: Валерий Плотников

Знаю — перед пробами у Марлена Хуциева собирали в общежитии по копейке, по рублю Коле на пальто, чтобы мог явиться на «Мосфильм» прилично одетым. Да, ему жилось тогда нелегко...

А спустя некоторое время он уже производил впечатление элегантного мужчины, даже появляясь в простом свитере и джинсах.

Коля жил насыщенно не только в театре и кино. Любил жизнь, любил людей. Будучи министром культуры, постоянно держал двери кабинета, что называется, распахнутыми. Энергичным был, оптимистом.

Если что и стало для него драмой, так это распад Советского Союза. Он сам сказал, что чувствует себя в новой реальности диссидентом. А как иначе? Он ведь с конца восьмидесятых ничего не снимал — не давали денег.

...Когда мы виделись в последний раз, он пребывал в прекрасном настроении.

Я, зная Колю многие годы, вообще никаким другим его и не помню, кроме как счастливым.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: