7days.ru Полная версия сайта

Нина Шацкая: «Я очень долго стучалась в закрытые двери»

Чего только о себе не слышала! И что за мной стоит влиятельный мужчина, и что не знаю счета...

Нина Шацкая
Фото: Енисей Абрамов
Читать на сайте 7days.ru

Чего только о себе не слышала! И что за мной стоит влиятельный мужчина, и что не знаю счета деньгам, и что путешествую по свету исключительно на частных самолетах и яхтах...

Нина, на ТВ с успехом идет проект «Три аккорда». Что и кому вы, опытная певица, хотели доказать, согласившись в нем участвовать?

— Люблю адреналин! В пору моей юности кроме конкурсов советской песни ничего особенно интересного в музыкальном мире не происходило. И то, что сейчас мы видим на экранах, — здорово!

Я болела за Сережу Минаева, буквально стала его фанаткой. Еще очень нравятся прекрасные, талантливые Ира Медведева и Нонна Гришаева — настоящие мастера!

В процессе съемок не раз слышала от людей вокруг, что у нас собралась удивительная команда — дружная, доброжелательная.

Что касается жюри, то и оно было ко мне удивительно благожелательно. Розенбаум, Новиков, Трофим — я со всеми знакома еще с девяностых и от каждого слышала: «Наконец артистка Шацкая в прайм-тайме на главном канале страны!» Даже было неловко от такого обилия любви.

— Дух соревнования многим не по нраву за то, что нередко страдает самооценка.

— Несколько лет назад я участвовала в «Голосе». Некоторые знакомые тоже спрашивали: «Тебе-то это зачем?»

Действительно, я не люблю конкурсы, поскольку результат заведомо субъективен и зависит как минимум от вкуса членов жюри.

С «Голосом» вышла другая история. Захотелось проверить саму себя: смогу ли вообще выйти на сцену наравне с молодыми, уверенными в себе, великолепными вокалистами и просто спеть романс. Сама опешила, когда поняла, что важно участие, а не победа. До «Голоса» казалось — если состязаться, то только с расчетом, чтобы стать лучшей: «Быть первой, на меньшее не согласна!»

Я приехала в Москву в 1990 году, чтобы спеть на «Ялте-91» романс на стихи Анны Ахматовой. Мне все говорили: «Ты сошла с ума? Кто тебе позволит это исполнить? Неконъюнктурно!»

И все же именно с этой песней вышла в финал. Передо мной открывались большие возможности, но поскольку достойной яркой композиции для выступления не было, а меня устраивало лишь место лидера, отказалась дальше участвовать в конкурсе.

Моими конкурентами тогда были замечательные исполнители. Гран-при получил Мурат Насыров, вторую премию — Марина Хлебникова, я же вообще закрыла для себя тему конкурсов. Но когда появился проект «Голос», друзья со всех сторон принялись убеждать принять в нем участие.

Я отказывалась, понимая, что соревноваться с новым поколением в ИХ музыке бессмысленно. Но однажды вечером телефон раскалился от звонков и сообщений.

Оказалось, что наставник «Голоса» Дима Билан дал дуэту из своей команды исполнить в эфире ахматовскую песню из моего репертуара.

Соцсети активно отреагировали именно на этот номер, и я поняла, что пришло новое поколение, готовое к восприятию романса, и что нельзя не воспользоваться шансом. Всю свою певческую жизнь слышала с разных сторон, что жанр романса — «нафталин и скука», а тут увидела неподдельный интерес молодежи к лирической песне, к настоящей поэзии.

Это было открытием для меня самой. С удивлением осознала, что хочу спеть для новой аудитории, тем более что у «Голоса» она многомиллионная. И не для того, чтобы выиграть, а чтобы быть услышанной.

В общем, решила выйти к зрителям и сказать: «Романс жив. У меня в репертуаре есть еще много того, что вам понравится! Приходите». Именно с этим посылом и отправилась на слепые прослушивания. Пройду их или нет, повернется ли ко мне кто-то из наставников, или уйду домой незамеченной — было безразлично.

Допускала, что кто-то удивится: «Ка-а-ак?! Первая исполнительница этих песен еще жива?» Таких историй масса. Люди здравствуют, а их уже списали, потому что нет эфиров.

В итоге я попала в команду к тому же Диме Билану и дошла до четвертьфинала. Это меня, честно говоря, удивило. «Голос» — не просто конкурс, а в первую очередь шоу со своими законами.

До сих пор на «Ютубе» можно найти то мое выступление, просмотров — более миллиона. В комментариях пишут: «Люблю такую музыку. Какое счастье, что высокая поэзия жива».

Ниной звали дома, хотя по паспорту я Нинэль. Доверилась Максиму Дунаевскому, он порекомендовал упроститься. Сказал: «В России с таким именем не раскрутиться». Теперь жалею
Фото: Андрей Никольский

Конечно, жанр лирической песни, в котором работаю, не стадионного формата. Он для камерного прослушивания в зале, вмещающем несколько сотен человек.

Когда появилась возможность выйти на сцену в «Трех аккордах», я своего шанса не упустила. Это единственный проект на нашем ТВ, в котором на протяжении двух с лишним месяцев артист может браться за любой материал в жанрах, близких к шансону.

Если в «Голосе» за репертуар отвечает наставник и участнику остается «натягивать» на себя предложенное как платье, то здесь ты по большей части сам себе голова.

Жаль, не имею права раскрыть всех карт. Скажу лишь, что Юрий Викторович Аксюта предложил мне спеть пару песен, о которых даже никогда не слышала и в подобном жанре не работала. Я была ошарашена, но послушав их и примерив на себя, согласилась.

Зрители, думаю, тоже будут поражены. Мне нравится перевоплощаться, быть разной: джаз, ретро, эстрада, даже рок...

— Как вы попали в этот популярный проект? Ждали, пока позвонят, или сами попросились?

— Я за то, чтобы себя предлагать, если чувствуешь уверенность в правильности выбора и силы. Ничего зазорного в этом не вижу. Скромность украшает тех, кого больше нечем украсить. После участия в «Голосе» честно призналась редакторам, что хотела бы попасть в «Три аккорда». Меня поставили в лист ожидания и вот наконец в этом году пригласили.

Удивительная у меня судьба: я очень долго стучалась в закрытые двери. Когда кто-то за меня просил, ничего не получалось, не брали. Но если шла сама и говорила: «Могу! Дайте попробовать» — получалось.

— А кто не брал, например?

— Как-то знакомые попросили Марка Минкова меня прослушать. Впечатления на него я не произвела. Позже композитор свое мнение изменил и разрешал исполнять свои песни. Евгений Дога тоже не сразу меня разглядел и признавался спустя время: жаль, что вначале так неудачно сложилось. Мы познакомились на каком-то фестивале, я была тогда молодой, заводной, легкой. Сама попросила послушать, как пою.

Знаете, людям занятым часто некогда замедлить бег, остановиться и уделить чуть-чуть внимания незнакомому человеку. Многие видели перед собой яркую длинноногую молодую женщину и думали, что такая не может хорошо петь! Это вообще бич эффектных женщин. Их принимают за чьих-то протеже, бесталанных, но пробивных.

— Счастливый шанс предоставляется любому человеку. Главное — не упустить. Если говорить о моментах везения, что вспомните первым делом?

— Много лет назад на премьере «Сибирского цирюльника» Михалкова я услышала песню, написанную Эдуардом Артемьевым для финала картины. Ее должна была исполнить Уитни Хьюстон. Договор уже подписали, но что-то не срослось. Николай Зиновьев сочинил русский текст, и песню отдали Ларисе Долиной. Я слушала, и буквально каждая молекула моего тела откликалась! Потрясение было настолько мощным, что не смогла ее забыть. Но она сложная в исполнении, глубокого эмоционального накала, поэтому даже мысли не возникало попробовать спеть.

Спустя время по счастливому стечению обстоятельств познакомилась с самим Эдуардом Николаевичем Артемьевым. Оказалась у него в гостях, подарила свой диск, он только вышел — романсы в джазовых аранжировках. Мэтр сказал, ему нравится то, что я делаю, и произнес еще массу приятных слов. Я не удержалась и призналась, что влюблена в одну его песню — из «Цирюльника». Артемьев вышел на пару минут в другую комнату и вернулся с нотами «Запретной любви», которую разрешил исполнять. Как же я была счастлива!

Несколько раз пыталась за нее взяться, но ничего не получалось. И вот пять лет назад Никита Михалков к своему юбилею устраивал гала-концерт в Доме музыки. Я получила предложение исполнить песню Артемьева с Симфоническим оркестром кинематографии под руководством Сергея Скрипки. Обрадовалась, начала усиленно заниматься. И снова — ноль! Не выходит... Чтобы не ударить в грязь лицом, решила отказаться. Ведь если делать, то действительно круто, верно? Внезапно скрутил приступ острого панкреатита — такой силы, что не могла пошевелиться, лежала пластом. Все дела отпали, чем себя занять? Начала разбирать «Запретную любовь» шаг за шагом. Через неделю приехала на репетицию — и сложные ноты зазвучали!

Когда появилась возможность выйти на сцену в «Трех аккордах», я своего шанса не упустила. Это единственный проект на нашем ТВ, в котором артист может браться за любой материал в жанрах, близких к шансону. Кадр из передачи «Три Аккорда»
Фото: Максим Ли/предоставлено Первым каналом

На юбилее Никиты Сергеевича я все же выступила. После концерта подходили зрители и говорили: «Простите-извините, Нина! Мы совсем иначе о вас думали...»

— Как?

— Наверное, открытость в общении принимали за легкомысленность. Думали, раз эффектная внешне, значит, петь не умеет.

После того юбилейного вечера я поняла, что добилась настоящего успеха. Среди публики в зале были великолепные артисты, и в их глазах стояли слезы... Эта песня стала для меня личным Эверестом, который смогла покорить.

Откровенно говоря, в самом начале не все друзья серьезно относились к моему маниакальному погружению в профессию. Конечно, это задевало.

За мной не стояли влиятельные мужчины. Я всю жизнь стремилась петь, зачастую в ущерб личной жизни. Однако собирать концертные залы стала только лет десять назад благодаря участию в программе «Романтика романса» на канале «Культура». Сама не заметила, как превратилась в активно гастролирующую певицу, выступающую в филармонических залах по всей России.

Удивительно, но чем известнее я становилась, чем престижнее были концертные площадки, тем больше волновалась, ощущая колоссальный груз ответственности. Как-то попалась на глаза психологическая статья о синдроме самозванца. И я поняла: речь-то в ней идет обо мне!

Всю жизнь мучаюсь сомнениями в заслуженности успеха. Случалось такое: допустим, стою в кулисах Кремлевского дворца перед выходом на сцену в концерте ко Дню милиции. И думаю: сейчас подойдет кто-нибудь из распорядителей и спросит «А вы-то что тут делаете?!»

Каждый проект дается мне большим усилием воли. Сначала кажется — не смогу, надо отказаться. И только потом, репетируя, вживаясь в материал, убеждая себя, что справлюсь, создаю новые сложные программы.

— Вы ведь и в кино попали. У Глеба Панфилова «В круге первом» сыграли небольшую роль певицы Нины. Как это случилось?

— Лет пятнадцать назад на старый Новый год подруга пригласила спеть в ресторане. Настроение было тоскливым — работы у артистов в январе нет. Поехала конечно. После выступления она же и подвела меня к столику, за которым сидели Инна Михайловна Чурикова с супругом Глебом Анатольевичем Панфиловым. От волнения ноги подкосились, дыхание перехватило — они же великие. Оба услышали меня в тот вечер первый раз.

— Нина, а вы знаете романс «Уходит вечер»? — спросил режиссер. По удивительному совпадению как раз на днях я его разбирала.

Оказалось, именно эта песня задумывалась Панфиловым как лейтмотив к фильму «В круге первом». Когда он услышал меня со сцены, придумал роль подруги одной из дочерей генерального прокурора. Моя героиня, согласно его замыслу, должна появиться в ключевой сцене. Помните новогоднее застолье на фоне серой безысходности? Смех, громкие разговоры, звон фужеров...

А дальше все было как в анекдоте: «Поедете сниматься к Спилбергу?» — «Ой, у меня ёлки!»

Глеб Анатольевич называет дату, я в ответ лепечу:

— У меня концерт в Ярославле. — Все за столом развернулись в мою сторону и посмотрели с жалостью. — Я все отменю! — пообещала растерянно.

На съемочной площадке провела три дня: грим, примерка костюма, сами съемки. Панфилов — личность огромного масштаба, с мощной энергией, которая перетекает в тех, кто рядом.

Тогда я переживала сложный период, казалось, что загнана в тупик, что жизнь закончилась. Глеб Анатольевич, видимо, уловил мое состояние и прощаясь сказал: «Нина, потерпите немножко. Все будет хорошо. Надо научиться ждать».

И действительно, все стало налаживаться...

— Не могу не спросить: почему вы когда-то отказались от красивого имени Нинель, данного при рождении? В результате получилась путаница, ведь с таким же именем есть театральная актриса.

— Ниной меня звали дома, хотя по паспорту я действительно Нинэль (неграмотная паспортистка неправильно написала имя, которое пишется через «е»). Так назвал меня папа. Но в 1996 году я доверилась Максиму Дунаевскому, с которым делали один проект. Он порекомендовал поменять жанр, упроститься. Сказал: «В России с таким именем не раскрутиться». Теперь жалею, но уже поздно.

C Эдуардом Артемьевым на юбилейном концерте «Территория любви»
Фото: из архива Н. Шацкой

— Вы упомянули синдром самозванца. Психологи так называют состояние, когда кажется, что успехи случайны и на самом деле ты ничего не стоишь. Откуда он у вас, как вам кажется?

— Дело в том, что в музыке мне не давалось все столь же легко, как папе. (Аркадий Шацкий — музыкант, дирижер джаз-оркестра «Радуга». — Прим. ред.) Официальное профильное образование у меня одно — музыкальная школа. Может, в этом причина. Но учиться лишь ради корочки неинтересно. Я собираю залы, а некоторые коллеги с прекрасными вокальными данными и дипломами музыкальных вузов уходят со сцены под стук собственных каблуков. Я всю жизнь учусь. И у отца, и у своих музыкантов.

Тем более что тридцать лет занимаюсь вокалом с профессором академии Гнесиных, прекрасным педагогом Натальей Зиновьевной Андриановой. До сих пор хожу к ней на уроки.

Чтобы не сложилось впечатление, будто кроме музыкальной и общеобразовательной школы я нигде не училась, скажу, что это не так. Окончила Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, по специализации управление. Это мне очень помогло, ведь на первых порах я была сама себе продюсером. И ясно понимала, что и как следует делать.

Со временем научилась бороться со страхами и нерешительностью. Раньше мне было легче отказаться, чем потерпеть поражение. Теперь берусь и делаю, хотя не исключаю неудач.

— Возможно, в более легком жанре скорее пришла бы популярность?

— Много лет назад, когда приходилось искать продюсеров для своих музыкальных проектов, мне советовали: «Смени, Нина, репертуар...» Но ведь «легкая» музыка — это отдельный жанр, причем сложный. Надо уметь петь определенным образом, а я не желаю подстраиваться, хочу кайфовать от того, что делаю.

Дорога к успеху выстлана сомнениями, полита кровью и потом. Разные продюсерские проекты, в которых участвует молодежь, быстро выстреливают, но с такой же скоростью и сдуваются. Долгий забег предполагает, что к успеху приходишь уже зрелым человеком.

Признаться, иногда я думала: может, выбрала не тот путь? Может, надо было с кем-то из значимых мужчин в своей жизни создать семью, родить детей? Но я не хотела становиться домашней наседкой, подчиняться, делать то, что говорят. Близких мужчин раздражало, что меня часто не бывает дома. Что когда прилетаю, надо встречать в аэропорту, а не хочется выглядеть службой сопровождения — «Я сам с усам...»

Понимаю, меня трудно выдержать партнеру с амбициями, положением. Если его энергетической массы не хватает, значит — не мой человек, до свидания.

— И какой же ответ на вопрос — может, действительно не так построили свою жизнь?

— Ответ — все сделано правильно. Никто не дал бы мне более интересной и яркой судьбы, чем та, которую выбрала сама. Конечно, впереди старость, и я не знаю, насколько она окажется счастливой, да и вообще что там ждет «за горизонтом».

Впрочем, все, что уже случилось, невероятно! По эмоциям, впечатлениям.

Когда улетала в далекое путешествие с фотоаппаратом куда-нибудь в Гималаи, Пакистан или Афганистан, иногда зажмуривалась и думала: «Что я творю?! На эти деньги можно сделать хороший ремонт, купить новую машину, построить дом. А я все заработанное тратила на поездки. Выбирала дорогу, а не «домик в деревне». Меня устраивал тот скромный быт, который смогла организовать, оставаясь незамужней.

По-настоящему оценила годы странствий, когда объявили карантин, подумала: какое счастье, что поколесила по свету. Мир может захлопнуться в один момент, и путешествия станут невозможны...

— Скромный быт в вашем случае — это что?

— Небольшая квартира в не самом престижном районе Москвы, которую помог купить брат. Первые лет семь после приезда в столицу я снимала комнату — даже не квартиру.

Заработанное вкладывала в профессию. Дома хранится огромная библиотека аранжировок, сделанных специально для меня — под симфонический оркестр. Сейчас многие музыканты друг у друга подворовывают благодаря Интернету, не парясь насчет того, как все это звучит. Я так не хочу.

Никогда не жалела денег и на концертные наряды. Ходила осенью, зимой и весной в одном демисезонном пальто, зато концертные платья обновляла постоянно.

Оценила годы странствий, когда объявили карантин: какое счастье, что поколесила по свету. Мир может захлопнуться, и путешествия станут невозможны... В пустыне Сахара, Марокко
Фото: из архива Н. Шацкой

Когда кто-нибудь из обеспеченных друзей оказывался у меня в гостях, восклицал: «Как?! Ты живешь так скромно?!» А мне было все равно, поскольку знала, чего хочу: петь хорошую музыку и выглядеть на сцене эффектно. «Держи фасон!» — вот мой девиз.

Долгое время чего только о себе не слышала! И что за мной стоит влиятельный мужчина, и что не знаю счета деньгам, и что путешествую по свету исключительно на частных самолетах и яхтах... На самом деле все не так.

Благодарна родителям и самой себе за дар быть счастливой, довольствуясь немногим. Например на концерте в консерватории я пла?чу от восторга. То же чувство переполняет, когда просто вижу красивый закат.

— Интересно, что с первым и единственным мужем, которого обрели всего год назад, вас связала именно музыка. (Нина замужем за медиамагнатом Павлом Гусевым. — Прим. ред.)

— Мы встретились два года назад на дне рождения журналиста Алексея Пушкова, с семьей которого давно дружу. Гостей было много, я опоздала, и мое место оказалось занято. Именинник пригласил за свой стол, где сидел Павел Николаевич. Естественно, мы познакомились...

Я пела, в глазах Павла стояли слезы. Это произвело впечатление, ведь он показался человеком очень сдержанным.

В тот вечер мы обменялись телефонами, и я уехала в умопомрачительную поездку по Афганистану, Киргизии и Таджикистану. Вернулась переполненная впечатлениями, энергетикой гор. Как-то гуляла по центру и вдруг раздался звонок:

— Нина, вы где? Надо же, это рядом со мной. Давайте перекусим.

— Давайте!

Встретились в ресторанчике, пообедали, мило пообщались. Не предполагала, что нас может что-то связать.

— Почему же?

— Буквально на втором свидании узнала, что Пашин брак распался и он находится в процессе развода. Очень сложного... Специально эту тему не затрагивали, но Павел сказал: «Возможно, я более одинок, чем вы...»

Еще обмолвился о пятерых детях. Мелькнула мысль: отец большого семейства, постоянно погружен в проблемы.

Поразительно, что раньше мы никогда не встречались и друг о друге не знали. Он обо мне — совсем ничего, я же слышала фамилию Гусев, читала газету, которую издает. Пожалуй, все...

Мне было интересно с ним общаться. Взрослый человек с наполненной, длинной жизнью. Незаурядный, глубокий, образованный...

Странные обстоятельства нас связали, но, видимо, так уж звезды сошлись... Музыка, которую я исполняю, не оставляла Павла равнодушным, но он имеет вполне определенное представление о шоу-бизнесе, эстраде. Для него многие из этой сферы — люди легкомысленные, другое дело театр и театральные актеры.

Вероятно поэтому был поражен тем, что у меня приличная репутация, что его друзья Нину Шацкую уважают. Для Павла, я заметила, это многое значило.

— Удивительно, что взрослый мужчина, прошедший через трудный развод, женился вновь. Да еще так быстро...

— Для меня это тоже загадка. Когда начали встречаться, он говорил, что не представляет пока дальнейшую жизнь. Но вероятно, мужчине, который постоянно был женат, трудно быть одному.

— Вы вышли бы за меня? — спросил однажды.

— Павел Николаевич, вы несвободны, а я не люблю сослагательного наклонения. Давайте вернемся к этому разговору позже, — ответила в шутку.

Подумать не могла, что действительно стану его женой. И когда расписались, все никак не могла привыкнуть к статусу замужней дамы.

— О том, что вы вместе, газеты долго молчали.

— Как уже сказала, для Павла и его детей тот период был непростым, поэтому решили расписаться без шумихи. Шестнадцатого апреля 2019 года отправились в ЗАГС на Кутузовском проспекте с компанией самых близких друзей. После росписи выпили большущую бутылку коллекционного шампанского, подаренную подругой.

— Каждая девочка мечтает побыть невестой. От белого платья не отказались?

— Поскольку все решили буквально за три дня, особенно подготовиться не успела. Да и, наверное, в детстве «перемечтала» на эту тему. Дорога из школы до дома пролегала мимо ЗАГСа, у которого зависала часами, рассматривая машины с куклами на капотах, невест в фате и белоснежных нарядах. Иногда родители возвращались вечером домой, а дочери нет. Сразу бежали к ЗАГСу, зная, что ребенок поглощен созерцанием чужих свадеб. Я бесконечно рисовала невест и, видимо, пресытилась ими. В юности уже не хотела ни фаты, ни пупсов на машинах. У родителей ведь тоже не было особенного торжества, и брат женился скромно. Семейная карма Шацких, не иначе.

Иногда думала: может, выбрала не тот путь? Может, надо было с кем-то из значимых мужчин в своей жизни создать семью, родить детей? Но не хотела подчиняться...
Фото: из архива Н. Шацкой

— Нина, скажите что-нибудь жизнеутверждающее тем женщинам, которые мечтают о браке, но не нашли пока достойного мужа.

— Очень важно жить в мире с собой. Желание лишь бы быть замужем — дорога в клинику неврозов. Если не находится тот, кто ваш мир как минимум не разрушит, живите счастливо одна. Находите друзей, разделяющих ваши интересы.

К счастью, я всегда общалась с узким кругом тех, кто тепло ко мне относился. Когда отношения — любовные или дружеские — рушились, предпочитала сказать до свидания, чем терпеть и унижаться. Часто расставание сопровождалось огромным стрессом, но уж лучше так, чем болезненные компромиссы.

Педагог, которая вдохнула в меня жизнь как в исполнителя, моя вторая мама Наталья Зиновьевна Андрианова, повторяла: «Нина, все будет! Судьба придет, на печке найдет».

У кого-то, возможно, так и происходит. Я же убеждена: нельзя сидеть и ждать, надо двигаться, особенно когда наваливается хандра. Оденьтесь, сделайте красивый макияж и идите туда, где ваша судьба может измениться.

Мечты притягивают обстоятельства, но мечтать надо уметь. Это вообще вещь опасная... Можно получить демона вместо ангела. Ошибетесь в запросе, и Небеса пошлют того, кто превратит вашу жизнь в ад. В моей судьбе случались лишь те проекты, которые я могла представить в деталях, мельчайших нюансах. Если «не видела», то и в жизни они не происходили.

— Между вами и будущим супругом долгое время существовала дистанция, обращение на «вы». Когда раскрылись глаза и стало понятно — «Да это же мой человек!»?

— Еще до свадьбы мы отправились отдыхать, провели не расставаясь несколько дней, и я поняла: с Пашей уютно. Давно не чувствовала себя настолько защищенной. Мне нравится состояние покоя, расслабленности, которое испытываю рядом с мужем. Он тот, кто принимает решения. Конечно, если вопрос не касается моей профессии.

Павел сразу предупредил, что не станет заниматься моим творчеством, давай-ка сама... Хотя я не возражала бы переложить часть забот на его плечи, но это не наш случай.

При этом чего только не слышу по поводу своего замужества! И что корысть, и что брак фиктивный. Да и вообще, эта Шацкая — ушлая проныра...

— Прямо в лицо такое заявляли?

— Нет, передавали друзья семьи. К счастью, я давно научилась абстрагироваться от негатива, хотя думала, что никогда не привыкну к подобному. Спасибо в очередной раз проекту «Голос». Коллеги тогда говорили: «Нина, только не читай комментарии!»

Я читала. Однажды провела за этим занятием всю ночь. Сначала захлебывалась от волны человеческой злости, не понимая: как можно писать подобные мерзкие оскорбления, за что?! Переходила в чужие аккаунты, желая понять, как эти люди живут, чем? Это же моя публика...

Хотелось увидеть лицо человека, который буквально исходит желчью в мой адрес. Оказалось, самые болезненные и грязные слова пишут ущербные, несчастные люди. Они тратят драгоценную жизнь на то, чтобы оскорблять других. Иногда не удерживалась и писала: «Мне вас жаль! Пройдите мимо, если вам не нравлюсь». Как бы там ни было, я получила эффективную прививку, научилась терпимее относиться к агрессии и не реагировать на чужое мнение.

— Нина, вы даете женщинам надежду на то, что и после пятидесяти жизнь продолжает искриться, что счастье приходит не только к молодым и ранним. У вас самой не было сомнений в том, что время упущено?

— Так получилось, что кризисы и переживания — «О боже, мне уже сорок! Пятьдесят!» — обошли стороной. Четыре года назад я отметила юбилей концертами в Театре Градского и Доме музыки. Чувствовала себя превосходно. В тот момент у меня не было близкого мужчины и шикарные подарки сделали те, с кем соединяла исключительно дружба. Устроили банкет в ресторане, выпустили книгу...

Конечно, в творческих проектах мне помогали мужчины, с которыми связывали отношения. Но чаще подставляли плечо те, кому просто нравилось, что я делаю, кому любопытно наблюдать, как борюсь за выживание.

Как-то попалась статья о синдроме самозванца. И я поняла: речь-то идет обо мне! Всю жизнь мучаюсь сомнениями в заслуженности успеха
Фото: Енисей Абрамов

— Наверняка находились «тактичные» приятели, которые не стеснялись спросить в лоб: «А чего не замужем? Детей думаешь заводить?»

— Постоянно! Едва скажу «У меня новость!», кто-нибудь обязательно поинтересуется: «Выходишь замуж?» Когда узнавали, что под «новостью» имею в виду вышедший диск или концерт, смотрели с сожалением. То, что у меня самой вызывало ощущение счастья, других оставляло равнодушными.

— Обычно девочки неосознанно стремятся повторить судьбу матери...

— Родители всегда были вместе, смотрели в одну сторону и занимались одним делом. Отец создал в Рыбинске уникальный оркестр, мама заведовала Домом культуры, на базе которого папин коллектив репетировал. Говоря современным языком — мама была папиным продюсером. Я росла в творческой атмосфере. Школьные уроки заканчивались, и я ехала к папе на репетиции. Мама, кстати, занималась и другими коллективами, созданный ею хор мальчиков «Соколята» известен в хоровом сообществе России.

Я всегда искала мужчину, с которым смогу начинать и продолжать вместе одну фразу — как у родителей, они даже молчали об одном и том же. Это случается с теми, кто создан друг для друга. Возможно, планка, которую сама себе установила, была высока, ну и что? Я не хотела, как многие, сходить с ума от ненависти к человеку, с которым живу, искать компромиссы, только бы оставаться в статусе жены, зачастую формальном.

Может, это неправильно, но родители никогда не ориентировали меня на семью, замужество, детей. Повторяли: главное — состояться, найти свое призвание. Поэтому, признаться, не возникало мысли родить ребенка, как говорят, «для себя». Я выросла в полной семье и даже не представляю, каково это — когда есть только мама...

Иногда подруги говорили: «Ты эгоистка!» Наоборот, я как раз думала о будущем маленького человечка. Взять на себя ответственность, сознательно лишить ребенка родителя — нет, не готова. Меня можно назвать трусливой, но только не эгоистичной.

Мама в этом поддерживала. Повторяла: «Нельзя рожать без отца. И сама будешь несчастна, и ребенок». Конечно, если б в молодости встретился тот, кто вместе со мной захотел детей, стала бы матерью. Но не случилось.

Недавно прочитала комментарий в Сети: «Как жаль, что такая красивая и талантливая женщина не оставила потомства...» Что человек хотел этим сказать? Для чего? Что искренне сожалеет? Нет, не верю. Скорее ради того, чтобы зацепить, обидеть.

Близкие считают, что мое предназначение — пение. Поэтому никто не подгонял, не убеждал поскорее выскочить замуж, родить. У меня трое прекрасных племянников, у старшего — уже двое своих детей. К счастью, у нас с братом замечательные отношения, он всегда рядом, поддерживал в сложные периоды.

В моем случае сублимация материнства — творчество. Когда не пою, не пишу, не фотографирую, я чахну. В буквальном смысле.

— Создается впечатление, что вы живете в полнейшей гармонии с собой.

— Абсолютно! Я точно знаю, что нахожусь на своем месте, несмотря на то что частенько ругаю себя, бываю неуверенной, сомневающейся. Но видя, как ко мне относятся другие, понимаю, что живу правильно. Не хочу, чтобы моя страстная натура превратилась в унылую жвачку. Хочу оставаться яркой, эмоциональной. Вот это для меня самое важное.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: