7days.ru Полная версия сайта

Екатерина Климова: «Вполне возможно второй раз войти в одну и ту же реку»

Часто убеждалась: стоит заявить категоричное «нет», как — раз! — и делаешь именно то, от чего...

Екатерина Климова
Фото: Сергей Гаврилов
Читать на сайте 7days.ru

Часто убеждалась: стоит заявить категоричное «нет», как — раз! — и делаешь именно то, от чего открещивалась. Все в жизни возможно, было бы желание...

— Катя, год назад в «Караване историй» вышло ваше интервью с фотосессией из Израиля. Тогда мы с вами мечтали о наступающем 2020-м... И вот скоро скажем ему «Прощай!» С каким чувством это произнесете?

— В новый, 2021 год не спешу. Хотя встретим его с радостью. Дома, за городом, нарядим елку, подарим друг другу подарки. Я никуда не поеду, не убегу, буду наслаждаться моментом. Раньше со старшей дочерью второго января могли улететь в Вену послушать оперу или куда-нибудь на горнолыжный курорт. Но эта традиция осталась в прошлом, слишком большая семья. Хочется быть вместе.

2020-й — год удивительный, непохожий ни на один из тех сорока двух, которые я прожила. Успокаивает то, что весь мир — в одной лодке, не мы одни угодили в передрягу. Как выяснилось, человек по своей природе живуч и умеет приспосабливаться к любым условиям.

Надеюсь, нас этот год вразумит, заставит пересмотреть какие-то ценности, убеждения.

Пауза, на которую я была вынуждена себя «поставить», оказалась крайне необходимой. Когда нас всех посадили на карантин, сделала это с удовольствием. Неудобно даже такое говорить... Но иначе меня остановила бы сама жизнь, отправив, например, на больничную койку.

— Почему «не дожидаясь перитонита», вы сами не нажали кнопку «Стоп»? Екатерина Климова — состоявшаяся актриса. Может, уже нет смысла держать темп, заданный в молодости? Или это финансовая необходимость?

— Разгон берется не в один день. На длинную дистанцию выходишь в молодости, когда только начинаешь стремиться к успеху, чего-то добиваться. Профессия обязывает находиться в постоянном тонусе, поэтому никогда не позволяла себе быть избирательной, долго ждать своего Спилберга. Да и большая семья, как вы понимаете, обязывает...

Я неслась вперед, не имея возможности хоть немного сбавить темп. Ведь существуют многолетние контракты, рабочие графики, расписанные на год вперед. И к ним постоянно добавляются новые. Если раньше моя занятость составляла десять дней в месяц, затем — двадцать, то в последнее время свободными оставались буквально часы. Даже в редкий выходной я не была предоставлена самой себе. Он посвящался встречам с учителями детей, красоте, здоровью, организации каких-нибудь праздников, которых в нашей семье немало.

Когда я что-то должна сделать и не делаю этого из-за элементарной нехватки времени, испытываю муки совести. Но находясь полгода дома не по своей воле, себя не грызла, а наслаждалась выпавшей возможностью побыть «просто мамой».

Однажды решила проехаться на велосипеде вокруг дачного поселка и неожиданно осознала, что ПРОСТО катаюсь, а не мчусь по каким-то делам — в магазин или за ребенком. И признаюсь, испытала восторг. Неужели такое возможно — беспечно колесить по лесной дорожке и совершенно ни о чем не думать?

Профессия обязывает находиться в постоянном тонусе, поэтому никогда не позволяла себе быть избирательной, долго ждать своего Спилберга
Фото: Сергей Гаврилов

Я увидела наконец невероятно чистое, ясное, высокое небо над Москвой. Ощущение, будто лет десять таким его не видела, а может, попросту не замечала?.. Или, помню, отправились с детьми гулять по городу и я, коренная москвичка, поймала себя на мысли, что впервые попала на набережную в районе «Музеона» и в парк «Зарядье».

— Для многих родителей самоизоляция стала потрясением. Выяснилось, что они страшным образом устали от общения с детьми 24/7. И процесс обучения онлайн тоже вызвал нервные расстройства.

— Мое лето было посвящено поступлению Лизы в институт, на этом я и была сконцентрирована. Остальные чада ушли на второй план. Каждый жил по собственному расписанию, благо в нашей Ломоносовской школе очень грамотно построен учебный процесс. Уроки по «Зуму» мои взрослые дети быстро освоили. Оставалось лишь обеспечить каждого гаджетом. Педагоги у нас замечательные, сами контролировали процесс, держали ребят в тонусе, мне не требовалось излишне напрягаться.

Как уже сказала, фокус внимания был нацелен на старшую дочь. Всякий раз, когда Лизе хотелось вырваться и отдохнуть, я ее быстренько осаживала. Мы ведь оказались в замкнутом пространстве и разные «пойду гулять или в клуб» были невозможны. У дочери не осталось ни единого шанса расслабиться. То вместе читали вслух, то она занималась, то я усаживала ребенка рядом, чтобы посмотреть какое-нибудь кино — по программе.

Как-то включила «Тихий Дон» с Быстрицкой и Глебовым. Меня в очередной раз пробило до слез! Говорила дочери: «Смотри, как мощно! Как гениально играют» — но, похоже, Лизу это не особенно цепляло. Другое поколение...

— А младшей, Белле, в полном объеме доставалось мамино внимание?

— Конечно! До сих пор приходится показывать ей то плие, то «ласточку», то первую позицию, то вторую, благо в театральном институте у меня был «станок». Белле очень нравятся бальные танцы, она с удовольствием занималась, пока уроки офлайн не прикрыли. Продолжаем осваивать хореографию дома.

— Ей всего пять, видимо, онлайн-занятия для таких малышей не очень подходят?

— Белле нравится заниматься онлайн, но все же преподаватель должен быть рядом, держать за руку, смотреть, а через экран внимание ребенка не удержать. Пять минут посидит, и все — убегает. Английский, которым Белла занималась последний год, тоже пришлось пока отложить до лучших времен. И музыкальную школу... Мы поступили на подготовительное отделение, но и там занятия отменили. В общем, Белла — самая у нас пострадавшая.

— Зато для старшей дочери год оказался счастливым — Лиза стала студенткой журфака МГУ. Об этом вы просили на Святой земле год назад? В нашем интервью говорили, что мечтаете о том, чтобы Елизавета нашла свой путь, выбрала дело по душе.

— Просила, верно. И видите — сбылось! Мы с Лизой вместе мечтали о том, чтобы поступить в старейший университет страны, учиться в здании на Моховой. Когда впервые поднялись по его мраморной парадной лестнице, дочь сказала: «Такое чувство, будто я дома...»

За моей спиной — стая, большая семья, и это придает сил, срабатывает инстинкт самосохранения, поэтому я не распускаюсь, не паникую
Фото: Сергей Гаврилов

То же самое много лет назад произошло и со мной. Я вошла во внутренний дворик Щепкинского театрального института и поняла: мое!

Журналистика для молодой амбициозной девушки — прекрасная профессия. Она позволяет расширить кругозор, широко мыслить, грамотно говорить. Лиза — абсолютный гуманитарий, хотя у нее есть и актерские задатки: хорошо поет, двигается. Но желанием идти в театральный дочь не горела, а наша профессия предполагает способность переть как танк, иначе смысла нет.

Последние два года мы искали верную дорогу, стараясь нащупать, на что откликается ее сердце. Ходили с Лизой на спектакли в студенческие театры, в родную «Щепку» и, конечно, в «Табакерку». Чтобы сравнила атмосферу, поняла собственные чувства. Я видела, что порыв у дочери был, оставалось правильно преподнести саму возможность выбора. Об актерской профессии она все знает, как говорится — в теме. Случается, ее приглашают на пробы, на интервью вместе со мной.

Но хорошенечко подумав, проанализировав свои плюсы и минусы, взвесив за и против, Лиза выбрала журналистику. Понятно, что выбор произошел не без моей подсказки, но и без давления.

— С такими яркими внешними данными, как у нее, видимо, стоит ориентироваться на телевизионную журналистику.

— Главное — понять направление, которое ей в принципе интересно. Можно работать и в жанре интервью или тревел-журналистики, создать свою авторскую программу. Вариантов масса.

— Для журналиста важно, чтобы язык был подвешен.

— Она у меня бойкая девушка. Особенно удаются споры. Юности вообще свойственна убежденность, что все на свете знаешь. Осталось приобрести глубокие знания.

Наконец я выдохнула, могу расслабиться. Лиза зажила взрослой — студенческой — жизнью. В университете она как рыба в воде. Ей страшно все нравится!

— В МГУ, как известно, сильный студенческий театр. Может, и журналистка Лиза придет рано или поздно на сцену или в кино? Мария Шукшина, например, по профессии переводчик.

— Это скорее исключение из правил. Я — за профессионализм и против дилетантства. Представьте, как играла бы Ермолова, если бы ей приходилось утром бежать на завод, отстоять смену у станка, а вечером выходить на сцену.

— Директор любительского театра из «Берегись автомобиля» считал: играла бы значительно лучше... Но вернемся к вашим проблемам. Итак, старшая — студентка, младшим до институтов еще далековато. Пару лет можете отдохнуть.

— Не получится, теперь переключаюсь на Матвея: восьмой класс, пора определяться с профессией. Товарищ он у нас сложный...

— Осенью в вашей семье были сплошные праздники. Слежу за вашим «Инстаграмом*» и вижу: гуляете на широкую ногу.

— Дни рождения шли чередой — Белке исполнилось пять, Корнею двенадцать, Матвею четырнадцать.

У Корнея не обошлось без приключений. По традиции сын собрал одноклассников, у них очень дружный класс, все праздники вместе. Обычно мы объединяемся с одной мамой — у ее сына Андрея разница с Корнеем в несколько дней — и организовываем посиделки.

Большая ошибка — считать, что есть волшебное средство, которое без усилий сделает тебя красивой. Нет, чудес не бывает! Только сама!
Фото: Сергей Гаврилов

Обе — творческие девушки, видимо поэтому перепутали даты. Гости собрались в субботу, когда я играла спектакль. Вроде заранее все обсудили с Виолеттой — место, тортик, фотографа, а насчет дня не поняли друг друга. Так что на праздник к собственному ребенку я не попала. Но несмотря на накладки, Корней был счастлив: батутный центр, друзья, папа приехал.

Важно, что в сам день рождения мы всегда вместе, это железная традиция. Просыпается именинник, и вся семья в пижамах заявляется к нему в комнату с шариками, тортиком. Иногда самодельным. Поем «С днем рождения!», вручаем подарки. Раньше отмечали день в день. Теперь дети выросли и празднуем дважды: дома семьей, с бабушками, затем — с друзьями.

Матвею не так везет, как Корнею... В прошлом году он накануне сломал ногу, в этом — пандемия, так что снова отмечали узким кругом.

— На дне рождении Беллы был счастлив не только ребенок, но и его родители. Видела ваши с Гелой Месхи фотографии, оба буквально светились.

— Спасибо! Так и есть... Мы счастливые родители замечательной девочки. Пусть так все и будет. Конечно, день рождения дочери стал для всех большим праздником: аниматоры, мыльные пузыри, фокусники, куча детей — из садика, с дачи. У Белки много друзей и подружек. Ситуация в городе могла усложниться в связи с вирусом, но мы решили: все равно отпразднуем. Пришлось, правда, бабушек оставить дома, чтобы не рисковать их здоровьем. Но так хотелось выйти, красиво одеться... Соскучилась по состоянию праздника. Сняли ресторан, подходящий для малышей, — с горками, кукольным миром.

— Катя, ваше мнение: в отношениях можно дважды войти в одну реку?

— Почему бы и нет? Ни от чего не зарекаюсь. Часто убеждалась: стоит заявить категоричное «нет», как — раз! — и делаешь именно то, от чего открещивалась. Все в жизни возможно, было бы желание... Разумеется, не только твое, но и другого человека. Люди меняются. Нельзя выйти из комнаты, через пять лет вернуться в нее и встретить абсолютно не изменившимся того, с кем рассталась годы назад. Он ведь тоже стал другим. И вот в этом новом состоянии обоих может случиться переосмысление. А значит, вполне возможно второй раз войти в одну и ту же реку.

— У Анжелины Джоли вроде новый роман, если верить прессе. А у вас, Катя, какие новости?

— Рада за Анжелину. У меня все стабильно. Полная гармония.

— Давайте обсудим еще ваш загородный дом. Вспоминаю, что год назад и насчет него желание загадывали — хотели поскорее закончить стройку. Судя по вашей ленте в Сети, оно тоже сбылось?

— Процесс идет, нет предела совершенству. Занимаемся ландшафтом, дизайном интерьеров, разбираемся с электрикой, что-то улучшаем в деталях. Появилась потрясающая веранда, которую подарила программа Наташи Барбье. Это оказалось так кстати! Мечта была, а возможности куда-то выезжать, искать рабочих, впускать их в дом во время карантина — нет. А тут проверенные профессионалы — в общем, все совпало.

На съемках ролика Garnier Color Naturals
Фото: предоставлено маркой Garnier

Помню свою радость от того, как мои идеи по поводу внешнего вида веранды осуществлялись прямо на глазах.

Были и грядки с зеленью, и цветочки. Намучилась с помидорами, думаю, такой опыт больше не повторится. Какие-то они не такие выросли... Усилия не стоили результата. И картошка разочаровала. Другое дело огурцы и кабачки! Сами прут. Но самое крутое — ягоды. Берешь прямо с куста в ладошку, вдыхаешь аромат, не спеша ешь... Дети паслись — каждый у своего кустика. А клубничка, земляничка... Полнейшее счастье городского жителя.

— Что оказалось в самоизоляции самым сложным?

— Выйти из нее и вернуться в привычный ритм. Обленилась я...

Первый выход на сцену после карантина — в «Любовных письмах», которые играем с Гошей Куценко, дался непросто. Хотя сам спектакль прошел великолепно, мы со зрителями соскучились друг по другу. Но организм сопротивлялся насилию как мог. Не хотел страдать, плакать...

— В новом году исполнится десять лет, как вы стали амбассадором Garnier Color Naturals.

— Десять?! Когда я стала лицом знаменитого бренда, поняла, что достигла определенного статуса. Поэтому ассоциирую Garnier с началом своего успеха и популярности. Взойти на вершину — одно, а удержать планку — другое. Мы с Garnier часто задаем друг другу вопрос: почему никак не расстанемся? И сами же на него отвечаем: потому что людей, которые выбирают наш бренд, становится все больше. Видимо, я совпадаю с философией марки, у нас много общего. Например мы адепты экологичности. В составе краски Garnier Color Naturals натуральные масла оливы, авокадо и карите, которые питают волосы, обеспечивают их блеск и стойкий цвет после окрашивания. Garnier стремится к снижению количества пластика в упаковках, переходя на вторичный пластик. И я несу эту идею, дома мы давно сортируем мусор: пластик отдельно, стекло, бумагу — отдельно.

Как многодетная мама, я озабочена тем, чтобы дети потребляли как можно меньше вредной химии. Garnier — это как раз о полезном. Мы на одной волне, у нас совпадают ценности и внутреннее ощущение мира. Например вместе делаем социальные благотворительные проекты.

Наверное, люди чувствуют нашу искренность. Во время карантина многие писали под моими постами: «Катя, ваша краска — спасение! Так легко краситься самой». Я и сама, если необходимо, справляюсь.

Екатерина Климова
Фото: Сергей Гаврилов

— Убеждена, что вы так долго сотрудничаете с брендом еще и потому, что невероятно молодо выглядите!

— Хорошо выглядеть — это труд. И осознанный выбор женщины. Знаете, даже элементарно организовать свой распорядок дня и пораньше лечь спать требует усилий. Потому что если не высыпаться, никакие кремы, маски и манипуляции косметолога не спасают. Для меня, многодетной мамы, это трудно. Постоянно возникает куча разных дел. Нелегко отказаться и от давней привычки есть на бегу. Или заставить себя регулярно ходить в спортзал. Как все успеть, если я работаю полными сменами? Самая большая ошибка — считать, что есть волшебное средство, которое без усилий сделает тебя красивой. Нет, девушки, чудес не бывает! Только сама! И если бренд видит мои усилия и ценит, меня это радует.

— Катя, многие актрисы признаются: в связи с тем, что вирус ударил не только по здоровью, но и по карману, работы стало меньше, их охватывает паника. Как жить дальше...

— За моей спиной — стая, большая семья, и это придает сил, срабатывает инстинкт самосохранения, поэтому я не распускаюсь, не паникую. Понимаю, что обязана сохранять спокойствие и уверенность в любых ситуациях. Посмотрим, что будет с работой. Пока все хорошо, съемки активно идут, надеюсь, и театр не исчезнет из нашей жизни.

Хочется пожелать самой себе в первую очередь радоваться тому, что есть, уметь останавливаться, говорить: хватит!

Благодаря событиям этого года я наконец поняла, что могу отказываться от некоторых предложений, не хвататься за все и сразу. Посмотрим, насколько это осуществимо, ведь с другой стороны, нельзя забывать о нюансах актерской профессии... Преподаватели в театральном нам внушали: «Если остановитесь, вас перелистнут и забудут».

Да, в затылок дышат молодые и амбициозные, а те, кто впереди, не хотят уступать дорогу. Поэтому актеры, попав в обойму, несутся как бешеные. Чтобы не выпасть... Выбора, по сути, нет: или не останавливайся, или уступи дорогу. И все же для себя я решила: работа — это не всё!

Из этого года мы все выходим другими. Среди знакомых взрослых женщин одни поступили в институт, другие стали снимать кино онлайн, третьи — тортики выпекать. Сама я летом занялась вокалом, чего раньше из-за отсутствия времени не могла себе позволить. Практически подготовила творческий вечер — со стихами, песнями, романсами. В трудные времена не нужно бояться пробовать что-то новое, развиваться. И мне это нравится!

Подпишись на наш канал в Telegram

* Организация, деятельность которой в Российской Федерации запрещена

Статьи по теме: