7days.ru Полная версия сайта

Ирина Основина: «Не терплю, когда называют артисткой»

Узнавать на улицах ее стали после выхода на экраны фильма Александра Рогожкина «Особенности...

Ирина Основина
Фото: кинокомпания «Русское»
Читать на сайте 7days.ru

Узнавать на улицах ее стали после выхода на экраны фильма Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты в зимний период». Потом были работы у именитых режиссеров — Говорухина, Германа, Бортко, Светозарова, но народная любовь пришла с ролью старшей медсестры Фаины Игоревны в сериале «Склифосовский». Персонаж получился настолько живым, что московские и питерские старушки, остановив ее на улице, обращаются с вопросами вроде: «Милая, вот если у меня рука не поднимается, это к какому врачу?»

— Такие встречи радуют, поскольку свидетельствуют, что в моей Фаине нет ни капли актерства. Для меня это самое главное. Даже в обыденной жизни не терплю, когда называют артисткой. Я Ирина Основина, на счету которой много самых разных характеров, воплощенных на сцене и перед камерой, — вот и все резюме.

— Неожиданное признание, особенно если учесть, каким долгим и непростым был ваш путь в актерскую профессию...

— Мудрости набираешься с годами, а в молодости, после окончания института, я обзванивала театры с вопросом: «Вам хорошие артистки нужны?» Сейчас смеюсь, вспоминая, какой наивной и самонадеянной девицей была в двадцать с хвостиком.

Впервые вышла на сцену школьницей — в театральной студии при саратовском Дворце пионеров, который сейчас носит имя Табакова. Олег Павлович был любимым учеником легендарного педагога Натальи Иосифовны Сухостав — я прекрасно помню эту величественную женщину, в старости очень похожую на Анну Ахматову.

Ведущих ролей мне почти не давали, что казалось верхом несправедливости — ведь я считала себя самой яркой и одаренной. Уверовав, что нет пророка в своем отечестве, даже не стала после восьмого класса поступать в Саратовское театральное училище. Решила: окончу школу и рвану в Москву.

В столицу заявилась с бабушкиным чемоданом из фанеры, обтянутой дерматином. С такими путешествовали герои любимых послевоенных фильмов, мне казалось, что винтажный экземпляр делает владелицу экстравагантной и таинственной. Документы подала везде, в «Щуке» дошла до третьего тура — и оказалась за бортом. Чтобы не возвращаться в Саратов, устроилась на стройку каменщицей. В бригаде меня все любили и работой особо не перегружали. Я больше танцевала, за что получила прозвище Ирина-балерина. Руководство и коллеги знали, что занимаюсь на подготовительных курсах в Школе-студии МХАТ, и закрывали глаза, если опаздывала на смену или убегала пораньше. Летом снова отправилась поступать и в Школе-студии дошла до третьего тура.

Не найдя своей фамилии в списке допущенных к следующему этапу испытаний, очень расстроилась. Стою пригорюнившись у стенда с объявлениями — вдруг рядом возникают двое мужчин средних лет азиатской наружности.

— Не прошли?

— Нет.

— А не хотите поехать в Ташкент? У нас в театрально-художественном институте на факультете актерского мастерства набирается русский курс. Если согласитесь, с этой минуты можете считать себя студенткой.

— Даже прослушиваться не надо?

— Нет. Мы вас видели на втором туре — вы нам подходите.

Так с заветным фанерным чемоданом я оказалась в Ташкенте. Замечательный город: приветливые люди, всегда тепло, овощи-фрукты на базарах стоят копейки. Меня назначили старостой курса, учиться было интересно, появилось много друзей. Неприятным воспоминанием из того времени остался визит в обком КПСС. Началось с того, что меня пригласил к себе в кабинет ректор Рахманов. Мамаджан Рахманович был очень душевным и остроумным человеком, но тут я поняла, что он чувствует себя неловко.

— Ира, тебе нужно съездить к третьему секретарю обкома.

— Зачем?

— Он лично знакомится со всеми студентами творческих вузов, которые курирует как секретарь по идеологии.

— Со всеми студентами или только со студентками? — уточнила я, уже слышав о вечеринках с участием партийных боссов.

— Съезди.

— Мамаджан Рахманович, мне только восемнадцать исполнилось, я девушка...

— Просто побеседуешь.

Пришлось ехать. Когда представилась, хозяин высокого кабинета окинул меня взглядом, задал пару дежурных вопросов: нравится ли Ташкент, хорошо ли учусь — и получив односложные ответы, попрощался. До сих пор не знаю — то ли внешне ему не понравилась, то ли партийный босс сразу почувствовал мой суровый настрой, только никаких предложений не последовало.

«Фамильный» нос унаследован мной по женской линии — он был точной копией маминого, бабушкиного и прабабушкиного
Фото: из архива И. Основиной

Спустя несколько дней подходит однокурсница: «Жалко, что так бережешь невинность, — могла бы кучу денег заработать».

На втором году жизни в Ташкенте все чаще стала задумываться о том, что пора перебираться в Москву. Близкая подруга Наталья Горская, учившаяся вокалу в местной консерватории, тоже собиралась уезжать домой, в Таллин. Наташка была очень смелой, продвинутой и по-европейски стильной — недаром выросла в Прибалтике. Мой институт располагался напротив резиденции главы Узбекистана Рашидова, и Горская по проторенной дорожке пробиралась к той части здания, где располагалась кухня. Лучшие в республике повара ходили у Наташки в приятелях, и через четверть часа она появлялась передо мной, дежурившей в сторонке, с большой тарелкой плова, лагмана, мантов. Устраивались у меня в общаге и пировали вдвоем.

Проучившись в Ташкенте полтора года, решила: все, хватит, перевожусь в Москву. Конкретно — в ГИТИС. Там во время очередного забега с документами между ректоратом и деканатом знакомлюсь с человеком, который говорит: «Если тебя здесь и возьмут, то только на первый курс. Езжай в Минск, у меня там дядя декан актерского факультета — недавно жаловался, что дипломные спектакли ставить не с кем: кого-то отчислили, кто-то перевелся. Покажешься и, уверен, сразу попадешь на третий курс. Сама подумай: зачем два года терять?»

С неизменным чемоданом отправилась в Минск, где все сложилось наилучшим образом: третий курс, стипендия, комната в общежитии и роль Надежды Монаховой в дипломном спектакле «Варвары».

Там же, в Минске, впервые всерьез задумалась над тем, что следует внести коррективы во внешность. У меня были прекрасные волосы, выразительные глаза, и только нос в образ романтической героини никак не вписывался — широкий в основании и с «уточкой» на конце, он был точной копией маминого, бабушкиного и прабабушкиного. Через несколько лет я исправлю «ошибку природы», подвергнув себя трем пластическим операциям, но об этом позже — когда дойдет черед.

С Наташей мы продолжали общаться в письмах и по телефону. Однажды она сказала, что едет в Ленинград, хочет продолжить там музыкальное образование. Договорились встретиться в Северной столице через полгода — во время моих зимних каникул.

Шесть месяцев откладывала деньги со стипендии на поездку, скопила пятьдесят рублей и впервые в жизни отправилась в Питер. Вышла на Витебском вокзале в валенках и с сильно потрепанным чемоданом — этакая Фрося Бурлакова. Отыскав будку с надписью «Горсправка», спросила у тетеньки в окошке:

— Где здесь ближайшая гостиница? — пока она раздумывала, уточнила: — Нет, наверное, лучше на Невском.

Подавшись вперед, «справочница» окинула меня взглядом с ног до головы и сказала с насмешливой улыбкой:

— Ну тогда вам, дамочка, в «Европейскую».

В середине восьмидесятых одна из самых старых и фешенебельных гостиниц Петербурга еще не подверглась глобальной реконструкции — она случилась несколькими годами позже, но несмотря на это продолжала оставаться в престижном списке у отечественных и иностранных туристов. Мое появление у стойки администратора вызвало веселое оживление среди персонала. Стараясь не замечать ироничных взглядов, приосанилась и деловым тоном осведомилась: «У вас найдется номер?»

Номер нашелся, весьма скромный, но плата за него была высокой — четыре тридцать в сутки. В цену входил завтрак, и наутро меня ждало потрясение — «шведский стол». Прежде я ни о чем подобном даже не слышала: набирай в тарелку что нравится и в любом количестве — это ли не чудо?

Наташка, узнав, сколько плачу за гостиницу, пришла в ужас: «Да ты разоришься!» и устроила на постой к знакомому архитектору. Я часами ходила по центру Питера, восхищалась соборами и старинными зданиями — лепниной, витражами, резными дубовыми дверями с массивными латунными ручками. Повсюду звучала иностранная речь, по улицам стайками фланировали одетые «не по-нашему» люди — и это тоже было в диковинку. Я так прониклась особенной атмосферой города, что дала себе слово: обязательно буду здесь жить и работать.

Еще учась в Минске, я задумалась о том, чтобы внести коррективы во внешность. Но Надежду Монахову в дипломном спектакле «Варвары» играла в прежнем обличье
Фото: из архива И. Основиной

Комиссию по распределению выпускников актерского факультета Белорусского театрально-художественного института возглавлял Еременко-старший, предложивший мне на выбор службу в трех театрах — Бобруйска, Гомеля и Могилева. Я взбрыкнула:

— Не хочу на периферию! Буду работать в Ленинграде.

Николай Николаевич понимающе покивал, потом сказал:

— Голубушка, ну вы же знали, что получив диплом, должны как молодой специалист отработать три года там, куда пошлют. К тому же у вас двойка по белорусскому языку.

— Ну и что? — продолжала дерзить я. — Знание белорусского мне никогда не пригодится! И почему это ваш сын может работать в Москве, а для меня Питер заказан?!

В результате поставила галочку напротив Гомеля, однако ехала в этот прекрасный город с твердым намерением задержаться не более чем на три дня. К моему полному удовольствию разговор с директором местной драмы занял четверть часа.

— Знаю наверняка, что у вас замечательная труппа, чудесные спектакли, но мне нужно в Ленинград.

— Это хорошо! — неожиданно обрадовался собеседник. — Дело в том, что у меня нет для вас вакансии.

— То есть вы готовы написать бумажку, что я вам не пригодилась?

— Конечно!

— Только я уже потратила часть денег, которые получила в качестве подъемных. Из ста двадцати рублей осталось...

— С этой бухгалтерией я как-нибудь разберусь — считайте, что ваш долг прощен.

Брать сразу штурмом Питер не решилась — поехала домой в Саратов. В местный драмтеатр даже не сунулась, знала, что вряд ли впишусь в репертуарную политику нового главного режиссера Дзекуна. Подрабатывала натурщицей в художественном училище, где за каждый сеанс неплохо платили. Первый опыт в этом качестве приобрела еще раньше — позировала студентам-художникам, когда приезжала из Минска на каникулы. Помню, как удивлялась про себя: сижу перед парнями голая, а мне хоть бы хны! Наверное потому, что и они смотрят на меня исключительно профессионально — не как на живую женщину, а как на статую или кувшин.

Больше всего я боялась быть нахлебницей, деньги у родителей просила только в крайнем случае, тем более что в семье особого достатка не наблюдалось. Жили чуть лучше, пока отец не начал сильно пить.

Мне было тринадцать, когда однажды на улице остановила соседка: «Ирк, а ты знаешь, что Женька тебе не родной отец?» Меня будто ледяной водой окатили: любимый папка — не родной?! Мамы дома не было, и я с порога вывалила услышанное отцу. Ожидала — посмеется, скажет, что соседка-сплетница все наврала, но папа молча прошел мимо, заперся в ванной, и я услышала, как он плачет.

Евгений Основин был особенным человеком. Петербуржец-ленинградец в шестом поколении, отпрыск старинного рода, в годы войны эвакуированный с семьей в Саратов да так в нем и оставшийся, он писал прекрасные стихи и мучился от своей невостребованности. Умный, начитанный, отец мог быть кем угодно, но поскольку не получил высшего образования, работал на заводе. Он и прежде не чурался спиртного, но после моей встречи с дурой-соседкой стал пить по-черному. Трагически погиб, когда я уже училась в Минске, а мой младший брат Алеша еще ходил в школу.

Про настоящего отца я больше с родителями не заговаривала. Завесу над тайной моего рождения приоткрыла мама — незадолго до смерти. Его звали Шамилем, встретились в Минусинске. Мама после окончания училища работала там воспитателем в детсаду, а он приехал по распределению в местный драмтеатр.

Завязался роман, и вскоре мама поняла, что беременна. Что произошло дальше, мне узнать не удалось: то ли Шамиль не захотел жениться, то ли мама сама от него сбежала к родителям в Саратов, где спустя два года после моего рождения встретила Евгения.

Совсем немного информации получила от маминой тети, служившей актрисой в Московском театре оперетты. Она рассказала, что Шамиль в молодости снялся в небольшой роли в культовом фильме пятидесятых «Человек родился». Я нашла эту картину и мгновенно узнала отца в эпизоде, где его герой катает по гаражу колеса. Мы с ним удивительно похожи. Еще тетя Маша «расшифровала» имя, которое значилось на обороте моих фотографий, сделанных в раннем детстве: Зима, Зимочка. Оказалось, изначально меня звали Зимфирой (почему-то через «и»), а Ирой я стала при удочерении.

Пашков и Цой подружились в художественной школе, именно Максим показал будущему кумиру миллионов первые аккорды, научил играть на бас-гитаре
Фото: из архива В. Калгина

Несколько лет назад загорелась идеей снять автобиографический фильм, где красной нитью проходила бы мысль, что смена имени, фамилии обязательно имеет последствия: влечет за собой крутой поворот в судьбе или вообще заставляет прожить чужую жизнь.

Написала запрос в минусинский театр и получила копию приказа о зачислении в штат на должность артиста Шайфутдинова Шамиля Шамсутдиновича. Пыталась расспрашивать об отце немногих оставшихся в живых актеров, которые снимались в фильме «Человек родился», — никакой новой информации не получила. Очень надеюсь, что кто-то из родственников по линии отца прочтет это интервью и откликнется.

— До рассказа о детстве и родителях вы делились впечатлениями от работы натурщицей. Как долго это продолжалось и как скоро снова оказались в Санкт-Петербурге?

— Поработав пару месяцев и скопив немного денег, поехала в Ленинград — город тогда еще по-старому назывался. Заселившись в гостиницу, сразу начала по справочнику обзванивать театры:

— Скажите, вам артистки не нужны?

Люди либо впадали от моего вопроса в ступор:

— Вам нужно записаться на прослушивание, которые у нас проходят нечасто... — либо веселились от души.

В одном театре, видимо, напала на штатного балагура, который уточнил:

— Хорошие артистки?

— Конечно! Хорошие артистки вам нужны?

Несолоно хлебавши вернулась домой и наутро следующего дня совершенно случайно увидела афишу cаратовского театра миниатюр «Микро» при областной филармонии. Посмотрела их концерт — понравилось. До театра Аркадия Райкина, ставшего образцом для многих провинциальных филармоний, конечно, далековато, но вполне достойно. Пришла к худруку Льву Горелику на прослушивание и была принята в труппу. Меня быстро ввели в репертуар, и вскоре театр «Микро» отправился на гастроли. Единственным минусом во всей этой истории было то, что коллеги, особенно дамы, постоянно меня чморили: и актриса я никакая, и не проявляю ни малейшего почтения к старшим, и за словом в карман не лезу. Старалась не принимать близко к сердцу.

Продвигаясь на восток, «Микро» оказался в Томске. Мне понравились и город, и местный драмтеатр, и его главный режиссер — добрый, позитивный Миша Борисов, тот самый, который сегодня ведет «Русское лото». Попросилась в труппу — приняли. Какое-то время играла роли второго плана, потом получила главную — в спектакле «Зинуля» по пьесе Гельмана. Ставил его режиссер из Вильнюса Юрий Попов, с которым у нас сразу возникла взаимная симпатия, вскоре перешедшая в близкие отношения. Это нисколько не навредило спектаклю, скорее наоборот — мы понимали друг друга с полуслова и я буквально купалась в образе «ненормальной Коптяевой», каждый раз находя для героини новые краски. После премьеры Юра вернулся в Вильнюс, в Томске появлялся редко и всего на пару дней. Я ждала предложения руки и сердца, но так и не получила. Сейчас смотрю на его фотографию в «Фейсбуке*» и думаю: «Что ни делается, все к лучшему».

А тогда, тридцать лет назад, в момент душевного раздрая судьба подкинула знакомство с раскрепощенной, боевой дамой — актрисой Люсей N. Как-то поделилась с ней мечтой перебраться в Ленинград: мол, два года в Томске стали хорошей актерской школой и теперь уже точно готова к штурму питерских театров. Новая подруга тут же взяла быка за рога и написала с десяток питерских телефонов: «Этот человек поможет с комнатой в общежитии, этот вхож в околотеатральные круги и если сумеешь с ним подружиться, введет туда и тебя».

Затрудняюсь определить род занятий человека, благодаря которому получила прописку в рабочей общаге за три рубля в месяц, в конце восьмидесятых — девяностые таких называли «решалы». Новый знакомый однажды предложил: «Если найдешь пятьсот рублей, комната в общаге станет твоей собственностью — документы оформлю честь по чести».

Для простого человека в то время пятьсот рублей — сумасшедшая сумма. Думаю, мама прислала все, что было припасено на черный день, еще и заняла. Получив деньги, деляга принялся кормить меня «завтраками»: осталось получить последнюю подпись, не хватает одной печати. Однажды привел в горисполком и стал давать наставления: зайдешь в первый кабинет — скажешь вот это, во втором — скажешь другое. А потом вдруг исчез с горизонта вместе с пятьюстами рублями и обещаниями оформить комнату в собственность.

Питер конца восьмидесятых был наполнен особой атмосферой, привлекавшей неформалов со всей страны. Я легко вписалась в эту вольницу
Фото: из архива И. Основиной

Примерно на то же время пришлось знакомство с другим «покровителем» из списка Люси. Лев Борисович был вхож в питерскую богему и обладал особой притягательностью, харизмой. Не устояв перед его мужским обаянием, очень скоро я поняла, что беременна. Лев Борисович довез меня до захудалой больницы, высадил у входа — и исчез навсегда.

Сомнений — делать или не делать аборт — не было. Кажется, я вообще лишена материнского инстинкта: никогда не заглядывала в чужие коляски, не умилялась пускающим пузыри младенцам. Да и куда мне ребенок, если только поступила в труппу ленинградского Молодежного театра...

— Давайте отмотаем немного назад. Как вы стали актрисой этого весьма популярного в середине и конце восьмидесятых театра?

— Приехав в Ленинград, первым делом отправилась в БДТ. Для показа выбрала сцену на двоих из «Зинули», но играла одна — партнера заменял наполненный водой полиэтиленовый пакет, к которому, держа его в поднятой руке, и обращалась. Отвечал мне звук ручейка, стекавшего из заранее проделанной дырки. Я сама придумала этот ход и несказанно им гордилась. Совсем не щедрый на похвалу Товстоногов находку оценил: «Это было интересно. Давайте так, вы подготовите еще что-нибудь, но с партнером, — и снова придете к нам».

В коридоре меня остановила присутствовавшая на показе актриса Людмила Иосифовна Макарова, блистательная Ханума в знаменитом спектакле БДТ: «Это было так неожиданно! Просто потрясающе! Обязательно воспользуйтесь приглашением Георгия Александровича — ждем вас с партнером».

Вот где я возьму партнера в незнакомом городе? Стала ходить по другим театрам, показывала ту же сцену с пакетом, и наконец мои талант и находчивость были оценены художественным руководителем Молодежного театра Ефимом Михайловичем Падве.

Поначалу все складывалось хорошо: ввели в несколько спектаклей, давали роли в новых постановках. А потом с Ефимом Михайловичем стало твориться что-то непонятное. Он мог подойти и сказать: «Ира, как вам идет это фиолетовое платье!» — хотя я была в белом. В спектакле «Сирано де Бержерак» бегала в массовке, но несмотря на это гримировалась как положено. Вдруг за кулисами останавливает Падве: «Почему вы без грима? Так не пойдет!» Потом вообще перестал меня замечать. Никто и предположить не мог, что и вдруг проявившийся дальтонизм, и перепады настроения — начало серьезной болезни, которая приведет к трагическому финалу...

Понимаю причину, по которой меня не очень любили и в дирекции театра: я была вечной занозой в заднице, всегда говорила что думала, не боялась вступать в конфликты. Да еще постоянно ходила с широким пластырем на носу, из-за чего не могла вводиться в спектакли. Мой бедный нос в три приема оперировали разные хирурги. К сожалению, последний, добившийся наконец желаемого результата, был убит в конце девяностых. По Питеру ходил слух, что доктора заказал какой-то браток или олигарх — за то, что один из грудных имплантов, купленных для жены в Финляндии за сумасшедшие деньги, после установки потек...

Конечно, при другой профессии не стала бы подвергаться таким мучениям, жила бы себе с фамильным носом, но в нашем деле внешность — рабочий инструмент, витрина, если хотите. Умиляют коллеги, которые говорят: «Для меня важно только искусство, деньги интересуют в десятую очередь...» Сейчас, как правило, удерживаюсь от комментариев, но порой прорывает:

— Дорогая моя, деньги дают свободу и возможность ухаживать за собой! С гнилыми зубами на кого тебя возьмут? Разве что на роль бомжихи! А посмотри на свои неухоженные руки...

— В кадре это не будет заметно.

— Ага, как же! Камера как раз обломанные ногти сразу и выловит!

Мне нравятся слова, сказанные однажды Сергеем Маковецким: мол, если собираешься пробоваться на бизнесвумен, отдай последние деньги косметологу и сделай маникюр. Нет денег — займи. И шубу возьми у подруги. Тогда у тебя появится хоть какой-то шанс получить роль.

— Итак, после Молодежного театра вы оказались в питерском «Ленкоме»...

— Да. Когда надоело, что в Молодежном меня игнорируют, подошла к Падве:

Запыхавшаяся от бега Луппиан спрашивает: «Ира, а правда, что Игорь Петрович сегодня был у нас? Прошу, передай ему — я хочу обратно! Очень хочу домой!»
Фото: C. Бертов/PhotoXPress.ru

— Ефим Михайлович, может, мне уйти?

— Уходи.

То, что со мной так легко расстались, больно ударило по самолюбию, да еще и ушла в никуда, и жить негде. Положение было таким отчаянным, что стала ходить в Никольский собор просить помощи у Николая Чудотворца. Думаю, святой услышал молитвы, потому что из полусотни претендентов, пришедших на прослушивание в Театр имени Ленинского комсомола (ныне «Балтийский дом». — Прим. ред.), взяли только двоих: меня и еще одного парня.

Вскоре после поступления в труппу получила главную роль в спектакле по пьесе «Старый дом» Алексея Казанцева, потом в «Замарашке» по пьесе польского автора Гловацкого, однако должна была выходить на сцену и в детских постановках — в образах «третьего пня», «четвертого скомороха». Пыталась противиться участию в массовке, цитируя Татьяну Доронину: «Я актриса первого плана и ходить на втором не намерена!» Мне, естественно, отвечали, что я пока не Доронина, и вывешивали приказы: «Объявить выговор артистке Основиной И.Е. за то, что не вышла на сцену в роли третьего пня».

Наверное, реагировала бы на такие вещи острее, если бы замкнулась на театре, но у меня и за его стенами жизнь била ключом. В питерском «Ленкоме» в ту пору служил Максим Пашков — хороший актер, музыкант, автор музыки и слов к песням в стиле рок-н-ролл. Это Макс создал группу «Палата № 6», с которой началась музыкальная биография Виктора Цоя. Парни познакомились в художественной школе, именно Пашков показал будущему рок-кумиру миллионов первые аккорды, научил играть на бас-гитаре. Группа распалась, когда Максим поступил в ЛГИТМиК, но дружили они до самой гибели Цоя.

А я благодаря Максу не только открыла для себя по-настоящему The Beatles и The Rolling Stones, но и русские группы «Кино», «Алису», «Аквариум». Пашков познакомил меня со многими рок-музыкантами, в том числе с Цоем, брал с собой на концерты и закрытые тусовки. Был период, когда я всерьез намеревалась стать рок-певицей и даже исполняла песни Макса со сцены. Очень жаль, что Пашков рано ушел из актерской профессии и потерялся в жизни. Талантливые люди редко обладают сильным характером и пробивной энергией. Сейчас Макс из дома почти не выходит. Я стараюсь поддерживать друга телефонными звонками и изредка наведываясь в гости. Всякий раз приношу гостинцы: то варенье собственного приготовления, то связку волжской воблы, которую привозит из Саратова брат. Макс радуется каждому моему приходу как ребенок.

— Хочу вернуть вас в Ленинград конца восьмидесятых...

— Делаю это с удовольствием и ностальгией. Город был наполнен особой — живой и вольной — атмосферой, которая привлекала неформалов со всей страны. Основная движуха происходила здесь, Москву называли «полным отстоем». В театральной жизни Питера тоже наблюдался подъем. Я ходила на все громкие премьеры, а репертуар Ленинградского театра драмы имени Пушкина — Александринки — знала наизусть, потому что на его сцене блистал красавец каких поискать, автор музыки и стихов шикарных песен, которые сам исполнял, актер Сергей Кудрявцев.

Я была немного в него влюблена, караулила, когда выйдет после спектакля, но ни разу не предприняла попытки познакомиться — гордость не позволяла быть причисленной к толпе фанаток, ждущих кумира у служебного входа.

Влюблена я была скорее в талант, чем в самого Сергея, поэтому романы крутила с другими. Снова забеременела и ничего не сказав потенциальному отцу, избавилась от плода. Вторая операция прошла с осложнениями, о которых меня не поставили в известность, — что никогда не смогу родить ребенка, узнала только через несколько лет. При отсутствии материнского инстинкта отнеслась к этому спокойно.

— А как оказались в Театре Ленсовета у Игоря Владимирова?

— Обязательно расскажу, но сначала о причинах ухода из «Ленкома». Прежде всего мне претила атмосфера в труппе: разбившись на два лагеря, коллеги вели непрестанную войну — одни поддерживали худрука Геннадия Егорова, другие пытались его сожрать. Постоянно по гримеркам бегали какие-то люди с письмами в верха, агитировали поставить под ними свою закорючку. Я сразу, не разбираясь в содержании так называемого документа, посылала гонцов далеко и надолго.

На благоговейное «В этом платье Фрейндлих выходила на сцену!» пожала плечами: «Ну и что?» Видели бы вы лица костюмерш — они едва не падали в обморок
Фото: И. Гневашев/East News

В театре начали готовиться к постановке пьесы Александра Галина «Группа», но моего имени в «разблюдовке» ролей не оказалось. Подошла к режиссеру: «Разрешите попробоваться на главную роль — думаю, лучше других с ней справлюсь». Возражений не последовало, был назначен день читки. На ней мне предложили в партнерши Наталью Попову, известную зрителю сыгранной в начале семидесятых ролью Падчерицы в фильме «Двенадцать месяцев». Я чувствовала себя комфортнее в паре с другой актрисой — Людой Крячун, о чем не преминула заявить. Режиссер не возражал, а Попова, пытаясь замаскировать презрением злую обиду, процедила сквозь зубы: «Ира, ясно вижу ваше будущее — в подворотне, вся в крови». И я, такая языкастая, не нашлась, что ответить.

Работа над спектаклем «Группа» все не начиналась, а «пни» и «гномы» так достали, что вообще перестала выходить на сцену в детских спектаклях. Выговоры сыпались один за другим, но апогея ситуация достигла после распределения ролей в спектакле про приключения солдата Ивана Чонкина. Мне, понятное дело, хотелось играть почтальоншу Нюру Беляшову, сожительницу и боевую подругу главного героя, а досталась эпизодическая роль — то ли Капа, то ли Циля. Я ужасно расстроилась, и в гневе с моего несдержанного языка сорвалось: «Почему я должна играть третьестепенного персонажа, да еще и еврейской национальности? Я их вообще не люблю!»

Что тут началось! Меня обвинили в оголтелом антисемитизме, несовместимом с обликом советской актрисы, в подрыве идеологии, основанной на братстве народов. Припомнили все вплоть до цвета лака: «Что это за дань буржуазной моде?! Советская актриса не может ходить с зелеными ногтями!» Парадоксально, что клеймили меня представители разных национальностей и только евреи встали на защиту — писали письма с заверениями, что никогда не чувствовали плохого отношения к себе, а фраза вырвалась случайно. Однако из театра меня попросили, оставив правда несколько спектаклей, где не было замены, а на ввод другой актрисы требовалось время.

Информация о том, что Основину уволили за антисемитизм, мгновенно облетела Питер. Набирая номер приемной худрука Театра Ленсовета, была почти уверена, что моя просьба встретиться с Игорем Петровичем и пройти прослушивание нарвется на жесткий отказ, — в театральной тусовке поговаривали, что Владимиров наполовину еврей. Но совершенно неожиданно он через секретаря пригласил к себе на утро следующего дня. В ту пору я была стройной блондинкой с пышной шевелюрой, на встречу надела платье леопардовой расцветки, которое было мне очень к лицу. Явившись на служебный вход в назначенное время, попросила вахтершу доложить Владимирову. Она набрала внутренний номер: «Игорь Петрович, к вам тут дамочка».

В кабинете, выслушав мой сбивчивый рассказ, как хочу работать под его началом, Владимиров ответил: «Ну что ж, давай попробуем. Или так — для начала посмотрю тебя на сцене. Какой там ближайший спектакль в «Ленкоме» с твоим участием? «Замарашка»? Постараюсь прийти». Когда я была уже у двери, вслед донеслось: «Только к Игорехе (Игорю Горбачеву. — Прим. ред.) в Александринку не ходи — не твой это режиссер и не твой театр».

После окончания спектакля, где присутствовал Владимиров, меня догнала Лариса Луппиан. В начале семидесятых она училась у Игоря Петровича в ЛГИТМиКе, начинала карьеру под его руководством в Театре Ленсовета, но потом они из-за чего-то крепко поругались и жена «мушкетера» Михаила Боярского ушла в «Ленком». На новом месте не была обижена ролями, среди прочих играла Эльзу в «Драконе» по пьесе Шварца — об этом персонаже мечтали романтические героини всех театров страны.

В тот вечер на основной сцене давали спектакль с участием Луппиан. И вот она, запыхавшаяся от бега, останавливает меня и переведя дух, спрашивает:

— Ира, а правда, что Игорь Петрович сегодня был у нас?

— Да, приходил меня в «Замарашке» смотреть.

— Прошу, передай ему, что я хочу обратно! Очень хочу домой!

На другой день встречаемся в кабинете Владимирова, и я первым делом передаю просьбу Луппиан. Игорь Петрович пожимает плечами: «Конечно, пусть возвращается». Вот так при моем посредничестве Лариса вернулась в родной театр, которым с недавнего времени руководит...

Игорь Петрович был большим поклонником женской красоты, и желавшие пробиться на сцену актрисы передавали из уст в уста: с Владимировым лучше заводить знакомство на пляже
Фото: из архива И. Основиной

Игорь Петрович был большим поклонником женской красоты, и желавшие пробиться на питерскую сцену провинциальные актрисы передавали из уст в уста рекомендацию: «С Владимировым понятно — при наличии хорошей фигуры лучше всего заводить знакомство на пляже». Логика в этом была, потому что новенькие в труппе часто появлялись вскоре после возвращения худрука с отдыха на Черноморском побережье. Поначалу Игорь Петрович давал фавориткам роли, которые те зачастую проваливали, а потом благополучно о них забывал — тетеньки годами висели на театре балластом. При каких обстоятельствах в труппе оказалась Инесса Перелыгина, ставшая впоследствии женой мэтра, не знаю — наверное, все-таки показывалась. Помню, Владимиров хвастался труппе: «Смотрите, у меня теперь есть своя Софи Лорен!» Как бы то ни было, но именно жена ухаживала за Игорем Петровичем до последнего дня, а Алиса Фрейндлих на похоронах бывшего мужа сказала: «Вы, Инесса, святая».

Сейчас нет-нет да и проскользнет информация, что один актер из-за конфликта с Владимировым спился, другой из-за его жестокосердия бросил профессию, бомжевал и умер в подворотне. Не мне судить, что было, а чего не было, но при любом раскладе Игорь Петрович остается глыбой — и в человеческом, и в профессиональном плане.

Когда пришла к нему в театр, очень забавляли тетушки из подсобных цехов, объявлявшие с придыханием:

— За этим столиком гримировалась сама Алиса Фрейндлих!

Я морщила лоб, будто пытаясь вспомнить, о ком речь, и выдавала:

— А кто это?

В другой раз на благоговейное:

— В этом платье Алиса Бруновна выходила на сцену! — равнодушно пожала плечами:

— Ну и что?

Видели бы вы лица гримерш и костюмерш — они едва не падали в обморок. А я так протестовала против местечковости, которую не перевариваю.

Когда о моих выходках докладывали Владимирову, он только посмеивался. Конечно, за десять лет совместной работы мы и спорили, и ругались, но исключительно на творческой почве, и быстро мирились. Иногда Шеф — так звали худрука в театре — принимался меня воспитывать: «Основина, опять на тебя жалуются — послала на три буквы. Я понимаю, таких людей хочется послать, но делай это как-то повежливее, говори «Пошел ты», но добавляй «пожалуйста».

Благодаря Игорю Петровичу у меня впервые появилось собственное жилье. В Смольном, где двери всех кабинетов открывал ногой, он выхлопотал комнату в старинном доме на Загородном проспекте — с высокими потолками и настоящим камином. В этих «апартаментах» в гостях у меня побывали едва ли не все известные питерские музыканты, художники, поэты.

На втором или третьем году службы в Театре Ленсовета предложили принять участие в ежегодном актерском конкурсе «Петербургский ангажемент». Играла Хлестакова, который в финале превращался в Городничего. В жюри сидели Владимиров, Мишулин, Догилева, Волкова.

Боковым зрением следила за реакцией Шефа — он смотрел с детским восторгом и хохотал до слез. А на подведении итогов сказал: «Вот тут один актер здорово жонглировал тарелками, но ему, наверное, лучше выступать в цирке, не в драме. — Последовала долгая театральная пауза, после которой мэтр продолжил: — А теперь скажу страшное. Основина — самая талантливая из всех, кого мы сегодня видели. Если бы ее Хлестаков еще и жонглировал тарелками, это было бы гениально». Как я, получив такую оценку от Владимирова и взяв первое место на конкурсе, не умерла от счастья, одному богу известно.

О том, как актерская братия выживала в девяностые, сказано немало: кто-то «варил» джинсы, кто-то торговал кухонными фартуками у метро, кто-то перегонял из бывших стран соцлагеря автомобильную рухлядь. Я долго держалась на плаву благодаря кино. На «Ленфильме» в ту пору снимал только Алексей Герман — в его фильме «Хрусталев, машину!» мне досталась эпизодическая роль медсестры Сталина. Там же, по сути, дебютировали Хабенский и Трухин: Костя изображал музыканта с бенгальскими огнями, а Миша — дирижера. Герман снимал и монтировал картину почти десять лет, на экраны она вышла только в 1998-м.

После съемок в «Хрусталеве» была работа с иностранными режиссерами, которые ехали в Россию за мизерной арендой павильонов и почти бесплатной рабочей силой — трудиться за гроши соглашались и актеры, и декораторы, и осветители. В российско-французской ленте «Дебюсси, или Мадемуазель Шу-Шу» я сыграла Жоржетту Леблан — оперную певицу, актрису и писательницу, в англо-американской экранизации «Анны Карениной» — кормилицу дочки героини (ее играла Софи Марсо) и Вронского (Шона Бина).

В спектакле «Гусар из КГБ» с Евгением Филатовым
Фото: из архива И. Основиной

Удачей считаю встречу с Александром Рогожкиным, который научил вести себя перед камерой, не играть голосом, избавил от излишней театральности. В общей сложности снялась у него в трех проектах: «Операция «С Новым годом!», первый сезон «Улиц разбитых фонарей» и «Особенности национальной охоты в зимний период». Роль в последней пришлась на канун нового тысячелетия, когда ситуация стала понемногу выправляться.

А из начала лихих девяностых маленькой занозой в сердце остался эпизод программы «600 секунд» с кадрами ареста Сергея Кудрявцева. Ведущего актера Александринки взяли за мошенничество с сахарным песком. Тогда сотрудники многих учреждений, в том числе и театров, варили леденцовых петушков на продажу. Кудрявцев брал за сахар деньги, но товар не привозил. Александр Невзоров* упирал на «жареный факт» родства Кудрявцева — Сергей был женат на внучке популярнейшего актера Павла Кадочникова. В память впечатались затравленный взгляд недавнего кумира и накинутая на плечи поношенная куртка. Спустя несколько лет в этой самой куртке и с полиэтиленовым пакетом, в котором поместилось все имущество, Сергей придет в мой дом, чтобы остаться навсегда...

— Расскажите о последних годах Игоря Петровича Владимирова — все же происходило на ваших глазах.

— В середине девяностых он начал угасать и все чаще оказывался в больнице. Я его регулярно навещала, рассказывала городские и театральные новости, обходя молчанием появление в Театре Ленсовета режиссера Владислава Пази, приобретшего в Питере известность после постановки в Мариинском театре оперы «Обручение в монастыре». Не раз слышала, как наш «костяк» взывал к нему: «Владислав Борисович, вы очень нам нужны! Игорь Петрович вряд ли сможет полноценно работать, Театр Ленсовета остается без руководителя».

Я считала это предательством и кидалась как разъяренная тигрица: «Пока Шеф жив, ничьей ноги в театре не будет! Пусть только ваш Пази попадется на глаза — встречу с брандспойтом!»

Владимиров о моих демаршах откуда-то узнавал и встречал в больничной палате с нарочито укоризненной улыбкой:

— Ой, Основина, опять воюешь? Ведь они тебя сожрут!

— Пусть только попробуют!

В последний год его жизни мы видели Шефа в театре всего несколько раз. Он приходил, когда давали его любимого «Гусара из КГБ», где у меня была главная роль. Надевал фрак, белоснежную рубашку и на поклонах вместе с актерами появлялся на сцене — зал встречал его овациями. Однажды не нашел на это сил: Игоря Петровича видели в кабинете, за кулисами, но на сцене он не появился — не дождавшись финала, вернулся домой.

С болью вспоминаю нашу последнюю встречу: Игорь Петрович, уже потеряв память, рвал газеты и выстраивал из обрывков макеты декораций для известного только ему спектакля.

Владимиров ушел в марте 1999-го, и слава богу, что события, происходившие за стенами его дома в последние месяцы, Шефа мало касались.

В начале лета 1998 года сложилась патовая ситуация: театральной зарплаты хватало разве что на хлеб, отечественное кино в полном упадке. После окончания сезона в «Ленсовете» решила поехать в Москву — дочка маминой тети давно звала, чтобы рекламировать обувь раскрученной марки. Перед отъездом взяла в долг триста долларов у одной из коллег, обменяла их на рубли. Семнадцатого августа выхожу на Ленинградском вокзале и узнаю, что грянул кризис, доллар взлетел до небес и теперь я должна вернуть кредитору в три раза больше. Конечно, это был удар.

Рекламировали ботинки прямо на улице, недалеко от станции метро «Сокол». В дурацких костюмах. Срывали голоса, расхваливая товар, мокли под дождем, жарились на солнце. Заработанных денег не хватило на погашение долга, отдавала частями.

— А как складывались ваши отношения с Пази, пришедшим на смену Владимирову?

— Несмотря на то что Владиславу Борисовичу, конечно же, доложили о моих демаршах и брандспойте, у нас сложились прекрасные отношения. Пази уважал меня за прямоту и смелость, с которой защищала Шефа, ценил как актрису — я получала роли практически во всех его постановках. Не скажу, чтобы охотно, но отпускал на съемки, даже такие долгие, как в сериале «Идиот». Режиссер Владимир Бортко предложил мне роль экономки Настасьи Филипповны (ее играла Лидия Вележева), которая всюду следует за хозяйкой.

В восстановленном для гастролей по российским городам мюзикле «Норд-Ост» Сергей Кудрявцев (в центре в черном костюме) получил роль Николая Антоновича Татаринова, которую очень любил
Фото: из архива И. Основиной

В свите Келлера, доставшегося Михаилу Боярскому, мое внимание привлек мужичок бомжатского вида — такой жалкий и оборванный, что однажды взяла его за рукав и легонько вытолкнула вперед: «Иди, хоть в кадр попадешь». Потом увидела его рядом с громко обсуждавшей что-то неразлучной троицей: Машков, Домогаров, Боярский. Мой протеже робко вошел и сел у стены на корточки, как сидят зэки. В воздухе сразу разлилось водочное амбре.

Спросила у ассистентки по актерам:

— А вот тот опустившийся персонаж, он кто?

— Сергей Кудрявцев. Когда-то был хорошим актером. Теперь вот иногда берем в массовку из жалости.

— Подожди, тот самый Кудрявцев?! Из Александринки?

— Ну да...

Вот тут мне стало понятно выражение «словно громом поразило». Стою не в силах сдвинуться с места, смотрю во все глаза на мужичка-бомжа и не могу поверить, что это тот самый сумасшедший красавец, в которого была когда-то влюблена. Актер, блистательно игравший Освальда в «Привидениях» Ибсена, Гринева в пушкинской «Капитанской дочке», Принца в «Первом бале Золушки»...

Как потерявшийся и вдруг почувствовавший человеческое тепло щенок, Сергей стал ходить за мной по пятам. В перерывах между съемками пристраивался рядом и рассказывал о своей трагической судьбе.

На махинации с сахаром его подтолкнуло безденежье. После того как у них с Наташей родился сын, ситуация с финансами еще больше осложнилась. Когда Кудрявцева арестовали, жена подала на развод.

Сергей просидел в СИЗО несколько месяцев. За это время его мать, продав все что могла и набрав долгов по родне и знакомым, вернула деньги многим обманутым покупателям. Актеры, ставшие жертвами Сережиной «коммерции», писали заявления в милицию и суд, что не имеют к обвиняемому Кудрявцеву никаких претензий, что знают его только с лучшей стороны и этот замечательный человек просто оступился.

Сергея освободили в зале суда, засчитав время пребывания в СИЗО как отбытое наказание. Во время заседания он чуть не упал в голодный обморок и сердобольная судья дала ему денег на батон хлеба. В квартиру Сергея не пустили, он ночевал на улице под окнами дома, где жили теперь уже бывшая жена и сын Петя. Кудрявцева подобрал Владимир Малыщицкий, руководивший созданным за несколько лет до того небольшим театром. Спектакли играли при полупустых залах, а вырученную от продажи билетов сумму делили между собой сразу по окончании. Гонорар тратили в ближайшей рюмочной или пивной. В коллективе пили почти все, не отставали от сослуживцев и Сережа с моим партнером по «Улицам разбитых фонарей» Андрюшей Краско.

В театре Кудрявцев познакомился с актрисой Мариной N, употреблявшей наравне с мужчинами. Однажды ночью, едва держась на ногах, они перебегали дорогу к винно-водочному ларьку и женщину насмерть сбила машина. Ее родственники во всем обвинили Сергея: дескать, это он толкнул подругу под колеса. Кудрявцев опять оказался в СИЗО, но скоро был выпущен в связи с отсутствием состава преступления.

Слушая страшные исповеди, я все больше проникалась состраданием, а еще видела, что за крайне непрезентабельным обликом кроется глубокая, не растерявшая таланта личность.

В ту пору у меня были отношения с крупным чиновником из Смольного — довольно долгие и не очень внятные. Не будучи женатым, Николаевич (назовем его так) любил поговорить о будущей совместной жизни, но предложения не делал. С появлением Сергея я заметила, что перестала этого ждать и желать. Когда сказала Николаевичу, что расстаемся, он пришел в замешательство: почему?! Ведь между нами такая гармония! Сейчас иногда вижу его на улице и стараюсь прошмыгнуть мимо незамеченной. Ужасаюсь про себя: «Вот этот переставший следить за собой старик мог быть моим мужем...»

Впервые появившись в моем доме, Сергей вдруг застыл перед кассетным магнитофоном, деревянный корпус которого украшали детские наклейки из жвачек. Кудрявцев был потрясен:

— Откуда у тебя этот маг?

— Купила за четыреста рублей у женщины, уезжавшей на ПМЖ в Швецию. А что?

— Это мой. Продала его тебе моя первая жена, а картинки наклеил старший сын Семен, которого она забрала с собой.

После шестого сезона «Склифа» в группе прошел слух, что Аверин решил оставить сериал. Народ страшно расстроился, понимая, что без Макса проект, скорее всего, закроют
Фото: кинокомпания «Русское»

Тогда мы просто пообсуждали совпадения, которые порой подбрасывает жизнь, и только потом я поняла: это был знак, что Сережа останется здесь навсегда.

Он часто заходил в гости на чай с вареньем — всегда готовила его сама по семейному рецепту, и однажды оба поняли, что нас тянет друг к другу как мужчину и женщину.

Когда решили жить вместе, Кудрявцев появился на моем пороге в той самой коричневой куртке и с полиэтиленовым пакетом, где уместились все вещи. У него не было ни паспорта, ни питерской регистрации, без которой нельзя устроиться ни в один театр. Я восстановила документы, прописала у себя, оплатила протезирование зубов, одела, обула. Хлопотала перед кастинг-директорами, чтобы давали небольшие роли в фильмах и сериалах, устроила встречу с режиссерами, восстанавливавшими мюзикл «Норд-Ост» для гастролей по российским городам. После прослушивания Сергей получил роль Николая Антоновича Татаринова, которую очень любил. Еще через год, в 2005-м, его приняли в труппу Театра Ленсовета — конечно, не без моего участия. Но если бы худрук Пази не увидел в нем искры Божьей, Кудрявцев точно остался бы за бортом.

Примерно в то же время на мужа посыпались предложения от режиссеров — в новом обличье, непьющий, помолодевший и ухоженный, теперь он получал роли генералов, банкиров, бизнесменов. У нас обоих постоянно была работа, Сережина мама на меня молилась, два самых дорогих мужчины — муж и брат Алеша — крепко подружились. Впервые за многие годы я чувствовала себя счастливой...

Страшный диагноз прозвучал как гром среди ясного неба. Болезнь выявили на ранней стадии, и если бы Сергей выполнял рекомендации врачей и слушался меня — прожил бы много дольше. А он будто с цепи сорвался, желая взять от жизни все: доктора запретили загорать — часами лежал на пляже; прописали строгую диету — ел все подряд, несмотря на то что я часами торчала на кухне, готовя полезные блюда; настоятельно рекомендовали не брать в рот ни капли спиртного — снова начал пить. От ухода в штопор спасали съемки (после «Идиота» Сергей снялся в восьмидесяти фильмах и сериалах) и, конечно, театр. Несмотря на нарушение врачебных рекомендаций, первая ремиссия длилась довольно долго. Всплеск болезни пришелся на 2012-й. Двумя годами раньше мы похоронили мою маму, а в 2011 году простились со свекровью — обеих забрал тот же страшный недуг. Обострение у Сережи случилось, когда Театром Ленсовета уже руководил Юрий Бутусов.

— А его приходу что предшествовало? Кто руководил театром в течение пяти лет?

— После внезапной смерти Владислава Пази в 2006-м два года командовал худсовет в составе Луппиан, Мигицко, Алексахиной и Стругачева. Потом место главного режиссера занял бывший муж Инги Оболдиной Гарольд Стрелков. Если не изменяет память, за три года он поставил всего два спектакля — «Испанская баллада» и «Мавр». В театре про него говорили: «Спит на ходу».

Я играла только старые, поставленные Владимировым и Пази спектакли, ролей в новых пьесах не давали. К счастью, были хорошие предложения в кино. Одной из самых больших актерских удач считаю встречу с режиссером и сценаристом Лидией Бобровой и съемки в картине «Верую!» по рассказам Шукшина. Ее предыдущий фильм «Бабуся», где играли непрофессиональные актеры, собрал множество наград. Изначально и в «Верую!» должны были сниматься простые деревенские жители, но Лидия после проб утвердила на главные роли меня и Александра Аравушкина и, по ее признанию, не пожалела, потому что мы оба не играли, а жили в своих образах.

Были и другие работы, о которых вспоминаю с благодарностью. У Станислава Говорухина снялась в «Конце прекрасной эпохи», Александр Котт позвал сначала в картину «Третья мировая», потом — в сериал «Обратная сторона Луны 2».

— А с чего началось ваше противостояние с Бутусовым?

— Первая стычка произошла на фоне обострения Сережиной болезни. В пьесе «Август: графство Осейдж», которую собирался ставить театр, мне досталась роль прислуги-индианки, а первое действие начиналось с обращенной к моей героине фразы: «Я хочу нанять вас в служанки, у моей жены рак горла». Читала сценарий в поезде, который вез на съемки в Москву, и утром позвонила в театр: «Не хочу про рак! Избавьте меня от этого!»

Настоящим спасением стало приглашение в сериал «Склифосовский». Сложившаяся в первых четырех сезонах команда приняла меня тепло, как свою
Фото: кинокомпания «Русское»

Вечером того же дня — звонок от завтруппой, с ходу заголосившей как на похоронах:

— Ира, я должна тебе это сказать, иначе меня уволят! Меня уволят, понимаешь?! Меня уволят!

— Ну говори наконец.

— Бутусов сказал: «Передай Основиной, что у нее нет перспектив. Пусть уходит».

— Та-а-а-к... А у него, значит, есть перспективы? Передай: увольняться не буду.

Сразу после назначения на пост главрежа Бутусов начал снимать с репертуара спектакли Владимирова и Пази, а их место заняли новаторские постановки, где актеры бегали голыми по сцене, ломали о головы кирпичи, посыпали себя мукой. Долой сложный грим! Продвинутый зритель должен понять, что убеленный мучными сединами герой — старик.

Никакого желания принимать участие в этом бедламе у меня не было, но я жила надеждой: публика быстро устанет от «смелых новаций» и захочет возвращения прежнего театра. Поэтому не увольнялась, а периодически писала заявления на отпуск за свой счет. Потом поступило указание перевестись на полставки. Сделала как велено, думая: уж из-за таких-то грошей дергать не будут. Как же! Завтруппой и директор театра звонили почти ежедневно:

— Бутусов сказал — не хочешь увольняться, вводись в массовку.

— А если не стану? Если скажу, что считаю ниже своего достоинства стоять у третьей кулисы после того, как сыграла главные роли на этой сцене?

— Тогда уволим по статье.

Когда сказала, что хочу встретиться с главным режиссером, поговорить в открытую, директор воспротивился: «Не нужно тебе с ним разговаривать! Добром это не кончится...»

Ну да, будто без разговора именно им все и закончилось... Меня чморили по полной программе, и никто из коллег, кроме замечательной актрисы Ирины Ракшиной, не поддержал, хотя знали, что в это время — речь идет о 2016 годе — болезнь Сережи перешла в последнюю стадию. Расходы были огромными, я стала залезать в долги...

До сих пор проходя мимо Театра Ленсовета, отворачиваюсь — так глубока нанесенная травма. Когда спрашивают:

— Ира, а тебе сцена не снится? — отвечаю:

— Кошмары мне не снятся. Сплю хорошо.

— Что стало последней каплей — после чего вы решили расстаться с театром, в котором прослужили четверть века?

— Никакое особенное событие уходу не предшествовало. После очередного звонка директора, по традиции требовавшего, чтобы я уволилась, Сергей сказал: «Все, пиши заявление — и уходи! Сколько можно над тобой издеваться?»

Чтобы хоть как-то держаться на плаву, работала администратором ночного клуба и контролером в кинотеатре. Когда ловила недоуменные взгляды: дескать, она же артистка и что здесь делает? — опускала низко голову или прикрывалась рукой.

Настоящим спасением стало приглашение в сериал «Склифосовский», и не только в материальном плане. Сложившаяся в первых четырех сезонах команда приняла меня очень тепло — как свою. На площадке отдыхала душой и в то же время постоянно думала о Сереже: как он там без меня? Вырывалась на два дня в Питер, ухаживала за ним, старалась впрок наготовить вкусненького.

Первого ноября 2017 года Сережи не стало. Отвезла его в эстонский город Силламяэ, похоронила рядом с мамой. Когда немного отошла от утраты, подсчитала сумму, которую должна, — и ужаснулась. Чтобы вернуть людям деньги, готова была сниматься хоть в три смены, но кастинг-директора, звонившие в первые дни после Сережиной смерти и обещавшие завалить работой, куда-то испарились. Знала, в Питере снимается много фильмов и сериалов, но меня туда не звали. Могла бы сойти с ума от безысходности, если бы не поддержка хороших людей. Бесконечно благодарна давней подруге — питерскому режиссеру Галле Капицкой, агенту Сережи Наташе Титовой — сейчас она известный кастинг-директор, сотруднице Российского авторского общества Елене Матвеевой и, конечно, команде «Склифосовского» за поддержку — и материальную, и моральную. До конца жизни буду молиться за Ларису Комарову, продюсера кинокомпании «Русское», которая поддерживает на протяжении многих лет. За нее и ее близких. Она мой ангел-хранитель. Всем этим хорошим людям обязательно воздастся...

Скоро на экраны выйдет фильм «Гаражи», где у меня небольшая, но яркая роль...
Фото: Ольга Кудрявцева/из архива И. Основиной

Будто в противовес печальным дням, память выдает веселую картинку. После шестого сезона «Склифа» в группе прошел слух, что Аверин решил оставить сериал. Народ страшно расстроился, понимая, что без Макса проект скорее всего закроют. И тогда мы с девчонками отправили ему, уехавшему на несколько дней в жаркие страны, видео, где хором умоляли остаться, а потом, перекрикивая друг друга, делились личными проблемами:

— Макс, не уходи! У меня ипотека!

— Не покидай, Максимушка! Мне долги надо отдавать!

Аверин потом говорил, что смеялся над нашим видеообращением до слез.

— Понимаю, что «Склиф» занимает большое место в вашей жизни, но ведь есть и мечты сыграть что-то другое? Предстать в ином жанре, в ином образе?

— В кино мечтаю сыграть Матронушку. Судя по немногочисленным фотографиям блаженной старицы, я похожа на нее чертами лица. Но главное, читая житие святой Матроны Московской и воспоминания близких людей, всей душой принимала каждое ее слово и деяние.

Еще хочу вернуться на сцену. Есть авантюрная идея сыграть Хлестакова. А что? Это во времена Гоголя и Ильфа с Петровым крупными мошенниками и «великими комбинаторами» могли быть только мужчины, а в нашей реальности взять хотя бы даму, построившую финансовую пирамиду «Властилина» и обобравшую соотечественников, по ее собственному признанию, на сто пятьдесят миллионов долларов!

Подозреваю, что некоторые будут удивлены разноплановостью моих мечтаний, но это любовь к профессии, предполагающая перевоплощение в героев с противоположными знаками: плюс и минус. А на роль Хлестакова, напоминаю, меня благословил сам Игорь Владимиров.

Еще знаю, что должна выполнить долг перед Сережей, который оставил мне в наследство несколько прекрасных сценариев фильмов и сериалов, в том числе — об актрисе Изольде Извицкой. Очень хочу, чтобы продюсеры и режиссеры ими заинтересовались. Сделаю все, чтобы издать сборник Сережиных стихов и выпустить радиопередачу с записями его песен, которых у меня четыре диска. Он достоин долгой памяти, потому что был самым талантливым на земле...

Подпишись на наш канал в Telegram

* Организация, деятельность которой в Российской Федерации запрещена
* Признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции Российской Федерации

Статьи по теме: