7days.ru Полная версия сайта

Планета по имени Агния

Где-то далеко-далеко, так, что нам не увидеть и не представить, в темноте космоса между орбитами...

Агния Барто
Фото: Vostock photo
Читать на сайте 7days.ru

Где-то далеко-далеко, так, что нам не увидеть и не представить, в темноте космоса между орбитами Марса и Юпитера парит маленькая планета под номером 2279 и под названием Барто. А на Венере есть кратер, который тоже так называется. И выходит, что бесхитростные строчки, знакомые каждому с раннего детства, — мостик между поколениями. Все эти «уронили мишку на пол», «зайку бросила хозяйка», «идет бычок, качается», «не утонет в речке мяч» и даже «Муля, не нервируй меня!» действительно стали для их автора путевкой в вечность, в космическое бессмертие. Не на словах, а на деле.

Как истинная женщина или, скорее, как играющее в загадки вечное дитя, Агния Львовна Барто всю жизнь будет скрывать год своего рождения. Число — пожалуйста: четвертое февраля по старому стилю. А вот был ли то 1906-й, как принято указывать в официальных биографиях, или 1907-й, поскольку, говорят, она в семнадцать лет прибавила себе год, чтобы взяли на работу в магазин в голодное время, а может, и вовсе 1901-й, согласно записи раввина в каунасском архиве о рождении девочки Агнии в семье Авраама-Льва Волова? И почему в этой записи четко указано «Агния и Авраам-Лев», а потомки Барто утверждают, что ее звали на самом деле Гетель Лейбовной? Впрочем, это далеко не последнее противоречие, скрытое за, казалось бы, монолитным образом-памятником главной советской детской поэтессы. И нет никаких весов, на которых мы, взращенные на ее стихах, могли бы измерить хорошее и дурное и выставить ей счет...

Вскоре после рождения дочери семья переехала из Ковно (нынешнего Каунаса) в Москву. Обосновались на Малой Дмитровке, жили обеспеченно. Папа, Лев Николаевич Волов, ветеринарный врач, вел прием в кабинете здесь же, в доме, мама, Мария Ильинична, вела хозяйство (слыла, впрочем, дамой ленивой и капризной), а маленькой Агнией, которую родные называли Ганной, занималась няня Наталья Борисовна — водила гулять и рассказывала русские народные сказки.

Одним из первых впечатлений девочки стала шарманка за окном, и она мечтала ходить вот так же по дворам, крутить ручку и видеть, как из окон выглядывают люди, привлеченные скрипучей надтреснутой мелодией. А еще старушки из Общества покровительства животным вечно дарили ее папе канареек, Ганне поручалось о них заботиться, но птицы почему-то умирали, и девочке приходилось в слезах устраивать очередные похороны во дворе.

Стихи Агния начала писать в четыре года — нормальное явление в любой интеллигентной семье, где детей воспитывают на классической литературе. Предками барышни Воловой были инженеры и юристы, но больше всего насчитывалось медиков, среди которых встречались настоящие светила. И все знали толк в искусстве. Дядя, выдающийся ларинголог Григорий Блох, основавший санаторий и туберкулезную клинику в Ялте, сам, кстати говоря, баловался стихосложением. Папа приохотил Ганну к басням Крылова, учил читать по рассказам Льва Толстого, а еще любил стихи и внимательно разбирал первые опыты дочери. Критиковал, невзирая на возраст: малышка все время мудрила со стихотворным размером, отец винил ее в упрямстве и неряшливости, и никто из них не подозревал, что спустя годы именно постоянное «расшатывание» размера станет «фирменным штрихом» поэзии Барто.

Ее избранник, голубоглазый Павел Барто, был очень хорош собой. Познакомились они в студии тетки Павла — знаменитой балерины Лидии Нелидовой. Агния влюбилась с первого взгляда, Павел ответил взаимностью не сразу, но напора не выдержал: девушка назначила его своим «принцем» и бросила все силы на то, чтобы очаровать
Фото: Vostock photo

Впрочем, до собственного стиля было еще далеко. Пока же Ганна, как многие ее сверстницы-гимназистки, то старательно плела романтичные рифмованные кружева в духе декадентов о маркизах и пажах, то сочиняла едкие эпиграммы на преподавателей и одноклассниц, то тайком неумело и претенциозно подражала Ахматовой, а тему любви, как впоследствии посмеивалась, закрыла для себя еще подростком. Затем увлеклась гремевшим на заре революции Маяковским и увлеченно нанизывала чеканные строки его знаменитой «лесенкой».

И пусть юная Агния в качестве дела жизни видела большую сцену и мечтала о балете — она недурно танцевала, судьба знала свое дело и даже здесь не дала ей свернуть с верного пути. На выпускном вечере в хореографическом училище девушка решилась прочитать свои вирши. Стихотворение под названием «Похоронный марш» было слабеньким, к тому же Агния читала его под Шопена, под трагический аккомпанемент пианиста, принимая аффектированные позы а-ля актриса немого кино.

В зале сидел Анатолий Луначарский, и это выступление потребовало от него немалой силы воли: сдерживая смех, нарком просвещения в буквальном смысле прослезился, хотя и не так, как хотелось поэтессе. Смешная история оказалась, однако, судьбоносной: вскоре Луначарский пригласил Агнию для беседы и посоветовал... сочинять для детей. Мол, ее «Похоронный марш» его уверил: у девушки точно получатся веселые стихи. Интеллигентный нарком даже лично составил для нее список литературы.

В 1925-м вышла первая книжка Агнии под названием «Китайчонок Ван-Ли» (иные шутники усматривали в этом парафраз знаменитой песенки Вертинского про «кто вам целует пальцы» и «куда ушел ваш китайчонок Ли»).

Ей, конечно, пришлось несладко — в послереволюционные годы, чтобы выжить, бралась за любую работу. Балет точно не мог прокормить, так что Агния какое-то время то подвизалась делопроизводителем, то продавала одежду в магазине — там давали паек в виде селедочных голов... Но после «Китайчонка Ван-Ли» ее уже знали в Госиздате, хвалили, предлагали писать еще — и Агния осмелилась мечтать: что если она и вправду может стать настоящим поэтом и заниматься любимым делом, за которое еще и платят?

К этому времени у нее была уже новая фамилия, изысканно французская: Барто. Даром что принадлежала она сыну английского коммерсанта. Потому что в восемнадцать лет Агния Волова вышла замуж.

Ее избранник, голубоглазый Павел Барто, был очень хорош собой. Познакомились они в студии тетки Павла — знаменитой балерины Лидии Нелидовой. Агния влюбилась с первого взгляда, Павел ответил взаимностью не сразу, но напора не выдержал: девушка назначила его своим «принцем» (называла так в глаза и за глаза) и бросила все силы на то, чтобы очаровать. Студия располагалась на Страстном бульваре — и страстей в те дни действительно было в избытке. Нашлось, кроме балета, и еще кое-что общее: Павел обожал зверей (позже он станет писать детские стихи о птицах) — и дочь ветеринарного врача вполне могла поддержать его любимую тему. В 1926 году, вскоре после того как умер папа Агнии, они поженились.

В 1927-м родился сын, которого назвали романтичным именем Эдгар (дома он был Гариком). Спустя шестнадцать лет Эдгар, получая паспорт, изменит надоевшее претенциозное имя на Игоря — и, возможно, этим изменит судьбу...
Фото: Vostock photo

В 1927-м родился сын, которого назвали романтичным именем Эдгар (дома он был Гариком, как когда-то Агния — Ганной). Спустя шестнадцать лет Эдгар, получая паспорт, изменит надоевшее претенциозное романтическое имя на Игоря — и, возможно, этим, как гласят эзотерические учения, изменит судьбу...

Брак продержался шесть лет. Супруги жили весело и бедно, писали стихи, вместе издавались. Карьера Павла развивалась — он стал редактором в «Детгизе», участвовал в первом писательском съезде, был членом Союза писателей с его основания. А потом Агния, когда-то сделавшая первый шаг к сближению, сделала и первый шаг к расставанию. Впрочем, к этому времени Павел порядком устал комплексовать на фоне растущей известности жены. Быть «мужем Барто» оказалось изрядным испытанием. При разводе Агния твердо заявила, что фамилию не отдаст, именно под ней и вошла в хрестоматии и в конечном итоге в вечность.

На избранном пути она еще колебалась, стеснялась своей «детской» специализации и грезила славой большого взрослого поэта. Окончательно определиться с выбором помог счастливый случай — встреча с Маяковским, которому девчонкой отчаянно подражала и к которому барышней однажды постеснялась подойти, завидев на дачных теннисных кортах. Теперь она стояла рядом с кумиром на «Книжкином дне» в Сокольниках, выступая перед детьми. За кулисами Владимир Владимирович, раззадоренный успехом, бросил в пространство, что растущим советским детям, маленьким гражданам, нужна своя новая поэзия. Агнии показалось, что он говорит это лично ей, отвечая на невысказанные сомнения. В тот момент она и приняла окончательное решение.

Дорога оказалась удивительно гладкой — будто судьба, оценив доверие, и вправду взяла Агнию за руку и повела за собой, обходя кочки и ямы.

В поисках тем и верных интонаций Барто на полном серьезе подслушивала детскую болтовню в скверах, трамваях и на улицах, беседовала с малышами на игровых площадках, изучала письма в редакции «Пионерской правды»... Она будет делать это всю жизнь — слушать детские голоса, порой прямо-таки как заправский шпион: например, под видом сотрудницы районо за последней партой, и однажды ее разоблачит первоклассница, видевшая Барто по телевизору.

Постепенно вливалась в круг литераторов — не без трудностей. С признанными корифеями детской поэзии — Чуковским и Маршаком — отношения сложились крайне непростые. С Корнеем Ивановичем началось с недоразумения: однажды, случайно встретив его в электричке, Агния решилась прочесть мэтру свежее стихотворение о челюскинцах. На заинтересованный вопрос, кто автор, она от растерянности и смущения ляпнула: пятилетний ребенок. И вскоре увидела свои строки в газете с преамбулой Чуковского: вот, мол, какие поразительные маленькие таланты рождает наша советская родина!

Впоследствии их отношения менялись то к лучшему, то к худшему: порой Барто обижали критические выпады Чуковского, упрекавшего ее то в недостатке лиричности, то в слишком вольных неточных рифмах, порой вдохновляли советы обратиться к сатире или попробовать жанр баллады, а порой задевала, как казалось, преувеличенная неискренняя похвала. Не улучшит дела активность Барто-функционера в опасные годы: она открыто выступит и против самого Корнея Ивановича, и против его опальной дочери Лидии, клеймя ее предательницей, и этого Агнии справедливо не забудут и не простят.

Стихотворение под названием «Похоронный марш» Агния читала под трагический аккомпанемент музыки Шопена, принимая аффектированные позы а-ля актриса немого кино. В зале сидел Анатолий Луначарский, и это выступление потребовало от него немалой силы воли: сдерживая смех, нарком просвещения в буквальном смысле прослезился, хотя и не так, как хотелось поэтессе
Фото: Н. Фабисович/ТАСС

С Маршаком все было еще сложнее. Началось опять-таки с недоразумения: в 1925 году в РАППовском журнале «На посту» появилась статья, в которой юную Барто противопоставляли маститому Маршаку: она-де лучше понимает психологию детей из пролетарской среды. Это сразу настроило состоявшихся поэтов против молодой начинающей нахалки, для самого же Самуила Яковлевича и вовсе было чревато неприятными последствиями.

Не улучшило положения дел и личное знакомство. Агнию с юных лет отличала прямолинейность, граничившая с бестактностью, и мэтр много чего наслушался от молодой коллеги. То она в сердцах назвала его «правым попутчиком», бездумно повторив болезненное и опасное обвинение, то запальчиво объявила, что «есть Маршак и есть подмаршачники», Маршаком она стать не может, а подмаршачницей не хочет...

Справедливая, хотя и жесткая критика Самуила Яковлевича больно задевала Агнию, и однажды она взмолилась: если можно, пусть тот похвалит не какую-то одинокую удачную строку, а целое стихотворение. И этот день настал, явив Барто благородство старшего товарища. После публикации «Снегиря», которой предшествовало длительное взаимное отчуждение, Маршак без предварительного телефонного звонка просто приехал к ней домой — именно чтобы похвалить целое стихотворение.

У них будут еще моменты теплого сотрудничества, даже двойное авторство, и от Маршака у Агнии Львовны останется добрый автограф на подаренной книге:

Шекспировских сонетов сто
И пятьдесят четыре
Дарю я Агнии Барто —
Товарищу по лире.

К слову, именно общение с Маршаком помогло ей взглянуть на себя со стороны и кое в чем измениться, побороть ту самую бестактность. Ранее бестрепетно сообщавшая человеку при встрече, что он нынче вид имеет отвратительный, с годами она приучила себя даже телефонные разговоры начинать с радостного «вы прекрасно выглядите сегодня».

Много проще Барто приходилось с другими коллегами. Она подружилась с Сергеем Михалковым, заручилась добрым отношением Льва Кассиля, который даже взялся сочинять названия для ее сборников (что, мол, вы их все называете так нелепо — «Стихи», «Стихи для детей», давайте-ка, раз сами не можете, я буду), сблизилась с Михаилом Светловым и Александром Фадеевым.

К этому времени жизнь Агнии... нет, теперь Агнии Львовны, всеми признанной и уважаемой, во всех отношениях удалась. Она уже была замужем во второй раз — очень счастливо и навсегда. С будущим мужем познакомилась, как ни странно, через сестер мужа бывшего: редкостный красавец, сын профессора, выпускник МВТУ, инженер, занимавшийся тепловыми электростанциями, Андрей Щегляев бывал в их компании. Вскоре после знакомства они с Барто поженились — просто расписались в ЗАГСе без всякого празднования, немодного в те годы. Это была взаимная глубокая любовь и, что немаловажно, образцовая советская семья, как из фильма Александрова «Весна»: союз искусства и науки, литературной и ученой элиты.

Фото репродукции Иллюстрации к стихотворению Агнии Барто «Бычок» из книги «Фонарик»
Фото: РИА Новости/
Фото репродукции Иллюстрации к стихотворению Агнии Барто «Слон» из книги «Фонарик»
Фото: РИА Новости

Спустя годы чета Барто — Щегляев даже удостоится самого на тот момент высокого и авторитетного признания, почти одновременно: муж в 1948 и 1952 годах получит Сталинские премии за свои изобретения, жена в 1950-м — за книгу стихов.

Но это позже... А пока в 1933-м родилась дочь Таня — спустя три года после появления на свет стихотворения о ее тезке, уронившей в речку мячик.

У занятых женщин, работа которых связана с детьми, на собственных малышей часто не хватает времени. Вот и Агния Львовна постоянно крутилась в вихре дел и забот: встречи с детьми в школах и больницах, поездки в пионерские лагеря, выступления, заседания всевозможных профессиональных организаций, дискуссии в редакциях, переговоры в издательствах, а дома — письменный стол, муки темы и рифмы над листом, стук пишущей машинки... Она никогда не бывала на родительских собраниях, а дочери запрещала говорить, «кто у нас мама».

В 1937-м Барто вознеслась на писательский олимп в буквальном смысле — и получила важнейшее свидетельство статуса: квартиру в легендарном «писательском» доме в Лаврушинском переулке, где соседи — один знаменитее другого. Там и обосновались всей семьей — муж, жена, двое детей, свекровь Наталья Гавриловна и няня Домна Ивановна.

Положение главной детской поэтессы, общесоюзная известность и, главное, специфика характера тогда и впоследствии требовали от Агнии Львовны многого. В первую очередь — публичного заявления позиции по всем ключевым поводам. Отсидеться в ту пору никому из признанных писателей не удавалось, но Барто активностью превзошла многих.

Кто знает, чем были вызваны такие проявления? Об их причинах и природе спорят и десятилетия спустя. Кто-то склонен оправдывать ретивость обличавшей врагов Барто затаенным страхом и желанием уцелеть и приспособиться. Кто-то настаивает на том, что она действительно верила в то, что делала, будучи глубоко советским человеком, этакой отличницей с первой парты, до мозга костей, каждой клеточкой преданной партии, верящей и отвергающей любые сомнения.

Как бы там ни было, этого уже не вычеркнуть. Хотя и трудно уместить в голове парадокс: детская писательница, фея доброты, справедливости и чистоты, даже само имя которой переводится с греческого как «невинная», а с латыни как «агнец», жжет глаголом, призывая покарать вчерашних кумиров.

В 1930 году она подпишет письмо, обвиняющее Чуковского в буржуазности и неактуальности. На процессе Синявского и Даниэля сделает «экспертное заключение по делу», подтвердив антисоветский характер творчества. При исключении из Союза писателей Лидии Чуковской обличит с трибуны антисоветчину и злобу кристально чистого человека, дочери своего патрона в литературе. Поддержит исключение из Союза писателей Пастернака и вместе с Маргаритой Алигер и Верой Инбер составит и зачитает просьбу к правительству лишить его гражданства и выслать из Советского Союза (хотя Пастернака когда-то любила и ценила очень высоко, всю жизнь помнила, как он хвалил ее, называя жонглером, потому что каждое ее слово твердо стоит на невидимом канате и не качается).

Барто обижали критические выпады Чуковского, упрекавшего ее то в недостатке лиричности, то в слишком вольных неточных рифмах, а порой, как казалось, преувеличенная неискренняя похвала
Фото: Vostock photo
Жесткая критика Самуила Яковлевича больно задевала Агнию, и она взмолилась: если можно, пусть тот однажды похвалит не какую-то одинокую удачную строку, а целое стихотворение. И этот день настал
Фото: Vostock photo

Но при этом... При этом не поверит в обвинение в шпионаже, предъявленное подруге в 1950-м, и будет помогать ее семье, а не прятаться и избегать, как это делали многие. А когда в 1971 году будут исключать из Союза писателей Галича, окажется в числе четверых, голосовавших против (хотя после настоятельной просьбы «сверху» передумает и переголосует «как надо»). Может, в этом и было то самое редкое, но тихое и решительное «все равно его не брошу, потому что он хороший»?

Нельзя сказать, что ей самой не доставалось. Отчего же... В делении на «левых» и «правых» попутчиков она изрядно намаялась. И происхождение давало о себе знать — в двадцатых-тридцатых нет-нет да и поставят на вид не честных пролетариев, а проклятых буржуев в анкете, а в сороковых пронесся уже шепоток «по еврейской линии» и о «космополитизме». Периодически поругивали стихи — то рифмы излишне сложны для ребенка, то Барто и вовсе клевещет на советских детей посредством стихотворений про «девочку-ревушку» и «девочку чумазую». Однажды она в сердцах написала:

Это квартира Барто?
То есть как «А что?»
Я хочу узнать, Барто жива ли?
Или ее уже сжевали?

Но она отбивалась. Конечно, здесь были и везение, и расчет, и тонкое чутье. И прямо скажем, то, что представлялось Барто «гонениями» и «травлей», оказывалось детским лепетом по сравнению с судьбой многих ее коллег, плативших за «стишки» свободой и жизнью.

Но все же кем-кем, а трусом Агния Львовна никогда не была. Верным партийцем — да, трусом — нет. И доказывала это неоднократно. В 1937-м отправилась в Испанию, раздираемую гражданской войной, в составе группы писателей — на конгресс в буквально пылающем Мадриде.

К слову, там с ней произошел примечательный случай. В магазинчике у заправки Барто увидела кастаньеты, и душа танцовщицы затрепетала. Пока говорили с продавщицей, в небе появились фашистские самолеты. И вот автобус с советскими писателями ждал Барто, покупавшую кастаньеты во время бомбежки. Вечером Алексей Толстой, кляня испанскую жару, осведомился, не планирует ли Агния Львовна купить еще и веер, чтоб обмахиваться при следующем налете. А вернувшись, Барто напишет знаменитое стихотворение «Я с тобой» об испанской девочке, утешающей младшего братишку:

Ты не бойся темноты:
В темноте не виден ты.
А когда начнется бой,
Ты не бойся — я с тобой.

Потом грянула Великая Отечественная. Сначала Барто вообще отказывалась покидать Москву. Потом рвалась на фронт. Затем просилась на радио. Но ей буквально пришлось — и очень неохотно — уехать на Урал, потому что мужа направили на электростанцию.

В Свердловске она вела активную жизнь, стремясь приносить посильную пользу, в отличие от многих эвакуированных литераторов и писательских жен. Тут ей помог знаменитый сказочник Павел Бажов — познакомил с мальчишками, которым предстояло заменить взрослых у станка на заводе. А еще посоветовал выучиться на токаря, чтобы встать к станку вместе с ними. И она это сделала. Получила второй разряд и потом написала о юных, слишком рано повзрослевших, но не утративших детской чистоты коллегах целый цикл «Подростки». Позже устроилась в газету. Читала стихи на радио, выступала в госпиталях перед ранеными и в школах.

С будущим вторым мужем Агния Львовна познакомилась, как ни странно, через сестер мужа бывшего: редкостный красавец, сын профессора, выпускник МВТУ, инженер, занимавшийся тепловыми электростанциями, Андрей Щегляев бывал в их компании
Фото: Vostock photo

В 1942-м вырвала-таки возможность поехать в качестве корреспондента «Комсомолки» на Западный фронт, писала заметки и репортажи, сочиняла листовки. И при любой возможности читала свои стихи солдатам — и взрослые, обожженные войной люди вспоминали своих детей, возможно, ненадолго и сами становились детьми: смеялись, плакали и отбивали ладони, аплодируя «товарищу писательнице». К слову, премию, полученную во время войны, Барто перечислила на выпуск нового танка.

Она рисковала, попадала в по-настоящему опасные передряги. Ездила в Москву выступать на Всесоюзном радио и как-то ночью оказалась в квартире, когда бомба разнесла соседнее здание. Однажды чудом осталась в живых: эшелон, на котором ехала в столицу из командировки, развернули — под Москвой стояли немцы. Барто велели выпрыгнуть из вагона неподалеку от Ярославля, когда поезд немного замедлит ход на повороте. А она еще мужу валенки везла — и вот надела их и прыгнула из идущего состава, а ей вслед выбросили шляпную картонку, что была вместо чемодана. Катясь по насыпи, Агния Львовна чуть не сломала шею. Потом почти две недели добиралась до Свердловска и до конца жизни просыпалась от повторяющегося кошмара: как попадает под поезд и колеса волокут ее по рельсам. В другой раз Барто очутилась на минном поле — и выбралась благодаря какому-то непостижимому везению.

Но самое тяжкое испытание ожидало ее впереди. И по страшному стечению обстоятельств, произошло оно накануне Дня Победы. Эдгар-Игорь, любимый мамин сын Гарик, был умным, красивым и талантливым, занимался музыкой, подавал надежды как композитор. Однако в духе своего времени оставил «слишком романтичное» увлечение, поступил в летное училище в Свердловске, потом, уже в Москве, — в авиационный институт. Совсем недавно Гарику исполнилось восемнадцать. Пятого мая 1945 года он катался на велосипеде у дома в Лаврушинском. Его сбила машина, за рулем которой была женщина. Насмерть.

Много позже близкая подруга Барто рассказала о почти мистическом совпадении. Во время войны в Испании Агния Львовна разговаривала с женщиной, сына которой убило снарядом, — та, пытаясь объяснить, закрыла пальцем его лицо на фотографии. Барто хотела записать этот разговор, передать чувства матери, потерявшей ребенка, но все маялась от того, что не может, не знает, каково это и как такое изложить на бумаге...

Она так никогда и не смирилась с утратой, скорбела до конца жизни. А за дочь панически боялась. И настояла, чтобы Татьяна, уже сама жена и мать, всегда была рядом, чтобы жили вместе. Говорили, что Агния Львовна хотела усыновить ребенка, но ее планам что-то помешало, и она всю жизнь об этом жалела. И в каждом мальчике, в каждом юноше видела своего сына.

А тогда, на какое-то время замкнувшись в себе, переживая страшную потерю, в конце концов заставила себя подняться и занялась поразительным делом — объединением потерявшихся семей. Этот ее проект не имел себе равных.

Фаина Раневская, Петр Репнин и Вероника Лебедева в комедии Татьяны Лукашевич «Подкидыш», 1939 год. Премьера цветной версии состоится в начале мая в эфире Первого канала
Фото: РИА Новости/Дирекция общественных связей Первого канала

Регулярно бывая в детских домах, Барто встретила слишком много сирот, которые становились семьей друг для друга, и написала об этом в 1947 году пронзительную поэму «Звенигород». В 1954-м ее прочла Софья Гудева, уборщица из Караганды, потерявшая в войну восьмилетнюю дочку Нину. Софья написала Агнии Львовне, благодаря за проникновенные строки, рассказывая свою историю и с бесхитростной робостью выражая надежду, что, может быть, ее девочке тоже повезло попасть вот в такой добрый детдом, как тот, что в «Звенигороде».

Агнию Львовну письмо ударило в самое сердце. Она обратилась в милицию, в розыск — попытать счастья. Нину нашли. Софья вновь обрела своего ребенка — дочери исполнилось уже восемнадцать.

Эта история получила поразительное продолжение: о ней написали в «Огоньке», молодой солдатик прочел статью и даже сохранил, спрятал в чемоданчик, а после демобилизации оказался в Караганде и там отыскал выросшую Нину, они полюбили друг друга и поженились. Весь Советский Союз радовался и плакал, читая об этом. Агнии Львовне стали доставлять мешки писем, где потерявшие близких люди умоляли о помощи.

И она решилась... Это были поразительные, прямо-таки детективные истории!

Многие писавшие ей дети не помнили ничего, кроме каких-то обрывков, разрозненных деталей прошлого. Не знали своего имени и фамилии, имен родителей, утраченных адресов. Вот мальчик припоминает, как вместе с братишкой катался на «калитке с музыкой». А вот девочка: мол, жили у леса с мамой, имени не помню, и папой, звали Гришей.

Или вот девочка Нелли, которой в детдоме дали фамилию Неизвестная, потому что о ней не известно ничего, а сама она помнит лишь, как бежит под воем бомбежки с мамой и двумя братишками, одного из которых зовут, кажется, Романом.

А вот череда кадров-вспышек: папа в гимнастерке принес кулек с яблоками, лает пес по кличке Джульбарс, страшный петух догоняет и клюет в лоб, брат вырвал сестренке зуб ниткой и дернул так сильно, что упал.

Кто бы взялся? Кто рискнул бы пытаться разматывать эти обрывки ниточек? Но даже по крошечным остаткам воспоминаний Агния Львовна решила искать. В 1964-м на Всесоюзном радио «Маяк» появилась передача «Найти человека». Девять лет тринадцатого числа каждого месяца Барто зачитывала письма. Тринадцатое число возникло неслучайно: она назначила его счастливым с тех пор, как однажды прочитала в эфире десять обращений, и семь человек сразу откликнулись и нашли своих.

За годы работы Агния Львовна получила более сорока тысяч писем — по семьдесят, а то и по сто приходило каждый день. Чемоданы с конвертами, на которых иногда было написано просто «Москва, писательнице Барто», громоздились в коридоре квартиры один на другом, и писательница Барто каждый день читала их до поздней ночи, чтобы потом возвращать имена и соединять разлученных. Иногда люди просто приходили к ней и рассказывали свои истории. И она принимала и слушала.

Она постоянно крутилась в вихре дел и забот: встречи с детьми в школах и больницах, поездки в пионерские лагеря, выступления, заседания. Открытие недели детской книги в Колонном зале Дома союзов
Фото: В. Черединцев/ТАСС

Что характерно — никогда не плакала... Она вообще, говорят, никогда не плакала. Просто принималась за дело. И люди находили друг друга, откликались, и счастливых слез по всей стране пролилось немало. Благодаря программе Барто воссоединилась почти тысяча семей. Позже Агния Львовна написала об этом книгу, которая так и называлась: «Найти человека». Еще позже из этой идеи родилась программа «Жди меня».

Ее жизнь внешне оставалась более чем благополучной. Она получила все возможные награды — ордена и медали, Сталинскую и Ленинскую премии. Ее книги издавались миллионными тиражами. Она объехала весь мир, побывала во многих странах, и везде ее встречали с радушием и благодарностью, и отовсюду она привозила новые стихи.

Вот где пригодились когда-то тщательно скрываемые плоды «буржуазного» воспитания — умение держать спину, носить вечерние наряды, знание застольного этикета и иностранных языков. За рубежом Барто делала честь любой советской делегации.

Она по-прежнему любила танцевать и однажды в Бразилии испытала сильнейшее разочарование. Тогда из-за «антисоветской статьи» в местном журнале делегации советских писателей запретили идти на прием, который давал владелец этого самого журнала. О чем и сообщил вышедшей из лифта наряженной, напомаженной, предвкушающей светский вечер Агнии Львовне руководитель делегации Сергей Михалков. Ее досаду он потом неоднократно описывал с сочувственной иронией.

Тринадцатое число возникло неслучайно: она назначила его счастливым с тех пор, как однажды зачитала в эфире десять обращений, и семь человек сразу откликнулись и нашли своих. За годы работы Агния Львовна получила более сорока тысяч писем. Радиопередача «Найти человека»
Фото: Н. Бобров/РИА Новости

Однако развлечения развлечениями, а о целях таких поездок Барто не забывала никогда и своим перфекционизмом могла довести до белого каления. Готовя доклад для выступления все в той же Бразилии, она столько раз переписывала и оттачивала формулировки, что переводчик в итоге дал торжественную клятву больше никогда с ней не работать, будь она хоть трижды великой писательницей.

Пожать ей руку считали за честь знаменитости первой величины — от врачей до физиков-ядерщиков, от актеров до космонавтов. Ее по-настоящему обожали дети — Агнии Львовне всегда удавалось найти верный тон, простой, дружелюбный и очень естественный, без всякого сюсюканья и заигрывания. Не зря она называла себя «переводчиком с детского». В награду ей доставались бесхитростные признания маленьких читателей, например: «Я вас люблю и обворачиваю в бумагу, а когда вы порвались, я вас склеила!» Фильмы по ее сценариям — «Алеша Птицын вырабатывает характер», «Слон и веревочка» и легендарный «Подкидыш» — разошлись на цитаты. Первый выпуск киножурнала «Ералаш» был основан на ее рассказе. Расул Гамзатов однажды с восторгом и не без зависти констатировал: тираж книг Барто числом будет побольше населения некоторых континентов.

И в семье все ладилось. Муж, слывший когда-то «самым красивым деканом Советского Союза» (в МЭИ), стал членом-корреспондентом Академии наук, успехом супруги бесконечно гордился и статуса папы той самой Тани, которая «громко плачет», не опровергал. На трофейном мерседесе, а потом на «Волге» всей семьей выезжали на дачу в академическом поселке. Огородничали, гуляли в сосновом бору, обсуждали, что делать, если встретят лося — Агния Львовна где-то вычитала и серьезно утверждала, что лосю при встрече непременно нужно посмотреть в глаза: если красные, значит, опасен. Ходили на лыжах, снимали домашние фильмы на камеру, играли в шахматы, тесно дружили с семьей Рины Зеленой, принимали в гостях Фаину Раневскую, Роберта Рождественского и Сергея Михалкова. Михалков, кстати, запросто мог позвонить среди ночи, чтобы прочесть Агнии Львовне свежее стихотворение. Сама же она в таких случаях звонила Фадееву, невозмутимо отвечавшему сквозь зевок: «Что, опять стихи? Ну давай».

Последняя награда Агнии Львовны весьма любопытна — звание «Почетный удмурт», которое, между прочим, присвоено Эйнштейну и Гагарину
Фото: Vostock photo

Еще Барто славилась розыгрышами — и не уступала друзьям-шутникам, среди которых были такие мастера, как Кассиль, Маршак, Рина Зеленая. Особенно ей удавалось разыгрывать Ираклия Андроникова. Звонила ему, меняя голос, то предлагая принять участие в передаче среди современников Льва Толстого, то сетуя, что его программа у нее в телевизоре идет вверх ногами, то сообщая, что нашла неизвестные письма Лермонтова. И всякий раз Андроников попадался: «Опять разыграли? Грандиозно!» Разыгрывала она не только коллег, но и друзей мужа. Долго еще обсуждали знаменитый ужин, на котором хозяйка дома снабдила каждое блюдо табличкой: «Черная икра для академиков», «Красная икра для членов-корреспондентов», «Крабы и шпроты для докторов наук», «Сыр и ветчина для кандидатов наук», «Винегрет для лаборантов и студентов». Как ни досадно, именно академикам и членкорам чувство юмора тогда отказало.

В 1970-м муж, с которым прожили много счастливых лет, умер от рака. Друзья и знакомые в один голос уверяли, что не встречали подобной семьи, в которой царили такое взаимопонимание, доверие, дружба и любовь. Близкие вторили: Агния Львовна и Андрей Владимирович, кажется, ни разу толком не поссорились.

Теперь Барто скорбела и по любимому сыну, и по любимому мужу. Ей оставалось прожить без них еще долгих одиннадцать лет. Кто знает, может, она и повторяла теперь каждый день собственную усталую строчку: «Ох, доска кончается, сейчас я упаду». Спасали только работа, невероятная жизненная активность и сила духа. Она продолжала сочинять и выступать, ездила в командировки, поддерживала физическую форму, даже играла в теннис, была подвижной и легкой на подъем. Писала стихи для внука Володи и внучки Наташи, успела увидеть правнучку Асю. И отметила юбилей не как забронзовевший памятник главной детской поэтессе, а как жизнелюбивая женщина, радуясь тостам и подаркам и танцуя — конечно, непременно танцуя!

В марте 1981-го Агния Львовна легла в больницу, предполагая отравление. И там продолжала писать, просила переселить в палату с телефоном, чтобы решать неотложные дела, занималась своим собранием сочинений. Только вот это было не отравление, а инфаркт...

Первого апреля ее не стало — этого никто не ожидал и, как полагается в такой день, не хотел в это верить. Врачи говорили потом, что редко встретишь настолько изношенные, слабые сосуды, неизвестно каким чудом пропускавшие кровь, и дивились силе воли, с которой Барто обуздывала свое тело, заставляла его жить и трудиться. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище.

Последняя награда Агнии Львовны весьма любопытна — звание «Почетный удмурт», которое, между прочим, присвоено Эйнштейну, Гагарину и Депардье. Его раз в год присуждают тому, кто оказал заметное влияние на культуру республики. Так вот Барто его удостоили за то, что в ее стихах «много мистики, характерной для мировоззрения удмуртов».

Есть ли мистика в стихах Барто — каждый читатель решит сам для себя. Есть ли мистика в ее судьбе — решать не нам. Просто это был человек-планета, за которой можно наблюдать, которую можно изучать, но которая все равно остается непознаваемой. Как та, номер 2279, где-то между Марсом и Юпитером.

И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.

Подпишись на наш канал в Telegram