7days.ru Полная версия сайта

Вадим Андреев: «Я крепкий ремесленник»

Худсовет в полном составе выступил против моей кандидатуры. Только Роговой что-то во мне рассмотрел...

Вадим Андреев
Фото: Persona Stars
Читать на сайте 7days.ru

Худсовет в полном составе выступил против моей кандидатуры. Только Роговой что-то во мне рассмотрел и утвердил в «Баламута» под свою ответственность. На съемках бесконечно орал, не выбирая выражений: «Идиот! Кретин! Бездарность!» Переживал я страшно, неоднократно порывался уйти, думал: пусть берут более талантливого. Но как уйдешь, если полкартины уже отснято?

— В сериале «Катран», это очередное продолжение «Мосгаза», недавно прошедшем на федеральном канале, как и в предыдущих частях, я сыграл Саблина — генерал-майора милиции и начальника ГУВД Москвы, друга главного героя. С Андреем Смоляковым шутим по поводу затянувшегося проекта: что и лет через двадцать будем на инвалидных колясках въезжать в кадр и шепелявить. Но картина зрителям нравится, рейтинги хорошие, поэтому затевается новое продолжение, сценарий уже написан и скоро, надеюсь, приступим.

— Исполнилось сорок лет со дня выхода на экраны фильма «У матросов нет вопросов» режиссера Владимира Рогового. Это была третья ваша роль в кино.

— По поводу Рогового недавно позвонили с федерального телеканала. Наконец снимают о нем документальный фильм — о режиссере, совершенно несправедливо забытом. Один из лучших его фильмов «Офицеры» стал классикой, на праздничных военных концертах чествуют сыгравших в картине артистов и съемочную группу — тех, кто живой, добрым словом вспоминают ушедших. Но обратил внимание: фамилия режиссера звучит как бы вскользь, а то и вовсе забывают упомянуть. Будто его и не было. А ведь Владимир Абрамович Роговой сам фронтовик. В конце шестидесятых работал директором картин. Как бы не совсем творческая профессия, но вдруг начинает заниматься режиссурой.

К фильмам, которые он снимал, изначально отнеслись предвзято, как к «попсе». Слова такого не использовали, но смысл очевиден — низкопробная халтура на потребу публики, до настоящего искусства далеко. Это обсуждалось не открыто, а, разумеется, кулуарно, но Роговой об этом отношении знал, думаю, переживал, хотя вида не показывал. А фильмы его били рекорды по кассовым сборам, вполне вероятно, еще и поэтому злопыхали коллеги — завидовали.При жизни относились свысока, и когда умер, не вспоминают, а жаль...

Рогового считаю своим крестным папой в кино. Ведь это он утвердил меня на главную роль в свой фильм «Баламут». Я учился во ВГИКе у Льва Кулиджанова и Татьяны Лиозновой на актерско-режиссерском. Набрали шестнадцать будущих режиссеров, к ним пять девочек, желавших стать актрисами, и пятерых парней, среди которых был и я.

— Отец инженер, мама бухгалтер, ничего близкого к кино — почему и в какой момент вы решили пойти в профессию творческую?

— Как раз именно родители и привели меня в ТЮМ — Театр юных москвичей при Дворце пионеров на Ленинских горах. Это виделось им единственным спасением от шпанистого района Ленино-Дачное, в котором мы жили. Сейчас это разросшаяся Москва — Царицыно и Орехово-Борисово, а в пору моих детства и отрочества была спальная окраина с полукриминальным контингентом. Драться я научился рано. Первым не нападал, а вот обороняться приходилось частенько. Лет в девять-десять, бывало, победишь в честной дворовой драке, противник убегает с воем домой — через пять минут возвращается с мамой, показывает ей пальцем на меня как на обидчика, и та принимается истошно орать: «Езжай в свой Израиль!» А я даже не знал, что это такое, какой Израиль и почему мне нужно туда «езжать»?

Тем более что евреем был только дед по отцу, Абрам Самойлович Фейгельман. Все остальные в нашей семье русские, православные. Одна бабушка — Антонина Николаевна Дубровина, дочь купца третьей гильдии, церковного старосты на Сретенке. Вторую звали Прасковьей Ивановной Макаровой. Ее дочь, моя мама Надежда Ивановна, русоволосая, голубоглазая, нос чуть картошкой, внешность — «русопятее» не придумаешь.

Дед Абрам был гравером, считался одним из лучших в Москве. Потрясающие делал монограммы на перстнях, работал всегда вручную. На верстачке лежала газетка, чтобы не просыпалась даже граммулька золота, когда гравировал, к примеру, золотой перстень или часы. Все эти граммулечки дед ссыпал с газетки в коробочку и отдавал заказчикам. Мог бы крохотульки собирать, глядишь, набралось бы на слиток. Но он не оставлял себе даже крошки, честнейшим был человеком. Воевал в Первую мировую, во Вторую участвовал в обороне Москвы. Когда немцев отогнали, его демобилизовали из-за болезни ног — застудил, ноги болели и беспокоили его до самой смерти.

Пробы в «Баламута» провалил. Очень плохо показался. Худсовет в полном составе выступил против. Хорошие партнеры подобрались, за счет них и выехал, сам я там беспомощный
Фото: Vostock photo

Когда я оканчивал школу, родители развелись, обзавелись новыми семьями. Я поселился с дедом в его хрущевке на первом этаже в Царицыно. Но по тем временам отдельная квартира, да еще трехкомнатная — настоящие хоромы!

Курс у нас подобрался дружный, тусовались то в общаге, то у меня дома. Абрам Самойлович — ему было уже за восемьдесят — по такому случаю надевал костюм с белой рубашкой, повязывал галстук и при полном параде принимал гостей. Через много лет как-то вспоминали юность с однокурсницей Леной Цыплаковой. Она входила в нашу студенческую компанию и не раз бывала у меня дома. Вдруг говорит: «Я красивее мужчины, чем твой дед, не встречала. И если б он в ту пору вдруг сделал мне предложение, я бы, знаешь, согласилась».

Но вернусь к ТЮМу. Я был абсолютно зажат. Стеснительный донельзя! Ни стихотворение, ни басню не мог прочитать. Спасла «половая принадлежность» — в студии занималось много девочек, а вот мальчишек, наоборот, не хватало. Только поэтому замечательные педагоги Евгения Васильевна Галкина и Валентин Николаевич Петухов меня и взяли. Попав в эту обстановку и вдохнув запахи кулис, заразился «театральной бациллой» — к моменту окончания школы никакой иной судьбы себе не представлял, кроме как стать артистом.

Родители такого поворота, конечно, не ожидали. Одно дело — просто творческая студия, и совсем другое будущая профессия. Предлагали иняз, у кого-то из родни имелся там блат в приемной комиссии. Я отказался. Мама попыталась воздействовать страшным, как ей, видимо, казалось, аргументом:

— А если не поступишь в театральный? В армию попадешь!

— Ничего, отслужу и снова буду поступать.

Упертым был. С театральным действительно пролетел — не прошел по конкурсу. Но попал дополнительным набором во ВГИК.

— Повезло учиться у таких мастеров, как Кулиджанов и Лиознова?

— Мы очень любили Льва Александровича. Как раз в тот период, когда учились, он снимал фильм «Карл Маркс. Молодые годы» и в институте появлялся где-то раз в месяц. Как солнышко ясное. Мудрый, доброты необыкновенной. Татьяна Михайловна, наоборот, ничего тогда не снимала и целиком посвятила себя нам. Лиознова была человеком настроения. Если приходила в радужном — излучала обаяние и доброту. И вдруг абсолютно без повода могла превратиться в фурию, ругалась, очень страшна была в гневе. Мы этих ее вспышек жутко боялись.

Во ВГИКе я играл очень много отрывков у Андрея Эшпая, Саши Хвана и других однокурсников-режиссеров. Учились у нас и иностранцы — колумбиец Карлос Сантана, сомалиец, поляк... СССР всячески поощрял и приветствовал дружбу братских народов. Был монгол — постоянно спал на занятиях. В итоге его отчислили, хотя иностранцев обычно не выгоняли — но этот никак не мог выучить русский язык.

Позже кто-то из педагогов рассказал, что наш соня, представляете, у себя на родине — известнейший поэт, примерно как у нас в семидесятые Андрей Вознесенский. Зачем его вдруг потянуло в СССР и во ВГИК — непонятно. Ливанец и его друг-сириец во втором семестре второго курса ставили отрывки современных авторов, меня назначили играть бедного араба на оккупированной израильской территории.

В свободное время, как уже сказал, мы тусовались. Общага находилась в городке Моссовета и представляла собой жуткий барак послевоенной постройки, по этажам и комнатам бегали огромные крысы. На общей кухне ребята из Вьетнама жарили селедку, запах добавлял колорита живописнейшей картине студенческих будней.

Выпивали. Причем не водку, а жуткие портвейны. Еще был вермут: тягучий, им можно было забор красить! Но стоил очень дешево — всего рубль шестьдесят семь, как раз для бедных студентов. Удивительно, как алкоголь такого качества и в таком количестве выдерживала печень. Впрочем, молодости и не такие подвиги по плечу.

Колумбиец Карлос происходил из обеспеченной семьи, иностранцы все были не из бедных. По нему сразу видно — не наш соотечественник: смуглый, в дорогом пальто. Время от времени ему присылали переводы — щедрый Сантана тут же устраивал банкет для друзей и деньги пропивались. К третьему курсу его пальто износилось, ботинки порвались, и Карлос сменил их на солдатские сапоги. Смотрелось комично — смуглый высокий будущий режиссер в потрепанном пальто и кирзачах. Однажды в очередной раз в той же старой жуткой общаге сидели с ним и пили вышеупомянутый вермут. Подняли по граненому стакану, чокнулись... И Карлос вдруг зарыдал: «Если бы все это видела моя мама!»

Только Владимир Абрамович Роговой что-то во мне рассмотрел и утвердил под свою ответственность. На съемках, правда, бесконечно орал
Фото: UnionWest Archive/Vostock photo

С другой компанией как-то по нетрезвой лавочке увлеклись, помню, спиритизмом — вызывали духов. Тарелка и вправду «ходила» и буквы показывала. Дураками были, да еще и безбожниками.

Тусоваться я умудрялся не только со вгиковской компанией, но и в «Щуке» — там учился мой друг по ТЮМу Митя Васюков, сейчас успешный режиссер-документалист. Он женился на красавице Верочке Новиковой с актерского факультета, и мы гуляли на их свадьбе. (Позже Вера развелась с Дмитрием и вышла замуж за Сергея Жигунова. — Прим. ред.) И с Митей, и с Верой дружу до сих пор.

Я учился на третьем курсе, когда режиссер Владимир Роговой запустился с «Баламутом». Меня пригласили на пробы, которые я провалил. Очень плохо показался. Во ВГИКе-то обстановка почти домашняя, все свои, а перед камерой и кучей незнакомых людей — худсоветом Киностудии Горького — зажался. Так что худсовет в полном составе выступил против моей кандидатуры. Только Роговой что-то во мне рассмотрел и утвердил под свою ответственность. На съемках бесконечно на меня орал, не выбирая выражений: «Идиот! Кретин! Бездарность!» Самое обидное, что это звучало в присутствии других артистов. Переживал я страшно, неоднократно порывался уйти, думал: пусть берут более талантливого. Но как уйдешь, если полкартины уже отснято?

При этом вне съемочной площадки Владимир Абрамович был для нас как отец родной. Наташе Казначеевой, игравшей Аню, а она из Подольска моталась, пробил комнату в студийном доме рядом с киностудией. Возил нас на торговые базы — купить одежду, в свободной продаже тогда мало что имелось.

Возвращаясь на занятия во ВГИК, получал еще и от Лиозновой. Она гремела: «Он (Роговой) своими съемками тебя испортил! Я тебя уже не исправлю! Отчислю!» Тяжелый был год, так что «Баламута» не люблю. Фильм-то сам по себе хороший, хотя и устаревший, современная молодежь не знает ни что такое комсомол, ни «поехать на картошку». Но мои ровесники и поколение чуть младше помнят, любят, пересматривают. Советские фильмы все-таки дают заряд позитива, я и сам, когда показывают ленты шестидесятых-семидесятых, прилипаю к экрану. Лишь «Баламута» видеть не могу. «Свита сыграла» — очень хорошие партнеры, за счет них и выехал, сам я там беспомощный. Вообще, честно говоря, лет до сорока не получал удовольствия от профессии — из-за зажатости тяжело все давалось.

Татьяна Михайловна в какой-то момент стала намекать, а Роговой выразился открыто, что дедову фамилию необходимо срочно поменять. Главный герой Петя Горохов — воплощение русского духа на экране — не может быть Фейгельманом. Думал взять бабушкину — Дубровин, но это оказалось невозможным по советским законам. Можно было взять лишь фамилию супруги, я так и сделал.

— Как познакомились с Галиной Андреевой, ставшей вашей женой?

— Галя училась в пищевом институте на вечернем отделении. Днем работала в НИИ, ее начальником был дядя Миша, мамин брат. Как-то Галя с подружками приехали поздравить его с днем рождения, и я приехал, так и познакомились. Было это в 1978 году. Мне двадцать, ей столько же. Возможно, мы бы не поженились столь скоропалительно, если бы не «Баламут». Во ВГИКе моя стипендия составляла всего пятьдесят один рубль, хоть и повышенная, но маловато, а тут выплатили гонорар за месяц или два съемок, четыреста пятьдесят рублей — огромные деньги по советским временам. Хватило и на свадебный костюм гэдээровский, и на туфли югославские, и на два кольца обручальных. Даже на банкет в ресторане «Славянский базар»: гулять так гулять!

К бракосочетанию отнеслись как к очередной студенческой тусовке, без подобающей серьезности. Даже с родителями жены я познакомился почему-то лишь после росписи в ЗАГСе — отправились к ним в подмосковную Балашиху. Они люди простые, рабочие. Тесть Григорий Андреевич самогонку гнал, выпили за встречу. Я рюмки три опрокинул и захмелел, так что на банкет в ресторан, где уже собрались мои однокурсники и Галины подружки, явился пьяным в дым.

В 1980-м Татьяна Лиознова утвердила меня в «Карнавал» на небольшую роль. И все три дня, пока снимался, в порошок растирала! Кадр из фильма с Ириной Муравьевой и Кларой Лучко
Фото: UnionWest Archive/Vostock photo

В тумане запомнилось, как Андрюша Эшпай зачем-то сигару мне в рот сунул и я сидел дымил. Остальное память не сохранила. Но однокашники уверяли — было весело. И по классике: в том смысле, что какая свадьба без драки. Боря Токарев со Славой Барановым вышли в туалет — вернулись с криками, дескать, кто-то дал им в глаз. В ресторане имелось два зала, значит злоумышленники, по их нетрезвой логике, гуляли в соседнем, ну не свои же обидели. И оставшиеся полвечера все парни с нашей свадьбы бегали искали злоумышленников. Все, кроме меня, пришибленного тестевым самогоном.

— Вашему браку с Галиной более сорока лет. Приятное исключение из правил — в профессии, где артисты заводят романы на съемочной площадке, уходят из семьи к поклонницам... Как удалось не поддаться искушениям?

— Наверное, потому что однолюб. И потом, я героем-любовником не был ни на экране, ни в жизни. Да, «Баламут» принес некоторую популярность. В основном мужчины узнавали, окликали на улице: «Горохов, пойдем выпьем!» Женское внимание доставалось сыгравшему Саню Коле Денисову. На съемках мы сдружились. Он служил в ТЮЗе, я частенько приезжал к нему в театр, ждал на служебном входе, чтобы вместе пойти в ресторан ВТО на Пушкинской, туда после спектаклей спешил весь артистический бомонд.

На служебном входе ТЮЗа каждый раз обнаруживал толпу девиц, визжавших так, что закладывало уши: «Денисов!» Я рядом стою. Вроде бы тоже известный артист, в «Баламуте» у меня вроде бы и роль даже главнее. Но одна-две, бывало, заметят мимоходом: «О! Горохов! И ты здесь». И давай дальше визжать: «Дени-и-сов! Ко-о-ля!!!» Я был им неинтересен. Так что в данном смысле искушений особых даже не было.

Вот отцом своему сыну я был никаким, это факт. Когда Андрей появился, мне всего двадцать один исполнился, сам еще дите без царя в голове. Жизнь только, можно сказать, начинается, а тут ребенок орет, пеленки стирай — о машинке только мечтать могли, такие были времена. Считаю, родителями все же надо становиться чуть позже, когда хотя бы сам повзрослеешь. И потом, во мне характер дубровинский. Бабка Антонина Николаевна меня — своего внука — всего раз или два в жизни поцеловала. Дубровины сдержанные, не сюсюкали, холодные как англичане, умеют любить, но без внешних проявлений. Мамины другие, те как раз сюсюкали. Папины — никогда. И я такой же. Так что воспитанием сына занималась жена.

В 1980-м Роговой пригласил меня и в следующую свою картину — «У матросов нет вопросов». Тоже на главную роль. Утвердил без проб. На этих съемках на меня уже не орал. Зато теперь доставалось моей партнерше Наташе Казначеевой — она часто рыдала. Я как-то не выдержал, подошел к режиссеру:

— Владимир Абрамович, зачем вы так? Наташа очень хорошо работает.

Он в ответ, мол, с вами только так и надо:

— Я на «Баламуте» на тебя орал — у тебя глаз кровью наливался. Глаз живым становился, понимаешь?!

Много лет спустя я понял, что таким был стиль работы многих киноклассиков. Лиознова не исключение. В том же 1980-м она утвердила меня в «Карнавал» на небольшую роль Вадима Артуровича. И все три дня, пока снимался, в порошок растирала! Ставила в пример Муравьеву: «Смотри на Ирину Вадимовну, как надо играть! А ты? Если б еще учился, я бы тебя на этот раз точно отчислила!» Но я к тому времени уже выпустился из ВГИКа, диплом получил.

В 1986 году Лиознова запустилась с новой картиной «Конец света с последующим симпозиумом» — трехсерийным фильмом по пьесе Артура Копита. Состав, как и всегда у Татьяны Михайловны, поистине звездный: Армен Джигарханян, Надежда Румянцева, Олег Басилашвили, Олег Табаков, Евгений Весник... Меня пригласила сначала на небольшую роль. В какой-то момент Лиознова вдруг говорит: «Давай-ка попробую тебя на главную».

Мне двадцать семь, герой, драматург Майкл Трент, значительно старше. На пробах поседили волосы и наклеили усы. Пробовались все, кто мог, примерно через месяц остались два претендента — я и Саша Галибин. Мы были знакомы, снимались в фильме «Батальоны просят огня», он моего командира играл. В очередной раз иду по коридору Киностудии Горького, навстречу — Галибин: я на пробы к Лиозновой, а он как раз оттуда. Смеется в своей манере:

Грянула перестройка и мэтров отечественного кино начали вовсю гнобить. Фильм Лиозновой «Конец света с последующим симпозиумом» размазали в прессе, на телевидении показали один-единственный раз. Съемки фильма «Конец Света с последующим симпозиумом»
Фото: В. Мастюков/ТАСС

— Что ты время теряешь, все равно меня утвердят!

Говорю:

— Понимаю. Но все-таки схожу.

И вдруг утверждают меня! Испытал радость и ужас одновременно. Судите сами. Съемки восемь месяцев. Главный герой. Из кадра в кадр с огромными монологами. Подробные по полдня репетиции. Присутствуют артисты, режиссер и Петр Катаев — любимый оператор Татьяны Михайловны. Она спрашивает:

— Петечка, ты посмотрел мизансцену?

— Да, — отвечает, — теперь надо пройтись по точечкам.

— Вадим, пройди быстро, — обращается Лиознова уже ко мне.

Прохожу «быстренько». И — о ужас!

— Что это такое?! — гремит Лиознова. — Что за отношение к профессии? Непозволительно!

— Но вы же сказали «быстренько».

— Не имеет значения — играть надо как в последний раз! — Играю «как в последний». Она снова недовольна: — Сейчас на репетиции бездумно выплеснешь всю органику и ничего не останется для кино!

Не знаешь, чего ждать в следующую минуту: а может, она нарочно доводила? Ведь играл драматурга на грани сумасшествия. После очередного выплеска Татьяны Михайловны чувствовал, что сам становлюсь душевнобольным, а седые волосы стали появляться уже не только благодаря гриму.

Картина была готова, смонтирована. В СССР еще показать не успели, а уже пригласили на творческие встречи в дружественную ГДР. Представлять ленту отправились мы с Татьяной Михайловной. Жена отвезла нас в аэропорт.

Я прежде не бывал за границей: ходил глазел. Лиознова оставалась в гостинице. По одному из местных кабельных каналов крутили нашу картину, и она смотрела. Отправились на очередную творческую встречу на север Германии. В машине Татьяна Михайловна полдороги молчала и вдруг с горечью произнесла: «Я совсем не то сняла, о чем пьеса. Это комедия абсурда — а я сделала всерьез». С нами ехал сопровождающий из посольства. Я к тому времени уже был известным артистом. Он меня расспрашивал о ВГИКе, о кино, я отвечал, а Лиознова то и дело бросала в мой адрес: «Кому это интересно?! Что ты несешь?!»

Вернулись в Москву. Моя Галя встречала в аэропорту. Ехали в гробовой тишине — режиссер сухо пресекала любые попытки завязать диалог. Довезли ее до дома на улице Алабяна. Лиознова молча взяла свою сумку и вышла из машины, даже не попрощавшись.

Долго не общались. Хотя я пытался, звонил... «Чего тебе? — отвечала. — У меня все хорошо». И бросала трубку. Год после этого не звонишь, наберешь — снова натыкаешься на стену. И я звонить перестал. Так вышло, что фильм «Конец света с последующим симпозиумом» оказался последним в ее творческой биографии — на телевидении показали один-единственный раз. Да, возможно, не самая лучшая ее работа — но все равно фильм большого мастера. Однако грянула перестройка и мэтров отечественного кино начали вовсю гнобить. Кулиджанова сняли с поста первого секретаря Союза кинематографистов. Картину Лиозновой размазали в прессе. Она попыталась оправдаться в одном из интервью: мол, большая ошибка картины — это выбор главного героя.

Прошло много лет. В 2004-м позвонили с телевидения:

— Снимаем юбилей Лиозновой и хотим собрать ее учеников, приходите.

Удивился:

— Мы давно не общаемся, и я не уверен, что она будет рада меня видеть.

— Татьяна Михайловна сама попросила, чтобы вас пригласили, — ответила редактор.

Съемки проходили в ресторане гостиницы «Советская». Всюду камеры. Кто-то сообщил, что Лиознова уже подъезжает. Все та же редактор сказала, что у Татьяны Михайловны плохо с ногами: «Она просила, чтобы вы встретили ее у машины и помогли пройти в зал».

Я спустился к машине, открыл дверь, помог выйти. Обнялись. Думаю: сволочь я со своей гордыней! Должен был настаивать на общении, не хочет разговаривать по телефону — ехать к ней домой. Зная непростой ее характер и помня, сколько она для меня сделала: пестовала, воспитывала... Она же как родитель. На маму же не обижаются. В последние годы довольно часто заезжал. Татьяна Михайловна тяжело болела, почти не ходила, ужасно стеснялась своей немощности.

«Кадетство» люблю — сериал добрый, с юмором
Фото: предоставлено пресс-службой СТС

Если сейчас меня спросить, считаю ли себя артистом счастливой судьбы, не задумываясь отвечу утвердительно. Счастлив тем, что в моей судьбе были такие личности, как Лиознова, Роговой... Уже где-то после сорока, в конце девяностых, осознал, что, кажется, овладел актерским ремеслом и наконец комфортно чувствую себя на площадке. К кому-то эта легкость рано приходит, но лучше поздно, чем никогда. Не говорю, что стал гениальным. Я крепкий ремесленник. Актерство — это ремесло, такое же, как любое другое.

О мере таланта не мне судить, думаю, и в подметки не гожусь ушедшим мастерам — Евгению Евстигнееву, Анатолию Папанову, многим другим. Будь они живы , мне было бы нечего ловить на их фоне. Но для своего времени я профессионал. Наверное, поэтому востребован. Недавно снимался с молодой актрисой. Перед эмоциональными сценами вижу: она приседает, прыгает, бегает, накручивает себя — чтобы сыграть достоверно. Смеюсь и говорю режиссеру: «Я таким же был лет сорок назад!»

— В вашей фильмографии почти двести ролей. Какие работы в отличие от «Баламута» любимые?

— «Кадетство» люблю — добрый, с юмором. Снимали в Твери в Суворовском училище. Первый сезон вышел — началась «кадетомания»: невероятная зрительская любовь к сериалу и героям. На съемках второго и третьего сезонов на подступах к училищу дежурили толпы мальчиков и девочек — юные поклонники... Выехали в концертный тур — группа артистов и продюсер Вячеслав Муругов. Девятое мая, Воронеж. На центральной площади выступали эстрадные группы и мы. Везли нас в автобусе с затемненными стеклами — но фанаты все равно прознали, принялись раскачивать автобус.

С огромным трудом выбрались наружу, а когда поднялись на центральную сцену, обнаружили полную площадь народу!

Кричим:

— Привет, Воронеж!!!

В ответ:

— А-а-а-а-а!

И я понял, что испытывают мировые звезды, выступая перед огромной аудиторией. В театре играешь перед залом на тысячу-полторы зрителей — это несопоставимо.

«Кармелита» нравится. Режиссером выступил мой приятель Рауф Кубаев. Я играл адвоката — врага цыганского народа, негодяя. Придумал себе бородавку, очочки. От некоторых коллег, кичливых и разборчивых, приходилось слышать, мол, «мыло». В ответ каждый раз спрашиваю: «Ребята, я за свою работу отвечаю, ко мне как к актеру есть вопросы? Нет. А «мыло», как вы называете, смотрят и любят зрители. «Кармелиту» вся страна смотрела!»

На этих съемках мы очень сдружились с Николаем Лекаревым, тот играл Баро — отца главной героини. Грандиозный певец! Много выступает. Когда он ездил с концертами в места не столь отдаленные, каждый раз пояснял публике: «Друзья, Вадим Андреев, который Форса играл, мой друг, не надо на него проклятия слать». Потому что из тюрем и из таборов приходили письма на киностудию, где снимали картину: «Форса проклянем!», «Порчу наведем», «Убьем»... Думали, что я и в жизни такой же подонок. Что ж, значит, хорошо сыграл.

Нравятся «Разведчики. Война после войны», «Профиль убийцы» и «Профиль убийцы 2». Автор сценария замечательный, реальный профайлер, по всей стране маньяков вычисляет и отлавливает, истории реальные, ничего не выдумывал. На съемках с Максимом Щеголевым подружились. Он теперь меня Батей кличет, жену мою Мамкой. С удовольствием снимаюсь в «Балаболе» — сериал идет по НТВ, снимаем уже пятый сезон. Сценарий достойный, и исполнитель главной роли Костя Юшкевич молодец. Он там прямо как Джеки Чан — многие трюки сам исполняет. Ну а я в драках не участвую, все-таки уже не тот возраст.

— Сын Андрей, надо понимать, «в артисты» не пошел?

— Когда оканчивал школу, был, как и я в его годы, троечником. Как-то позвонил Андрей Эшпай, он знал о наших терзаниях относительно выбора профессии. Говорит мне: «Марк Захаров курс набирает, может, Андрюша подготовится и попробует поступить?»

Я вдохновился, спрашиваю сына:

— Хочешь учиться у Марка Захарова?

— Ну, можно, — отвечает нехотя.

Я аж задохнулся от возмущения:

— Ты хоть знаешь, кто такой Марк Захаров?!

Прожили не скажу, что безоблачно. Я даже уходил... В двадцать пять лет кажется, что жизнь бесконечна, а когда тебе за шестьдесят, оцениваешь собственную неправедность. С женой Галиной и внучкой
Фото: из архива В. Андреева

— Ну, драматург...

Думаю, все понятно. Перезвонил Эшпаю: «Нет, у «драматурга Захарова» сын учиться не будет. Этой профессией надо гореть или не заниматься ею». Он окончил экономический, открыл свой бизнес. Уже есть семья, растет дочь — наша внучка, приезжают в гости.

Мы с супругой жизнь прожили не скажу, что прямо совсем безоблачно. Я даже уходил. Жили тогда в Царицыно. Деда Абрама Самойловича уже давно не было на свете. Сын еще не отделился, привел девушку, с нами поселились. Вдобавок три собаки под ногами крутились, а мне хотелось тишины и покоя. Ушел... Снимал квартиру, потом купил. Семью навещал и с Галей не разводился, но жил отдельно лет пять. Затем вернулся. Мудрая жена приняла: я ведь не к другой женщине уходил, а просто — выдохнуть в одиночестве.

Лет десять назад за город переехали — утомились от мегаполиса. Современная Москва для молодежи хороша, а я к своему возрасту уже «перетусовался». Долго искал место, Коля Денисов посоветовал: «Есть деревенька в Ступинском районе». Съездили посмотреть — понравилось. Тишина. Козы паслись. Избушка стояла, пятистенок. Позже его снесли, выстроили новый дом. Совершенно нескучно: природа, летом велосипед, зимой лыжи, друзья заезжают.

Восемь лет назад произошло событие, изменившее мою жизнь в духовном смысле. Накануне Пасхи Максим Щеголев спрашивает: «Батя, ты что завтра делаешь? Поехали в храм, у меня там батюшка знакомый». С того дня стал ездить регулярно, некоторое время даже служил алтарником. Когда начинаешь доверять Богу, перестаешь дергаться. В нашей профессии по три-четыре месяца может не быть работы. И звонков нет. Раньше переживал страшно, впадал в уныние, думал — забыли, в тираж вышел... Сейчас говорю себе: как Господь распорядится, так и будет, на все Его воля. И в душе разливаются благодать и благодарность, контролируешь отрицательные мысли, пытаешься по крайней мере. Если б все старались следовать заповедям, мы бы жили в раю земном.

Супруга пришла к вере следом за мной. Обвенчались. Совершавший обряд батюшка, благословляя наш союз, произнес: «Не люблю, когда девятнадцати-двадцатилетние просят обвенчать. Запретить не могу, но знаю, что через месяц-два явятся «развенчиваться». А это не шутки. Вот когда приходят зрелые люди, которые давно вместе, стали друг другу родными, венчаю с удовольствием».

В двадцать пять лет кажется, что жизнь бесконечна, а когда тебе за шестьдесят и друзья один за другим уходят в мир иной, оцениваешь собственную неправедность, понимаешь, как все вокруг скоротечно и бренно. И начинаешь совсем иначе, чем в молодости, оценивать каждый прожитый день и тех, кто рядом.

Подпишись на наш канал в Telegram