7days.ru Полная версия сайта

Кража века

Какими способами совершаются ограбления музеев? Случаются и вооруженные налеты, как в банках, но...

Фото: Robert Michael/picture alliance/dpa/dpa-Zentralbild/Vostock photo
Читать на сайте 7days.ru

Какими способами совершаются ограбления музеев? Случаются и вооруженные налеты, как в банках, но чаще воры предпочитают не шуметь. Иногда они, как Санта-Клаусы, проникают через дымоходы или крыши, спускаясь на тросах, подбрасывают в выставочные залы дымовые шашки или прячутся в музейных подсобках...

Недавно в Берлине задержали последнего подозреваемого в громком похищении старинных ювелирных изделий из крупнейшего в Европе собрания «Зеленый свод». Однако сокровища саксонских королей, хранившиеся в Дрездене, пока, увы, не найдены...

Кража раритетов из дрезденской сокровищницы взбудоражила всю Германию. «Ограбили не только галерею, но и всех саксонцев», — заявил премьер-министр Саксонии Михаэль Кречмер.

Похищение отличалось особой дерзостью и цинизмом. Около пяти часов утра двадцать пятого ноября 2019 года преступники спустились в катакомбы под мостом через Эльбу и подожгли распределительный щит, что вызвало аварийное отключение электричества во всем районе и вывело из строя сигнализацию в музеях. После чего взломщики без труда проникли в выставочные залы «Зеленого свода», разрезав решетку на одном из окон первого этажа и выбив стекло. На записи с камеры видеонаблюдения видно, как два человека небольшого роста протискиваются в образовавшееся узкое отверстие и освещая себе путь фонариками, направляются к шкафам главного зала сокровищницы.

Дрезденская сокровищница «Зеленый свод» хранит самую большую в Европе коллекцию ювелирных изделий и драгоценностей. Значительная часть была собрана в XVIII веке курфюрстом Саксонии Августом Сильным. Фото репродукции картины Л. де Сильвестра «Портрет Августа Сильного», 1718 г. Национальный музей в Познани
Фото: Vostock photo

Один пытается разбить витрину с бриллиантами топором, но ударопрочное многослойное стекло не поддается. Тогда грабитель несколько раз ударяет в центр витрины — топор застревает внутри, приходится с силой выдергивать его и буквально вырывать стекло, чтобы достать драгоценности.

Самое удивительное, что охрана музея видела все это на мониторе, но предпочла не вмешиваться и вызвала полицию. Стражи порядка прибыли через пять минут, однако злоумышленников уже и след простыл — они скрылись через подземный ход. На улице их ждала машина с двумя сообщниками. В районе не горели даже уличные фонари — это облегчило грабителям побег. Преследование по горячим следам не дало результатов, кроме обнаружения в подземном гараже на другом берегу Эльбы горящей «ауди», на которой предположительно скрылись с места преступления злоумышленники.

Экспонат дрезденской сокровищницы «Зеленый свод»
Фото: picture alliance/dpa/Polizeidirektion Dresden/Vostock photo
Экспонат дрезденской сокровищницы «Зеленый свод»
Фото: picture alliance/dpa/Polizeidirektion Dresden/Vostock photo

Дрезденская сокровищница «Зеленый свод», названная так по цвету стен одного из залов, хранит самую большую в Европе коллекцию ювелирных изделий и драгоценностей. Большая их часть была собрана в XVIII веке курфюрстом Саксонии Августом Сильным, не уступавшим в роскоши и блеске Людовику XIV.

Экспонат дрезденской сокровищницы «Зеленый свод»
Фото: picture alliance/dpa/Polizeidirektion Dresden/Vostock photo
Экспонат дрезденской сокровищницы «Зеленый свод»
Фото: picture alliance/dpa/Polizeidirektion Dresden/Vostock photo

Веселый и жизнерадостный Август — любитель вина и женщин — был неутомим в танцах, на пиру и охоте, отлично стрелял и фехтовал, обладал недюжинной силой. Но подлинной страстью правителя были драгоценности. Закрома саксонских монархов хранили множество уникальных шедевров, приобретенных ими за баснословные деньги. Так, в феврале 1728 года Август Сильный купил у гамбургского ювелира огромный бриллиант «Саксонский белый» (49,9 карата) за двести тысяч талеров, или «за две тонны золота».

Экспонат дрезденской сокровищницы «Зеленый свод»
Фото: picture alliance/dpa/Polizeidirektion Dresden/Vostock photo

Его сын Август III деньги, предназначенные для вооружения армии тяжелыми пушками — целых четыреста тысяч талеров! — потратил на редкой красоты зеленый алмаз. Камень, найденный в Индии, буквально покорил курфюрста исключительной чистотой и необычным яблочно-зеленым оттенком. Белый бриллиант стал центральным камнем аксельбанта курфюрста, зеленый — украшением для его шляпы.

Экспонат дрезденской сокровищницы «Зеленый свод»
Фото: picture alliance/dpa/Polizeidirektion Dresden/Vostock photo

Август Сильный понимал, что бриллианты добавляют блеска саксонской короне. И был прав: слава дрезденской сокровищницы облетела всю Европу, о ней отзывались как о прекраснейшем месте на земле. Есть легенда, что совершая в 1698 году свое первое путешествие по Европе, Петр I провел ночь в хранилище Августа, где дух захватывало от сверкания драгоценных камней. Русский царь пополнил знаменитую коллекцию, подарив саксонцу сапфир в 648 карат в форме носа, а также золотую чашу Ивана Грозного, щедро украшенную жемчугом и сапфирами. Как писал историк Сергей Соловьев, «по возвращении в Москву Петр щеголял в кафтане и шпаге Августа и не находил слов для восхваления своего несравненного друга».

Циничная кража в Бостоне входит в список крупнейших арт-преступлений, расследуемых ФБР, но все еще не раскрыта, и Музей Изабеллы Стюарт Гарднер продолжает выставлять в своих залах пустые рамы как немой укор и напоминание о невосполнимой утрате...
Фото: Opencooper

...Сразу после ограбления сообщалось, что похищено около ста предметов из королевской коллекции. Но на другой день директор сокровищницы Дирк Зюндрам заявил, что часть экспонатов найдена. Сотрудники музея не сразу заметили их под слоем пудры: заметая следы, грабители распылили на месте преступления порошковый огнетушитель.

В конечном итоге выяснилось, что воры вынесли из музея двенадцать ювелирных изделий и несколько пуговиц с алмазными вставками, но украли самое ценное, в том числе знаменитый «Саксонский белый». Другая похищенная жемчужина музея — брошь в виде банта королевы Саксонии Амалии Августы. Гигантскую брошь размером двадцать сантиметров (она даже не помещается на женской ладони!) украшают пятьдесят один большой бриллиант и шестьсот одиннадцать маленьких. Добычей грабителей также стали шпага хаудеген с инкрустированным драгоценными камнями эфесом, королевское жемчужное ожерелье и звезда польского ордена Белого орла, изготовленная из пяти больших и двухсот двадцати мелких бриллиантов, девяноста двух рубинов, золота и серебра: Август Сильный по совместительству являлся еще и выборным королем Польши.

От похищения чудом удалось спасти один из главных шедевров сокровищницы — бриллиант «Дрезденский зеленый». Всего за несколько дней до налета камень отправили на выставку в Нью-Йорк в музей Метрополитен. Преступники могли об этом не знать — переговоры велись на уровне руководства двух музеев.

Громкое преступление окрестили кражей века. Газета Bild оценила похищенное в миллиард евро, но музейщики говорят: «Стоимость артефактов нельзя выразить цифрами». На поиски королевских драгоценностей были брошены самые опытные криминалисты в сфере искусства. Они составили особую оперативную группу под кодовым названием «Эполет», отрабатывали версию за версией и тем не менее долго не могли выйти на след преступников. Высказывались предположения, что действовала банда профессионалов и что ей помогал кто-то из сотрудников музея. Было обещано вознаграждение в полмиллиона евро за информацию о местонахождении украденных драгоценностей либо о злоумышленниках, ограбивших музей.

Музей Хофьи ван Арден в нидерландском городке Лердам
Фото: Ben Bender

Розыск преступников длился почти год, и все же немецкие правоохранители распутали клубок. В сгоревшей машине удалось обнаружить фрагменты ДНК налетчиков. Они-то и вывели следствие на семью Реммо — известный в Берлине преступный клан, насчитывающий около пятисот человек. В длинном списке занятий мафиозной семьи — торговля наркотиками, рэкет, убийства и грабежи. С осени 2020 года начались аресты. Кстати, одним из арестованных оказался охранник музея «Зеленый свод»...

Не секрет, что в мире ежедневно похищают сотни произведений искусства из частных коллекций и музеев. Эти преступления — третий по доходности вид криминального бизнеса после торговли наркотиками и оружием.

Однако при нынешнем развитии цифровых технологий и доступе к обширным базам данных некоторые шедевры воровать бессмысленно — сбыть с рук их практически невозможно даже на черном рынке. Поэтому формат «охоты» в последние годы изменился. Конечно, все еще возможны конкретный заказ от подпольного коллекционера и кражи с целью получения выкупа от музея, государства или страховой компании. Но чаще похищенные картины и антикварные реликвии играют роль разменной монеты: их используют как своеобразный козырь, помогающий торговаться о снижении тюремного срока и в качестве бартера за нужные услуги.

Есть шедевры, которые пользуются у арт-криминала особой любовью — их крадут раз за разом. И это уже начинает напоминать анекдот: «Вы таки будете смеяться, но «Смеющихся мальчиков» опять умыкнули». Полотно Франса Халса, одного из мастеров золотого века голландской живописи, «Два смеющихся мальчика с кружкой пива» из частного музея Хофьи ван Арден в нидерландском городке Лердам украдено уже в третий раз. Информация об этом появилась двадцать седьмого августа 2020 года на сайте полиции Утрехта. Кража со взломом произошла около трех часов утра. Преступники выбили заднюю дверь музея, после чего сработала сигнализация. Однако полиция по какой-то причине замешкалась и прибыла на место только спустя полчаса. К этому времени ловить было уже некого.

Художник получал заказы от богатых ремесленников и пивоваров. «Смеющиеся мальчики» — одна из таких заказных картин, написанная в 1626 году. Фото репродукции картины Ф. Халса «Два смеющихся мальчика с кружкой пива», 1626 г.
Фото: Vostock photo

Франса Халса считают выдающимся портретистом XVII века, но художник любил писать и жанровые сценки, заказы на которые он получал от богатых ремесленников и пивоваров. «Смеющиеся мальчики» — одна из таких заказных картин, написанная в 1626 году.

Картину до этого воровали уже дважды. В 1988-м ее вынесли вместе с работой Якоба ван Рейсдала «Вид на лес с цветущей бузиной», и обнаружилась она только через три года. В 2011-м ту же пару картин украли снова, вернуть их удалось через полгода. После этого меры безопасности в музее усилили. Однако полотно с веселыми мальчишками не давало ворам покоя, и они похитили его в третий раз. На что один из комментаторов в «Твиттере» заметил «Кажется странным, что картину Халса так часто крадут, и ехидно добавил: — Может, стоит просто повесить ее чуть выше?»

Впрочем, три раза — не предел. Полотно Рембрандта «Портрет Якоба де Гейна III» похищали четырежды. За свою популярность у музейных воров оно получило прозвище «Рембрандт навынос» и попало в Книгу рекордов Гиннесса как самое похищаемое произведение. Но вот что интересно: после каждой кражи картина, словно заколдованная, возвращалась в музей. И всякий раз ее находили в весьма неожиданных местах: на скамейке лондонского кладбища, в камере хранения железнодорожного вокзала в Германии, на багажнике припаркованного велосипеда. Как-то ей не дали улететь в Швецию, арестовав курьера, который садился в такси, направляющееся в аэропорт.

Картина написана в 1632 году по заказу гравера из Утрехта Якоба де Гейна и его приятеля Морица Хейгенса. Друзья были поклонниками великого голландца, заказали два парных портрета и договорились, что после смерти одного из них вторую картину забирает оставшийся в живых. Рембрандт взял дубовую доску, разрезал ее на три части и на двух одинаковых частях написал портреты друзей, а на третьей позднее создал автопортрет. Не эта ли рачительность художника стала причиной популярности одного из портретов в криминальном мире? Ведь картина имеет небольшой формат — всего 29,9 на 24,9 сантиметра, ее легко спрятать и удобно перевозить.

«Мадонна с веретеном», стоимость которой оценивается в тридцать миллионов фунтов стерлингов, два столетия находилась в собственности семьи Бакклю. Владелец замка Драмланриг герцог Уолтер Бакклю пообещал вознаграждение в миллион фунтов тому, кто поможет найти «Мадонну», но так и не дождался ее возвращения...
Фото: Owen Humphreys/PA Images/Getty Images

Сегодня многострадальный портрет Якоба де Гейна хранится во все той же Далвичской картинной галерее на окраине Лондона. Ее директор уверяет: система охраны настолько надежна, что проще унести все здание музея, чем эту небольшую работу Рембрандта. Закончится ли на этом криминальная слава картины — покажет время...

Какими способами совершаются ограбления музеев? Случаются и вооруженные налеты, как в банках, но чаще воры предпочитают не шуметь и проворачивают дела под покровом ночи. Иногда они, как Санта-Клаусы, проникают через дымоходы или крыши, спускаясь на тросах, подбрасывают в выставочные залы дымовые шашки или прячутся в музейных подсобках, а потом вынуждают охрану отключить сигнализацию.

Время от времени новоявленные Томасы Крауны придумывают такие сценарии, что Голливуд отдыхает. Например при краже картин из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне в ход пошли полицейская форма, фальшивые ордера на арест и наклеенные усы. В ночь с семнадцатого на восемнадцатое марта 1990 года двое злоумышленников под видом стражей порядка попросили охрану впустить их для срочного звонка. После того как двери музея вопреки правилам были открыты, преступники оттащили незадачливых секьюрити в подвал, приковали к трубе наручниками, заклеили рот скотчем и не торопясь, больше часа методично вырезали из рам полотна Дега, Мане, Флинка... Среди шедевров оказались и два поистине бесценных — «Христос во время шторма на море Галилейском» Рембрандта и «Концерт» Яна Вермеера. Погрузили тринадцать экспонатов стоимостью пятьсот миллионов долларов в красную машину, попрощались с охранниками, стерли все видеозаписи и уехали. С тех пор ни картин, ни грабителей никто и никогда не видел.

Циничная кража в Бостоне входит в список крупнейших арт-преступлений, расследуемых ФБР, но все еще не раскрыта, и Музей Изабеллы Стюарт Гарднер продолжает выставлять в своих залах пустые рамы как немой укор и напоминание о невосполнимой утрате...

Спустя четыре года полиция обнаружила картину, но за месяц до счастливого события восьмидесятитрехлетний герцог скончался. Его сын Ричард передал картину на временное хранение в Национальную галерею в Эдинбурге
Фото: Jeff J Mitchell/Getty Images

Ценнейшие живописные коллекции собраны и в частных владениях, но вот система охраны в них порой оставляет желать лучшего. В 2003 году в этом убедился шотландский герцог Уолтер Бакклю, чей замок из розового песчаника, возведенный в XVII веке на фундаменте средневековой цитадели, находится в графстве Дамфрис и Гэллоуэй.

Как многие родовые гнезда аристократов, замок Драмланриг открыт для посещения туристами — в коллекции герцога находятся шедевры Рембрандта, Гольбейна, Леонардо да Винчи. Двадцать седьмого августа 2003 года между десятью и одиннадцатью утра двое мужчин как обычные туристы вошли в замок, связали смотрительницу и сняли со стены «Мадонну с веретеном» Леонардо да Винчи — полотно висело в холле, открытом для публики, — и выскочили на улицу, где их ждала машина.

«Мадонна с веретеном», стоимость которой оценивается в тридцать миллионов фунтов стерлингов, два столетия находилась в собственности семьи Бакклю. По мнению экспертов, картина была написана самим Леонардо да Винчи между 1500 и 1510 годами. Владелец замка — один из самых богатых людей Шотландии — пообещал вознаграждение в миллион фунтов тому, кто поможет найти «Мадонну», но так и не дождался ее возвращения...

Спустя четыре года полиция обнаружила картину в одной из юридических фирм в Глазго, но за месяц до счастливого события восьмидесятитрехлетний герцог скончался. Его сын и наследник Ричард — десятый герцог Бакклю — сначала выставил «Мадонну с веретеном» на обозрение публики в замке, выполняя волю отца, но затем передал картину на временное хранение в Национальную галерею в Эдинбурге.

Впрочем, бывает, что украденные картины возвращаются. Такая счастливая история не так давно случилась в Италии. В декабре 2019 года в тихой Пьяченце на территории галереи Риччи Одди проводили расчистку здания от зарослей плюща. Один из работников, состригая высохшие ветки на наружной стене галереи, неожиданно наткнулся на железную потайную дверь, закрывающую небольшую нишу, внутри которой лежал черный пластиковый пакет. Решив, что это мусор, он намеревался выбросить его, но все-таки заглянул внутрь — там оказалась упакованная в коробку картина. Потрясенные сотрудники опознали в ней «Портрет женщины» Густава Климта, украденный из галереи двадцать два года назад. Трясущимися руками музейщики перевернули полотно и долго изучали его обратную сторону. Печати из сургуча оказались оригинальными, инвентарные номера на штампах совпали! Поверить в такую удачу было просто невозможно — картина входила в список самых разыскиваемых предметов искусства Италии!

Рассказывают, что знаменитый модернист влюбился в красавицу из Вены и написал ее в широкополой шляпе и меховом боа. Но девушка внезапно умерла, и Климт переписал картину, чтобы она не напоминала ему об утрате. Однако что за дама изображена на полотне — точно неизвестно
Фото: Vostock photo

Полотно пропало в ноябре 1997-го. Галерея тогда закрывалась на ремонт, часть работ удалили из экспозиции, сигнализацию отключили, а «Портрет женщины» должны были везти на выставку в Ратушу, поэтому несколько дней отсутствие полотна из-за неразберихи попросту никто не заметил.

Годами о пропаже не было слышно ни от частных коллекционеров, ни от антикваров. Молчали и представители криминального мира, которые могли использовать шедевр Климта как залог при совершении сделок. Мало кто верил, что картину, оцениваемую в шестьдесят шесть миллионов долларов, когда-нибудь найдут. Однако это случилось.

Директор галереи Массимо Феррари отмечал, что картина в превосходном состоянии — непохоже, что она хранилась в сомнительном тайнике все эти годы. Он был удивлен и самим фактом ее обнаружения в стене: после похищения каждый дюйм галереи и сада тщательно обследовали. Может, портрет подбросили? Вопросов больше, чем ответов...

Экспертиза на подлинность проводилась в течение месяца. Все это время картина находилась в отделении Центрального банка Италии. Все параметры портрета совпали. А главное, рентгеносъемка показала, что под оригинальной живописной поверхностью прячется предыдущая версия портрета, известная по архивным фотографиям.

Рассказывают, что знаменитый модернист влюбился в красавицу из Вены и написал ее в широкополой шляпе и меховом боа. Но девушка внезапно умерла, и Климт переписал картину, чтобы она не напоминала ему об утрате. Однако что за дама изображена на полотне — точно неизвестно. Предполагают, что это муза Климта Альма Малер или его возлюбленная Риа Мунк, которая позировала художнику для нескольких портретов.

В 1925-м полотно купил аристократ из Пьяченцы Джузеппе Риччи Одди. Коллекционер завещал свое собрание предметов искусства городу, и после его смерти их выставили в галерее, получившей имя дарителя. «Портрет женщины» был самым дорогим экспонатом галереи Риччи Одди.

В декабре 2019-го на территории галереи Риччи Одди в Пьяченце рабочий, расчищая здание от зарослей плюща, обнаружил в нише черный пластиковый пакет с украденным полотном
Фото: Yuri.zanelli

На пресс-конференции, устроенной после всех исследований, молодую даму тщательно охраняли: по обе стороны от полотна, заложив руки за спину, стояли два карабинера. Сама же дама на холсте сияла — с нее были сняты все подозрения. Картина, спрятанная за плющом, оказалась подлинной, о чем не без волнения сообщила присутствующим прокурор Пьяченцы Орнелла Чикка.

А вот найдутся ли украденные сокровища из «Зеленого свода» — большой вопрос. Эксперты считают, что кража скорее всего носила заказной характер и драгоценности могут надолго осесть в частной коллекции. Однако полиция опасается, что бриллианты Августа Сильного грабители могли вынуть из оправ, заново огранить и продать по отдельности на черном рынке. В этом случае преступники получили бы от ста до двухсот миллионов евро, а мировое сообщество навсегда потеряло ценнейшие произведения искусства... Но хочется все же надеяться на очередное чудо!

Подпишись на наш канал в Telegram