7days.ru Полная версия сайта

Мерил Стрип. Миссис совершенство

Кажется, что Мерил совсем не меняется. И что она всегда была и будет с нами. Такая знакомая и...

Мерил Стрип
Фото: Mary Evans/AF Archive/Universal pictures/ТАСС
Читать на сайте 7days.ru

Кажется, что Мерил совсем не меняется. И что она всегда была и будет с нами. Такая знакомая и близкая, но при этом ох как трудно, почти невозможно приклеить ей какой-то ярлык.

Мерил Стрип в свои 73 года — легенда и икона Голливуда. Почти пятьдесят лет актерской карьеры, три «Оскара» (больше только у Кэтрин Хэпберн) и 21 номинация — абсолютный на сегодня рекорд. Казалось бы, разве можно что-то добавить к таким достижениям? В Голливуде безжалостны к немолодым актрисам, даже если они гениальны. Кто-то сдается и исчезает с экранов, кто-то безропотно переходит на роли бабушек, но только не Мерил Стрип. И дело не в наградах, она их сравнивает с консервными банками, привязанными к бамперу машины: «Они приятно и ненавязчиво позвякивают всякий раз, как я снимаюсь в очередном фильме. Конечно, плюс в том, что люди с большим удовольствием идут смотреть кино с участием лауреатов «Оскара». И это очень хорошо. Но в остальном я думаю, что вся эта шумиха и суета вокруг наград, это, как бы вам сказать, пустая ловушка, западня... для тех, кто хочет в нее попасть».

Главное — у Мерил есть то, что французы называют joie de vivre — радость жизни или, попросту говоря, умение радоваться. И поэтому Стрип по-прежнему получает роли, о которых молодые могут лишь мечтать.

Есть у нее и еще одно бесспорное и уникальное достижение. Более сорока лет она замужем за одним мужчиной — такой долгий и успешный брак в Голливуде однозначно заслуживает золотой не то чтобы статуэтки, а статуи из чистого золота! Тем более что муж актрисы Дон Гаммер — профессиональный скульптор.

Кажется, что Мерил совсем не меняется. И что она всегда была и будет с нами. Такая знакомая и близкая, но при этом ох как трудно, почти невозможно приклеить ей какой-то ярлык. Она неплохо потрудилась, чтобы не только стать гранд-дамой голливудского кинематографа — не звездой, боже упаси! — но и создать имидж актрисы, живущей абсолютно нормальной жизнью, далекой от жизни этих самых звезд. Может спокойно признаться, что нечасто моет голову и способна превратить в угли праздничную индейку в духовке. Не считает нужным тратить деньги на роскошь, за исключением произведений искусства, но ведь это не роскошь, «а необходимость — как пища». Не делает пластических операций, но прекрасно выглядит, на красные дорожки может прийти в собственной, а не полученной напрокат одежде. Живет в Коннектикуте — за тысячи миль от Голливуда, родила и воспитала четверых детей. И главное — ей всегда, в отличие от многих, есть что сказать...

Начинала Стрип как театральная актриса
Фото: Jack Mitchell/Getty Images

Мэри Луиза Стрип родилась 22 июня 1949 года в Саммите, штат Нью-Джерси. Отец Гарри Уильям Стрип — начальник отдела в крупной фармацевтической компании, был ярким, умным и образованным человеком. Мать Мэри Вулф — художник, всегда поддерживала дочь во всем и убеждала, что главное — хотеть чего-то по-настоящему. И Мерил — у них в семье из поколения в поколение по материнской линии всех женщин называли Мэри, а потом домашние их переименовывали, пускай и неофициально — ей всегда верила. Во взрослой жизни она обращалась к матери не за советом, а скорее за «уколом» уверенности, которой ей частенько не хватало. И та снова говорила: «Мерил, ты на это способна. Ты сможешь. Ты все делаешь потрясающе!»

Мать работала в рекламном агентстве, много читала, выписывала литературные журналы, и Мерил тоже в огромном количестве поглощала книги и с упоением проглатывала каждый номер «Нью-Йоркера». «Хотите знать, на кого была похожа моя мама? На Джуди Денч. С тех пор как мамы не стало, я с трудом могу смотреть фильмы со своей любимой актрисой», — говорит Стрип.

Мерил, по ее признанию, «любила нравиться мальчикам», но особой популярностью в школе не пользовалась. И однажды, уже в старших классах, поставила перед собой цель создать себе образ самой популярной девчонки. Изучала глянцевые журналы для молодежи, старалась сымитировать прически и одежду одноклассниц, пользующихся славой «интересных». Возглавила отряд чирлидерш, играла главные роли во всех мюзиклах, которые ставились в школьном театре, главенствовала в школьном клубе любителей Франции, где изучали французский язык и культуру, и заседала в школьном совете. В результате ее избрали королевой выпускного бала, и это стало кульминацией школьной карьеры. Это все равно как получить статус ведущей актрисы в театре. Позже Мерил поняла, что это и была самая первая главная роль. И она ее неплохо сыграла. Научилась в том числе управлять чрезмерно бурным темпераментом и не высовываться со своим мнением по любому поводу. В их семье иметь свое мнение считалось нормальным и естественным, но успеху у мальчиков это скорее мешает.

В старинном и престижном частном колледже Вассар Мерил наконец-то обрела свободу от условностей, свой голос и позволила себе быть такой, какой ей хотелось, — смешной, шумной, громкой, а временами «несносной и противной». Окончив колледж с отличием, она продолжила изучать драматическое искусство в Йельском университете. Подрабатывала официанткой и машинисткой (когда-то мать ей посоветовала не слишком увлекаться машинописью — мол, недолго погрязнуть в этой бессмысленной работе) и играла в дюжине спектаклей в год. А еще едва не заработала себе язву. Даже подумывала все бросить и перейти на факультет юриспруденции. Еще в колледже ее умение перевоплощаться привлекло особое внимание. Профессор драмы позже скажет о своей студентке: «Я не думаю, что кто-то мог научить Мерил актерству. Она сама себя научила». Стрип в 1975 году окончила Йель, получив степень магистра искусств.

С Казале Мерил связывала настоящая глубокая любовь
Фото: Globe Photos/MediaPunch/IPX/ap photo/east news

Но о кинокарьере в то время она и не помышляла — много играла в театрах, на Бродвее. Правда, увидев фильм «Таксист» с Робертом Де Ниро, подумала, что так играть, пожалуй, она бы не отказалась. Но первые опыты были скорее обескураживающими. Чего стоила неудачная проба на главную роль в фильме «Кинг-Конг». Продюсеру Дино Де Лаурентису она сразу не понравилась. И своему сыну (а именно сын настоял на том, чтобы отец встретился с его хорошей знакомой) он, не подозревая, что Мерил неплохо знает итальянский язык, сказал: «Зачем ты привел сюда эту страшную блондинистую девицу?» Стрип не удержалась и по-итальянски выдала: «Ну простите, не оправдала ваших ожиданий, я не такая уж красотка. Что есть, то есть». Продюсер был в шоке.

Первый раз Мерил приняла участие в съемках полнометражного фильма в 1977 году, вместе с Джейн Фондой. Правда, почти все ее сцены оказались вырезаны. Стрип вспоминала об этом эксперименте с содроганием: «Они напялили на меня дурацкий парик, реплики из одной сцены перенесли в другую». И возненавидела кинобизнес, решив, что совершает чудовищную ошибку, пытаясь туда пробиться. Но Джейн она осталась очень благодарна. Позже выяснилось, что Фонда реально помогла ей открыть множество дверей, о чем Мерил в тот момент и не подозревала.

С Робертом Де Ниро в картине «Охотник на оленей». Стрип пригрозила руководству, что откажется сниматься в фильме, если с Казале разорвут контракт
Фото: EMI Films/Universal Pictures/legion-media

А потом в «Вишневом саде» ее увидел Роберт Де Ниро и предложил сыграть роль своей подружки в фильме «Охотник на оленей». Не факт, что Мерил согласилась бы, если бы не ее возлюбленный, актер Джон Казале. К тому времени у него обнаружили рак, и прогноз был самым неутешительным. В «Охотнике на оленей» они должны были играть вместе, и это было счастьем — не разлучаться.

Джон Казале был прекрасным, невероятным по глубине и таланту актером. Работал вместе с Пачино и Де Ниро. Они были очень дружны и ценили Джона. Казале играл в театре, на одной сцене с великими актерами. В кино он потрясающе сыграл Фредо Корлеоне в «Крестном отце». Мало кто подозревал о его болезни. Но на студии об этом узнали. Ни одна страховая компания не желала брать на себя риск — его состояние и диагноз не оставляли никаких надежд... Хотя режиссер Майкл Чимино продолжал бороться со всеми, кто хотел Джона уволить. Тогда Боб Де Ниро, его верный друг, взял страховку на себя.

В фильме «Смерть ей к лицу». Картину до сих пор обожают зрители
Фото: Mary Evans/AF Archive/Universal pictures/ТАСС

Мерил была в отчаянии, но она сумела настоять, чтобы сцены с участием возлюбленного сняли прежде, чем он будет уже не в состоянии появиться на площадке. Причем Стрип, мало кому известная театральная актриса, пригрозила, что в случае невыполнения ее просьбы она откажется сниматься.

Казале сумел доиграть свою роль до конца, но выхода фильма на экраны не дождался. Мерил старалась как могла облегчить последние месяцы и дни его жизни. Она переселилась к Джону в больничную палату и была рядом до последней секунды. Казале было 42 года, они были помолвлены. Джон обещал ей, что как только оба совершат прорыв в своих актерских карьерах, немедленно пойдут к алтарю. Он хвалил ее игру, но порой подшучивал над стремлением к перфекционизму. И успел научить Мерил тому, как избежать головокружения от славы. Роберт Де Ниро однажды сказал, что любовь и преданность Мерил Джону «была безграничной и ошеломляющей».

За роль в «Охотнике на оленей» Стрип получила свою первую номинацию на «Оскар».

После смерти жениха Мерил пыталась продолжить жить в их квартирке, но это было безумно мучительно. Однажды к ней приехал брат со своим другом. Тот постоянно путешествовал, и его жилье практически всегда пустовало. Увидев, в каком ужасающем состоянии находилась Мерил, он предложил ей пожить у него дома, чтобы хоть немного прийти в себя. Этим другом и был скульптор Дон Гаммер. Интересно, что они могли бы встретиться намного раньше, ведь Дон учился в Йеле в то же время, что и Мерил, на курс старше. И все знали, что Сигурни Уивер, которая училась вместе со Стрип, встречается с каким-то потрясающим парнем. Это и был Гаммер.

Жест доброй воли — то, с чего начались их отношения. Но вскоре Дон влюбился. Спустя время Мерил согласилась выйти за него замуж. Конечно, многие друзья и члены семьи были обескуражены столь быстрым поворотом событий — прошло немногим больше шести месяцев после трагедии. Однако и Мерил, хотя не питала к Дону чувств, подобных тем, какие она испытывала к Казале, и Дон (он влюбился в нее без памяти и об этом прекрасно знал) сознательно пошли на этот шаг. Мерил уверена, что не случись этого брака, ее жизнь могла полностью распасться: «Я, естественно, в тот момент и близко не пережила смерть Джона. И не хотела ее пережить. Что бы я ни делала, боль никуда не девается, всегда таится где-то в уголке сознания. Тогда я безуспешно пыталась продолжать жить с этой болью, приспособить ее, не превращая в одержимость. И тут-то Дон показал мне, как это сделать...» Иными словами, они оба понимали что к чему, но не отступились, а в результате выиграли. Дон знал, что он однолюб и всегда будет ей надежной опорой, верным мужем и преданным партнером.

С Робертом Редфордом в фильме «Из Африки», который стал очередным прорывом Стрип
Фото: Collection Christophel/RnB/Mirage Enterprises/legion-media

Не говоря уже о том, что он был готов стать отцом. Мерил родила в этом браке четверых детей, и муж всегда принимал самое непосредственное участие в их жизни и воспитании. Они приняли решение жить подальше от Голливуда, купили большой дом на озере в штате Коннектикут, где и растили детей и где у Дона своя мастерская и студия, а у Мерил сад и огород.

Талантливый скульптор, он никогда не имел отношения к Голливуду. Разве что сопровождает жену на церемонию «Оскара» или премьеру ее фильма. Мерил, какую бы награду ей ни вручали, в первую очередь благодарит со сцены супруга. Получая в 2012 году очередной «Оскар», актриса сказала, что «все те ценности, которыми она больше всего дорожит в своей жизни, дал ей именно он, ее муж». Ни единой сплетни за сорок с лишним лет — не лучшее ли это доказательство их правоты для тех, кто в свое время ее осуждал?

В 29 лет, как раз после всего случившегося, она снялась в фильме «Крамер против Крамера» — в предельно жесткой и совсем не типичной для Голливуда истории о разводе по роману Эвери Кормана. Мерил играла героиню, решившую бросить мужа и ради этого готовую расстаться с ребенком. В первых же сценах, где она объявляет об этом супругу (его гениально сыграл Дастин Хоффман) и прощается с сыном, напряжение становится непереносимым, хотя Мерил вроде бы ничего особенного и не делает. И в этом будет заключаться искусство Стрип, в этом «классическая Мерил». Например, зритель может почувствовать нарастающее напряжение в тот момент, когда Мерил, не говоря ни слова и даже не меняя выражения лица, всего лишь туже и туже затягивает пояс своего плаща. В ее игре всегда присутствует загадка, непостижимость. Возможно, лучший пример — сцена из фильма Алана Пакулы «Выбор Софи», где ее героиню вынуждают в концлагере Аушвиц сделать выбор: кого из двоих детей отдать на смерть. Она играет так, что у зрителя по телу бегают мурашки.

Неудивительно, что ей, фактически единственной из голливудских актрис, удалось встать в один ряд с «тяжеловесами» — актерами-мужчинами, никого при этом не обольщая и не доставая из рукава «козырную карту» сексуальной привлекательности. Однажды Стрип спросили, какой вопрос раздражает ее больше всего. Мерил ответила не раздумывая: «Почему вы выбираете роли сильных женщин, бла-бла-бла... Почему? Ни одного актера не спросят, почему он так часто играет сильных мужчин. Это абсолютно абсурдный и идиотский вопрос».

С Клинтом Иствудом в фильме «Мосты округа Мэдисон». Критики поначалу недоумевали, почему серьезная актриса согласилась играть в картине по слезливому дамскому роману
Фото: Mary Evans/AF Archive/Warner Bros/ТАСС

Глядя на то, как она играет с Де Ниро, Иствудом, Редфордом или Хоффманом, кажется, будто смотришь состязание медведей с акулой. Недаром у нее случился серьезный конфликт с Дастином Хоффманом: он, по его собственному признанию, постоянно хотел «перегрызть ей глотку» во время съемок «Крамер против Крамера». И возмущенно говорил, что Стрип «на 99 процентов вообще не играет!» Мало того что режиссер согласился с ее трактовкой роли — Мерил отказалась изображать дьявола во плоти, так ей еще и позволили самой написать диалоги в нескольких ключевых сценах. И это невзирая на сопротивление Хоффмана, бывшего уже абсолютной звездой.

Два этих фильма — «Охотник на оленей» и «Крамер против Крамера» — стали безусловными хитами в прокате и выиграли «Оскар» в номинации «Лучший фильм». Но для Мерил Стрип настоящий успех пришел после выхода драмы «Выбор Софи» в 1982 году. Она получила за эту работу свой первый «Оскар» и всеобщее признание. Игру актрисы в главном профессиональном журнале Голливуда назвали «самой выдающейся в истории кино».

Фильм «Из Африки» с Робертом Редфордом, вышедший в 1985 году, упрочил ее статус суперзвезды. Но изначально режиссер картины, знаменитый Сидни Поллак, не скрывал своих сомнений относительно Стрип — в очередной раз она не соответствовала представлениям режиссера. Проще говоря, не казалась достаточно сексуальной. У Мерил никогда не было иллюзий по поводу своей внешности, но ей все равно удалось закрепить за собой право выбирать лучшие роли в Голливуде. И доказать всем без исключения, что как актрисе ей нет равных.

Мерил Стрип была едва ли не единственной в Голливуде актрисой, кому осмелились предложить роль Миранды Пристли, главного редактора модного глянцевого журнала, в фильме по бестселлеру «Дьявол носит Prada». Автор романа Лорен Вайсбергер работала ассистентом у Анны Винтур, самого могущественного и влиятельного в мире моды человека. Кстати говоря, эта дама до сих пор наводит страх и заставляет трепетать всех причастных к гламурной фешен-индустрии. Разумеется, в Миранде все немедленно узнали Анну Винтур. Но Стрип сумела, включив всю «тяжелую артиллерию» своего таланта (как писали критики), вызвать и немалую симпатию к этому «дьяволу». Во всяком случае, по сравнению со скандальным романом, героиня предстает даже не в двух, а в трех измерениях. И когда Стрип встретилась с могущественной Анной Винтур на гала-премьере фильма в Нью-Йорке, та была очень любезна и они мило поболтали.

С Энн Хэтауэй в фильме «Дьявол носит Prada». В роли деспотичного главного редактора глянцевого журнала Стрип была очень убедительна
Фото: Mary Evans/AF Archive/20th Century Fox/ТАСС

Но не стоит обвинять ее в сочувствии или симпатии к Миранде. Обычно на подобные предположения Мерил реагирует сухо: «Я не дам и ломаного гроша за симпатию и сочувствие. Меня интересует только правда». По своему личному опыту работы с режиссерами мужского и женского пола она убедилась, что люди гораздо неохотнее воспринимают прямые указания от женщин. Так уж сложилось. Поэтому женщине-боссу приходится часто идти на крайние меры, вести себя более жестко и требовательно. «От нее зависит финансовый успех, она находится под огромным давлением, работает допоздна, у нее ненормированный рабочий график. Что же страшного в том, чтобы кофе ей приносили прямо в кабинет? Ну да, у нее нет времени стоять в очереди, боже правый, какая проблема! Сходите и принесите. И вещи из чистки тоже принесите. И в этом нет ничего страшного. И дело не в сочувствии, а в понимании. Я бы, заметьте, не хотела быть на ее месте ни за что на свете. И никогда бы не смогла быть боссом. Спасибо, мне это не надо. А кому вообще надо? Столько женщин-боcсов, как я полагаю, страдают от того, что выглядят в глазах людей холодными стервами!» — Мерил с недоумением пожимает плечами и ласково благодарит свою помощницу за кофе.

Многие тогда удивились, что Мерил Стрип, предпочитающая роли так называемых сложных героинь, согласилась сыграть в фильме на основе чисто женского романа. Точно так же как в 1995 году удивлялись, что она приняла участие в картине «Мосты округа Мэдисон» — тоже по роману, представляющему типичный образчик дамской литературы. Однако именно благодаря ей и Клинту Иствуду фильм в итоге получился замечательным. А она сказала как отрезала: «Популярными произведения просто так не становятся. Это относится и к «Мостам округа Мэдисон», и к «Дьяволу...». В обоих этих романах скрыта какая-то мощная сила, и моя задача ее выявить».

Актриса Энн Хэтауэй исключительно благодаря Мерил получила вожделенную роль Энди, младшей ассистентки Миранды Пристли в «Дьяволе...» — той самой начинающей журналистки, которую начальница гоняет за кофе и вещами из чистки. Стрип достаточно было сказать, что она, пожалуй, с ней сыграется, и Энн, до этого стоявшая в конце длинной очереди претенденток, немедленно утвердили. Конечно, она боялась — никто, даже опытные актеры не скрывают страха перед перспективой оказаться на одной съемочной площадке со Стрип. На первой же репетиции Энн, как и все остальные, ожидала, что Мерил будет отдавать приказания и разговаривать повелительным тоном. И была потрясена, когда та произнесла первую реплику слегка свистящим полушепотом. Но от ее взгляда у всех, не только у Энн, возникло желание чуть ли не закрыть лицо руками. Позже Стрип объяснила, что «бессовестно украла» этот прием у Клинта Иствуда. Он никогда не повышает голоса, и его все слушают беспрекословно, зато впадают в ступор, стоит ему хоть немного изменить тон.

Стрип с удовольствием носила хиппи-наряды
Фото: Mary Evans/AF Archive/Universal Pictures/ТАСС

Стрип любит подчеркивать, что она — сама скромность. Но эта скромность — результат ее статуса. Она может себе позволить быть любезной, доброй и снисходительной — особенно по отношению к коллегам: «Я прихожу на площадку, и мои партнеры создают характер моих героинь. Этот урок я выучила еще в театральной школе. Преподаватель актерского мастерства спрашивает: «Как бы вы изобразили королеву?» И все хором отвечают, что нужны властная поза и осанка. Но нет. Атмосфера в помещении должна поменяться, когда входит королева! А это работа для всех присутствующих. Дело не в зрителях, а в том, чтобы одурачить коллег-актеров, заставив их поверить в того, кем ты не являешься». Короля, иными словами, играет свита.

«Я и правда очень сильно завишу от людей, которые меня окружают. Именно они подтверждают мое положение, то, что я собой представляю. Мне важно знать, с кем я работаю. Настоящие актеры не думают и не заботятся о том, как они выглядят. Понимаете, настоящие актеры. У них это в крови. Это и моя кровь. Вот, скажем, в «Дьяволе...» волнение Энн Хэтауэй было настолько осязаемым, что невозможно было этим не воспользоваться. Она прямо-таки подставляла свою шейку для освежевания! А как трепетала Эмили Блант. Я ощущала себя вожаком стаи, этаким альфа-самцом. Cловом, неплохо справилась со своей работой...»

«Дьявол носит Prada» стал хитом и с бюджетом около 40 миллионов заработал 326 миллионов долларов в мировом прокате. Но главное не в этом. Фильм стал культурным явлением, символом целой эпохи.

И все же именно после этой, казалось бы, не самой трудной роли Мерил поклялась больше никогда не злоупотреблять системой Станиславского, или методом, как называют его в Америке.

Энн Хэтауэй рассказала, как при первой встрече на площадке Мерил сердечно ее обняла, но в ответ на восторженное:

— О боже, мы потрясающе проведем время! — иллюзии развеяла:

— Милочка, я последний раз веду себя c тобой так замечательно!

И удалилась в свой трейлер, откуда вышла уже в образе «ледяной королевы» Миранды. И оставалась ею до последнего дня — стоило камере выключиться, как Мерил уходила с площадки. Но ее это совсем не радовало, как выяснилось. Она признавалась, что чувствовала себя ужасно несчастной, закрываясь в своем трейлере, вместо того чтобы участвовать в дружеских посиделках: «Вот она, цена роли женщины-босса!»

С Пирсом Броснаном в «Mamma Mia!». Он согласился участвовать в картине, узнав что Стрип будет играть главную роль
Фото: vostock photo

Зато какое наслаждение она получила, снимаясь в роли Джулии Чайлд, легендарной американской ведущей кулинарного шоу и автора книги рецептов, которую считает своим долгом иметь у себя каждая американская хозяйка! Режиссер фильма «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту» Нора Эфрон (признанная королева романтических комедий, автор картин, уже ставших классикой: «Когда Гарри встретил Салли», «Неспящие в Сиэтле» и «Вам письмо») случайно встретила Стрип в театре и рассказала о новом проекте. Мерил тут же попросила эту роль. Немедленно. Причем прямо на глазах у изумленной Норы словно стала выше на целую голову — ведь Джулия была очень высокой, под два метра ростом.

За исполнение еще одной реальной исторической фигуры — Маргарет Тэтчер в фильме «Железная леди» Стрип в 2012 году получила третий «Оскар». К роли британского премьер-министра актриса подошла очень основательно. Изучила все до мельчайших деталей — записи ее выступлений, мемуары, добилась нужного акцента. Не хотела подвести человека, уже занявшего место в истории. Узнала, например, что Тэтчер носила с собой записочки с цитатами из Шекспира и что брала уроки речи у самого сэра Лоуренса Оливье. В результате один из самых уважаемых критиков «подвел черту» всем восторгам в адрес актрисы: «Мерил Стрип выглядит больше похожей на Тэтчер, чем сама Маргарет Тэтчер».

От самых успешных и состоявшихся голливудских актрис частенько можно услышать: «Я не верила, что получу эту роль. Ведь есть же Мерил Стрип». Мол, интересные героини всегда достаются ей и она всегда добивается того, чего хочет. Да, собственно, и добиваться ей ничего не нужно — и так всем ясно, кому отдать отличную роль. Это данность.

Но и у нее был непростой период. Когда Стрип перевалило за сорок, в течение одного года ей трижды предложили сыграть ведьм. Трех разных, но тем не менее. Словно студийные боссы не понимали, что им с ней делать дальше. Актрисы в возрастном диапазоне от 40 до 60 лет переживают трудные времена. Все словно ждут, когда они реально постареют и смогут быть задействованы в образах добрых или недобрых старушенций. К счастью, Мерил удалось избежать подобной участи — во многом благодаря тому, что она никогда не строила свою карьеру на сексапильности.

С мужем Доном Гаммером. Этот брак — один из самых крепких в Голливуде
Фото: imago images/Future Image/ТАСС

Ведьму, и с непростой судьбой, она все-таки сыграла. Но только тогда, когда ей это показалось интересным. В диснеевском сказочном мюзикле «Чем дальше в лес...» ее Ведьма всегда добивается своего, даже не пытаясь соврать, приукрасить, притвориться хотя бы для приличия. Словом, бесстыжая особа. «Что ж тут удивительного? Разве не те женщины, которые идут напролом, и оказываются частенько самыми привлекательными для мужчин? Недаром их называют ведьмами», — смеялась актриса. А еще она в этом фильме поет, и очень даже неплохо.

В 13 лет Мерил стала учиться пению — ее голос признали подходящим для оперы. А она оперу ненавидела, в отличие от The Beatles, Барбры Стрейзанд и Боба Дилана. Но петь любила и всегда получала главные роли в школьных постановках популярных мюзиклов. Это умение пригодилось в актерской карьере. Однажды Стрип публично заявила, что ее голос лучше, чем у Мадонны: когда поп-звезде, а не ей досталась роль Эвиты в одноименном фильме-мюзикле.

В картине «Примадонна» актриса снова сыграла реального человека — Флоренс Дженкинс, американскую светскую львицу с идеей фикс: она возомнила себя оперной дивой. В этой роли Мерил пришлось изображать ужасное и ужасающее окружающих неумение петь, а это ведь на самом деле очень трудно. К сожалению, Стрип не воплотила в жизнь свою мечту — сыграть легендарную Марию Каллас. Съемки должны были начаться еще в 2014 году, но не судьба — режиссер и сценарист Майк Николс умер. Проект был его детищем, никто не решился за него взяться. Взамен Мерил снялась вместе со своей дочкой Мэми Гаммер в музыкальной комедии «Рики и Флэш» в роли рок-музыкантши, днем подрабатывающей в супермаркете. И в одном из последних своих фильмов «Выпускной» (2020 год) Стрип снова поет на пару с Николь Кидман.

Но вершиной ее музыкальной кинокарьеры безусловно стал мюзикл «Mamma Mia!». Пятидесятидевятилетняя актриса исполняла в этом фильме репертуар группы ABBA. Во время прослушивания в глазах Бенни Андерссона, одного из основателей ABBA, пряталась хитрая улыбка, и Мерил порядком нервничала. Хотя петь все равно было намного легче, чем танцевать.

Тогда многие удивлялись — как такая серьезная актриса облачится в легкомысленные наряды, сапоги на платформе и станет распевать во все горло на греческом острове, собрав всех своих бойфрендов на свадьбу дочери? В 2001 году она смотрела на Бродвее этот мюзикл, вскоре после страшных событий 11 сентября. Грандиозный успех ждал постановку еще и потому, что людям напомнили: радость в мире все равно никто не отменял, можно и нужно петь, танцевать, влюбляться. Мерил взяла с собой младшую дочь Луизу и шестерых ее друзей, и целой гурьбой они пошли в театр. В проходах пели и танцевали — весь спектакль! Стрип очень жалела, что ее мать не увидела постановку. Она обожала музыку и каждое воскресенье водила дочь на бродвейские шоу.

Дочери Мэми, Грейс и Луиза Гаммер пошли по стопам знаменитой матери
Фото: Taylor Hill/FilmMagic/getty images

Мерил тогда написала благодарственное письмо режиссеру Филлиде Ллойд. А спустя время узнала, что Филлида и ее команда обсуждают возможность снять картину на основе этого мюзикла — с ней и только с ней в главной роли. Агент Мерил был уверен, что она откажется, но актриса немедленно сказала да. До сих пор с упоением вспоминает, как отлично провела время с Колином Фертом, Пирсом Броснаном (он согласился только ради того, чтобы оказаться с Мерил на одной площадке), Амандой Сейфрид, Кристин Барански, Стелланом Скарсгардом и Джули Уолтерс.

«Где еще женщине моего возраста позволят так одеваться и так вести себя перед камерой?» — радостно восклицала актриса. Дети, правда, устроили ей настоящую обструкцию: «Мама, неужели ты и впрямь собираешься во всем этом плясать? О боже, когда выйдет фильм, я уеду на Аляску!» Практиковаться в пении приходилось в гардеробной. Но если звуки все-таки достигали их ушей, слышалось жалостливо-умоляющее: «Мама, ну пожалуйста!»

«Mamma Mia!» стал самым коммерчески успешным фильмом за всю карьеру Мерил Стрип — 611 миллионов долларов, он вошел в число самых популярных картин-мюзиклов. А критики писали: «Величайшая актриса Америки наконец-то стала кинозвездой».

Когда-то давно, когда дети были совсем маленькими, во время съемок фильма «Из Африки» Роберт Редфорд объяснил Мерил, что она не должна относиться к ним как к своей собственности. И научил, как оберегать их от последствий родительской славы. Мерил никогда не вовлекала своих детей в гламурную жизнь и тем более рекламные кампании. Но так вышло, что вопреки ее желанию (она бы предпочла, чтобы хотя бы кто-то из них стал астрофизиком, ветеринаром, биологом — кем угодно) все три дочери выбрали актерскую стезю. От судьбы не уйдешь: ее гены взяли верх. А сын Генри стал музыкантом. Нет, он гордится матерью и не злится, когда о ней неизбежно заходит речь. Просто старается доказать свою состоятельность как отдельной творческой единицы. Мерил гордится сыном и считает его — «абсолютно объективно» — «безусловно и однозначно талантливым». Но каково тягаться с такой знаменитой матерью, как заставить людей перестать сравнивать? Мерил приходит на концерты сына, но не сидит (или стоит) у сцены, а «подпирает стенку» где-то в самом дальнем и желательно темном уголке.

Сын Генри выбрал карьеру музыканта. Мерил нередко ходит на его концерты
Фото: Bruce Glikas/FilmMagic/getty images

Старшая дочь Мэми Гаммер (по семейной традиции Мэри тоже переименовали) уже прошла этот путь и доказала свое право называться актрисой. Когда ей дали первую роль в спектакле сразу же после окончания колледжа, она спросила у матери:

— Как ты думаешь, это потому, что я — твоя дочь?

На что Мерил ответила:

— Тебя могут позвать по этой причине на прослушивание. Но никто не отдаст тебе главную роль в театре, где спектакль идет восемь раз в неделю бог знает сколько месяцев, только потому, что ты чья-то дочь.

А потом Мэми сыграла с Клэр Дэйнс в фильме «Вечер», ну и пошло-поехало: «Хорошая жена», «Элементарно», «Рики и Флэш», «Настоящий детектив»... Теперь, если видишь в титрах это имя, ждешь хорошей игры. И нет, не потому, что она дочь Мерил Стрип. Грейс, средняя, тоже с успехом снимается, а младшая, Луиза, совмещает съемки с работой моделью.

Стрип, в отличие от других знаменитых актеров, долго не «изменяла» кино с телевидением, несмотря на его возросшую популярность и появление стоящих проектов. До того момента, как посмотрела первый сезон сериала «Большая маленькая ложь». По признанию Мерил, она «просто помешалась на этом шоу, не могла оторваться от экрана телевизора». «Мне показалось это попыткой выразить, что мы знаем и чего мы не знаем о людях, о семье, о друзьях, с которыми живем бок о бок. Как все происходит на самом деле, в чем загадка и объяснение происходящим и весьма страшным вещам. И я попросила Николь Кидман и Риз Уизерспун взять меня в свою команду и присоединилась к их компании в качестве злой свекрови, которая охотится за ответами, связанными со смертью ее сына... Потому что они создали мир, чрезвычайно волнующий и опасный и недораскрытый, как я сказала бы, в кино... В том числе речь здесь идет и о том, что женщины далеко не всегда могут защитить своих детей. Да что там: все кричат о равных правах, зарплатах, работах — женщин с мужчинами, а женщине не принадлежат даже ее собственные дети! Их могут у нее забрать. А это значит, ей не принадлежит ничего. Можно уйти из семьи, из своего брака — ради бога, но только без всего. Даже без своих детей. О каком же равноправии может идти речь, когда такое происходит сплошь и рядом? Мне жутко захотелось поучаствовать в этом микрокосме женских жизней и судеб, адресованном запрещенным темам о женской доле...» Автор романа, на основе которого был снят сериал, австралийская писательница Лиана Мориарти специально написала «под Стрип» продолжение и даже назвала новую героиню Мэри Луизой.

Мерил Стрип обладательница трех «Оскаров» и 21 номинации на золотую статуэтку. Это рекорд
Фото: Mary Evans/Allstar/Graham Whitby Boot/ТАСС

Самым последним фильмом с участием Стрип стала сатирическая драма «Не смотрите наверх». Мерил сыграла госпожу президента, хозяйку Белого дома. В этом фильме с блистательным актерским ансамблем сатира коснулась абсолютно всех аспектов американского общества. Как обычно, даже самые маститые актеры, а их в фильме нереально много, восхищались Стрип и относились к ней как к «королевской особе». Леонардо Ди Каприо (они с Дженнифер Лоуренс играли ученых-астрономов, отчаянно пытающихся предупредить мир и президента о надвигающейся на Землю комете), например, переживал из-за того, что в одной из сцен режиссер Адам Маккей решил показать тату на нижней части спины Мерил, ну то есть ее героини. И умолял режиссера этого не делать, хотя отлично знал, что перед камерой будет дублерша актрисы. Стрип же и глазом не моргнула.

У Мерил Стрип нет продюсерской компании, ресторанов, линии одежды или парфюма имени себя. Она не верит, что можно совмещать актерство, материнство и бизнес. Да ей это и неинтересно. Ей кажется, что она очень часто относилась к различным нуждам и требованиям близких как к своим собственным. И, наверное, в этом и заключается секрет успешного брака, наличия детей и благополучной семьи. Нужно уметь вовремя отступить на шаг, помнить, что ты — не номер один, не единственная и неповторимая. Поэтому, говорит Мерил, «несмотря на все свои номинации и награды, в своей реальной семейной жизни я знаю свое место и счастлива, что оно — такое вот — есть. Там меня окружают любовью. Это куда приятнее, чем быть «мировой звездой», знаете ли. А актерство — всего лишь хобби, по большому счету, позволяющее получить невероятное наслаждение и, безусловно, заработать деньги. Наверное, поэтому мне мои близкие и позволяют это хобби до сих пор иметь!»

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: