7days.ru Полная версия сайта

Небоскреб для избранных

Уже с момента застройки этот дом считался самым престижным в столице. Здешний уровень жизни...

Высотка на Котельнической
Фото: NVO/Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported license
Читать на сайте 7days.ru

Уже с момента застройки этот дом считался самым престижным в столице. Здешний уровень жизни обитающим в коммуналках москвичам казался недостижимым. Получить ордер на квартиру в ярком образце сталинского ампира мечтала вся советская элита...

Знаменитая высотка на Котельнической набережной давно стала одним из символов Первопрестольной. Дом-гигант оформляет стрелку между Москвой-рекой и Яузой, являясь великолепной видовой доминантой города. А удачное соседство с Кремлем и Красной площадью делает его одним из самых узнаваемых среди семи высотных зданий столицы.

Строительство дома фактически началось еще в 1938-м, когда по проекту архитекторов Дмитрия Чечулина и Андрея Ростковского приступили к возведению правого девятиэтажного крыла по Котельнической набережной как самостоятельного здания. Однако в 1948—1952 годах оно было включено в новый ансамбль с частичным изменением парадного фасада.

Сталинские высотки стали первыми в СССР экспериментальными домами на каркасе. В то время таким способом активно строили небоскребы в Чикаго и Нью-Йорке, но наши инженеры привнесли в их создание ряд новшеств. Например изобрели самоподъемные краны, которые по мере роста объекта сами себя возносили с этажа на этаж. Или впервые в мире стали использовать сварку на высотных работах и новые стеновые материалы — «многодырчатые» кирпичи и пустотелые керамические блоки, призванные облегчить вес конструкции. Разработали специальные сверхпрочные фундаменты. Не говоря уже о таких уникальных операциях, как замораживание грунта.

Жилая высотка на Котельнической набережной состоит из трех разноуровневых корпусов: стосемидесятишестиметровый центральный со шпилем под литерой Б — жители называют его Башня — насчитывает тридцать два этажа и два боковых крыла в восемь — десять этажей под литерами А и В. Центральная часть высотки смотрит в сторону Кремля, боковые корпуса эффектно развернулись вдоль набережных Москвы-реки и Яузы. За счет ступенчатой структуры здание плавно и гармонично вписывается в сложный ландшафт.

Списки будущих жильцов статусного дома — представителей советской элиты — составлялись и утверждались еще на стадии строительства
Фото: Uwe Brodrecht/Creative Commons Attribution-Share Alike 2.0 Generic license
Роскошные люстры, бронзовые ручки, тяжелые дубовые двери. В некоторых холлах мраморные полы
Фото: Александр Усольцев/moscowwalks.ru

Экстерьер дома выполнен в мягком бежевом цвете, нижние этажи облицованы колотым и полированным красным гранитом, что создает иллюзию мощного высокого цоколя. На фасадах располагаются многофигурные горельефы и барельефы, изображающие счастливых советских людей среди знамен, цветов и колосьев.

Великолепные подъездные холлы напоминали театральные фойе. Полы выполнены из полированных гранитных и мраморных плит. Потолки расписаны в технике гризайль. Стены отделаны барельефами из тончайшего фарфора цвета чайной розы и слоновой кости, освещают всю эту красоту массивные люстры с хрустальными подвесками и настенные бра, имитирующие старинные бронзовые подсвечники. В архитектурный комплекс входил и благоустроенный внутренний двор с пышными клумбами, фонтанами и асфальтированными дорожками.

В высотке создавались особенные условия проживания, что подчеркивало элитный статус ее жильцов. Она была напичкана самыми современными новшествами: имела центральное отопление и горячее водоснабжение от городской теплосети, а не от котельной в подвале, водопровод и канализацию (в те времена далеко не все московские дома могли этим похвастаться), в здании функционировала система кондиционирования воздуха и даже такая диковинная штука, как центральное пылеудаление — к специальной розетке в стене можно было подключить шланг и пропылесосить им всю квартиру.

Жилье в высотке предоставлялось с роскошным ремонтом, потолочной лепниной, хрустальными люстрами, дубовым паркетом, оригинальными дверями и, что самое поразительное, полностью меблированным. Имелась даже вешалка в прихожей. На кухне радовали чудеса техники: электрические холодильники, что для того времени было в диковинку, мусоропроводы и даже мусородробилки в двухкамерных мойках. А отделанная кафелем ванная комната — уже сама по себе роскошь — была оборудована калорифером для сушки белья, умывальником с раковиной и зеркалом, ящиком для хранения белья и шкафчиком для туалетных принадлежностей. Поскольку здание задумывалось как «город в городе», в его комплекс были включены гастроном, почта, булочная, химчистка, ателье и кинотеатр.

Сталинские высотки стали первыми в СССР экспериментальными домами. Таким способом активно строили небоскребы в Чикаго и Нью-Йорке
Фото: Александр Усольцев/moscowwalks.ru

Списки будущих жильцов статусного дома составлялись и утверждались еще на стадии строительства. Квартиры давали представителям советской элиты — от работников НКВД до физиков-ядерщиков, занимавшихся по ведомству Берии созданием атомной бомбы. Причем двум из них дали ордера, несмотря на то что ученые на тот момент отбывали срок, работая в одной из «шарашек». И только выйдя из лагерей, они смогли заселиться в свои комфортные квартиры. Жилплощадь здесь получили и обласканные властью представители творческих кругов: артисты, режиссеры, писатели, скульпторы, художники, архитекторы.

Первые жильцы заселились в высотку в конце 1952-го, в их числе был известный актер Михаил Жаров. Вскоре появились Иван Пырьев с Мариной Ладыниной, Клара Лучко с Сергеем Лукьяновым, Павел Массальский, Александр Твардовский, Фаина Раневская и многие другие.

Актриса Лидия Смирнова — незабываемая Шурочка из кинофильма «Моя любовь» — рискнула обратиться к самому великому и ужасному Лаврентию Павловичу. Кинозвезда и ее муж оператор Владимир Рапопорт — четырежды лауреат Сталинской премии — ютились в маленькой комнатушке на окраине Москвы. Смирнова написала письмо Берии с просьбой улучшить их жилищные условия, и тот наложил резолюцию: «Выдать им квартиру». Но не успела Смирнова собрать вещи, как Берию арестовали. Актриса пришла в полное отчаяние. Вдруг сверху позвонили и поинтересовались: «Почему вы до сих пор не переехали?» Оказалось, что новое начальство тоже поклонники кинозвезды.

Эмоции были столь сильны, что когда Лидия Николаевна примчалась смотреть новое жилье, у нее от счастья случился обморок. «В квартире было так красиво! — вспоминала она на закате жизни. — Роскошные люстры, бронзовые ручки, тяжелые дубовые двери. В холле натертые до блеска полы. Я открыла дверь и ахнула. Как во сне! Мебель, вешалки, буфет на кухне. Смотрела на все это, и у меня колотилось сердце. А когда снова вошла в лифт, то потеряла сознание». Так и каталась — сумочка в одной стороне, зонтик — в другой, пока ее не обнаружили соседи и не привели в чувство.

Потолки расписаны в технике гризайль. А великолепные подъездные холлы напоминали театральные фойе
Фото: Александр Усольцев/moscowwalks.ru

С первыми жильцами в трехкомнатную квартиру корпуса Б въехала и великая балерина Галина Уланова. Тридцать четыре года спустя она обменяла ее вместе с квартирой помощницы на более просторную на шестом этаже Башни. Там теперь открыт ее музей.

Обстановка этой четырехкомнатной квартиры с панорамным видом на Кремль точно такая же, как при жизни балерины. Лампы под шелковыми абажурами, хрусталь и статуэтки в буфете — все предметы стоят на своих привычных местах, там, куда их когда-то поставила хозяйка. В спальне под кроватью примостились ее бордовые тапочки тридцать пятого размера. На столике оставлены перчатки, в прихожей торопливо сброшены сапожки, гардеробная заполнена чемоданами и саквояжами известной фирмы — балерина много путешествовала и практически объездила весь мир.

Первые жильцы заселились в высотку в конце 1952-го, в их числе был актер Михаил Жаров. Вскоре появились Иван Пырьев с Мариной Ладыниной
Фото: Синий чулок/Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic, 2.0 Generic and 1.0 Generic license

В 1956 году состоялись гастроли Большого театра в Лондоне. Давали «Ромео и Джульетту», и хотя на тот момент Галине Сергеевне уже исполнилось сорок шесть лет, публика осталась от ее Джульетты в полном восторге. Балерина вспоминала: «Идет спектакль, танцуем, безумный страх. И вот — конец, и тишина. Значит — провалились. Вдруг внезапно, как лавина, обрушились аплодисменты!» Овация длилась полчаса...

Во время тех памятных гастролей случилась трогательная история. Прогуливаясь в одном из лондонских парков, Галина Сергеевна приметила даму с пуделем довольно редкого окраса. Подошла, потрепала собачку и выразила восхищение. Хозяйка узнала балерину, которой накануне рукоплескал Ковент-Гарден. Они познакомились, и англичанка пообещала подарить Улановой щенка такой же редкой песочной масти, как ее питомец, — из следующего помета. Через некоторое время специальным рейсом ценный груз — щенка с бирочкой на шее и надписью «Улановой. Большой театр. Москва» — доставили из британской столицы. Названный Большиком в честь Большого театра и отличавшийся редким умом и сообразительностью, красавец-пудель благополучно прожил в доме на Котельнической набережной целых шестнадцать лет.

Фото: Александр Усольцев/moscowwalks.ru

По свидетельству старожилов, первые годы существования высотки были удивительными. Двери в квартиры никогда не запирались, дети бегали друг к другу в гости без приглашения, как к себе домой, а в лифтовом холле катались на велосипеде и играли в догонялки. В красном уголке Людмила Зыкина и Михаил Жаров бесплатно давали концерты. В холле на первом этаже наряжали большую елку и устраивали новогодние представления. «Бывало, по праздникам начинали встречи в квартире Бугримовой (известная дрессировщица львов. — Прим. ред.), — вспоминает внучка скульптора Александра Кибальникова. — Потом переходили к нам на основные блюда. У химика Рябчикова пили чай, а после на площадке у лифтов устраивали танцы. В этом доме жили счастливые люди...»

Настоящей легендой знаменитой высотки стала неподражаемая Фуфа — Фаина Георгиевна Раневская. С ней связано множество историй, баек, анекдотов...

Актриса так долго жила в коммуналках, что новая квартира в высотном доме стала для нее приятной неожиданностью. Двухкомнатные апартаменты располагались на втором этаже и именовались «квартирой высшей категории». Две огромные комнаты, просторный холл, большая, выложенная от пола до потолка белым кафелем кухня, кладовка размером чуть ли не с прежнее жилище Фаины Георгиевны. В ванной стояло удивительное по тем временам сантехническое сооружение — биде. Всюду, как и положено, — лепнина, дубовый наборный паркет, филенчатые двери. Высота потолков — три с лишним метра. Вдобавок — блистательная плеяда именитых соседей. Пораженная этим великолепием, Фаина Георгиевна тут же окрестила свой новый дом «Котельническим замком».

Соседи вспоминают, что с «оснащением» Раневская не ладила, называла себя «бытовой дурой» и приглашая в гости, обычно говорила:

Апартаменты в высотке предоставлялись с роскошным ремонтом, потолочной лепниной, хрустальными люстрами, дубовым паркетом и, что самое поразительное, полностью меблированными
Фото: Александр Усольцев/moscowwalks.ru

— Если звонок не работает, стучите ногами.

— Почему ногами, Фаина Георгиевна? — не понимали те.

— Ну не с пустыми же руками вы ко мне придете! — делано удивлялась она в ответ.

Телевизора у нее тоже не было. «Зачем мне телевизор? — вопрошала она. — Если очень надо, пойду к Гале Улановой. Могу — к Лидочке Смирновой, но та телевизор смотреть не даст, все будет рассказывать про свои романы и любови».

Квартира в высотке обещала стать для Раневской уютным пристанищем, однако этого не случилось. Ей досталась изнанка дома — левое крыло величественной композиции, каменный внутренний двор. Тогда особо избранные жили в центральном корпусе здания, верхние окна которого смотрели на Кремль. Ее же окна выходили во двор, на детскую и спортивную площадки, где все звенело, кричало и шумело. К тому же на первом этаже по соседству располагалась булочная. И когда на заре под ее окнами грузчики суетились у хлебных фургонов, швыряя лотки на асфальт и шумно комментируя происходящее, актрисе было уже не до сна. С другой стороны высотки располагался кинотеатр «Иллюзион», выход из которого был тоже во дворе. Вечерами после сеанса Раневская с тоской наблюдала гомонящую толпу кинозрителей. «Я живу над хлебом и зрелищем», — горько иронизировала Фаина Георгиевна.

Да и место ей не нравилось. «Живу просто среди трущоб», — ворчала Фуфа. Действительно, на фотографиях тех лет видно, что здесь еще стояли неказистые домишки со сплошными коммуналками, возле уличных колонок плескались чумазые детишки. Одна из таких колонок примостилась прямо у трамвайной остановки. «И рядом — наш небоскреб для избранных, последнее воплощение сталинского размаха! — иронизировала Раневская. — Вы плохо представляете, каким он был, когда я въехала. Скоростные лифты, холлы с мягкой мебелью, ковры на лестницах белого мрамора, прорва обслуги. И всюду охрана — в каждом подъезде привратники и лифтеры, которые бдели круглые сутки, чтобы, не дай бог, простые трудящиеся не увидели, как живут их слуги».

Фото: Dariaanoshina/Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International license

В театре Раневской поклонялись, публика ее обожала, заваливала цветами, а она была очень одинока и грустно замечала: «Как много любви, а в аптеку сходить некому». Порой сидела на скамейке у высотки и ждала кого-нибудь, чтобы просто поговорить. «Жизнь проходит и не кланяется, как сердитая соседка», — вздыхала стареющая актриса.

«Одно могу сказать — она всегда была больна, — вспоминал сосед Фуфы Александр Ширвиндт. — Даже когда чувствовала себя прекрасно, охала, ахала. Как-то обронила совершенно потрясающую фразу: «Шурочка, проволоките меня по двору метров пять-шесть, очень хочется подышать!» И никогда свои фразочки специально не выдумывала — она была таким редким человеком, который мыслит афористично...»

Вечерами после сеанса Раневская с тоской наблюдала гомонящую толпу кинозрителей
Фото: Dariaanoshina/Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International license

На Котельнической набережной Александр Анатольевич Ширвиндт живет уже более сорока лет. Попал он сюда путем удачного обмена, хотя по его словам, «никогда не вожделел к внекоммунальному жилью», поскольку просто и не знал, что человек может жить в квартире без соседей. Но Наталья Николаевна, жена артиста, в коммуналке страдала и упорно пыталась из нее выбраться. Мечтая об отдельной квартире, она предлагала к обмену две комнаты в густонаселенной квартире в Скатертном переулке и однокомнатную хрущевку. Ширвиндту такой вариант казался абсолютной утопией.

Тем не менее однажды раздался звонок и не совсем трезвая личность, обремененная сложными отношениями с женами, бывшей и настоящей, поинтересовалась, не пожелает ли Александр Анатольевич переехать в его трехкомнатную квартиру в высотке на Котельнической набережной. Последовала классическая театральная пауза, после которой не сразу пришедший в себя актер спросил, когда можно взглянуть на предлагаемые апартаменты. Узнав, что прямо сейчас, помчался на Котельническую. Там он обнаружил, что к эталону комфортной московской жизни ему еще предлагается потрясающий вид на Москву-реку с Замоскворечьем и огромный общий балкон — третий этаж корпуса А окаймлен гранитным декоративным портиком.

Интерьеры высотки на Котельнической
Фото: Dariaanoshina/Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International license

Сразу после переезда деловитая Наталья Николаевна «отрезала» кусок балкона метров в сорок пять, сделав перегородку из дикого винограда. И когда приходили гости — Михаил Державин, Андрей Миронов, Марк Захаров, Зиновий Гердт, Михаил Козаков, их часто принимали на свежем воздухе, где человек двадцать пять усаживались запросто. Там же отмечали и дни рождения хозяина. Как-то в разгар веселья над головами собравшихся вдруг раздался голос Андрея Миронова — он произносил тост в честь юбиляра, стоя на балконе соседей сверху, с которыми предварительно договорился.

Дом на Котельнической отличает одна важная деталь, которой нет в других высотках, — большой подземный гараж, в котором могли разместиться более двухсот машин. Догадаться о его существовании сложно — автомобили попадают в гараж, минуя двор, а на крыше парковки расположена спортивная площадка. Сейчас в гараже мирно соседствуют коллекционные «ягуары» и дряхлые «москвичи», а раньше народ любил там собираться — в шахматы играли, козла забивали, по сто грамм пропустить могли. Подъезд Ширвиндта находится как раз напротив входа в гараж. И он часто туда заглядывает, говоря: «Ноги сами сюда несут». Несмотря на все награды и звания, Ширвиндт — жилец общительный и очень непритязательный в быту. Не гнушается расстелить с прочими автолюбителями на капоте газетку, разложить на ней ливерную колбаску, огурчики, лучок, поставить чекушечку и, как сам он выражается, «махнули — и потрепаться: «Вчера ехал, и что-то в районе подвески...» Соседи платят ему любовью и когда заканчивают варить суп, морщась, приносят на тарелочке вареную луковицу — знают, что у Ширвиндта это называется «вкусно поесть».

Еще одной легендой высотки на Котельнической был хозяин квартиры на шестом этаже корпуса В — гурман, сибарит, барин, внук камергера двора его императорского величества, он же автор лучшей песни о войне «Темная ночь» и множества других, столь же прекрасных и известных. Речь, конечно же, идет о композиторе Никите Богословском.

Музей-квартира Галины Улановой
Фото: S. Barichev

Человеком он был жизнелюбивым, ярким, элегантным и даже в старости домашнюю футболку носил как концертный фрак. Обожал дорогие машины, во дворе все знали его серый ЗИМ, ценил женщин — в четвертый раз женился в семьдесят девять на композиторе Алле Сивашовой, которая была моложе его почти на сорок лет. Уходя из жизни почти в девяносто один год, на больничном рецепте написал ей последнюю записку: «Я люблю тебя, Алка...»

В московской тусовке Богословского считали непревзойденным шутником и мистификатором. А его фразы — вроде «покойник был большой жизнелюб» — неустанно цитировали. Он превращал все пространство вокруг себя в комедийное и музыкальное шоу одного актера. Весело и непринужденно манипулировал людьми. Правда многим от шуток Никиты Богословского часто бывало не до смеха.

В 1955 году в прессе появилось сообщение о том, что композитору Соловьеву-Седому за песню «Подмосковные вечера» присуждена премия в десять тысяч рублей. Узнав об этом, Богословский от имени лауреата немедленно отправил телеграмму в бухгалтерию Союза композиторов с просьбой перевести всю причитающуюся сумму в почтовое отделение по адресу... своей прописки. Просьбу удовлетворили. Шутник, получив большие деньги, накрыл шикарный стол и принялся пировать с Михаилом Светловым и Юрием Олешей. А между тем истинный виновник торжества явился за премией в бухгалтерию и крайне удивился, что ее уже кто-то получил. Но узнав, в какое почтовое отделение отправили его деньги, быстро смекнул, чьих это рук дело. Богословский отпираться не стал, деньги вернул и пригласил друга Васю за стол. Однако Соловьев-Седой молча взял деньги и удалился. А через пятнадцать минут вернулся с ящиком коньяка — и вручил приятелю за находчивость.

Когда в дом на Котельнической вселялся новый жилец, весть об этом мгновенно расходилась по всем корпусам. В 1966-м жителей высотки взбудоражило известие о том, что их соседом стал поэт Андрей Вознесенский.

Обстановка этой четырехкомнатной квартиры с панорамным видом на Кремль точно такая же, как при жизни балерины
Фото: Nijs, Jac. de/Anefo/Dutch National Archives, The Hague, Fotocollectie Algemeen Nederlands Persbureau (ANEFO), 1945—1989, Nummer toegang 2.24.01.05 Bestanddeelnummer 921-0490/Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Нидерланды
Квартира в высотке обещала стать для Раневской уютным пристанищем, однако этого не случилось
Фото: Юрий Сомов/РИА Новости

Незадолго до этого события вся Москва гудела о его скандальном романе с замужней дамой Зоей Богуславской. Никто не мог понять, как могла Зоя от обеспеченного мужа и налаженной жизни уйти в бедность и неустроенность к молодому поэту, к тому же угодившему в опалу — Никита Хрущев грозился выслать его из СССР.

Влюбленные долго были бездомными, скитались по съемным углам и от отчаяния написали заявление в Союз писателей на получение хоть какой-то жилплощади. Их мытарства тронули Сергея Михалкова, и автор «Дяди Степы» и советского гимна помог им получить квартиру — «не оставлять же этих двоих без крыши над головой» — да не где-нибудь, а в высотке на Котельнической.

Небольшая трехкомнатная квартирка оказалась ужасно запущенной и напоминала овощехранилище, но Зое с Андреем она показалась хоромами. Они полюбили и этот высотный дом, и громадные окна своей квартиры, таких окон раньше в Москве не было, и вид на набережную Яузы, и две старые московские церковки, притулившиеся рядом.

Со временем квартирка стала обжитой и обмоленной большим количеством воспоминаний, людей, дружб, застолий.

«Заходите, — приглашал гостеприимный хозяин, — ищите стул, а то располагайтесь на полу. Хватайте объятые паром картофелины и ускользающие жирные ломти селедки. Наливайте, что Бог послал! Пахнет хвоей, разомлевшей от свечек... Гости, сметя все со стола — никто не был богат тогда, — жаждут пищи духовной». Заходили многие. Владимир Высоцкий перебирал струны гитары, Веня Смехов каламбурил, Белла Ахмадулина читала стихи, высоко закидывая «свой хрустальный подбородок», а безбородый еще Боря Хмельницкий что-то травил безусому Валерию Золотухину.

Впрочем, в этой бочке меда, каковой явилась для жильцов высотка на Котельнической, оказалась изрядная ложка дегтя — новостройку атаковывали полчища тараканов. Усачи бесцеремонно лезли из мусоропроводов, разгуливали по полу, мигрировали по кухням. «Тараканы, / на нашу набережную / в дом-гигант на Москве-реке / вы с какою старушкой набожной / тихо въехали в сундучке?» — вопрошал один из обитателей элитного дома поэт Евгений Евтушенко. Выяснилось, что на месте возведенной высотки у слияния двух рек — Яузы и Москвы-реки — несколько веков ставились мельницы и располагались мучные склады. Пропитанная мукой почва стала идеальной средой для обитания тараканов. И даже масштабное строительство не заставило их уйти с насиженного места. Тараканы перебрались в мусоропроводы корпусов и начали изрядно портить жизнь владельцам квартир.

Только Зыкина запела, с потолков
подпевать пошла капелла прусаков.
Композитор Богословский взял аккорд,
а на клавиш вспрыгнул скользкий рыжий черт.

На Котельнической набережной Александр Анатольевич Ширвиндт живет уже более сорока лет. Попал он сюда путем удачного обмена, хотя по его словам, «никогда не вожделел к внекоммунальному жилью», поскольку просто не знал, что человек может жить в квартире без соседей
Фото: Dmitry Rozhkov/Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International license/на презентации книги «В промежутках между» в Московском доме книги на Новом Арбате

Годами певицы, балерины, актрисы, архитекторы, композиторы, генералы и академики вели неравную борьбу с наглыми насекомыми, травили разными ядами, запаивали мусоропроводы, но все без толку. И если обитатели высотки за годы как-то свыклись с усатыми соседями, то их гости нередко получали нервный срыв. «Вышел ночью в туалет, — вспоминает один из них, — зажег свет. Весь пол усеян огромными темными жуками семи-восьмисантиметровой длины, шипящими мадагаскарскими тараканами. Все испугались — и тараканы, и я. Тараканы — врассыпную. Я — в шоке».

Трудно сказать, сколько бы еще продолжался этот тараканий беспредел, не случись некой загадочной истории. Старожилы рассказывают, что в восьмидесятых годах в один прекрасный день тараканы почему-то решили покинуть элитный дом и миллионы их поползли по стенам, потом по земле, направляясь прямиком на проезжую часть набережной. Чем было вызвано это массовое бегство и последующее самоубийство под колесами машин — неизвестно, но с тех пор ситуация в высотке заметно улучшилась...

В девяностые годы прежних именитых жильцов стали теснить люди с амбициями и тугими кошельками. Квартиры начали сдаваться в аренду и продаваться. «В прежние годы, проезжая мимо знаменитого дома, я и не мечтал, что когда-нибудь окажусь здесь, — признавался король шансона Вилли Токарев. — И вдруг увидел объявление «Продается»...»

Певец приобрел на Котельнической просторную четырехкомнатную квартиру и поразился атмосфере, царящей в доме. «Когда я сюда переехал, — вспоминал Вилен Иванович, — здесь была удивительная аура. Я увидел, что в этом доме живут совершенно другие люди — интеллигентные, вежливые, приветливые, которые всегда здороваются и улыбаются. Здесь сохранился, как ни странно, дух московского двора, собственный микромир, куда не вторгается ничто чужое».

Чудовищный московский трафик заставил музыканта задуматься и о создании в высотке студии звукозаписи. Подходящая «двушка» нашлась в соседнем крыле — наверху никто не жил, над ней располагалось лишь чердачное помещение, а окна выходили во двор. Токарев записал в своей студии несколько альбомов.

Певец небоскребов так прикипел к высотке, что мог говорить о ней часами. «Прелесть этого дома в том, что он абсолютно уникален,— восхищался Токарев. — Я видел много небоскребов — и в Бразилии, и в Нью-Йорке, и в Лос-Анджелесе, и в Дубае. Но они другие — и по духу, и по форме. Здесь очень комфортно жить».

В высотке создавались особенные условия проживания, что подчеркивало элитный статус ее жильцов
Фото: Олег Токарев/Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International license

Токарев признавался, что ему нравится жить в центре, где люди, где кипит жизнь. А тут даже Кремль под боком. «Могу в бинокль посмотреть, что там делает правительство», — шутил шансонье. На просторном балконе с качалками, креслами и столиками принимал друзей. Часто спускался в гастроном, при этом одеваясь так, будто собирался на концерт: костюм и лакированные штиблеты, идеально уложенные волосы, яркий шейный платок и неизменная сигара. Гулял во дворе с маленькими детьми от последнего брака — дочерью Эвелиной и сыном Миленом. Ходил на службу в соседний храм Святителя Николая в Котельниках. В этом храме девятого августа 2019 года его и отпевали...

В 2022-м высотке на Котельнической исполняется семьдесят лет. Кстати, статус элитного жилья за ней сохраняется до сих пор. Квартиры по-прежнему ценятся очень высоко, даже несмотря на устаревшие коммуникации и планировки. Но вот состав жильцов разительно поменялся: большая его часть теперь — бизнесмены и чиновники.

Сегодня в списке звездных хозяев, помимо Александра Ширвиндта и Зои Богуславской, значатся только Ефим Шифрин и Дмитрий Нагиев. «За время, что я живу здесь, дом изрядно опустел: не стало Аксенова, ушли Вознесенский и Лучко, Зыкина и Ладынина. Такое впечатление, что из дома потихоньку уходит одна душа, а поселяется другая, куда более приземленная и прагматичная», — говорит Шифрин. Нам остается только посетовать вместе с ним...

Подпишись на наш канал в Telegram