7days.ru Полная версия сайта

Кто стоит за образами Наташи Ростовой, Печорина и Пиковой дамы?

Несмотря на то что часто классики заявляли, что прототипов у их героев нет, они были всегда и...

Борис Кустодиев. «В московской гостиной 1840-х годов (Люди сороковых годов)». Выполнено для издания И.Н. Кнебеля «Русская история в картинах». 1912 г.
Читать на сайте 7days.ru

Несмотря на то что часто классики заявляли, что прототипов у их героев нет, они были всегда и исследователи уже давно всех «вычислили». Хотите узнать, какими в реальной жизни были Андрей Болконский, Евгений Онегин или Евгений Базаров? Тогда этот материал вам будет интересен.

По словам Льва Толстого, у князя Андрея Болконского нет конкретного прототипа. В письме к княгине Волконской классик говорил: «Андрей Болконский — никто, как и всякое лицо романиста, а не писателя личностей или мемуаров. Я бы стыдился печататься, ежели бы весь мой труд состоял в том, чтобы списать портрет, разузнать, запомнить...» Но исследователи творчества Толстого выяснили, что в Болконском есть черты генерал-лейтенанта Николая Тучкова. Как и Болконский, Тучков был участником Отечественной войны 1812 года, получил смертельное ранение в Бородинской битве и через месяц умер. Также прототипом Болконского называют флигель-адъютанта графа Федора Ивановича Тизенгаузена. Он был смертельно ранен в битве под Аустерлицем. Видят прототип популярного героя и в генерал-фельдмаршале Петре Волконском, который отличился в битве под Аустерлицем и получил награду. Как обычно, у Толстого не может быть какой-то персонаж списан с одного человека. Например, история с неудачной женитьбой князя Болконского отправляет нас к брату писателя Сергею Толстому. Он был помолвлен с сестрой Софьи Толстой, Татьяной Берс. Их свадьба была отложена на год, но не состоялась.

Вячеслав Тихонов и Людмила Савельева в фильме «Война и мир», 1967 год
Фото: Мосфильм-инфо

В Наташе Ростовой тоже сложились образы нескольких реальных людей. Официально прототипом ее считается супруга писателя Софья Толстая, характер которой похож на героиню. Именно потому, что Толстая посвятила себя семье и детям, Наташа в романе и становится такой... Но идейный вдохновитель образа — ее сестра Татьяна Берс. «Я взял Таню, перетолок ее с Соней, и вышла Наташа...» — признавался писатель в одном из писем. Насколько замечают исследователи, для создания образа Льву Николаевичу сначала было необходимо впечатлиться женской внешностью... Когда Толстой создавал роман, Берс была уже молодой женщиной, но он специально давал иллюстратору первого издания ее фотографии в детстве и юности, чтобы тот придал внешности Наташи черты сестры его жены. Лев Николаевич любил свояченицу и снисходительно относился к ее романам, говоря: «Я тебя всю записываю». Первый поцелуй Бориса и Наташи списан с реальной истории в жизни Берс, которая в 14 лет была по-детски увлечена кузеном. Но родственники не одобряли их склонности из-за близкого родства. Увлечение Анатолем — тоже часть биографии Берс. Анатолий Шостак — обаятельный кавалер, с которым у нее в Петербурге была «история», закончившаяся тем, что родня удалила Анатоля от Татьяны. Говорят, что Лев Николаевич из мести так точно вывел образ Анатоля в романе. А Берс впоследствии все-таки стала женой своего кузена, разбив сердце брату писателя Сергею. Правда, помолвка была разорвана не по ее вине. Сергей сам сомневался, жениться ли ему, поскольку находился в связи с цыганкой и имел от нее детей. Берс тяжело переживала эту историю, но от Сергея отказалась. Дальше образ Берс уже не мог соответствовать прописанной в романе Наташе. Ее отношения с мужем не были идеальными, она не переставала любить брошенного жениха и вместо детей интересовалась светскими балами и нарядами. Потому-то писателю и пришлось некоторые черты Наташи взять от своей супруги.

«Когда Толстой создавал роман, Берс была уже молодой женщиной, но он специально давал иллюстратору первого издания ее фотографии в детстве и юности, чтобы тот придал внешности Наташи черты сестры его жены». Таня и Соня Берс (Таня справа), 1860-е годы
Фото: Vostock photo

Прототипом княжны Марьи Болконской принято считать мать самого Толстого — Марию Николаевну Толстую. Писателю было полтора года на момент ее смерти, поэтому он не помнил внешности матери и характера лично, но воссоздавал ее образ по письмам.

Мария Николаевна, так же как и героиня, долго не выходила замуж — до 30 лет. По тем временам это был возраст, когда девушка уже совершенно точно могла считаться «старой девой». Она жила с отцом в Ясной Поляне, и у него был также тяжелый характер. Толстой вспоминал: «Матери своей я совершенно не помню. Мне было полтора года, когда она скончалась... Все, что я знаю о ней, все прекрасно, и я думаю... потому, что действительно в ней было очень много этого хорошего... Мать моя была нехороша собой и очень хорошо образована для своего времени. ...И должна была быть чутка к художеству, она хорошо играла на фортепьяно, и сверстницы ее рассказывали мне, что она была большая мастерица рассказывать завлекательные сказки, выдумывая их по мере рассказа. Самое же дорогое качество ее было то, что она, по рассказам прислуги, была хотя и вспыльчива, но сдержанна. «Вся покраснеет, даже заплачет, — рассказывала мне ее горничная, — но никогда не скажет грубого слова». Она и не знала их». Разумеется, реальная история сильно отличалась от романа. Но здесь мы снова видим гений Толстого. Он умел в реальной жизни, в том, что его окружало, найти такую «нотку», из которой можно было создать запоминающуюся книжную судьбу. Что, казалось бы, такого в истории «старой девушки»? Но все сразу полюбили и запомнили княжну Марью.

«Первый поцелуй Бориса и Наташи списан с реальной истории в жизни Берс, которая в 14 лет была по-детски увлечена кузеном. Но родственники не одобряли их склонности из-за близкого родства». Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой в фильме «Война и мир», 1965—1967 годы
Фото: РИА Новости

Прототипом красавицы Элен Курагиной считают сразу нескольких женщин. Одна из них — Александра Куракина, блестящая светская красавица, жена тайного советника. Она занимала видное положение при дворе и дожила до преклонных лет, сохраняя статус светской львицы и красавицы. Другой прототип — Екатерина Скавронская, супруга Багратиона, внучатая племянница князя Потемкина. Она была известна беспечным поведением, за что ее называли «блуждающей княгиней». Оставив Багратиона, она поселилась в Европе и родила внебрачную дочь от австрийского министра. Кроме того, исследователи отмечают сходство Элен с Надеждой Акинфовой, которая была известна своей скандальной репутацией.

«Другой прототип Элен Курагиной — Екатерина Скавронская, жена Багратиона, которая блистала в свете и пользовалась покровительством императора». Ирина Скобцева в роли Элен Курагиной в фильме «Война и мир», 1965—1967 годы
Фото: Legion-media

В основу сюжета драмы «Живой труп» положены обстоятельства Николая Гимера и Екатерины Симон, только, конечно, писатель, как всегда, облагородил образы и мотивы поступков. С прототипом тещи Феди, Елизаветой Антоновной Симон, Толстой был лично знаком, она часто бывала в Ясной Поляне. Выдав 17-летнюю дочь Катю за служащего Министерства юстиции Николая Гимера, она не знала покоя. Тот страдал запоем, постоянно шатался по ночлежкам и цыганским притонам, вот только о высоких идеалах не говорил. Просто пил. В конце концов Екатерина ушла от него к матери, забрав новорожденного. С благословения матери дочь заключила «гражданский брак» (а поскольку тогда это понятие не признавалось, можно сказать «стала жить так») со служащим железной дороги. Человеком тоже не без грехов. Мать Екатерины стала убеждать дочь бросить и второго мужа и даже обращалась за советом к Толстому. Но тот не приветствовал разрушение семьи.

Гроот Георг Кристофор. «Портрет княгини Александры Куракиной». 1753 г. Государственный Эрмитаж
Фото: Vostock photo

В результате Екатерина все равно бросила мужа и устроилась работать на фабрику. Там она познакомилась с хорошим человеком, делающим стремительную карьеру, служащим Чистовым, впоследствии владельцем завода. Они были настроены создать настоящую семью, оформить развод и пожениться. Для такого случая разыскали Николая, который был готов пойти навстречу, но консистория в разводе отказала. Вместе они придумали план: Николай написал письмо, в котором сообщал, что, отчаявшись в возможности исправить свою жизнь, решил кончить ее самоубийством. Письмо первого мужа Симон (в замужестве Гимер) передала полиции, вскоре на льду Москвы-реки была найдена одежда с паспортом Николая Гимера, а затем из реки был извлечен чей-то труп. Освободившаяся Екатерина вышла замуж за Степана Чистова. Но Николаю потребовалось получить новый паспорт, и его поймали. Супруги были отданы под суд и приговорены к ссылке. В этом деле деятельно участвовал знаменитый адвокат Кони. По его ходатайству перед министром юстиции ссылка в Сибирь была заменена тюремным заключением на один год. В результате Екатерина отбыла в заключении всего три месяца (ей зачли предварительный срок) и работала при этом в медсанчасти.

«С прототипом тещи Феди Протасова Толстой был лично знаком, она часто бывала в Ясной Поляне. Выдав 17-летнюю дочь Катю за служащего Министерства юстиции Николая, она не знала покоя. Тот страдал запоем, постоянно шатался по ночлежкам». Алексей Баталов в роли Протасова в фильме «Живой труп», 1968 год
Фото: Зинаида Байцурова/ТАСС

Степан Чистов дождался жену из тюрьмы, но второй раз развод они решили не получать и дальше жили гражданским браком. Все-таки Гимер отстояла свое счастье. А вот что было бы с Лизой и ее новым мужем в самом лучшем случае, если б Протасов не застрелился, ясно сказал их адвокат: «Церковное покаяние и, разумеется, расторжение второго брака». — «То есть они опять меня свяжут с ней, то есть ее со мной?» — возмущался Протасов. — «Да, уж это как должно быть».

История, предложенная Пушкиным Гоголю в качестве сюжета, в действительности произошла с издателем журнала «Отечественные записки» Свиньиным в Бессарабии. В одном из уездных городков он был принят за правительственного чиновника. Александра Пушкина также в одном из городов приняли за ревизора. Он вызвал подозрения, потому что собирал сведения о пугачевском бунте. Все эти истории рассказывались в кругу писателей как анекдот. Гоголь решил воплотить их в пьесе. Комедию он зачитал на вечере у Жуковского в присутствии многих известных литераторов, в том числе и подсказавшего идею Пушкина. Все были в восторге от пьесы.

«А вот Ольгу, по мнению исследователей, Гончаров написал с двух своих знакомых — Елизаветы Толстой и Екатерины Майковой. В первую он был влюблен и много переписывался с ней. Говорят, что его возлюбленная в жизни обладала всеми достоинствами, которыми он наделил героиню романа». Николай Майков. «Елизавета Толстая». 1855 год. Музей И.А. Гончарова
Фото: Vostock photo/Николай Майков. «Елизавета Толстая». 1855 г. Музей И.А. Гончарова

Премьера «Ревизора» в первой редакции состоялась в 1836 году в Александринском театре в Санкт-Петербурге. Сам автор считал, что постановка вышла слабая, потому что актеры не поняли сути комедии. Сюжет был представлен не как реальность, а как водевиль. Тем не менее эффект оказался ожидаемым: многие зрители почувствовали насмешку, пьеса пережила много нападок.

Сам Николай I, присутствовавший на премьере, высказался: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне — более всех!»

Сам Иван Сергеевич Тургенев говорил, что у Базарова несколько прототипов. Самый признанный из них — некий загадочный доктор Д., которого писатель встретил за границей. Но читатели считали, что образ Базарова списан с врача Якушкина, известного москвича и либерала. Приписывали базаровские черты и Белинскому.

«Чтобы никого не обидеть, главного героя Гончаров наделил своими чертами: медлительностью, мечтательностью, ленью. Хотя, конечно же, в жизни Гончаров не лежал на диване, а делал карьеру и очень много работал». Олег Табаков (Обломов), Елена Соловей (Ольга Ильинская) и Юрий Богатырев (Штольц) на съемочной площадке фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», 1979 год
Фото: Е. Корженков/ТАСС

Современные исследователи считают, что, скорее всего, писатель вдохновился личностью Добролюбова. Критик не щадил Тургенева и выпустил о нем разгромную статью. Тургенев отмечал, что Добролюбов очень самоуверен, в общении наглый, с простым народом общается, но в душе относится к таким людям с презрением, отрицает существование Бога. Может, именно поэтому писатель и придумал такой конец для своего героя.

Это тот редкий случай, когда прототипом является сам автор. В 1849 году Гончаров опубликовал в журнале одну из центральных глав произведения — «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа». Родина писателя была в патриархальном городке Симбирске, где он и насмотрелся подобных картин. К роману Гончаров вернулся только через пять лет, которые он провел, кстати, очень деятельно. Гончаров в должности секретаря при адмирале Путятине отправился на фрегате «Паллада» в кругосветное путешествие! Роман об Обломове он дописывал за границей. Все время в путешествии он его обдумывал. Чтобы никого не обидеть, главного героя он наделил своими чертами: медлительностью, мечтательностью, ленью. Хотя, конечно же, в жизни Гончаров не лежал на диване, а делал карьеру и очень много работал.

А вот Ольгу, по мнению исследователей, он написал с двух своих знакомых — Елизаветы Толстой и Екатерины Майковой. В первую он был влюблен и много переписывался с ней. Говорят, что его возлюбленная в жизни обладала всеми достоинствами, которыми он наделил героиню романа. И так же как в романе им не суждено было быть вместе, девушка вышла замуж за другого.

Ариадна Шенгелая (Татьяна) и Светлана Немоляева (Ольга) в фильме «Евгений Онегин», 1958 год
Фото: Ленфильм/Global Look Press

Прообразом Евгения Онегина является друг Пушкина Петр Чаадаев. Знакомство Чаадаева и Пушкина произошло в 1816 году, когда Александр Сергеевич еще был лицеистом. Чаадаев был всегда на виду: потомок знатного рода, сделавший военную карьеру, участвовавший в Бородинском сражении, любимец женщин, храбрый, благородный. Но демонстрирующий свободолюбивые взгляды, не мирящийся с устройством современного общества. Пушкин был под его влиянием всю юность. Чаадаев ушел в отставку, долго путешествовал по Европе, их пути разошлись, но они много переписывались. Постепенно влияние взглядов Чаадаева ослабло, и поэт стал осуждать их. «Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться, — писал он другу. — Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков...» Может, поэтому в его романе Онегин в результате теряется, ставит под сомнение свою свободу и независимость и, в общем, не приносит никакой пользы обществу.

«Пушкину понравился этот сюжет. Так он прославил Голицыну еще при жизни, и к ней пристало прозвище Пиковая дама. А жила графиня еще долго и пережила самого Пушкина». Александр Рослин. «Портрет Натальи Петровны Голицыной». 1777 г. Художественный музей Мальме
«Чаадаев был всегда на виду: потомок знатного рода, сделавший военную карьеру, участвовавший в Бородинском сражении, любимец женщин, храбрый, благородный». Ш. Козина. «Портрет Чаадаева П.Я.». Начало1840-х гг. Государственный Исторический музей
Фото: РИА Новости

Весь Петербург бывал у княгини Голицыной. Несмотря на преклонные года, княгиня пользовалась огромным влиянием, молодым людям, начинающим карьеру в свете, принято было являться к ней на поклон. А какую интересную жизнь она прожила! В молодости была фрейлиной Екатерины, а вообще пережила пятерых правителей! И всех их знала лично. У нее был красавец-муж Владимир Голицын, которого она пережила на 40 лет. А вот сына держала в строгости, он не имел права ни просить денег, ни распоряжаться огромными владениями. Молодость княгиня провела в Париже. Ее принимали при дворе Марии Антуанетты, а на балах называли «Московской Венерой». За ней ухаживал даже Георг, будущий король. Именно там, по преданию, с ней и произошла история с тремя картами. Граф Сен-Жермен, французский алхимик, перекочевал в повесть Пушкина в натуральном виде.

Историю о роковой даме рассказал Пушкину племянник Голицыной. Якобы любимый внук княгини проигрался в карты и попросил у бабушки ссуду. Она отказала, но сообщила секрет, который позволял отыграться. Взамен внук дал слово, что больше никогда не будет играть. Проверить подлинность истории не удалось, внук графини умер в молодости. Но Пушкину в любом случае понравился этот сюжет. Так он прославил Голицыну еще при жизни, и к ней приклеилось прозвище Пиковая дама. А жила графиня еще долго и пережила самого Пушкина. Она умерла в 93 года, и никто не приходил к ней, чтобы выведать ее тайну.

История, произошедшая с Раскольниковым, подлинная. О ней писали в газетах. Служащий Чистов пришел на квартиру к родственникам в отсутствие хозяев и убил с помощью спрятанного топора кухарку и прачку. После убийства Чистов разыскал тайники, вскрыл сундук, забрал хозяйские деньги, золотые украшения, столовое серебро и лотерейные билеты. Похищенное он спрятал в укромном месте около своей лавки. Похожая история произошла в другом месте, когда мещанин Степанов ударил приготовленным кирпичом хозяйку, а когда на квартиру пришла родственница убитой, пытался убить и ее. И того и другого преступника поймали. Но конечно, Достоевский не мог позволить своему герою совершать неидейное преступление. Идеи взялись из воспоминаний императора Наполеона. Именно из его книг взяты мысли про сверхчеловека, вершителя судеб, гения, героя, способного нарушать все законы, человеческие нравственные нормы, которые обязательны для всех остальных людей — серой массы. В литературе Раскольников стал первым отрицательным героем-идеологом. Он сначала обосновал свое право на убийство, а потом совершил его.

«На дуэли Лермонтова и отставного майора Мартынова было четверо секундантов. Причем двое, в том числе и Монго, прототип Печорина, были тайными, так как находились в опале у властей». Александр Клюндер. «Алексей Аркадьевич Столыпин». 1839 Г. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
Фото: Vostock photo

Этому человеку со странным прозвищем и не самым образцовым поведением выпала возможность спасти жизнь великого поэта. Но он этого не сделал, зато навсегда вошел в историю как секундант Лермонтова и прототип Печорина. Русский офицер Алексей Столыпин был на два года младше Лермонтова, но по родству приходился ему дядей. Почему-то среди своих у него было прозвище Монго. Одни описывали его как «невероятно красивого сердцем и телом молодого человека, благородного, безгранично добродушного и великодушного». Другие называли «красивым манекеном» и «великолепным истуканом».

Памятник М.Ю. Лермонтову: Лермонтово, Белинский район, Пензенская область, 2020 год
Фото: Mickleon133555/Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International license

Лермонтов спокойно воспринимал и его недостатки, и достоинства, доверял ему всецело. Столыпин не раз вступался за честь поэта и ограждал его от дуэлей. На дуэли Лермонтова и отставного майора Мартынова было четверо секундантов. Причем двое, в том числе и Монго, были тайными, так как находились в опале у властей. Известно, что к поединку никто серьезно не относился. В таких случаях обычно секунданты считали до трех, после чего инцидент считался исчерпанным, если никто не произвел выстрела. Есть версия, что на той дуэли Монго воскликнул уже после счета три: «Стреляйтесь, или я разведу вас!» Лермонтов выстрелил в воздух, а Мартынов — в противника. Монго пережил друга на 17 лет. Находясь в Париже, он перевел «Героя нашего времени» на французский язык.

Подпишись на наш канал в Telegram