7days.ru Полная версия сайта

Натали Портман. Мисс совершенство

Сорокадвухлетняя Натали Портман, одна из самых талантливых актрис своего поколения, не слишком...

Натали Портман
Фото: Castel Franck/ABACA/ТАСС
Читать на сайте 7days.ru

Сорокадвухлетняя Натали Портман, одна из самых талантливых актрис своего поколения, не слишком хорошо вписывается в голливудский ландшафт. У нее предельно высокий уровень интеллекта, она совсем не тщеславна, у нее есть диплом Гарвардского университета и нет никаких скандалов в личной жизни.

Впервые она поразила всех, не явившись на премьеру первой части трилогии «Звездных войн», где играла главную героиню — королеву Амидалу. Причина? Готовилась к выпускному экзамену в школе. «Пускай это разрушит мою актерскую карьеру. Но лучше я буду умным человеком, чем звездой», — сказала Натали, поступив в Гарвард (и окончив его с дипломом по психологии). Актриса и наградам не придает особого значения — свой «Оскар» за фильм «Черный лебедь» хранит не на каминной полке на виду, а где-то в дальней комнате.

Покорив Голливуд еще в юном возрасте, Натали Портман остается верна себе, а это дорогого стоит...

Натали Херцшлаг (девичью фамилию бабушки Портман в качестве сценического псевдонима она взяла, когда снималась в «Леоне» Люка Бессона, — чтобы не привлекать внимания к семье) родилась в Иерусалиме 9 июня 1981 года. Отец — врач-гинеколог, специалист по бесплодию, мать — домохозяйка. Родители переехали в Америку, где отец продолжал учебу в ординатуре. Мать помогала мужу во всем, пока у него не появилась стабильная врачебная практика в Нью-Джерси. Шелли посвятила свою жизнь единственной дочери, путешествуя с ней с тех пор, как Натали стала сниматься в кино. «Родители всегда присутствовали в моей жизни. Позволяли заниматься тем, к чему я испытывала страсть. И в то же время я чувствовала себя под их защитой. Это счастье, когда ты можешь играть в кино, но твоя жизнь остается стабильной, дома все хорошо, все друг друга любят и уважают. Это было не похоже на детство других детей-звезд. И друзья всегда любили приходить к нам домой. Родители не были строгими, но привили мне самые важные человеческие ценности».

Предки Натали родом из России, Польши, Румынии и Австрии. Родившись в стране, где говорят на иврите, она с детства проявляла лингвистические способности и знает английский, французский, немецкий, японский и арабский. «Знания» и «Учеба», как шутит актриса, могли бы быть ее вторыми именами. Неудивительно, что она отличалась от других детей — серьезная, амбициозная девочка всегда знала, чего хочет, и добивалась результата, пока ровесники играли и веселились: «Я была хорошим ребенком. И, возможно, слишком долго. Полагаю, даже в отрочестве, в пору взросления, я продолжала вежливо отвечать «Да, мэм», «Спасибо, вы очень добры», «Да, извините, спасибо большое». Извиняющаяся, стремящаяся ублажить, понравиться, быть хорошей девочкой — такова была моя натура. И мне пришлось немало потрудиться, чтобы ее изменить».

Когда 10-летнюю Натали в пиццерии заметил агент и предложил поработать в рекламе моделью, она вежливо, но твердо отказалась. Разумеется, родители и не думали настаивать. Но дочь попросила их связаться с агентом, занимающимся поиском детей-актеров, и добилась своего. Уже в 1992 году Натали отобрали — вместе с Бритни Спирс — во второй состав офф-бродвейского мюзикла на роль главной героини. Полгода спустя ее пригласили на кастинг фильма Люка Бессона «Леон». Роль юной Матильды, девочки-сироты, чья дружба с профессиональным убийцей заставляет ее участвовать в отнюдь не детских приключениях, не пришлась по душе родителям Портман. Но они согласились после того, как Бессон принял все их условия — никаких сексуализированных сцен и насилия руками их дочери. Таким образом из первоначального сценария были убраны два убийства, которые должна была совершить героиня Портман. Сама она рассказывала: «Мне очень повезло, что я попала именно к Люку, я ему очень доверяла. Он сумел даже моего папу — а родители, особенно отец, категорически не желали, чтобы я снималась, — как-то успокоить. Но отец все равно внес в контракт условия — сколько раз я могу держать во рту сигарету и сколько раз могу сказать бранное слово. И он ни за что не позволил бы нарушить эти условия. Затягиваться, разумеется, было запрещено, а чтобы отогнать от меня клубы дыма, отец нанял специальных людей, которые стояли сбоку и чем-то махали».

Получить первую роль в кино у такого режиссера, как Бессон, и учиться у таких актеров, как Жан Рено и Гэри Олдман, — огромная привилегия. Натали считала их своими учителями, позволившими ей в совершенстве освоить актерское мастерство. И вспоминала съемки как одно сплошное удовольствие. Но когда с огромным успехом «Леон» вышел на экраны, завоевав и зрительские восторги, и высокие оценки критиков (особенно хвалили и восхищались дуэтом Рено и юной актрисы), она очень быстро поняла, что этот фильм был так или иначе окрашен сексуальными полутонами.

«Сама Натали рассказывала: «Мне очень повезло, что я попала именно к Люку, я ему очень доверяла. Он сумел даже моего папу — а родители, особенно отец, категорически не желали, чтобы я снималась, — как-то успокоить». Натали Портман и Жан Рено в фильме «Леон», 1994 год
Фото: Vostock photo

А последующая роль в фильме «Красивые девушки» закрепила за Натали неприятное звание «объекта фантазий взрослых мужчин». «Помню, как страшно волнуясь, открыла свое первое письмо от фаната. И что я прочитала? Описание как меня в своих фантазиях насилуют! Обратный отсчет пошел, когда мне исполнилось 18 лет. И понеслось. Даже профессиональные кинокритики не упускали скользкой возможности в рецензиях поговорить о моих «распустившихся как бутоны» грудях».

И тогда, к удивлению Голливуда, Портман стала отказываться от большинства предлагаемых ей ролей, даже если речь шла о самых громких проектах. Не стала сниматься в, «Ледяном шторме» Энга Ли и «Лолите» Эдриана Лайна. «Я помню, как гордо заявила в ответ на предложение Лайна: «Позвольте вам сказать, я знаю, что это за кино. Оно будет низкопробным! — кажется, я все-таки не употребила слово «похабный» — его не нашлось в моем тогдашнем лексиконе. — Я ни за что не соглашусь целоваться со стариком!»

Вместо Лолиты Натали предпочла сыграть Анну Франк в бродвейском спектакле «Дневник Анны Франк». Днем училась, ходила на занятия в школу искусств для одаренных детей, а потом машина забирала ее на репетицию в театр. Вечерами Натали выходила на сцену в этом сложном спектакле. «Я реально повзрослела за эти месяцы. В точности как и моя героиня за те дни, что пряталась от фашистов и писала дневник. Казалось, выплакала все слезы на сцене, играя по 7—8 спектаклей в неделю. Но нет. Любая мелочь способна вывести из душевного равновесия...»

Критики с восторгом отзывались об игре Портман, актрису удостоили номинации на «Тони», самую престижную премию в театральном мире. А она еще писала эссе о своем жизненном опыте и переживаниях, и их с удовольствием публиковали популярные журналы. «Я решила сыграть в этом спектакле, потому что искренне убеждена — людям надо постоянно напоминать о сострадании. У нас так много людей и детей, страдающих от войн, несправедливости, нищеты и голода, и они не получают шанса изменить мир к лучшему. Звучит идеалистично, как клише, я знаю, но ведь таков наш мир и люди должны об этом помнить». Многие родственники актрисы погибли от руки фашистов, умерли в концентрационных лагерях. Для нее было делом чести отдать дань памяти своей семье, своим корням. Уже тогда неординарные поступки Портман в голливудском комьюнити стали называть поступками «типичной Натали».

Так или иначе, но после «Леона» Натали продолжила сниматься у известных режиссеров, пускай и в неглавных ролях. Вуди Аллен пригласил ее в свой фильм-мюзикл «Все говорят, что я люблю тебя» и задал при встрече всего три вопроса: «Сколько тебе лет? Где ты живешь? Свободна ли этой осенью?» Натали попала в блистательный актерский ансамбль, включающий Джулию Робертс, Дрю Бэрримор, Голди Хоун, Эдварда Нортона и, разумеется, самого Вуди Аллена. Она потом ужасно переживала, что недостаточно использовала уникальную возможность импровизировать, которую щедро предоставляет Аллен своим актерам.

В «Схватке» Майкла Манна Натали играла дочь одного из главных героев, склонную к суициду. В роли ее «отца» выступал Аль Пачино, он играл детектива-полицейского, вступившего в смертельную схватку с героем Роберта Де Ниро. «Сразу было понятно, что Натали необыкновенно одарена. У нее было не так много экранного времени, чтобы столь убедительно, без всяких истерик и лишних слов перевоплотиться в серьезно больную девочку. Только обладая очень большим актерским талантом такое возможно», — говорил о ней режиссер «Схватки».

У сказочника Тима Бертона в его фантастической черной комедии «Марс атакует!» ей досталась роль дочери президента (Джек Николсон) и первой леди (Гленн Клоуз). И снова в окружении звездных актеров — Аннет Бенинг, Пирса Броснана, Сары Джессики Паркер, Денни Де Вито.

Не преминул обратить внимание на Портман и Джордж Лукас. Он предложил ей роль королевы в своем трехсерийном приквеле к «Звездным войнам». Натали не смотрела оригинальную эпопею — ей было два года, когда вышел фильм «Возвращение Джедая», — и долго сомневалась, стоит ли подписывать 10-летний контракт, обязывающий ее возвращаться к роли даже в случае, если у нее появятся совсем другие планы и интересы. Но после долгих разговоров с людьми, которым она доверяла, решилась: «Я подумала, что если все-таки не буду продолжать актерскую карьеру, то эти фильмы могут оказаться отличным ее завершением». К чести Лукаса, он сумел организовать съемочный процесс таким образом, чтобы Натали могла завершить учебу и в школе, и в Гарварде, куда она поступила в 2000 году. Он знал, как это важно для нее, и с огромным уважением отнесся к ее желанию получить университетский диплом. Конечно, она до сих пор считает большой удачей выпавшую ей возможность стать частью воображаемого мира, о котором мечтают миллионы. Тогда она шутила, что когда-нибудь надеется «хоть немного поразить своих детей». И съемки в целом, не представляя особой сложности, позволяли почувствовать себя ребенком, чего ей никогда еще не доводилось в своей актерской карьере: «Словно забираешься в коробку из-под холодильника и представляешь себя в космическом корабле».

«Портман долго сомневалась, стоит ли подписывать 10-летний контракт, обязывающий ее возвращаться к роли даже в случае, если у нее появятся совсем другие планы и интересы». Натали Портман, Кенни Бейкер и Хейден Кристенсен в фильме режиссера Джорджа Лукаса «Звездные войны: Эпизод 2 — Атака клонов», 2002 год
Фото: Mary Evans Picture Library/ТАСС

Джордж Лукас не ставил Натали никаких условий и позволял сниматься в других, менее заметных проектах. Он знал, что «Звездные войны» не являются для нее центром вселенной. В фильме «Где угодно, только не здесь» Сьюзен Сарандон согласилась сниматься при одном условии — ее экранную дочь сыграет Портман. Более того, сначала Натали вежливо отказалась от этого предложения: «Дело не в том, что я сама себя цензурирую. Или в том, что для меня проблема сыграть в сексуальной сцене. Вовсе нет. Я просто не хочу этого делать на данном этапе своей жизни, вот и все. И в то же время не считаю нужным просить вас изменить что-то в ущерб своим творческим замыслам». Но к ее удивлению через неделю она получила исправленный сценарий. Сарандон призвала продюсеров уважать пожелание актрисы. «Это было невероятно. Потрясающе. Самое интересное, что сценарий, фильм и эта конкретная сцена от этих изменений ничуть не пострадали. Мне кажется, кинематографистам стоит проявлять большую креативность. Очень часто можно донести до зрителя необходимый месседж, не раздевая актеров, и тем более не эксплуатируя молодость». Сарандон — одна из немногих актрис в Голливуде, кто предпочитает оставаться собой, даже если это идет вразрез с ее интересами, высоко оценила и талант, и характер своей партнерши: «Очень умная девочка, получившая на редкость хорошее воспитание. Она выросла самодостаточной, с чувством уверенности в себе, и поэтому кажется старше своих ровесников. Намного старше. Ее не интересуют те вещи, которые жаждут заполучить молодые люди из благополучных семей. Натали обладает прирожденной грацией и изяществом, что еще сильнее отличает ее от поколения, склонного к удобству и упрощению всего на свете».

Участие в «Звездных войнах» имело для Натали неоднозначные последствия. Эта эпопея со звездным актерским ансамблем — Юэн Макгрегор, Лиам Нисон и юный Хейден Кристенсен — безусловно стала событием в киномире и вошла в тройку самых популярных и коммерчески успешных франшиз за всю историю кинематографа. Натали стала звездой, на нее обрушилась слава и невероятное внимание прессы. Имя Портман стало притчей во языцех во всем мире, особенно среди многочисленных фанатов этих фильмов. Случилось как раз то, чего она больше всего боялась — она стала зависимой от внешнего воздействия, ей было необходимо виртуозно уклоняться от освещения каждого своего шага. Но сама роль королевы не требовала особых актерских навыков. И критики вместе с поклонниками стали сомневаться, не преувеличили ли они талант Портман. Порой и правда было тягостно наблюдать за актрисой как робот повторяющей свои реплики и явно не слишком довольной и собой, и всем происходящим. Парадокс заключался в том, что мало кто из режиссеров после выхода первого же эпизода горел желанием с ней работать, а фанаты актрисы обвиняли Джорджа Лукаса в том, что он разрушил ее карьеру. Вот как сама Портман оценивала эти последствия: «Да, моя карьера на время застопорилась. Хотя, если ты стал частью большого коммерчески успешного проекта, повышается и твоя коммерческая ценность. С этого момента я — тот продукт, который должен позволить выгодно продать кино. Благодаря этому я, возможно, смогу летом сняться в независимом авторском фильме. И благодаря моей коммерческой стоимости на него, возможно, найдут финансирование. В личном же плане успех «Звездных войн», похоже, изменил категорию моих почитателей. Теперь я гораздо больше интересую мальчишек 10—12 лет, чем зрелых мужчин. И честно говоря, меня это больше устраивает».

Натали все равно могла бы разыграть карту своей славы, перебраться в Голливуд и ковать железо, пока горячо. Как сделала бы любая звезда в такой ситуации. Но 18-летняя актриса отправилась учиться в Гарвардский университет. Гарвард (Портман брали и в не менее знаменитые и престижные Йельский и Колумбийский универститеты) выбрала потому, что ее дедушка за несколько дней до смерти взял с нее слово, что будет учиться именно там. «Гарвард — это круче Голливуда, там все до единого, и студенты, и преподаватели, в своем роде звезды. Они очень талантливые и неординарные люди. У меня осталось много друзей по Гарварду. Это композиторы, ученые, экономисты, врачи. По сравнению с тем, что они делают, мой вклад — капля в море». Но поначалу в университете Натали чувствовала себя неуютно. Студенты, которые в отличие от нее еще ничего в жизни не достигли, с подозрением смотрели на затесавшуюся в их ряды новоиспеченную звезду Голливуда. Повторялась история со школой, где ее стороной обходили одноклассники после того, как вышел «Леон». Тогда она почти каждый день возвращалась из школы в слезах. Друзья больше не были ее друзьями, внушив себе, что это она не желает теперь с ними знаться. Это был один из самых тяжелых и болезненных периодов в жизни Натали. Она даже попросила перевести ее в более демократичную городскую школу, где на нее обращали гораздо меньше внимания. В университете же ей не только отказывали в дружеском расположении, но и постоянно подвергали сомнению право там учиться. «Я понимала, что снова и снова придется доказывать, чего я стою. И от этого еще сильнее нервничала. Было очевидно — все думают, что я оказалась здесь не потому, что заслуживаю этого, а благодаря своей известности. И поэтому даже малейшая ошибка воспринималась как лишнее доказательство того, что актриса не может быть умной по определению. В то время как любой студент мог спокойно сморозить глупость и никто не обращал на это особого внимания».

«Мне кажется, кинематографистам стоит проявлять большую креативность. Очень часто можно донести до зрителя необходимый месседж, не раздевая актеров»
Фото: Mary Evans Picture Library/ТАСС

Однокурсникам она казалась отстраненной, загадочной или же наоборот чрезмерно дружелюбной, словно она старалась этим завоевать их симпатии. А когда сдавшись, Натали начала общаться исключительно с отличниками, это тем более вызвало в студенческих «массах» неодобрение и настороженность. Тем более что возвращаясь с очередных съемок «Звездных войн» или пресс-мероприятий, она выглядела несколько затравленной и даже испуганной. Как вспоминал один из однокурсников актрисы: «Портман смотрела на меня как на сталкера. В испуге могла отпрянуть, стоило кому-то войти в комнату, где стояли стиральные машины. А потом мы поражались тому, как она жеманничает на шоу у Дэвида Леттермана, отвечая на вопрос об университетской жизни. Она выглядела как дурочка. Все это было чертовски странно и никак одно с другим не стыковалось».

Родители очень сильно переживали за дочь, винили себя, что из-за них в ее жизни столько проблем. Сожалели, что позволили Натали попасть в лишенный моральных устоев мир шоу-бизнеса. Но она была совершенно равнодушна к бесконечным вечеринкам, гулянкам и прочим сомнительным удовольствиям, от которых многие в Голливуде начинают просто сходить с ума. Натали не привлекали подобные аспекты голливудской жизни. Но и осуждать, например, скандальные похождения Линдси Лохан или Пэрис Хилтон она не желала. И не потому, что ничего не знала о них: «Каждое мгновение своей жизни я отдавала себе отчет в том, что мои родители пойдут на край земли, только чтобы меня защитить. Когда за тобой такая крепость, нельзя судить того, у кого ее нет. А нет такой крепости за спиной у большинства людей...» Так что родители быстро поверили, что вся эта нездоровая голливудская атмосфера их дочь не коснется. Да и четыре года в Гарварде послужили буфером между Голливудом и реальной жизнью. Ее жизнь была структурирована, а для молодых это, по мнению Портман, очень важно. Ведь начинающие актеры в перерывах между съемками предоставлены самим себе, вот они и творят черт знает что. В университете же преподаватели не меньше родных родителей заинтересованы в успехах и будущем своих студентов.

Преподаватели в Гарварде относились к Натали с уважением и ценили ее незаурядные способности с самого начала. Профессор, у которого Портман занималась на семинаре по юриспруденции и нейробиологии, до сих пор цитирует выдержки из ее научной работы, где она опровергает научность нового метода работы детекторов лжи до того, как их применение стало вызывать множество вопросов и сомнений: «Она была одной из самых ярких студентов на моей памяти. Разделала этот метод под орех, невзирая на то что в классе большинство студентов были под сильным впечатлением от новой методологии». Профессор предложил ей работать его помощником-исследователем и убедил получить диплом на факультете психологии. Еще во время учебы три научных исследования Портман были опубликованы в престижных научных журналах.

Окончив в 2003 году Гарвард, Натали продолжала серьезно думать о будущем, о том, стоит ли ей продолжать актерскую карьеру, или заняться научной исследовательской работой в области психологии и смежных с ней предметов. Чем больше она сомневалась в своем актерском предназначении, тем более настойчиво искала интересные сценарии. И без сомнений согласилась сняться в режиссерском дебюте Зака Браффа «Страна садов» с бюджетом в 2,5 миллиона долларов. Она впервые смогла сыграть по-настоящему эксцентричную героиню. И действительно, стоило ей согласиться, как сразу же нашлись и деньги. С тех пор игра шла по ее правилам. В «Стране садов» Натали по просьбе режиссера снималась без макияжа — она, мол, и так слишком хорошенькая. Один из партнеров по фильму, знаменитый Питер Сарсгаард, был поражен ее «неинтеллектуальным, чисто интуитивным» подходом к игре. Вот она ирония жизни — кто-то считал ее слишком умной, а кто-то не был готов в это поверить. Чересчур умная, чтобы быть хорошей актрисой, или наоборот слишком хорошая актриса, чтобы обладать высоким уровнем интеллекта...

Словно в ответ на этот вопрос прославленный режиссер Майк Николс (его любимейшая актриса — Мерил Стрип) пригласил сняться Портман в романтической комедии «Близость». Ей предложили роль стриптизерши. Натали называла Николса своим «ментором, учителем, папочкой и лучшим другом» с тех пор, как сыграла в поставленном им спектакле «Чайка» по Чехову в 2001 году. Джордж Лукас и Майк Николс сумели тогда скорректировать графики так, чтобы Портман могла летом, в студенческие каникулы, выходить на сцену. Тогда люди по 16 часов стояли в очереди, чтобы купить билет на самый модный и обсуждаемый спектакль сезона в одном из лучших бродвейских театров. В постановке играли Мерил Стрип, Кевин Клайн и Филип Сеймур Хоффман. Он играл Треплева, а Натали — Нину Заречную. Она идеально вписалась во взрослую компанию прославленных актеров. Портман и раньше прекрасно знала русскую литературу (и немного русский язык), но для этой роли изучила все творчество Чехова вдоль и поперек: «Нина сложная натура. Хотя на поверхности, на первый взгляд, кажется невинной инженю, очарованной богемной жизнью. И поэтому, когда у нее начинается роман с Тригориным, сначала думаешь — он пользуется ее неопытностью. От нечего делать хочет сломать ей жизнь, в точности как убивает чайку — из спортивного интереса. Но в пьесе скрываются крохотные ключики-подсказки, и я понимаю, что Нина не похожа на чайку, и Тригорину не удастся ее разрушить. На самом деле она умеет хорошо все просчитывать. И совсем не так невинна, как хочет казаться».

Мельхиор Деруэ и Натали Портман в фильме «Париж, я люблю тебя», 2006 год
Фото: Mary Evans Picture Library/ТАСС

Натали даже согласилась сняться в одной сцене «Близости» топлес — а это абсолютное табу для актрисы, — потому что полностью доверяла Николсу. Он заверил, что уничтожит все лишние отснятые дубли и без ее разрешения не использует даже тот, который считает нужным. И она знала, что так все и будет. За эту роль она получила свою первую номинацию на «Оскар» и вторую — на «Золотой глобус». Джуд Лоу отзывался о своей партнерше (в «Близости» снимались еще Джулия Робертс и Клайв Оуэн) как «необычайно теплой, сердечной, с отличным чувством юмора»: «Но всякий раз в разговоре вдруг мелькает вот эта вспышка гениальности, и тут невозможно отделаться от мысли — а может быть, она прилетела на нашу планету из далекого-далекого будущего?» Фильм безусловно вернул карьеру актрисы на правильные рельсы, хотя сама она говорила режиссеру, что еще не в восторге от себя. Своему профессору психологии в Гарварде Портман написала письмо с просьбой не смотреть эту картину: «Я буду чувствовать себя некомфортно, если мой учитель увидит меня полуобнаженной». Типичная Натали.

После всех полученных за «Близость» наград, премий и дифирамбов, Портман вновь выступила в своем репертуаре — взяла и уехала в Иерусалим изучать иврит, арабский язык, историю культуры Израиля и прошла в университете давно интересовавший ее курс происхождения насилия. И активно приступила к работе в международной организации по защите прав женщин, в ее наименее публичном департаменте, который помогает найти небольшие займы для женщин, готовых заняться своим небольшим бизнесом в слаборазвитых странах.

Единственное, что заставляло Натали возвращаться в кино, — это по-настоящему интересные проекты. Желательно оригинальные, у европейских режиссеров. Вроде драмы «Призраки Гойи» Милоша Формана об испанской инквизиции, где ее партнером был Хавьер Бардем. Съемки проходили в Мадриде, и она «27 раз обошла все музеи и очень много читала». Уехала в Берлин для съемок в фильме братьев Вачовски «V» значит Вендетта» об альтернативном будущем. Эти режиссеры и пригласили Портман по рекомендации Майка Николса. Без сомнений прямо в кадре побрила голову и удивлялась, почему ее бесконечно спрашивают, как она пережила это «насилие». Насилие пережила ее героиня, а вовсе не Натали. Портман никогда не была поклонницей системы Станиславского, да и зачем ей это нужно, с ее-то природным даром и избирательностью в выборе ролей. Снялась она и в чудесной, тонкой и изысканной драме «Мои черничные ночи» знаменитого режиссера из Гонконга Вонга Кар-Вая, снова в компании Джуда Лоу, Рэйчел Вайс и Норы Джонс.

Натали мечтала сыграть в хорошей комедии, по ее мнению, самом социально значимом жанре. И самом, разумеется, сложном. Вот только ей бы хотелось, чтобы романтическая героиня не работала в мире моды — стилистом, помощником фотографа, редактором модного журнала или дизайнером. Ирония в том, что это, безусловно, заставляет вспомнить и «Секс в большом городе» и «Дьявол носит Prada». Проекты хороши, но это не ее история.

Имидж «хорошей девочки» позволял Натали с успехом скрывать свою частную жизнь от посторонних глаз, репортеры и папарацци интересовались ею гораздо меньше, чем другими звездами. Актриса, впрочем, отказывалась в разговорах с журналистами называть себя «пуританкой» и тем более «скучной особой». «Я горжусь своим умением конспирироваться. И это на самом деле совсем несложно, — уверяла актриса. — Особенно в Нью-Йорке. И я, кстати, никогда не жалуюсь на журналистов, я их уважаю. А они — меня». До брака Портман ни разу не подтверждала роман ни с одним из приписываемых ей бойфрендов. Остается только гадать, насколько точными доказательствами являются редкие кадры появления актрисы в паре с Джудом Лоу, миллиардером Натаниэлем Ротшильдом, Джейком Гилленхолом, Моби и даже с Шоном Пенном. Единственный подтвержденный роман был у Натали с актером Гаэлем Гарсиа Берналем. Они то встречались, то расставались, Портман даже ездила к нему в Аргентину, когда узнала, что он якобы встречается с другой актрисой. Оба демонстрировали чудеса конспирации, даже когда вместе приехали на Берлинский кинофестиваль в 2006 году. Но утаить такое шило в мешке оказалось не по силам даже им. Говорили, что окончательный разрыв случился из-за измены актера и был крайне болезненным для Натали.

К счастью, вскоре ей довелось испытать настоящий актерский триумф, когда Даррен Аронофски предложил ей сыграть главную роль в своем психологическом триллере «Черный лебедь». Изначально режиссер планировал снимать свою жену актрису Рэйчел Вайс, но к началу работы она ушла от него к Дэниелу Крейгу. Героиня Портман — Нина, балерина с серьезными психическими проблемами, страдает раздвоением личности. Она отчаянно и упорно ищет в себе «черного лебедя», чтобы справиться с этой партией в балете «Лебединое озеро». Хотя Натали много занималась балетом в детстве, ей пришлось нелегко. Тем более что у нее не совсем балетная фигура — маленький рост и не самые длинные руки и ноги. Почти год она по восемь часов в день тренировалась у станка под руководством опытных педагогов. Ее всячески «растягивали», она вывихнула ребро, пережила сотрясение мозга, в кровь стирала пальцы ног, словом, пролила море крови и пота. Похудела почти на 10 килограммов, каждый день получала инструкции, как еще больше похудеть, но при этом не заболеть. Она полностью погрузилась в жестокий мир балета.

«Это просто очень хорошая роль, вот и все. Я действительно могу быть настоящей стервой — но только когда дело касается стоящей роли. Так что роль Анны Болейн с ее неоднозначной, сложной натурой пришлась очень кстати». Натали Портман в фильме «Еще одна из рода Болейн», 2008 год
Фото: Mary Evans Picture Library/ТАСС

Благодаря Портман получила роль в этом фильме и Мила Кунис. Они знакомы с детства, всегда хорошо понимали друг друга и были близкими подругами. Обе актрисы известны тем, что они никогда не были любительницами голливудских компаний. Мила просила подругу быть очень осторожной, она тоже занималась балетом и отлично знала, как легко получить серьезную травму. И когда Даррен Аронофски маялся в поисках соперницы героини Натали, та предложила ему взять Милу. Во время тяжелых и мучительных съемок режиссер использовал запрещенные приемы и нарочно ссорил актрис, пытаясь заставить их ревновать друг к другу. Говорил Кунис, что она гораздо лучше справляется и намного талантливее Портман, и наоборот. «И если бы мы с Милой не были подругами много лет, то, возможно, ему бы и удалось нами манипулировать, как он об этом мечтал. Но Даррен просчитался. Мы делали вид, что слушаем его и верим, а потом смеялись, обсуждая его попытки нас рассорить».

И все равно сомнения были — нет, ну какая из нее в самом деле балерина. Но в конце концов Натали дождалась комплиментов, которые уже и не чаяла получить. В том числе от приглашенного режиссером хореографа, звезды Нью-Йоркского балета Бенжамена Мильпье. Бенжамен всячески поддерживал актрису и сам предложил режиссеру выступить в фильме и в роли балетного партнера Натали. Ведь если бы ей пришлось танцевать с кем-то другим, вряд ли бы она чувствовала себя столь же уверенно. Вскоре их взаимное притяжение перестало быть секретом.

Роль в «Черном лебеде» стала карьерообразующей, и Портман заслуженно получила за нее «Оскар» в феврале 2011 года. К этому моменту она уже была обручена с Бенжаменом Мильпье и глубоко беременна их первым ребенком. «Моему прекрасному любимому человеку Бенжамену Мильпье, хореографу этого фильма, а теперь подарившему мне и самую важную в жизни роль», — сказала со сцены Натали, дотронувшись до своего живота. Сын Алеф родился в июне 2011 года, ставшего для актрисы одним из самых счастливых. Через год они с Бенжаменом поженились. Свадебная церемония, скромная и очень интимная, прошла на далеком от Голливуда побережье Big Sur в Калифорнии. Конечно же, были применены все возможные и невозможные меры для сохранения в тайне точного места торжества.

Натали, как обычно, не стремилась эксплуатировать огромный успех «Черного лебедя». Спокойно выбирала проекты, с наслаждением занималась ребенком, семейными делами: «Мне нравится быть матерью. Материнство многое во мне изменило. Я стала куда как менее категорична. Научилась не судить никого с ходу. Гораздо легче прощаю недостатки. И себе в том числе. Научилась терпению. Смотрю на какую-нибудь женщину и помню, что она тоже чья-то мать. Могу поболтать на улице или в кафе с незнакомыми людьми о детях, если выхожу с ними гулять. И мне это нравится. Раньше я бы так не смогла. Привыкла возводить между собой и миром высокую стену, чтобы никто не мог подобраться слишком близко. Это проблема всех, кому довелось стать знаменитостями. Самое важное, что я вынесла из материнства, — для каждого человека рождение ребенка означает... совсем разное. И опыт, извлекаемый из этого события, — самый разный. Я поняла, что общих правил не существует. Это миф. Ну, разумеется, кроме одного: не навредить ребенку. Кто-то кормит грудью до пяти лет, кто-то вообще к груди не подносит. И это ничего не значит, не имеет никакого отношения к вопросу, хорошая ты мать или нет. Кто-то после родов очень быстро выходит на работу, другие предпочитают — или могут себе позволить — сидеть дома. Неважно. Право каждой матери самой решать и не опасаться чьего-то мнения. Никто не может нас судить. Да я и к людям — даже к журналистам — стала более ответственно относиться. Всякий раз думаю: ну ведь это тоже чья-то мама. Или отец».

В прессе активно обсуждали вегетарианство Портман, якобы позволившее ей так хорошо справиться с ролью в «Черном лебеде». Но «самобичевание», как скептически называли ее образ жизни, не имело ничего общего с ее подготовкой к работе. Она стала вегетарианкой еще в детстве. И не пыталась никого ни в чем убедить: «Я просто очень люблю животных. Сама так решила, никто меня не заставлял. Я насмотрелась мультиков, где животные общаются друг с другом, живут и чувствуют, как люди. И не могла больше смотреть на них как, ну понимаете, как на еду...»

В 2014 году Натали уехала с мужем в Париж, Бенжамену предложили стать художественным руководителем балетной труппы Парижской оперы. Сомнений, стоит ли ей вновь бросать Голливуд, да еще на самом пике карьеры, у Портман не было. Хотя там ее жизнь, конечно, полностью подчинялась жизни и работе мужа, его кругу общения. «Первое время, пока шли переговоры, я думала: как здорово жить в Париже, сколько людей об этом мечтает. Я часто бывала в этом городе, в том числе по делам французского модного дома, который я представляю. Но одно дело приезжать, а другое — жить. И только после переезда я поняла, какая между нами, американцами, и французами огромная разница. Ну буквально во всем. Во Франции почти религиозно относятся к любви, свободе и всему интеллектуальному. Мне очень нравится, что за ужином все хотят не просто вести светскую беседу, но говорить о чем-то серьезном. И очень огорчаются, если у вас не припасена ни одна интересная интеллектуальная тема. Французы с большим недоумением смотрят на детей, которые с визгом и воплями носятся по площадкам. Им это кажется почему-то весьма странным. Да, собственно говоря, и площадок таких в Париже почти нет...»

«Роль в «Черном лебеде» стала карьерообразующей, и Портман заслуженно получила за нее «Оскар» в феврале 2011 года. К этому моменту она уже была обручена с Бенжаменом Мильпье и глубоко беременна их первым ребенком». Натали Портман в фильме «Черный лебедь», 2010 год
Фото: Mary Evans Picture Library/ТАСС

Спустя год с небольшим по неразглашаемым причинам Мильпье ушел с этой должности, и они вернулись в Лос-Анджелес, где еще в 2012 году Бенжамен создал собственную балетную компанию. Натали была беременна вторым ребенком и радовалась хорошей погоде и калифорнийскому солнцу. С юмором отвечала на вопросы журналистов, бесконечно просивших ее сравнить Лос-Анджелес и Париж: «Знаете, я только после двух лет жизни в Париже обнаружила, какие дикие здесь, в Лос-Анджелесе, нравы! Во Франции люди очень обстоятельныи склонны к оценочным суждениям, попросту говоря, тебя постоянно оценивают. Даже если не говорят об этом вслух. Как ты выглядишь, как одета, уместно ли твое поведение в данном месте в данной ситуации. Вы никогда не позволите себе выйти на улицу в Париже в спортивной одежде или в шлепанцах и шортах, тем более в чем-то яркого-преяркого цвета. Ни за что на свете. А здесь — раздолье ярких, подчас до слепоты цветов и вещей, иными словами, полный кайф!»

Портман призналась, что в 2009 году перешла на более строгую диету — веганство. Не потому ли она не сумела прижиться во Франции? Нельзя же бесконечно испытывать искушение в виде отказа от вкуснейших круассанов или сыра. В ответ Натали говорила, что Париж в последние годы стал гораздо более приспособлен для жизни веганов, но соглашалась с тем, что, наверное, самое там трудное — отказаться от искушений французской кухни. «Это, конечно же, нелегко. Врать не буду. Но когда я была беременна, то отступила от правил — мне безумно в какой-то момент захотелось молочных продуктов и яиц! Но вскоре вновь вернулась к своему обычному образу жизни, то есть к веганству. Потому что от яиц и молочных продуктов я очень быстро покрываюсь сыпью. Больше всего я ненавижу все эти подколки типа: а вы не думаете, что овощам тоже больно, когда их едят? А разве вам неизвестно, что растения друг с другом общаются? Не надо атаковать меня за мой выбор. А я не собираюсь оспаривать ваш».

Как относится муж, а ведь французы настоящие гурманы, к ее привычкам и вкусам? «После стольких лет совместной жизни мой муж, безусловно, иначе относится к тому, что он ест, и к тому, откуда эта еда берется, — уверяет Натали. — Это приходит ко всем членам семьи естественным образом, если они любят и уважают друг друга. Живя вместе, всегда влияешь на партнера так или иначе. Да и потом гораздо удобнее готовить один обед на всех. Впрочем, мой муж сам прекрасно готовит, просто великолепно. Я — настоящая счастливица. И он, и мои дети склонны к вегетарианству и даже могут есть еду из меню веганов. Все это имеется дома в холодильнике, и они к этому привыкли. Но, конечно, никто из них не является веганом. Сын как-то спросил отца: «Почему ты не ешь это, а мамочка ест?» И я с ним поговорила, он понял, что нужно уважать выбор каждого человека».

Когда Портман готовилась в течение 10 месяцев к роли в последнем фильме на основе комиксов «Тор: Любовь и Гром», пришлось учитывать ее веганскую диету. Дело в том, что Джейн Фостер, по замыслу создателей этой супергеройской эпопеи, из реальной женщины-астрофизика сама превратилась в супергероиню и выглядеть должна была соответствующе. Изначально Натали согласилась сыграть Джейн Фостер в 2011 году прежде всего потому, что фильм снимал Кеннет Брана, а она очень давно хотела с ним поработать. В процессе подготовки актриса прочитала множество биографий женщин-ученых, ей представлялось увлекательным и важным изобразить эту героиню таким образом, чтобы привлечь к ней внимание зрительниц, сделать ее ролевой моделью для девушек. Ведь в основном сценарии пишут мужчины, и они ориентируются на актеров, на мужские роли. Для молодых же актрис хороших ролей немногим больше, чем для тех, кому за сорок. И ей бесконечно присылали сценарии с двумя типами героинь — проститутка (или, на худой конец, стриптизерша), либо же невинная как ангел девица. «Я называю этот расклад «девственница против проститутки». Ни тот, ни другой вариант меня не устраивает». В 2013 году она вернулась к роли, но после этого исчезла из марвеловской вселенной. Возвращение в 2022 году актрисы в мир супергероев для многих был неожиданностью. Одно из немногих объяснений — она сделала это ради своего сына, большого фаната марвеловских фильмов.

Джордж Лукас в свое время говорил, что выбрал именно Натали из великого множества актрис на роль королевы в «Звездные войны» неслучайно. Трудно найти актрису, способную держаться как настоящая королева, быть сильной и властной и при этом чертовски привлекательной. Неудивительно, что Портман отлично подошла роль Анны Болейн в фильме «Еще одна из рода Болейн». Анна сумела выйти замуж за могущественного и жестокого короля Генриха VIII ценой многочисленных интриг (в том числе предательства родной сестры), и через три года он же ее казнил. «Это просто очень хорошая роль, вот и все. Я действительно могу быть настоящей стервой — но только когда дело касается стоящей роли. Так что роль Анны Болейн с ее неоднозначной, сложной натурой пришлась очень кстати. Не говоря уж о том, что играть в паре со Скарлетт Йоханссон, которой я восхищаюсь с детства, было потрясающе. Очень редко удается заполучить партнершу в фильме примерно твоего же возраста и обладающую таким невероятным талантом. Мне нравится все, что делает Скарлетт. С ней было весело и комфортно».

«Натали согласилась сыграть Джейн Фостер в 2011 году прежде всего потому, что фильм снимал Кеннет Брана, а она очень давно хотела с ним поработать. В процессе подготовки актриса прочитала множество биографий женщин-ученых». Натали Портман и Крис Хемсворт в фильме «Тор: Любовь и гром», 2022 год
Фото: Vostock photo

История удивительным образом повторяется в жизни и судьбе Натали Портман. Она была беременна в 2011 году, когда получала «Оскар», а в 2016 году ей, тоже пребывающей в интересном положении, сулили еще одну золотую стутуэтку за роль Жаклин Кеннеди в фильме «Джеки». «Дети — сами по себе самые главные, чудесные и важные талисманы в жизни. Даже если и не приносят «Оскары». Всем известно, как легко она относится к наградам. В 2017 году у актрисы родилась дочка Амалия. Жаклин Кеннеди, жена застреленного в Далласе президента Джона Кеннеди — одна из самых знаменитых женщин прошлого века. Играть героиню, о которой, кажется, все и всему миру известно, задача непростая. «Люди не понимают, что такое слава, если им не довелось испытать все ее издержки. Слава изнутри и снаружи — слишком разные вещи. Так вот в нашей картине никто не пытается внушить зрителю взгляд, как нужно относиться к бывшей первой леди, потерявшей своего мужа. И такой подход позволяет отнестись к ней по-человечески, как к женщине, пережившей трагедию, оставшейся с двумя детьми, потерянной и растерянной, но сумевшей научиться принимать решения, о которых она раньше, возможно, и не думала... Ее сначала критиковали за манеру одеваться, а потом та же самая публика буквально помешалась на стиле Джеки. Но она никогда не пыталась угодить чьим-то требованиям. И стала, на мой взгляд, той самой иконой стиля как раз благодаря умению оставаться самой собой». Умение оставаться собой при любых обстоятельствах — девиз и кредо самой актрисы. Именно поэтому при любых обстоятельствах звезда Натали Портман всегда освещает и будет освещать своим ровным неярким светом голливудский небосклон.

«Я обожаю ритуалы. Актерская работа никогда не была для меня скучной, не могу жаловаться на то, что у меня в работе что-то повторяется. Но эта же работа отправляет меня в разные места. И вот тут-то я могу полностью раскрыть свою любовь к упорядоченности. Организация жизни ребенка, своей собственной среды обитания... Только оторвавшись надолго от родного дома, начинаешь понимать, как важны и как успокаивающе действуют ритуалы. Как это на самом деле прекрасно. Когда я не работаю, моя жизнь практически полностью посвящена моей семье. Обожаю уик-энды. Вот где я могу развернуться! Целых два дня соблюдения приятных и важных ритуалов. Особенно остро, конечно, ощущаешь всю прелесть после рабочей недели. Например, в субботу я занимаюсь стиркой. Ну, разумеется, стиральная машина делает основную работу. Но я обожаю этот процесс подготовки, сушки, сортировки, потому что у него — чистый, прекрасный финал. Всегда, без исключения. Задача с ясной целью. Обычно мы проводим время в узком кругу друзей — семейных пар с детьми. Я много готовлю. У всех нас разные вкусы и пристрастия, есть где развернуться. Став матерью, я осознала, как быстро пролетает время. Просто с невероятной скоростью...»

Натали считает, что ей очень повезло. Родители никогда не обсуждали с ней ее внешность. Прежде всего — воспитать хорошего человека, а красота — дело десятое. Тем более ей трудно понять, как можно стремиться выглядеть определенным образом, чтобы кому-то угодить, лихорадочно следовать всем модным тенденциям... Наверное, благодаря этому она никогда не придавала особого значения этим темам: «Может, иногда и напрасно. Мои гримеры всегда мне говорят, как со мной легко работать. Я им просто позволяю делать свое дело, у меня не бывает каких-то особых требований и предпочтений». Но Натали до сих пор, по ее признанию, помнит запах бабушкиной косметики. «Она каждое утро, прежде чем кто-то мог ее увидеть, проводила перед зеркалом не меньше двух часов — наводила красоту... И я унаследовала у бабули эту привычку. Макияж придает мне уверенности в себе, я чувствую, что готова к дневным свершениям, способна контролировать свой день, и поэтому тоже люблю подкраситься с утра пораньше. Несовершенство в этом смысле придает куда как больше очарования, чем безупречность. Помимо этого «наследства» я получила в дар первый опыт нанесения макияжа — без использования косметики как таковой. Это случилось на съемках «Леона» во Франции, и гример из-за того, что я была еще совсем ребенком, предпочла обойтись смесью свекольного сока и розовой водички для украшения моих щек и губ! Вообще же из всей косметики я больше всего люблю помаду. Ее никогда не бывает много. Все оттенки красного, их неслыханное множество, и все они очаровывают меня и кажутся прекрасными. Особенно я влюбилась в красный тон, когда жила в Париже. Я обнаружила то, чего раньше не замечала, Париж — город ярко-алых губ. Но вернувшись в Лос-Анджелес, солнечный и пляжный, стала использовать более спокойные цвета — палитру розовых оттенков, коралловый цвет. Такой, знаете, противовес диким калифорнийским нравам».

Как известно, постоянство — признак мастерства. Натали никогда не торопилась и потому не совершала ошибок. Ей не о чем сожалеть — она остается собой
Фото: Dave Bedrosian/ Future-Image/ZUMA Press/ТАСС

Последний фильм Портман «Май, декабрь» Тодда Хейнса участвовал в этом году в конкурсе Каннского кинофестиваля. Натали играет в нем актрису, которая готовится к роли героини, чей скандальный поступок (роман с одноклассником сына) до сих пор не дает покоя местному обществу и желтым медиа. Натали не могла не воспользоваться возможностью погрузиться в психологию «преступления», обычно совершаемого мужчинами и потому простительного — в отличие от того, чем оборачиваются подобные поступки для женщины.

Недавно Портман впервые решилась вступить на территорию телевизионных проектов, как это делают с недавних пор самые большие звезды, в том числе Мерил Стрип. Она продюсирует и снимается в главной роли в телевизионнном сериале «Леди и озеро» по одноименному роману. Действие происходит в Балтиморе, где родилась и выросла ее бабушка по материнской линии. Кто знает, возможно, актриса догонит ушедших в этом направлении вперед коллег — Риз Уизерспун и Николь Кидман, отлично совмещающих продюсерство и актерскую игру.

Как известно, постоянство — признак мастерства. Натали никогда не торопилась и потому не совершала ошибок. Ей не о чем сожалеть — она остается самой собой. Портман верна своим давно сказанным словам: «Нет ничего важнее моей личной жизни. Это всегда на первом месте, всегда наполнено смыслом. И в сравнении с семейным счастьем все остальное меркнет и выглядит искусственным. Мелким и поверхностным».

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: