7days.ru Полная версия сайта

Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви»

«Было страшно, когда зашурупливали окна в самолете и я понимала, что нет возможности выбраться...

Стиль: Кристина Мотовица-Фаламеева Визаж: Галина Пантелеева Продюсер: Татьяна Жихарева. На Елене: костюм YANINA, шляпа Lilia Fisher
Фото: Филипп Гончаров
Читать на сайте 7days.ru

«Было страшно, когда зашурупливали окна в самолете и я понимала, что нет возможности выбраться оттуда самостоятельно. Крыло горит, я на высоте, а вся группа — внизу, и если что-то пойдет не так, ты там одна».

— Елена, 18 января на экраны выходит долгожданный фильм «Воздух» Алексея Германа-младшего. Это уже вторая ваша совместная картина. Вы сразу согласились?

— Конечно, иначе и быть не могло. Тут все сошлось: авторское кино, режиссер Герман и тема. Нестандартная история о Великой Отечественной войне, главные героини которой — женщины. Мы привыкли видеть героев-мужчин в военных драмах, а здесь женская эскадрилья, судьбы девочек.

Именно в этом материале легко сконъюнктурить, проспекулировать, выжать слезу — тонкое нежное создание страдает, погибает. Тут все зависит именно от инструмента и взгляда художника — режиссера, который это делает. Когда я входила в эту историю, понимала, что там не будет и тени спекуляции на чувствах. По сути, это документальная констатация, причем с неким авторским отстранением, позволяющим зрителю принять решение, как относиться к героям и событиям.

— При этом фильм не основан на исторических событиях.

— Многое вымышленное, это так. Но манера съемок у Алексея Алексеевича, киноязык, который он и изобрел, дает ощущение объективности.

Он в кино точно не за фэнтези, у него своя вселенная, в которую он погружает героев. У Германа какие-то особые фильмы, они могут совсем не нравиться зрителям, потому что публика хочет какой-то более внятной вязи повествования, но именно «Воздуху» подходит присутствующая там нечеткость и дымка.

— Это правда, что самолеты на площадке были настоящие, не нарисованные?

— Да. Алексей Алексеевич изначально не хотел прибегать к компьютерной графике. «Яков» и «мессеров» в России нет, их искали по всему миру. А те, которые нашли, не могли взять из-за ковида и закрытых границ. Ну и поэтому самолеты пришлось строить. У нас было 12 воссозданных Як-1Б! Важно было сохранить историческую аутентичность.

Для Алексея Алексеевича и его супруги, художника-постановщика и художника по костюмам Елены Окопной, это невероятно важно. Елена настолько погружена в этот предметный мир, что я даже не знаю, кто был главнее в создании атмосферы «Воздуха».

— Почему так долго снимали картину? Вы года три назад в интервью мне на вопрос, какие планы, ответили: «Гонять аэропланы...»

На Елене: платье CHARISMA
Фото: Филипп Гончаров
На Елене: платье CHARISMA
Фото: Филипп Гончаров

— Да, точно. Какие планы? Гонять аэропланы! (Смеется.) Снимать «Воздух» нам мешала стихия, и в прямом, и в переносном смысле. Подвела погода: Финский залив, который должен быть застывшим, не застывал, льда не было. Стихия над нами издевалась, и очень многое в картине снято вопреки. Представьте, мы стоим на Финском заливе, вода прибывает очень быстро, во время прилива приходится буквально под мышки хватать технику, собирать палатки и убегать на большой берег по лагам, которые затапливает водой.

Дули сильные ветра, часть самолетов разрушилась, их клеили, восстанавливали, и из-за этого случались бесконечные остановки.

Потом нас всех одарила своим присутствием пандемия, картина была остановлена, запретили собираться группам больше определенного количества.

— Все только и говорят о том, что Герман использовал какое-то техническое ноу-хау, мол, никто прежде так, как он, не снимал полеты и воздушные бои — без «зеленки», на фоне огромного LED-экрана размером с четырехэтажный дом.

— Были установлены 9-метровые подъемные краны, к ним крепились самолеты, чтобы снимать крупные планы сцен воздушных боев. И эти самолеты, в которых мы находились, вертели и крутили, и они горели — это все не компьютерная графика.

— Звучит пугающе. Что вам давалось сложнее всего?

— Когда зашурупливали окна в самолете и я понимала, что нет возможности выбраться оттуда самостоятельно. Крыло горит, ты на высоте, а все техники, помощники, вообще вся группа находится внизу, и если что-то пойдет не так, ты там одна. Всем девочкам было страшно. Самолет вертят с большой скоростью, у него реально горит крыло, все вокруг шипит, в лицо льют масло, сыпется стекло. Я никогда не участвовала в подобного рода съемках.

— Что вы ощущали, когда спускались на землю?

— Что больше не хочу такие трюки повторять. Но если говорили: нужен еще дубль — приходилось снова делать. Работа такая.

Алексей Герман посвятил «Воздух» своим родным, которые прошли войну, а кому вы лично его посвящаете?

— Всем людям, которые участвовали в войне, всем мужчинам и женщинам, которые пережили потерю близких. Мне все это так понятно и близко, что я не могу делить на своих родственников и не своих. Это страшная трагедия для нашей страны, никто мимо нее не прошел. Каждый двор терял мужчин. Но женщины тоже принимали участие в Великой Отечественной войне. Довольно долго это была запретная тема. Считать героями и приглашать на праздники Победы их стали гораздо позже. Поначалу, если верить истории, их несправедливо забыли и не было принято говорить о том, что у нас женщины воевали наравне с мужчинами, управляли танками, самолетами, были снайперами, партизанами, а не только сестрами милосердия и врачами.

Обожаю, когда в новогодние праздники уже с утра везде огоньки горят. Просыпаешься — и сказочная квартира. Такая атмосфера раз в году бывает. На Елене: платье CHARISMA, шляпка Lilia Fisher
Фото: Филипп Гончаров

Во мне отозвался сценарий Алексея Германа, эта история про простых девочек, которые пошли на фронт за свою родину, за своих отцов, матерей, братьев, потому что выбора никакого жизнь не предоставила.

— Хотелось бы влюбляться и целоваться, но...

— Хотелось бы влюбляться и целоваться, но это все на потом оставлено. И многие из них пожертвовали своими жизнями, потому что по-другому было просто нельзя.

— Как принимали картину на Международном кинофестивале в Токио?

— Группу тепло приветствовали, а после показа с пристрастием задавали вопросы Алексею Алексеевичу и Елене Окопной. Вообще, японские зрители удивительно деликатны, тихи, скромны, возможно даже слишком, в проявлении своих чувств, мы все-таки ментально более открытая нация. Но было очень трогательно, что они распечатали фотографии из каких-то наших предыдущих картин — у меня из «Левиафана», у Аглаи из «Льда» — и просили подписать.

— Вы долго там были?

— Десять дней. Для Японии это ни о чем. Только к концу поездки я начала приходить в себя, в чем-то ориентироваться — а тут уже и улетать обратно надо. Мы только стали хоть как-то разбираться в элементарных вещах — где там пить и есть. И не потому что мы такие потеряшки и ничего не соображаем, а потому что там все не как у нас, везде строгие правила. Просто так в кафе не придешь — тебя не посадят. Нужно записываться заранее, желательно найти японца, чтобы он мог помочь забронировать место. В 10 вечера закрывается любой общепит, в 10.15 они врубают свет, сигнализируя, что вам пора на выход.

У них правила определенные, они живут по ним. Ты приходишь, видишь свободные места и просишь:

— Ой, у вас там целых три стола пустых, пустите нас на полчаса.

В ответ слышишь:

— Нет.

Это у них не работает. Если вы не бронировали заранее, вас не посадят.

— А можно, мы еще десять минут посидим?

— Нет.

— Да мы же еще не доели!

— Нет.

Самое ужасное для меня в Японии, что там правила существуют ради правил. Это превыше всего.

— Превыше человека?

— Превыше человека. Это нас ломает. В России тоже все непросто, но ощущение, что мы все-таки живем по человеческим законам и они выстроены именно для людей. А там я подчиняюсь некоему мегаполису, некоему духу не пойми кого и не пойми чего. Они считают, что, если все сложить по ячейкам, страна будет процветать.

На Елене: костюм YANINA, шляпа Lilia Fisher
Фото: Филипп Гончаров
На Елене: костюм YANINA, шляпа Lilia Fisher
Фото: Филипп Гончаров

— Вы были только в Токио?

— В основном. Это отдельный мегаполис, где деньги, туризм, европейские марки и все признаки общества потребления. Если бы я в один из дней не побывала в Киото, наверное, вообще без особого послевкусия осталась. Мы были там в нескольких парках, храмах, в театре, на представлении гейш. Благодаря Киото я как-то расслабляться стала, увидела какое-то тепло, покой, другую Японию. Поэтому, конечно, делать выводы о целой стране, судя только по Токио, — неправильно. Надо жить там минимум месяц, чтобы прошла любая акклиматизация. Путешествовать, ходить в нетипичные места с проводником, который составит тебе программу, чтобы познакомиться со страной, полюбить ее.

Нужна частная поездка, чтобы бродить по улицам, заходить в магазинчики, на рынки, заглядывать в ларечки, поездить на общественном транспорте. Вот до Киото, например, мы ехали на прекрасном поезде. Дорога там не близкая — 500 километров, и я даже сначала отказывалась от этого путешествия. Меня пугало, что нужно преодолеть такой длинный путь, я говорила девчонкам: «Да вы что, это же то же самое, как если бы я сейчас поехала из Москвы до Моршанска». Они уговорили, мол, ехать всего два часа, поезд скоростной. И это было действительно очень комфортно и невероятно быстро, просто стремительно. И Киото мне компенсировал многие непонятки. Но все равно японцы совершенно другие люди. Понимать я их лучше не стала.

— Как с другой планеты?

— Не буду говорить «с другой планеты». Все любят повторять: ой, они инопланетяне. Никакие они не инопланетяне, обычные люди, просто другие. Мы тоже другие, сказки другие читаем, и религии у нас разные. Что говорить, люди камням поклоняются.

— По чему вы в Японии больше всего скучали? Чего не хватало?

— Привычной еды. В продуктовых магазинах с первого раза не разберешься, где клей, а где йогурт. В Японии вообще непросто, особенно мне, вегетарианке. Оказывается, Россия наиболее продвинута в мире по части вегетарианства. А там нигде ничего невозможно поесть. Максимум, что ты можешь себе позволить, — это греческий салат, салат с бурратой, пиццу «Маргарита» и пасту. Это вообще весь мировой набор для вегетарианцев. Куда бы ты ни сунулся с вопросом: «А где бы мне поесть?» — предлагают итальянское кафе. Но сколько человек может съесть за неделю пицц «Маргарита»? (Смеется.)

В России тоже все непросто, но ощущение, что мы все-таки живем по человеческим законам. А там я подчиняюсь некоему мегаполису, некоему духу. На Елене: платье CHARISMA, тюрбан Lilia Fisher
Фото: Филипп Гончаров

— Что было самым приятным, когда вы вернулись домой?

— Мамина еда. У меня прямо мечта была — приеду и съем что-то вкусненькое домашнее. Овощной суп, черный хлеб, оливье, его же необязательно с мясом готовить.

— Лена, а почему вы перестали есть мясо и рыбу? Из соображений здорового питания или по каким-то другим причинам?

— По идейным соображениям. Научиться жарить и солить себе подобных, которые могут жить, плодиться, у которых есть характер и свои задачи, — не самое большое достижение человека. Мне кажется это очень примитивным: убить и съесть.

— Что стало поворотным моментом в решении стать вегетарианкой?

— Меня пригласил один иностранный режиссер для участия в его картине. По сценарию я должна была убить и съесть оленя. Режиссер оказался буквалистом и хотел, чтобы я сделала это по-настоящему во время подготовки к съемкам. Переживал, что я убедительно сыграть не смогу, если опыта охоты в жизни не было. Я не смогла, отказалась. Уехала со скандалом, не стала сниматься. Помню, как режиссер меня старался переубедить и задавал мне вопрос:

— Ты не убиваешь и не разделываешь, но ты же есть будешь?

И я долго как уж на сковородке вертелась, подбирая слова и аргументы:

— Но это же делают люди, которые выбрали эту профессию. В природе есть хищники...

Знаете, мои ответы даже меня не удовлетворили ни капли. И я стала размышлять: как можно интересоваться эзотерикой, мирозданием, про душу что-то пытаться узнать, если ты мясо ешь? Невозможно оправдаться тем, что убивал не ты, а специально обученные люди. Ты ел — и ответственность и на тебе тоже. И я отказалась от мяса. Скорее всего, встреча с тем режиссером и произошла именно для того, чтобы я стала вегетарианкой. Я благодарна той встрече, когда мне сказали: ты врешь.

— Жизнь изменилась, когда вы перестали есть живых существ?

— Конечно. До этого ты самонадеянно считаешь себя венцом творения, а всех остальных — покоренным видом, тупым и бездушным. Уверена, мы совсем не венец творения. Да и вообще, мне как-то странно есть курицу, похожую по строению на мою собаку.

— Вы всегда любили путешествовать, мечтали добраться до Уругвая. Осуществили ли эту мечту? Это выглядит вполне реально, ведь виза туда не требуется.

— Нет, до Уругвая мы не добрались, это и в лучшие времена было непросто. Зато в Сочи ездим. У нас этот год идет под эгидой Краснодарского края. Я поняла — Красная Поляна не исследована до конца. (Смеется.) Я там раньше бывала по путевке от Министерства обороны с мамой и папой. А в заново отстроенном курорте с баней и прочими радостями — не была. И вот мы съездили в Сочи в апреле и мае. Не люблю толпу, и летом в самую жару мы туда не поехали.

Научиться жарить и солить себе подобных, которые могут жить, плодиться, у которых есть характер, — не самое большое достижение человека. Платье CHARISMA, тюрбан Lilia Fisher
Фото: Филипп Гончаров
На Елене: Платье CHARISMA, тюрбан Lilia Fisher
Фото: Филипп Гончаров

— Вы в каком составе туда отправились?

— С Володей и с собачкой.

— Как ее зовут?

— Симба, это чихуашка. Он у нас большой из чихуанов.

— И как Симба переносит перелеты?

— Мы на поезде, чтобы не быть в шоке от его лая и не беспокоить людей. И нам понравилось — что-то есть в том, чтобы мягко входить в другой климатический пояс. Все-таки климат Москвы и Краснодарского края отличается. Там субтропики, а у нас совсем нет. И когда в течение суток плавно перемещаешься: Ростов, еще остановка, пальмы появляются, теплеет. Ты сначала выходишь на перрон в куртке, потом уже в майке — в этом есть какая-то прелесть. Мне понравилось путешествие на поезде: 23 часа не так уж и сложно преодолеть, особенно с книжками, фильмами и меняющимся пейзажем за окном. И ты пребываешь в каком-то несуетливом, спокойном состоянии.

— То, что вы переселились за город, тоже добавляет спокойствия в вашу жизнь?

— Добавляет. Мы ездим туда-сюда, тестируем загородную жизнь. И мне нравится. Я вообще себя считаю человеком от земли, мне на пользу такой образ жизни — деревня, воздух. Но это не глушь, мы не забирались в чащу: 30—40 минут от Москвы, чтобы быть мобильным и при необходимости приехать на съемки. Мне нравится за домом ухаживать, делать какую-то мелкую работу на земле. Мы то землянику собирали, то сливу. Я радовалась — до самых морозов у нас малина плодоносила. Пару дней назад мороз вступил, а до этого времени у меня анютины глазки цвели.

Как и предполагала, я природный человек. Кайф — утром сесть на веранде с кофе, птички летают, поют...

— Наш журнал выходит 25 декабря, ровно в ваш день рождения. Как вы к нему относитесь? Многие говорят: я не люблю, не отмечаю. Надеюсь, у вас не так?

— Отношение у меня непростое, трепетное, тревожное.

— Прямо тревожное?

— И тревожное, да. Не в смысле, что тик-так ходики, улетают годики. Нет. А как его отметить. Я знаю массу знакомых, которые ждут от этого дня какого-то фантастического сюрприза, чтобы близкие, родственники, друзья прямо с утра носили на руках, любили, подкидывали, ресторан оформили. Это остается в мечтах любого человека, мужчины или женщины, не думать о своем дне рождения, а проснуться утром сразу в раю, где тебе в одно ухо просекко вливают, в другое клубнику накладывают, но жизнь складывается не совсем так. И ты понимаешь, что этот день такой непростой, сложный, который надо осознанно прожить.

До Уругвая мы не добрались, это и в лучшие времена было непросто. Зато в Сочи ездим. У нас этот год идет под эгидой Краснодарского края. На Елене: костюм YANINA, шляпа Lilia Fisher
Фото: Филипп Гончаров

Я провожу его только с теми, кого очень люблю. Если приглашаю кого-то в гости или в ресторан, то это только самые близкие друзья. Чаще всего я праздную день рождения исключительно в семейном кругу.

— Как вы в детстве отмечали день рождения?

— У нас было принято в школе конфеты обязательно всем раздать. И, конечно, я носила туда конфеты, в классе меня поздравляли, подружки приходили домой в гости, был стол. У нас в семейных традициях отмечать праздники в любом случае — накрывать стол и делать это торжеством, а не обычным бытовым днем. Поэтому, конечно, мы всегда в дни рождения ждем подарков друг от друга, внимания, любви.

— Какие подарки особенно запомнились?

— Все прекрасные, трудно выделить. У меня всегда было много подарков, мама об этом всегда думала заранее. И еще следила, чтобы мой день рождения не смешался с Новым годом. Они у нас всегда четко разграничивались. Но елка 25 декабря дома уже обязательно стояла. С этого дня мы начинали все новогодники.

— Что вам мама рассказывала про день, когда вы появились на свет?

— Я родилась рано, в 8 утра с копейками. Это был морозный солнечный хороший день. (Улыбается.)

— Как вас хотели назвать? Были какие-то варианты, кроме Елены?

— Никаких. Родителям имя понравилось. Оно тогда было популярным. И маме показалось, что мне оно подходит. И отцову бабушку звали Еленой. Имя в семье было не чужое. Все одобрили.

— Каким было ваше детство?

— Прекрасным. Формально, думаю, оно не сильно отличалось от вашего. И сказки, и утренники у нас с вами одинаковые были. И генсеки тоже.

— Вы сильно изменились? Меняется ли сама суть человека, то, что в него заложено?

— Ну, если ничего ужасного не происходит с человеком, никто в него не подселяется, жизнь не ломает, все идет в сторону раскрытия и развития его личности, в сторону роста. По правилам эволюции, это один и тот же организм, который просто расцветает. Семечко, бутон и роза — не разные растения. В этой розе вечная семечка, а в этой семечке вечный потенциал розы, если все правильно происходит каким-то органичным безнасильственным путем, путь развития личности всегда неизбежно одинаков, такой алгоритм. Это его предназначение — стать большим красивым высоким цветком из маленького зернышка. Мы не превращаемся в других. Но, конечно, происходит какое-то дополнение или чистка чего-нибудь, лишних опытов, шелухи. Так бывает, жизнь закручивает тебя...

Елена Лядова и Сергей Безруков в фильме «Воздух», 2023 год
Фото: METRAFILMS

— Я понимаю, что у вас так было?

— У всех бывает. Потом ты снова возвращаешься на свой эскалатор... Если ты сирень, как бы ты ни хотел стать грибом, шляпка у тебя не вырастет. Ваш путь развития — цветки давать. Это натурально, природно, божественно заложено и естественно.

— О чем вы мечтали в детстве, и что из этого исполнилось?

— Все. Я так не хотела менять фамилию! Думала, переживала: «У меня такая фамилия хорошая, звучная. Как же так, неужели ее придется поменять?!» Спрашивала у родственников:

— А кто не меняет фамилию?

— Только артистки не меняют фамилию.

— Вот это да, вот это кому-то повезло.

И видите, как сложилось...

И роспись с первого класса-то я министерскую придумывала.

— Министерскую?

— В смысле, не простую, а чтобы очень красивая была. Я тренировалась, уверенная, что в будущем пригодится. И пригодилось.

Кем-то из публичных деятелей мне хотелось быть.

— Кто был идеалом публичных деятелей?

— Сурдопереводчики, фигуристы, ведущие прогноза погоды, ну, и актрисы, конечно. Ну, актрисы уж совсем прямо какими-то небожителями казались. Мне вообще думалось, что это все невозможно, несбываемо и ко мне точно не имеет никакого отношения. У меня даже слегка завидка была по поводу этой среды. Мол, где актеры и где я?! Я росла в семье военных, инженеров, а это какая-то другая жизнь, непонятная, неизвестная, ко мне отношения не имеющая...

— Никогда не пожалели, что стали артисткой?

— Нет, о чем вы говорите!

— Ни на секунду?

— Ну, один раз пожалела. Когда я по результатам тестирования узнала, что у меня прилично высокий IQ. Сколько всего не реализовано, сколько упущенных возможностей. Я могла взять вообще любые высоты. (Смеется.) Я занимаюсь не тем, чем должна. В общем, меня не порадовал результат. Шучу, конечно же.

Ой, вспомним сейчас Платонова, которого сыграл Калягин в «Неоконченной пьесе для механического пианино»: «Мне тридцать пять, Лермонтов восемь лет как лежал в могиле! Наполеон был генералом!»

— Но если все-таки подумать, что бы могло вас так интересовать, как актерство?

— Философия, наверное. Я вообще жалею, что математикой серьезно не занималась. Мои интересы были, как говорится, в другом кармане. Гораздо позже осознала, что мир — это алгоритмы, божественная математика... И землянам она доступна в каких-то низших своих проявлениях, ну чтобы хоть как-то понимать мироздание. Все-таки люди, представляющие фундаментальные науки, — это отдельная каста, которая чуть-чуть больше понимает про вселенную.

Елена Лядова и Сергей Безруков в фильме «Воздух», 2023 год
Фото: METRAFILMS

Мне казалось, что математика скучная, но отношение к ней меняется, когда ты начинаешь интересоваться философией, метафизикой, просто физикой и понимаешь, что эти инструменты являются фундаментальными и помогают человеку расширить свой кругозор и понять какие-то глобальные вещи. А без них на одной художественной литературе невозможно жизнь познавать, скажу грубо, нюхать ее. Твои трубочки, которыми ты познаешь мир, частично обрезаны, потому что ты профан в математике, в физике, химии, биологии и не понимаешь простых законов.

Когда я всем этим стала интересоваться, как же мне было интересно читать про Николу Теслу и ученых, которые искали альтернативные энергии. Во всех их признаниях первой мыслью было то, что они искали Бога и законы мироздания.

Если идти в науку с мыслью, которую нес Эйнштейн, что можно жить в мире, в котором нет чудес, или в мире, в котором одни сплошные чудеса, — я бы шла именно в эту сторону, искала бы чудо...

Для меня в какой-то момент стало открытием, что ученые, может быть, даже более творческие, чем люди искусства. У них и представление о мире, и масштабы, и законы совсем другие.

— Вы часто смотрите на звезды?

— Конечно, у меня телескоп есть. На прошлый день рождения супруг подарил.

— И долго вы можете сидеть с телескопом?

— Он не настолько совершенен, чтобы с ним можно было долго сидеть. Устаешь. Его настраиваешь, но планеты уходят, они же двигаются, поэтому все время что-то ловишь. Невозможно сесть спокойно, ты бесконечно подстраиваешься и двигаешься. Есть, конечно, какие-то сумасшедшие навороченные телескопы, которые сами двигаются, находят планеты. Но у меня он не такой крутой, хотя и не самый примитивный. Мне очень интересно. Я и до этого всегда смотрела на небо, довольствуясь то подзорной трубой, то биноклем, и была счастлива, когда мне купили более совершенное оборудование. Вот все жду, когда прилетят зеленые человечки.

— На этот день рождения вы чего хотите?

— Микроскоп, наверное...

— Почти сразу после вашего дня рождения наступает Новый год.

— И это прекрасно. Мне кажется, это самый главный праздник. У нас в стране люди его очень любят. Если к своим дням рождения кто-то сложно относится, то к Новому году все — положительно. И у взрослых, у детей каникулы. Все с детства ждут чуда и не хотят отказываться от этого. Я и сама очень жду и люблю этот праздник. Он традиционный, семейный. Я пробовала его когда-то и за границей отмечать, и в теплых краях, но новогодняя атмосфера утрачивается где-то на океане. А вот елка, оливье, мандарины, шампанское, куранты, новогодние «Огоньки» по телевидению — это радостно и прекрасно...

У нас есть традиция, которая называется — «Под елку». Мы собираемся у мамы, складываем под елку подарки, а потом вместе начинаем их доставать и дарить. На Елене: платье CHARISMA, шляпка Lilia Fisher
Фото: Филипп Гончаров

— Будете встречать его в доме в Подмосковье?

— Пока не знаю. А вдруг в гости какие-то пойдем или к себе кого-то позовем. Еще есть время, можно подумать. Но в любом случае будем отмечать нарядные, веселые. Мы обязательно наряжаемся, украшаем пространство, в котором находимся, вешаем шары, огни, гирлянды. Много гирлянд! Обожаю, когда в новогодние праздники уже с утра везде огоньки горят. Просыпаешься — и чуть-чуть сказочная квартира. Такая атмосфера раз в году бывает.

А у меня эти праздники получаются особенно длинными. Я из своего личного праздника в Новый год вступаю, и у меня уже 25 декабря и подарочки какие-то, и пакетики, и коробочки, и открыточки. Я погружена в эту атмосферу. Даже если после дня рождения есть рабочие дни, совсем скоро снова наступают праздники, я не теряю праздничного настроения. Самое главное для меня — купить всем подарки, поздравить всех своих любимых и близких людей.

— Вы заранее начинаете подарки искать?

— Стараюсь. У меня уже все готово, чтобы всех поздравить. Мама приучила к сюрпризам. Мы все готовимся. У нас есть традиция, которая называется — «Под елку». Мы собираемся у мамы в определенный день, складываем под елку подарки, а потом вместе начинаем их доставать и дарить друг другу. Это и сближает, и радует...

Из чего ведь наша жизнь состоит? Из таких новых годов, дней рождения, когда мы собираемся, поздравляем, гладим друг друга, целуем, желаем от души чего-то доброго, с трепетом подарки покупаем. Помню, еще была студенткой, и у меня только появились первые деньги, и я бежала в какие-то магазинчики рядом со «Щепкой» и там обязательно искала подарки маме, папе, брату Никите. Это было и важно, и волнительно. Это тоже про семейную любовь. У нас это как-то все неформально и мило...

Все ждут конец года, отчеты по делам сдали, наступил момент выдоха. Хорошее время сделать выводы по прошедшему году. Мы всегда его тепло провожаем, вспоминаем события, которые произошли. Не говорим ни о чем плохом, только о наших радостях, больших и маленьких победах. К чему мы двинулись, к чему придвинулись, к чему шли, чего добились, что получилось. Может быть, по здоровью что-то у кого-то лучше стало или какие-то неприятности преодолели. Мы обязательно все это вспоминаем и с надеждой на лучшее встречаем Новый год.

— Что пожелаете читателям?

— Всего самого-самого наилучшего, семейного тепла. Любить и быть любимыми, не пропускать это чувство, его греть и взращивать в семье. Дом — не дом, если там холодно и нет любви. Пусть в каждом доме будет любовь, тогда его хочется беречь, защищать, вкладываться в него, бежать в него, отдаваться там. Любовь, наверное, самое главное в семье и в жизни вообще.

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: