7days.ru Полная версия сайта

Иван Охлобыстин: «Янковский был дедом фанатичным, а я обычный дед»

«Мы, конечно, все умрем от усталости, но я считаю, чем больше детей, тем лучше. Они единственный...

Иван Охлобыстин
Фото: Филипп Гончаров/«7 Дней»
Читать на сайте 7days.ru

«Мы, конечно, все умрем от усталости, но я считаю, чем больше детей, тем лучше. Они единственный способ полноценной реализации. С этим не сравнится ни наука, ни творчество — ничто вообще. Потому что это все частное дело, а в рождении и воспитании детей есть нечто высшее».

— Иван Иванович, сейчас мир стремительно меняется. Что нового произошло в вашей жизни, а что осталось прежним? Например, вы сыграли в продолжении «Холопа», который выходит на экраны в первый день нового года, а Клим Шипенко за это время первым снял фильм в космосе, стал режиссером, можно сказать, межгалактического масштаба. Изменилась ли как-то в связи с этим работа над вашей картиной?

— Шипенко профессиональный человек, он прекрасно умеет организовывать съемочный процесс, поэтому почти никак. Работать было в целом очень приятно и комфортно, как и раньше. Творческая группа осталась практически неизменной, все мастера своего дела и при этом великолепные люди.

Произошло, правда, недоразумение: съемки нового «Холопа» начались позже, чем изначально планировались, и из-за этого у меня несколько графиков наложились друг на друга. Я как раз в «Полярном 3» начал сниматься, другие три проекта уже были в работе, и тут еще сверху меня прихлопнули «Холопом 2». Короче, пятилетка за три дня! А я же не могу подводить людей.

— Вы, конечно, проходили через многое, но как выжить при таком нечеловеческом графике?

— Только упование на Бога и ответственность перед комьюнити меня держали. Если бы что-то со мной случилось, я подвел бы и оставил без зарплаты огромное количество коллег. Это непозволительная роскошь. Я в кино уже 43 года, с 13 лет.

— Внушительный срок! С тех пор многое изменилось? Что вы чувствуете сейчас, спустя столько лет, когда вновь погружаетесь в съемочный процесс?

— Юношеское наивное ощущение, что ты принимаешь участие в сотворении чуда, никуда не делось. Но оно теперь уравновешивается профессионализмом и пониманием конечной цели.

Изменилась техническая составляющая, конечно. Прежде снимали на пленку, а ее надо было проявлять, поэтому процесс занимал куда больше времени. Вот, предположим, закончились съемки эпизода или кадра, и все с замиранием сердца ждали, что скажет второй оператор. Он священнодействовал с рамкой и кинокамерой, разглядывал получившееся, смотрел кадры на просвет на небо и выносил вердикт: соринка или все же нет. Если соринка — нужно переснимать. В этом для меня всегда присутствовал некий мистический компонент...

«Я как раз в «Полярном 3» начал сниматься, другие три проекта уже были в работе, и тут еще сверху меня прихлопнули «Холопом 2». Короче, пятилетка за три дня!» Иван Охлобыстин на съемках фильма «Холоп 2», 2023 год
Фото: пресс-служба кинокомпании «Централ Партнершип»

Сейчас, мне кажется, отношение к кино несколько изменилось в общем-то. Раньше у актеров, вне зависимости от заслуг, возраста и играемой роли, сохранялось крайне пиететное отношение к происходящему — в большинстве случаев. Для молодого поколения на первый план выступили деньги, популярность. Поколение постарше, кто снимается, имеет более высокие гонорары и вообще какие-то сбережения, может себе позволить роскошь по-прежнему работать на искусство. Теперь горят творчеством только процентов пятьдесят актеров. Раньше таких было 80, ну, 90.

— Но все равно прекраснее всего кино?

— Да. Это маленькая вселенная. Очень редко тот, кто даже случайно попадает в кино, оттуда куда-то уходит. Дело не только в каком-то внешнем выхлопе типа престижа, славы, премьер, заработка и тому подобных вещей, но и в общении внутри среды. Наверное, прежде всего в нем. Мы всякий раз попадаем в свой особенный мир. Нас связывают общие интересы, истории, знакомства.

Я вот на каждой картине обязательно встречаюсь как минимум с двумя-тремя человеками из разных сфер, с которыми мне уже доводилось работать. Предположим, недавно столкнулся с двумя девчатами-гримерами, с которыми встречался до этого последний раз в дремучем 1993 году, во время съемок «Приюта комедиантов». Мы были ужасно рады друг друга видеть! Теперь они уже вовсе не девочки, а взрослые дамы. Подумать только, как нас жизнь носила. Такое ощущение, будто мы прилетели на космолетах из разных вселенных и вдруг встретились на межгалактической станции, где заправляются ядерным топливом. И так постоянно.

Да, в киношной семье живут-то, может быть, не все дружно, совсем как и в обычной, но это все-таки действительно семья!

— И этот особый мир оказывает какое-то особое влияние на личность человека? Как отличить киношника среди всех остальных? Есть какая-то профдеформация?. Может, нечто неуловимое, которое вы, уже побывав в этой среде, чувствуете, как радаром, даже если никогда не знали человека?

— Я навру, если скажу, что прямо настолько тонко чувствую коллег! Другое дело, что происходит у них внутри. Для нас весь мир — локация. Из какого бы цеха ни происходил киношник, оказываясь в том или ином месте, он порой автоматически прикидывает, что и как там можно было бы снять, даже оценивает, удобно ли здесь работать 24/7. Это, конечно, не носит патологический характер, но все-таки у очень многих присутствует.

«Я вот созванивался с Сашей, заказал ему чапан, халат узбекский. Простой, дешевый, но самый лучший на свете. Они выглядят как стеганые одеяла, но зато невероятно комфортные». Александр Самойленко и Иван Охлобыстин на съемках фильма «Холоп 2», 2023 год
Фото: пресс-служба кинокомпании «Централ Партнершип»

— На этот раз вы снова встретились в галактике «Холоп» с Милошем Биковичем, Марией Мироновой, Александром Самойленко.

— Да. У нас там компания классная собралась. Они профессионалы и вообще дико комфортные люди. Мы с ними в очень теплых отношениях, почти родственных. Такое случается с людьми, работающими в одной отрасли десятилетиями. Возникает нечто большее, чем профессиональная или даже дружеская связь.

Я вот созванивался с Сашей, заказал ему чапан, халат узбекский. Простой, дешевый, но самый лучший на свете. Они выглядят как стеганые одеяла, но зато невероятно комфортные. Саша же родился в Ташкенте и периодически ездит туда к друзьям, и мне что-нибудь да привозит. У меня тоже с этим городом связано очень много. Меня там рукоположили в священники, сын Вася там родился. Он у нас Василий Алибабаевич. Куда бы нас ни заносила жизнь, мы всегда мотались туда всем табором: в Среднюю Азию — так в Среднюю Азию...

— После съемок первого «Холопа» Маша Миронова стала мамой, она была с младшим сыном на площадке?

— Маша периодически приезжала с ним, но это, конечно, нелегко — с пупсами на съемках работать. Правда, она такая стальная птица. Мы, старая гвардия, скованы из древнего металла, из какого ковали олимпийские мечи. Сей материал диковинный не ломается, не сгорает. И у нас есть запас крепости. Бывало, довольно часто Маша сама из Москвы в Псковскую область на автомобиле пригоняла. Туда пилить часов десять без перерыва. Но водить она любит, как Ксанка моя.

— У Милоша Биковича тоже большие перемены в жизни. Он и его возлюбленная готовятся стать родителями.

— Да-да, слава Богу! Я невероятно рад за него, потому что он как человек абсолютно заслужил счастье и возможность любить и быть любимым. Наконец-то снялся вопрос семейной жизни, и Милош может полностью погрузиться в творчество.

Он словно из моего поколения, из стальных птиц! Работает на творчество, то есть для него вопрос заработка на 25-м месте стоит. Милош очень тщательно выбирает материал. Я ни одной картины с ним не видел ерундовой. Чего о себе сказать, к сожалению, не могу. Но здесь ничего нельзя угадать наверняка. Иной раз ты снимаешься, кажется, все прекрасно — и сценарий великолепный, и режиссер харизматичный, и актеры расчудесные, все сделано в срок, почти идеально... Смотришь, а на монтаже вдруг — опа! — выходит чушь какая-то...

Иван Охлобыстин на съемках фильма «Холоп 2», 2023 год
Фото: пресс-служба кинокомпании «Централ Партнершип»

— Но вашего «Холопа» зрители полюбили. Там все как на подбор — и актерский состав, и режиссер, и сценарий роскошные. И роль у вас интересная. Ваш персонаж, чудаковатый психолог, пользуется весьма странными и жесткими приемами. Какие самые экстравагантные методы воспитания детей вы использовали когда-либо? А вы их использовали, сто процентов!

— Ну, ремень-то не считается экстравагантным?.. Хотя уже считается. И зря, кстати! Иной раз с помощью ремня можно достичь того, чего обычно добиваются десятью походами к семейному психологу, да и то не всегда. Конечно, я не сторонник...

— Уже не сторонник...

— Да. Но вот лично я, когда был ребенком, то лучше бы выпороли, чем со мной не разговаривали неделю.

— Вас пороли?

— Бывало. Меня бабушка прямо проводом от утюга по ляжкам стегала, если я убегал с ребятами на шоссе, где меня могла сбить машина. И правильно делала...

Ремень, но редко. А так не припомню, чтобы пользовался какими-то необычными способами воспитания. Я лишь пытался делиться тем, что мне нравилось и любовь к чему хотел передать моим детям. Но не упорствовал. Они сами сначала с опаской, но с интересом, а потом уже с чистым удовольствием ходили со мной на концерты классической музыки, на орган... Еще в тир, мы туда вместе захаживали. Они все у меня любят стрелять. Вася даже занимался стендовой стрельбой, как и я в детстве.

Мы всегда с ними общались на равных, но без фамильярности. Дети должны все-таки слушаться родителей! Это тысячелетиями апробировано. Однако и мы не настаивали на каких-то вещах, которые человек должен решать самостоятельно. Например, не пытались доминировать над ними в вопросах личной жизни, пристрастий в одежде, кинематографе. Напротив, мы всегда поощряли это их право выбора.

— А у кого эта свобода била абсолютно через край? Кто из ваших детей всегда был самым экстравагантным?

— Судорожно вспоминаю, значит, не было чего-то ослепительно-яркого. Обычные девчата, ребята. Состояли в каких-то подростковых бандах, которые заседали в «Макдоналдсе».

— В бандах?!

— Ну, это я утрирую, конечно, все несерьезно. Просто у них, как и у многих, была своя молодежная тусовка. И я никогда не вмешивался в их личную жизнь, так как считаю, что человек должен здесь сам принимать решения. Я ничего не могу им посоветовать, ведь любят не за что-то, а вопреки чему-то. Это всегда зона парадокса, и туда вмешиваться — чушь сплошная, нравится тебе или нет. Взять, к примеру, нас с Оксаной. Я даже не знаю, чем ей интересен. Ни как писателя, ни как кинематографиста она меня не воспринимает. Я теряюсь в догадках и пока очень надеюсь, что важную роль в ее выборе сыграл фактор моего поистине непостижимого личного обаяния. Вряд ли это корысть, потому что Ксанка девка бескорыстная, комсомолка — тугая коса... Так что ничего, кроме личного обаяния. Хотя, честно говоря, это странно. Я себя каждое утро вижу в зеркале, когда умываюсь, и уж не знаю, что вообще во мне можно было найти.

Кристина Асмус и Иван Охлобыстин на съемках сериала «Интерны», 2010 год
Фото: пресс-служба канала ТНТ

— Когда девчонки привели будущих мужей, что-то в вас екнуло? Допустим, если бы это был, на ваш взгляд, совершенно неподходящий человек, неужели вы с Оксаной не сказали: «Дочь, ну ты чего?»

— У меня одна из дочерей однажды привела жениха-театрала. Мы с ним сели за стол. И как-то так случилось, что у нас был праздник. Я налил ему стакан водки. И себе стакан. Мы выпили. И он опал, как озимый. Я сказал: «Дочь, не потянет он тебя». Она обиделась, хотя это просто шутка была, всего лишь хулиганство, старческое хулиганство родителей, не более того. Но того парня мы больше не видели.

— А как дела обстоят с выбором работы, учебы?

— Ну, здесь их тоже никто не принуждает. Варя, например, училась на медика, недавно окончила Сеченовку с красным дипломом, но дальше по врачебной стезе не пошла, решила музыкой заниматься. И это меня печалит. Я периодически бурчу: «Варь, ты талантливый человек, а значит, разумеется, талантлива во всем. По крайней мере, именно так гласит народная мудрость. Ты представляешь, какое количество людей ты бы спасла?» Она отвечает, что страсть как хочет музыкой заниматься, ничего не может с этим поделать.

И действительно записывает свои песни. Сейчас и в ВК, и на «Ютубе» наконец-то свою страничку сделала. Они сняли с Георгием Батариели, Дусиным мужем, уже два клипа — «Славься» и «Дураками». Он режиссер. У Вари дома и студия небольшая. Сама организовала. Она вообще фанатик этих всех приборов звукозаписывающих. В таких тонкостях разбирается и слышит такие интонации, которые моему уху недоступны.

— Она действительно очень музыкально одаренный человек.

— Да, правда. Варя горит музыкой, она мелодист хороший, у нее интересные тексты. Она у меня начитанная, как и все дети, и, естественно, это не могло не сказаться на уровне ее песен. У нее, кстати сказать, хорошая уже набрана аудитория. Варя заслуживает этого. Она много работает и, думаю, реализует себя в музыке.

— Может быть, она пишет для кино или выступает в каких-то клубах?

— На одной из платформ ей предлагали пойти музыкальным редактором, но она как человек ответственный, реалист отказалась, поскольку понимает, что, если начнет этим заниматься, то никакой речи о собственном творчестве уже быть не может. И ей показалось, что овчинка выделки не стоит. Наверное, она права...

«Гарик Сукачев, например, всерьез увлекся яхтами. Совершенно неожиданно. Он теперь наш местный, тушинский капитан Джек Воробей, после того как его извлекли из ловушки Дейви Джонса». Гарик Сукачев и Иван Охлобыстин, 2000-е годы
Фото: из архива И. Охлобыстина

— Старшие дочери нашли себя в материнстве, я так понимаю?

— Дуся действительно сейчас полностью посвящает себя Еве, но как только внучка чуть подрастет и появится больше свободного времени, вновь займется администрированием, правда, не в «Главкино», как раньше. Они вместе с мужем создали киношную компанию, продакшен, и Дуся там генеральный продюсер.

А Анфиса сейчас хоть и в материнстве вся, но продолжает работать в партии Захара Прилепина. Ее там все любят, она очень хороший организатор, так что, наверное, пока останется с ними. Правда, она по-прежнему не теряет надежды, как это ни странно, в актерской деятельности как-то реализоваться, но не зацикливается на этом. Сейчас как-то самостоятельно занимается актерским мастерством.

— Внуки часто у вас гостят? Что вы вообще испытали, когда они родились? Допустим, Олег Янковский был абсолютно фанатичным дедом. А какой вы?

— Да, действительно, Олег Иванович был дедом фанатичным, а я обычный дед. Не очень фанатичный, но ответственный. Если мне поручают внуков, я ими занимаюсь. Правда, они пока в основном с родителями остаются. Те сами не наигрались еще и пока не могут довериться нам полностью. Но я думаю, все кончится тем, что внуки и внучки окажутся у нас, как это заведено.

Вообще, есть в появлении детей нечто мистическое. Я всегда воспринимаю это словно какое-то чудо. Так забавно, когда ты в маленьком существе, которое от тебя отделено уже целым поколением, видишь какие-то проявления себя самого. Минимальные, но все же...

— Сколько вы хотели бы внуков?

— Как можно больше! Мы, конечно, все умрем от усталости, но я считаю, чем больше детей, тем лучше. Они единственный способ полноценной реализации. С этим не сравнится ни наука, ни творчество — ничто вообще. Потому что это все частное дело, а в рождении и воспитании детей есть нечто высшее. Ты словно воспаряешь над своей отдельной жизнью, выходишь на глобальный, надличностный уровень.

— Бабушки с дедушками обычно балуют внуков... Как думаете, вы будете ограничивать их в чем-то, направлять на «путь истинный» так же, как и собственных детей? Или не сможете отказать им ни в чем?

Олег Янковский, Иван Охлобыстин и Петр Мамонов на съемках фильма «Царь», 2008 год
Фото: из архива И. Охлобыстина

— Конечно, бабушки с дедушками часто необъективны, им все кажется, что внучатам недостает любви. Но я сторонник жесткого японского подхода, когда до определенного возраста, 5—7 лет, взрослые — рабы детей, а потом наоборот. Естественно, когда дети уже начинают самостоятельно ориентироваться в пространстве и делать выводы, их уже отпускать нельзя. Мир многообразен, и нельзя одновременно познать все без вреда для себя. Поэтому имеет смысл пользоваться опытом своих родителей, а уж тем более прародителей.

— Вы сами пользовались?

— Я не особо, потому что довольно рано стал самостоятельным. Кроме того, среда, в которой я рос, была очень семейной, во всяком случае, люди были значительно ближе друг другу, нежели сейчас. В те времена, когда я был дитем, все взрослые считали, что они отчасти мои родители, и не стеснялись меня корректировать. Еще огромную роль играли пионерские лагеря. Мне там безумно нравилось. Я вообще существо общественное, однако в силу обстоятельств сейчас тоже несколько атомизирован, как и большинство людей в современном мире. Дело в том, что у меня съемки, на площадке я окружен минимум 5—10 человеками, и дома пытаюсь отдохнуть, побыть хоть немного один. Правда, мне мало это удается.

— Своих детей вы когда-нибудь отправляли в лагерь?

— Не было необходимости, да у нас и так настоящий табор дома. И киносъемочная группа в придачу. Мы воистину богема, цыгане. К тому же детский период у них выпал как раз на время, когда детские лагеря, если и были, то больно уж экстравагантные.

— Кстати, о молодом поколении киношников. Как дела у Василия, который учился во ВГИКе?

— Недавно окончил сценарный факультет. Уже две картины снято по его сценариям. Он трудолюбивый парень, эрудит, еще фору мне даст. Правда, пока творческие дела отложил на потом, сейчас в армии побудет. Вася очень организованный человек, у него все по плану. Он доучился, как и хотел, и почти сразу сдал документы в военкомат.

— Волнуетесь за него?

— Нет. Это должен пройти любой мужчина. Армия помогает лучше и быстрее разобраться в человеческом обществе, развивает способности сосуществования в нем. Она помогает понять, где надо подстраиваться, а где нет, когда можно идти на компромисс, а когда нельзя. В обычной светской жизни на это уходят десятилетия, а в армии — год-два, потому что там ты все время так или иначе находишься в экстремальной ситуации, где от тебя мало что зависит.

Иван Охлобыстин с женой Оксаной и детьми — Анфисой, Евдокией, Варварой, Василием, Иоанной и Саввой, 2016 год
Фото: Н. Гастелло/пресс-служба И. Охлобыстина

— Как дела у другого вашего сына, Саввы? В детстве он хорошо играл на балалайке и устраивал концерты — всегда был готов выступить перед гостями.

— Да. Видите, моя любовь к музыке все же передалась безо всякого насилия. Савва с Нюшей тоже в детстве ею увлекались. Нюша на домре играла. Истинно-истинно богемная мы семья, я вам говорю!

А Савва, действительно, парень талантливый. Очень жалко, что не пошел дальше по музыкальной части. Он поступил на IT-технологии в колледж, не захотел получать высшее образование. Ну а вскоре после окончания планирует пойти в военное училище, чему я бесконечно рад.

— Вот это поворот! А у вашей самой младшей дочки Нюши как жизнь складывается? Где она учится?

— В РУДН, изучает четыре языка: китайский, испанский, французский и английский. Нюша у нас полиглот, и всегда такой была. В далеком детстве работала нашим личным переводчиком в заграничных поездках.

— Но большая часть вашей семьи так или иначе связана с кино. По моим подсчетам, им может заниматься 7 из 12 человек, если считать Варю, которая могла бы записывать свои клипы и создавать саундтреки к фильмам, и Анфису, которая хочет попробовать себя в актерстве.

— Да, у нас получается свой мафиозный клан. Так вышло. Я совершенно этого не ожидал, ничто не предвещало. Дуся, например, орнитологом хотела стать. Я пальцем не пошевелил, чтобы кто-то из них оказался в кино. В творчество, как и в веру, можно прийти только самостоятельно. Бывают, конечно, какие-то династийные истории, но это, скорее, исключение и уж точно не наш случай.

— А чем отличается клан Охлобыстиных от других семей?

— У нас всех есть жизнерадостность, жадность до жизни. Мы веселые и хулиганистые немного. Еще азартные очень. Когда приезжаем куда-то, нам необходимо, чтобы рядом находились скалы, на которых можно повисеть над пропастью!

— Кстати, как поживают ваши друзья лихие? Что прожитые годы привнесли в ваши отношения? Что изменилось?

— Возраст дает только новые темы. Раньше мы много обсуждали, предположим, компьютеры или бои, а теперь к этому прибавились еще и грыжи. Старперские темки появились, и они не менее занятные, чем молодежные, я вам скажу. Безусловно, что-то закономерно исчезло из зоны наших интересов. Мы люди женатые, и уже никаких тетеревиных токов не предвидится, я надеюсь. И прекрасно! Не дай Бог человеку, находящемуся в уже солидном возрасте, влюбиться в молодого. Это, должно быть, очень тяжело.

«Я теряюсь в догадках и пока очень надеюсь, что важную роль в ее выборе сыграл фактор моего поистине непостижимого личного обаяния». Иван Охлобыстин с женой Оксаной, 2020 год
Фото: Филипп Гончаров/«7 Дней»

Еще что нового? Все мы люди живые, нам свойственно меняться с возрастом. Гарик Сукачев, например, всерьез увлекся яхтами. Совершенно неожиданно. Он теперь наш местный, тушинский капитан Джек Воробей, после того как его извлекли из ловушки Дейви Джонса. У него целый культ яхты. Уж не знаю, откуда это взялось, но он точно не понтуется.

Или вот я, предположим, большую часть жизни был заядлым мотоциклистом и автомобилистом. У меня практически все марки машин были. А теперь я к этому охладел, предпочитаю, чтобы меня Оксана возила. Поэтому мы с Гариком больше о своих байкерских делах почти не разговариваем.

— Есть какие-то увлечения, которые конкретно вы пронесли практически через всю жизнь?

— Да. Я вообще связал жизнь с тем, что мне нравится: в кино снимаюсь, пишу...

— А как же любовь к режиссуре? Вы же специально учились, мечтали, по-моему, даже встать в один ряд с Тарковским. Хотите что-то снять?

— Нет. Я плохой режиссер — иногда нужно себе говорить правду. В режиссере должны органично сочетаться творческое и административное. Первое во мне есть, но администратор я никакой. Вот снял фильм «Арбитр», получил все необходимые призы, чтобы похвалиться перед девчонками в баре, ну, на этом все и закончилось. Я понял, что режиссура меня убьет. Слишком утомительно. В какой-то момент я абсолютно забывал о творческой составляющей, и непонятно тогда, зачем я вообще работал.

Вот мой однокурсник Федя Бондарчук и актер великолепный, и режиссер прекрасный. Так что у кого-то есть, у кого-то нет. Когда мы учились с Федей, я бы никогда не сказал, что из него выйдет столь эффективный менеджер, но вот, видите, это проявилось с течением времени. И, кстати, довольно скоро после института. А я не могу организовывать большие группы людей.

— Тем не менее вы согласились преподавать студентам актерское мастерство в ИСИ, даже набрали свой курс и теперь отвечаете за судьбы более чем 60 человек...

— Я отказывался до последнего, однако в итоге таки подобрали магические слова. Подчинили меня своей воле, произнеся сакраментальное: «общественная необходимость», «гражданский долг»...

«Поколение постарше, кто снимается, имеет более высокие гонорары и вообще какие-то сбережения, может себе позволить роскошь по-прежнему работать на искусство. Теперь горят творчеством только процентов пятьдесят актеров». Иван Охлобыстин, 2021 год
Фото: Филипп Гончаров/«7 Дней»

Я надеюсь, что все будет хорошо. Не очень понимаю, как физически смогу быть мастером курса, придется, видимо, от съемок от каких-то отказываться. Но я восхищен молодежью, собравшейся у меня. Они прекрасны, у них огромный потенциал, и я ни за что не смогу их бросить. Я набрал харизматиков. Они готовы не работать, а служить, как это и должно любому актеру, человеку искусства. Человек искусства себе не принадлежит, он принадлежит своей аудитории. Задача художника заключается в том, чтобы передать представления определенной аудитории о мире. Это надо понимать. Недаром называется — храм искусства. И мы в этом храме священнослужители. Моей задачей будет помочь студентам встретиться с самими собой. Когда они это сделают и примут себя такими, какие есть, целиком и полностью, то станут органичными, как звери. Именно такие актеры больше всего и нужны людям. Только таким и верят.

Ну а я попытаюсь всеми возможными и невозможными способами сделать так, чтобы они учились бесплатно или хотя бы пристроить на работу, которая не будет отвлекать их от основного дела... Вообще, это сущее безобразие. Очень много талантливых и откровенно одаренных детей не может себе позволить получить высшее образование просто из-за финансовой несостоятельности родителей. Я приложу все силы, чтоб хоть немного исправить эту вопиющую несправедливость. Ну и, конечно, буду будить в своих учениках их маленькие юные горячие сердца, чтобы те пылали прям как доменные печи, как ядерные реакторы!

— Вы хотите повлиять на современный кинематограф?

— В общем и целом — да. Я надеюсь, что как раз это новое поколение, сегодняшние 17-летки, сделает его иным. Просто мне кажется, что последнее время кино, за редким исключением, выполняло лишь опции развлекательно-площадного балагана. В нем, так же как и в современном социуме в целом, царил культ экономического благополучия. Кино никуда не звало за собой, не предлагало задуматься о смысле жизни: хрюкнули, пукнули, посовокуплялись — и прекрасно, и достаточно! Мне как человеку, естественно, все, касающееся чувственной составляющей, очень близко, иначе бы дети не родились. Но ведь не на одном этом мир строится...

«Очень редко тот, кто даже случайно попадает в кино, оттуда куда-то уходит. Дело не только в каком-то внешнем выхлопе типа престижа, славы, премьер, заработка и тому подобных вещей, но и в общении внутри среды». Иван Охлобыстин с собакой Плюшей, 2021 год
Фото: Филипп Гончаров/«7 Дней»

Мы вновь стали животными. Просто вместо банана у нас банковская карта. И мы потеряли смысл существования человека на земле как таковой. А когда идеалов, высшей цели нет, происходит стагнация, топтание на месте, довольно характерное для нынешнего кинематографа... Теперь, правда, времена другие, и я искренне надеюсь, что молодежь и люди в целом будут задавать себе больше серьезных вопросов. Тогда и они сами, и мир вокруг них, и кино, вероятно, изменятся в лучшую сторону. Хоть на некоторое время...

Конечно, идиллия не вечна. Потом снова все испортится. После духовного возрождения, расцвета культуры и науки люди устанут, начнут искать изъяны в себе и окружающих. Появятся нигилисты, затем экономические целесообразники, и в конце концов разразится война... А потом снова праздники!

Все движется по спирали. Жизнь бесконечна, и главное в ней любовь. А любовь — это когда ты готов в любое мгновение пожертвовать всем ради объекта своей любви. И объектом этим не может быть ни машина, ни яхта, ни даже собачка. Только человек!

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: