7days.ru Полная версия сайта

Альбина Мухаметзянова: «Моя жизнь трансформировалась благодаря «ЯРКО»!»

«У нас не было времени долго раскачиваться — мы заходили в сформированный рынок, где уже были...

Альбина Мухаметзянова
Фото: предоставлено компанией «Ярко»
Читать на сайте 7days.ru

«У нас не было времени долго раскачиваться — мы заходили в сформированный рынок, где уже были многоуважаемые, известные бренды. Молодой компании всегда сложно конкурировать с мэтрами, поэтому мы приняли решение не становиться студией одного бренда, как было со «Смешариками», «Машей и Медведем», «Фиксиками». Чтобы стать заметными на рынке, нам надо было делать сразу пул проектов, свой для каждой целевой аудитории», — рассказывает Альбина Мухаметзянова, генеральный директор, генеральный продюсер анимационной компании «ЯРКО» (входит в «Газпром-Медиа Холдинг»).

— Альбина, возглавляемая вами компания «ЯРКО» — молодая, на днях ей исполнилось три года. Но ваши проекты уже хорошо знают миллионы детей, которые смотрят мультсериалы «Спорт Тоша», «Команда МАТЧ», «Дракошия», «Улетная доставка», «Тикабо», «Живой гараж», «Шушумагия». А как бы вы представили свою компанию взрослым — нашим читателям?

— «ЯРКО» — это 1275 минут анимации, 335 миллионов онлайн-просмотров, 15 проектов в портфеле компании, семь из которых уже вышли к зрителю. А еще это 120 сотрудников.

— Чем они все занимаются? Рисуют мультики на компьютере?

— Анимация — это специалисты разных профессий. Начну с производства: у нас есть сценаристы, режиссеры, редакторы, шоураннеры — самые главные на конкретном проекте люди «по творчеству», они связывают сценаристов, режиссеров, художников. Есть разные продюсеры — от креативного всей студии до исполнительного и линейного в каждом сериале. Художники тоже разные: одни разрабатывают персонажей, их одежду, другие отрисовывают фоны, третьи — спецэффекты. Благодаря риггерам у анимационного персонажа все суставы двигаются естественно, как в жизни. А аниматоры все это оживляют.

Но мультфильм мало создать, его надо продвинуть. Этим занимаются пиарщики, дизайнеры, бренд-менеджеры — они делают так, чтобы проект был узнаваемым. Есть технический отдел, коммерческий отдел, который осуществляет дистрибуцию нашего контента на онлайн-платформы и телевидение — в России и за ее пределами. А еще лицензионное агентство, юристы, следящие за соблюдением авторского права, бухгалтерия...

— Как все серьезно!

— Да уж, а кажется, мультик — это такой пустячок...

— Вы создали компанию «ЯРКО» с нуля. С детства мечтали работать в анимации?

— Нет, девочкой мечтала стать стюардессой, мне казалось это чем-то волшебным. А когда уже осознанно подходила к выбору профессии, то от родителей унаследовала убеждение, что образование должно быть техническим. В своем родном Санкт-Петербурге поступила учиться на инженера по автоматизации. Однако на третьем курсе поняла, что это не мое. И пошла получать второе высшее образование по специальности «Управление предприятием». Но все равно, получив диплом, не понимала, куда мне идти. На всех предприятиях, которые увидела, мне было... скучно. Я специализировалась на производстве бумаги, поэтому практику проходила на «Гознаке». Там очень красиво, чистенько, но все как-то медленно, скучно, не драйвово!

Тогда я отправилась «в свободное плавание» и устроилась в компанию, которая выпускала мультсериал «Смешарики» (тогда ей не было и трех лет, а в этом году уже исполнится 21 год). Мне глобально повезло: попала к гениальным людям, которые болели своим делом. Я, молодая девчонка, ощутила драйв, увидела горящие глаза коллег! Тогда мы не имели понятия, что «Смешарики» станут великим проектом, мы просто сидели в офисе 24 на 7 и работали, работали, работали. Вообще, когда попадаешь в «медийку», очень сложно из нее уйти. Потому что ты воочию видишь результат своего труда. Не факт, что я всю жизнь буду заниматься именно анимацией, но то, что у меня уже есть зависимость от визуального результата, — это точно.

— На какую должность вас взяли?

— Секретаря, а потом личного помощника руководителя — и это тоже везение. Потому что мне удалось узнать все ветви развития этого бизнеса. И в конце концов я нашла то, что мне нравилось больше всего: продюсирование (я стала одним из первых продюсеров в современной российской анимации). В «Смешариках» совместно с коллегами запустила несколько проектов — «Монсики», «ДиноСити», «Тима и Тома». Одним словом, прошла отличную школу. Когда решила создать собственную компанию, такие процессы, как запуск проекта, выстраивание графика производства, бюджета мне были хорошо понятны.

— Судя по всему, вы многому научились в «Смешариках». А чего вам не хватало?

— В «Смешариках» творческие, административные отделы и «продажники» работали отдельно. Создавая «ЯРКО», я сразу решила, что люди должны постоянно взаимодействовать. У нас в компании есть традиция смотреть новые серии, которые еще не вышли к зрителю. На просмотр приходят сотрудники разных направлений. Мы вместе обсуждаем, что можно улучшить. Это так здорово, когда разные специалисты видят, что делается в других командах, обмениваются идеями. И когда готова пилотная серия (а делается она долго), мы устраиваем мини-праздник с тортиками в виде персонажей сериала: собираем всю команду, чтобы сотрудники общались друг с другом, видели развитие проекта и знали историю его создания. Чтобы мы работали не проектно, а студийно.

«ЯРКО» — это 1275 минут анимации, 335 миллионов онлайн-просмотров, 15 проектов в портфеле компании, семь из которых уже вышли к зрителю». Мастер-класс по созданию сериала «Дракошия» в рамках международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ. 2024 год
Фото: предоставлено компанией «Ярко»

— Альбина, ваша компания создает новую, российскую анимацию. И в советское время выпускалось немало прекрасных мультфильмов. Чем принципиально отличаются российская и советская анимация?

— «Союзмультфильм», который через пару лет отметит свое 90-летие, выпускал потрясающие мультики. Но это была государственная компания, которая полностью дотировалась из бюджета. Поэтому прекрасные художники могли творить, меньше думая о бизнесе. Что тоже классно, но сейчас совсем другое время.

В современных мультиках с их возрастными ограничениями нельзя показать то, что ребенок может повторить себе во вред. Если мальчик или девочка что-то готовят на кухне, рядом должны быть взрослые. А если ребенок на кухне один, то он не должен брать в руки нож, а кашу должен разогреть не на газовой плите, а в СВЧ. И на дерево мультяшный ребенок не должен залезать, он же может упасть и травмироваться. Если для сюжета эти «опасные» действия все-таки необходимы, мы четко показываем, что это все фантазии героя.

— То есть теперь и через высокий забор мультперсонажу нельзя перелезть?!

— Можно, если это не ребенок, а, к примеру, собака, змея или робот. Такие ограничения в детских мультсериалах везде: если ребенок плавает, рядом с ним должны находиться родители, если он едет на велосипеде, на нем должна быть надета каска. Если эти условия не соблюдаются, телеканал или онлайн-платформа не купят такой сериал для показа. Не дай бог, если после просмотра мультика с каким-нибудь ребенком что-нибудь случится, виноваты будем мы, создатели «вредного» контента. Вот и пытаешься маневрировать, чтобы и аудиторию интересной историей привлечь, и контент сделать безопасным...

— Ваша компания выпустила семь мультсериалов. А какой был первым?

— Мы стартовали с проекта для дошкольников «Спорт Тоша», созданного по мотивам сериала «Дракоша Тоша», автором идеи которого является известный писатель Олег Рой. Это был январь 2022-го. В сентябре этого же года вышел еще один спортивный мультсериал — «Команда МАТЧ». Для меня лично это был вызов. Работая в анимации с 2006 года, я не знала ни одного анимационного бренда про спорт (не считая «Шайбу! Шайбу!» 60-х годов), хотя интерес к спорту в стране большой и родители водят детей на кружки чуть ли не с трех лет. Но почему-то спортивных мультфильмов никто не делал. Идея родилась, когда я познакомилась с Тиной Канделаки, которая тогда возглавляла «Матч ТВ» (на этом канале наш проект «Команда МАТЧ» транслируется и сегодня). В «Команде МАТЧ» фишка в том, что все возможно. Даже упитанный и неповоротливый бегемотик может попробовать себя в гимнастике, если ему это нравится. Мы показываем детям, что любая спортивная активность — это здорово и что дружба, поддержка и взаимопонимание — важная часть командной работы.

В 2022 году вышло еще два новых сериала. «Улетная доставка» посвящена курьерам (они у нас необычные — тучки). После пандемии мы посчитали тему очень актуальной. Родители все реже ходят за игрушками в детские магазины, заказывают товары в интернете. Кстати, Санта-Клаус и Дед Мороз, по сути, те же курьеры, доставляющие подарки и позитивные эмоции. В сериале мы показываем детям, что за каждым приятным моментом стоит большой труд.

Далее мы выпустили «Дракошию» — наш флагманский проект. Драконы наряду с динозаврами, кошечками и собачками — это то, что всегда интересно детям. И мы создали целую вселенную обаятельных дракош, которые обладают разными видами магии и живут в волшебной стране.

В 2023 году мы подарили зрителям сериалы «Тикабо», «Живой гараж» и «Шушумагия».

В «Тикабо» герои — забавные милые существа — под руководством мудрого наставника Ня собирают новые знания и яркие впечатления. А дальше рассказывают о них самым маленьким деткам в возрасте от 0 до 4 лет, знакомя их с окружающим миром.

В «Живом гараже» главный герой в каждой серии с помощью волшебных помощников инженериксов чинит или усовершенствует игрушки. Это проект про изобретательство. А в «Шушумагии» у пяти героинь есть озорные питомцы шуши, типа покемончиков. Девочки должны о них заботиться, как мамы о детках, и при этом сохранять гармонию Волшебного леса.

— С чего конкретно начинается работа над проектом?

— С идеи, которую может принести режиссер, сценарист, продюсер, я или даже человек, не работающий в нашей компании. Идею рассматривает специальный комитет, анализируя ее очень подробно, со всех сторон. И только тогда решается, подписываться на эту историю или нет. Если да, то дальше формируется команда. Так как над сценариями одновременно работает много человек, пишется «библия» — подробное описание мира проекта, характеров персонажей, их взаимодействие, чтобы сценаристы работали в одном ключе.

«Анимация — это дорого, долго и сложно: пятиминутную серию рисуют 20 художников на протяжении четырех месяцев, а иногда и дольше, в зависимости от сложности проекта». Альбина Мухаметзянова на обучении в Школе управления «Сколково», 2024 год
Фото: предоставлено компанией «Ярко»

Параллельно подключаются художники, с которыми выбирается стиль изображения. Он зависит и от темы, и от возраста детей, на которых рассчитан сериал. Для аудитории 12+ нужны хорошо детализированные персонажи, например реснички прорисовываются. А если проект для малышей до 3—4 лет, герои там изображаются обобщенно, просто. Часто наброски одних и тех же персонажей делают несколько художников. Затем из множества вариантов выбирается один. Его прорабатывают в цвете, потом начинается обкрутка — смотрят, как персонаж смотрится в фас, в профиль. После этого рисуются эмоции, мимика, чтобы лицо героя правильно изображало произнесение разных слов, букв — это называется липсинг. Наконец, придумывается мир, в который погружены персонажи: их одежда, обувь, девайсы, жилье, окружающая среда. Причем рисунки, персонажи постоянно немного меняются, переделываются... Все это выполнить — гигантский труд.

— Когда смотришь мультик, никогда об этом не задумываешься...

— Да, анимация — это дорого, долго и сложно: пятиминутную серию рисуют 20 художников на протяжении четырех месяцев, а иногда и дольше, в зависимости от сложности проекта. В целом от зарождения идеи до выпуска первой, пилотной серии проходит полтора года. Когда «выходим на конвейер» — а эпизоды должны появляться регулярно, — дело идет быстрее. Но все равно процесс длительный.

— Вы работаете для детей. А есть у вас с ними обратная связь?

— Обязательно! Делая проекты, мы часто опрашиваем ребят — и на уровне эскизов персонажей, и когда мультик готов. Иногда собираем фокус-группы детей наших сотрудников. Если есть возможность, выезжаем в школы, детские сады. В прошлом году ездили в Новосибирск, где участвовали в мероприятии по развитию креативных индустрий. И нам помогли собрать фокус-группу из 200 детей! Кстати, вкусы и интересы ребят в разных регионах немножко разнятся. И в целом в отличие от взрослой, уже сформировавшейся аудитории детская гораздо более подвижная.

— У вашей компании интересное название...

— Да, и мы были очень счастливы, когда его придумали. Оно абсолютно наше, очень короткое, точное и емкое. Ведь наша анимация — это яркие эмоции, яркие моменты, яркое детство. Кстати, уже после того, как мы утвердили название компании, родственники мне сказали, что имя Альбина в переводе с татарского означает не только светлая (об этом я знала), но и яркая! С появлением этой компании я стала гораздо ярче одеваться — надо же поддерживать свой бренд. Теперь не могу носить что-то темное, скучное. Моя жизнь трансформировалась благодаря «ЯРКО»!

— Альбина, а что главное в работе генерального продюсера?

— Когда меня спрашивают, кто такой продюсер, что он делает, отвечаю: «Продюсер вообще ничего не делает!» Люди удивляются: «Как это так?» А я объясняю: «Крутой продюсер ничего не делает, он дает возможность другим продуктивно работать. Если с умом собрал команду, правильно расставил людей, то сотрудники сами друг друга вдохновляют, драйвят. Бывает, что сценарист толковый, режиссер кайфовый, художник офигенный, но, если люди друг друга не поддерживают, «горшочек не варит». Приходишь на совещание по такому проекту и сразу чувствуешь, что он не идет, людей надо толкать. Могу даже не спрашивать, это по людям видно. А если люди друг друга заряжают, они потом приходят на совещания с массой идей. И я понимаю: проект пойдет!

— Крупным анимационным студиям в России от 20 лет и больше. А «ЯРКО» всего три года, но вы уже в числе лидеров. Как удалось так быстро добиться успеха?

— У нас не было времени долго раскачиваться — мы заходили в сформированный рынок, где уже были многоуважаемые, известные бренды. Молодой компании всегда сложно конкурировать с мэтрами, поэтому мы приняли решение не становиться студией одного бренда, как было со «Смешариками», «Машей и Медведем», «Фиксиками». Чтобы стать заметными на рынке, нам надо было делать сразу пул проектов, свой для каждой целевой аудитории — от 0 до 3 лет, 4—6 лет и так далее. А когда мы стали строить структуру компании, собирать команду, мне помогло мое техническое образование. Мы сразу системно регламентировали, расписали все алгоритмы внутри компании, чтобы любой новый сотрудник мог максимально быстро адаптироваться и войти в процесс. И еще мы стали смотреть на создаваемый нами контент со стороны потребителя: заказывали исследования, чтобы понять, что хочет увидеть ребенок.

— Альбина, а что дальше в планах «ЯРКО»?

— Сейчас мы выпускаем вторые сезоны проектов. Также совместно с компанией «Централ Партнершип» (входит в «Газпром-Медиа Холдинг») готовим полнометражный фильм «Доктор Динозавров», который рассчитан на семейную аудиторию: дети от семи лет, тинейджеры и их родители. Это история о парне, у которого сложные отношения с отцом — вечный конфликт отцов и детей. Папа хочет, чтобы сын, как и он, стал палеонтологом. А сын мечтает стать ветеринаром. И только когда они вдвоем попадут в мир динозавров, смогут найти общий язык и понять друг друга — вернутся в привычный им мир людей. В этом фильме аудиторию помладше захватят приключения динозавров. Свое в этой истории найдут и подростки, которые начинают задавать себе вопросы «Кто я? Зачем я?». Интересна она будет и родителям, которым надо выстраивать отношения с подросшим ребенком, которые хотят понять, как правильно «отпустить» подростка, как его поддержать.

Альбина Мухаметзянова с мужем Сергеем, дочерью Софией и сыном Спартаком
Фото: предоставлено компанией «Ярко»

— А искусственный интеллект в создании анимации вы используете?

— Мы ЗА все новое, ЗА все развивающиеся тренды! Мы использовали искусственный интеллект в сериале «Технолайк», который выйдет в следующем году. Этот проект, рассчитанный на аудиторию 12+ и поддержанный Институтом развития интернета, расскажет про метавселенные. Мы загрузили в систему разработанного персонажа и задали поиск костюма для главной героини. Нам очень понравился результат, смоделированный искусственным интеллектом.

Творцам такие технологии дают возможность хотя бы частично освободиться от рутины. «Технолайк» для нас — это «тяжеловес», там хронометраж одной серии составляет 11, а не привычные 5 минут, как и в сериале «Мотомарс Школа гонщиков», который тоже выйдет в будущем году и создается с использованием игрового движка нового поколения. Это будет проект про гонки. Дети уже в младшем школьном возрасте уходят из анимации в игровую индустрию, в компьютерные игры. А мы хотим с помощью новых технологий подольше сохранить эту аудиторию у себя.

— Альбина, вы возглавляете большую компанию, которая так активно развивается. А остается время на личную жизнь?

— Конечно, у меня муж, дочь и сын... Так сложилось, что я живу на два города: работа в Москве, а семья в Санкт-Петербурге. Сначала очень переживала по этому поводу, потому что изначально, когда соглашалась возглавить «ЯРКО», мы с мужем приняли решение, что переедем в столицу все вместе. Отвели на это некоторое время. Но потом случалось то одно, то другое, и мы это решение поставили на паузу.

— Сложно жить на два города?

— Мне кажется, это очень удобно! И дело даже не в том, что я очень быстро восстанавливаюсь — хорошо сплю в поездах. Мне нравится вот так полностью переключаться с работы на семью: когда отправляюсь в Питер и захожу в самолет или поезд, все рабочие моменты оставляю в Москве. Женщины иногда приносят работу на дом — нам трудно от этого абстрагироваться. А я вот не приношу: так как не каждый день бываю рядом с детьми, хочу при встречах максимально уделить им время.

Поэтому стараюсь в выходные вообще не работать. В первый год развития компании это было невозможно. Но потом я поняла, что и так живу на два города, поэтому и субботу, и воскресенье все-таки надо проводить с семьей. А если возникает форс-мажор и надо уделить время работе, делаю это в фиксированный отрезок времени. Предположим, с двух до трех дня, пока дети отдыхают, смотрю рабочие чаты, разгребаю почту. Но никогда не сижу в телефоне весь выходной. А в будни мы с сыном и дочкой каждый вечер общаемся онлайн. И, если у меня деловая встреча во внерабочее, вечернее время и мне звонят дети, всегда извинюсь, выйду и поговорю с ними. И в командировке всегда выделяю время на такое вечернее общение — это у нас святое.

— А кому из детей уделяете больше времени?

— Так нельзя ставить вопрос. Софии десять лет, она уже подросток, и к тому же девочка. Поэтому с ней в онлайн-режиме общаемся на соответствующие темы: когда она собирается, к примеру, на день рождения к подруге, фотографирует себя в разных нарядах и мы обсуждаем, в чем ей лучше пойти, какие колготки надеть к тому или иному платью. И когда что-то покупаю дочке в магазине, отправляю ей фото, чтобы вместе сделать выбор. Сыну Спартаку сейчас семь лет, и он больше к папе тянется. Зато, когда приезжаю в Питер, ему очень важно устроить обнимашки с мамой...

Мой режим работы для дочки и сына уже стал привычным. Сложности были в самом начале, когда Софа и Спартак спрашивали : «У всех мамы работают в Санкт-Петербурге, почему наша уезжает в Москву? Зачем?» Простой детский вопрос, на который надо было найти ответ. Но сейчас дети уже абсолютно спокойно реагируют на мои приезды-отъезды. А я стараюсь провести с ними максимально возможное время. Если на осенние и весенние школьные каникулы не удалось взять отпуск, дети приезжают ко мне в Москву и по вечерам мы прекрасно отдыхаем вместе. В общем, время найти можно, надо только организоваться.

— Вы глава крупной компании, жена, мама. Скажите, как все успеваете? Например, во сколько встаете?

— Рано. Но это оттого, что я очень рано ложусь спать — с 22 до 23 часов (это если у меня нет вечернего перелета). Поэтому легко встаю без будильника в 5.20 — организм привык. Зимой, когда за окнами темно, могу проснуться минут на двадцать позже. Но как только световой день удлиняется, снова открываю глаза в 5.20. И даже в выходные, когда вроде бы можно поваляться в кровати, просыпаюсь не позже 7.30.

— И что делаете, открыв глаза в 5.20?

Альбина Мухаметзянова с дочерью Софией и сыном Спартаком на премьере сериала «Шушумагия», 2023 год
Фото: предоставлено компанией «Ярко»

— Это время, которое я могу уделить себе: никто еще не звонит, не пишет. Активно занимаюсь спортом, могу что-то почитать, подумать. Для меня раннее утро — самое продуктивное время, когда генерируются идеи. Потом, когда уезжаю на работу и у меня плотно расписанный график, не бывает возможности просто посидеть и подумать. А в 6—7 утра голова еще свободна. Все идеи сразу фиксирую. А если это задачи для коллег, сразу пишу им отложенные сообщения, которые они получат в 10 часов, в начале рабочего дня.

Утром также просматриваю материалы, которые должна в течение дня обсудить и согласовать на совещании. Кстати, у нас в «ЯРКО» они не длятся больше часа. Когда встречи затягиваются, это означает, что они были плохо подготовлены. Если приходится рассказывать, для чего все собрались, это неэффективная трата времени. Люди должны быть хорошо ознакомлены с повесткой встречи, чтобы вместе решать рабочие моменты. А после зафиксировать, о чем договорились и что надо сделать конкретным сотрудникам. Это позволяет в любой момент вернуться к задаче, вспомнить, в чем ее суть, кем и когда она была поставлена и на каком этапе проработки находится. Такая деловая культура у нас в компании очень развита, и ее соблюдают все продюсеры, менеджеры...

Конечно, чтобы все успеть, надо четко выдерживать рабочий график. Я вообще очень редко опаздываю. Из-за пробок случается иногда задержаться, но это исключительные ситуации. Считаю, что надо уважать свое время и чужое. А еще это просто дисциплина. Если каким-то образом убрать из своей жизни лень, человек не знает никаких границ. Это доказанный факт!

А еще я знаю, что только у человека, который занимается своим делом, горит им, все получается, причем как-то само складывается. Я люблю делиться опытом со студентами, школьниками, потому что хочется, чтобы они в начале пути распознавали, надо им идти в анимацию или нет. Но даже в 40 или 50 лет человек, осознавший, что занимается нелюбимой профессией, может начать искать другое дело. Не надо пугаться этого. У нас очень распространены социальные стереотипы — «Как я поменяю работу, сменю сферу деятельности?». Но, по-моему, если работа не зажигает — беги! Скажи: «Всем спасибо на этом, я пошел», — и найди то, что тебе по душе. Есть гениальные люди, которые находили свое место или увлечение перед пенсией или на пенсии. И это классно. Это лучше, чем никогда.

Сейчас всячески продвигается тренд ранней профориентации молодежи, раннего развития малышей. Детей так рано начинают пичкать идеей, что они что-то всем должны. А они никому ничего не должны, только лишь раскрыть свой внутренний потенциал! За всем этим «ранним определением» ребенку часто тяжело понять, кто он в этой жизни, где его место. В общем, своим детям я такого обязательного и очень раннего выбора не навязываю. Подрастут — сами разберутся. А я их обязательно поддержу!

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: