7days.ru Полная версия сайта

Мадс Миккельсен. Великий и ужасный

Он никогда не мечтал сниматься в кино и вообще становиться актером. И, признаться, вообще понятия...

Мадс Миккельсен
Фото: Scanpix/FOTODOM
Читать на сайте 7days.ru

Он никогда не мечтал сниматься в кино и вообще становиться актером. И, признаться, вообще понятия не имел, что бы толковое написать в школьном сочинении на тему «Кем я хочу стать, когда вырасту». Пиратом? Крутым, как Брюс Ли? Может, и так, но и это неточно... Родители с серьезным видом никогда не расспрашивали, какая профессия ему по душе. Он перепробовал многие: был уборщиком, барменом, гимнастом, танцовщиком. То, что в итоге сыну простых служащих из рабочего квартала Копенгагена удалось стать «принцем датским мирового кино» — великим и ужасным Мадсом Миккельсеном, можно считать такой же случайностью, как выигрыш в игре в кости. Чего только не бывает!

Все начиналось красиво, в духе сказок Ганса Христиана Андерсена... В одном королевстве (датском) в большом и красивом городе (Копенгагене) в самом его центре (элитном районе Эстербро) в обычной семье (профсоюзного работника и медсестры) родился мальчик, которого назвали Мадс Диттманн Миккельсен. Ему было четыре года, когда волшебная сказка закончилась, а жизнь перевернулась с ног на голову, как песочные часы. Семья переехала в рабочий квартал Нёрребро, где у Мадса началось настоящее детство, с которым связано большинство настолько ярких воспоминаний, что они не тускнеют с годами.

В первый же день после переезда из престижного тихого Эстербро четырехлетний задира в аккуратном пальтишке, застегнутом на все пуговки, вступил в стычку с самым крутым парнем нового двора. Тот слыл героем с тех пор, как с криком «Я — Тарзан!» выпрыгнул из окна своей квартиры, закрепив веревку за трубу. Конечно же, упал, сломал ногу, но повторил трюк еще раз и только после этого был доставлен в больницу, где ему наложили гипс. Именно к «Тарзану» смело подошел малыш Мадс и прямо заявил, что он был самым сильным мальчиком в центре Копенгагена и теперь намерен отстоять свой титул и здесь. По сути, это была его первая роль в боевике, которую Мадс сыграл блестяще. И заработал свой первый гонорар: удар кулаком пришелся ровно ему в нос. «Добро пожаловать в Нёрребро!»

Такое боевое крещение могло бы кого угодно остановить в деле отстаивания своего права на первенство, но только не Мадса! Даже в компании старшего брата Ларса (разница в полтора года) он всегда был первым и главным — таким уж родился. Вместе они днями напролет пропадали на улице, бегали по крышам, лазили по водосточным трубам, ввязывались в опасные мальчишеские шалости. «Вскоре мы знали этот район Копенгагена как свои пять пальцев», — признается много лет спустя Мадс, когда для съемок документального фильма «Моя жизнь» вернется в кварталы своего детства.

«Там, где я вырос, был самый настоящий рабочий район. Это теперь тут сплошные кофейни, а тогда были пивные, куда в конце рабочего дня набивались суровые парни. В одном из таких заведений я впервые попробовал алкоголь. Кажется, мне было 13 лет, когда старший брат и ребята из школьной гандбольной команды решили купить выпивку. Для нас всех это было незаконно (мне 13, им по 15 — а должно было быть 18 лет). Помню, как я пил, а брат не спускал с меня глаз, ведь он отвечал за меня перед родителями», — смеясь, вспоминает Мадс, для которого нарушать правила с детства было правилом.

Родители мальчиков, Хеннинг и Бенте Миккельсен, много работали и редко бывали дома. И прекрасно понимали, что настолько активных мальчишек в таком районе города надо непременно чем-то занять, пока они не заняли себя сами чем-то опасным и незаконным. По счастливой случайности учитель математики в их школе вел после уроков гимнастический кружок. «Он взял всех детей, что торчали после занятий по закоулкам, чтобы увлечь их более полезным и безопасным делом, чем может предложить улица», — рассказывал Мадс. Старший брат Ларс играл в гандбол, а он сам — невысокий, но очень гибкий и пластичный — попал в гимнастический зал, где теперь мог совершенно законно прыгать, лазить по веревкам, кувыркаться и получать похвалу за все то, чего не одобряли во время их проказ во дворе.

Никто не надеялся, что мальчики станут великими спортсменами и принесут Дании олимпийское золото. У них вообще были удивительно свободные от предрассудков и ожиданий родители, не строившие никаких песочных замков на будущее и давшие мальчикам право самим выбирать свою судьбу. «Нам никто никогда не говорил: «Тебе нужно получить хорошее образование». Я и мой брат вообще были первыми в семье, кто отучился в средней школе от начала до конца. Именно потому, что от нас никто этого не требовал, мы учились легко».

Но когда после окончания школы хулиган и непоседа Мадс заявил, что хочет стать танцовщиком и выступать на сцене, родители, не сговариваясь, переглянулись. Это было точно не то, чего они ожидали от него, не ожидая ничего... «Для всех в семье это оказалось сюрпризом. Конечно, для них это был совершенно другой мир, но я никогда не слышал, чтобы они говорили: «Когда ты найдешь нормальную работу?» Они просто невероятно гордились».

Переход от гимнастики к танцам для Мадса был совершенно случайным, как и многое в его судьбе. Но при этом словно бы заранее прописанным в его книге жизни. Как-то для школьной постановки музыкального спектакля понадобилась подтанцовка. Нужны были именно мальчики, и хореограф обратился к ребятам из гимнастического кружка за помощью, а после спектакля предложил желающим продолжить занятия танцами. «Почему бы и нет?» — подумал Мадс, который никогда раньше не был в театре и впервые увидел спектакль, будучи занятым в нем на сцене. И ему это понравилось! «Если есть реальные истории в духе фильма про Билли Эллиота, то моя — одна из них», — с усмешкой будет он вспоминать свои первые хореографические занятия. Друзья по двору были крайне удивлены: «Какого черта ты там делаешь?» Но отметив для себя, что на занятиях по танцам просто цветник из симпатичных девочек, многие позднее присоединились к Мадсу.

В то время он был уже подростком, и тема девочек стала для него очень актуальна. Это сейчас рост Мадса Миккельсена 183 см, но так было не всегда. Он был самым младшим и самым маленьким в классе и все школьные годы сильно комплексовал из-за роста. Датчане вообще довольно высокий народ, такими же были его отец и старший брат, а сам Мадс занимался гимнастикой и почему-то не прибавлял в сантиметрах ввысь. «Мне всегда казалось, что маленький рост мешает мне добиться чего-то важного. Например, в четвертом классе я влюбился в девушку. В 13 лет она забеременела от высокого парня с мотоциклом, бросила школу и родила ребенка. Я тогда очень сокрушался, что она выбрала не меня — точно потому, что был ниже ростом того парня. И всегда находился кто-то, на кого бы девушки смотрели такими глазами, а я подпрыгивал снизу вверх, чтобы привлечь к себе внимание. Но это никогда не помогало». Так что в 17 лет Мадс решил, что виной всему — занятия гимнастикой. И решил посвятить себя танцам.

«Мы чувствовали себя так, словно нам всем было снова по 15 лет и мы — дворовая команда пацанов», — вспоминает съемочный процесс Мадс». Мадс Миккельсен и Лейф Сильвестр в фильме «Дилер 2», 2004 год
Фото: Mary Evans/AF Archive/Nordisk Film/ТАСС

Но почему танец? Чтобы привлечь внимание девушек, самый короткий путь — научиться играть на гитаре или обзавестись мотоциклом. «Да потому что я люблю заниматься физическими упражнениями, люблю спорт, но мне всегда, сколько себя помню, было интересно смотреть, как люди не просто двигаются, а делают это с особой грацией, красотой, элегантностью. Когда своим движением они что-то выражают», — философски объясняет Мадс Миккельсен свой тогдашний переход от спорта к танцам. Кажется, он всегда считал слова лишними, так что драматический кружок еще не рассматривал как возможное занятие для себя. Зачем болтать, если все можно показать телом? Но с годами в гимнастике ему стало остро не хватать именно возможности рассказать историю. «Я надеялся найти что-то, что заполнит это пространство во мне», — признается он.

Поработав уборщиком и барменом в заведениях Копенгагена, параллельно танцуя в компании друзей-единомышленников, Мадс решает, что именно танцы могут стать делом всей его жизни. И отправляется на учебу в балетную академию в шведском Гетеборге. Окончив ее, он ни дня не проработает танцовщиком классического балета с его строго очерченными рамками и канонами, хотя балетная выправка останется с ним навсегда. «Выносливость и самодисциплина — это так типично для танцевального мира и совершенно незнакомо актерам. Помню, как я был шокирован, когда впервые должен был играть в театре и все, кроме меня, пришли на репетицию сгорбленные и сутулые, да еще на четверть часа позже, со своими чашками недопитого кофе. Балетные себе такого не позволяют! Ты всегда приходишь вовремя и собранным настолько, чтобы с порога включиться в работу на все сто».

Середина 1980-х годов была временем расцвета современного балета: по всему миру гремели постановки Марты Грэм и Пины Бауш. Вдохновленный свободным танцем, вместе с такой же молодежью, как он сам, Мадс собирает в Копенгагене танцевальную компанию: они придумывают хореографию, ставят номера и даже небольшие постановки. Одержимый желанием постичь как можно глубже современный танец, Миккельсен подает заявку на обучение в школе танца Марты Грэм. Выиграв стажировку со стипендией, он отправляется в 1987 году в Нью-Йорк, чтобы примкнуть к труппе прославленной танцовщицы и революционера современной хореографии. «Помню, как я проезжал тоннель Линкольна, соединяющий Нью-Джерси с Нью-Йорком, с очень небольшим количеством денег в кармане. Все было как в кино! Я решил, что выгоднее будет купить себе роликовые коньки, чтобы передвигаться по городу. Мне был тогда 21 год».

Танцы дали Мадсу не только первый заработок и первый профессиональный опыт, но и знание шведского и английского (что очень пригодится в актерской карьере) и знакомство с будущей женой. С танцовщицей и хореографом Ханне Якобсен, старше его на четыре года, Мадс познакомился в 1987-м, когда ему было 22 года. Сегодня Ханне 63, а Мадсу в следующем году будет 60 — и они все еще вместе. «Для танго нужны двое», — любит с усмешкой повторять Мадс Миккельсен фирменный секрет прочности своих супружеских отношений.

Начав серьезно заниматься хореографией в семнадцать, через десять лет Мадс чуть ли не в одночасье оставил эту профессию. «Быстрая карьера, не так ли? Но мне повезло, ведь за эти десять лет было много выступлений, мне даже платили за них. Танцы открыли мне дверь к чему-то новому, чему-то более яркому, более драматичному, чего раньше не было в моей жизни, в моем мире. Я, наверное, никогда бы не стал актером, если бы не начал танцевать».

Мадсу Миккельсену было 27 лет, когда он опять удивил всех, решив поступить в театральную школу при крупнейшем провинциальном драматическом театре Дании в Орхусе. «Честно говоря, я никогда не мечтал стать актером. Если бы в детстве у меня был выбор, я бы стал профессиональным футболистом или гандболистом... Никакой связи с искусством у нас в роду не было вообще, — признается Миккельсен, похоже, и сам не менее, чем его биографы, удивленный таким поворотом в своей судьбе. — Я никогда не ходил в театр с родителями, даже не знал о его существовании. Никогда не видел балет, никогда не был в опере. Но мой отец любил «радиотеатр». Это были маленькие триллеры или драмы на кассетах, которые нам с братом нравилось слушать».

Благодаря старшему брату Ларсу, можно сказать, и случился его дебют в независимой театральной постановке. Мадс не читал пьесы, в глаза не видел парня, взявшегося за спектакль и пригласившего участвовать в нем сначала брата, а потом и его — за компанию. Премьера должна была случиться на сцене, расположенной на одном из островов недалеко от Копенгагена. «Мы добирались туда на корабле. И что самое страшное, возвращаться нам предстояло вместе с нашей же публикой на борту. Похоже, это было худшее театральное представление в истории Дании! — смеясь, вспоминает тот день Мадс. — Но я не мог отделаться от мысли, что в этом есть и крутой аспект: ведь теперь моя карьера может идти только вверх! В свой первый раз на большой сцене я достиг такого дна, ниже которого уже быть не может! После того раза я всегда заранее читаю сценарий и взял за правило лично знакомиться с продюсерами, прежде чем соглашаться на работу».

В театральной школе в Орхусе Мадс Миккельсен был старше всех однокурсников, и, понятное дело, его волновало то, что к моменту окончания школы ему уже исполнится тридцать. Кому тогда будет нужен начинающий «молодой» актер средних лет? Он зря волновался! Не успев толком вникнуть в учебный процесс и освоить премудрости актерского мастерства, Мадс получил свою первую большую роль. В кино!

Шел 1996-й. Годом ранее датские режиссеры Томас Винтерберг и Ларс фон Триер выступили с революционным манифестом «Догма 95», в десяти пунктах которого осуждали использование спецэффектов и выступали за чистоту киноповествования. Молодой режиссер Николас Виндинг Рефн, симпатизировавший постулатам «догматиков», слыл в Дании «высокомерным, эгоцентричным, страдающим манией величия enfant sauvage»: из Американской академии драматических искусств он был исключен за то, что во время импровизации бросил стол в стену. Вернувшись из Нью-Йорка на родину, Рефн за месяц до начала обучения в Национальной киношколе публично заявил, что бросает учебу, даже не начав ее, — какой скандал! В 24 года Николас решил снять свою первую полнометражную картину — самый настоящий фильм о правде улиц, на которых не горят фонари, и снять его в духе «Догмы 95». Главными героями он видел городских антигероев: торговцев наркотиками, мелких бандитов и грабителей. Для воплощения такой творческой задачи Рефн планировал привлечь к съемкам реальных персонажей с улиц, которые будут не играть, а жить перед объективом кинокамеры. Но вскоре пришел к пониманию, что надежнее будет иметь в команде парочку профессиональных актеров, на которых можно опереться. Тогда кто-то и посоветовал Рефну немолодого студента первых курсов театральной школы в Орхусе. Мол, этот парень точно поймет, о чем фильм: его детство прошло в рабочих кварталах Копенгагена, ничего и объяснять не надо.

Соня Рихтер и Мадс Миккельсен в фильме «Открытые сердца», 2002 год
Фото: SIPA/FOTODOM

Отвечая на вопрос, быть или не быть, Мадс Миккельсен никогда не терзал себя сомнениями. Быть! Поэтому, даже нарушая правила престижной театральной школы, запрещавшей студентам до окончания курса принимать участие в проектах на стороне, тем более таких сомнительных кинодебютах, Мадс пошел на риск — и дал согласие на съемки у Рефна. «Вам ничего не придется специально делать, — настраивал его режиссер на правильное отношение к персонажу. — Разве что обрить голову и сделать парочку татуировок. Очень крутых! Правда же, отличная идея — набить слово respect на весь затылок тому, кого никто не уважает?»

В отличие от Рефна Миккельсен был убежден, что «Догма» — это позерство и тупость, как и любые истины и правила, которые он терпеть не мог и нарушал при каждом удобном случае. Его идеалами были фильмы Мартина Скорсезе вроде «Таксиста» и «Злых улиц», а не придуманные догматы... И чтобы хотя бы немного почувствовать себя актером из этих киноисторий, он согласился на рисковые съемки в «Дилере» Николаса Рефна. «Мы чувствовали себя так, словно нам всем было снова по 15 лет и мы — дворовая команда пацанов, — вспоминает съемочный процесс Мадс. — Мы шалили и матерились, курили и плевали на асфальт, нарушали законы и делали это весело. Тогда я не задавал себе много вопросов: как играть, что делать в кадре? Все было чистой воды игрой в жизнь, после которой фильм выходил на экраны и ты узнавал, кто есть на самом деле — полный отстой или гений».

Этот фильм стал скандалом и городской легендой Копенгагена: «Дилер» показал жителям благополучных кварталов обратную сторону их города. Тупой и задиристый Тонни в исполнении Миккельсена получился таким ярким персонажем, что затмил даже главного героя ленты. И в снятом позднее продолжении «Дилера» сам стал главным. Миккельсен, совершенно незапланированно начавший свою актерскую карьеру в кино, мог бы уже тогда проснуться звездой... но его никто не узнавал! Громила Тонни с экрана, весь в тату и с обритым наголо черепом, ничем не напоминал Мадса с его балетной осанкой и манерами аристократа.

За эту свою первую серьезную роль в кино Мадс Миккельсен получил гонорар в размере... велосипеда! «Дешевый велосипед — такой была моя зарплата! Помню, что я вел очень жесткие переговоры с продюсером фильма, чтобы также получить детское велосипедное кресло в придачу. (У Мадса подрастала пятилетняя дочь и только что родился сын Карл.) Ответ был: «Нет!» Мы знакомы уже много лет и до сих пор смеемся, вспоминая те переговоры. Так что это не совсем «начало карьеры». Просто так случилось, и я впервые почувствовал, что становлюсь актером, становлюсь частью чего-то очень важного для меня».

Не раз признававшийся, что он никогда не мечтал стать актером и что все это случайное стечение обстоятельств, Миккельсен все же припоминает, что с детства увлекался подражательством. «Я часто сидел на улице, наблюдая за людьми, проходившими мимо меня. Чем более странными были прохожие — хромые, бездомные или алкоголики, тем с бо?льшим азартом я пробовал повторять движения за ними. Это выглядело так, словно смеялся над ними, но на деле я хотел почувствовать их. Каким был бы я, если бы ходил как они, чувствовал то же, что они? Конечно, заметив мои кривляния, люди злились, думая, что я над ними смеюсь. А мне просто было крайне любопытно побыть на их месте». Эти по сути своей актерские упражнения развили в Мадсе эмпатию настолько, что однажды, посмотрев фильм с Брюсом Ли, он на сто процентов поверил, что Брюс — это и есть он сам. «Не было ничего, что заставило бы меня усомниться в этом».

До начала 2000-х годов Мадс Миккельсен продолжает сниматься в различных криминальных и гангстерских драмах, сотрудничает с тем же Рефном, вместе с ним входя шаг за шагом в историю нового датского кино. Никому в голову тогда не приходит предложить Миккельсену роль обольстительного принца в исторической драме или рокового героя-любовника. Он порядком подзастрял в образе участника экранных криминальных потасовок и решает действовать сам, чтобы сломать клише. А что может быть лучше, чтобы избавиться от амплуа гангстера, чем сняться в роли полицейского?! Поскольку в необычной внешности Мадса никто и никогда не видел душку и пример для подражания, полицейский ему достался тоже с червоточиной: сержант полиции, балансирующий на грани добра и зла.

Сериал «Спецподразделение» о буднях отдела по расследованию особо сложных убийств оказался для молодого и неопытного еще актера Миккельсена настоящей актерской кабалой: четыре сезона, 32 серии по часу каждая. Но фильм вдруг стал таким популярным, что на время его показа у телевизора усаживалось все население Дании от пяти до 95 лет! И вот тогда Мадса вдруг стали окликать на улице: «Сержант Аллан Фишер?» Ему было хорошо за тридцать, отцу семейства с двумя детьми, и всенародная слава наконец-то стала наступать ему на пятки...

«Помню, как уже в начале съемок я так замотался, что несколько недель подряд просыпался по ночам в поту: «Кто я? Где я?» Но это был также первый раз, когда я получил работу, на гонорар от которой мог рассчитывать на покупку пусть и самого маленького в мире, но своего дома». Именно роль в этом сериале впервые ярко подсветила в Мадсе то, что раньше оставалось в тени: его сексуальную привлекательность. У него короткая стрижка с длинной челкой, закрывающей глаза, красивые сильные руки, кошачья пластика и мускулистый торс, но главное — взгляд! Кто-то должен был наконец произнести эти слова вслух, и датский женский журнал объявил Мадса Миккельсена самым сексуальным мужчиной... в мире! К чему мелочиться?

«Думаю, самым сексуальным человеком можно стать, даже если ты просто ведешь прогноз погоды и твое лицо каждый день мелькает на экране телевизора, — отреагировал на признание сам актер. — Ну, уж лучше быть самым сексуальным мужчиной, чем самым уродливым». Мадсу стоило бы отправить большой букет цветов редактору того самого журнала, что пустила в печать статью с его новым громким статусом в заголовке. Потому что, став с ее подачи «самым сексуальным», Мадсу ничего не оставалось, как смириться и стать им.

«Ровно десять лет спустя после съемок в своем первом полнометражном фильме Миккельсен получил в большом конверте с пометкой «лично в руки» сценарий нового фильма про агента 007». Мадс Миккельсен в фильме «Казино Рояль», 2006 год
Фото: SIPA/FOTODOM

Теперь, после выхода четвертого сезона «Спецподразделения», его все и везде узнавали. Не сказать, что Мадса это радовало, но и не то чтобы расстраивало. «С тех пор я ни разу не мог нормально купить кока-колу. Это всегда было типа «Вот ваша кола, мистер Мадс!» или «Берите свою чертову колу и катитесь из моего магазина!» Меня или любили, или ненавидели. Но я с этим справился. К счастью, я был довольно старым, когда прославился по-настоящему: мне было тридцать с чем-то. Еще в семнадцать легко поверить, что ты какой-то особенный. А в тридцать я выхожу на улицу, и кто-то говорит: «Эй, можно мне сфотографироваться с вами?» А я такой: «Ах да, это ведь я — тот парень!» После я возвращаюсь домой, закрываю дверь и становлюсь самим собой».

В 2000 году, еще только начав сниматься в ставшем популярном сериале, Мадс сделал предложение своей «девушке» Ханне, с которой был знаком со времен своего увлечения танцами. «Я все еще помню тот момент, когда однажды просто посмотрела на него и подумала: «Вот он, мой идеальный мужчина», — признается Ханне. Но после свалившейся на ее возлюбленного популярности женщине все труднее было переживать приступы ревности. У них ведь было уже двое детей, но при этом никакой свадьбы. Ханне терпеливо ждала от Мадса предложения руки и сердца начиная с момента, когда они впервые встретились.

Сегодня Мадс и Ханне вместе уже больше тридцати пяти лет, вырастили дочь Виолу и сына Карла, стали дедушкой и бабушкой, но честно признаются, что кризисы в их отношениях случались не раз: «Видите, мы оба седые!» Удивительно, но Миккельсен с каждым годом становится все более популярным во всем мире и сексуальным актером и при этом умудряется за все годы карьеры не быть замешанным хотя бы в мало-мальской романтической интрижке на стороне. Но поначалу были в его карьере роли, которые заставили Ханне особенно поволноваться...

Задумав снимать свой фильм «Открытые сердца», который — скорее всего, из-за обилия постельных сцен — получил в прокате рейтинг 18+, датская режиссер Сюзанна Бир, конечно же, сразу подумала, что стоит пригласить на одну из ролей Мадса Миккельсена. И Бир, как очень сильный автор психологических фильмов, стала тем режиссером, что сумел показать в кадре, кроме красоты обнаженного тела Мадса, всю его душевную глубину и способность демонстрировать это на экране. Она первая преподносит Миккельсена публике не только как эффектного персонажа, но и как драматического актера, порок и сексуальность которого — продолжение его талантов. И именно «Открытые сердца» Сюзанны Бир открыли Мадсу двери в мировое кино.

Если перечитать фильмографию Мадса Миккельсена, за все 30 лет его работы в кино вряд ли в ней наберется хотя бы с десяток положительных ролей. Зато сколько великих образов злодеев! «Я люблю их всех!» — с усмешкой признается Мадс. Но когда же случилось самое первое перевоплощение в эталонного экранного негодяя?..

Ровно десять лет спустя после съемок в своем первом полнометражном фильме Миккельсен получил в большом конверте с пометкой «лично в руки» сценарий нового фильма про агента 007. Решив перезапустить легендарную кинофраншизу, продюсер Барбара Брокколи на роль нового Джеймса Бонда рискнула пригласить не самого известного на тот момент британского актера Дэниела Крейга. И это он замолвил слово за своего датского коллегу Миккельсена: мол, лучшего претендента на роль злодея Ле Шиффра не найти! У этого датчанина непроницаемое лицо, словно бы вырубленное из куска льда, стальной острый взгляд, и за игрой в покер, которая им предстоит по сценарию, такого циника способен раскусить только Джеймс Бонд.

И вот в руках у Мадса, который в 40 лет все еще не может похвастаться обилием крупных международных проектов в своем багаже, сценарий новой части бондианы. Его именем помечена каждая страница — для подстраховки на случай утечки информации. Понятно, что он принялся читать сценарий сразу, взяв конверт с собой в очередной перелет. Не то чтобы это криминальное чтиво не было захватывающим, но, будучи крайне утомленным, он крепко заснул... А когда проснулся и спешно покинул борт лайнера, сценарий еще не снятого фильма про Джеймса Бонда забыл в самолете. И это случилось с человеком, претендующим на роль главы террористической группировки. Грустная комедия, да и только!

Миккельсен понимал, что никакое дружеское заступничество Крейга не поможет ему, случись так, что, убирая самолет, забытые бумаги отправят не в мусорку, а в редакцию одного из таблоидов, только и жаждущих раздуть вселенский скандал. «Это был бы сценарий самого верного способа испортить мою карьеру раз и навсегда», — в ужасе вспоминает Мадс ту ситуацию. Но все обошлось: забытые бумаги попали в мусор, а роль злодея Ле Шиффра, плачущего кровавыми слезами, открыла всем глаза на мировой масштаб датского злодея Мадса Миккельсена — великого и ужасного!

На экране «Казино Рояль» режиссер Мартин Кэмпбелл и оператор Фил Мейхью впервые ярко подсветят «злодейскую» внешность Миккельсена и сфокусируются на его глазах. Пересмотрите последующие фильмы Мадса, и вы увидите, как все зло мира он умеет сосредоточить в своем взгляде, который, как зеркало души, отражает темную суть его героев. И даже когда в «Затерянных во льдах» его молчаливый пилот Овергор будет спасать в Арктике молодую летчицу с потерпевшего крушение вертолета, нет-нет да и мелькнет в его глазах дьявольщина: а что, если?.. «Молчаливый злодей» — не зря так окрестили Мадса Миккельсена журналисты. Все верно, ведь еще в молодости благодаря занятиям балетом он научился рассказывать истории телом, без помощи слов. И с годами довел свое мастерство до совершенства: в кадре может быть только лицо — высокие скулы, тонкий нос, необычной формы губы, которые, когда актер улыбается, обнажают ровный ряд зубов с острыми от природы клыками, и глаза. Сегодня Миккельсен вышел на высший уровень актерского мастерства: чтобы сказать все — что было и что будет, — ему достаточно только глаз!

«Ты снялся в фильме о Бонде, так что приезжай-ка в Голливуд, поживи тут какое-то время, походи на кастинги и встречи, а дальше видно будет», — советовал Мадсу его американский агент после начавшегося триумфального шествия по экранам мира блокбастера «Казино Рояль». Миккельсен сделал все так, как велел агент, но позже сказал: «Именно тогда я почувствовал, что можно полностью потерять уверенность в себе как в актере. Стоишь в офисе с человеком, который не поднимает взгляда от бумаг, произносишь одну строчку, и этот человек с бумагой решает, годишься ли ты в супергерои».

Мадс Миккельсен и Анна Муглалис в фильме «Коко Шанель и Игорь Стравинский», 2009 год
Фото: Mary Evans/AF Archive/Sony Pictures/ТАСС

С той поры бесконечных прослушиваний в Голливуде, где так и не научились правильно произносить его имя (Мэс, а не Мадс или Мэдс) и посмеивались над легким акцентом и внешностью, непривычной для облика голливудских супергероев, Мадс возненавидел кастинги. И предпочитает больше сниматься в Дании и Европе, где режиссеры, как правило, точно понимают, кого именно они приглашают в свой новый проект. В 2009-м он играет русского композитора в драме французского режиссера Яна Кунена «Коко Шанель и Игорь Стравинский», укрепив свой статус секс-символа европейского кино. Примеряет злодейский образ графа Рошфора в «Мушкетерах» британца Пола Андерсона с Миллой Йовович в роли Миледи.

Но главное, как заправский домосед, Миккельсен всегда будет много и часто сниматься в родной Дании. В 2009 году в ленте «Вальгалла: Сага о викинге» Николаса Рефна, с дебюта у которого когда-то началась его карьера в кино, он сыграет пикта по прозвищу Одноглазый и вскоре после выхода фильма будет удостоен рыцарского звания: почетный орден Даннеброга ему лично вручит королева Дании Маргрете II.

В «Королевском романе» датского режиссера Николая Арселя Миккельсен перевоплотится в придворного врача Иоганна Фридриха Струэнзе: в XVIII веке, разыгрывая шахматные партии с королевой Дании, тот лихо наставлял рога королю и ход за ходом подчинял своей воле всю страну. Во многом благодаря игре Миккельсена, жонглировавшего понятиями «герой» и «злодей» в своем образе, это фильм был удостоен номинации на «Оскар». В 2023 году Миккельсен и Арсель воссоединились для создания еще одной саги про историю Дании так любимого ими обоими XVIII века. В их новой совместной ленте «Меч короля» Миккельсен играет армейского капитана, который, следуя призыву короля, отправляется в Ютландию, чтобы впервые в истории Датского королевства превратить ее отдаленные пустоши в плодородные картофельные поля. «Миккельсен — единственный актер, способный возвести посадку картошки в настоящую драму», — напишут кинокритики после премьеры фильма на 80-м Венецианском кинофестивале.

Но все же главным в жизни и карьере Миккельсена станет сотрудничество с другим датчанином — режиссером Томасом Винтербергом, одним из идеологов «Догмы 95». Как мы помним, сам Мадс без энтузиазма принял манифест и готов был спорить с его авторами, что свобода в кино начинается с прописанных кем-то ограничений. Так что все эти годы они с Винтербергом существовали как параллельные вселенные: знали друг о друге, видели фильмы и даже здоровались из вежливости при встрече. Так было до тех пор, пока, решив снять «Охоту» — историю про обвиненного маленькой девочкой в сексуальном домогательстве воспитателя детского сада, — Винтерберг, перебрав в уме всех возможных исполнителей роли человека, который «точно виноват/конечно, невиновен», не выбрал Мадса Миккельсена.

За перевоплощение в Лукаса из «Охоты» Миккельсен будет удостоен первого в его карьере приза Каннского кинофестиваля за лучшее исполнение мужской роли. Фильм будет также номинирован на «Оскар», получит череду наград крупных фестивалей и кинопремий. А они с Томасом Винтербергом снова встретятся на площадке ленты «Еще по одной», в которой режиссер не только вытянет из Мадса его талант комедийного актера, но и 30 лет спустя после завершения карьеры танцовщика попросит станцевать на камеру.

Однако именно «Охота» перевела Миккельсена в избранную категорию актеров, которым в психологической игре нет равных. Тех, кто играет не «черное» и «белое», а что-то между — на невидимой границе этих противостоящих друг другу в палитре цветов. После «Охоты» Миккельсен станет для всех эталонным актером-загадкой, разгадать персонажей которого простым ходом умозаключений невозможно, которому не нужно тысячи слов, прописанных в сценарии, чтобы показать бездну человеческой души: ему достаточно молча смотреть на вас с экрана, и вы не будете знать, куда деваться от полчища мурашек по коже и леденящего душу ужаса.

Под прекрасные звуки классических вариаций Баха за изысканно накрытым столом ужинает мужчина с гладкой прической, аккуратным маникюром, в строгом костюме-тройке и дорогом шелковом галстуке. В нем можно угадать гурмана, эстета и интеллектуала, но вряд ли распознаешь, что в кадре — серийный убийца и по всем законам французской кухни он только что приготовил себе на ужин фуа-гра из печени своей недавней знакомой. «Я перенес свою страсть с анатомии на кулинарию», — цинично признается экранный герой, делая это так прямо и открыто, словно бы признается, что регулярно поливает комнатные цветы в своем рабочем кабинете.

Совершенно неудивительно, что именно после неоднозначной «Охоты» к Миккельсену пришло предложение сыграть молчаливого каннибала в телесериале «Ганнибал». Сначала он хотел отказаться, резонно полагая, что играть роль психиатра-людоеда после Энтони Хопкинса — самоубийство для актера. «Но мой агент все уши мне прожужжала об авторе сериала Брайане Фуллере — «этом гении», как она его называла. А после встречи с ним я поймал себя на мысли: «А ведь это и вправду будет совсем другой зверь!» И согласился на роль».

К неудовольствию Миккельсена, он изначально был лишь одним из трех или четырех актеров, претендовавших на роль Ганнибала Лектера в телесериале канала NBC: «Да ладно, ребята, вы либо хотите меня, либо нет!» Он не собирался соревноваться с Джоном Кьюсаком, Хью Грантом и Полом Беттани, но согласился на кинопробы. Ему предстояло сыграть пару коротких сцен в паре с Хью Дэнси, уже утвержденным на роль аналитика ФБР Уилла Грэма. Они были дружны еще со времен съемок в «Короле Артуре» Антуана Фукуа в начале 2000-х. Мадс перевоплотился тогда в рыцаря Тристана и впервые попал в компанию голливудских звезд на съемочной площадке. Итак, «Камера! Мотор!» И вдруг между Миккельсеном и Грэмом или их героями — где провести черту? — возникла просто животная химия, какая бывает только между охотником и жертвой. Она была даже физически ощутима в воздухе, электризовала его и заставляла волоски на коже всех присутствующих встать дыбом. Судьба исполнителя роли Ганнибала Лектера была решена...

«Сначала он хотел отказаться, резонно полагая, что играть роль психиатра-людоеда после Энтони Хопкинса — самоубийство для актера». Мадс Миккельсен, Хью Дэнси, Лоуренс Фишберн и Каролин Даверна на постере к сериалу «Ганнибал», 2013—2015 годы
Фото: Vostock photo

Несмотря на размеренный темп повествования в кадре, сама работа над сериалом была крайне жесткой и напряженной. «Все тексты сценария подразумевали наличие у нас высокого IQ, — вспоминает Мадс. — Монологи и диалоги в большинстве своем были посвящены изобразительному искусству, музыке... Мне пришлось выучить японский, венгерский и разные умные термины, которых я никогда раньше не слышал, а теперь мне нужно было их произносить с видом знатока. И все заучить за два часа до начала съемок, потому что сценарий очередной серии мы обычно получали, только уже придя на площадку. Но если меня спросят, к съемкам какого из своих фильмов я хотел бы вернуться, то отвечу, что к «Ганнибалу». Мне кажется, наш разговор не закончен и мне есть еще что сказать».

Если успех сериала «Ганнибал» упрочил статус Миккельсена как международной кинозвезды экстра-класса, то он же поставил под угрозу идиллию его семейной жизни. Съемки проходили в Канаде, где Мадсу приходилось жить безвылазно по полгода. Семья же осталась в Дании, и, несмотря на технический прогресс, способный сблизить людей на разных континентах, столь долгая разлука не могла не отразиться на их отношениях. Не желая отказываться ни от роли, ни от семьи, Миккельсен перевозит жену и детей в Торонто. Именно тогда мировая общественность впервые узнала, как выглядит супруга «самого сексуального актера Дании».

Для детей Мадса слава отца, который каждую неделю на экране телеканала NBC с ножом и вилкой элегантно поглощал чьи-то почки или сердце, была, конечно, нелегким бременем. Так что, когда однажды Мадс обратился к уже достаточно взрослым сыну и дочери за советом, стоит ли ему соглашаться на съемки в музыкальном клипе «какой-то Рианны», те единогласно воскликнули: «Да!» Наконец-то можно будет похвастаться в компании друзей, что их папа сыграл в чем-то крутом в общепринятом понимании этого.

Никто из них, конечно, не ждал, что отца с его неоднозначным послужным списком ролей пригласят изображать в музыкальном клипе персонажа розового и пушистого. Так и вышло: в клипе Рианны на песню Bitch Better Have My Money убеленный сединами Миккельсен играет роль того самого суки-бухгалтера из названия песни, что ворует деньги. «Когда мы закончили съемки, кроме гонорара, я попросил позволить мне взять с собой парочку накладных ногтей с моим портретом: Рианна приклеивала их на время съемок. Должен же я принести какой-то трофей с охоты?»

Еще раз Мадс Миккельсен обратился за советом к семье, когда ему предстояло спешно принять непростое решение — заменить в ленте «Фантастические твари: Тайны Дамблдора» Джонни Деппа, взяв на себя роль злодея Грин-де-Вальда. Давняя поклонница приключений Гарри Поттера, дочь Виола сразу выпалила: «Конечно, да!» Сын Карл, обожавший Джонни Деппа, сомневался, не будет ли это расценено поклонниками ленты и «отмененного» актера как подстава.

Как только в 2020 году британский суд вынес решение против Джонни Деппа по его иску о клевете против газеты The Sun, компания Warner Bros. начала спешно искать ему замену. Продюсеры позвонили Миккельсену и дали два дня на принятие решения: готов ли он заменить Деппа на съемках продолжения «Фантастических тварей»? Два дня, за которые ему надо найти для себя ответ, готов ли изобрести собственного Грин-де-Вальда или будет пробовать подражать Деппу. И что он скажет известному актеру в глаза, если встретится с ним на каком-то фестивале или приеме?

«Я настолько плох, насколько захочу этого», — не раз заявлял в своих интервью Миккельсен после очередной сыгранной им роли злодея, например колдуна Кецилия в супергеройской ленте по мотивам комикса Marvel «Доктор Стрэндж». Для мастерски воплотившего на экране не один десяток коварных злодеев актера в реальной жизни вопросы чести и честности всегда были краеугольными. Миккельсен точно не планировал строить карьеру и обретать славу, идя по головам. Вот почему в одном из интервью он публично признался, что ему хотелось бы поговорить с Деппом, прежде чем приступит к роли, но кто подскажет номер телефона? Вышло так, что с Джонни Деппом они встретились уже после премьеры «Фантастических тварей». «Он подошел сам и просто сказал, что был чертовски счастлив, что именно я сыграл Грин-де-Вальда. Это было мило с его стороны», — вспоминает Мадс Миккельсен.

Как-то на досуге в разговоре с приятелем Мадс в шутку решил вспомнить всех злодеев, которых он, совершенно того не планируя, воплотил в различных известных франшизах. Это было смешно и забавно — назвать их всех по имени. Самый любимый им, пожалуй, Кецилий в «Докторе Стрэндже» — со всеми этими крутыми костюмами, магией и воздушным кунг-фу. Красочный комикс Marvel был когда-то у них с братом. В детстве они мечтали очутиться по ту сторону его страниц, и возможность сыграть одного из персонажей комикса сейчас была похожа на сбывшуюся детскую мечту. «Теперь все, что тебе осталось сделать, дружище, это попасть в сагу об Индиане Джонсе!» — был вердикт приятеля. Шутка, над которой они посмеялись вместе. А через неделю Миккельсену позвонили: «Мы хотели бы пригласить вас принять участие в съемках продолжения приключений Индианы Джонса. Возможно, это будет последний фильм с Харрисоном Фордом в главной роли. Вам интересно наше предложение?»

Мадс даже не стал спрашивать, кого ему предстоит играть! Но когда узнал, что нациста, немного нервно усмехнулся: кто бы сомневался! Однако предложение воплотить в фильме «Индиана Джонс и колесо судьбы» очередного неоднозначного персонажа принял без колебаний. Дело в том, что с этой приключенческой эпопеей у него была связана личная история. Мадсу было 15 лет, когда на экраны вышел первый фильм про знаменитого на весь свет археолога. Как-то в кинопрокате они с братом взяли целую коробку с фильмами: среди пяти видеокассет были и приключения Индианы Джонса. «Мы пересматривали фильм снова и снова, — вспоминает Мадс. — И еще до того, как сами захотели стать актерами, мечтали стать похожими на Индиану Джонса, быть такими, как он! И этого хотели мальчишки во всем мире. Вот почему эти фильмы — легенда! Есть кинофраншизы, которые смотрят по всему миру, а есть те, которые любят во всем мире».

«Для танго нужны двое», — любит с усмешкой повторять Мадс Миккельсен фирменный секрет прочности своих супружеских отношений». Мадс Миккельсен с женой Ханне Якобсен, 2023 год
Фото: IMAGO/Clemens Niehaus/Future Image/ТАСС

Миккельсен начал выстраивать предложенный ему образ. В прошлом его герой Юрген Фоллер был нацистом, а в конце шестидесятых работает на НАСА в качестве инженера космической программы «Аполлон-11» — да тут можно придумать целую историю! «Оживляя» персонаж, Мадс опирался на реальную историю жизни самого известного из тысячи нацистских ученых, которых по окончании Второй мировой войны вывезли из Германии в США в рамках тайной программы «Операция «Скрепка». Прототипа экранного героя звали Вернер фон Браун: в нацистской Германии он был разработчиком и главным вдохновителем программы создания реактивных ракет «Фау-2», убивших тысячи людей. А в послевоенное время в США стал руководителем Центра космических полетов в Алабаме, где принял участие в разработке проекта и запуске ракеты-носителя «Сатурн-5», которая в итоге стала ключевым элементом проекта «Аполлон» по достижению человеком Луны. Как и фон Браун со своими неоднозначными изобретениями, экранный доктор Фоллер собирается изменить ход истории и для этого отправляется на охоту за циферблатом судьбы — древним артефактом, способным повернуть время вспять. За ним же охотится Индиана Джонс. Зачем циферблат судьбы им обоим и как каждый собирается поворачивать его стрелки? Для Миккельсена это была важная зацепка: он всегда стремился своими ролями не столько оправдать зло, сколько показать, что плохими не рождаются, а становятся. И что на самом деле между героем и антагонистом, если приглядеться, очень много общего.

Если Харрисон Форд в пятый раз за свою кинокарьеру играл роль Индианы Джонса, то счет отрицательным персонажам Мадса Миккельсена ведется на десятки. Как вам спится с вашими героями, господин Миккельсен? Не являются ли вам в кошмарах нацисты, каннибалы, колдуны, гангстеры и продажные полицейские, ведь в каждого из них вы вложили частичку себя? Нет, они не приходят к нему во сне, и потому Миккельсен бесстрашно соглашается отдать свое тело и душу во временное пользование очередному неоднозначному персонажу. Совсем недавно он сыграл главную роль в полнометражном дебюте создателя сериала «Ганнибал» Брайана Фуллера, ленте «Пыльный кролик» — истории о девочке, которая просит соседа покончить с монстром, убившим всю ее семью и теперь прячущимся под ее кроватью. А дальше сценаристы уже подготовили для Миккельсена адаптацию подлинной истории бывшего советского инженера Адольфа Толкачева, завербованного ЦРУ и ставшего самым ценным и высокооплачиваемым американским шпионом в СССР. Вы в восторге от таких планов, мистер Миккельсен?

«Я редко бываю в восторге, — признается он. — Может быть, потому, что то, чем я занимаюсь, никогда не было моей мечтой. Мой подход ко всему, что я делаю в своей работе, — и, возможно, это даже подход к моей жизни — заключается в том, что все, чем я занимаюсь, — самое важное из того, что я делаю. Будь то пьеса или следующий фильм — это и есть самое важное. Работа — мое топливо в жизни. Цель — снять лучший фильм в мире. Но эта цель должна быть мне ясна и понятна с самого начала. А если же очередной проект — просто театр для развлечения, я бы лучше поиграл в футбол — это гораздо веселее».

Подпишись на наш канал в Telegram

Статьи по теме: