7days.ru Полная версия сайта

Дмитрий Вдовин: «Масштабы Большого требуют от вокалиста особых качеств»

Дмитрий Вдовин
Фото: Екатерина Христова/Большой театр, rustock/Vostock photo
Читать на сайте 7days.ru

— Дмитрий Юрьевич, для чего в Большом театре была создана Молодежная оперная программа (МОП)?

— Потому что выпускники консерватории — и певцы, и пианисты-концертмейстеры — недостаточно готовы к работе в театре. МОП нужна, чтобы дать молодому музыканту те качества, знания и умения, которые он в силу разных причин недополучил в вузе. Если говорить о вокалистах, то у всех выпускников отсутствует сценический опыт. Но есть еще и индивидуальные отличия.

У кого-то блестящие данные, но не хватает техники, с кем-то мало занимались актерскими навыками, у кого-то есть психологические проблемы. Часто ребята не владеют разными вокальными стилями, а ведь Моцарт и Вагнер, Чайковский и Прокофьев — это отдельные музыкальные стихии. И еще одна повсеместная проблема — иностранные языки, вокальная дикция. Последние десятилетия нормой стало исполнение опер в оригинале. И теперь вокалисту надо хорошо владеть минимум тремя языками: итальянским, немецким и французским.

Если же говорить о пианистах, то с солистами у нас в стране дело обстоит хорошо. Но подготовка пианистов, которые работают в театрах с певцами над репертуаром, поставлена слабо. Такие специалисты должны хорошо знать ходовой оперный репертуар, легко ориентироваться в незнакомом материале, знать возможности разных голосов и иностранные языки, разбираться в вокальных стилях, знать, где обычно в конкретной опере делаются сокращения (купюры), уметь играть с дирижером «по руке». Нужны и вокальные навыки, чтобы на репетициях подпевать за отсутствующих артистов. В консерваториях всем этим не занимаются.

В общем, проблем у выпускников вузов, пришедших в театры, много. Над их преодолением и работает наша команда постоянных педагогов и приглашенных коучей. Кстати, специалистов в таких областях у нас в стране не так много и их выращивание — тоже одна из задач МОП. В общем, если коротко, МОП — это сконцентрированные в одном месте отобранные по всей стране молодые певцы и пианисты и курирующие их мастера.

— Подобные программы есть в других театрах?

— Да, в крупных. Например, при Ла Скала (в 1960—1970-х годах там стажировались советские певцы, будущие звезды Большого). В нашей стране Академию молодых оперных певцов при Мариинском театре организовала Лариса Гергиева — мы с ней очень дружны, она не раз приезжала к нам в Москву.

А в Большом театре МОП возникла в 2009 году. До этого подобная работа с молодыми певцами в нашей труппе то велась, то прекращалась. Можно вспомнить оперную студию, созданную в 1919 году Станиславским, или периодически возникавшие в Большом стажерские группы.

Но МОП — это другое. Ее участники поют в спектаклях театра, однако значительная часть сил и времени молодого артиста уходит на усовершенствование.

— Как молодому музыканту попасть в такую замечательную программу?

— Надо лучше других показаться на прослушивании. У нас все максимально прозрачно: фамилии, результаты вывешиваем на сайте... Конкурс большой — до 500 заявок в год! Три тура, причем второй и третий проходят уже на Исторической сцене театра. Потому что акустика, масштабы Большого требуют от вокалиста особых качеств.

Тех, кто поступил, зачисляют в штат Большого, они, как и все артисты, получают зарплату. Не такую, как народные артисты, но на эти деньги можно жить. Иногородним предоставляем жилье: у театра есть несколько коттеджей в Серебряном Бору. А если возникают какие-то нюансы — например, юридические при работе с иностранцами, — театр гибко реагирует.

Особенно сейчас, потому что Валерий Абисалович Гергиев очень внимательно относится к молодежи, следит за талантливыми ребятами. И, как я понимаю, рассматривает нас как будущее театра. В общем, условия для участников МОП созданы замечательные. От них требуется только очень много трудиться.

— Дмитрий Юрьевич, в советские времена педагоги консерваторий нередко выезжали «в глубинку», чтобы там отыскать таланты...

— Мы тоже много ездим по стране и СНГ, наша программа всегда была интернациональной. Два года назад в МОП занимались представители 15 национальностей! Например, у нас поет эвен: не эвенк, которых много, а эвен — эта малочисленная народность живет в Якутии и на Чукотке. А еще буряты, татары, корейцы, ребята с Северного Кавказа, певцы из Китая и Белоруссии, армяне, молдаване, грузины. Это тоже важная часть воспитания артиста, потому что опера — искусство глобальное, интернациональное. Певцы много гастролируют, и нужно уметь общаться с людьми разных культур.

Педагоги, выпускники и участники Молодежной оперной программы после спектакля «Иоланта» на Новой сцене Большого театра: Юрий Папко, Екатерина Вашерук, Маквала Касрашвили, Андрей Булгаков, Илья Кутюхин, Анна Юркус, Валерия Терейковская, Дмитрий Вдовин, Медея Чикашвили, Полина Пелецкая, Любовь Орфенова, Илья Легатов, Кирилл Сикора, Андрей Прысь, 3 ноября 2024 года
Фото: Анастасия Каменская

— Сколько человек набираете каждый год?

— В среднем у нас одновременно занимаются более 20 человек. Но количество музыкантов бывает разным, в зависимости от «урожая» талантов. Как правило, певца готовим два года, однако жизнь показывает, что иногда этого недостаточно.

Люди ведь по-разному «продвигаются» — кто-то быстрее, а кому-то нужно больше времени. И возраст бывает разный. Обычно принимаем певцов от 20 до 30 лет. Но Машу Баракову, которая впоследствии победила на Международном конкурсе имени Чайковского, взяли, когда ей не было и 20 лет, потому что она была и физически, и психологически готова.

— Каковы итоги работы МОП?

— Мы подготовили более 60 певцов и 15 пианистов. Конечно, без сложностей не обходится. Были печальные периоды, когда наших ребят не так часто, как хотелось бы, занимали в спектаклях Большого. И порой они были вынуждены искать иные пути для карьеры, и теперь блещут на других сценах мира. Например, Надежда Карязина, которая в этом году завоевала премию Караяна после своего выступления на Пасхальном фестивале в Зальцбурге. И это несмотря на нынешние попытки некоторых стран по «отмене» русского искусства. Или вот афиша самого престижного оперного фестиваля в мире — Зальцбургского — этого года. Смотрю на нее — и меня переполняет гордость. В премьере оперы Генделя «Юлий Цезарь в Египте» в главных ролях — участники МОП Андрей Жилиховский и Ольга Кульчинская. Там же, на фестивале, пели и наши выпускники Алексей Кулагин и Богдан Волков.

Но самое для меня главное, что участники МОП поют ведущие партии в Большом! В прошлом сезоне состоялась премьера оперы Прокофьева «Семен Котко», и ребята исполнили много ролей: нашими силами вполне можно было дать спектакль! Певцы МОП поют почти во всех постановках Большого, и это благодаря тем изменениям, которые произошли в театре за последние два года...

Когда в конце 80-х годов открылись границы, в опере мы не знали многих вещей: у российских театров был неширокий репертуар, певцы слабо владели разными музыкальными стилями. У нас была задача «догнать и перегнать». И насколько высока сегодня репутация российских певцов и музыкантов!

Инна Фомина

Подпишись на наш канал в Telegram