Она слывет мастером получать лучшие роли у лучших режиссеров в их лучших фильмах. Не исключено, что гениальными эти ленты делает именно ее участие. Джулианна Мур могла бы написать пособие на тему, как стать одной из самых ярких и успешных кинозвезд, не принеся в жертву личную жизнь. Выстроив блестящую карьеру, она сумела создать семью и родить детей, сохранить брак, не будучи замешанной ни в одном скандале про любовников, отношения на стороне или роман на съемочной площадке.
...Джулианна Мур любит, когда вся семья собирается вместе в их доме в Монтауке на берегу океана, где она живет вместе с мужем, режиссером Бартом Фрейндлихом, и лабрадором Хоуп, «усыновленным» во время пандемии. Ей самой так не хватало этого в детстве — большого дома, в котором все будут вместе. Пришло время — и эта мечта сбылась.
Сегодня к ним приедет сын, 27-летний Калеб со своей невестой Кибрией Морган: они обручились в августе прошлого года после почти 10 лет отношений (учились в одном колледже и там же начали встречаться). Эффектная пара — темнокожая Кибрия и рыжеволосый Калеб, унаследовавший по женской линии внешность шотландских предков. Хотя в колледже парень увлекался баскетболом, делом своей жизни он выбрал музыку: Калеб — профессиональный музыкант. У него есть свой сольный проект, но, переняв любовь к кино от родителей, он пишет музыку для фильмов. Среди них нет случайных однодневок: документальные ленты о гражданской войне в Центрально-Африканской Республике, о похищении детей в странах третьего мира или короткометражка отца, рассказывающая истории людей в период недавней пандемии.
Семья почти в сборе, все ждут 23-летнюю Лив, дочь Джулианны и Барта. Девочка росла на съемочной площадке, и неудивительно, что уже в возрасте трех лет снялась в своем первом фильме. Выдающаяся внешность позволила 15-летней Лив дебютировать в качестве модели бренда J.Crew, сняться в рекламе косметики Hourglass и ювелирного бренда Bvlgari. «Я хвастаюсь Лив с самого ее рождения», — признается Джулианна Мур, для которой семья и дети всегда были на первом месте, разделяя этот постамент с кино.
Сегодня Джулианна сама приготовит семейный ужин: для нее это привычное и любимое дело. Как и украшать своими руками дом, в котором они живут с Бартом Фрейндлихом. Около пяти лет назад супруги приобрели 10 акров земли в Монтауке округа Саффолк на берегу Атлантического океана, и, прибегнув к помощи брата Барта, архитектора Оливера Фрейндлиха, начали работу над проектом дома своей мечты. По просьбе Джулианны в нем соблюдено «правило трех материалов»: глиняные стены, полы из белого дуба и бельгийский голубой камень на кухне и в ванных комнатах. Стеклянный вестибюль открывает вид на океан, а застекленная веранда рядом с кухней выходит на бассейн и огород. Всю мебель Джулианна выбирала и даже частично покупала сама. К примеру, маленькие плетеные стулья она нашла на блошином рынке Марш-о-Пюс-де-Клиньянкорт в Париже, приехав на вечеринку в честь 150-летия ювелирной компании Boucheron. А теперь вот с улыбкой любуется, как комично смотрятся ее высокий муж и взрослый сын на этих антикварных стульях, что казались огромными в момент покупки!
«Мама, может, после ужина почитаешь нам? Как в детстве!» — произносит Калеб, а Лив тут же вскакивает, чтобы первой оказаться у книжной полки, на которой одна за другой год за годом стоят книги, которые в перерывах между съемками, а то и прямо на площадке писала для своих детей голливудская кинозвезда Джулианна Мур. «О чем могла написать для детей актриса, снявшаяся в ленте про маньяка Ганнибала Лектера?!» — спросите вы. О самой себе и всех тех, в чьих руках окажутся эти забавные и немного грустные приключения усыпанной веснушками девочки с рыжими волосами. Freckleface Strawberry («Конопатая Клубничка») — так ласково звали ее саму в детстве. И все то, что Джулианна описала в историях этой маленькой героини, происходило с ней самой. Ну или почти все...
...Как и в детстве, много лет назад, Калеб пробует устроиться на мягком диване, подобрав ноги под себя, — сегодня с его ростом это непросто. Джулианна садится рядом, а с другой стороны, буквально уткнувшись головой ей в подмышку, прижимается Лив. Так они усаживались рядом с ней в детстве, когда читали вечерами. «Начнем с самой первой, мам?» — Лив кладет в руки Джулианны книжку, на обложке которой нарисована девочка с рыжими волосами, вся усеянная конопушками... Точно такой была она сама, Джулианна Мур...
Правда, тогда ее звали иначе. Малышка по имени Джули Энн Смит появилась на свет в декабре 1960 года, став первым ребенком в семье Энн Лав и Питера Мура Смита. Местом ее рождения была военная база армии США Форт-Брэгг, входящая в число крупнейших военных баз мира по количеству проживающих военнослужащих. Это было место службы ее отца, ветерана войны во Вьетнаме. Начав военную карьеру с десантника, он дослужился до звания подполковника, а потом стал военным судьей. Еще во время учебы в берлингтонской старшей школе будущий отец Джулианны, а в ту пору просто 10-летний мальчишка, Питер Мур сдружился с новенькой девочкой в их классе — белокожей и рыжеволосой Энн Лав. Много лет спустя, рассказывая троим своим детям о первой встрече с их мамой, Питер Мур признается, что невозможно было не влюбиться в девочку с такой внешностью и такой фамилией (love — «любовь»).
Это была любовь с самого первого взгляда. Энн Лав с родителями и братом только-только переехала из родной Шотландии в США. Семья обосновалась в городке Берлингтон в штате Нью-Джерси. Для тех краев, откуда она родом, рыжие волосы и белая кожа, усыпанная веснушками, были делом обычным. Но тут на девочку все обращали внимание, дразнили чудачкой из-за ее привычки ходить по теневой стороны улицы или носить с собой в летний полдень зонтик, спасавший ее кожу от солнца. Однажды Энн так обгорела, что попала в больницу! Питер взялся оберегать одноклассницу и был всегда рядом. Когда Энн исполнилось 19 лет, они отпраздновали десятилетие своих отношений. Тогда же девушка, смущаясь, призналась Питеру, что беременна и ждет от него ребенка. Они поженились в мае 1960 года, а в декабре стали родителями малышки Джули Энн, унаследовавшей изысканную красоту матери, ее цвет волос и бледную кожу. Ну и веснушки, конечно!
После окончания войны во Вьетнаме, на которой Питер Смит служил в десантных войсках и был ранен, он поступил в военную академию, работал сначала адвокатом, а затем военным судьей. Служба проходила в постоянных разъездах: Нью-Джерси, Северная Каролина, Алабама, Джорджия, Техас, Панама, Небраска, Аляска, Вирджиния, Вашингтон... Он сменил 23 места дислокации, и семья всегда была рядом и росла год за годом: вслед за Джули Энн родилась малышка Валери, а затем сын, названный в честь отца и деда Питером Муром Смитом III.
Смена городов, стран и школ с детства была для Джули Энн обыденным делом: всякий раз, когда отец за ужином говорил: «Похоже, пришло время для нового места», они собирали чемоданы и шумной, веселой гурьбой отправлялись на очередное новоселье. «Мы объездили всю Америку, включая Техас и Аляску. В Германии были раз двадцать, наверное, — вспоминает Джулианна Мур. — Наше «кочевничество» помогло мне понять, что люди везде похожи. Что их надежды, страхи, переживания — одни и те же. И это понимание избавило меня от чувства одиночества. И от ощущения исключительности, кстати, тоже».
Хотя в свои школьные годы Джули Энн сполна хлебнула осознания своей исключительности. Постоянные переезды семьи не давали ей возможности завести друзей: каждый раз в классе она оказывалась новенькой, с которой дети не очень-то торопились знакомиться и общаться. Компенсируя отсутствие компании, Джули с головой уходила в учебу, была отличницей и неисправимо правильным ребенком: ненавидела, когда кто-то врет, списывает и прочее. Ее любили учителя, но не одноклассники. Добавьте сюда внешность, отличную от всех, над которой любят посмеяться дети, безжалостные к тем, кто не такой, как они. «В любом классе есть дети-увальни: один неспортивный, другой в очках, третьего дразнят коротышкой. Я была три в одном: на моем носу красовались очки, а спортивные «достижения» оставляли желать лучшего...»
Ох уж эти веснушки, щедро рассыпанные природой по всему ее телу! Они прославят Джулианну Мур много лет спустя, когда ее будут называть одной из самых красивых актрис своего поколения, иконой стиля, неподражаемой, ведь такую внешность не спутать ни с кем. Скажи только в разговоре: «Это та рыжая актриса, помнишь?» И, конечно, первым на ум придет имя Джулианны Мур. Но в школьные годы она казалась себе самой уродливой девочкой на свете.
«Мама, помнишь, как я плакался тебе, когда меня дразнили в школе? И только ты могла утешить меня своими историями. И эту книгу написала для меня и сотен таких же рыжих парней и девчонок, как ты и я», — взрослый Калеб снова на минуту стал тем 10-летним мальчиком, первым читателем книги про «Конопатую Клубничку», что вышла в свет в 2007 году в издательстве Bloomsbury. Том самом, где когда-то увидела свет книга про «мальчика, который выжил», Гарри Поттера.
Джулианна и сама была в чем-то «девочкой, которая выжила». «Меня не волновал цвет моих волос, но я просто ненавидела свои веснушки. Дети мне говорили: «Ты грязная? Почему они не смываются?» Эти же слова много лет спустя доводили до слез и сына Джулианны Калеба, для которого она написала книгу, будучи на съемках триллера «Дитя человеческое» в Лондоне. Ее героиня, как и сама Джулианна в детстве, пройдя через несколько способов избавления от веснушек (смыть, крепко потерев; замазать маркером; заставить волшебным образом исчезнуть, произнеся заклинание), приходит к выводу — надо просто жить с ними, «ведь, в конце концов, то, что делает вас особенным, делает вас именно ВАМИ».
Но книга была написана Джулианной, когда ей было 46 лет. А в десять ни о каком признании себя такой, какая ты есть, и речи не было! Мало того что красавицей ни она, ни другие ее не считали («бледная кожа, пук рыжих волос, лицо все в конопушках»), так еще ненавистные очки на лице!
Множество раз переезжая из штата в штат, из одной страны в другую, она научилась играть разные роли самой себя. «Я менялась в зависимости от того, где была... Это учит наблюдать, переосмысливать». Одно время она играла удобную девочку, в другой раз — заумную и неприступную отличницу или иностранку, которая с трудом понимает немецкий язык. «Если вы новичок в городе и никого не знаете, проводите все лето в библиотеке, читая Генри Джеймса и Скотта Фицджеральда». Для Мур чтение стало любимым занятием еще в шесть лет, когда она прочитала свое первое предложение. «А потом я просто читала, читала все — все, что попадалось под руку».
Когда ее начали брать на главные роли в театральные постановки, Джули показалось, что она нашла потайную дверь, ведущую внутрь ее любимых книг. «Это было спасительное убежище. Я пробовалась в группу поддержки или в команду по строевой подготовке, но никогда не проходила. Поэтому последней надеждой была драма, куда брали даже неудачников». Ее первой героиней была «рыжеволосая девушка» в мюзикле о Чарли Брауне — роль без слов, в которой требовалось сидеть на скамейке и есть сэндвич, хотя ее рот так пересох от волнения, что она едва могла глотать.
Превращение из гадкого утенка в лебедя произошло как по мановению волшебной палочки, когда Джули Энн сменила очки на контактные линзы, чтобы сыграть главную роль в школьной постановке «Спящей красавицы». «Боже мой, Питер, — прошептала ее мать отцу, когда они сидели в зале. — Какая она у нас красивая!»
«До сих пор помню свой шок! — вспоминает Джулианна Мур. — Я всего-то остригла волосы и сменила очки на линзы, как все вокруг стали твердить, что я хорошенькая! Даже папа назвал меня милашкой!» Тогда же она впервые подумала о профессии актрисы, в которую (так думают все девочки на свете) берут только красавиц. Хотя не ради того, чтобы покрасоваться, Джули Энн мечтала выйти на сцену.
Когда ей было 16 лет, семья в очередной раз сменила место жительства: отца направили во Франкфурт в Западной Германии. Девушка опять оказалась новенькой в классе. Ей не везло так, как когда-то ее маме, еще в школе встретившей своего заступника и будущего мужа. Для Джулианны у судьбы был свой сценарий развития событий...
До переезда во Франкфурт театр был всего лишь любимым занятием после уроков. К тому же дочери американского военнослужащего, кочующего по военным базам США, не выпадало счастья бывать в театрах — разве что в кино. «Когда мне было 10 лет, мы жили на Аляске, в городе Джуно, — вспоминает Джулианна. — Я раз в неделю могла ходить в кинотеатр, где смотрела в основном диснеевские мультфильмы — «Коты-аристократы» и прочее. Но однажды показывали фильм Джона Кассаветиса «Минни и Московитц». И этот день перевернул мой прежний мир».
Во Франкфурте Джулианне очень повезло с учительницей английского, которая не только поддерживала ее увлечение литературой (девушка читала день и ночь, так что родители беспокоились, как бы ей снова не пришлось вернуться к очкам с толстыми стеклами). «Мы будем ставить «Тартюфа», — сказала как-то учительница Джули Энн, никогда прежде не слышавшей о Мольере. Ей дали главную роль в постановке, потому что она запоминала большие тексты с лету и понимала содержание заумных классических театральных пьес. После этой постановки учительница произнесла сакраментальную фразу, определившую дальнейшую судьбу Джули Энн Смит: «А у тебя отлично получается играть! Думаю, ты могла бы этим зарабатывать на жизнь».
Уже через год занятий в театральном кружке Джули Энн загадала на Рождество, что хочет стать большой актрисой, пусть даже в самом маленьком театре! (Природная скромность не позволяла ей мечтать о чем-то большем, что казалось тогда несбыточным.) Она просто очень-очень хотела играть! «Я была такой наивной, — смеется Джулианна, вспоминая. — Все, чего хотела, — это быть актрисой местного театра. Воображала, какой прекрасной будет такая жизнь. Не думаю, что я понимала, насколько это сложно».
Сложность мечты была еще и в том, что у родителей Джули Энн был четкий план ее будущего: дочь окончит школу с отличием, поступит в университет, получит нормальную профессию и будет жить как все. Нормальной профессией отец и мать считали карьеру врача. До поры до времени Джули Энн покорно кивала, когда за ужином ей расписывали перспективы будущего. Но когда как-то вечером отец принес домой журнал с актрисой Мерил Стрип на обложке, все, что таилось и зрело у девушки внутри, выплеснулось наружу, как газировка из бутылки, которую хорошенько встряхнули и открыли: «Я хочу делать то же, что и она. Ничто другое мне не интересно!»
За повисшим в комнате молчанием и очевидным разочарованием, какое бывает, когда любимая хрустальная ваза упала на пол и разбилась на сотню осколков, которые уже не склеить воедино, последовал семейный совет. «Все, и я в том числе, думали, что я стану врачом или юристом, музейным куратором и археологом в самом крайнем и авантюрном случае. Слово «актриса» в нашем доме никогда никем не произносилось! Но все же я решила попросить родителей, чтобы они дали мне шанс»
Любящие друг друга и своих детей, Питер и Энн, конечно же, поддержали дочь и позволили ей попробоваться в несколько театральных школ. Но при условии, что, если ее никуда не примут, она последует их совету и поступит в обычный колледж, а необычная страсть к театру останется ее любимым хобби. И вот уже рыжеволосая 17-летняя абитуриентка Джули Энн Смит, прилетевшая с мамой в США из Германии, стоит перед приемной комиссией актерского курса Колледжа изящных искусств Бостонского университета. И говорит, что ее любимая актриса Мерил Стрип, а любимый драматург Чехов и она хоть сейчас готова сыграть любой отрывок из его пьесы. «Мою судьбу решил Чехов. А первой серьезной театральной работой стала роль Елены из «Дяди Вани». Тогда же за мной впервые закрепилось амплуа «девушки на грани срыва». Так что все претензии к Чехову!» — скажет Джулианна Мур в интервью много лет спустя.
Джули Энн было 22 года, когда, получив степень бакалавра изящных искусств в области театра, она решилась на переезд в Нью-Йорк. Мечта стать большой актрисой в театре самого маленького городишки давно осталась позади. Теперь она грезила о подмостках Бродвея, самых главных ролях и большой славе. Амбиции отличницы никуда не делись с годами. Позади были ее комплексы по поводу необычной внешности: Джули совершенно четко осознавала, что отличается от других и это ее козырь. Актриса должна быть запоминающейся! Ее красота была далека от общепринятых канонов: очень худая, очень бледная, очень веснушчатая, огненно-рыжая. А еще очень талантливая!
Она опять оказалась «новенькой» в классе этой новой школы под названием Нью-Йорк. Было бы чудом сразу попасть на Бродвей из ниоткуда. В реальности Джули начинала с внебродвейских постановок и работы официанткой в баре — типичный старт карьеры для голливудских звезд. Таких, как она, было множество, как и актрис с такой же фамилией. В реестре американского профсоюза «Ассоциация актерского равенства», представляющего интересы работников театрального искусства, уже были и Джули Смит, и Джули Энн Смит, и прочие вариации. Так что ей предложили придумать себе новое имя. «Менять имя ужасно! Я всю жизнь была Джули Смит и не хотела этого делать», — вспоминает Джулианна, которой хватило ума очень «экологично» выйти из ситуации. Второе имя отца — Мур — стало ее фамилией, а два своих имени она просто соединила в одно. Так на свет родилась Джулианна Мур.
Под новым именем в 24 года она появится в своей первой взрослой работе — детективно-криминальной постановке Ирвинга Вендига «На пороге ночи», мыльной опере в прямом смысле слова, ведь поставлена она была на средства компании «Проктер энд Гэмбл», производящей мыло и шампуни.
В 1985 году Джулианну утвердили на роль в телесериале «Как вращается мир», вышедшем на канале CBS в 1956-м, еще до ее появления на свет (он не сходил с экранов до 2010 года). Джулианна Мур получила сложную для дебютантки двойную роль сводных сестер — доброй Фрэнни Хьюз и злобной Сабрины. Это был не просто двойной персонаж, но и двойной шанс быть замеченной, проявив свой актерский талант перевоплощаться в разные характеры. Три года пробыв на экране сериала, Мур была номинирована на Дневную премию «Эмми» как лучшая актриса и получила ее. После этого ей «начали звонить из кино. И звонить, и звонить, и звонить». Среди сотен или десятков сотен звонков случился один очень важный. Известный кинорежиссер Роберт Олтмен пожелал сказать лично, что видел ее игру в театральной постановке «Дядя Ваня» и хотел бы пригласить сниматься в его ленте «Короткий монтаж».
Джулианна Мур была слишком умна, чтобы застрять на годы в телесериалах и мыльных операх. Достаточно долго, чтобы стать узнаваемой, она мелькала на экране в «Как вращается мир», а сразу после окончания контракта, уже сделав себе имя как телеактриса, вернулась в театр, чтобы сыграть Офелию в постановке «Гамлета» в театре Гатри. На премьеру пригласила родителей и смеясь вспоминает, что «мама немного расстроилась, увидев, что моей актерской задачей было лежать на сцене в открытом гробу».
В 1990 году Джулианна включилась в экспериментальный проект театрального режиссера Андре Грегори, взявшегося поставить чеховскую пьесу «Дядя Ваня». Действие он перенес в Нью-Йорк девяностых, так что актеры выходили на сцену в своей повседневной одежде, а сам спектакль был разыгран в духе сценических репетиций. На протяжении трех лет все собирались в пустующем здании театра Victory на 42-й улице, построенном в 1903 году, а к тому времени уже более десяти лет заброшенном. Крысы изгрызли большую часть сценического снаряжения, а наводнения сделали прогнившей сцену — в этом жутко убогом пространстве под грохот поездов метро шли репетиции. Постановка была чистой воды андеграундом, актеры выступали на добровольных началах, и на репетиции-показы билеты не продавались — попасть можно было только по приглашениям, что раздавали в кругу знакомых. Но именно эту театральную работу Джулианна Мур, которой досталась роль Елены, назовет «одним из самых важных актерских опытов в жизни».
Это было искусство ради искусства! И ради того, чтобы однажды увидеть в темноте зала лица Михаила Барышникова*, Сьюзен Зонтаг, Роберта Олтмена — кумира Джулианны еще со времен учебы в бостонском колледже. Тогда она посмотрела его фильм «Три женщины» и для себя решила, что хочет не только играть на сцене, но и сниматься в кино. В большом настоящем кино! Таком, какое снимали Олтмен или другой культовый кинорежиссер Луи Маль. Побывав на одном из показов пьесы, Маль предложил сделать фильм, засняв одну из живых репетиций. Для съемок ленты несколько рядов сидений были убраны, а для актеров и съемочной группы построена небольшая сцена. «Ваня на 42-й улице» стал последним в карьере Маля. Вскоре после съемок театр был сдан в аренду компании The Walt Disney, восстановившей здание и вновь открывшей театр для зрителей в 1997 году.
Благодаря этой авангардной постановке пьесы Чехова Джулианна попадет на съемки нового фильма Роберта Олтмена «Короткий монтаж», где проявит не только свой актерский талант, но и смелость. Она была в то время самой безымянной звездой в компании собранных для съемок актеров: Фрэнсис Макдорманд, Энди Макдауэлл, Джек Леммон, Роберт Дауни-младший. «Забавно, — говорит Мур, — что я всегда была эмоционально смелой, но физически ужасной трусихой. К примеру, поздно научилась плавать и никогда не рисковала нырять даже в бассейне». Сцена в этом фильме, в которой Мур произносит монолог своему экранному мужу, обнаженная ниже пояса, стала для нее вершиной смелости как актрисы, так и женщины. Увидев фильм с первой ню-сценой Джулианны, ее мать пошутила: «Предпочитаю видеть тебя голой на экране, чем мертвой на сцене». Эта роль принесла Мур Кубок Вольпи на Венецианском кинофестивале 1993 года, отметившем актерский ансамбль картины. «Благодаря этому фильму я прошла путь от не известной никому девушки до новой популярной штучки», — сказала Мур, для которой съемки в фильме «Короткий монтаж» стали триумфом ее смелости.
В том же году она снимется вместе с Харрисоном Фордом и Томми Ли Джонсом в ленте «Беглец». И хотя роль будет второстепенной, но не «малозаметной», ведь фильм получит семь номинаций на «Оскар»! Джулианна Мур гордится своей природной способностью находить качественные проекты. «Я действительно очень хорошо читаю сценарии, в отличие от большинства актеров», — просто объясняет она феномен. И даже когда ошибается, не боится это признавать. «Тело как улика» было моей большой ошибкой, — говорит она и громко смеется, вспоминая свое участие в фильме с Мадонной, снятом в начале девяностых. — Это была наша общая ошибка!»
1993-й был для нее годом удач и ошибок, годом тектонических изменений в карьере и судьбе. Джулианне уже тридцать три, и про нее не скажешь больше «молодая неизвестная актриса». Неожиданно для себя самой, видевшей свое будущее на театральных подмостках, а кино — лишь как ответвление карьеры, она начала много сниматься. И... подала на развод с мужем, с которым пробыла в браке семь лет...
Для Мур всегда были примером отношения ее отца и матери, их история любви, которую часто рассказывали детям как семейную легенду. Влюбиться раз и навсегда было мечтой Джулианны с детства. Она никогда не видела себя одинокой актрисой, скитающейся по стране и обласканной любовью только лишь публики. Скитаний ей хватило в детстве, и не сказать, чтобы она полюбила этот кочевой образ жизни. В привязанность мужчины и женщины друг к другу, от которой рождаются дети, появляются семья и дом, она верила не как в сказку — все это было у нее перед глазами.
Будучи романтиком, в первый раз «по-настоящему» Джулианна влюбилась еще в школьные годы. Они жили тогда на Аляске. «Парень по имени Даг Митчелл из нашей школы написал мне трогательное письмо, поставив подпись «Твой парень». «Это любовь!» — подумала я и втрескалась по уши. А через несколько дней вдруг выяснилось, что мы снова куда-то переезжаем. Да так внезапно, что я даже предупредить никого не успела! Когда мы случайно встретились с Дагом много лет спустя, он сказал: «Я тогда так ничего и не понял. Взяла — и просто исчезла». Чтобы больше не ранить себя и того, кому она особенно дорога, Джулианна не позволяла себе впускать в сердце любовь. В нем жил театр, потом кино. А чтобы с годами не стать антиподом своей девушки-мечты — той одинокой актрисой, у которой нет ничего, кроме профессии, в 25 лет Джулианна решила, что пришло время стать женой, исполнить эту роль в жизни. Так будет правильно, а она всегда обожала все делать правильно!
С актером и режиссером Джоном Гулдом Рубином они познакомились в 1984-м, а два года спустя поженились. Джон был авторитетной и уважаемой персоной в театральной и актерской среде. Он много ставил сам, блестяще играл (за роль Дон Жуана получит престижную премию Drama Logue Award), снимался в кино. Будучи старше Джулианны на девять лет, стал для нее тылом, старшим братом и отцом, готовым всегда дать совет, поддержать, обнять и успокоить. «Я была одинока. Моя семья все еще оставалась в Германии. Думаю, я просто искала какую-то опору», — скажет Джулианна.
Вступив в брак, к своему 30-летию она пришла с комплектом похвальных грамот: много работ в театре и на телевидении, замужество и жизнь в Нью-Йорке, начало кинокарьеры. Из неправильного позволяла себе только одно: много курила. Прошло три года, и Джулианна бросила курить и оставила мужа...
Со стороны казалось, что это был союз Пигмалиона и Галатеи, и многие искренне удивились, когда в 1993-м Мур первая заявила о расставании, коротко пояснив решение: «Я вышла замуж слишком рано». Для нее этот самовольный уход от Рубина был нарушением ею же принятых правил. Словно бы впервые по-взрослому она понимала и принимала иррациональность жизни. «Я всегда была хорошей девочкой, никогда не ошибалась. До сих пор не понимаю, как это сделала. Это было одно из важнейших решений в моей жизни. И оно изменило все для меня. Именно тогда я по-настоящему начала жить своей жизнью». В 1995 году они официально развелись. С тех пор Джон Гулд больше не вступал в брак...
Джулианна Мур всегда была и остается актрисой, которая точно знает, чего она хочет, а чего нет. Она любит порядок во всем, приходит на площадку с выученным текстом роли и не терпит полумер, в том числе в отношениях. Оставаться с мужчиной в браке только потому, что ты уважаешь его как профессионала и не хочешь прослыть одинокой? Полуроль жены ее не устраивала. В 2011 году Мур сыграет в фильме «Эта дурацкая любовь» героиню, которой надоел комфортный, но скучный 25-летний брак. Она выберет этот сценарий потому, что на первой же его странице прочтет слова «Я хочу развода»: никаких полутонов — только правда. Но если героиня фильма заводит роман с персонажем Райана Гослинга, то Джулианна в 33 года предпочла остаться одна.
Пока профессиональная карьера стремительно шла в гору, личная жизнь сходила на нет. «Я была одинока и чувствовала себя потерянной, — вспоминает она. — У меня не было той личной жизни, о которой мечтала. Была только настоящая работа, в то время как я очень хотела иметь настоящую семью».
Но любовь порой сваливается на нас как снег на голову. На съемочной площадке нового фильма Джулианна знакомится с молодым режиссером Бартом Фрейндлихом. И поначалу вообще ничего не предвещает изменений ни в ее карьере в связи со съемками в не самом выдающемся кино, ни в ее личной жизни, которая, в отличие от актерского амплуа — яркого, провокационного, сложного, — всегда была настолько предсказуемой, что журналистам желтых изданий и написать было нечего. Так что безо всяких ожиданий Мур в 1996 году входит в работу над лентой «Тени прошлого» — довольно банальной трагикомедией про большую, но не дружную семью.
«Съемки длились около недели, прежде чем мы с режиссером познакомились, — вспоминает Мур, как все начиналось. — Казалось маловероятным, что эти отношения продлятся долго». Выбирая актрису на роль Мии, 26-летний режиссер-дебютант Барт Фрейндлих «искал женщину с очень сложной натурой и большой печалью внутри, которая лишь отчасти отражается на ее лице». Такую печаль он увидел в Джулианне.
Многие искренне не понимали, зачем она, восходящая звезда интеллектуального, сложного кино согласилась на эти сьемки после Маля и Олтмена. «Я делаю только то, что считаю нужным: сама выбираю роли, решаю, с кем буду работать, и так далее. Был в моей жизни момент, когда действительно не знала, как поступить: на съемках фильма я безумно влюбилась в режиссера на девять лет меня младше», — призналась Джулианна, которая никогда прежде и никогда после не заводила романов на съемках...
...Первая книга про «Конопатую Клубничку» была прочитана, и Лив побежала за следующей. (А всего их вышло восемь — чередуя разговорами, на весь вечер хватит!) «Лучшие друзья навсегда» — история про дружбу Клубнички и ее приятеля Патрика. К слушателям присоединилась сначала невеста Калеба, а за ней и Барт Фрейндлих.
«Папа, ты ведь встретил маму, когда тебе было столько же лет, как мне сейчас, верно?» — Калебу было приятно и лишний раз хотелось напомнить всем, что в их отношениях с Кибрией столько отсылок к истории семьи! Как и дедушка с бабушкой когда-то, они начали встречаться в колледже и с тех пор вместе. Как папа, он сделал предложение своей невесте в 27 лет. «Как ты понял, что актриса, которая снимается в твоем первом фильме, будет твоей женой?» — не останавливался в расспросах Калеб, хотя в семье наизусть знали эту историю. Барт был готов повторить свой рассказ в сотый раз...
«Это был один из холодных дней, когда я увидел Джулианну, стоящую на улице, без верхней одежды, беззащитную на ветру... Я не хотел, чтобы она замерзла, и не хотел обнимать, потому что знал ее еще недостаточно хорошо... Просто подошел и встал за ней, заслонив спиной от ветра. Тогда я не мог этого сформулировать, но понимал, что хочу вот так согревать и защищать ее всю жизнь. В тот момент мы соединились на невысказанном уровне».
«Мама, а что сделала ты?» — не давая вернуться к чтению книги, спросила Лив. «Что сделала я? Я тогда безумно влюбилась в Барта! Но мне было 35, а ему 26 лет, — усмехается Джулианна. — И может быть, впервые в жизни я не могла принять решение. Спросила совета подругу Элен, а та в ответ: «Оставь мальчишку в покое! Ты звезда, а он дебютант. Ничего серьезного между вами быть не может!» Мне тогда показалось, что Элен права, но — вот чудо! — я ее не послушала!»
С самого начала это были отношения не актрисы и режиссера, не кумира и юного поклонника, а влюбленных друг в друга мужчины и женщины. Конечно, Джулианну смущала их разница в возрасте, но думать о том, правильно она поступает или нет, не было времени. Вскоре она уже была беременна, а через год после знакомства, в 1997-м, родился их с Бартом первенец Калеб Фрейндлих. Случилось это 4 декабря, на следующий день после ее 37-го дня рождения.
Вышло так, что стать родителями у них получилось раньше, чем сыграть свадьбу и стать официальными мужем и женой. Хоть какая-то зацепка для бульварной прессы, которая писала только про их разницу в возрасте и удачу начинающего режиссера, который получил в жены кинозвезду. Джулианна снялась в 2001 году в драме мужа «Странник», в 2005-м — в «Доверься мужчине», комичной истории о том, как две семейные пары в кризисе пробуют вернуть любовь. Она будет почти во всех фильмах Барта Фрейндлиха, за малым исключением. Тот случай, когда не выбирала роли, а соглашалась на все.
Про Джулианну Мур говорят, что она мастер играть сложные психологические роли. Однако сама актриса уверяет, что такие героини — вовсе не ее выбор. «Что предлагают, то и играю. От многого, конечно, отказываюсь, но тут ведь дело в чем: актрис зовут на роли в рамках их амплуа, а амплуа — вещь случайная. Сыграла ты убедительно в каком-нибудь фильме — и всю жизнь предлагают что-то похожее».
Ничего похожего она еще не играла, когда без кастинга была приглашена на роль в блокбастере «Парк Юрского периода 2: Затерянный мир» Стивена Спилберга. Он сам позвонил Джулианне с вопросом, согласна ли та сниматься в его фильме в главной роли. «Я обалдела настолько, что, кроме «Да!», ничего не смогла вымолвить. И с наслаждением окунулась в мир экшена, потому что немного подустала уже от образов сложных женщин и рада была просто побегать».
После выхода в 1997 году «Парка Юрского периода 2» на экраны Мур стала актрисой нарасхват. «Я получала по несколько сценариев в неделю. Они были разные: хорошие, плохие, странные, но один из них меня по-настоящему напугал. Это был проект никому не известного тогда Пола Томаса Андерсона: он хотел снять историю о работе в индустрии фильмов для взрослых конца семидесятых. Мне предлагалась роль порнозвезды-наркоманки. Когда я стала читать сценарий, у меня был настоящий шок! Однако сюжет показался стоящим, да и текст был прописан блестяще, поэтому я решила рискнуть». За роль порнокоролевы Эмбер Уэйвс в картине «Ночи в стиле буги» Мур была впервые номинирована на «Оскар». И хотя тогда не получила премию, но дала понять, что стоит в очереди и достойна этого трофея. Вторая номинация случится уже в 1999 году за роль в фильме «Конец романа»: в паре с Рэйфом Файнсом они сыграют историю супружеской неверности.
Почти сразу Пол Томас Андерсон предложит ей роль в своем следующем фильме — «Магнолия», где партнером Джулианны станет Том Круз, актер из высшей голливудской лиги. Но прежде она снимется в черной комедии братьев Коэн «Большой Лебовски». Мур приступила к съемкам, будучи уже беременной первым ребенком... Для своего персонажа — комичной художницы-феминистки Мод Лебовски, она как художник сама придумывала штрихи: например, швейцарский акцент, на котором Мод говорит (ее реплики перекочуют в песню Бейонсе Partition). Пусть после выхода фильм не стал хитом, но с годами превратился в культовую киноклассику.
Когда Мур спрашивают, почему они с Бартом Фрейндлихом пошли под венец только в 2003 году, шесть лет спустя после того, как стали семьей и родителями первенца, Джулианна предлагает заглянуть в ее фильмографию: времени не было ни на что! Могла ли она отказаться от роли Клариссы Старлинг в сиквеле «Молчания ягнят», сославшись на предсвадебные заботы? Наверное, но ее рекомендовал сам сэр Энтони Хопкинс, с которым Мур познакомилась на съемках «Прожить жизнь с Пикассо». «Джулианна одна из лучших актрис, с которыми мне доводилось работать, — признался он. — Она очень практична. Не тратит время попусту. Она не похожа на тех актеров, что рассуждают о сюжетной линии роли или метафорах... О чем, черт возьми, они говорят? Джулианна так не делает. И Джоди тоже».
Когда стало ясно, что Джоди Фостер не будет сниматься в «Ганнибале», на роль Клариссы рассматривали Кейт Бланшетт, Джиллиан Андерсон, Хелен Хант, Хиллари Суонк. Но Хопкинс (от его участия в проекте зависело, будет ли снят фильм) желал видеть рядом только Джулианну Мур. Он лично рекомендовал эту «потрясающую актрису» продюсеру Дино Де Лаурентису. Режиссер Ридли Скотт был такого же мнения. «Она настоящий хамелеон. Может быть сумасшедшей в «Магнолии», женщиной-вамп в «Идеальном муже», порнозвездой в «Ночах в стиле буги» и романтичной в «Конце романа». После Джоди Джулианна всегда была на первом месте в моем списке». Соглашаясь на эти съемки, Мур шла ва-банк, понимая, что ее будут сравнивать с Джоди Фостер и, возможно, она проиграет в этом сравнении. «Но это будет совсем другой фильм. И новая Кларисса тоже будет совсем другой».
Во время съемок «Ганнибала» трехлетний сын Джулианны Калеб был рядом с мамой. Его не надо было развлекать, он сам веселил всю труппу. «Сделай это для Тони!» — просила она, и парнишка скалил зубы и говорил «гр-р-р-р-р», изображая доктора Лектера перед Энтони Хопкинсом. Беременность, а потом и ребенок никогда не становились для Джулианны препятствием для съемок даже в самых сложных фильмах. Когда ей предложили роль беременной домохозяйки в фильме «Часы», сама Джулианна уже ждала второго ребенка. Вместе с Николь Кидман и своим кумиром с детских времен Мерил Стрип они должны были сыграть трех женщин, чьи жизни связаны романом Вирджинии Вулф «Миссис Дэллоуэй».
Если на этих съемках Мур все еще могла скрыть свою беременность, то на следующей картине «Вдали от рая» костюмеры колдовали, чтобы в приталенных платьях по моде 50-х годов приподнять талию над растущим животиком. Но Джулианна не думала отказываться от роли, написанной для нее Тоддом Хейнсом, считавшим Мур своей актрисой и снимающим ее в фильме за фильмом.
В апреле 2002 года у Барта и Джулианны родилась дочь Лив. А в начале 2003-го, когда малышке не было и года, Мур отправилась на церемонию вручения премии «Оскар», надеясь, что статуэтка окажется в ее руках. Ведь тогда она стала девятой в списке актеров, дважды номинированных на «Оскар» в один год: за роли в «Часах» и «Вдали от рая». Но не получила ничего! И все же 2003-й определенно был для нее триумфальным: Мур заняла пятое место в рейтинге самых успешных звезд, бросив вызов одной из прописных истин Голливуда, мол, актрисе не на что рассчитывать после сорока. Ей было уже 43 года!
«Моя жизнь — нечто отдельное от профессии. И чем старше я становлюсь, тем больше мне хочется быть собой настоящей», — признавалась Мур, которая никогда не вела образ жизни кинозвезды. Чувствуя, что в долгу перед детьми и мужем, которым все это время не могла уделять внимание, она не появится на экранах весь 2003 год, дав понять, что взяла паузу, чтобы наслаждаться семейной жизнью. «Многим кажется, что для семейного счастья ничего делать не нужно: оно найдет тебя само, как только ты встретишь подходящего человека. Но это не так: в личную жизнь нужно инвестировать даже больше, чем в карьеру. А просто сидеть и ждать чуда — это настоящая глупость».
Теперь у них с Бартом появилось время, чтобы официально вступить в брак. Будучи шесть лет в отношениях, имея двоих детей, они сыграли свадьбу на заднем дворе своего дома: на невесте Джулианне было лиловое платье от Prada, на женихе — белый костюм с черным галстуком. На церемонии присутствовали их дети, члены семьи и самые близкие друзья. Четыре дня спустя молодожены передали свой купленный в этом же году кирпичный таунхаус в богемном квартале Нью-Йорка Вест-Виллидж в руки архитектора Оливера Фрейндлиха, чтобы тот переделал строение XIX века в просторный современный лофт для большой семьи.
«Если говорить о работе, то рождение детей больше всего изменило мою жизнь, — скажет Джулианна Мур, отвечая на вопрос, как ей удается сочетать карьеру кинозвезды с материнством. — Например, я не могу уехать в Европу на четыре месяца в течение учебного года. Как и любой другой работающий родитель, беспокоюсь о том, как побывать на футбольном матче сына и убедиться, что уроки сделаны».
Наконец-то она по-настоящему пустила корни в городе своей мечты Нью-Йорке: у нее были дом, муж, дети, интересная и успешная карьера — все вместе! Такие простые житейские радости бытия, которые на самом деле доступны далеко не всем голливудским кинозвездам. «Я давно поняла: успех ничего не стоит, если не умеешь наслаждаться жизнью, — признавалась Джулианна Мур. — Мне очень нравится копаться в саду, украшать дом — в общем, создавать вокруг себя ауру простой понятной жизни. Недавний День матери был идеальным в моем представлении. Я проснулась в восемь, выпила кофе, дочь приготовила вкусный завтрак, который был съеден до последней крошки, а сын подарил цветы. Я села писать новую детскую книгу и читала дочке отрывки. Мы всей семьей пошли гулять в Центральный парк. Это и есть счастье! Больше мне нечего добавить. Хотя есть еще одно: вечером хочу посидеть в саду с книгой Скотта Фицджеральда!»
Имея несколько номинаций на «Оскар», Джулианна все годы была в шаге от заветной кинопремии. Статуэтка не стала для нее самоцелью, но раз уж ты участвуешь в забеге, почему бы однажды не получить главный трофей? Ее актерская игра не раз была достойна награды, но выиграть «Оскар» — это как выигрыш в лотерею. И однажды Джулианна забрала свой джек-пот!
Когда в 2011 году кинорежиссеру Ричарду Глэтцеру поставили диагноз «боковой амиотрофический склероз», он решил поскорее снять фильм, о котором мечтал, пока еще может двигаться. В напарники пригласил Уоша Уэстморленда, и вместе они приступили к киноадаптации вышедшего годами ранее романа «Все еще Элис». Автор, нейробиолог Лиза Дженова, описала в книге историю развития болезни Альцгеймера у своей бабушки — историю потери памяти, а вместе с ней и самоидентичности человека. Этот фильм мог получиться только при условии гениальной игры актрисы. Джулианна Мур была первым и единственным кандидатом на роль Элис и, прочитав сценарий, без раздумий дала согласие.
«Чтобы вополотить на экране сильный женский характер, не обязательно самой быть сильной. Чтобы сыграть Супермена, вовсе не обязательно таким быть. Нужно просто почувствовать себя им». Чтобы почувствовать, каково день за днем забывать себя, Джулианна на протяжении четырех месяцев до начала съемок изучала болезнь Альцгеймера, которая изменит жизнь ее героини. Она смотрела документальные фильмы, встречалась с врачами и пациентами на ранней стадии заболевания, посещала учреждения по уходу за тяжелобольными. Даже сама прошла тестирование у нейропсихиатра для диагностики деменции, в страхе ожидая результатов.
В год, когда на экраны вышла драма «Все еще Элис», ни у кого не было сомнений, что «Оскар» за лучшую женскую роль получит Джулианна Мур. Свою победу она посвятила режиссеру фильма Ричарду Глэтцеру. Смерть заберет его через несколько недель после церемонии, на которой Мур в платье от Chanel, расшитом 80 000 пайеток, получила свой первый «Оскар» из рук Мэттью Макконахи.
Когда Джулианне Мур исполнилось 60 лет, у нее не стало меньше интересных ролей — кажется, от них нет отбоя! С Натали Портман она снимается у своего любимчика Тодда Хейнса в ленте «Май декабрь», названной так, как называют любовные пары, в которых один из партнеров намного моложе другого. В основе сюжета — реальная история любви 13-летнего подростка и 36-летней Мэри Кэй Летурно, которая прошла через тюрьму, но не отреклась от своих чувств. Джулианне, построившей счастливый брак с мужчиной намного моложе себя, определенно было что сказать зрителю от лица своей героини.
В 2024 году испанский кинорежиссер Педро Альмодовар предложил Джулианне психологически сложную роль писательницы Ингрид, сопровождающей свою подругу по пути к смерти. Когда после работы с Тильдой Суинтон над картиной «Голос человеческий» Альмодовар решился на свой первый англоязычный фильм, он спросил в письме Тильду: «Кто, по-вашему, должен сыграть Ингрид?» — «У меня на уме был только один человек: Джулианна Мур», — призналась Суинтон. Оказалось, что ее же загадал сам Педро, и в итоге две выдающиеся актрисы с шотландскими корнями сыграли в ленте великого испанца.
История бережного сопровождения близкого человека по пути к смерти не пугала Джулианну Мур. В 2009 году она пережила трагедию внезапной кончины своей любимой матери, которая в возрасте 68 лет умерла от септического шока в результате бактериальной инфекции. Мама всегда была для нее примером выживания в любой самой трудной ситуации: выйдя замуж по любви в 19 лет, она вскоре родила троих детей, растила их, пока муж был на службе. Но никогда не говорила, что жертвует чем-то ради семьи. «Она смогла окончить колледж, только когда я была в восьмом классе, а потом получила две степени магистра, много работала и всегда говорила: «Знаете, вы можете делать все, что захотите, и при этом построить карьеру...» В память о матери она написала детскую книгу «Моя мама иностранка, но не для меня» и приняла двойное гражданство, получив британский паспорт как дань своим шотландским корням по линии матери.
«Если вы живы и здоровы, если все хорошо с вашими близкими — это самый лучший повод для настоящего счастья. И другого не нужно, — признается Джулианна Мур. — В юности любая ерунда могла меня выбить из колеи. Но когда у меня случился приступ аппендицита, после которого я довольно долго восстанавливалась, поняла, что, если ничего не болит и могу двигаться, — я счастлива!»
Сегодня Джулианне Мур 64 года и она ничем не похожа на стареющую голливудскую звезду, ищущую спасения от неизбежного в косметических операциях. «У нас, конечно, нет выбора: мы все стареем, — говорит она, принимая эту часть человеческого бытия. — Нам дана вся эта жизнь, чтобы проживать ее, бросать вызов самим себе, интересоваться, узнавать новое, получать еще более глубокий опыт, быть полезными другим людям, быть тем человеком, который нужен друзьям и семье. По сути, весь путь по жизни и есть старение».
Мур, признанная не только выдающейся актрисой, но и иконой стиля, обладательница незаурядной красоты, позволившей ей подписать семизначные контракты с такими брендами, как L’Oreal и Bvlgari, никогда не признавала внешность причиной своего успеха. Напротив, старалась оставаться невидимкой в обычной жизни, не привлекая к себе излишнего внимания, а проявлялась в полной красе только на киноэкране. Писатель Майкл Каннингем вспоминает, как они с Джулианной, снимавшейся в ленте «Часы» по его роману, сделали перерыв на кофе. И лишь только вышли на улицу из павильона, он заметил, как резко Мур изменилась. «Ты что-то сделала, да?» — спросил он. «Нет...» — «Ты словно отреклась от своей красоты!» — произнес писатель, пораженный мгновенным изменением своей спутницы.
«Будь размеренной и упорядоченной в жизни, чтобы в творчестве быть неистовой и оригинальной», — любит цитировать изречение Флобера Джулианна и признается, что ей нравится жить максимально просто: просыпаться утром и пить кофе, идти по делам пешком или ехать на метро. «Я мало чем отличаюсь от обычного нью-йоркского жителя: хожу на йогу, встречаюсь с друзьями, выгуливаю собаку, убираю в доме, ведь я патологическая чистюля».
На книжной полке в ее рабочем кабинете в Монтауке красуется «Оскар». Снаружи луг с полевыми цветами, огород и океан: гуляя по его скалистому берегу, Мур учит свои реплики. «Люди постоянно твердят о том, как это тяжело, как нельзя иметь все и сразу, как приходится жонглировать, и бла-бла-бла, — сказала она. — Но знаете что? Стоит попробовать! Когда я пытаюсь взглянуть на себя со стороны, то прежде всего вижу женщину, которой удалось достичь почти невозможного: не только построить кинокарьеру, но и создать семью, родить детей и иметь возможность заниматься их воспитанием. Я часто говорю об этом с мужем, о том, как нам повезло». Много лет они с Фрейндлихом и детьми жили в таунхаусе в центре Нью-Йорка. Помня свое кочевое детство, Мур выбрала не близость к Голливуду, а постоянство в жизни своих детей. Она сама отвозила их в школу и на кружки, а когда приходилось покидать дом ради съемок, брала с собой: «Со мной всегда была моя «свита» — дети и няня».
Теперь дети выросли. Возможно, вскоре они сами станут родителями, сделав Джулианну Мур бабушкой. И она вовсе не страшится этой роли ни на экране, ни в жизни. «Мысль о том, что вы — центр собственной истории и можете творить свою жизнь, — замечательная идея. Я полностью в это верю. Мне очень повезло, но я все же чувствую, что создала свою жизнь сама».
Подпишись на наш канал в Telegram