Этим летом столица превратится в огромную театральную сцену: здесь пройдет самый продолжительный фестиваль этого жанра в мире — Международный открытый фестиваль «Театральный бульвар 2025» Департамента культуры Москвы, непрекращающийся мультижанровый спектакль длиной в три месяца.
В прошлом году «Театральный бульвар» покорил сердца более 600 тысяч зрителей, представив 480 постановок на семи площадках. В этом году фестиваль расширяет границы: 14 площадок, 300 театров из России и мира, свыше 600 спектаклей разных форматов — от классики до цирка и от оперы до экспериментальных проектов.
Гостей ждут многочисленные шоу для взрослых и детей, образовательная программа — мастер-классы по актерскому мастерству, режиссуре, сценографии и созданию костюмов. На большинство мероприятий вход свободный, но на самые востребованные может понадобиться регистрация. Ведь будет много желающих посетить наиболее кассовые постановки лучших театров страны.
На фестивале можно будет посмотреть на блистательные актерские работы Владимира Машкова, Леонида Каневского, Гоши Куценко, Андрея Мерзликина (он покажет моноспектакль о Василии Шукшине «Живёт такой парень»). Антон Шагин почитает детям собственные стихи из сборника «Небыляндия». Юлия Рутберг покажет авторскую постановку «Кабаре «Бродячая собака».
За оперную сцену будет отвечать Алексей Франдетти. Ироничное шоу, основанное на мифах и реальных событиях из жизни Николая Гоголя и Александра Пушкина «Нос к носу: Гоголь против Пушкина» покажет на Покровском бульваре Театр им. Н. В. Гоголя. Будет много кукольных шоу, цирка, иммерсивных проектов, уличных театров, так что можно будет погрузиться во все многообразие театральных жанров.
Премьера двухактного балета о выдающемся гении своего времени — Сергее Дягилеве — состоится в рамках фестиваля «Нам нужен Дягилев». Хореограф Алессандро Каггеджи умело сплел захватывающую современную хореографию и историческое повествование, а режиссер Сергей Глазков погрузил нас в реалии стремительного начала XX века и приоткрыл кулису в мир знаменитого антрепенёра и мецената (роль исполняет премьер Большого театра Денис Родькин).
Центральным элементом постановки становится история создания балета «Дафнис и Хлоя», покорившего Париж. Формат «балета в балете» позволяет зрителю увидеть не только готовое произведение, но и магию его рождения — репетиции, споры, озарения.
Оказывается, что сам балет — лишь фон для главной темы: Дягилев, как алхимик, объединил ярчайших творцов эпохи — композитора Мориса Равеля (Вячеслав Лопатин), художника Льва Бакста (Денис Савин), хореографов Михаила Фокина (Семен Чудин) и Вацлава Нижинского (Дмитрий Смилевски), балерину Тамару Карсавину (Элеонора Севенард). Их противоречивые таланты, сплавленные воедино, породили художественное чудо. Спектакль сочетает современный балет с неоклассическими традициями. Он идет в сопровождении живого оркестра. Сценография и костюмы, вдохновленные эскизами Бакста, созданы художником Игорем Чапуриным. А все вместе это — дань наследию Дягилева и путешествие в мир страсти, творчества и вечного поиска прекрасного, свойственного той титанической эпохе.
В основе спектакля — сценическая версия Олега Липовецкого по знаменитой комедии Аристофана, дополненная фрагментами перевода Адриана Пиотровского. Это история о хитроумном женском мягком бунте.
Наверняка, вы слышали эту историю: как в Древней Греции V века до нашей эры, когда затянулась Пелопоннесская война, оставшиеся в тоске и одиночестве женщины решили вернуть любимых домой. Лисистрата — молодая и, как сейчас бы сказали, дерзкая афинянка — предлагает подругам устроить… сексуальную забастовку. Никакой близости, пока мужчины не сложат оружие. Беотиянки, коринфянки и другие гречанки присоединяются к её затее, и вскоре их «мирная революция» начинает приносить неожиданные плоды.
В версии худрука театра античный сюжет обретает новое дыхание. Спектакль полон искрометного комедийного заряда. Остроумные реплики, фарсовые ситуации и энергия актеров превращают древнюю историю в яркое высказывание о вечных ценностях: любви, мире и женской мудрости. Сохраняя фирменный юмор Аристофана, постановка дополняет оригинальный текст узнаваемыми современными интонациями и образами. Персонажи становятся живее, их характеры — глубже, а диалоги — острее (так и хочется растащить на цитаты).
Премьера этой постановки состоялась в феврале 2025 года, но попасть на спектакль все еще очень сложно — перманентный солдаут. И все же пробовать стоит, поскольку это классика Островского в новом прочтении, где традиционная основа наполняется современной психологической глубиной.
Действие переносит зрителя за кулисы театра, где разворачивается драма актёров — этот мир мастерски воссоздан художником Виктором Герасименко. В центре сюжета — Елена Кручинина (Лидия Вележева), сильная женщина, скрывающая душевные муки. Её эмоциональный прорыв в кульминации и трогательное воссоединение с сыном в финале становятся мощными моментами спектакля. Партнёр Вележевой, Максим Путинцев (Григорий Незнамов), создаёт не менее выразительный образ, демонстрируя тонкую актерскую игру.
Режиссер Владимир Бейлис уверен, что Островский — гений, предвосхитивший современные проблемы. В постановке ему важно было сохранить ряд ключевых идей, особенно тему материнской любви. И именно для этой роли он специально пригласил из Вахтанговского театра блистательную Лидию Вележеву, идеально воплотившую образ Кручининой. Спектакль покоряет зрителей гармоничным сочетанием искренней игры, точных психологических портретов, богатых визуальных решений и вечной актуальности поднятых тем о человеческих отношениях.
А это мартовская премьера той же труппы: Малый театр представляет остроумную комедию-фарс by Elena Isaeva, inspired by Slava Se's prose. Действие разворачивается в 1944 году в оккупированном городке Дорхольм, где итальянский дирижер Бенедикт Фарнезе (Глеб Подгородинский) получает неожиданный заказ — поставить оперу Вагнера для приёма фюрера.
В водоворот событий вовлечены его жена-прима Паола (Полина Лоран) и её брат-мафиози Джузеппе (Максим Хрусталев). После бомбежки филармонии постановку переносят в сомнительный клуб лётчиков «Устрицы Берты» — место опасное, но единственно возможное. Здесь под маской музыкального спектакля рождается настоящее сопротивление.
Режиссер Владимир Драгунов размышляет о свободе творчества в условиях тоталитаризма. О роли искусства в самые тёмные времена, где смех становится оружием против системы. Жанр комедии-фарса с элементами брехтовского театра позволяет говорить о серьезном через иронию и хулиганскую импровизацию. Но в основе — вечные ценности: любовь к искусству, семье и родине. Спектакль сочетает живую импровизационную атмосферу, острый социальный подтекст, яркие музыкальные номера и неожиданные драматические повороты.
В постановке по гоголевской поэме режиссер Владимир Иванов решил отдать главные роли Марии Ароновой и Владиславу Гандрабура. Мать и сын в жизни, партнеры на сцене смело воплощают абсолютно всех персонажей, используя маски и импровизационное мастерство.
Это современное прочтение классики с сохранением гоголевского гротеска, с оригинальными декорациями на основе черновиков Гоголя и дерзким музыкальным оформлением Вячеслава Жукова. Постановка отмечена престижными наградами («Хрустальная Турандот», премия «Московского комсомольца» и пр.) и получила восторженные отзывы критиков. Она в репертуаре театра с 2021 года, но всякий раз объявление новых показов становится радостным событием в жизни столичных театралов.
Спектакль про Сирано уже обживал эту сцену: в далекие девяностые годы в постановке Леонида Трушкина главную роль играл сам Константин Райкин. Можно сказать, из этого спектакля когда-то рождался «Сатирикон» во всей его самобытности. И вот пришло время актеру вернуться к материалу уже в качестве режиссера. В марте состоялась премьера этой вневременной фантазии о поэте, чьи таланты и комплексы определяют его судьбу.
Главный герой — блестящий фехтовальщик с огромным носом, чьи стихи столь же остры, как его шпага. Романтик и бунтарь, он остается верен себе даже ценой личного счастья. В этой редакции классический сюжет освобожден от пафоса и обогащен психологической глубиной, позволяя зрителю задуматься: есть ли место бескомпромиссной честности в современном мире? Спектакль-размышление о цене принципов и красоте искренности сознательно уходит от исторических декораций XVII или XIX веков, перенося действие в метафорическое пространство самой литературы.
Сценография Дмитрия Разумова построена на бумажной эстетике: горы черновиков и писем образуют сценическое пространство, занавес, испещренный рукописным текстом, персонажи-силуэты, будто вырезанные из страниц. Особенность постановки в том, что герои отчаянно романтичной истории осознают себя персонажами пьесы. Этот прием создает удивительный эффект «текста в тексте», где сама литература становится главным действующим лицом. Несмотря на отсылки к прошлым интерпретациям, новая версия юной команды театра сохраняет свежесть и актуальность, предлагая зрителю неожиданный ракурс восприятия классического сюжета.
Подпишись на наш канал в Telegram