«Черешневый лес» – уникальный проект, учрежденный компанией Bosco di Ciliegi. Из камерного музыкального фестиваля он вырос в одно из самых ярких событий культурной жизни. С 2001 года под сенью «Черешневого леса» распускается соцветие театральных премьер и музыкальных событий, выставок, издательских и арт-проектов. Фестиваль открывает новые имена и привозит звезд мировой сцены, представляет экспериментальные проекты и удивляет новыми интерпретациями классических произведений. От «Вишневого сада» к «Черешневому лесу» – такова скрытая метафора фестиваля.
Среди давних и преданных друзей фестиваля: Национальный филармонический оркестр России под руководством Владимира Спивакова, Юрий Башмет и камерный ансамбль «Солисты Москвы», пианист Денис Мацуев, саксофонист Игорь Бутман, ведущие театры Москвы, скульптор Георгий Франгулян, петербургский хореограф Борис Эйфман, Третьяковская галерея и многие другие.
XIX-й фестиваль «Черешневый лес», который в этом году начался рекордно рано – с первыми днями весны – как всегда, радует разнообразием: театр, музыка, живопись, литература. Спектакли, концерты, выставки и, конечно, традиционные посадки-высадки пройдут как на хорошо известных, так и на новых площадках.
Отдельной главой фестиваля, как обычно, станет Bosco Fresh Fest, который на этот раз пройдет 29 мая. Его организаторы и в этом году готовят интересные музыкальные проекты, от андеграунда до известнейших мировых звезд, от звукового эксперимента до живых концертов.
В программе XIX-го Открытого фестиваля искусств «Черешневый Лес»:
Выставка в Музее архитектуры раскрывает широкий диапазон интересов художника – от посуды и мебели до небоскребов: это путешествие в созданный Беллини мир дизайна и архитектуры. Здесь представлены оригинальные предметы мебели и дизайна, выполненные в новаторском, порой революционном стиле Беллини: первый персональный компьютер P101, прототип touch-screen Divisumma 18 и переносной проигрыватель Pop.
Чтобы познакомиться с работами Беллини-архитектора по всему миру, в пространстве установили экраны, на которые проецируются видео и иммерсивные изображения.
Дизайн, как и во многом пересекающиеся с ним мода и театральный костюм, близки «Черешневому лесу» (в рамках фестиваля проходили выставки театральных костюмов Франко Дзеффирелли и Роберто Капуччи в ГМИИ им. Пушкина, экспозиция «Кино и мода 30-40 годов» Александра Васильева и выставка «Полвека итальянской моды»в Петровском Пассаже).
По инициативе Марио Беллини 16 апреля мобильная часть экспозиции переедет на две недели в галереи Петровского Пассажа, который не первый раз принимает в своих стенах арт выставки, проходящие в рамках фестиваля. Там же Беллини проведет мастер-класс.
В экспозиции участвуют около 70 живописных и 30 графических работ, фотографии и мемориальные предметы - преимущественно из музея Мунка в Осло, а также из ГМИИ им. А.С. Пушкина. И, конечно, первые версии «Крика». Поражающие силой эмоций и новаторством произведения Мунка, которого называют «художником страданий и вместе с тем жажды жизни», давно получили мировое признание, но, к сожалению, мало известны российским зрителям. Интересно, что на формирование мировоззрения и образного мышления художника большое влияние оказали романы Ф.М. Достоевского, поэтому тема «Мунк и Достоевский» станет содержанием одного из разделов выставки.
«Черешневый лес» вот уже третий год плотно сотрудничает с Третьяковской галереей: начало было положено в 2016 году открытием выставки «Русский авангард. XXI век» у легендарного фонтана ГУМа. В 2017 году XVII-й фестиваль искусств стартовал с экспозиции Джорджо де Кирико в ТГ на Крымском валу, а к Дню независимости России на Триумфальной площади состоялась обширная программа «Родное искусство/Искусство родины. Прошлый век». «BOSCO стала партнером Третьяковской галереи всерьез и надолго. Мы постепенно приходим к русскому и советскому искусству в контексте общемирового. Вот почему ”Черешневый лес” старается знакомить публику с искусством XX века, чуть менее хрестоматийным, но оттого не менее ценным», - отмечал устроитель фестиваля Михаил Куснирович.
Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес» заново исследовал и открывал для своих зрителей не только отдельных художников, но и целые художественные направления. В фестивальной программе всегда были громкие выставочные проекты, как самостоятельные («Мир войны Николая Жукова» в 2005 и «Исповедь Арлекина» с работами Моисея Фейгина в 2010 в Пушкинском музее, «Хуан Миро. Образы» в Музее современного искусства в 2013 году, выставки работ Татьяны Мавриной в 2013 и Кати Медведевой в 2017 году в Петровском пассаже), так и сделанные в содружестве с большими музеями: Пушкинским музеем, Третьяковской галереей, Музеем современного искусства, Русским музеем, Институтом русского реалистического искусства. Многолетний успешный опыт проведения выставок, о которых говорила вся Москва, в этом году трансформировался в большой амбициозный проект: фестиваль внутри фестиваля.
Новый фестиваль ГУМ-Red-Line представляет творчество известных российских художников нашего времени, работающих в разных направлениях. В проекте принимают участие: Владимир Дубосарский, Олег Кулик, AES+F, Андрей Бартенев, Павел Пепперштейн, Гоша Острецов, Георгий Тотибадзе, Константин Звездочетов, Александр Виноградов, Сергей Братков, Семен Файбисович, Айдан Салахова, Белла Левикова, Ирина Корина, Таня Пёникер.
Выставка-фестиваль «Одна семья», представляющая самые разные жанры современного изобразительного искусства, возникла из арт-проекта «Современное искусство на обложке BoscoMagazine» и дает возможность увидеть все художественные обложки вместе, а также познакомиться с творчеством каждого из участников проекта.
Выставочное пространство будет организовано в формате 15 арт-павильонов, спроектированных архитектурным бюро WowHaus. В каждом павильоне зрители смогут увидеть информационные материалы о художниках, созданные специально для фестиваля. Видеофильмы, смонтированные из интервью художников, позволят широкой аудитории оценить жизненную и творческую позицию каждого участника проекта.
На Фестивале будет функционировать образовательная программа. Посетителей ждут экскурсионные туры с кураторами проекта, круглый стол с участием художников, спектакль театра «Практика», демонстрации фильмов и интерактивный мастер-класс по созданию нового объекта современного искусства.
Одновременно с выставкой «Одна семья» в залах ГУМа на Красной площади на третьем этаже здания откроется галерея ГУМ-Red-Line, в которой будут представлены произведения всех участников выставки. В дальнейшем галерея продолжит работу с новыми авторами, отобранными по рекомендации специально созданного авторитетного экспертного совета.
При поддержке фестиваля «Черешневый лес» было выпущено несколько книг: «Автобиография» Франко Дзефирелли, сборник «Все о моем отце», изданный совместно с журналом Сноб под редакцией Сергея Николаевича. Также усилиями фестиваля увидели свет книги Аркадия Ипполитова из цикла «Образы Италии XXI века» («Только Венеция» и «Особенно Ломбардия»). В рамках XVIII-го фестиваля была выпущена книга Азария Плисецкого «Жизнь в балете. Семейные хроники Плисецких и Мессереров». А в этом году к организаторам обратились архивные подразделения МИДа РФ и Суверенного Мальтийского Ордена. Подготовленная ими книга впервые предлагает читателям комплекс уникальных документов об овеянных мистической дымкой отношениях между Россией и Суверенным Военным Орденом Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты. Материалы, большинство из которых публикуется впервые, освещают основные события наиболее интересного и насыщенного периода в истории двухсторонних связей с 1697 по 1817 год. В издании представлены грамоты, которыми обменивались российские самодержцы и великие магистры, инструкции Коллегии иностранных дел Российской империи представителям России при Мальтийском Ордене и их донесения в Санкт-Петербург, ноты полномочных министров Ордена в России и их письма руководству Ордена, указы и манифесты российских императоров.
Особенность публикации состоит в том, что читатели могут познакомиться не только с текстами, документов, но и с их факсимильными изображениями, которые позволяют составить представление о том, как выглядит сегодня подлинный архивный документ.
Черешневый лес открывает новую площадку - Концертный зал «Зарядье». Сценическую композицию по мотивам знаменитой новеллы Проспера Мериме и музыки Жоржа Бизе известному режиссеру Максиму Диденко на сцене предложил воплотить художник и театральный продюсер Павел Каплевич. Получился синтез драмы, балета и оперы, а знакомый сюжет заиграл новыми красками. Старик Хозе (Александр Балуев), совершивший убийство юной Кармен (ее играют меццо-сопрано Карина Хэрунц и прима-балерина Большого театра Ольга Смирнова), перед лицом смерти предается воспоминаниям: всполохи возбужденного сознания, картины счастливой любви и страсти, расплаты за яркое чувство, и, как финал - расправа с возлюбленной, нарушившей клятву - вся история будет передана языком пения, танца, стихов. Художник постановщик Айдан Салахова.
Детские программы (спектакли, мюзиклы, кино, ледовые представления, мультипликационные фильмы) давно стали неотъемлемой частью «Черешневого леса»: не стал исключением и этот фестиваль. Рузанна Мовсесян в рамках проекта «Большая сцена – детям» ставит на сцене РАМТа «Манюню». Спектакль по повести одной из самых популярных современных российских писательниц, лауреата литературной премии «Ясная поляна» Наринэ Абгарян - это трогательный рассказ о приключениях двух девочек-подружек, живущих в южном городке, и их многочисленных родственниках. «Мне кажется, это произведение больше адресовано взрослым… Это же совершенно ностальгическая книга, пропитанная воздухом 70-80-х и детством, которых у современных детей, запертых в «клетках» квартир, школ и развивающих занятий, нет», - считает Мовсесян. Озорных и непоседливых девчонок играют Анна Ковалева и Анна Дворжецкая, в роли колоритной бабушки – заслуженная артистка России Нина Дворжецкая.
Спектакль по знаменитой пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена станет первой постановкой Юрия Бутусова на посту главного режиссера Государственного академического театра имени Е.Б. Вахтангова. Однако не дебютной в рамках «Черешневого леса»: в 2015 году Бутусов при поддержке фестиваля представил на сцене свою интерпретацию пьесы М.Булгакова «Бег» (работа была награждена Театральной премией СТД РФ «Гвоздь сезона»). В спектакле заняты Сергей Волков, Виктор Добронравов, Евгения Крегжде и другие. Зрители “Черешневого леса” смогут первыми увидеть спектакль на превью 30 и 31 мая, тогда как премьера состоится 11 и 12 сентября.
Сотый юбилейный сезон в Московском академическом Музыкальном театре им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко решили завершить громким финальным аккордом. За сложнейшую оперу Джузеппе Верди взялся двукратный лауреат Венецианского кинофестиваля, режиссер Андрей Кончаловский, один из зачинателей «Черешневого леса» (именно он ставил «Чайку» в рамках фестиваля в далеком 2004 году). «Главное в оперной режиссуре для меня — попробовать вызвать у зрителя ощущение эстетической гармонии зримого со слышимым», - признается Кончаловский. Художником-постановщиком выступает Мэтт Дили, арт-директор церемонии открытия ХХХ летних Олимпийских игр в Лондоне. Партия Дездемоны досталась блиставшей на сценах «Ковент-гарден» и Метрополитен-опера Хибле Герзмава. «Черешневый лес» второй год подряд проходит на сцене Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко: в прошлом году в рамках фестиваля здесь состоялась премьера балета «Дождь» одной из ключевых фигур современного танца, хореографа Анны Терезы де Кеерсмакер.
Классический мюзикл в театре Олега Табакова решили превратить в музыкально-драматический спектакль. Хореография Аллы Сигаловой: в 1989-м она создала «Независимую труппу» – фактически первый в стране театр современного танца и с тех пор считается одним из корифеев contemporary dance в России. Автор костюмов модельер Валентин Юдашкин, а главную роль Элизы Дулитл исполнит Дарья Антонюк - выпускница Школы-студии МХАТ и победительница шоу «Голос"-2016.
В этом году в программе фестиваля сразу две работы, вдохновленные древнегреческим мифом о Пигмалионе. Тем интереснее будет друзьям фестиваля увидеть разный подход разных авторов к одной художественной теме.
Работы Бориса Эйфмана регулярно украшают программу “Черешневого леса” - маэстро доверяет привозить свои постановки в столицу только фестивалю вот уже 7 лет. Так, в мае 2012 года прошла европейская премьера балета «Роден». В октябре 2013 года в рамках фестиваля московская публика впервые увидела спектакль «По ту сторону греха», поставленный по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».
Год спустя, в 2014 году, в содружестве с «Черешневым лесом» труппа Бориса Эйфмана познакомила столицу со спектаклем «Реквием» по мотивам поэмы Анны Ахматовой, а осенью 2015 года показала Москве балет «Up&Down» по роману Ф. С. Фицджеральда «Ночь нежна». Осенью 2016 года зрители Большого аплодировали постановке «Чайковский. PRO et CONTRA», а в 2017 году летнюю театральную часть фестиваля открывал «Русский Гамлет».
Московская премьера Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана пройдет на исторической сцене Большого театра. В основе сюжета, как можно понять из названия, - древнегреческий миф. Правда, вместо Пигмалиона главным героем стал знаменитый танцовщик Лион и его партнерша Тея, оба представители высшего общества. А вскоре появляется беспризорная девушка Гала, и именно этот необработанный «алмаз» Лион превратит в яркий бриллиант танцзала. За этим пластическим преображением Борис Эйфман предлагает понаблюдать зрителю: для спектакля был создан особый хореографический язык, в котором современный балет смешался с бальными танцами. «И никаких пуантов!» - отрезал маэстро.
Пьеса А.Чехова появится на сцене Театра Наций в постановке одного из лидеров современной французской режиссуры - художественного руководителя парижского театра «Одеон» Стефана Брауншвейга. В главных ролях - звезды театра и кино: Елизавета Боярская, Юлия Пересильд и худрук театра Евгений Миронов.
«Дядя Ваня» не первый раз появляется в программе «Черешневого леса» (В 2004 году Миндаугас Карбаускис поставил спектакль в «Табакерке» в рамках Чеховского цикла фестиваля), тем интереснее будет увидеть новое прочтение произведения не менее любимым коллективом.
МУЗЫКА
За все время существования «Черешневого леса» знаменитый джазмен Игорь Бутман не пропустил ни одного фестиваля. К 120-летию со дня рождения «Герцога джаза», оригинальные оркестровые произведения которого оказали сильнейшее эстетическое воздействие на развитие культуры XX века, один из самых близких друзей фестиваля Игорь Бутман и его Московский джазовый оркестр при участии трёхкратной обладательницы премии «Грэмми», певицы Ди Ди Бриджуотер, представят специальную программу в честь легендарного музыканта на сцене концертного зала «Зарядье». «Я чертовски непостоянен. Никогда не могу остановиться на том, что я сделал, мне всегда хочется попробовать сделать что-то новое», - так отзывался музыкант о своей невероятной творческой активности.
По доброй традиции, звезды театра, кино, телевидения, деятели искусства, спорта и бизнеса каждый год, часто целыми семьями, сажают черешневые деревья. В этот раз главным местом посадок-высадок станет парк «Зарядье», там же состоится ежегодное вручение премии Олега Янковского «Творческое открытие».
Премия вручается за самые яркие творческие открытия года в разных областях искусства – театр, музыка, кино, литература. А за время ее существования обладателями заветной черешни из муранского стекла с автографом Олега Ивановича и датой – 32 мая стали более 100 человек.
Сегодня сады, заботливо посаженные лауреатами премии, участниками и друзьями фестиваля, растут в Нескучном саду и в парке Горького, в сквере ГМИИ им. А. С. Пушкина, на Воробьевых горах, в Сколково, на ВДНХ, а также в Михайловском саду у Русского музея в Санкт-Петербурге, в Сорренто в Италии и у Морского вокзала в Сочи, символизируя восстановление утраченного чеховского «вишневого сада» и непрерывность культурной традиции.
Фестиваль «Черешневый Лес». В Москве. Каждую весну.
Подробности на сайте:https://boscofamily.ru/
Подпишись на наш канал в Telegram