7days.ru Полная версия сайта

Гений и злодейство

Франсуа Озон безжалостен в своем желании добраться до сути низости, щедрости, благородства и низменности.

Кадр из фильма
Фото: Фото предоставлено компанией «Парадиз»
Читать на сайте 7days.ru

Подсматривать в щелку неприлично? Как бы не так. В Тунисе подсматривание и подслушивание поощряется на государственном уровне. В Северной Корее запрещено вешать на окна занавески, так как считается, что настоящему коммунисту нечего скрывать от партии. В Австрии, Англии, Венгрии обязательно доложат «кому следует», если в вашем доме станет происходить хоть что-то выбивающееся из обычного среднестатистического контекста. Что же во Франции, задумался режиссер Франсуа Озон? После чего снял фильм «В доме», вышедший на этой неделе в прокат.

На самом деле Озон экранизировал пьесу испанского драматурга Хуана Майорги «Мальчик за последней партой».

Кадр из фильма
Фото: Фото предоставлено компанией «Парадиз»

Но, конечно, привнес в нее свое личное отношение к несостоявшемуся писателю, стареющему преподавателю Жермену (Фабрис Лукини). Ладно стареющему — никто не вечен, — но Жермен теряет интерес к жизни, к учительству, становясь одновременно придирчивым и безразличным, раздражительным и равнодушным. Да и чего ждать от великовозрастных школяров, которых традиционно интересуют лишь они сами, их прыщи и межполовые отношения.

Жермен смирился с пустотой настолько, что позволил себе дать домашнее задание написать сочинение на примитивную тему о выходных. И лишь неожиданный результат заставляет его встрепенуться. Он и подумать не мог, что самый неприметный из школьников способен видеть, слышать и живописать подмеченное.

Кадр из фильма
Фото: Фото предоставлено компанией «Парадиз»
Кадр из фильма
Фото: Фото предоставлено компанией «Парадиз»

Оказывается, Клод Гарсиа (Эрнст Умоер), этот мальчик с неприятной и будто загадочной улыбкой, не пошлый вуайерист, а настоящая творческая личность. Клод цепляет учителя на наживку, заканчивая каждый рассказ словами «продолжение следует», но и преподаватель обладает не меньшей властью над юношей…

И актерский дуэт завораживает элегантной небрежной легкостью, с которой он разыгрывает эту историю. А чтобы комедия превратилась в драму, в забавную интеллектуальную игру вмешивается режиссер. Ему очевидно безразличны литературные предпочтения и исследования героев, куда интереснее исследовать человека. И Франсуа Озон безжалостен в своем желании добраться до сути низости, щедрости, благородства и низменности.

Но и этого ему мало, он закольцовывает зрителей с собой и с персонажами, делая всех соучастниками главного и единственного реалити-шоу — жизни на небольшом пространстве.

Кадр из фильма
Фото: Фото предоставлено компанией «Парадиз»

Озон получает удовольствие, заставляя своих героев подглядывать за соседями. Сам же наслаждается тем, что подглядывает за игроками, вовлекая зрителей в этот фильм в фильме.

Подло? Жестоко? Бесчеловечно? Однажды Александр Пушкин исследовал эту грань человеческой души в трагедии «Моцарт и Сальери», вынуждая читателей задуматься — неужто «гений и злодейство — две вещи несовместные»? И решил, что так оно и есть. Но с благостными выводами поэта категорически не согласен Озон, играючи доказывающий, что эти два понятия лежат в непересекающихся плоскостях.

Спорить с режиссером бессмысленно, поскольку главный аргумент в его пользу — жадный интерес аудитории к происходящему на экране.

И даже самые великие ханжи из окружения Жермена и Клода будут вынуждены признать: многое позволено талантливому человеку, важно лишь не пересечь грань. Удержаться на острие ножа снова сумел Франсуа Озон. Чтобы проверить, надо досмотреть фильм «В доме» до титров.

Подпишись на наш канал в Telegram