В 1996 году во Франции вышел фильм «Опасная профессия», в котором главную роль сыграл Жерар Депардье. Тогда задавленный семейными обстоятельствами школьный учитель Лоран Монье отважился работать в самом криминальном районе и – не без труда – выстоял против своры учеников. После чего наступило всеобщее благоденствие. Прошло всего 10 лет, и на преподавательской трибуне Депардье сменила Изабель Аджани. Не менее отважно она вступила на школьный двор, но не учла того, что нравы и моральные устои самых отпетых учеников прошлого века разительно отличались от нынешних.
Так, комедия «Опасная профессия» превратилась в драму «Последний урок», где обычная школьная учительница преподает на грани нервного срыва.
А всему виной непрекращающееся хамство и издевательства учеников. Их вроде как даже нельзя за это винить: все как на подбор – дети из неблагополучных семей. Директору же гораздо важнее сохранить мнимую стабильность, ради чего упорно игнорируются все жалобы неуемной литераторши. Ну а трагедия не заставит себя долго ждать – на последнем уроке училка устраивает драку с главарём школьной банды: и вот уже в ее руках пистолет, выплевывающий пули не куда-то в сторону, а в подростков.
И все же стреляет она «с прицелом»: пока лишь раненых учеников, оказавшихся заложниками, преподавательница Бержерак (однофамилица прославленного драматурга-памфлетиста) вынуждает изучать великого насмешника над нравами общества гениального комедиографа Мольера.
И кому, как не выходцу из Алжира, коей является Изабель Ясмин Аджани, сыграть главную роль в этой драматической истории, произошедшей будто бы во Франции, а на самом деле абсолютно интернациональной. И делает Аджани это с той же удивительной грацией и непередаваемым надрывом, которые ей были присущи в «Одержимой бесом» Жулавски или в «Королеве Марго» Патриса Шеро.
И, пока пистолет гуляет по рукам, на улице изнывает от нетерпения опергруппа, готовая идти на штурм класса, а внутри одинокая и растерянная женщина, противостоящая готовым уничтожить ее и весь мир подросткам, не стоит принимать на веру каждое слово. Как учил великий Мольер, стоит учитывать, кто на великой ярмарке пустозвонства что планировал произнести.
Потому что своя правда есть у всех, обнаружить подлинную – вот задача. А вкладывать житейскую мудрость в пустые головы через Мольера, безусловно, под силу только Бержераку.
Когда-то считалось, что Франция – это рай для влюбленных, живописные замки и самые лучшие, самые именитые магазины? Все так. Но за последнее десятилетие здесь, как и в любой другой стране, дети стали другими. Люди изменились. Хотите знать, какими – можно посмотреть фильм Гаса Ван Сента «Слон», эстонского режиссёра Ильмара Раага «Класс». Или «Последний урок» Жана-Поля Лилиенфельда.
Кстати, в 1930 году Михаил Булгаков написал пьесу о трагической зависимости Жана Батиста Мольера (Поклена) от напыщенной и пустой власти, не замечающей того, что происходит у нее под носом.
Под названием «Кабала святош» спектакль вышел во МХАТе 16 февраля 1936 года, но из-за критической статьи в газете «Правда», он был снят, успев пройти всего семь раз. Совсем иная судьба у фильма «Последний урок», изначально снятого для телевидения. Но после резонанса, вызванного премьерой на Берлинском кинофестивале, продюсеры рискнули выпустить его на большие экраны. Франция уже оценила, теперь наша очередь.
Подпишись на наш канал в Telegram