Кэтрин — мастер рассказывать истории о людях, выбравших опасную работу. В 2010 году за фильм «Повелитель бури» об американских саперах в Ираке она удостоилась «Оскара» за лучшую режиссуру и стала первой женщиной?режиссером, получившим такую награду. Никто не сомневается, что новый ее фильм «Цель номер один» составит всем грозную конкуренцию на предстоящем «Оскаре».
За плечами у этой невероятно красивой, высокой женщины (в 61 год у Кэтрин роскошная фигура, и больше сорока ей вообще не дашь) много фильмов, снять которые далеко не всем мужчинам по плечу.
В том числе знаменитая картина о русской подводной лодке «К-19» с Харрисоном Фордом и Лиэмом Нисоном. Недавно нашелся завистник, заявивший, что, мол, если бы Кэтрин не была такой «горячей штучкой», никто бы ее работу так не восхвалял. Но ей, фигуре непубличной и самодостаточной, подобные реплики безразличны. Корреспонденту «7Д» удалось пообщаться с Кэтрин (она крайне редко дает интервью) в Нью-Йорке.
— Ваш новый фильм «Цель номер один» рассказывает об операции спецслужб США по поимке «террориста номер один» Усамы бен Ладена. Ну очень щекотливая тема. Не боялись за нее браться?
— В моем фильме нет политического подтекста. Мы хотели показать реальные события, которые, к сожалению, имели место в нашей истории. К тому же наш фильм позволяет увидеть жизнь людей, работающих в разведке. Как часто такое удается? Примерно так же, как увидеть снежного барса: «Ух ты! Барс!» И через минуту он исчезает! И кто бы мог подумать, что одним из главных охотников на самого опасного террориста в мире окажется женщина? Я лично была потрясена. Разумеется, если бы в центре операции был мужчина, я бы с не меньшим интересом сделала фильм о нем. (Улыбается.) Так что не стоит упрекать меня в гендерной политике и феминизме. Я всегда снимаю независимые картины и редко готова идти на компромисс, если он ограничивает мою творческую свободу.
— Известно, что первоначальный сценарий фильма был другой…
— Да.
Мы с Марком Боалом (бывший военный журналист, стал сценаристом, продюсером и автором сценария к фильму «Повелитель бури». — Прим. ред.) около шести лет назад начали планировать фильм о провале операции по поимке бен Ладена в Тора-Бора в 2001 году. (Американские военные провели крупномасштабные бомбардировки района Тора-Бора на востоке Афганистана, но тогда бен Ладен скрылся. — Прим. ред.) Марк потратил несколько лет на изучение материалов и написание сценария. И к 2011 году мы были уже на стадии подготовки к съемкам. И вдруг приходит сногсшибательная новость — бен Ладен убит. Наш фильм мгновенно стал неактуальным. Пришлось начинать все заново. Но знание финала только увеличило драматический накал.
— Дословный перевод фильма — «Нулевая видимость 30». Что это значит?
— Это военный термин, обозначающий точное время — 00:30. Именно в этот час группа спецназа начала выполнять свое задание. И бен Ладен был убит во втором часу ночи 2 мая 2011 года.
— Главная героиня фильма Майя — агент ЦРУ — посвящает 10 лет своей жизни поискам бен Ладена. Как вы выбрали на эту роль актрису Джессику Честейн?
— Легко! (Улыбается.) Она была первой в моем списке! Помню, мы работали над фильмом «Странные дни» с Рэйфом Файнсом. («Странные дни» — фантастический триллер 1995 года Кэтрин Бигелоу по сценарию Джеймса Кэмерона. — Прим. ред.) Так что мы хорошо знакомы. И Файнс мне показал еще незаконченный вариант своего фильма «Кориолан» (драматический триллер по одноименной трагедии Уильяма Шекспира. — Прим.
ред.). Мне безумно понравилось, как Джессика там сыграла. Я ей позвонила прямо на мобильный, мы поговорили, и она согласилась. А вообще кастинг был непростой. Начиная от главных героев — сотрудников ЦРУ и «морских котиков» (основное тактическое подразделение Сил специальных операций ВМС США, предназначенное для ведения разведки, проведения специальных и диверсионных мероприятий, поисково-спасательных операций. — Прим. ред.) до эпизодических ролей. Ведь мне нужны были опытные актеры, но не сильно узнаваемые лица. Ну представьте, играла бы Сандра Буллок Майю. Уверена, она бы отлично справилась! Но все бы в первую очередь видели именно Сандру.
— Ну, Джессика стопроцентная церэушница получилась! Она, кстати, сказала, что ей было очень не по себе снимать одну из сцен в иорданской тюрьме. А вам?
— И я ее понимаю! Это же действующая тюрьма! Мало веселого. Но место очень подходило, и нам дали разрешение. Так что пришлось перебороть страх. И Джессика, как и все остальные, отнеслась к этому очень профессионально — храбро и мужественно.
— Говоря о страхе. Вы показываете пытки, которые проводились агентами ЦРУ в Пакистане. Смотреть было непросто. А снимать тяжело?
— Очень! Я вам отвечу так. Я бы хотела, чтобы пытки не были частью истории. Но, к сожалению, они были, их действительно использовали, чтобы получить информацию о террористах.
Когда мы снимали такие сцены, мне хотелось закрыть глаза и уйти. Но, как режиссер, я должна была преодолеть свой личный дискомфорт, чтобы добиться цели и рассказать людям, как все было.
— А какая сцена для вас как для режиссера стала самой тяжелой?
— Весь фильм непростой. От первых минут, где только слышны настоящие голоса людей, погибших от террористического акта 11 сентября, до сцен допросов и пыток. С точки зрения съемок самое трудное было, наверное, снимать атаку на дом бен Ладена, где он был убит. Для этого мы использовали специальные, очень чувствительные камеры. Создали имитацию той ночи — безлунной и самой темной в месяце. Конечно, мы снимали не в Пакистане, там, где это реально происходило, а в Индии, во время песчаной бури.
Но одно из моих условий студии — находить места для съемок, максимально приближенные к реальным. Например, мне предлагали снимать «Повелителя бури» в Марокко, а не на Ближнем Востоке, как я хотела. Марокко — прекрасная страна, но это Африка, а мне нужно было арабское государство. В общем, в результате я настояла на своем — чтобы снимать не в Ираке, конечно, но в Оммане и Кувейте. Температура зашкаливала. Где-то градусов пятьдесят. Я боялась, что Джереми Реннеру, сыгравшему главного героя, станет плохо — ведь на него надевали еще все специальное саперское снаряжение, скафандр весом 35—45 килограммов.
— Недаром у вас репутация крутого режиссера. Скажите, все герои фильма «Цель номер один» имеют реальных прототипов? Вам правительство предоставляло секретные материалы?
— Все персонажи реальные люди, многие продолжают работать в ЦРУ.
Так что весь наш сценарий основан на исследованиях Марка. Наверное, если бы мы попросили помощи у министерства обороны США, было бы больше информации. Но решение Марка не делать этого было очень мудрым! Пришлось бы еще ждать одобрения сценария от правительства. Конечно, были свои сложности. Многие люди, с которыми мы хотели говорить, отказывались общаться. Например, Джессика не смогла встретиться с женщиной-агентом, прототипом своей героини, потому что она находится «под прикрытием», ей нельзя показывать свое лицо. На сбор материала у нас ушло намного больше времени, чем на процесс съемки. Нам нужно было описать события десятилетнего периода за два часа!
— Фильм «Повелитель бури» получил множество наград.
Вы стали первой женщиной-режиссером — обладательницей «Оскара» в номинации «Лучший режиссер», а сама картина выиграла «Оскар» как лучший фильм года. И это при том, что соревновался с вами «Аватар» вашего бывшего мужа Джеймса Кэмерона!
— Кажется, такое можно только специально срежиссировать, да?! (Смеется.) Хорошо, что мы с Джимом остались друзьями после развода. И уважаем друг друга и ценим то, что делает каждый из нас в профессии.
— Расскажите о «К-19», это один из немногих американских фильмов, где русские предстают не в карикатурном виде.
— Сложная была с ним история. В 1994 году я узнала о том, что случилось с советской атомной подводной лодкой в 1961-м. 129 русских подводников, в сущности, удержали тогда судьбу мира в своих руках. (Авария на подлодке «К-19» привела к отказу системы охлаждения атомного реактора. Восемь членов экипажа, работая в реакторном отсеке, смогли устранить неисправность ценой жизни. Благодаря мужеству советских подводников взрыв подлодки, который Вашингтон мог принять за начало ядерной агрессии со стороны СССР, был предотвращен. — Прим. ред.) Меня потрясло благородство людей, готовых сознательно принести себя в жертву. Я много разговаривала и с американскими, и с русскими подводниками, физиками-атомщиками, но кульминацией стала возможность приехать на военно-морскую базу в России и самой увидеть «К-19». Мне было важно взглянуть глазами американцев, врагов тогдашнего Советского Союза, на эту историю.
Мне хотелось показать всю эту паранойю в надежде, что мой фильм поспособствует тому, чтобы такие ошибки больше не повторялись. У меня было время съездить в Москву и встретиться с теми, кто был на этой лодке. Знаете, сначала эти люди не понимали, чего я хочу, смотрели на меня как на врага. Но я сумела объяснить, что мы постараемся снять фильм как раз в честь моряков с «К-19», возможно спасших нас от большой беды. Хотим воздать должное их мужеству, храбрости. И тогда они заплакали и стали меня обнимать…
— Спасибо. У вас это получилось. А что в планах на будущее? Может, романтическая комедия? Снимете что-нибудь веселое, например, на Гавайских островах?
— А там можно снимать? (Смеется.) Мы, кстати, хотели это интервью на Гавайях провести. Как было бы здорово! (Смеется.) Даже не знаю! Нужно отдохнуть от работы над фильмом и прийти в себя.
Подпишись на наш канал в Telegram