7days.ru Полная версия сайта

Мастерская миссия

Режиссер перескакивает с одного героя на другого, то сталкивая их в причудливых па, то разводя в в уродливом танце.

Кадр из фильма «Мастер»
Фото: OutNow
Читать на сайте 7days.ru

Пионер электронной музыки Отто Люнинг, джаз 50-ых и оптимизм той эпохи сослужили неплохую службу для вдохновения Джонни Гринвуда. Это ему, гитаристу группы «Radiohead», режиссер Пол Томас Андерсон доверил сочинительство музыки к своему фильму «Мастер». Правда, этот творческий союз уже был проверен временем: в 2008 году на Берлинале Гринвуд стал обладателем «Серебряного медведя» за музыку к картине Андерсона «Нефть».

Эпохи режиссер выбрал, без сомнения разные, их фактически разделяет пропасть. Зато главным объединяющим стали люди — излюбленные объекты наблюдения Пола Томаса. Интересно, что скрупулезно, до микроскопических деталей воспроизводя исторический контекст, Андресон умудряется одновременно всего лишь окружать им своих героев.

Кадр из фильма «Мастер»
Фото: OutNow
Кадр из фильма «Мастер»
Фото: OutNow

И, создав необходимые условия, он принимается наблюдать за тем, как распутывают клубок заданных обстоятельств персонажи. Каждому он предоставляет полную свободу действия, открывая для себя и зрителя нечто совершенно новое, потаенное, глубинное.

Сначала выясняется, что в этой свободе, наступившей после окончания Второй мировой войны, совершено не понимает, как приноровиться к мирной действительности Фредди (Хоакин Феникс). Жизнь предложила бывшему моряку невыносимые условия — он привык уничтожать осязаемые цели, но с таким врагом, как стремительно меняющийся мир и растущее благосостояние, ему не справиться. А беспокойный, взрывной, необузданный характер совсем не способствуют налаживанию взаимоотношений с человечеством.

Где-то на самом краю бездны Фредди повстречал своего антипода.

Кадр из фильма «Мастер»
Фото: OutNow
Кадр из фильма «Мастер»
Фото: OutNow

Скорее, даже человека из параллельного мира, обладающего даром проповедника Ланкастера Додда (Филип Сеймур Хоффман). Ланкастер обаятелен, образован и умен ровно настолько, чтобы сложить из своих знаний учение для секты «Миссия». Его последователи обязаны полностью подчиняться «Мастеру», но Додд все равно не слишком доволен ими и собой. И лишь появление Фредди спасает гуру: Ланкастер возомнил, что нелюдим способен заменить ему сына.

Шесть полнометражных фильмов снял Пол Томас Андерсон, на работу над каждым потратив от трех до пяти лет.

Кадр из фильма «Мастер»
Фото: OutNow

Но временные рамки режиссеру важны лишь в сюжете, он будет непреклонен в воспроизведении точной картинки. В остальном время вторично: он потратит его столько, сколько потребуется для того, чтобы постичь постоянно ускользающую истину. Режиссер перескакивает с одного героя на другого, то сталкивая их в причудливых па, то разводя в разные стороны в уродливом танце. То Ланкастер становится милосердным мудрецом в те моменты, когда из Фредди пробивается его звериная сущность. И тут же верный и преданный «приемыш» оказывается честнее харизматичного эгоиста Додда.

Наблюдая за ними, трудно себе представить, что Андерсон назначил Хоффмана главным героем, а Феникса второстепенным. По большей части это равноправное партнерство, а зачастую Фредди выглядит куда убедительнее своего визави, пусть и наделенного куда более широким спектром эмоций.

Кадр из фильма «Мастер»
Фото: OutNow

О том, что они совершили или могли бы сделать в различных ситуациях, можно рассуждать часами, единственное, что не удастся — забыть того или другого.

Да и формат «Мастера» не позволит остаться к фильму равнодушным. Каждая из его частей займет ровно столько времени, чтобы успеть заметить детали и проанализировать происходящее. Чтобы под саундтреки Джонни Гринвуда погрузиться в чужую жизнь, что-то поняв про свою. Чтобы вспомнить о своих потаенных желаниях и мечтах и не испугаться того, что они могут быть услышанными Андерсоном. Номинант на три статуэтки «Оскар» в кино уже на этой неделе.

Подпишись на наш канал в Telegram