Самый парадоксальный режиссер «новой волны» во Франции Франсуа Озон снял еще один фильм. Одиннадцатый, не считая короткометражек. Сегодня с уверенностью можно говорить о том, что картины Озона делятся на две части: развлекательно-коммерческие и наблюденческие, идущие в разрез с бытовым кинематографом. Новая работа режиссера — «Убежище» — относится ко второму типу.
Тем более, что за этой парой наркоманов так легко следить: Серж (Пьер Луи-Каликсте) и Мусс (Изабель Карре) не выходят из дома даже ради новой дозы.
Ведь постоянным клиентам услужливый дилер готов подвезти героин прямо на квартиру. Он, правда, «забывает» предупредить, что наркотик разбавлен снотворным. Так что Мусс просыпается только в больнице, чтобы узнать, что Серж не вышел из комы. Но вторая новость мгновенно затмевает предшествующую — она скоро станет матерью. Или не станет, если прислушается к советам окружающих.
И Мусс готова попробовать изменить судьбу, да только злодейка не готова так быстро отпустить свою жертву. Все изменится, когда проведать будущую мать приезжает Поль (Луи-Ронан Шуази), готовый оказать поддержку сводный брат Сержа. Мусс остается решить, хочет ли она принять помощь, способна ли снова впустить в свою жизнь постороннего. Тем более, что у молодого человека есть свои секреты, раскрывать которые он не торопится.
В 1983 году во Франции вышел фильм «Я вышла замуж за тень» Робина Дэвиса.
Напряженный драматический сюжет одновременно казался довольно тривиальным. А хэппи-энд был сладкой вариацией сказки «Золушка». В определенный момент Озон будто в насмешку над ожиданиями зрителя, делает из своего «Убежища» практически копию картины Дэвиса. Но все не так просто. Даже самые оригинальные повороты сюжета не слишком интересуют Озона, равнодушного к внешним событиям.
Ему гораздо интереснее то, что происходит с его героями за кадром, поэтому некоторые эпизоды обрываются незаконченными, диалоги абсурдны, люди будто помеха. Больше того, следуя за событиями, Озон умудряется сделать вид, будто не знает, что произойдет в следующие пять минут. В этом чувствуется великая мудрость режиссера, способного выжидать, наблюдать, исследовать и — радоваться подсмотренному.
Конечно, ему помогают замечательные актеры, готовые пройти этот путь до конца. При этом они не послушные марионетки, а самостоятельные личности, требующие бесконечного внимания. С помощью Изабель Карре Мусс превратилась в своевольную, сильную, упрямую девочку-женщину. Благодаря Луи-Ронану Шуази Поль становится настоящим мужчиной, умеющим брать на себя ответственность.
«Убежище» — непостижимо красивая, очень непростая история для посвященных о том, что нет ничего очевидного даже в самом очевидном. Что любой человек совсем не таков, каким его привыкли видеть. Она для тех, кто в самой обычной жизненной ситуации способен заметить тайну. И раскрыть ее.
Подпишись на наш канал в Telegram